Какими свойствами обладает память человека

Анонимный вопрос  ·  7 декабря 2018

878

Эффективный репетитор по математике, физике, химии. Автор книг и консультант по обучению…  ·  repetitor-5.ru

Память — идеальный механизм записи, который работает без тренировок и 25 раз в секунду записывает всё, что человек видит, слышит, ощущает. Память безгранична и она не хранится в мозгу, что бы не заявляли психологи.

Но вот с извлечением данных из памяти могут быть индивидуальные сложности…

Существует ли такое понятие, как пропускная способность мозга (обработка, хранение, передача информации)?

Заходим и слушаем: https://soundcloud.com/soulbringer-1

Прочитав ваш вопрос, вспомнил про максимальное количество элементов, которые человек может удерживать в сознании. Можно считать это частью пропускной способности.

» «Магическое число семь плюс-минус два» («кошелёк Миллера», «закон Миллера») — закономерность, обнаруженная американским учёным-психологом Джорджем Миллером, согласно которой кратковременная человеческая память, как правило, не может запомнить и повторить более 7 ± 2 элементов.»(c) Википедия

Ещё один параметр. Скорость передачи информации по нервам от органов чувств к мозгу, а от него к мышцам. насколько я помню, может быть минимум где-то 3 мили секунды(обычно в разы медленнее).

Прочитать ещё 1 ответ

Есть ли у человеческой памяти границы?

Смотря у какой. Психологи выделяют несколько видов памяти по модальностям, вот пример классификации по времени: краткосрочная, долгосрочная, оперативная. Краткосрочная обладает объемом 7+/-2. Значит, что человек без повторения в течении нескольких минут(примерно до часа) может воспроизвести именно это число запоминаемых объектов. Помочь здесь может группировка. Отличный пример с телефонными номерами — мы запоминаем группы чисел, а не каждое по отдельности, тем самым упрощая для себя эту работу. Так же память может быть опосредованной (и она гораздо лучше сохраняет информацию) и непосредственной. В первом случае объекты связываются по ассоциациям, создается некоторая «шпоргалка» для воспроизведения. В ином случае объекты запоминаются как есть, без применения мнемотехник.

Что касается границ памяти в целом, то это довольно любопытный вопрос. И ответ скорее нет, чем да. Границы памяти определяются лишь способностями человека и эмоциональным компонентом(сюда же входят защитные механизмы:вытеснение, замещение и т.п.). Например, некоторые объекты или события запоминаются гораздо лучше в случае, если в момент запечатления человек испытывал эмоции. Так мы запоминаем имя человека на вечеринке, который нам понравился. Есть и обратное — многие жертвы не помнят лица насильника, т.к. испытывали ужас, к тому же память защищает личность от болезненных воспоминаний.

Память сложноорганизованный процесс, который включает в себя запоминание,сохранение, воспроизведение и забывание. И крайне интересный для изучения и развития собственного потенциала. Можете погуглить «эффект Зейгарник», «кривая запоминания»(поможет ораторам), «случай Шерешевского», законы памяти Эббингауза. Крайне рекомендую исследования Нурковой об автобиагрофической памяти.

Почему у некоторых людей память лучше и как её развить?

интеллектуал. дизайнер. меломан. мизантроп.

Способность к запоминанию, как и все остальные способности, различается у разных людей. Вариативность нужна природе, чтобы пробовать и выбирать более жизнеспособные решения.

Кроме того, память разнообразна по содержанию (одни люди запоминают лица, другие — имена). Существуют различные типологии памяти. Например:

по сенсорной модальности — зрительная (визуальная) память, моторная (кинестетическая) память, звуковая (аудиальная) память, вкусовая память, обонятельная память, болевая память, эйдетическая память;

по содержанию — образная память, моторная память, эмоциональная память, социальная память, пространственная память.

У конкретного индивида один или несколько видов памяти могут быть развиты лучше других.

Память, как и большинство способностей, можно тренировать в пределах возможностей организма.

Почему заучивание чего-либо на ночь способствует более качественному запоминанию этой информации?

