Какими свойствами сходны вода и воздух

Какими свойствами сходны вода и воздух thumbnail

Урок окружающего мира

Тема: «Свойства воздуха и воды»

(УМК «Перспективная начальная школа»)

2 класс

Учитель: Балыдина Марина Николаевна

МОУ «СОШ №56»

Саратов

2015

Урок окружающего мира 2 класс.

Тема: «Свойства воздуха и воды»

Дидактическая цель: обобщить, систематизировать знания учащихся по тема: свойства воздуха, свойства воды. Раскрыть некоторые экологические проблемы.

Тип урока: урок рефлексии

Задачи урока:

Предметные: — систематизировать и обобщить представления учащихся о свойствах воздуха и воды;

-развивать познавательную активность детей, наблюдательность, речь,

Метапредметные:— принимать и сохранять учебную задачу;

действовать по намеченному плану, а так же по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник и т. п.

— оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления;

— с учителем ставить новые задачи и осуществлять действия для реализации замысла.

Познавательные:- осознавать познавательную задачу;

находить необходимую информацию самостоятельно и использовать её для решения учебно-познавательных задач;

— строить несложные рассуждения, делать выводы.

Личностные:- развитие коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения;

выраженного познавательного интереса к математике;

развивать мышление, речь, внимание, память.

Коммуникативные:— выражать свои мысли, чувства в словесной форме;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

проявлять терпимость по отношению к высказываниям других точек зрения;

вступать в сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь;

строить небольшие монологические высказывания;

применять приобретённые коммуникативные умения в практике общения.

Оборудование: компьютер, мультимедийная аппаратура, проектор, карточки с заданиями, учебник.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация, самоопределение к деятельности.

— Ребята, посмотрите на парты, проверьте готовность к уроку.

-Какое настроение у тебя?

— Сегодня я вам предлагаю отправиться на лесную поляну.

Дети готовятся к работе, получают позитивный настрой.

Личностные: самоопределение;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Актуализация знаний.

Глубоко вздохните

-Ребята, вы почувствовали, что в лесу дышаться легче? Почему?

— А, что такое воздух?

— Какие свойства воздуха вы уже знаете?

Где находится воздух?

-Какие свойства воды вы знаете?

— Какая тема нашего урока?

Ответы детей.

У Земли есть воздушная оболочка, которая называется атмосфера.

Воздух — смесь газов.

воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, плохо проводит тепло, хорошо пропускает солнечные лучи.

— Воздух заполняет все промежутки, все трещинки и щелки в предметах. Он растворен в воде морей, озер, рек, ручьев.

Является растворителем;

не растворяет речной песок;

не имеет вкуса;

текуча;

принимает форму сосуда;

не имеет запаха;

прозрачна;

бесцветна;

испаряется.

— Свойства воздуха и воды

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные:

Логические — анализ объектов с целью выделения признаков.

Метапредметные: с учителем ставить новые задачи и осуществлять действия для реализации замысла.

3.Локализация затруднений

-Какая же цель нашего урока?

— У вас на столах карточки со словами, найдите лишнее слово, объясните, почему оно лишнее?

1 ряд — Соль, сахар, воздух, горчица.

2 ряд — Снег, радуга, лист растения, воздух.

3 ряд — Воздух, духи, уксус, жареная картошка.

Физминутка

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле!

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется.

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки,

Даже толстые стволы

Наклонились до земли.

Вправо-влево, взад-вперед –

Так деревья ветер гнет.

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет?

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина.

— Закрепить знания по свойствам воздуха и воды.

Воздух не имеет вкуса

Воздух не имеет цвета

Воздух не имеет запаха

Потягивания – руки в стороны

Потягивания -руки вверх

Дети машут руками

Наклоны вперед

Наклоны вправо-влево, вперед-назад

Вращение туловищем

Дети садятся за столы

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: постановка вопросов;

Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; формулирование проблемы.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

— Ребята, возле нашей поля есть небольшой водоем.

-Расскажите о растениях и животных, которые обитают в воде.

— Мы можем с вами напиться воды из этого водоема?

— А поможет нам верно ответить на этот вопрос учебник.

-Откройте его на стр.53

— Прочитаем вместе правило.

— Какой вывод сделаем, будем пить воду из нашего водоема? Почему?

Ответы детей.

Ответы детей.

