Какими свойствами обладают эти полезные ископаемые проведи стрелки

Какими свойствами обладают эти полезные ископаемые проведи стрелки thumbnail

Человек широко использует в хозяйстве богатства земных кладовых — полезные ископаемые. Образовались они много миллионов лет назад. И создала их сама природа.Те места, где залегают полезные ископаемые, называют месторождениями. Месторождения отыскивают геологи. У геологов сейчас есть сложная аппаратура, техника.

НЕФТЬ

Нефть — густая маслянистая жидкость тёмного цвета, с резким запахом, горючая. Попадая в воду, растекается тонкой плёнкой по её поверх­ности. Учёные считают, что нефть образовалась из остатков растений и животных, которые жили много миллионов лет назад.

Нефть — это очень ценное полезное ископаемое. Из неё получают жидкое топливо (бензин, керосин, мазут), смазочные масла, пластмассы, волокна для изготовления тканей. Добытая нефть используется не только внутри нашей страны. Мы поставляем нефть и в другие государства. Потребителю это полезное ископаемое доставляется по нефтепроводам, таким длинным подземным магистралям из труб. Нефть также перевозят железнодорожным транспортом в специальных цистернах, а ещё на морских судах — нефтеналивных танкерах.

Как добывают нефть

Интересное о нефти для детей

Что делают из нефти

ПРИРОДНЫЙ ГАЗ

По мнению учёных, природный газ, как и нефть, образовался из остатков растений и животных, которые в очень давние времена жили на нашей планете.

Природный газ не имеет цвета, он лёгкий (легче воздуха), горит голубым пламенем.

Газ — очень хорошее топливо. Его повсеместно широко используют: на электростанциях, в котельных, на фабриках и заводах, в быту. На предприятиях химической промышленности из него получают пластмассы, волокна и другую продукцию. Из недр земли газ добывают с помощью скважин. Часть природного газа залегает под землёй вместе с нефтью. Этот газ как бы попутчик нефти, поэтому он называется попутным. Добы­вая нефть, попутный газ обычно сжигают. Это очень расточительно, ведь его можно использо­вать, как и обычный природный газ

В разные районы страны и за границу он поступает по газопроводам, которые проложены на тысячи километров от месторождений этого полезного ископаемого. В нашей стране запасы природного газа большие. Россия является одним из крупнейших в мире экспортёров газа. Но несмотря на большие запасы этого полезного ископаемого, нельзя его расходовать бездумно. Природный газ нужно экономить и на производстве, и в быту.

ТОРФ

Торф имеет красно-коричневый цвет, состоит из остатков растений. Он рыхлый, непрочный. Сухой торф впитывает воду. Важное свойство торфа — горючесть.

Образуется торф в условиях болот из отмерших остатков растений. Во многих местах залегает слой торфа толщиной в несколько метров. Между тем, за год может образоваться только слой торфа всего в один миллиметр. Следовательно, нужно очень много лет, чтобы образовались залежи этого полезного ископаемого. Добывают торф открытым способом, потому что все торфяные месторождения расположены на земной поверхности. Раньше торф добывали исключительно вручную, лопатами. В настоящее время добыча производится при помощи специальных механизированных агрегатов. Торф используется в качестве топлива в жилых домах. Его используют и на фермах в качестве подстилки для животных. Кроме того, торф является хорошим удобрением. Использовать торф нужно экономно. Очень важно также оберегать залежи торфа от пожаров. Такие пожары очень сложно потушить. А ведь возникнуть они могут из-за оставленного костра или брошенной спички…

КАМЕННЫЙ УГОЛЬ

Уголь образовался в недрах Земли из остатков древних растений. Различают несколько разновидностей угля: бурый уголь, каменный уголь, антрацит.

Уголь — горючее полезное ископаемое, при горении оно даёт много тепла.

В хозяйстве уголь используют как топливо. Он также служит сырьём для химической промышленности: из него получают краски, пластмассы и другие ценные материалы.

Способы добычи угля зависят от глубины его залегания. Если глубина залегания угля небольшая, его разработка ведётся открытым способом. Для добычи угля с больших глубин используются шахты. 