Ночью активнее работает парасимпатический отдел нервной системы. Под его влиянием в фазу быстрого сна в мозге синтезируется белок, а информация, накопленная за день, из кратковременной памяти уходит в долговременную. Именно перед сном перед сном больше шансов, что информация ещё не улетела из кратковременной, и ночью будет что обрабатывать. Конечно всё условно, просто прочитав на ночь огромный пласт текста, его не запомнить, также не забудется абсолютно всё прочитанное до времени «перед сном».

Прочитать ещё 1 ответ

Источник

Анонимный вопрос  ·  7 декабря 2018

878

Эффективный репетитор по математике, физике, химии. Автор книг и консультант по обучению…  ·  repetitor-5.ru

Память — идеальный механизм записи, который работает без тренировок и 25 раз в секунду записывает всё, что человек видит, слышит, ощущает. Память безгранична и она не хранится в мозгу, что бы не заявляли психологи.

Но вот с извлечением данных из памяти могут быть индивидуальные сложности…

Существует ли такое понятие, как пропускная способность мозга (обработка, хранение, передача информации)?

Заходим и слушаем: https://soundcloud.com/soulbringer-1

Прочитав ваш вопрос, вспомнил про максимальное количество элементов, которые человек может удерживать в сознании. Можно считать это частью пропускной способности.

» «Магическое число семь плюс-минус два» («кошелёк Миллера», «закон Миллера») — закономерность, обнаруженная американским учёным-психологом Джорджем Миллером, согласно которой кратковременная человеческая память, как правило, не может запомнить и повторить более 7 ± 2 элементов.»(c) Википедия

Ещё один параметр. Скорость передачи информации по нервам от органов чувств к мозгу, а от него к мышцам. насколько я помню, может быть минимум где-то 3 мили секунды(обычно в разы медленнее).

Прочитать ещё 1 ответ

Есть ли у человеческой памяти границы?

Смотря у какой. Психологи выделяют несколько видов памяти по модальностям, вот пример классификации по времени: краткосрочная, долгосрочная, оперативная. Краткосрочная обладает объемом 7+/-2. Значит, что человек без повторения в течении нескольких минут(примерно до часа) может воспроизвести именно это число запоминаемых объектов. Помочь здесь может группировка. Отличный пример с телефонными номерами — мы запоминаем группы чисел, а не каждое по отдельности, тем самым упрощая для себя эту работу. Так же память может быть опосредованной (и она гораздо лучше сохраняет информацию) и непосредственной. В первом случае объекты связываются по ассоциациям, создается некоторая «шпоргалка» для воспроизведения. В ином случае объекты запоминаются как есть, без применения мнемотехник.

Что касается границ памяти в целом, то это довольно любопытный вопрос. И ответ скорее нет, чем да. Границы памяти определяются лишь способностями человека и эмоциональным компонентом(сюда же входят защитные механизмы:вытеснение, замещение и т.п.). Например, некоторые объекты или события запоминаются гораздо лучше в случае, если в момент запечатления человек испытывал эмоции. Так мы запоминаем имя человека на вечеринке, который нам понравился. Есть и обратное — многие жертвы не помнят лица насильника, т.к. испытывали ужас, к тому же память защищает личность от болезненных воспоминаний.

Память сложноорганизованный процесс, который включает в себя запоминание,сохранение, воспроизведение и забывание. И крайне интересный для изучения и развития собственного потенциала. Можете погуглить «эффект Зейгарник», «кривая запоминания»(поможет ораторам), «случай Шерешевского», законы памяти Эббингауза. Крайне рекомендую исследования Нурковой об автобиагрофической памяти.

Почему у некоторых людей память лучше и как её развить?

интеллектуал. дизайнер. меломан. мизантроп.

Способность к запоминанию, как и все остальные способности, различается у разных людей. Вариативность нужна природе, чтобы пробовать и выбирать более жизнеспособные решения.

Кроме того, память разнообразна по содержанию (одни люди запоминают лица, другие — имена). Существуют различные типологии памяти. Например:

по сенсорной модальности — зрительная (визуальная) память, моторная (кинестетическая) память, звуковая (аудиальная) память, вкусовая память, обонятельная память, болевая память, эйдетическая память;

по содержанию — образная память, моторная память, эмоциональная память, социальная память, пространственная память.