Нет, мы не знаем чист ли он.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

5. Этап реализации построенного проекта.

-Ребята, а в растениях есть вода?

— Давайте докажем и проведём не большой опыт с клубнем картофеля.

Проводится опыт учителем.

— Откуда в нём вода?

-Значит, в почве есть вода? А как еще можно доказать, что в почве есть вода.

Ответы детей.

Из почвы.

положить небольшую часть земли (почвы) в тряпку, сжать и потечет вода

Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: умение структурироваться знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

6. Этап включения в систему знаний и повторения.

Работа в группах

5 групп

Дети работаю в группах по карточкам.

-Давайте проговорим правила работы в группе.

Задание: 1. Среди перечисленных свойств двух веществ выделите те, которые относятся к свойствам воздуха. Отметьте их знаком ☑. Свойства воды отметьте знаком ☒

2. Какие органы чувств помогают определить перечисленные свойства воздуха? Соедините стрелками соответствующие таблички и рисунки.

Проверка

Давайте подведём итог нашего урока.

— Какие свойства имеет воздух?

— Какие свойства имеет вода?

-Ответы детей.

— Дети выполняют работу

— Ответы детей

— Ответы детей по группам.

воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, плохо проводит тепло, хорошо пропускает солнечные лучи.

Является растворителем;

не растворяет речной песок;

не имеет вкуса;

текуча;

принимает форму сосуда;

не имеет запаха;

прозрачна;

бесцветна;

испаряется.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: самоопределение.

7. рефлексия

— Выберите рисунок на доске, который соответствует вашему настроению на уроке и нарисуйте по очереди лучики к солнышку или капельки для тучи.

Д/З

Хрестоматия – стр. 30- 32 (читать, пересказывать)

Выберите одно из свойств воздуха или воды и составьте сообщение, пользуясь разными источниками информации.

Читайте также:  Что такое мировой эфир какими свойствами он обладает

Выставление оценок.

— Большое спасибо за урок!

Дети рисуют.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

Источник

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА по теме

«Вода, воздух и их свойства».

Учащийся ……………………………………………………………………………

1.Прочитайте предложения. Вместо точек впишите пропущенные слова:

Вода ………………………. при нагревании и ……………………… при охлаждении. В воде растворяются некоторые вещества, потому что вода – хороший ……………………… Воду можно очистить с помощью ……………………… .

2.Какие свойства имеют воздух и вода? Выберите эти свойства и запишите ответы соответствующими цифрами:

  1. Не имеет цвета.

  2. Не имеет запаха.

  3. Расширяется при нагревании.

  4. Сжимается при охлаждении.

  5. Растворитель.

  6. Плохо проводит тепло.

  7. Прозрачность.

  8. Текучесть.

Воздух ………………………………………………………………………………

Вода ………………………………………………………………………………

3.Какие вещества входят в состав воздуха?

  • водород, медь, цинк;

  • кислород, азот, углекислый газ;

  • хлор, фтор, йод.

4.Какой газ, входящий в состав воздуха, необходим для дыхания?

  • азот;

  • кислород;

  • углекислый газ.

5.Какими свойствами обладает воздух?

  • голубого цвета, проводит звуки, пропускает солнечные лучи, не имеет запаха;

  • прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло;

  • с ветром по воздуху проносится пыль, запах зависит от окружающих предметов, при резком изменении границы тепла и холода образуются ветры.

6.В окнах для сохранения тепла устанавливают двойные рамы. Какое свойство воздуха используется?

  • при нагревании воздух расширяется;

  • при охлаждении воздух сжимается;

  • воздух плохо проводит тепло.

7.Как нужно охранять воздух от загрязнения?

  • остановить все фабрики и заводы, прекратить заготовку древесины, запретить пользоваться транспортом, превратить Землю в один огромный заповедник;

  • фабрики и заводы должны иметь уловители пыли и вредных веществ, транспорт необходимо сделать экологически безопасным, в городах и вокруг них создавать пояса садов, парков и лесов.

8.За счёт чего зимой могут лопаться водопроводные трубы?

  • вода, превращаясь в лёд, расширяется;

  • вода, превращаясь в лёд, сжимается;

  • повреждение водопроводных труб с наличием в них воды не связано.

9.Вы вымыли пол в классе. Почему через некоторое время он стал сухим?