Как добывают уголь

ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА

Железная руда — это общее название нескольких разновидностей минералов, которые служат источником железа. Они бывают чёрного, бурого, желтоватого или красноватого цвета. Железные руды очень отличаются друг от друга по своему составу, наличию вредных и полезных примесей.

Самое главное свойство железной руды — плавкость. На металлургических заводах из железной руды выплавляют чугун, а из чугуна — сталь. Чугун и сталь — это сплавы железа с углеродом. Чугун хрупок, поэтому идёт на изготовление только некоторых изделий. Сталь же имеет огромное значение для экономики. Очень многое делают из стали, начиная от обыкновенных кухонных ножей до сложных машин и механизмов.

Железную руду нужно расходовать экономно. Одна тонна металлолома сберегает две тонны железной руды. Кроме железа, в железной руде содержатся ценные металлы: ванадий, кобальт, титан. Титан, например, используется при создании современных самолётов и космических ракет.

Как добывают железо

ГРАНИТ

Гранит состоит из зёрен полевого шпата, кварца и слюды. Отделить их друг от друга не удаётся. Это говорит о большой прочности гранита.

Прочность — главное свойство гранита. К тому же он хорошо полируется и после этого становится очень красивым. Гранит имеет высокую устойчивость к морозу и загрязнениям. Поэтому его применяют для строительства набережных рек, станций метро, памятников, для облицовки зданий. Залегает гранит глубоко в земле. В некоторых местах на поверхность выдаются глыбы, скалы, даже целые горы. Здесь и добывают гранит.

Как и где добывают гранит

ИЗВЕСТНЯК

Известняк — это довольно прочный камень белого или серого цвета.Интересно, что люди, которые добывают известняк, работают как бы на дне моря! Конечно, моря на этом месте сейчас нет, но оно было в далёком прошлом, много миллионов лет назад (раньше моря, океаны, материки располагались на Земле не так, как сейчас). Морские организмы, погибая, оседали на дно. Из их скелетов, раковинок и образовались постепенно толщи известняка. Рассматривая кусочек этой горной породы, можно увидеть остатки живых существ. Известняк с давних пор используют при строительстве зданий, дорог. Многие старинные русские церкви и стены древних кремлей построены из него. Для дорожного строительства используется щебень — мелкие неровные камни. Особая разновидность известняка — мел. Он менее прочен, чем обычный известняк.

ПЕСОК и ГЛИНА

Это очень распространённые горные породы. Они образуются в природе при разрушении гра­нита. Песок используют в строительстве, а так­же для изготовления стекла. Из глины делают кирпичи, черепицу для крыш, облицовочную плитку, цветочные горшки, посуду, красивые ва­зы. Ведь влажная глина хорошо лепится и со­храняет форму, которую ей придают. Это свой­ство глины называют пластичностью.

Изготовленные из влажной глины изделия в специальных печах обжигают, чтобы они стали твёрдыми. Изделия из обожжённой глины назы­ваются керамическими или керамикой (от грече­ского слова «керамос» — глина).

Из чего делают стекло

ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТА РОССИИ. ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

 ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТА КУБАНИ. ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

ОХРАНА ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

Россия богата полезными ископаемыми. В нашей стране добывают нефть, природный газ, торф, уголь, гранит, известняк, железную руду и другие полезные ископаемые.
Запасы полезных ископаемых в недрах земли не безграничны, а уже использованные месторождения восстановить невозможно. Поэтому необходимо экономно расходовать подземные богатства.

РОЛИК 1

Видеоурок. Полезные ископаемые

РОЛИК 2

Горные породы. Полезные ископаемые

РОЛИК 3

Кладовые земли

Источник

Предмет: «Окружающий мир».

Тема: “Наши подземные богатства»

Цели урока: Познакомить со свойствами полезных ископаемых.

Приучать учащихся к самостоятельности при получении новых знаний

Развивать познавательную активность, умение работать с картой, коллекционным материалом.

Развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы, мыслить логически.

Оборудование:

карта края, образцы полезных ископаемых, стаканы с водой, воронки, палочки для размешивания, салфетки.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Объявление темы урока.

