Какими свойствами обладают жидкости 3 класс

Какими свойствами обладают жидкости 3 класс thumbnail

Вода – это основа жизни на Земле, без живительной влаги ни одно живое существо в природе не способно долго прожить. Свойства воды очень разнообразны, благодаря чему она смогла найти самое широкое применение на нашей планете. Давайте познакомимся с самыми важными качествами воды.

Какими свойствами обладают жидкости 3 класс

Состояния воды

Все привыкли, что вода – это прозрачная жидкость, без цвета и вкуса. Однако она может находиться в трех состояниях:

  • жидком;
  • твердом (лед);
  • газообразном (водяные пары).

Состояние воды напрямую зависит от температуры. Если на улице тепло, то вода – жидкая, при сильном холоде (меньше 0С) вода замерзает и превращается в лед, а при закипании (больше 100С) она начинает испаряться в воздух.

Лед

Рис. 1. Лед.

Способность воды менять свое состояние под воздействием температуры объясняет такой важный процесс как круговорот воды в природе.

Одно из важных свойств воды в жидком состоянии – способность растворять в себе многие вещества. В воде с легкостью растворяются различные кристаллы (соль, сахар), щелочь (мыло). А вот, скажем, с маслом или камнями ей никак не справиться.

Прозрачность воды

Степень прозрачности может быть самой разной. К примеру, в чистой горной речке можно увидеть дно с песком и камнями, в аквариуме можно наблюдать за разноцветными рыбками. И даже если заварить чай, то вода все равно сохранит свою прозрачность, и в чашке можно будет увидеть дно.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

Прозрачность воды

Рис. 2. Прозрачность воды.

Но если в воде находится слишком много посторонних примесей, она становится мутной. Расколотив песок на дне речке или добавив в чай варенье или молоко, от былой прозрачности ничего не останется.

Это значит, что прозрачность воды напрямую зависит от ее чистоты.

Цвет и запах воды

Каков цвет чистой воды? Этот простой вопрос может многих поставить в тупик. Но на самом деле у воды совершенно нет никакого цвета – она бесцветна.

Но как же быть с морями и океанами, реками и озерами, ведь вода в них отливает всеми оттенками синего, голубого и зеленого. На самом деле чистая прозрачная вода просто отражает те цвета, которые ее окружают. Если зачерпнуть пригоршню лазурной морской воды, она окажется бесцветной.

Вода абсолютно нейтральна и в плане ароматов: чистая вода ничем не пахнет.

Вода и электричество

Каждый ребенок должен знать, что там, где есть вода, не место электрическим приборам! Вода очень хорошо проводит ток, и при ее попадании в розетку или на включенный электроприбор может произойти несчастный случай – сильный удар током. В некоторых случаях это может даже привести к смерти.

Именно поэтому нужно быть очень осторожным, и следить за тем, чтобы электроприборы находились как можно дальше от воды.

Текучесть воды

В жидком состоянии вода способна течь. Течет она в реках и ручьях, из-под крана или перевернутой вниз бутылки.

Способность воды принимать форму посуды, в которой она находится, называется текучестью. Независимо от того, куда она налита, будь то чашка, замысловатая узкая ваза или канистра, вода всегда идеально повторит контуры емкости.

Вода в сосуде

Рис. 3. Вода в сосуде.

При замерзании вода увеличивается в объеме. Об этом нужно помнить, прежде чем решить положить в морозильник бутылку с водой. Постепенно превращаясь в лед, вода способна разорвать сосуд: пластиковая бутылка лопнет, а стеклянная – разлетится на множество осколков.

Таблица “Свойства воды”

Свойства

Жидкая

Твердая

Газообразная

Цвет

Бесцветная

Лед не имеет цвета, снег белый

Бесцветная

Прозрачность

Прозрачная

Лед прозрачный, снег не прозрачный

Прозрачная

Запах

Не имеет

Не имеет

Не имеет

Вкус

Не имеет

Не имеет

Не имеет

Форма

Растекается

Лед имеет форму, снег – нет

Не имеет формы

Тем-ра кипения

+100С

Тем-ра замерзания

Тает при 0С

При охлаждении – вода

Что мы узнали?

При изучении темы «Свойства воды» по программе 3 класса окружающего мира мы выяснили, какими основными свойствами обладает вода. Тщательное их изучение необходимо для улучшения и развития хозяйственной деятельности человека.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.7. Всего получено оценок: 558.

