Какими свойствами по мнению алхимиков обладал философский камень

Алхимик в поисках философского камня (Джозеф Райт, 1771 год)

Философский камень (лат. lapis philosophorum), он же магистерий, ребис, эликсир философов, жизненный эликсир, красная тинктура, великий эликсир, пятый элемент — в легендах средневековых алхимиков некий реактив, необходимый для успешного осуществления превращения (трансмутации) металлов в золото, а также для создания эликсира жизни.

Алхимическая символика[править | править код]

В алхимических трактатах символом философского камня часто выступает змей Уроборос, пожирающий свой хвост. Другим символом эликсира является ребис — гермафродит, появляющийся в результате соединения «короля» (философской серы) и «королевы» (философской ртути) в алхимический брак. Также символом философского камня является лев, глотающий солнце.

Описание[править | править код]

Одной из главных задач алхимиков было приготовление двух таинственных веществ, с помощью которых можно было бы достигнуть облагораживания (усовершенствования) металлов. Наиболее важный из этих двух препаратов, который должен был обладать свойством превращать в золото не только серебро, но и неблагородные (несовершенные) металлы, как например свинец, олово и другие, носил название философского камня, великого эликсира или магистериума, а также именовался красной тинктурой, панацеей жизни и жизненным эликсиром.

Этому средству приписывалась могучая сила: оно должно было не только облагораживать металлы, но и служить универсальным лекарством; раствор его, в определённой степени разведённый, так называемый золотой напиток (лат. aurum potabile — «питьевое золото»), принятый внутрь в малых дозах, должен был исцелять все болезни, молодить старое тело и делать жизнь более продолжительной.

Другое таинственное средство, второстепенное по своим свойствам, носившее название белого льва, белой тинктуры или малого магистериума, ограничивалось способностью превращать в серебро все неблагородные металлы.

Находивших философский камень звали адептами; среди таковых, как считалось, было четыре женщины — Мария Профетисса, Клеопатра Алхимик, Медера и Тапхнутия[1]. В эзотерическом смысле камень символизировал трансмутацию низшей животной природы человека в высшую, божественную.

Алхимики не стремились к получению золота, оно было лишь инструментом, а не целью (тем не менее, Данте в своей «Божественной комедии» определил место алхимиков, как и фальшивомонетчиков, в аду, а если точнее, в круге восьмом, рве десятом). Целью для них был сам философский камень. И духовное освобождение, превознесение, даруемое тому, кто им обладает — абсолютная свобода (надо отметить, что камень, по большому счёту, и не камень вовсе, чаще его представляют как порошок, либо раствор порошка — тот самый эликсир жизни).

Хотя большинство людей и считает философский камень выдумкой, всё же в XX веке трансмутация была проведена — золото нередко получается из других элементов в процессе работы ядерного реактора. Оно получается в ничтожных концентрациях, дорогим для извлечения и отрицательно влияет на работу самого реактора. Универсальным лекарством такой «магистериум» тем более не служит.

Способ получения золота[править | править код]

В своём труде «Различные ремёсла» монах Теофиль, настоящее имя которого Рогерус, живший в VII веке на севере Германии, объясняет, как алхимики получают испанское золото, исключительно мягкое и легко поддающееся обработке. Прежде всего, следует вырастить василисков — рептилий, выводящихся из яиц, снесённых старым петухом.