Учитель. Сегодня на уроке мы повторим то, что изучили о полезных ископаемых, познакомимся со свойствами полезных ископаемых, узнаем, какие полезные ископаемые есть в Московской области.

Россия – страна не только красивая, но и очень богатая. В её природных кладовых – несметные богатства. В какую сторону ни пойди – везде свой клад! Столько всего что ни в сказке сказать, ни пером описать. Богатства эти спрятаны в лесах, в морях, в горах, глубоко-глубоко в земле, в болотах. Как называются эти богатства?

  1. Проверка домашнего задания.

(Фронтальный опрос)

У. Давайте вспомним, что мы называем полезными ископаемыми?

Д. Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности, это полезные ископаемые.

У. Какие полезные ископаемые вы знаете?

У. Как образовались полезные ископаемые?

Д. Останки растений и животных за миллионы лет превратились в известняк, нефть, уголь, газ.

У. В каком состоянии находятся полезные ископаемые в природе?

Д. В твёрдом, жидком и газообразном.

У. ( Работа с доской ) Распределите полезные ископаемые по группам:

твёрдое

жидкое

газообразное

гранит

нефть

газ

известняк

каменный уголь

железная руда

глина

торф

У. Как добывают полезные ископаемые?

Д. Из карьера, в шахте, с помощью буровых установок.

У. Люди каких профессий заняты добычей полезных ископаемых?

Д. Геологи, шахтёры,

У. Что изучает «геология»?

Д. Она изучает полезные ископаемые, где они спрятаны, почему они там оказались?

У. Прочитайте определение, которое даётся в толковом словаре.

( Дети читают определение с экрана )

У. Где применяются полезные ископаемые?

Д. В строительстве,

У. Какие материалы люди используют для строительства? Где их берут?

Д. Песок, глину, гранит, мрамор, известняк.

У. Какие виды топлива вы знаете?

Д. Нефть, каменный уголь, газ, торф.

У. Как получают металлы? Где их используют?

Д. Переплавляют железную руду. Используют в автомобилестроении, строительстве, станкостроении.

У. Какое полезное ископаемое мы употребляем в пищу?

Д. Соль

У. Какое полезное ископаемое вы ежедневно носите в портфеле?

Д. Графит в простом карандаше. Слово карандаш происходит от двух тюркских слов: «кара» — чёрный и «паш» — камень. Тут имеется в виду графит.

У. Какое полезное ископаемое мы ежедневно используем в классе?

Д. Мел, разновидность известняка.

У. Какое полезное ископаемое используют для ухода за кожей?

Д. Пемза – лёгкий пористый камень, похожий на губку. Это окаменевшая лавовая пена.

3. Работа над новым материалом.

1) Создание проблемной ситуации.

У. Как люди узнали, какое полезное ископаемое как использовать?

Д. Они изучали свойства полезных ископаемых.

2) Постановка задач.

У. Вот и мы сегодня будем изучать свойства полезных ископаемых. Каждая группа должна охарактеризовать по плану полезные ископаемые и записать их характеристики в таблицу:

План – характеристика полезного ископаемого.

1. Название

2. Состояние

3. Условное обозначение

4. Свойства

5. Способы добычи

6. Применение

— Какие полезные ископаемые будут изучать группы?

1 группа: песок и известняк,

2 группа: гранит и глину,

3 группа: торф и уголь,

4 группа: газ и каменная соль,

5 группа: железная руда и нефть.

3) Проведение инструктажа.

— На доске под номерами записаны названия различных свойств полезных ископаемых. Каждая группа в ходе выполнения практической работы выберет из предложенного списка свойства тех полезных ископаемых, с которыми она работают.

1. горючее 10. сыпучее

2. твёрдое 11. легче воды

3. жидкое 12. газообразное

4. тяжелее воды 13. белого цвета

5. чёрного цвета 14. способно плавиться

6. жёлтого цвета 15. пластичное

7. хрупкое 16. плохо пропускает воду

8. имеет запах 17. коричневого цвета

9. хорошо пропускает воду 18. имеет блеск

  • В своей работе вы можете использовать атлас – определитель.

4) Распределение поручений в группе.