Источник

Жидкостью называют вещество, которое находится в агрегатном состоянии, являющимся промежуточным между твердым и газообразным. При этом ее состояние, как и в случае с твердыми телами, является конденсируемым, то есть предполагает связь между частицами (атомами, молекулами, ионами). Жидкость обладает свойствами, кардинально отличающими ее от веществ, которые находятся в других агрегатных состояниях. Главное из них – способность к многократному изменению формы под воздействием механических напряжений без потери объема. Сегодня мы с вами выясним, какими свойствами обладают жидкости, и что они вообще собой представляют.

Общая характеристика

Газ не сохраняет объем и форму, твердое тело сохраняет и то, и другое, а жидкость – только объем. Именно поэтому жидкое агрегатное состояние считается промежуточным. Поверхность жидкости представляет подобие упругой мембраны и определяет ее форму. Молекулы таких тел, с одной стороны, не имеют определенного положения, а с другой – не могут получить полную свободу перемещения. Они могут собираться в капли и течь под собственной поверхностью. Между молекулами жидкости существует притяжение, которого достаточно, чтобы удерживать их на близком расстоянии.

Свойства жидкостей

Вещество пребывает в жидком состоянии в определенном температурном интервале. Если температура опускается ниже него, происходит переход в твердую форму (кристаллизация), а если поднимается выше – в газообразную (испарение). Границы данного интервала для одной и той же жидкости могут колебаться в зависимости от давления. К примеру, в горах, где давление существенно ниже, чем на равнинах, вода закипает при более низкой температуре.

Обычно жидкость имеет только одну модификацию, поэтому является одновременно и агрегатным состоянием, и термодинамической фазой. Все жидкости делятся на чистые вещества и смеси. Некоторые из таких смесей имеют определяющее значение в жизни человека: кровь, морская вода и прочие.

Рассмотрим основные свойства жидкостей.

Текучесть

От других веществ жидкость отличается, в первую очередь, текучестью. Если к ней приложить внешнюю силу, в направлении ее приложения возникает поток частиц. Таким образом, при воздействии внешних неуравновешенных сил, жидкость не способна к сохранению формы и относительного расположения частиц. По этой же причине, она принимает форму сосуда, в который попадает. В отличие от твердых пластичных тел, жидкости не имеют предела текучести, то есть текут при малейшем выходе из равновесного состояния.

Физические свойства жидкостей

Сохранение объема

Одним из характерных физических свойств жидкостей является способность к сохранению объема при механическом воздействии. Их чрезвычайно трудно сжать из-за высокой плотности молекул. Согласно закону Паскаля, давление, которое производится на жидкость, заключенную в сосуд, без изменения передается в каждую точку ее объема. Наряду с минимальной сжимаемостью, эта особенность широко используется в гидравлике. Большинство жидкостей при нагревании увеличивается в объеме, а при охлаждении – уменьшается.

Читайте также:  Какие свойства не характерны гормонами

Вязкость

Среди главных свойств жидкостей, как и в случае с газами, стоит отметить вязкость. Вязкостью называют способность частиц сопротивляться движению друг относительно друга, то есть внутреннее трение. При движении соседних слоев жидкости относительно друг друга, происходит неизбежное столкновение молекул, и возникают силы, которые затормаживают упорядоченное перемещение. Кинетическая энергия упорядоченного движения преобразуется в тепловую энергию хаотического движения. Если жидкость, помещенную в сосуд, переместить, а затем оставить в покое, то она постепенно остановится, но ее температура возрастет.

Свободная поверхность и поверхностное натяжение

Если взглянуть на каплю воды, которая лежит на ровной поверхности, то можно увидеть, что она закруглена. Обусловлено это такими свойствами жидкостей, как образование свободной поверхности и поверхностное натяжение. Способность жидкостей к сохранению объема обуславливает образование свободной поверхности, которая является не иначе как поверхностью раздела фаз: жидкой и газообразной. При соприкосновении этих фаз одного и того же вещества возникают силы, направленные на уменьшение площади плоскости раздела. Их называют поверхностным натяжением. Граница раздела фаз представляет собой упругую мембрану, стремящуюся к стягиванию.

Общие свойства жидкостей

Поверхностное натяжение объясняется также притяжением молекул жидкости друг к другу. Каждая молекула стремится «окружить» себя другими молекулами и уйти с границы раздела. Из-за этого поверхность стремительно уменьшается. Этим объясняется тот факт, что мыльные пузыри и пузыри, образующиеся при кипении, стремятся принять сферическую форму. Если на жидкость будет действовать только сила поверхностного натяжения, она непременно примет такую форму.

