Какими свойствами обладает песок

Главная > Часто задаваемые вопросы > Свойства песка

Свойства песка во многом зависят от того, какое происхождение имеет материал, как его добывали, обрабатывали ли песок дополнительно.

Важные характеристики материала:

  • Зерновой состав
  • Содержание пылевидных и глинистых частиц
  • Содержание глины в комках
  • Содержание ила
  • Класс песка
  • Пористость
  • Влажность
  • Модуль крупности
  • Коэффициент фильтрации
  • Насыпная плотность
  • Радиоактивность

Ниже мы подробно расскажем о каждой из них.

Зерновой состав песка

По сути, это то, из чего состоит материал: много ли в нем посторонних примесей, слишком крупных или слишком мелких зерен.

В этот показатель входят две характеристики:

  • Полные остатки на ситах
  • Содержание зерен различной крупности

Полные остатки на ситах

Для определения этого показателя песок пропускают через сита с размерами ячеек:

  • 2,5 мм
  • 1,25 мм
  • 0,63 мм
  • 0,315 мм
  • 0,16 мм
  • менее 0,16 мм

Таким образом, самые крупные зерна остаются на верхнем сите, а самые мелкие проходят сквозь ячейки диаметром 0,16 мм. Далее рассчитывают процентное соотношение зерен на каждом сите к общей массе пробы.

В соответствии с требованиями ГОСТа, полный остаток на сите с ячейками 0,63 мм должен варьироваться в диапазоне от 10 до 75%, в зависимости от модуля крупности сырья. Для других сит конкретных требований не установлено, показатели определяются в ходе лабораторных испытаний.

Содержание зерен различной крупности

В данном случае измеряется количество зерен следующих размеров:

  • более 10 мм
  • более 5 мм
  • полный остаток на сите №063
  • менее 0,16 мм

Зерна размером менее 0,16 мм — это, попросту говоря, пыль, а частицы крупнее 5 мм — не что иное, как гравий (галька). Наличие тех и других зерен негативно отражается на общих характеристиках сырья и возможности его применения без дополнительной обработки. Так, например, приготовление раствора для расшивки швов кирпичной кладки потребует полного отсутствия крупных включений. Ведь такие зерна не позволят создать тонкий слой затирки или выпадут из шва после его высыхания. Поэтому чем ниже процент их содержания, тем выше качество песка.

Содержание пылевидных и глинистых частиц

Это, пожалуй, самая важная характеристика песка. Ведь от нее зависит степень чистоты материала, а, следовательно, и возможность применения в тех или иных работах. Пылевидные и глинистые частицы имеют размер менее 0,063 мм. Они понижают сцепление более крупных зерен, что приводит к понижению прочности изделий с использованием этого материала. Поэтому, например, для приготовления бетона необходим только чистый песок.

Наличие пылевидных и глинистых частиц напрямую зависит от способа обработки исходного сырья. Наиболее чистым является мытый песок.

Для определения количества пылевидных и глинистых частиц зерна обычно просеивают через специальные сита с отверстиями размером 0,063 мм. Таким образом, все, что проходит через сита, является пылевидными и глинистыми частицами.

ГОСТом установлены требования к содержанию таких частиц. Например, в природном песке их должно быть не более 3%, а в искусственном – не более 5%. Конкретное значение определяют по отношению количества отсеянных частиц к основной массе.

Конечно, наличие таких включений важно только для определенных видов работ. Особенно – для устройства фундаментов, возведения мостов и других инженерных сооружений. Там пыль и глина могут сыграть роковую роль и со временем привести к разрушению конструкций. Если же вам нужно просто отсыпать дорожку на даче, подойдет практически любой песок.

Кроме того, в зависимости от способа добычи, среди зерен могут содержаться либо комки глины (если песок был добыт в карьере или эфельным методом), либо ил (если он был добыт со дна рек и озер). Эти включения также негативно влияют на прочность конструкций с использованием данного материала.

Об этом и поговорим далее.

Содержание глины в комках

Глина – это пластичное вещество, отличающееся вязкостью. В песке ее должно быть не более 0,5% от всей массы. Чтобы определить конкретный показатель, пробу материала смачивают водой, а затем прощупывают иглой. Глина, как правило, имеет низкую прочность, поэтому ее легко определить тактильно (на ощупь). После этого сравнивают отношение количества глины к количеству песка.