  • Работая в группе, распределите поручения:

  1. кто проводит практическую работу,

  2. кто записывает данные,

  3. кто работает с атласом – определителем,

  4. кто будет отчитываться о проделанной работе.

5) Инструктаж по проведению практической работы:

— У каждой группы на столе лежит инструкция по проведению практической работы. Прочитайте её ( один ученик читает инструкцию вслух ).

Инструкция.

  1. Определите состояние (твёрдое, жидкое или газообразное).

  2. Определите цвет.

  3. Установите хрупкость ( попробуйте разломить ).

  4. Есть ли блеск?

  5. Имеет ли запах?

  6. Отношение к воде (легче или тяжелее, растворимо или нет, пропускает воду или нет )

— У каких полезных ископаемых не будете устанавливать хрупкость?

— Нефть, газ

— Можно дописать свойства, которых нет в списке.

5) Инструктаж по технике безопасности.

  • Соблюдайте чистоту и порядок на рабочем месте;

  • Соблюдайте осторожность, работая со стеклянной посудой;

  • Не открывайте пузырёк с природным газом;

  • Опыт с нефтью проводите в присутствии учителя;

  • Не подносите близко к лицу пузырёк с нефтью

6)Самостоятельная работа.

( Учитель подходит к группам по очереди, делает необходимые пояснения, показывает приёмы работы, Убеждается, что всем учащимся понятно, как её выполнять ).

7) Проверка самостоятельной работы.

( Представители от каждой группы зачитывают свои ответы, учитель дополняет ответы детей)

  • Как отличить известняк от другого камня? Я проведу опыт: капну кислоту на известняк

Предполагаемые ответы:

Песок – состояние твёрдое, в виде крупинок, жёлтого цвета, сыпучий, имеет блеск, не имеет запаха, тяжелее воды, хорошо пропускает воду, не растворяется в воде, образуется при разрушении гранита, добывается в карьере, применяется в строительстве, для изготовления стекла.

Известняк – состояние твёрдое, белого серого или жёлтого цвета, не имеет блеска, не имеет запаха, тяжелее воды, вскипает под воздействием уксусной кислоты, добывается в карьере или в шахте, используется в строительстве, делают мел, извёстку.

  • Как отличить известняк от другого камня? Я проведу опыт: капну кислоту на известняк, слышим шипение, это выходит углекислый газ. Как образовался известняк?

Гранит — состояние твёрдое, серого, розового или красного цвета, состоит из зёрен полевого шпата, кварца и слюды, имеет блеск, не имеет запаха, прочный, тяжелее воды, не растворяется в воде, добывается в горах, применяется в строительстве, в отделке станций метро.

Глина – состояние твёрдое, жёлтого или коричневого цвета, не блестит, не имеет запаха, тяжелее воды, пропускает воду, растворяется в воде, пластична, добывают в карьере, из глины делают кирпичи, черепицу для крыш, облицовочную плитку, посуду.

  • Глина пропускает воду только в сыром виде, сухая глина воду не пропускает.

Торф – состояние твёрдое, тёмно–коричневого цвета, рыхлый непрочный, легче воды, впитывает влагу, хорошо горит, добывается в болотах, используется для удобрения полей, для отапливания помещений, для подстилки скоту.

Уголь – состояние твёрдое, чёрного цвета, хрупкий, имеет блеск, Легче? воды, горюч, добывают в карьере или в шахтах, используют для отопления жилых помещений, из него получают краску, лекарства, пластмассы, духи.

  • Вы работали с углем самого высокого качества – антрацитом. При горении он почти не выделяет дыма, зато даёт много тепла. ( Учитель поджигает уголь). Бурый уголь более хрупкий, а каменный уголь прочный.

Нефть – состояние жидкое, тёмного цвета, густая маслянистая, не блестит, имеет резкий запах, горюча, легче воды, не растворяется в воде, добывают с помощью буровых установок, из неё получают жидкое топливо, вазелин, краски, пластмассы и т.д.

Каменная соль – состояние твёрдое, серо-белого цвета, хрупкая, имеет блеск, тяжелее воды, растворяется в воде, добывается в карьере и в шахте, употребляется в пищу.