Небольшие объекты, плотность которых превышает плотность жидкости, способны оставаться на ее поверхности за счет того, что сила, препятствующая увеличению площади поверхности, больше силы тяготения.

Испарение и конденсация

Испарением называют постепенный переход вещества из жидкого состояния в газообразное. В процессе теплового движения часть молекул покидают жидкость, проходя через ее поверхность, и преобразуются в пар. Параллельно с этим другая часть молекул, наоборот, переходит из пара в жидкость. Когда количество соединений, покинувшее жидкость, превышает количество соединений, пришедших в нее, имеет место процесс испарения.

Химические свойства жидкостей

Конденсацией называют процесс, обратный испарению. Во время конденсации жидкость получает из пара больше молекул, чем отдает.

Оба описанных процесса являются неравновесными и могут продолжаться до тех пор, пока не установится локальное равновесие. При этом жидкость может полностью испариться или же вступить со своим паром в равновесие.

Кипение

Кипением называют процесс внутренних преобразований жидкости. При повышении температуры до определенного показателя, давление пара превышает давление внутри вещества, и в нем начинают образовываться пузырьки. В условиях земного притяжения они всплывают вверх.

Смачивание

Смачиванием называют явление, которое возникает при контакте жидкости с твердым веществом в присутствии пара. Таким образом, оно происходит на границе раздела трех фаз. Это явление характеризует «прилипание» жидкого вещества к твердому, и его растекание по поверхности твердого вещества. Бывает три вида смачивания: ограниченное, полное и несмачивание.

Смешиваемость

Основные физические свойства жидкостей

Характеризует способность жидкостей растворяться друг в друге. Примером смешиваемых жидкостей могут выступить вода и спирт, а несмешиваемых – вода и масло.

Диффузия

Когда две смешиваемых жидкости пребывают в одном сосуде, благодаря тепловому движению молекулы начинают преодолевать границу раздела, и жидкости постепенно смешиваются. Данный процесс называется диффузией. Он может происходить и в веществах, которые находятся в иных агрегатных состояниях.

Перегрев и переохлаждение

Среди увлекательных свойств жидкостей стоит отметить перегрев и переохлаждение. Эти процессы нередко ложатся в основу химических фокусов. При равномерном нагреве, без сильных перепадов температур и механических воздействий, жидкость может нагреться выше точки кипения, не вскипев при этом. Этот процесс получил название перегрев. Если в перегретую жидкость бросить какой-либо предмет, она мгновенно вскипит.

Аналогичным образом происходит и переохлаждение жидкости, то есть ее охлаждение до температуры ниже точки замерзания, минуя само замерзание. При легком ударе переохлажденная жидкость мгновенно кристаллизуется и превращается в лед.

Жидкость обладает свойствами

Волны на поверхности

Если нарушить равновесие участка поверхности жидкости, то тогда она, под действием возвращающих сил, будет двигаться обратно к равновесию. Это движение не ограничивается одним циклом, а превращается в колебания и распространяется на другие участки. Так получаются волны, которые можно наблюдать на поверхности любой жидкости.

Когда в качестве возвращающей силы выступает преимущественно сила тяжести, волны называют гравитационными. Их можно видеть на воде повсеместно. Если же возвращающая сила формируется преимущественно из силы поверхностного натяжения, то волны называют капиллярными. Теперь вы знаете, какое свойство жидкостей обуславливает знакомое всем волнение воды.

Волны плотности

Жидкость чрезвычайно тяжело сжимается, тем не менее, с изменением температуры, ее объем и плотность все-таки меняются. Происходит это не мгновенно: при сжатии одного участка, другие сжимаются с запаздыванием. Таким образом, внутри жидкости распространяются упругие волны, которые получили название волны плотности. Если по мере распространения волны плотность меняется слабо, то ее называю звуковой, а если достаточно сильно – ударной.

Мы с вами познакомились с общими свойствами жидкостей. Все основные характеристики зависят уже от типа и состава жидкостей.

