Какими свойствами обладает свойство умножения дробей

Какими свойствами обладает свойство умножения дробей thumbnail

В данной статье разберем, в чем заключается основное свойство дроби, сформулируем его, приведем доказательство и наглядный пример. Затем рассмотрим, как применять основное свойство дроби при совершении действий сокращения дробей и приведения дробей к новому знаменателю.

Основное свойство дроби, формулировка, доказательство и примеры

Все обыкновенные дроби обладают важнейшим свойством, которое мы и называем основным свойством дроби, и звучит оно следующим образом:

Определение 1

Если числитель и знаменатель одной дроби умножить или разделить на одно и то же натуральное число, то в итоге получится дробь, равная заданной.

Представим основное свойство дроби в виде равенства. Для натуральных чисел a, b и mбудут справедливыми равенства:

a·mb·m=ab и  a:mb:m=ab

Рассмотрим доказательство основного свойства дроби. Опираясь на свойства умножения натуральных чисел и свойства деления натуральных чисел, запишем равенства: (a · m) · b = (b · m) · a  и (a : m) · b = (b : m) · a. Таким образом, дроби a·mb·m и ab, а также a:mb:m и ab являются равными по определению равенства дробей.

Разберем пример, который графически проиллюстрирует основное свойство дроби.

Пример 1

Допустим, у нас есть квадрат, разделенный на 9 «больших» частей-квадратов. Каждый «большой» квадрат разделен на 4 меньших по размеру. Возможно сказать, что заданный квадрат поделен на 4·9 = 36 «маленьких» квадратов. Выделим цветом 5 «больших» квадратов. При этом окрашенными будут 4·5 = 20 «маленьких» квадратов. Покажем рисунок, демонстрирующий наши действия:

Основное свойство дроби, формулировка, доказательство и примеры

Окрашенная часть – это 59 исходной фигуры или 2036, что является тем же самым. Таким образом,  дроби 59 и 2036 являются равными: 59=2036 или 2036=59.

Эти равенства, а также равенства 20 = 4·5, 36 = 4·9, 20:4 = 5 и 36:4 = 9 дают возможность сделать вывод, что 59=5·49·4 и 2036=20·436·4.

Чтобы закрепить теорию, разберем решение примера.

Пример 2

Задано, что числитель и знаменатель некоторой обыкновенной дроби умножили на 47, после чего эти числитель и знаменатель разделили на 3. Равна ли полученная в итоге этих действий дробь заданной?

Решение

Опираясь на основное свойство дроби, можно говорить о том, что умножение числителя и знаменателя заданной дроби на натуральное число 47 даст в результате дробь, равную исходной. То же самое мы можем утверждать, производя дальнейшее деление на 3. В конечном счете мы получим дробь, равную заданной.

Ответ: да, полученная в итоге дробь будет равна исходной.

Применение основного свойства дроби

Основное свойство применяется, когда нужно привести дроби к новому знаменателю и при сокращении дробей.

Приведение дроби к новому знаменателю – это действие замены заданной дроби равной ей дробью, но с большими числителем и знаменателем. Чтобы привести дробь к новому знаменателю, нужно умножить числитель и знаменатель дроби на необходимое натуральное число. Действия с обыкновенными дробями были бы невозможны без способа приводить дроби к новому знаменателю.

Определение 2

Сокращение дроби – действие перехода к новой дроби, равной заданной, но с меньшими числителем и знаменателем. Чтобы сократить дробь, нужно разделить числитель и знаменатель дроби на одно и то же необходимое натуральное число, которое будет называться общим делителем.

Читайте также:  Какие свойства у молекул

Возможны случаи, когда подобного общего делителя нет, тогда говорят о том, что исходная дробь несократима или не подлежит сокращению. В частности, сокращение дроби при помощи наибольшего общего делителя приведет дробь к несократимому виду.

Источник

  • Переместительное свойство умножения
  • Сочетательное свойство умножения
  • Распределительное свойство умножения

Переместительное свойство умножения

От перестановки сомножителей местами произведение не меняется.

Следовательно, для любых чисел  a  и  b  верно равенство:

a · b = b · a,

выражающее переместительное свойство умножения.

Примеры:

6 · 7 = 7 · 6 = 42;

4 · 2 · 3 = 3 · 2 · 4 = 24.