Глина хорошо вымывается водой, а вот сухим просеиванием от нее не избавиться. К тому же, попадая в любой строительный раствор, она остается в нем навсегда. Наличие комков глины в бетоне понижает его водостойкость, что недопустимо для гидротехнических сооружений, а также для подводных конструкций.

Содержание ила

Ил часто используют для повышения плодородных качеств почвы. Но в песке этот компонент является лишним. Например, наличие большого количества ила в бетоне требует повышенного расхода воды и цемента.

Впрочем, содержание ила не так критично, как, например, глины или пыли. Оно даже не регламентируется требованиями ГОСТа.

На основании описанных выше трех характеристик определяется так называемый класс песка.

Класс песка

Этот параметр относится к качеству зернового состава материала.

Всего выделяют 2 класса:

  • I класс – более качественный
  • II класс – менее качественный

Теперь разберемся, в чем их отличие.

Песок I класса

Он обладает более однородным составом и меньшим процентом содержания вредных примесей.

Читайте также:  Какое свойство внимания проявляется в описанном случае

Например, в нем должно присутствовать не более 0,5% зерен крупностью более 10 мм.

Допустимое содержание пылевидных и глинистых частиц у такого песка – не более 2% для крупных фракций и не более 3% — для мелких.

Глины в комках должно быть не более 0,25% для крупных фракций и не более 0,35% — для мелких.

Песок II класса

Здесь допускается менее однородный состав и большее содержание вредных примесей.

Для сравнения, у данного песка может быть до 5% зерен размером более 10 мм (для крупных фракций) и до 0,5% (для мелких фракций).

Пылевидных и глинистых частиц может содержаться до 3% (для крупных фракций) и до 10% (для мелких фракций).

Глины в комках может быть до 0,5% (для крупных фракций) и до 1% (для мелких фракций).

Согласно требованиям ГОСТа, предъявляемые к материалам для строительных работ, песок I класса идет на более ответственные работы (фундамент, несущие конструкции, инженерные сооружения). Для менее серьезных работ подойдет продукция II класса.

Пористость песка

Это наличие пустот размером более 2 мм (пор) между зернами материала. Отношение объема пор к объему самого материала и есть показатель этой характеристики.

Для песка пористость составляет от 37 до 47%. Конкретный показатель зависит от вида продукции. Наибольшим показателем обладают речные пески, поскольку их зерна более окатанные. Зерна, полученные путем дробления породы, будут иметь более острые края; соответственно – и пористость будет ниже.

Данная характеристика особенно важна там, где песок используется в качестве самостоятельного материала, а не в составе растворов. Например, очень важна низкая пористость для устройства различных оснований (подушек под фундаменты или под дорожное покрытие).

Чем выше пористость, тем больше водопоглощение материала. Это особенно опасно для нашего климата, потому что зимой влага, скопившаяся в порах песка, превращается в лед. Это, в свою очередь, понижает прочность, как самого материала, так и изделий, в которых он используется.

Влажность песка

Название говорит само за себя. Это процентное количество влаги, содержащееся в песке. Разумеется, это не статичный показатель. Влажность может меняться в зависимости от степени просушки песка, условий его хранения, климатической обстановки и прочих факторов.

При этом, для некоторых областей применения песка существуют четкие требования к влажности поставляемой продукции.

Например:

  • Для приготовления сухих цементных смесей допускается влажность до 5%.
  • Для приготовления бетона влажность тоже не должна превышать 5%. В противном случае приходится менять пропорции добавления воды в раствор. Кстати, строители умеют определять влажность на глаз. Для этого берется горсть песка и сжимается в кулаке. Если после этого она остается в виде комка и не рассыпается, то влажность более 5%.
  • А вот для песочниц, используемых в железнодорожных составах для сокращения тормозного пути, предел влажности песка – всего 0,5%. Если этот показатель будет выше, то зерна не смогут создать достаточного сцепления.

Не имеет значения влажность такого песка, который предполагается использовать на открытом воздухе. К примеру, если вы делаете дорожки в саду, то вам подойдет материал с любой влажностью. Главное – чтобы он не был откровенно мокрым, иначе будет неудобно работать.