  • вода с поверхности пола испарилась;

  • вода впиталась в поверхность пола;

  • вода осталась на подошвах обуви учеников, которые ходили по классу.

Ответы

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА по теме

«Вода, воздух и их свойства».

1.Прочитайте предложения. Вместо точек впишите пропущенные слова:

Вода расширяется при нагревании и сжимается при охлаждении. В воде растворяются некоторые вещества, потому что вода – хороший растворитель. Воду можно очистить с помощью фильтра.

2.Какие свойства имеют воздух и вода? Выберите эти свойства и запишите ответы соответствующими цифрами:

  1. не имеет цвета.

  2. Не имеет запаха.

  3. Расширяется при нагревании.

  4. Сжимается при охлаждении.

  5. Растворитель.

  6. Плохо проводит тепло.

  7. Прозрачность.

  8. Текучесть.

Воздух – 1, 2, 3, 4, 6, 7

Вода – 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8

3.Какие вещества входят в состав воздуха?

  • кислород, азот, углекислый газ;

4.Какой газ, входящий в состав воздуха, необходим для дыхания?

  • кислород;

5.Какими свойствами обладает воздух?

  • прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло;

6.В окнах для сохранения тепла устанавливают двойные рамы. Какое свойство воздуха используется?

  • воздух плохо проводит тепло.

7.Как нужно охранять воздух от загрязнения?

  • фабрики и заводы должны иметь уловители пыли и вредных веществ, транспорт необходимо сделать экологически безопасным, в городах и вокруг них создавать пояса садов, парков и лесов.

8.За счёт чего зимой могут лопаться водопроводные трубы?

  • вода, превращаясь в лёд, расширяется;

9.Вы вымыли пол в классе. Почему через некоторое время он стал сухим?

  • вода с поверхности пола испарилась;

Источник

  1. Начинаем наш конкурс «Знатоки природы». Сегодня к нам пришли Маша и Миша для того, чтобы мы помогли им разрешить спор. А о чем они спорят, догадайтесь.

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А наскучит ей летать,

На землю падает опять. (вода)

Есть особый океан,

Он не пресный, не соленый,

Без воды и берегов

Голубой простор бездонный.

Самолеты реют в нем,

Рядом птицы с облаками,

И трамвай, и пес, и дом

Плавают в том океане. (воздух)

— Кто догадался о чём будут конкурсные задания? (О свойствах воды и воздуха; сравнение их свойств)

– А поспорили Маша и Миша о том, что важнее — воздух или вода?

А вы как считаете?

-Поможем Маше и Мише? Я предлагаю вам стать научными сотрудниками двух лабораторий по защите воздуха и воды.

Вы будете работать в командах, поэтому давайте вспомним правила работы.

  1. Успех команды зависит от деятельности каждого.

  2. Задания между членами команды распределяйте так, чтобы каждый мог справиться после коллективного обсуждения.

  3. Обязательно приди на помощь тому, кто не успевает справиться с заданием.

  4. В группе равные возможности успеха.

  1. –Маша доказывает нам, что без воды прожить нельзя.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает.

Ледником в горах зовется,

Лентой серебристой вьется.

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда.

Задание для лаборатории 1:

Работа с Хрестоматией.

А чем вы можете дополнить слова Маши? Перечислите значение воды для всего живого.

Вывод: Без воды прожить нельзя.

  1. –Миша утверждает, что без воздуха тоже не прожить.

Задание для лаборатории 2:

-Докажите экспериментальным путем необходимость воздуха.

-Что такое воздух? Из чего он состоит?

Хотите посмотреть, как выглядит Земля из космоса? Как атмосфера ,словно покрывало, окутывает нашу Землю?

Вывод: Без воздуха тоже прожить нельзя.

  1. –Маша настаивает на своем: воду можно увидеть и услышать.

Задание лаборатории 1:

Докажите это путем опыта. ( Переливание воды из стакана в стакан.)

Задание лаборатории 2:

-А что вы можете ответить? Можно ли увидеть и услышать воздух?

Опыт: стакан с водой и медицинская груша, воздушный шарик.

Вывод: воздух и воду можно увидеть и услышать.

  1. –А теперь вопрос работникам обеих лабораторий.

Может ли вода стать невидимкой? При каких условиях?

(испарение)

-А в каких состояниях еще может быть вода?

(жидкое, газообразное, твердое)

  1. Творческое задание.