Под землёй у них [алхимиков] комната из белой глины, пол, потолок и стены которой выложены камнем, с двумя маленькими окошками, такими узкими, что через них вряд ли что-то можно увидеть. Они помещают туда старых петухов, лет двенадцати—пятнадцати, и дают им вдоволь корма. Когда те разжиреют, то из-за внутреннего жара в теле начинают спариваться и откладывать яйца. Потом петухов убирают, а для высиживания яиц используют жаб. Их кормят хлебом и иной пищей. Из созревших яиц вылупливаются петушки, похожие на обычных, но через 7 дней у них вырастают змеиные хвосты; если бы не каменные полы, они тот час бы ушли под землю. Чтобы не допустить этого, у тех, кто их выращивает, есть большие круглые медные горшки, которые закрываются крышками и по всей поверхности пробиты дырки; цыплят сажают туда, закрывают отверстия медными крышками и зарывают горшки в землю; шесть месяцев цыплята питаются землёй, которая набивается сквозь дырки. Затем крышки снимают и разжигают большой огонь, чтобы животные полностью сгорели. Когда всё остынет, содержимое достают и размельчают, добавив туда на треть крови рыжего мужчины; когда кровь засохнет, её надо растереть. Эти два ингредиента разводят крепким винным уксусом в чистом сосуде. Затем берут очень тонкие пластинки очищенной красной меди, на каждый конец накладывают тонкий слой этого состава и ставят на огонь. Когда они раскалятся добела, их достают, остужают и смывают в том же составе, пока вся медь с двух концов пластинки не будет поглощена составом, который от этого разбухнет и приобретет цвет золота. Это и есть золото, которое годится для многообразного применения.

Mutus Liber[править | править код]

Николас Фламель жил во Франции в XIV веке и, как считается, узнал, как делать философский камень. Есть упоминания о нём (и о том, как его видели) на протяжении веков, так как предполагается, что он обрёл бессмертие. Он и его жена Перенелла посвятили свою жизнь созданию «вечного эликсира».

«…Я [Н. Фламель] видел во сне ангелов, спускающихся ко мне, спящему в поле, по небесной лестнице. Они даровали мне книгу, в которой содержится ключ к Деланью…»

Не придав этому сну значения, Фламель некоторое время спустя покупает у незнакомца книгу Авраама Еврея, которая являлась своеобразной инструкцией к изготовлению философского камня. Алхимик оставляет потомкам абстрактную инструкцию Mutus Liber («Немая книга»), которая не содержит ни единого слова и полностью состоит из гравюр, отображающих различные стадии создания эликсира.

Читайте также:  Какими лечебными свойствами обладают финики

Великий Гримуар[править | править код]

Рецепт получения философского камня. «Великий Гримуар».
Глава «Секреты магического искусства»

Возьмите горшок свежей земли, добавьте туда фунт красной меди и полстакана холодной воды, и всё это прокипятите в течение получаса. После чего добавьте к составу три унции окиси меди и прокипятите один час; затем добавьте две с половиной унции мышьяка и прокипятите ещё один час. После этого добавьте три унции хорошо размельчённой дубовой коры и оставьте кипеть полчаса; добавьте в горшок унцию розовой воды, прокипятите двенадцать минут. Затем добавьте три унции сажи и кипятите до тех пор, пока состав не окажется готов. Чтобы узнать, сварен ли он до конца, надо опустить в него гвоздь: если состав действует на гвоздь, снимайте с огня. Этот состав позволит вам добыть полтора фунта золота; если же не действует, это — признак того, что состав не доварен. Жидкостью можно пользоваться четыре раза. По составу можно выложить 4 экю.

По Джорджу Рипли[править | править код]

Английский алхимик Джордж Рипли (XV век) в «Книге двенадцати врат» предложил такой способ получения философского камня[2]:

Чтобы приготовить эликсир мудрецов, или философский камень, возьми, сын мой, философской ртути и накаливай, пока она не превратится в красного льва. Дигерируй этого красного льва на песчаной бане с кислым виноградным спиртом, выпари жидкость, и ртуть превратится в камедеобразное вещество, которое можно резать ножом. Положи его в обмазанную глиной реторту и не спеша дистиллируй. Собери отдельно жидкости различной природы, которые появятся при этом. Ты получишь безвкусную флегму, спирт и красные капли. Киммерийские тени покроют реторту своим тусклым покрывалом. Он загорится и, приняв вскоре великолепный лимонный цвет, вновь воспроизведёт зелёного льва. Сделай так, чтобы он пожрал свой хвост, и снова дистиллируй продукт. Наконец, сын мой, тщательно ректифицируй, и ты увидишь появление горючей воды и человеческой крови.Джордж Рипли

В этом рецепте говорится о получении брома из свинца. Бром как раз является той самой первичной материей.