Модуль крупности

Несмотря на то, что каждая песчинка имеет свою неповторимую форму и размер, в целом обычно выделяют преобладающую фракцию (крупность). Модуль крупности – это и есть то среднее значение, которому соответствует размер большинства отдельных частиц в песке.

Чтобы определить показатель модуля крупности, необходимо пропустить песок через вибросита. В процессе отсеивания мелкие частицы проходят сквозь его ячейки, а крупные задерживаются.

По модулю крупности выделяют следующие виды песка: 

Это классификация из ГОСТа. К ней обращаются при ответственных работах, когда к качеству материала предъявляются очень высокие требования. Другое дело – частное строительство, благоустройство или ландшафтный дизайн. Там это не критично, поэтому классификацию упрощают.

В упрощенном варианте существует всего 3 группы песка:

  • Крупный (Мк от 2,5 до 3,5)
  • Средний (Мк от 2 до 2,5)
  • Мелкий (Мк до 2)

Модуль крупности влияет на возможность применения материала для тех или иных работ. Так, например, для кладочных растворов используют более крупные зерна – они обеспечивают прочную связь. Крупный песок идет и на отсыпку дорожек, площадок и песочниц (если насыпать мелкий, то он будет пылить). А мелкие зерна хорошо подходят, например, для внутренней отделки – то есть там, где важно, чтобы раствор ложился тонко и ровно.

Коэффициент фильтрации песка

Еще одна важная характеристика, от которой зависит качество готовых изделий из данного товара. Если вода, попадающая в песок, свободно проходит сквозь него и впитывается нижележащим грунтом, то зерна могут хорошо переносить тяжелые климатические условия. Между ними не будет скапливаться влага, соответственно они не будут испытывать деформаций, связанных с морозным расширением льда.

И здесь определяющую роль играет наличие глины. Этот материал является отличным препятствием для воды. В определенных ситуациях это становится большим преимуществом, но не здесь. Присутствие глины в песке способствует скоплению влаги между зернами. Поэтому степень очистки материала сильно влияет на коэффициент фильтрации.

Читайте также:  Уровень артериального давления характеризуется каким свойством

Что касается конкретных показателей, то они таковы:

  • Коэффициент фильтрации речного песка – от 5 до 20 метров в сутки
  • У карьерного песка этот показатель гораздо ниже – от 0,5 до 7 метров в сутки

Конечно, подручными средствами невозможно определить конкретное значение. Для этого используют сложное лабораторное оборудование.

Чтобы понять, как данная характеристика влияет на практическое применение материала, можно привести небольшой пример. Вспомните, как на грунтовых дорогах скапливаются лужи после дождя. Вода может неделями и месяцами оставаться на поверхности, как будто что-то мешает ей впитаться в землю. Точно такая же ситуация и с песком. Поэтому, если вы будете делать дорожку или площадку с использованием недостаточно очищенного материала, то приготовьтесь к тому, что после каждого дождя ваше покрытие будет превращаться в болото.

Насыпная плотность

Это соотношение массы песка и его объема. Иными словами, характеристика показывает, сколько килограмм в кубометре материала. Здесь важно сказать, что конкретный показатель зависит от нескольких факторов.

На насыпную плотность влияют:

  • Пористость
  • Влажность

Так, если вам везут не утрамбованный сухой песок, то его насыпная плотность будет значительно ниже, чем если бы вам привезли утрамбованный материал, да еще и не высохший после дождя.

Таким образом, заранее узнать насыпную плотность невозможно. Для каждой отдельной партии она будет отличаться. Обычно используется среднее значение, с учетом основных характеристик материала.

Например, для песка средняя насыпная плотность будет следующей:

  • При влажности до 2% — 1 150 кг/м3
  • При влажности до 5% — 1 180 кг/м3
  • При влажности до 10% — 1 220 кг/м3
  • При влажности до 15% — 1 500 кг/м3
  • При влажности до 20% — 1 890 кг/м3
  • При влажности до 30% — 2 160 кг/м3

Но чаще всего берут совсем усредненные показатели, колеблющиеся в пределах 1 300-1 500 кг/м3.

Подробнее об этом свойстве читайте на странице Насыпная плотность сыпучих материалов. Если вы хотите узнать насыпную плотность разных видов песка, рекомендуем ознакомиться со страницей Насыпная плотность песка.

Радиоактивность песка

По сути, все материалы, добываемые из горных пород, обладают определенным радиационным фоном. Песок – не исключение.