-Каждая лаборатория сочинит короткую сказку о путешествии капельки воды.

Лаб. 1: Как капелька превратилась в пар.

Лаб.2: Как капелька превратилась в ледышку.

-Итак, в результате наших научных исследований мы убедились, что у воды и воздуха много общего. Назовите эти общие свойства. Докажите опытами.

  1. Мы с вами смогли убедить Машу с Мишей в том, что вода и воздух одинаково важны. Они помирились и предлагают вам немного передохнуть на берегу теплого моря.

Читайте также:  Какие из свойств металлов относятся к механическим

Минутка релаксации (шум прибоя)

-Вас ласкают теплые солнечные лучи, обдувает ласковый ветерок, а набегающие волны касаются ваших ног, слизывают и уносят усталость далеко в море.

  1. А теперь Маша с Мишей предлагают вам викторину, в которой вы вспомните остальные свойства воды и воздуха.

Викторина.

*Почему нахохлился воробей?

*Ты один не умывался

И грязнулею остался…

О каком свойстве воды забыл грязнуля?

А может ли воздух что- то растворить?

*Почему вода в термосе не остывает?

*Почему суп соленый , а чай сладкий?

*Почему в солнечный день белье высыхает быстрее, чем в пасмурный?

*Почему лед плавает?

*Замерзает ли родник зимой?

*Людям и животным необходим кислород, а для чего нужен углекислый газ?

  1. Тестирование.

Каждой лаборатории дается лист со сравнительной таблицей свойств воды и воздуха. Дети ставят значки в нужной графе, затем обмениваются листами и проверяют по образцу на экране.

  1. –Давайте вспомним, о чем спорили Маша и Миша?

К какому выводу мы пришли?

-А раз они нам необходимы, то их нужно охранять. От чего?

Маша и Миша придумали на эту тему такие стихи и знаки.

Человек, запомни навсегда:

Символ жизни на Земле — вода!

Экономь ее и береги-

Мы ведь на планете не одни!

Все живое на Земле:

И на суше, и в воде

Жить без воздуха не может.

Чистым воздух сохрани

Для себя и для потомков.

Каждый кустик береги,

Не ломай березки тонкой!

-А для вас такое творческое домашнее задание.

Придумайте знак или стихотворение в защиту воды и воздуха.

Подведём итоги конкурса и определим победителей.

Цели занятия:

Обобщение свойств воды и воздуха, их значения и использования человеком.

Задачи:

  • Расширение представлений детей об окружающем мире через сопоставления, сравнения, через связи и зависимости содержательно-смысловых фрагментов о воде и воздухе.

  • Создание условий для систематизации и обобщения детьми естественно- научных понятий и практическое закрепление умения доказывать и опровергать представленную гипотезу ( с использованием имеющегося опыта и доказательств путем лабораторных опытов).

  • Умение сравнивать,рассуждать, анализировать, делать выводы.

Источник

Галина Жданова
Конспект занятия «Свойства воды и воздуха»

ГБОУ Школа №1034 ДО-4 «Лад»

Тема: «Свойства воды и воздуха»

Конспект по познавательному развитию в старшей группе

Подготовила и провела воспитатель высшей категории

Жданова Галина Ильинична

Москва 2015г.

Конспект по познавательному развитию

в старшей группе «Свойства воды и воздуха»

Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе и воде.

Задачи:

• Дать детям представление о воздухе, как газообразном веществе;

• Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения;

• Познакомить со свойствами воды;

• Развивать навыки проведения опытов, способность сравнивать, сопоставлять и делать выводы;

• Расширять и активизировать словарь детей;

• Дать элементарные представления о значении чистого воздуха;

• Прививать бережное отношение к окружающей среде.

Материалы : глобус; мячик; стаканчик воды и трубочка; шарик из ваты, подвешенный на ниточке; пакет; камень; брусок деревянный; кисточка; краски; нарисованная капелька и воздушный шар; стакан прозрачный.

Ход деятельности

— Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роли ученых и заняться исследованиями. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете,отгадав мои загадки:

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не сможем. (Воздух)

Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба.

Чтобы плыли корабли — жить нельзя нам без (воды)

— Ребята! К нам пришли гости – воздушный шар и капелька. Они не ходили в детский сад, и еще ничего не знают о нашей жизни. Давайте расскажем и научим их.