См. также[править | править код]

  • Чинтамани
  • Алкагест
  • Красная ртуть
  • Изумрудная скрижаль
  • Аб-и-хайат — арабский аналог эликсира жизни.
  • Эликсир молодости
  • Вечная жизнь
  • Палингенезия
  • Рингсэ — квантовый компьютер в головном мозге
  • Бромид золота(II)

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Алхимия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Зелигманн К. «История магии и оккультизма»
  • Рабинович В. Л. «Божественная Комедия» и миф о философском камне // Дантовские чтения 1985. / Под общ. ред. И. Ф. Бэлзы. — М.: Наука, 1985. — 288 с.
  • Рабинович В. Л. Алхимический миф и химеры собора Парижской богоматери (К проблеме сопоставления). // Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания. / отв. ред. и сост. И. Т. Касавин. — М.: Политиздат, 1990. — 464 с. ISBN 5-250-00752-X

Ссылки[править | править код]

  • Артефиус о философском камне
  • Способ получения философского камня
  • Краткий словарь алхимиков

Источник

Превратить свинец в золото – возможно ли это? Средневековые алхимики были уверены, что у них получится это сделать, стоит только найти философский камень – таинственную субстанцию, способную облагораживать простые металлы. Что же это за волшебное вещество, удалось ли кому-то из алхимиков или современных ученых его отыскать и существует ли оно на самом деле?

Описание философского камня

Философский камень – что же это и какой на вид этот магический элемент? Найти описание непосредственно философского камня, того, как он выглядит, является ли твердым веществом или жидкостью, сложно. Упоминаний о нем как о камне мало, чаще всего его представляют в виде порошка или эликсира. Некоторые источники описывают его в виде красного, оранжевого или желтого полупрозрачного камня. Если камень еще не дозрел, то он белого цвета и способен превращать неблагородные металлы в серебро. Его вес больше, чем у золота, он растворяется в любой жидкости, но не горит в огне.

Средневековая философия и алхимия были пронизаны символизмом. Каждому веществу или явлению соответствовал магический символ. Так, в качестве символа философского камня чаще всего выступали:

  • змей Уроборос, поглощающий свой хвост;
  • гермафродит ребис, получившийся из объединения «короля» – серы и «королевы» – ртути;
  • лев, проглатывающий солнце.

Упоминания о волшебном камне

Первые сведения о магическом веществе, способном преобразовывать металлы, относятся к 300 г. до н. э. Древние греки называли этот элемент первичной материей и считали, что из него произошли остальные 4 элемента: вода, воздух, огонь и земля. Описание первоматерии содержится в трудах Платона и Зосима из Панополиса.

Немецкий монах Рогерус, живший в VII в., писал в своем философском трактате «Различные ремесла», как получают магическую субстанцию. Основной ингредиент – василиски, которые вылупились из яиц, снесенных старым петухом. Василисков сжигают, а их пепел смешивают с кровью рыжего юноши. Эту субстанцию растворяют в винном уксусе – и волшебный камень готов!

Волшебный камень пытались найти не только европейские, но и восточные алхимики. В VIII в. Джабир ибн Хайян предположил, что любой металл – это сочетание четырех основных элементов. Чтобы превратить один металл в другой, нужно всего лишь изменить пропорцию этих элементов. Он уверял, что у него получилось создать красный порошок, который способен вызвать такую трансмутацию, и назвал его «аль-иксира». От этого арабского слова произошло название «эликсир». Знаменитый ученый Авиценна раскритиковал предположение о возможности преобразования одних металлов в другие.