ГОСТом определены допустимые значения радиоактивности для всех строительных материалов. Они измеряются в беккерелях на килограмм (Бк/кг).

Выделяют 4 класса радиоактивности:

  • 1 класс – показатель радиоактивности тут менее 370 Бк/кг
  • 2 класс – показатель до 740 Бк/кг
  • 3 класс – до 1500 Бк/кг
  • 4 класс – свыше 1500 Бк/кг

В строительстве используется продукция, радиоактивность которой не превышает 1500 Бк/кг. И это – слишком высокая цифра. На деле же обычно берут материалы с радиоактивностью менее 370 Бк/кг.

Подавляющее большинство песков относится к первому классу. Это значит, что использование их абсолютно безопасно.

Исключение составляет лишь так называемый «черный песок». Он представляет собой скопление тяжелых минералов, среди которых ильменит (содержащий титан) и монацит. Черные пески распространены по всей планете. В России они встречаются в Таганрогском заливе, на Украине – по берегам Азовского моря. Они имеют достаточно высокий радиационный фон (до 1000 микрорентген в час). Такие пески не используются ни в строительстве, ни в других областях.

Мы рассмотрели основные виды песка. Любая характеристика влияет на область применения материала. Однако далеко не для всех работ нужно детально изучать свойства и высчитывать показатели. Поэтому действуйте по ситуации: для каких-то задач эти характеристики чрезвычайно важны (например, при производстве тротуарной плитки или кирпича), для каких-то – это просто цифры, на которые можно не обращать внимания (скажем, при обратной засыпке).

Рекомендуем также ознакомиться с другими статьями из этого раздела:

  • Применение песка
  • Песок для благоустройства территории
  • Песок для песочниц
  • Песок для пляжа
  • Песок для тротуарной плитки
  • Песок для ландшафтного дизайна
  • Песок для дорожек
  • Песок для пруда
  • Песок для строительных работ
  • Обратная засыпка песком
  • Песок для бетона
  • Песок для кладки кирпича
  • Песок для штукатурки
  • Применение карьерного песка
  • Применение карьерного песка средней фракции
  • Применение крупного карьерного песка
  • Применение мелкого карьерного песка
  • Применение кварцевого песка
  • Применение мелкого кварцевого песка
  • Применение крупного песка
  • Применение мелкого песка
  • Применение речного песка
  • Применение мелкого речного песка
  • Применение речного песка средней фракции
  • Применение среднезернистого песка
  • Применение эфельного песка
  • Применение мелкого эфельного песка
  • Характеристика песчаных карьеров Свердловской области
  • Свойства карьерного песка

    • Свойства карьерного песка средней фракции
    • Свойства крупного карьерного песка
    • Свойства мелкого карьерного песка
  • Свойства кварцевого песка

    • Свойства мелкого кварцевого песка
  • Свойства речного песка

    • Свойства мелкого речного песка
    • Свойства речного песка средней фракции
  • Свойства эфельного песка

    • Свойства мелкого эфельного песка
  • Характеристики крупного песка
  • Характеристики мелкого песка
  • Характеристики среднезернистого песка

Источник

Екатерина Бирюкова
Свойства песка.

Тема: Свойства песка.

Цель: Дать представление о песке как полезном ископаемом, познакомить с его свойствами и применением; развивать у детей любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам; воспитывать у детей бережное отношение к Земле, ее богатствам.

Ход ННОД:

-Ребята, посмотрите, что я принесла к нам в группу? (Глобус). Что такое глобус? (макет Земли). Вспомните, что обозначает каждый цвет на глобусе? (ответы детей).

Читайте также:  Какие полезные свойства у семги

— Действительно, на нашей планете есть и горы, и равнины, и моря, и пустыни, и океаны. Также на нашей планете много различных полезных ископаемых.

— Что такое полезные ископаемые? Как вы думаете, почему полезные?

-Каменный уголь, нефть, газ, мел, которым школьники пишут на доске, золото, серебро, алмазы, мрамор, гранит – все это полезные ископаемые. Они прячутся глубоко под землей.

-Сегодня мы с вами поговорим об одном полезном ископаемом,догадайтесь о каком:

Он желтый, и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей.