Обратите внимание, что данное свойство можно применять и к произведениям, в которых более двух множителей.

Сочетательное свойство умножения

Результат умножения трёх и более множителей не изменится, если какую-либо группу множителей заменить их произведением.

Следовательно, для любых чисел  ab  и  c  верно равенство:

a · b · c = (a · b) · c = a · (b · c),

выражающее сочетательное свойство умножения.

Пример:

3 · 2 · 5 = 3 · (2 · 5) = 3 · 10 = 30

или

3 · 2 · 5 = (3 · 2) · 5 = 6 · 5 = 30.

Сочетательное свойство используется для удобства и упрощения вычислений при умножении. Например:

25 · 15 · 4 = (25 · 4) · 15 = 100 · 15 = 1500.

В данном случае можно было вычислить всё последовательно:

25 · 15 · 4 = (25 · 15) · 4 = 375 · 4 = 1500,

но проще и легче сначала умножить  25  на  4  и получить  100,  а уже потом умножить  100  на  15.

Распределительное свойство умножения

Сначала рассмотрим распределительное свойство умножения относительно сложения:

Чтобы число умножить на сумму чисел, можно это число умножить отдельно на каждое слагаемое и полученные произведения сложить.

Следовательно, для любых чисел  ab  и  m  верно равенство:

m · (a + b) = m · a + m · b,

выражающее распределительное свойство умножения.

Так как в данном случае число и сумма являются множителями, то, поменяв их местами, используя переместительное свойство, можно сформулировать распределительное свойство так:

Чтобы сумму чисел умножить на число, можно каждое слагаемое отдельно умножить на это число и полученные произведения сложить.

Следовательно, для любых чисел  ab  и  m  верно равенство:

(a + b) · m = a · m + b · m.

Теперь рассмотрим распределительное свойство умножения относительно вычитания:

Чтобы число умножить на разность чисел, можно это число умножить отдельно на уменьшаемое и вычитаемое и из первого полученного произведения вычесть второе.

Следовательно, для любых чисел  ab  и  m  верно равенство:

m · (ab) = m · am · b.

Так как в данном случае число и разность являются множителями, то поменяв их местами, используя переместительное свойство, можно сформулировать распределительное свойство так:

Читайте также:  Какими общими свойствами обладают все уровни организации жизни

Чтобы разность чисел умножить на число, можно уменьшаемое и вычитаемое отдельно умножить на это число и из первого полученного произведения вычесть второе.

Следовательно, для любых чисел  ab  и  m  верно равенство:

(ab) · m = a · mb · m.

Переход от умножения:

m · (a + b)    и    m · (ab)

соответственно к сложению и вычитанию:

m · a + m · b    и    m · am · b

называется раскрытием скобок.

Переход от сложения и вычитания:

m · a + m · b    и    m · am · b

к умножению:

m · (a + b)    и    m · (ab)

называется вынесением общего множителя за скобки.

Источник

Дата:

19.11.2016 год.

Классы:

6 «А,Б,В,Г,Д»

Тема и номе урока:

«Умножение дробей» (П.13), урок №4

Тип урока

урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Оборудование

доска, тетради, карточки с заданиями, мел, смайлики, презентация.

Цель урока:

Отработать знания, умения и навыки по теме:

«Умножение обыкновенных дробей».

Задачи:

Образовательные:

Повторить и закрепить правила умножения обыкновенных дробей, умножение смешанных чисел, умножение обыкновенной дроби на натуральное число;

Продолжить формирование умений пользоваться данными правилами в различных ситуациях

Развивающие:

Развитие познавательных интересов учащихся;

Развитие логического мышления учащихся;

Развитие навыков самостоятельной работы.

Воспитательные:

Воспитание коммуникативных качеств личности, навыков самоконтроля, взаимоконтроля.

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, садитесь. Очередной урок посвящен умножению дробей. Сегодня мы обобщим знания по этой теме и покажем, как умеем их применять.

2. Проверка Д/З

П.13,№475

Устная работа.

1. Учитель раздаёт карточки. На них написаны числа:

184, 200, 345, 720

Выбрать числа, которые делятся и на 2, и на 5.

-Вспомним, какие числа делятся на 3, на 9?