У конкретного индивида один или несколько видов памяти могут быть развиты лучше других.

Память, как и большинство способностей, можно тренировать в пределах возможностей организма.

Читайте также:  Какие свойства есть у вещей

Почему заучивание чего-либо на ночь способствует более качественному запоминанию этой информации?

Ночью активнее работает парасимпатический отдел нервной системы. Под его влиянием в фазу быстрого сна в мозге синтезируется белок, а информация, накопленная за день, из кратковременной памяти уходит в долговременную. Именно перед сном перед сном больше шансов, что информация ещё не улетела из кратковременной, и ночью будет что обрабатывать. Конечно всё условно, просто прочитав на ночь огромный пласт текста, его не запомнить, также не забудется абсолютно всё прочитанное до времени «перед сном».

Прочитать ещё 1 ответ

Источник

Анонимный вопрос  ·  2 апреля 2018

2,2 K

Память — это главный элемент нашей жизни. С помощью неё мы можем запомнить важную информацию, а также любые жизненные моменты. Очень важно развивать свою память. Если мы не будем её развивать, то ту или иную информацию мы не сможем запомнить. Наша память может нам греть душу или даже ранить. В нашей памяти хранится вся информация

Расскажите подробнее про такие техники запоминания, как «храм» или «города памяти»?

Another hero, another mindless crime

Дворец памяти, что ли? Все просто. Рассмотрим на примере. Вам необходимо запомнить список покупок из 5 слов — мука, сахар, карандаши, книга, вода. У вас есть известная вам дорога — либо путь, который вы проходите ежедневно либо банально ваша квартира (дом). Представляем, как заходим в дом и спотыкаемся об гигантский 50кг мешок муки. Встаем, заходим в кухню, хотим присесть, но на всех стульях пакеты сахара. Идем дальше в поисках седушки. Проходим в зал. Диван! Прыгаем на него, но там карандаши. Больно. Идем дальше, устали, хотим попить. Вот стакан. На нем лежит книга. Убираем ее и пьем воду.

Если вкратце — привязываем необходимые слова для запоминания к истории и к известной вам дороге

Как идеально писать сочинения по произведениям?

Писатель, пиарщик, сибиряк. Некогда окончил истфак.

Для начала, нужно грамотно выбрать тему, хорошо ее обдумав и приняв решение, что именно эту тему и это произведение вы сможете раскрыть наиболее полно.

Потом необходимо составить план сочинения (можно и схему). В плане должно быть отражено: какие вопросы вы раскроете в сочинении, какие приведете доводы, где используете цитаты, как построите композицию сочинения.

Очень важно понять, в каком стиле вы будете писать сочинение. Это ваше, авторское видение, оно придаст сочинению уникальность и позволит раскрыть тему.

Продумайте вступление. От вступления зависит, как будет раскрываться тема сочинения, в каком направлении и ключе. Все сочинение должно строиться по простому принципу: вступление — основная часть — заключение.

В основной части — НЕ ПЕРЕСКАЗЫВАЙТЕ произведение. Вам нужен анализ произведения, а не его изложение своим языком.

В заключении — можно выразить свое личное отношение к произведению. Но помните — заключение не должно быть длинным и размытым.

Концовка очень важна. Иногда от последней фразы зависит оценка тех, кто читает ваше сочинение. Как следует продумайте заключительные фразы, они должны «выстрелить».

Важно: подбирая цитаты, учтите — цитата нужна для раскрытия ваших изложенных мыслей, для их подтверждения, а не для повтора того, что вы уже написали.

Напишите черновик. Внимательно его просмотрите, отшлифуйте, уберите повторы, дополните, если нужно. Безжалостно вычеркивайте ненужные слова и громоздкие обороты речи.

И самое главное — беритесь за то произведение, которое вам по силам. Не старайтесь взять «глобальную» тему и написать шедевр философской мысли.

Прочитать ещё 1 ответ

Как может быть такое, что человек помнит свою прошлую жизнь?