Если хочешь, можешь брать

И играть. (песок)

— Песок-это естественный материал, его очень много в природе. На Земле есть пустыни, которые сплошь покрыты песком. Песок человек начинает использовать с раннего детства. Как человек использует песок в детстве? (ответы детей).

-Действительно, кто из детей не играл в песочнице? Песок для детей — это строительный материал. Что можно сделать из него (ответы детей). Из какого пескалегче строить постройки : из сухого или мокрого? (Мокрого). Почему? Из мокрого песка можно построить много интересного — замки, пещеры, слепить животных … но прочны ли эти постройки? Что происходит с постройками по мере высыхания песка? (Они рассыпаются).

1 опыт.

Возьмем стаканчик с песком и аккуратно насыпем немного песка на лист бумаги.

-Легко ли он сыплется? (легко). Правильно, песок – сыпучий материал.

2 опыт.

Возьмите горсть песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. В месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном месте, то в другом возникают сплывы, движение песка похоже на течение. Песок может двигаться.

3 опыт.

С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (из зернышек-песчинок). Как выглядят песчинки (Они очень маленькие, круглые,полупрозрачные или белые или желтые, в зависимости от разновидности песка). Похожи ли песчинки одна на другую? Чем похожи и чем отличаются? (Одни дети могут сказать, что песчинки похожи, другие — что нет, и не нужно их разубеждать). Важно, чтобы в процессе сравнения ребята внимательно рассмотрели песчаные зернышки.)

— Ребята, почти всегда песок желтого цвета, а вот на далеком острове Куба встречается очень светлый, почти белый песок, встречается темно-красный, розово-оранжевый, и даже есть совсем черный песок.

— А для чего еще, кроме игры, нужен человеку песок? (ответы детей). Главное назначение песка – это то, что он идет на изготовление кирпича и бетона, из него получают стекло и хрусталь. Оглянитесь вокруг, и вы увидите множество привычных для глаз предметов из стекла. Назовите их (ответы детей). Линзы для очков и микроскопов, электронная аппаратура, жаропрочное стекло для кухонной утвари … Но не всякий песок идет на изготовление стекла и хрусталя. Крупный песок добавляют в цемент, без которого не обойтись в строительном деле – не сделать бетон, кирпич. А еще песок используют для благоустройства пляжей, строительства дорог, для раствора, с помощью которого кладут стены зданий. Песком наполняют песочные часы, которые есть в любой поликлинике или больнице.

В нашей группе тоже есть песочные часы. Проследите, как пересыпается песок.Пока пересыпается песок можно успеть прочитать стихотворение:

ПЕСОЧНИЧА.

ПОСРЕДИ ДВОРА ГОРА

На горе идет игра

Прибегайте на часок,

Залезайте на песок:

Чистый, желтый и сырой,

Хочешь – рой,

А хочешь –строй,

Хочешь куклам испеки

Золотые пирожки.

Приходите к нам, ребята,

Не забудьте взять лопаты,

Экскаваторы, совки,

Ведра и грузовики.

Тут и крики, тут и смех,

И работа есть у всех.

3 опыт.

Во время проведения этого опыта не следует забывать о безопасности детей:

песчинки могут попасть в глаза и нос. Чтобы избежать этого, можно проводить опыт в трехлитровой банке. Положить банку на бок, насыпать тонким слоем песок, закрыть полиэтиленовой крышкой. В нижней части крышки сделать отверстие для трубки, через которую можно вдувать в банку воздух. Один конец трубки будет находиться в банке, в другой вставить обычную резиновую грушу.

Создать в банке сильный поток воздуха – «игрушечный» ветер. Что происходит с песчинками? (Они легко двигаются, сдуваются).

4 опыт.

Возьмем палочку и попробуем «посадить» ее в стаканчик с песком. Легко ли поместить палочку в стаканчик с песком? (Да, в песке палочка расталкивает песчинки и ее легко туда воткнуть).

5 опыт.

Аккуратно нальем воды в стакан с песком. Потрогаем песок. Каким он стал? (Влажным, мокрым). А куда исчезла вода? (Она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками).

Итак, с каким полезным ископаемым мы познакомились сегодня? песком).

Как и где человек использует песок? Из чего состоит песок? (песчинки). С какими свойствами песка мы с вами познакомились? (Легко сыплется, может двигаться, хорошо впитывает воду).

Источник