— Шар земной внесли в автобус, оказался это.. (глобус)

— Что изображает глобус? (планету)

— Как называется наша планета? (Земля)

— А какие мы еще планеты знаем? (Меркурий, Плутон,. .)

— А что поддерживает жизнь на нашей Земле? (солнышко)

— Солнце — это планета? (звезда)

— Кто загадку отгадает?

«Ты весь мир обогреваешь, и усталости не знаешь,

И заглядываешь в оконца,и зовут тебя все..» (Солнце)

— В какое время суток оно нам светит? (днем)

— Целый день солнце освещает землю, а к вечеру солнце прячется, уходит по другую сторону Земли. Давайте подумаем, что происходит с солнцем?

— Что больше на Земле, суши или воды? Да, большая часть нашей планеты покрыта водой — это моря и океаны. Может быть кто-то вспомнит и назовет некоторые из них. (Тихий океан, Индийский океан, Черное море, Азовское море..)

— А вот еще есть огромный океан. Он без берегов и воды, по нему проплывает серебристые рыбы, а это самолеты. Догадались?

— Да, это воздушный океан. Мы каждый день, минуту, час, секунду купаемся в нем. И если бы не было этого воздушного океана, то не было бы и жизни на земле.

Садитесь и мы поговорим сейчас о воздухе.

— Можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо? Давайте проверим. Зажмите нос и рот. (Мы себя чувствуем плохо) Значит, для чего нужен воздух? (чтобы дышать) Он невидимка, волшебник. Почему мы называем его невидимкой? (Потому что он прозрачный и через него все видно) А что еще прозрачное есть в нашей комнате? (стекло)

— А что еще прозрачным может быть? (вода)

— А как мы узнаем, есть ли воздух вокруг нас? (мы должны его почувствовать) Подуем на ладошку, что мы чувствуем? (холод) Помашите листочком бумаги на себя? Что мы сейчас почувствовали? (ветер) Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение. Так что же происходит тогда в природе, когда движется воздух? (ветер)

— А теперь покажем пузырю и капельке этот предмет. Что это? (мячик)

— Какой удивительный предмет. В речке не тонет, высоко скачет. И играть с ним одно удовольствие. Почему же он такой, что у него внутри? (Воздух)

— Вот видите, ребята, с воздухом можно и поиграть. И играть можно по разному. Кто из вас пускал мыльные пузыри? Кто кораблик гнал — дул по воде, чтобы он плыл дальше?

Читайте также:  Какие свойства или явления демонстрируют птицы осенью

— А сейчас мы с вами будем фокусниками.

Игра «У кого пушинка будет красиво подниматься высоко». Упражнение на дыхание.

Поставим шарик перед губами, сделаем трубочку из губ и дуем плавно на шарик. Удерживаем шарик под углом. Дуем сильнее и видим, как шарик красиво отлетает вверх. А теперь встанем и немного отдохнем.

Физкультминутка, «Дождь»

Капля — раз, капля — два, очень медленно сперва, (Хлопки руками на каждое слово)

А потом, потом, потом — все бегом, бегом, бегом. (Бег)

Стали капли поспевать, капля каплю догонять. (Хлопки руками на каждое слово)

Кап-кап, кап-кап. (Свободные движения пальчиками)

Зонтики скорей раскроем, от дождя себя укроем. (Соединить руки над головой)

Садитесь.

— Возьмите в руки камень, сожмите его. Какой он на ощупь? (ответы детей). Камень-это твердое тело. Какие еще твердые тела вы знаете? (ответы детей). А можно ли взять в руки воздух и сжать его? Значит можно сделать вывод, что воздух не твердое тело.

— Возьмите стакан с водой и рассмотрите воду. Что вы можете сказать о воде, какая она? (ответы детей). А что умеет делать вода? (ответы детей). Так что же такое вода? Да, вода это жидкость. Назовите другие известные вам жидкости.

— Итак, мы с вами выяснили, что воздух нельзя сжать, значит, он не твердое тело. Воздух не течет и не льется, его не пьют. Значит он не жидкость. Воздух, ребята, это газ. Он невидимый, прозрачный, бесцветный и не имеет запаха. Вот наше первое открытие. Но как же тогда нам его обнаружить? Продолжим наши исследования. Возьмем пакет и начнем скручивать его с открытого края. Что происходит с пакетом? (пакет надувается). Почему это происходит? (пакет наполняется воздухом). Действительно, пакет наполнился воздухом, но мы его не видим.