2.Выполните умножение:

а)

3. Решите уравнение:

1) х+8х + 2 = 5

2) 6х – х + 5 = 14

Повторение пройденного материала.

1. Что такое числитель?

2. Что такое знаменатель?

3. Какая дробь называется правильной?

4. Какая дробь называется неправильной?

5. В чем заключается основное свойство дроби?

6. Как сокращают дроби?

7. Какую дробь называют несократимой?

8.Как сложить (или вычесть) дроби с разными знаменателями?

9. Как выделить из неправильной дроби целую часть?

10. Как представить смешанное число в виде неправильной дроби?

11. Как умножить дробь на натуральное число?

12 Запишите свойства нуля и единицы при умножении.

Изучение нового материала

— Как называются дроби, которые меньше 1? (Правильные дроби.)

— Как называются дроби, которые больше 1? (Неправильные дроби.)

— Найдите значение выражения:

— Какими свойствами обладает действие умножения дробей?

Вспомните свойства умножения для натуральных чисел. Запишите их с помощью буквенных обозначений.

Запись в тетрадях:

Читайте также:  Каким свойством по отношению к индивиду обладают социальные явления

1) Переместительное свойство умножения   а · b = · а

2) Сочетательное свойство умножения        (а · b) · с = а · (· с)

3) Свойство нуля                                       а · 0 = 0 · а = 0

4) Свойство единицы                                  а · 1 = 1 · а = а а ·

5) Если а ≠ 0                                            

6) Распределительное свойство умножения относительно сложения     

(a + b) · c = · c + · c  

7) Распределительное свойство умножения относительно вычитания   

(а — b) · с = а · с – · с

— Для чего используют свойства умножения? (Для упрощения вычислений)

— Эти свойства справедливы и для дробных чисел.

— Приведите примеры, подтверждающие эти свойства для дробей.

Работа по учебнику.

№ 446 (н-п) стр. 73 (самостоятельно, устная проверка).

(Ответ: н) 0; о) ; п) 0.)

2. На какое число надо умножить число 5, чтобы произведение было:

1) равно 0; 2) равно 1; 3) равно 5; 4) больше 5; 5) меньше 5.

№454.Найдите значение выражения:

hello_html_m6a6822e9.jpg

Физкультминутка

Подтянулись на носочках

Столько раз,

Ровно столько, сколько пальцев

На руке у вас!

1, 2, 3, 4, 5!

Топаем ногами,

1, 2, 3, 4, 5!

Хлопаем руками.

Работа над задачей

№ 450 стр. 73 (после разбора самостоятельно, самопроверка, образец на обратной стороне доски).

— Прочитайте задачу.

— Как двигались два велосипедиста? (В одном направлении.)

— Зная скорость первого велосипедиста и то, что скорость второго в 1  раза больше, что можно найти? (Скорость второго велосипедиста.)

— Как найти скорость второго велосипедиста? (Скорость первого велосипедиста умножить на 1  

— Зная скорости двух велосипедистов, что можно найти? (Скорость удаления.)

—  Как найти скорость удаления?

(Из большей скорости вычесть меньшую скорость.)

— Зная скорость удаления и время, что можно найти?

(Расстояние, которое будет между двумя велосипедистами через 1 ч.)

Решение:

hello_html_mc3e3bc0.jpg

(Ответ: 3,06 км будет между ними через 1 ч.)

Самостоятельная работа (10—15 мин)

1. Найдите значение выражения:

hello_html_68326923.jpg

2. На чтение первого рассказа Лена затратила 3/4 ч, а на чтение второго рассказа — в hello_html_m1b52d5b7.jpg раза больше. Сколько времени Лена затратила на чтение двух рассказов? На сколько времени меньше у нее ушло на чтение первого рассказа, чем второго?

3. Выполните действия: hello_html_m4c9fd08c.jpg

Итог урока:

-Что вы узнали сегодня на уроке?

— Чему научились?

— Что более всего запомнилось на уроке?

Домашнее задание

П.13, 478. Выполните действия:

hello_html_m97ae7f4.jpg

Рефлексия:

Графическая: на доске таблица со знаками

hello_html_68a02775.jpg

В таблице цели урока можно записать самому учителю В конце урока учащиеся плюсуют напротив каждой цели и в той графе, которую они считают более приемлемой.

__________/19.11.2016 год.

Источник