Железная руда – состояние твёрдое, плотный камень, чёрного , бурого или красного цвета, тяжелее воды, имеет блеск, плавкая, добывают в шахтах или карьерах, из неё делают чугун и сталь.

  • Само название магнитного железняка показывает, что он обладает свойством магнита. В этом можно убедиться, если поднести кусок руды к компасу: стрелка компаса одним концом повернётся к руде. Красный и бурый железняки не действуют на стрелку компаса.

Природный газ – состояние газообразное, бесцветный, лёгкий, не имеет запаха, горит, добывается с помощью буровых установок, используют как топливо.

  • Какие меры предосторожности надо принимать при пользовании газом?

8) Краеведение.

— Какие полезные ископаемые добываются в Московской области?

Здесь есть залежи фосфоритов, доломитов, глины, песка, торфа. В селе Мячково издавна ведётся добыча строительного камня – белого известняка. Из него во времена Дмитрия Донского были построены белокаменные стены Кремля.

4.Закрепление пройденного материала.

— Мы сегодня узнали много о подземных богатствах, об их применении. Сейчас мы заполним таблицу – схему «Полезные ископаемые». Все полезные ископаемые делятся на две большие группы: рудные и нерудные. Какие рудные полезные ископаемые вы знаете?

Железная руда.

А нерудные полезные ископаемые ещё делятся на две подгруппы. Как вы думаете, на какие?

На строительные и горючие.

Заполните таблицу.

Полезные ископаемые

Рудные

Нерудные

Строительные

Горючие

Железная руда

Гранит, известняк, песок, глина

Уголь, торф, нефть, природный газ.

— Есть ещё группа, в которую входят драгоценные камни, их ещё называют ювелирными. Какие вы можете назвать? Послушайте домашнее задание: вам надо будет дать характеристику драгоценного камня по той же схеме. Посоветуйтесь с мамой, свойства какого камня вы будете изучать.

— Человек получил в дар подземные богатства, использует их. Как вы думаете, может ли человек опустошить все подземные кладовые?

Для образования полезных ископаемых понадобилисьмиллионы лет и расходовать их надо экономно.

( Чтение статьи «Охрана подземных богатств» стр. 168-169.)

5. Подведение итогов урока.

— Без чего невозможна хозяйственная деятельность человека?

— Найдите ошибки в следующих высказываниях:

  • Большинство полезных ископаемых- жидкие.

  • Места, где хранят добытые полезные ископаемые, называются месторождениями.

— Сегодня на уроке хорошо поработали:

Источник

используется человеком,называют_____________.

Они накапливались в течении многих миллионов лет.Некоторые из ник возобновляются.Поэтому использывать их надо экономно.На Кубани обнажруженол более 60 видов полезных ископаемых.(Это 1 задание)

2.Заполни схему.Используй физическую карт Краснодарского края и словарь.

Полезные скопаемые Кубани

Горючие Строительный материалы Нерудные

__________________ _____________________ _________

__________________ ______________________ __________

__________________ ______________________ __________

__________________ ______________________ ___________

3.Узнай полезное ископаемое по описанию.

1.Бурого иои коричневого цвета,образуется из остатков растений,хорошо горит,вптывает влагу,используется как удобрение и в качастве подстилки для скота-__________________________.

2.Плотная горная порода черного цвета,блестит на солнце,тонет в воде,горючая-_____________________________.

3.Прочная,ковкая горная порода,добывается в шахтах и карьерах,используется для выплавки чугуна-________________________.

4.Горючая темная маслянистая жидкость с резким запахом.Из неё получают безин,керосин,мазут.

5.Горная порода,обладает поастичностью,используется в строительстве и гончарном деле-_________________

Ну это пока что все((Пишите пожалуйста мне поподробней.Спасибо!.

1. Подумай и запиши, какие из твоих потребностей удовлетворяются благодаря полезным ископаемым.

Наша машина ездит на бензине, который делают из нефти мы варим еду на плите, которая работает на газе чтобы сделать шашлык на даче нужен уголь посуда сделана из глины

2. Практическая работа «Исследуем полезные ископаемые».