Классификация

Рассмотрев основные физические свойства жидкостей, давайте узнаем, как они классифицируются. Структура и свойства жидких веществ зависят от индивидуальности частиц, входящих в их состав, а также характера и глубины взаимодействия между ними. Исходя из этого, выделяют:

  1. Атомарные жидкости. Состоят из атомов или сферических молекул, которые связаны между собой центральными ван-дер-ваальсовыми силами. Ярким примером являются жидкий аргон и жидкий метан.
  2. Жидкости, состоящие из двухатомных молекул с одинаковыми атомами, ионы которых связаны кулоновскими силами. В качестве примера можно назвать: жидкий водород, жидкий натрий и жидкую ртуть.
  3. Жидкости, которые состоят из полярных молекул, связанных путем диполь-дипольного взаимодействия, например, жидкий бромоводород.
  4. Ассоциированные жидкости. Имеют водородные связи (вода, глицерин).
  5. Жидкости, которые состоят из больших молекул. Для последних, важную роль играют внутренние степени свободы.

Вещества первых двух (реже трех) групп называют простыми. Они изучены лучше, чем все остальные. Среди непростых жидкостей, больше всего изучена вода. В данную классификацию не входят жидкие кристаллы и квантовые жидкости, так как они представляют собой особые случаи и рассматриваются отдельно.

С точки зрения гидродинамических свойств, жидкости подразделяют на ньютоновские и неньютоновские. Течение первых подчиняется закону Ньютона. Это значит, что их касательное напряжение линейно зависит от градиента скорости. Коэффициент пропорциональности между указанными величинами называется вязкостью. У неньютоновских жидкостей, вязкость колеблется в зависимости от градиента скорости.

Какое свойство жидкостей

Изучение

Изучением движения и механического равновесия жидкостей и газов, а также их взаимодействия, в том числе с твердыми телами, занимается такой раздел механики как гидроаэромеханика. Его также называют гидродинамикой.

Несжимаемые жидкости изучают в подразделе гидроаэромеханики, который называется просто гидромеханикой. Так как сжимаемость жидкостей очень мала, во многих случаях ею попросту пренебрегают. Сжимаемые жидкости изучает газовая динамика.

Гидромеханику дополнительно подразделяют на гидростатику и гидродинамику (в узком смысле). В первом случае изучается равновесие несжимаемых жидкостей, а во втором – их движение.

Читайте также:  Какими свойствами обладают полисахариды

Магнитная гидродинамика занимается изучением магнитных и электропроводных жидкостей, а прикладными задачами занимается гидравлика.

Основным законом гидростатики является закон Паскаля. Движение идеальных несжимаемых жидкостей описывается уравнением Эйлера. Для их стационарного потока выполняется закон Бернулли. А формула Торричелли описывает вытекание жидких веществ из отверстий. Движение вязких жидкостей подчиняется уравнению Навье-Стокса, которое, кроме всего прочего, может учитывать и сжимаемость.

Упругие волны и колебания в жидкости (как, впрочем, и в других средах) изучается такая наука как акустика. Гидроакустика – подраздел, который посвящен изучению звука в водной среде для решения задач подводной связи, локации и прочего.

В заключение

Сегодня мы с вами познакомились с общими физическими свойствами жидкостей. Также мы узнали, что вообще представляют собой такие вещества, и как они классифицируются. Что касается химических свойств жидкости, то они напрямую зависят от ее состава. Поэтому рассматривать их стоит отдельно для каждого вещества. Какое свойство жидкости важно, а какое нет — ответить сложно. Здесь все зависит от задачи, в контексте которой эта жидкость рассматривается.

Источник

  1. Предмет: Окружающий мир

УМК: Г.Г.Ивченкова, И.В. Потапов «Окружающий мир»УМК«Планета знаний»

Класс: 3

Тип урока: урок «открытия новых знаний»

Тема урока: « Свойства воды в жидком состоянии».

Цель: освоение знаний о свойствах воды через исследовательскую деятельность.

Личностные: формировать устойчивый интерес к изучению природы; испытывать чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе; проявлять положительное отношение к учёбе как интеллектуальному труду;

Предметные: формировать умение проводить простейшие опыты и вести наблюдения с целью поиска ответов на поставленные вопросы; сравнивать и формулировать свойства воды; систематизировать полученные в ходе опытов сведения;

Регулятивные: формировать умение формулировать и удерживать учебную задачу; проводить наблюдения и опыты по предложенному плану.

Познавательные: формировать умение добывать новые знания через информацию, представленную в разных формах; наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные: формировать умение договариваться о распределении функций в совместной деятельности; учитывать мнение партнёра, аргументировать критиковать действия партнёра, обосновывают своё решение.