психолог-консультант, бизнес-тренер, гештальт-терапевт, www.facebook.com/evgeny.yakovlev.3…  ·  vk.com/id186672748

Запросто! Дело в том, что воспоминания — всегда реконструкция, это не доступ к точно, фотографически записанным данным, — а доступ к тому, как мы выборочно восприняли событие, на чём поставили акценты, что как в тот момент поняли и как это потом переосмыслили.

Воспоминания — это всегда в какой-то степени «сломанный телефон». Есть классические тренинговые упражнения, где по цепочке из четырех человек передаётся от одного к другому сообщение. При этом можно уточнять и переспрашивать сколько угодно, заранее тренер объясняет, что это задание на искажение информации и искажения надо избежать! — Я получил упражнение от тренера, который проводил его 13 лет, сам провожу лет 15, — за 28 лет ни в одном случае информацию не передали без сильных ошибок!

Опущение, искажение, домысливание…

Те же процессы происходят у нас, внутри одного и того же человека, который вспоминает событие, потом невольно скорее обращается уже к отредактированной воспоминанием версии, и т.д.

А теперь представьте, что вас расспрашивают о прошлых событиях вашей, пока ещё «этой», жизни, немножко… эээээ… направленно. Даже не то, чтобы специально направленно, но держа в голове некую концепцию… Известно, что многие описания Фрейдом случаев разного сексуального травмирующего опыта в детстве его пациентов были впоследствии исследователями прямо опровергнуты.

И не только у Фрейда, конечно, а в целом есть такая «фишка» в психоаналитическом направлении, что клиенты зачастую «вспоминают» такие вещи, которых, как затем объективно выясняется, быть не могло по вполне доказательным несоответствиям.

В учебниках социальной психологии, в разделах по юридической психологии, где обсуждается доверие к памяти свидетелей, весело и массово приводятся эксперименты, показывающие, как в ходе вроде бы нейтрального расспроса воспоминания свидетелей можно намеренно искажать. Больше того, людям специально «подкидывали» воспоминания, пробросами «напоминая» о некоем эпизоде в их детстве, с падением с велосипеда, серьёзной травмой, — и спустя некоторое время люди богато и ярко реально «помнили» в домысленных деталях, как всё это «происходило».

Ну, а теперь. — Людям задают контекст, что прошлые жизни — есть! Ну, так, серьёзные дяди-тёти с серьёзными глазами, с умными глазами, причёсанные или лысые, но не всклокоченные, без явных больничных пижам на теле, — говорят всерьёз, что прошлые жизни есть. И называются — раз, два, три… — психологами, о как!))

А дальше погружают в транс. Кстати, нередко при этом возмущённо отрицают, что в транс, на что коллеги, занимающиеся эриксоновским гипнозом или НЛП, радостно гогочут в голос: в транс, в транс, там именно он и ничего иного. Ну, вам предлагают прикрыть глаза (но это не обязательно), и вспомнить сперва недавние, а потом всё более ранние события своей жизни… В подробностях… Это и есть один из вариантов наведения поверхностного транса; пока ещё воспоминания – с обычными опущениями, искажениями и домысливаниями… А один из эффектов транса, кстати, повышенная внушаемость, меньшая критичность… И события раннего детства… И даже момент рождения… (меня, как бывшего акушера-гинеколога, особенно умиляют нередкие воспоминания в этом месте о тоннеле и свете в конце тоннеля… тоннель они там нашли, три ха-ха, а свет затылком, очевидно узрели, или попой, — кто там глазами-то вперёд у нас рождается?)))

Как вы понимаете, в этом месте уже пройдена грань:

  • цепочка воспоминаний того, о чём клиент помнит,

  • в раннем детстве — то, о чём он хотя бы теоретически может иметь обрывочные воспоминания,

  • момент рождения – реальное событие, о котором воспоминаний реальных нет, — но вот они и полностью сочинены в искренней фантазии, — но вокруг пока РЕАЛЬНОГО события.

  • Можно ещё поплясать в том же жанре на внутриутробных «воспоминаниях», — но, в общем, ничто не отделяет уже от перехода к

  • настолько же полностью сочинённым в искренней фантазии «воспоминаниям» о теперь уже заведомо НЕРЕАЛЬНЫХ событиях.