Цель работы: определить полезные ископаемые и установить их свойства.
Оборудование: образцы полезных ископаемых, выданные учителем; атлас-определитель «От земли до неба».
Ход работы (по заданиям учебника).

Заполните таблицу.

какими свойствами обладают эти полезные ископаемые проведи стрелки

Оценка выполненной работы (достигнута ли цель): цель достигнута.

Презентация: сообщите классу о результатах работы, выслушайте другие сообщения. Коллективно обсудите, по каким признакам можно различить изученные вами полезные ископаемые.

3. Муравей Вопросик хочет знать, как применяются полезные ископаемые. Отметь знаком «+» в соответствующем столбце. Сделай это сначала простым карандашом.

какими свойствами обладают эти полезные ископаемые проведи стрелки

4. Учительница попросила Серёжу рассказать о полезных ископаемых. Но он смог о каждом сказать только одно предложение. Догадайся, какие полезные ископаемые он имел в виду. Впиши их названия в клеточки.

какими свойствами обладают эти полезные ископаемые проведи стрелки

5. Покажи стрелками, на каких фотографиях изображены карьер, шахта, буровая установка.

какими свойствами обладают эти полезные ископаемые проведи стрелки

6. Наш Попугай, любитель тайн и загадок, придумал для тебя задание. В старой шахте спрятан клад. Отыщи дорогу к кладу и обозначь её стрелкой. Начни свой путь с лифта.

какими свойствами обладают эти полезные ископаемые проведи стрелки

7. По заданию учебника узнай в краеведческом музее, какие полезные ископаемые добывают в вашей местности. Запиши их названия.

  • известняк,
  • нефть,
  • песок.

8. Здесь ты можешь записать план своего сообщения о полезном ископаемом или основные сведения о нём.
План соообщения:

1. Название полезного ископаемого

2. Где добывается3 Свойства полезного ископаемого4. Использование его в хозяйственной деятельности

  • Воспользуйся записью при выступлении в классе. Послушай и оцени сообщения других ребят.

какими свойствами обладают эти полезные ископаемые проведи стрелкиИнтернет-урок окружающего мира «Горные породы». Вы знаете, что наша планета Земля состоит из нескольких оболочек — сфер: атмосфера (воздушная оболочка), литосферы (земная кора), гидросферы (водная оболочка) и биосферы (сфера живых организмов). Недра Земли разделяются на три основных области: земную кору, мантию и ядро…

Сегодня мы будем изучать земную кору — литосферу. «Литос» с греческого языка означает «камень». Литосфера — самый верхний слой Земли (земная кора). Если сравнить Землю с яблоком, то земная кора будет кожицей. Но именно эта «кожица» используется человеком. На ее поверхности построены города, заводы, из ее недр добывают полезные ископаемые, она дает человеку воду, энергию, одежду и многое другое. Поскольку земная кора самый верхний слой Земли, то и изучена лучше всех. В её недрах залегают очень ценные для человека горные породы и минералы, который он научился использовать в хозяйстве.

Итак, литосфера(земная кора) состоит из горных пород, минералов и земли (или почвы). Следует запомнить, что…

Горные породы состоят из минералов. То есть минерал — чистое вещество.

Почва — это плодородный слой Земли.

Горные породы, которые использует человек, называют полезными ископаемыми.

Как вы думаете, где используют полезные ископаемые?…

  • строительство
  • сельское хозяйство
  • медицина
  • пищевая промышленность
  • промышленность

Для того, чтобы полезными ископаемыми воспользоваться, их нужно еще найти. Этим нелегким делом занимаются геологи.

Сегодня мы тоже с вами геологами и отправимся в экспедицию…

Горные породы и минералы

Первым нам попался гранит

Гранит — это горная порода, которая залегает глубоко в земле. В некоторых местах на поверхности земли целыми глыбами.

Рассмотрим гранит внимательно:

Гранит состоит из зёрен. Вот почему назвали так эту горную породу, ведь слово «гранит» произошло от слова «гранул», что означает «зерно». Но это не зёрна пшеницы, это минералы: кристаллы кварца, слюды и полевого шпата.