— Ребята, а для чего нам необходим воздух? (для дыхания) Верно.

Мы проверили ряд исследований и убедились, что воздух невидим, но его можно ощущать, он занимает место. Теперь давайте убедимся, что мы дышим воздухом.

— На столах у каждого есть стаканчик и трубочка. При помощи этих предметов мы увидим и покажем капельке и шару воздух.

— Дуем через соломинку, вначале тихо. Что мы увидели в стакане? (пузырьки)

— Что с ними происходит? Они поднимаются вверх? А почему? (Потому что они легкие) А теперь дуем сильнее. Что происходит? (буря). Это доказывает, что вы выдыхаете воздух.

— Положите руку на грудную клетку, сделайте вдох. Что происходит? (грудная клетка поднялась). Что в это время происходит с легкими? (они наполняются воздухом). А при выдохе, что происходит с грудной клеткой? (она опускается). А что происходит с нашими легкими? (из них выходит воздух).

Делаем вывод: при вдохе легкие расширяются, наполняясь воздухом, а при выдохе сжимаются. А мы можем не дышать вообще?

Мы сейчас покажем капельке и воздушному шару, что означает «Выйти сухим из воды». Возможно ли, опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку? Сейчас мы это проверим.

— Что это? Стакан. А это салфетка. Потрогайте ее, она сухая?

Больше в стакане ничего нет? Давайте проверим.

Переворачиваем стакан вверх дном, осторожно погружаем в воду, не наклоняя стакан до самого дна емкости, далее поднимаем его из воды, даем воде стечь, не переворачивая стакан. А теперь определим, намокла ли салфетка. (не намокла) Почему? (потому что там есть воздух, и он не пускает воду) Значит и здесь есть воздух.

Воздушный шар принес нам волшебный сундучок, а в этом сундучке лежат кое-какие предметы. Он хочет, чтобы мы проверили, есть ли воздух в этих предметах? (Ребенок достает камешек из сундучка, опускает в банку с водой)

— Ребятки, что мы увидели? (пузырьки)

— И еще что? (он утонул)

— А теперь опустим в воду брусок деревянный. Что с ним происходит? (он не тонет)

— А почему он не тонет? (потому что он легкий) Значит, воздух есть везде, в каждом предмете. Только его где-то больше, а где-то меньше.

Садитесь.

— Без дыхания нет жизни. Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит. Каким воздухом. Отличается ли воздух, которым мы дышим в городе от воздуха в лесу? Как нам в лесу дышится? Почему?

Деревья работают как пылесосы. Они очищают воздух. Зеленые листья улавливают, всасывают пыль и грязь из воздуха. Чем больше растений вокруг, тем чище воздух, тем он полезней для человека и его здоровья. Воздушный шар много про себя узнал и очень вам благодарен.

— А вот капелька еще хочет узнать про воду. Мы сказали, что воздух прозрачный, что еще у нас прозрачное? (вода)

— Давайте капельке расскажем о чудесных свойствах воды?

— Ребятки, вода это что? (жидкость)

— Что можно делать с водой? (наливать, переливать)

— А во что может превратиться вода? (в лед, в пар)

— А когда вода превращается в лед? (зимой, в морозы)

— А когда превращается в пар? (летом, в сильную жару)

— А может ли вода изменить свой цвет? (может, если в нее положить краску)

— Давайте покрасим водичку в цвет, который вам нравится, (дети размешивают краску в воде)

— Ой, какие разноцветные стаканчики получились. Почему у тебя вода желтая? (потому что добавил желтую краску)

— На какой сок похож? (лимонный)

— А у тебя водичка красная. На какой сок похож? (томатный)

— Ребятки, а есть ли вкус у воды? (безвкусная)

— А если я положу сахар? Какая будет вода? (сладкая)

— А если соль? (соленая)

— Лимон? (кислая)

— Капелька очень много про себя узнала. Она вам очень благодарна. На этом наши исследования закончены,

— Ребята, с чем мы сегодня познакомились? Что мы узнали нового о воде и воздухе? Что вам понравилось? Какими свойствами воздух обладает? (бесцветный, прозрачный, без запаха, но, хотя мы его не видим, мы его ощущаем). Каково его главное назначение?

Источник