Читайте также:  Каким свойством обладает графит

Несмотря на то, что к алхимикам в средневековье относились неоднозначно, многих из них обвиняли в колдовстве и связи с потусторонними силами, даже монахи увлекались мистической «химией» и пытались создать философский камень. В XIII в. немецкий монах Святой Альберт Великий в своих трудах пишет, что ему удалось понаблюдать за созданием магического вещества. Также утверждают, что ему самому удалось создать эликсир.

Иллюстрация из книги-инструкции Mutus Liber

Французский алхимик Николас Фламель в XIV веке написал абстрактную и очень непонятную инструкцию о том, как создать волшебный порошок – «Mutus Liber». Эта книга не содержит ни оного пояснения, лишь гравюры, по которым сложно что-либо понять. По легенде, он и его супруга Пернелла создали таинственное вещество и обрели бессмертие.

Английский алхимик Джордж Рипли в XV в. создал «Книгу двенадцати врат», где описал свой способ получения волшебного эликсира. В его рецепте основным веществом является бром, который, по его мнению, и является первоматерией.

Что делает артефакт и для чего его пытались найти или создать алхимики?

Зачем же алхимики на протяжении столетий искали загадочный магический эликсир? Основное свойство волшебного вещества – это трансмутация металлов, в результате которой неблагородные металлы, например свинец или олово, превращаются в золото.

Неужели основной целью была всего лишь нажива? Среди средневековых химиков были благородные, знатные люди, дворяне и врачи, для них обогащение стояло не на первом месте. Однако нельзя отрицать, что были и те, кто таким образом пытался разбогатеть.

Золото было не целью, а средством получения философского камня. Его появление свидетельствовало о том, что магическое вещество получено. По представлениям средневековых философов, таинственный эликсир давал духовное освобождение и абсолютную свободу.

Одно из основных свойств философского камня – излечение от всех болезней, именно это делает его таким желанным для средневековых философов. Он являлся универсальным лекарством, которое исцеляло бы от любых недугов, возвращало жизненные силы и молодость, а также даровало бессмертие. Для этого из волшебного порошка следовало приготовить золотой напиток и пить его, чтобы постоянно поддерживать молодость и здоровье.

Другие возможности эликсира:

  • создание вечно горящих ламп;
  • превращение обычных камней в драгоценные;
  • воскрешение мертвых растений;
  • создание гомункула.

Существует ли камень на самом деле?

Удалось ли кому-то из средневековых алхимиков создать философский камень? Есть много упоминаний об успешном завершении алхимических опытов. Тех, кто смог создать волшебный эликсир, называли адептами, среди них были и женщины:

  • первая женщина-алхимик Мария Профетисса, которая жила в I или II в. н. э. и основала александрийскую алхимическую школу;
  • египетский алхимик Клеопатра Алхимистика, жившая в III или IV в. н. э. в Александрии.

Нет ни одного достоверного свидетельства того, что кому-то удалось создать философский камень, несмотря на множество упоминаний об успехе. Это неудивительно, ведь подобные превращения и, тем более, вечная жизнь, невозможны.

То, что не удалось сделать средневековым алхимикам, получилось у ученых ХХ века. Трансмутация обычных металлов в золото все-таки возможна, но только в результате ядерной реакции. В 1941-м г. ученые в лаборатории ядерной физики бомбардировали потоком нейтронов ядра ртути. В результате этих экспериментов образовались нестабильные изотопы золота с массовыми числами 198, 199 и 200, массовое число натурального золота – 197. Из 100 мг ртути получилось 35 мкг благородного металла.

Подобное открытие вызвало ажиотаж в мировой прессе – неужели теперь можно создавать искусственное золото?! Ликование длилось недолго, мечты алхимиков о преобразовании металлов в драгоценность остались мечтами и в ХХ в. Испуская бета-лучи, полученное золото через несколько часов превратилось в обычную ртуть.