Гранит очень прочный и это является одним из главных его свойств. Из-за прочности добывать гранит нелегко. Иногда даже используют взрывчатку, так как только сильный взрыв разделяет гранит на куски.

Где используют такой прочный материал? Конечно, в строительстве. Из него сооружают опоры мостов, набережные, фундаменты домов, памятников. Древние египтяне использовали гранит для строительства храмов и знаменитых пирамид.

В Санкт — Петербурге на гранитном камне установлен памятник Петру I. Этот камень такой огромный, что в перевозке его участвовало 15 000 человек.

Следующие полезные ископаемые, которые нам попались в нашей геологической экспедиции, известны всем… песок и глина. Кстати, глина — это горная порода, состоящая из мелко перетёртых камней.

Когда твёрдая скала подвергается воздействию ветра, дождя, солнца, она распадается на маленькие кусочки — это и есть песок. Песок обычно залегает неглубоко. Поэтому добывают его открытым способом в карьерах.

Если у гранит главное свойство — прочность, то у песка и глины — пластичность. Проверим? Намочите слегка глину и помните. Что обнаружили? ….Верно, она стала мягкой, податливой.

Издавна на Руси мастера лепят из глины игрушки, посуду, вазы. Чтобы изделия стали более прочными, их обжигают в печи. Такие изделия называют керамикой. Керамика — «глина».

А ещё глина является основным материалом для изготовления кирпичей, которые издавна применяют в строительстве.

Величественные стены Московского кремля тоже выполнены из кирпича.

Песок тоже очень важен. Его добавляют в цемент и получают раствор, которым скрепляют кирпичи. Чтобы получить стекло, нужен песок, только не обычные жёлтый, а белый. Также песок используют для изготовления наждачной бумаги.

Дальше наша дорога в поисках полезных ископаемых вывела нас на болото. Мы заблудились? Нет. Оказывается и на болоте поджидает нас интересное полезное ископаемое — торф.

Торф образуется на болотах из отмерших растений. В нём легко можно увидеть части стеблей, корешков, кусочки древесины. Деревья, растущие по берегам болот, падая в воду, постепенно разлагаются и через несколько лет превращаются в спрессованную массу. Это торф.

Какое же у него главное свойство, которое применяет человек? Он отлично горит. Торф относят к горячим полезным ископаемым. К этой же группе относят и каменный уголь.

Каменный уголь очень хрупкий, но главное его свойство — горение. Каменный уголь — отличное топливо. Разжечь его труднее, чем дрова. Зато сгорает он медленнее и даёт больше тепла. Поэтому его используют как топливо. Каменный уголь добывают в карьерах и в шахтах. Вы знаете, что такое шахта? Работа в шахте очень сложная…

Отправляемся дальше в путь… И пока мы послушайте историю.

Много веков тому назад в одном местечке Дельфы в Греции один пастух заметил, что из земли что-то выделялось такое, что заставляло овец вести себя странно, а у людей путалась речь. Греки решили, что это был дух какого -то бога и построили на этом месте храм. Что же это был за дух?…..

Газ. Вы видели на кухне газовую плиту. Мама зажигает конфорку, открывает краник — и на плите расцветает огонёк. Это и есть природный газ.

Вы догадались каким главным свойством он обладает?….. Верно, горение. Газ — это ценное топливо. Кроме того, из него получают пластмасс, каучук (из которого получают резину).

Газ — замечательный помощник человека, но он может быть и опасным, если с ним неосторожно обращаться — утечка газа. Всегда проверяйте, выключили ли вы газовую плиту.

Вместе с газом глубоко в земле есть ещё одно полезное ископаемое, которое величают «чёрным золотом»….

Это нефть — маслянистая горячая жидкость. Когда нефть очистят, она превращается в более, чем 2000 полезных продуктов: свечи, мазут, бензин, керосин, мыло.

Металлы

Отправляемся дальше к подножью вулкана.

Вы уже знаете, что внутри Земли есть магма, температура которой достигает + 5500 градусов. При такой температуре камень существует в расплавленном состоянии. Это магма. Под давлением магма поднимается наверх. Магма, вышедшая на поверхность земли, называется лава.  Повторяющиеся извержения лавы, которые накладываются слой за слоем, образуют гору- вулкан.