Оборудование: презентация «Вода», стакан пустой, стаканы с водой, молоком, ложка, сахар, речной песок, карточки с заданиями, листы самооценки, голубые и синие капельки.

Ход урока

  1. Организационный

(Подготовить обучающихся к предстоящей работе.

Позитивное отношение к предстоящей деятельности, включение в учебную деятельность)

Долгожданный дан звонок- 

Начинается урок. 

-Ребята, я рада видеть вас на сегодняшнем учебном занятии. Давайте, улыбнемся друг другу и подумаем, как хорошо, что сегодня мы снова вместе. Глубоко вздохнем и выдохнем. Выдохнем — вчерашние обиды, зло и тревогу. Вдохнем — свежесть сегодняшнего дня. Тихонько сели.Сегодня у нас очень много гостей. Но пусть Вас это не смущает. Будем работать активно, творчески, с интересом и с удовольствием.
На уроке мы вновь будем совершать открытия. Но какими они будут: большими или маленькими, у каждого из вас они будут свои.

II. Актуализация знанийи проблемная ситуация (Стадия вызова)

1) Видеоролик

Какие мысли у вас появились? Назовите слова

Что вы увидели? (оно станет предметом нашего изучения)

О чём пойдёт речь на уроке?

Работа с таблицей «Знаю Хочу узнать Узнал»

Что мы знаем о воде?

Три состояния воды : Жидкое, твердое и газообразное. Приведите примеры: где в природе вода в трёх состояниях

-Вспомните, какое существенное свойство жидкостей вам известно? (текучесть)

-Почему все жидкости можно хранить в емкостях разнообразной формы? (жидкости принимают форму того сосуда, в котором находятся).

-Почему вода принимает форму того сосуда в котором она налита? (текуча).

Что вы ещё знаете о воде?

(При охлаждении вода сжимается, при нагревании расширяется)

Почему?(Всё зависит от того, насколько сильно связаны между собой молекулы. Молекулы – это маленькие частицы, из которых состоят все вещества. Во льду молекулы сильно связаны между собой. В воде – слабее, а у водяного пара они свободны друг от друга. Поэтому лёд сохраняет свою форму, вода принимает форму сосуда, а водяной пар занимает весь объём.

2 слайд Выберите лишнее слово: дождь, лёд, текучесть, пар

(лишнее слово текучесть)

— Почему? (Это свойство воды.)

3 слайд

Ответьте на вопросы.

— Какое свойство воды позволяют ей путешествоватьпо планете?

— Какое свойство воды дают животным возможность жить в воде?

— Какое свойство позволяют воде разрушать горы, почву?

Какие вопросы вызывают затруднение?

Почему вы не смогли ответить на вопросы?

-Какой вопрос у вас возникает? О чём захотелось спросить?

(Какие свойства имеет ещё вода?)

III. Постановка учебной задачи

-Назовите тему урока

(вода и ее свойства)

Тема: свойства воды в жидком состоянии (опорные слова)

-Какую цель можно поставить?

(изучить и узнать свойства воды в жидком состоянии)

-Почему нужно знать свойства воды? (Жизнь на земле невозможна без воды. Она входит в состав любого живого организма, Для животных и растений вода – это их природный дом .Поэтому важно дальнейшее изучение свойств этого вещества.)

Мы будем работать в группах, будем изучать свойства воды, как настоящие учёные–каждой группе предстоит с помощью опытов определить свойства воды, сделать выводы и записывать результаты исследования в таблицу наблюдений

Повторим правила работы в группе?

  • Работаем быстро, дружно

  • Выслушиваем мнение каждого

  • Если есть возможность помочь — помоги.

  • Один говорит, а остальные слушают.

  • Принимается общее решение.

А теперь возьмитесь за руки и скажите хором:

«Группой работаем дружно, согласно

Тогда всё получится просто прекрасно!»

— В каждой группе выберите чтеца, секретаря, докладчика.

Чтец – для вас приготовлены листы – инструкции, прочитайте вслух задания для своей группы.

Секретари, у вас есть листки наблюдений, группа будет изучать свойства воды, а вы заносите информацию.

Докладчики – готовят выступления от лица всей группы.

Остальные участники помогают проводить опыты и вносят свои дополнения по мере необходимости. (Группа по окончанию работы показывает свою готовность)

IV.Изучение нового материала. Практическая работа.