Читайте также:  Какими свойствами обладает вода кратко

Контекст вы ведь помните. Серьёзный умный человек рядом, который нешутя говорит, что это не просто возможно, а мир – таков (одна из мощнейших фишек эриксоновского гипноза, кстати). Погружение в воспоминания – классическое наведение и углубление транса, без называния его (кстати, в трансе, кроме самых глубоких уровней, человек совершенно себя и происходящее осознаёт, и если с трансом незнаком, то изменённое состояние сознания и не заподозрит… особенно если и сам «провожатый» честно не понимает, что он на самом деле делает с клиентом)))

Всё это неплохо. Если дядя-тётя человек хороший, правда неглупый и по-своему профессиональный, наш клиент получит в процессе такого «воспоминания» о «прошлых жизнях» много полезных ресурсных внушений и уйдёт проживать дальше эту свою единственную жизнь – ободрённым, восхищённым и просветлённым.

Это прекрасно.

Просто вы спросили, как? – Вот так. – А жизнь всё же, похоже, единственная…

Прочитать ещё 2 ответа

Источник

Людей всегда интересовали сверхспособности к запоминанию информации, известно, что возможности мозга используются нами лишь частично, изучая особенности развития памяти можно улучшить память, достичь больших результатов в жизни. Давайте проанализируем, что такое память, как происходит запоминание информации?

Память — способность сохранять и воспроизводить следы впечатлений.

Учёные сделали вывод — каждое возбуждение оставляет след в нервной системе, любые события, обстоятельства люди, эмоции. Причём память делят на кратковременную и долговременную. В чём их отличие?

Кратковременная необходима для решения оперативных задач и используется постоянно в процессе жизни.

Долговременная — это память, которая сохраняет информацию на протяжении всей жизни. Например, как читать и писать, навыки одевания, базовые знания, умения самообслуживания. Все эти данные прописаны на глубинном уровне.

Существуют различные виды памяти:

  • Эмоциональная память — позволяет хранить информацию о пережитых эмоциях (счастье, радость, отчаянье, печаль), влияет на поведение в будущем и помогает регулировать поведение при различных обстоятельствах. Известно, что интерес к объекту изучения, положительные эмоции способствуют быстрому запоминанию;
  • Образная память — воспроизводит образы предметов, процессов, людей, с которыми контактировали, имели взаимодействие. Образная память связана с чувствительностью человека, умением и способами восприятия окружающего мира. По типу анализаторов выделяют: слуховую, обонятельную, осязательную, вкусовую память.

Известно, что 80% информации человек получает через зрительную память, однако при нарушениях зрения активизируются другие способы запоминания, ощущения жизни (восприятие на слух, через осязание). Каждый вид памяти имеет особое значение, воспринимаем картину мира в целом. Важно слышать речь, запоминать интонации, музыку — и при этом видеть, чувствовать окружающие предметы, людей.

Удивительным является факт, что художники, теряя зрение, продолжают творить картины, а музыканты после потери слуха — могут писать музыку. Всё это возможно, благодаря образной памяти, которая сохраняет информацию о звуках и цветовой гамме. Действительно, человек обладает невероятными способностями от природы.

Как же развивать память, совершенствовать способности к запоминанию?

Способы воздействия на запоминание информации

Особенности развития памяти долгое время изучаются учёными, при этом они обратили внимание на непроизвольную память. Почему мы помним отдельные фрагменты жизни, забывая другие? Было установлено — человек запоминает не то, что часто видит и встречает в жизни, а те события, что впечатлили сильнее или заставили приложить усилия, достигая результатов.

Зная о таких свойствах памяти, учителя на занятиях могут не просто просить изучить параграф учебника, а дать следующее задание: составить план или пересказать прочитанное — что значительно сложнее. Есть и другой способ заострить внимание — недосказанность, предположение продолжения, когда смотрим фильм или читаем статью фраза «продолжение следует» стимулирует запоминание до следующего выпуска, продолжения сюжета.

Конечно, важное значение имеет эмоциональное состояние, настрой на определённый вопрос, известно, что интересная информация запоминается лучше. Это сказывается и на успеваемости: что-то хватается на лету, а другие предметы проходят мимо, не запоминаясь. Важно учитывать интересы, увлечения при выборе будущей профессии.