В магме содержится много горных пород и среди них есть руды.

Руда — это горная порода, продукт действия вулкана. Из руды получают металлы. Для этого руду очень сильно нагревают в специальной печи. Один из первых известных металлов была бронза. Из бронзы люди делали более совершенные орудия труда, чем из камня.

Уже давно люди выяснили, что можно расплавлять красные камни и изготовлять из расплавленной массы чашки и кувшины, эти камни были железной рудой. Почему железная? Это руда, в которой содержится железо. Чтобы добыть железную руду строят рудники и шахты. Или.  добывают открытым способом — взрывают.

Очень интересно было открыто самое крупное в мире месторождение руды. Однажды, пролетая на самолете недалеко от г. Курска, летчик заметил, что стрелка его компаса не стоит на месте. Об этом случае узнали геологи. Они обнаружили в этом месте магнитный железняк, который имеет свойство магнита.

Ещё существуют бурый и красный железняк.

Очень трудно определить на глаз чем они отличаются, но ученые нашли выход. Если провести камнем и останется красный след — это красный железняк, если темный — бурый.

Главное свойство руды — плавкость. Благодаря этому свойству, из железной руды получают металлы: железо — самый распространенный металл на земле. на заводах в доменных печах из железной руды выплавляют чугун, а из чугуна — сталь.

Из них делают стальные ножи, сковородки, посуду, рельсы, станки, машины, космические корабли.

Есть ещё алюминиевая руда. А из медного колчедана делают медь. Медь начали использовать раньше, чем золото. Медь хорошо проводит электрический ток, поэтому она незаменима при изготовлении телевизоров, магнитофонов, телефонов и другой радиотехники.

Запомните, что металлы всё же отличаются друг от друга. Железо — мягкое, ковке, чугун  — хрупкий, а сталь — прочная и упругая.

Свойства металлов

Металлы тверды, как камень, но в отличие от него пластичны: они не хрупкие и поддаются ковке. Все металлы расширяются при нагревании, хотя не так сильно, как жидкости и газы. Вот почему в жару электропровода провисают между опорами, а зимой сильно натягиваются.

Металлы обладают способностью хорошо проводить тепло. Вот почему утюги и сковородки делают из теплопроводных сортов стали.

Металлы хорошо проводят электрический ток. Особенно медь.

Кроме свойств, общих для всех металлов, у каждого из них есть свои особенности.

Магний горит так ярко, что из него готовят горючие смеси для фейерверков, салютов.

Серебристо — белый алюминий очень лёгок: из его твёрдых сплавов строят самолёты.

Ртуть — металл, который плавится при температуре ниже нуля. Её использую в приборах.

Сплав никеля и хрома от электричества сильно нагревается, а вольфрам даже светится. Из них делают спирали для лампочек, плиток, обогревателей.

Из стекла, покрытого тонким слоем серебра, никеля или алюминия, получается зеркало.

Отправляемся дальше…

Вот ещё любопытный камень нам попался. Рассмотрите его внимательно…

Это известняк. Камень серо-белого цвета, который состоит из мелких частичек. Из известняка получают известь, которую используют для скрепления строительных материалов — цемент. Из смеси цемента с водой и песком или гравием делают бетон, а из бетонных плит строят дома.

А это что?

Верно, это мел. А мел — это известняк.

В водах океана известняк образуется из раковин морских животных и их обломков. Отмирая, они опускаются на океанское дно. Со временем образуется толстый слой из этих панцирей. На это уходит миллионы лет. Постепенно слой цементируется и превращается в мягкий известняк.

Ещё существует твердый известняк. Глубоко под землей известняк нагревался и за счет огромного давления превращается в твёрдый известняк. Это мрамор.

Мраморный зал в Санкт-Петербурге

Много разных известняков в природе. Но трудно не сказать ещё об одном, самом красивом…

Это жемчуг. Он бывает розвым, белым, голубым и чёрным.

Этот вид известняка находится в раковинах морских животных. Добывать его очень сложно. Но люди научились делать искусственный жемчуг.

И последняя наша остановка в пещере. Там тоже мы встретим известняк. Это сталактиты и стал