— Возьмите листы для экспериментов.

-Проведите опыты, пронаблюдайте, выявите свойства воды, сделайте вывод и запишите в лист наблюдений.

(Перед выполнением работы внимательно изучи инструкцию;

Вещества на вкус не пробуем)

  1. Возьмите стакан с водой и понюхайте воду. Какой запах у воды? Сделайте вывод. Запишите втаблицу наблюдений

  2. Вспомните, какая чистая вода на вкус.

*Можно сказать, что она кислая, или солёная, или горькая, или сладкая?

* Имеет ли она вкус? Сделайте вывод. Запишите в таблицу наблюдений

3. Возьмите полоски цветной бумаги, приложите их к стакану с водой и сравните цвет воды с цветом каждой полоски. Можно ли сказать, что вода синяя, красная, серая?

Сделайте вывод о цвете воды. Запишите вывод в таблицу.

4. Опустите в стакан с водой ложку. Можно ли через воду увидеть предмет.

Какая вода? Сделайте вывод. Запишите в таблицу наблюдений

Проверка: каждая группа высказывает- какие свойства выявили?

Читайте также:  Какие свойства вещества сохраняет молекула

1) О каком свойстве первый опыт? (не имеет запаха)

2) Какое свойство у воды следующее? (не имеет вкуса)

3) Какой вывод сделали в ходе 3 опыта? (бесцветная)

4) О каком свойстве четвёртый опыт? (прозрачная)

Физкультминутка

Опыт 5. Показывает учитель.

Насыплю в один стакан с водой сахарный песок, а в другой – речной песок. Что вы заметили? (Сахар растворилс , а речной песок –нет.)

-О каком свойстве воды это говорит? (Вода – растворитель. Она растворяет не все вещества.) Запишите вывод в таблицу.Вода – растворитель (опорное слово)

А теперь посмотрите воду с речным песком пропущу через бумажный фильтр. Что вы видите? (чтобы определить растворяется вещество в воде или нет- надо пропустить через фильтр)

Скажите, пожалуйста, для чего нужен фильтр?

Скажите, пожалуйста, как определить растворяется вещество в воде или нет? (Пропустить через фильтр)

Рассказ учителя (Диалог или беседа)

Вопрос: Где это свойство воды применяется в жизни, в быту?

Безвкусная вода становится сладкой или соленой благодаря сахару или соли, так как вода растворяет и приобретает их вкус. Это свойство человек использует, когда готовит пищу: заваривает чай, варит компот, супы, солит и консервирует овощи, заготавливает варенье. 
Когда мы моем руки, умываемся или купаемся, когда стираем одежду, то используем жидкую воду и ее свойство – растворителя.
В воде также растворяются газы, в частности кислород. Благодаря этому в реках, озерах, морях живут рыбы и другие. Соприкасаясь с воздухом, вода растворяет кислород, углекислый газ и другие газы, которые находятся в нем. Для живых организмов, обитающих в воде, например, рыб, очень важен кислород, растворенный в воде. Он им нужен для дыхания
. Если бы кислород не растворялся в воде, то водоемы были бы безжизненными. Зная это, люди не забывают насыщать кислородом воду в аквариуме, где живут рыбки, или прорубают зимой проруби в водоемах для улучшения жизни подо льдом.

На уроках изобразительного искусства вы сталкиваетесь с этим свойством воды – способностью растворять. Скажите, при каких действиях?  (Когда рисуем акварельными красками или гуашью.)

Свойство воды растворять вещества имеет большое значение для жизни. Растения, животные, человек усваивают питательные вещества только в растворённом виде

Очень важно помнить о том, что вода – растворитель. Вода растворяет соли, среди которых есть как полезные для человека, так и вредные. Поэтому пить воду из источника, если вы не знаете, чист ли он, нельзя. Не зря в народе есть пословица: «Не всякая водица для питья годится

1)Работа с дополнительной информацией

с.27; с.29 (Методический приём «Инсерт») Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:

слайд

V — я это знаю;

+ — это новая информация для меня;

? — это мне непонятно, есть вопросы

У воды есть ещё одно важное свойство – теплопроводность. Теплопроводностью называется свойство тел и веществ передавать тепло. (Прочитать опыт 3 в учебнике на с.27)

Летним утром (или вечером) вода в водоёме кажется купальщикам теплее воздуха.