Произвольное запоминание — это прерогатива человека, ни один другой вид живых существ на Земле не способен усилием воли запомнить нужную информацию. До трёх лет ребёнок пользуется непроизвольной памятью, после — может самостоятельно запоминать необходимые данные.

Особенности развития памяти в детском возрасте принято стимулировать путём механического запоминания — повторяя многократно информацию, перечитывая, заучивая. При этом одному человеку проще воспринимать данные на слух, другому — зрительно. Стоит обратить на это внимание и использовать в обучении, запоминании. Выделяют визуальный, аудиальный и кинетический тип памяти (ощущения, движения).

Методика Симонида

Учёные заметили, что текст со смыслом можно запомнить в 20 раз эффективнее, чем лишённый смысла. Основал методику запоминания ещё в Древней Греции в 5 веке до нашей эры поэт Симонид, принципы его до сих пор актуальны:

  • При необходимости запомнить большой объём информации, её стоит дробить на части;
  • С целью запоминания, данные нужно повторить многократней, чем нужно для первичного повторения знаний;
  • Через полчаса информацию нужно повторить, так как спустя шестьдесят минут -остаточная память пятьдесят процентов, на следующий день — тридцать процентов, поэтому перед занятиями часто повторяют материал. А кто-то может выучить даже на перемене всё и рассказать лучше.
  • Важное правило — 30 повторений на протяжении 30 дней лучше, чем 100 — за один день. Чтобы информация запомнилась надолго необходимо её повторять каждый день, перечитывать;
  • Старайтесь использовать комбинацию различных видов памяти для запоминания (зрение, слух, движение). Так, детям рекомендуют изучение иностранных языков в игровой форме, используя игрушки, проигрывая сюжеты, действия.

Особенности развития памяти предполагают её тренировку, возможность совершенствования путём запоминания стихов, повторения иностранных слов, тренировкой внимательности. Вот, несколько простых способов для развития зрительной памяти:

  • Метод Айвазовского — посмотрите в течение нескольких секунд на предмет, человека, картину, постарайтесь запомнить детали. Воспроизведите с закрытыми глазами увиденное, полностью со всеми нюансами. Если сложно, посмотрите ещё раз на объект и повторите упражнение.
  • Спички — для начала используйте 4 спички, бросьте их на стол и сохраните в памяти расположение, представьте их, закрыв глаза. Регулярно занимаясь, можно увеличить количество до четырнадцати спичек.

Для развития слуховой памяти используйте следующий способ, который развивает внутреннюю память — мысленно назовите цепочку простых математических примеров, постарайтесь запомнить, подсчитайте. Это потребует возврат к цепочке, словам.

В конце дня полезно вспоминать события, новых людей, имёна, детали общения для тренировки памяти. Старайтесь воссоздать чёткие образы в хронологическом порядке, описание должно быть словами, действиями. Психология, индивидуальные особенности памяти и её развитие всегда вызывали интерес, однако требуются определённые усилия для достижения результатов, которые окупятся в будущем новыми достижениями в различных сферах жизни.

Перейдём к рассмотрению современных методик развития памяти.

Мнемонические приёмы запоминания

Мнемоника — это специальная наука о памяти, возникла около двух тысячелетий назад. В основе лежит система учёного Симонида, он предложил располагать знания в памяти специальным образом, строя специальные комнаты и дома. Этой схемой пользовались и другие деятели — Цицерон, Квинтилиант.

Мнемоника призвана помочь в процессе запоминания, облегчить его, ищет способы быстрого и успешного запоминания больших объёмов знаний, главный приём — использование ассоциативного мышления. Известно, что если цифры номера телефона или имя нового знакомого связать мысленно ассоциациями — образом другого человека, знакомыми датами, то запоминание происходит значительно быстрее.

Известен также метод образного группирования. Этот способ предполагает разделение информации на смысловые части и рисование мысленных картин под каждую часть текста, что упрощает воспроизведение информации. Этот приём помогает ученикам воспроизводить информацию. Часто, находясь в эмоциональном состоянии, можно забыть нужную информацию, наличие картин — образов, помогает восстановить информацию.