Источник

Философский камень

Философский Камень. Красный Эликсир. Великий Магистерий.
  
Когда Делание достигло красного цвета, из заключённой материи получается Философский Камень, Красный Эликсир, или Великий Магистерий. Мы знаем, что материю, сделавшуюся белой — белый эликсир — называли Малым Магистерием, но этот Малый Магистерий превращает металлы только в серебро, тогда как Великий Магистерий превращает металлы в золото и, кроме того, обладает другими свойствами.
Философский Камень — тяжёлый порошок шафранного (ярко-красного) цвета, имеющий способность превращать обыкновенные металлы в Золото или Серебро. Белый эликсир белит металлы и превращает их в Серебро, красный эликсир краснит металлы и превращает их в Золото. Ещё греческие алхимики знали это различие (см. Марселен Бертело «Les Origines de l’Alchimie»). В начале за Философским Камнем признавалось только свойство превращения металлов, но позднее герметические философы признали у него массу других свойств, как-то: производить бриллианты и другие драгоценные камни, исцелять все болезни, продлять человеческую жизнь долее обыкновенных границ, давать тому, кто им обладает знания наук, силу влияния и могущества над небесными духами и т.д. (0002/0012).
Между тем, эти физические свойства не давали достаточных гарантий для алхимиков. Чтобы удостовериться в его качестве, они сыпали его на металлическую пластинку, разогретую до красна. При этом Камень должен расплавиться, не распространяя дыма:
«Возьми чистую оловянную пластину, три её и отполируй, положи на неё немного твоей материи и поставь на раскалённые угли. Если материя расплавится и расплывётся по горячей пластине, твоё лекарство совершенно; тогда возблагодари Господа» (Иоанн Исаак Голланд «Минеральная работа»)».
Гревер говорит почти тоже самое:
«Возьми зерно твоей материи, положи его на железную или медную пластину и нагрей её сильно, пока она не побелеет. Если тогда не поднимется никакого дыма, и взятая с огня материя ничего не потеряет ни в весе, ни в величине, то значит она хорошего качества» («Secretum nobilissimum»). 
Калид прибавляет некоторые подробности:
«Когда Камень закончен, кладут частичку его на раскалённую до красна железную оловянную или серебряную пластину. Если он расплавится и потечёт, как воск, без дыма, сильно прилепляясь к металлу — он великолепен» («Книга трёх слов»).
Счастливый алхимик, обладающий Философским Камнем, принимал имя Адепта; он мог с этого времени употреблять в свою пользу чудесные свойства Камня. Денис Захер, в своём «Opuscule de la Philosophie naturelle des metaux», и Филалет в «D’Entree ouverte au palais ferme du roi», признают у него три свойства: 1-е. Превращать металлы в Золото и в Серебро, 2-е. Производить драгоценные камни, 3-е. Сохранять здоровье.
Греческие алхимики признавали в красном эликсире только одно свойство превращать металлы; это только позднее ему стали приписывать некоторые другие свойства.
Алхимики не согласуются в вопросе о результате трансмутации с помощью Камня. По мнению одних, получается только маленький слиток. Только часть металла обращается в золото с тем же весом.
«Из одной унции этого порошка, белого или красного, ты сделаешь Солнце в бесконечном множестве, и ты обратишь в Луну всякий сорт металлов, взятых из рудника», и далее: «Ты посыплешь этой материи на тысячу частей обыкновенного меркурия и он будет обращён в настоящее золото». (Раймунд Луллий «La clavicule»). 
Роджер Бэкон утверждает тоже самое в конце своего «Зеркала Алхимии». Дело в том, что Камень обладает большим или меньшим достоинством, судя по тому, сколько раз его заставляли бродить:
«Так что, после одного процесса, часть эликсира превращает сто частей всё равно какого металла; после двух процессов — тысячу частей, после трёх — десять тысяч, после пяти — миллион и так далее, до бесконечности» (Альберт Великий «Состав составов»).
Некоторые алхимики превзошли, однако, Альберта Великого. Один из них вообразил, что таким образом добытое Золото может, в свою очередь, превращать металлы в Золото.
Камень, по мнению алхимиков, улучшает не только металлы, но, по аналогии, излечивает человека от всяких болезней и увечий: он может, таким образом, продлить жизнь. Его раствор в алкоголе представляет жизненный эликсир.  
Артефиус думал при его употреблении прожить 1000 лет. Жан де Ласниоро уверяет даже, что он воскрешает мёртвых:
«Я вам говорю правду, если-бы полумёртвый человек мог любоваться красотой и достоинством нашего Камня, то всякий род увечья удалился бы от него; если-бы даже он был в агонии, и тогда он бы воскрес» (Jean de Lasnioro «Tractatus aureus de lapide philosophico»).
Некоторые философы давали подробности о лечебном действии Философского Камня. Согласно указаний Арнольда Вилланова:
«Он сохраняет здоровье, увеличивает мужество; старика делает молодым человеком. Он изгоняет всякую едкость, он устраняет яд из сердца, он смачивает артерии, укрепляет лёгкие, очищает кровь и исцеляет раны. Если болезнь началась месяц назад, он исцеляет от неё в один день; если болезнь тянется год, он исцеляет от неё в 12 дней. Если больной болен уже несколько лет — то излечивает в течение одного месяца» («Le Rosaire»).
Анонимный автор «De l’Aurora consurgens» приписывает ему свойства ещё более необычные:
«Он исправляет испорченные, кислые вина, уничтожает ненужную растительность, морщины и веснушки; он даёт женщинам молодое лицо, облегчает роды, а, в виде пластыря, делает выкидыш; он гонит мочу, возбуждает и даёт половую силу; уничтожает опьянение; возвращает память»…
Кунрат допускает его влияние не только на тело, но и на дух и душу:
«Если дать Камень больному, то он выгонит из него все болезни, как душевные, так и телесные. Он изгоняет проказу, водянку, эпилепсию, апоплексию, глухоту, слепоту, сумасшествие, гордость и невежество» (Henrich Khunrath «Confessio de chao-physico-chimicorum»). Также: 
«C помощью Всемогущего Бога, этот Камень вас освободит и сохранит от всех болезней, как бы велики они ни были; он предохранит вас от тоски и огорчений, и от всего, что могло бы повредить вашему телу и духу» (Hermes «Les sept chapitres»).
Он не только исцеляет испорченную нравственность, но увеличивает способность понимания и даёт могущество управлять природой и видеть Бога в Его славе.
«Он мне сказал, что если в течение 9 дней, последовательно, я буду употреблять по 9-ти зерен Камня, я буду одарён ангельской интеллигенцией, и мне буде казаться, что я в раю» («Cassette du petit paysan»). Спербер идёт далее:
«Наконец, он очищает и иллюминует так тело и душу, что тот, кто его имеет, видит, как в зеркале, вседвижения небесных созвездий и влияния светил, даже не глядя на небесный свод, с закрытыми окнами своей комнаты» (Sperber «Isagoge de materia lapidis»). Одним словом, адепт может наблюдать невидимое небо, закрытое для других людей.
Ранее приводилось мнение, что Философский Камень производит драгоценные камни, соединяет несколько маленьких жемчужин в одну; наконец, «Clangor Buccinae» нам повествует, что он чудесным образом расплавляет стекло (0002/0107).
     *Феникс — символическое изображение Философского Камня опубликовано на сайте с разрешения правообладателей — художника Дмитрия Воронцова и издательства «Энигма» (www.aenigma.ru).

Какими свойствами по мнению алхимиков обладал философский камень

Источник

Читайте также:  Какое свойство у манной крупы