Это потому, что вода нагревается и остывает очень медленно. Вода накапливает и долго сохраняет тепло. Это свойство называют теплоёмкостью.

-О каких новых свойствах узнали? (Вода плохо проводит тепло- теплопроводность; теплоёмкость) опорные слова

А что вам в этом тексте было непонятно?

Сделаем вывод: какими свойствами обладает вода? (Вывод: Вода бесцветная, прозрачная, не имеет запаха, вкуса, может растворять некоторые вещества, обладает текучестью.)

V. Самостоятельное применение знаний. Закрепление.

Вы хорошо потрудились. Проверим, как вы запомнили новый материал.
1.Работа с учебником. Работа в паре.

Найди ошибку в таблице.

Стр. учебника 29 зад. 5.

Назовите ошибку. (Сахар растворяется)

Скажите, пожалуйста, как определить растворяется вещество в воде или нет? (Пропустить через фильтр)- дома можете проделать другие опыты

2. Дифференцированные задания.

— Перед вами карточки с двумя уровнями заданий

Голубой лист – для тех, кто хорошо понял новый материал; (держу задание в руках)

Зелёный лист –для тех, кому изучение новой темы показалось сложным

— Возьмите на выбор одну карточку. Приступаем к выполнению.

Сначала задание на карточке выполняете самостоятельно, проверка по эталону

1) Зачеркните те слова, которые не присущие воде в жидком состоянии.

Не имеет запаха, имеет цвет, бесцветная, принимает форму любого сосуда, безвкусная, прозрачная, течёт, имеет вкус, растворитель.

  1. Поставьте нужные слова.

Вода не имеет ________________, она _________и _______. Вода – ___________ многих веществ. Очистить воду от некоторых примесей можно с помощью ____________.

(Вода не имеет запахацвета, она прозрачная и текучая. Вода – растворитель многих веществ. Очистить воду от некоторых примесей можно с помощью фильтра.)

3) Ответьте на вопросы: (Задание для тех ,кто справился с заданием быстро)

О каких свойствах воды можно сказать, когда

1) …пьем чай или умываемся? (текучесть)
2) … видим аквариум с рыбками? (прозрачность)
3) … апельсиновый сок смешали с водой, вода приобрела желтый цвет? (вода-растворитель)

4)….…воду налили в кувшин, а потом перелили в бокал? (не имеет формы, принимает форму сосуда, текучесть)

СЛАЙД Проверка по эталону

-Поднимите руку те, кто не допустил ни одной ошибки? Молодцы! Поставьте себе 5.

У кого есть ошибки — дома закрепите изученный материал, чтобы на следующем уроке получить 5
СЛАЙД

— Какое свойство воды позволяет ей путешествовать по планете?

— Какое свойство воды даёт животным возможность жить в воде?

— Какое свойство позволяет воде разрушать горы, почву?
3. Возвращение к таблице «ЗХУ»

Что вы узнали?

Какая была у нас цель?

Достигли ли вы цели?

  1. Синквейн (каждая группа представляет свой синквейн)

Ребята, вам понравилось работать в группе? Старались ли вы придерживаться правил работы в группе? Докажите это. Заполните лист самооценки.– отметьте, пожалуйста, предложения.

Лист самооценки.

1.Я все задания выполнял быстро и без ошибок.

2.Я своими ответами приносил пользу всей группе.

3.Я был активным в течение всего урока.

4. Я достиг целей, поставленных в начале урока.

— Сколько предложений вы отметили? Мы должны стремиться к тому, чтобы все предложения были вами отмечены.

VI. Итог урока, рефлексия

1. Рефлексия

Посмотрите, у вас на партах лежат капельки воды синие и голубые. Давайте устроим дождик.

СЛАЙД

Голубая капелька – я хорошо понял тему, было интересно.

Синяя – возникали трудности, не всё было понятно.

-Поднимите капельку, которую считаете нужной. Какой замечательный дождик у нас. Надеюсь, такой дождик поможет нам вырастить хороший урожай знаний.

2. Д/з я хочу, чтобы вы выбрали сами СЛАЙД

1) Разгадать кроссворд ( сказать: на нашем умном столе)

2) Выполнить задания в тетради с.12-13

3) Найти дополнительную информацию о свойствах воды (Рассказать на следующем уроке)

3. Оценивание работ

-За правильные ответы получают 5:

Всем спасибо за урок! Вы сегодня отлично потрудились.

Источник