Читайте также:  Какими свойствами обладает отношение равенства

Вхождение в текст — это ещё один метод, упрощающий запоминание, позволяет увеличить возможности памяти. Суть метода в привязке информации к ощущениям, кроме образного группирования необходимо добавить эмоции, представить себя в роли путешественника или учёного, изобретающего что-то, всё по ситуации, чем больше будет эмоций, тем больше зацепок для создания «крючков» к запоминанию. Мысленно создаём фильм с картинами и живыми ощущениями.

Ключевые слова — важно записывать ключевые слова после работы над информацией, они позволят воспроизвести в последствии картину событий вместе с другими методами.

Способы для запоминания последовательности действий

  • Способ карманов ( мысленно распределить действия, покупки по карманам, сортируя по группам, чем чётче картинка, тем вероятнее запоминание);
  • Матричное запоминание (представляет мысленную группировку предметов, действий по ячейкам, причём расставляя их в пространстве, на одной поверхности не более пяти, можно использовать комнату, мебель);
  • Запоминание по цепочке (мысленно расставляете объекты, людей в нужной последовательности на какой-то улице, например, наделяя необходимыми свойствами для лучшего запоминания);
  • Приём ассоциаций (подходит при необходимости заполнить большое количество информации, цифровые ряды, в данном случае необходимо выучить ряд ассоциаций и мысленно связывать его с нужными словами);
  • Табличное запоминание (мысленное составление таблицы с занесением необходимых данных, последовательных действий).

Для работы с большими текстами рекомендуют использовать запоминание по сюжету, что позволяет быстрее усвоить информацию. Необходимо прочувствовать все происшествия, окунуться в атмосферу, описанную в тексте, стать героем романа. После составления сюжета, стоит пересказать информацию, «озвучить киноленту».

Пересказ оказывает сильное воздействие на активизацию работы головного мозга, улучшение процессов запоминания. Это очень сильный помощник в развитии памяти.

Алгоритм запоминания:

  • Внутренняя установка на запоминание (даём себе внутреннюю задачу, объём, требуемый уровень знаний);
  • Вхождение в текст (настраиваемся на эмоциональное восприятие);
  • Группирование информации (распределяем информацию, создаём образы);
  • Запоминание, сканирование, пересказ.

Что касается запоминания цифр, то существуют 2 основных метода:

  • Ассоциативный (цифры укрупняются и ищутся подобия — знакомые даты для запоминания);
  • Использования кодировки, матрицы (фигуры, цвета, слова — существуют различные кодировки, помогающие запомнить цифры).

В последнее время учёные ищут новые подходы к вопросу развития памяти, способов запоминания. Рассмотрим подробнее такие теории.

Голографическая память по Мюллеру

Индивидуальные особенности памяти и ее развитие изучают и современные учёные, так Мюллер предложил методику под названием «голографическая память». Её особенность в значительном увеличении использования потенциала памяти. Автор разработал методику предполагая, что воспоминания можно хранить в виде голограмм согласно определённому порядку и использовать при адресном обращении.

Особенности развития воображения и памяти, согласно данной методике, стимулируют, основываясь на базовых принципах:

  • Воспоминания внешнего и внутреннего уровня воспринимаются каждым человеком особым образом;
  • Воспоминания хорошо реагируют на адресное обращение, концентрация на конкретном задании ведёт к повышению качества и количества получаемых знаний, хранящихся в памяти;
  • Воспоминания необходимо структурировать, располагать в удобном для дальнейшей работы порядке;
  • Воспоминания ощущений располагаются иначе, для них есть особые линии, необходимо научиться соединять эти фрагменты воспоминаний для улучшения памяти;
  • Память усиливается при использовании определённых мест в пространстве, включении внутреннего проектора, куда заносятся данные в виде слайдов, которые можно объединять;
  • Эмоции усиливают восприятие информации, представленной на голограмме;
  • Расположение воспоминаний в порядке хронологии ведёт к снятию внутренних барьеров на воспоминания, которые ранее блокировались мозгом;
  • Для улучшения запоминания рекомендует рационально увеличивать время, логически или образно работая с материалом;
  • Многократное повторение информации без использования логики приводит к размытости голограммы, ухудшает запоминание;
  • Хорошо проявляются на голограмме конкретные действия, даже лучше, чем умственные заключения;
  • Для хранения умственных заключений стоит использовать различные виды ощущений, опираясь на существующие в реальности вещи;
  • В процессе работы с голографическими воспоминаниями возможно, как усиливать, так и снижать уровень воспоминаний и возможности памяти;
  • Дыхательные упражнения, стимулирующие мыслительные процессы, оказывают схожее воздействие относительно памяти;
  • Работа с голографическими изображениями на ежедневной основе значительно улучшает способности к запоминанию;
  • Голограмма воспоминаний активизирует бессознательную память, стимулируя воспоминания, которые казались утраченными.

Автор книги анонсирует увеличение памяти в два раза при выполнении базовых упражнений и в несколько раз при усвоении всей техники голографической памяти. Его подход отличается от известных ранее технологий, связанных с кодировкой данных и построением матриц. Методика улучшает мышление, запоминание, работу с информацией прошлых лет. Подробнее технология запоминания описана в книге «Введение в голографическую память».

Возрастные особенности развития памяти

Особенность развития памяти в раннем возрасте проявляется в повышенной обучаемости, необходимости запоминать большие объёмы информации для ориентации в мире, самообслуживания, понимания процессов жизни. Первый опыт ребёнок приобретает благодаря свойствам эмоциональной, двигательной и образной памяти.

Память необходима ребёнку для познания мира и является ключевой в приобретении опыта и новых навыков. Память раннего возраста непроизвольна, запоминание происходит без особых усилий со стороны ребёнка, поэтому не имеет смысла говорить «запомни», постепенно поймёт — и информация отложится на подкорке головного мозга.

Часто дети проявляют чудеса памяти в изучении стихов, запоминании сказок, считается, что хорошая память — это нормально для ребёнка, к тому же они живут эмоциями, что способствует запоминанию. Ребёнок проживает каждую сказку, рассказ, чувствует, как герои истории проходят приключения.

Особенности развития памяти в детском возрасте проявляются в запоминании действий, что повторяются — регулярные умывания, мытьё рук, процедура питания, прогулки, всё запоминается ребёнком, а позже и слова, которые наиболее часто слышит, происходит мысленная привязка к действиям. Обычно взрослый человек помнит о детстве примерно с трёх лет, именно в этом возрасте ребёнок начинает выделять себя, как отдельного субъекта мира, запоминать события жизни.

Большая часть информации, полученная в детском возрасте, переходит в долговременную память, помогая человеку жить. В психологическом плане также очень важны первые годы, когда ребёнок чувствует любовь, заботу, поддержку близких, помощь в проявлении самостоятельности. В обратных случаях могут быть сложности с социализацией и нарушением программы жизни (сложности в построении семьи, рождении детей).

Психологические особенности развития памяти детей проявляются в использовании образного мышления и памяти, после четырёх лет проявляется возможность памяти произвольной, что лучше всего проявляется в игровой форме. Они могут уже повторять, запоминать стихи. В школьном возрасте осваивают новые способы запоминания — обобщение, классификация. Используют построение планов и пересказы для запоминания.

Запоминайте, а не «зубрите»

Важно учиться логически запоминать материал, а не «зазубривать», это мешает творческому развитию и не даёт эффективности развития умственных способностей в будущем. Особенности развития памяти проявляются и в подростковом возрасте, когда возникает повышенная потребность в овладении знаниями. На первое место выходит логическая память, механическая проявляется в меньшей степени, поэтому непонятный материал плохо усваивается.

В этом возрасте память уже более интеллектуальная, проявляются различные методы мнемоники, понимая необходимость развития своего потенциала к запоминанию. В более старшем возрасте особенности развития памяти проявляются хорошим запоминанием, так как есть потребность освоения своей профессии, специализации, происходит адаптация в обществе. Люди могут получать по несколько образований или учиться заочно.

В преклонном возрасте часто проявляются расстройства памяти, что связано с нарушениями в работе головного мозга, часто такие люди хорошо помнят события далёких лет, забывая ближайшее прошлое. Это связано с ухудшением работы оперативной памяти на фоне ясности долговременной.