Какими свойствами обладает память

Какими свойствами обладает память thumbnail

Анонимный вопрос  ·  7 декабря 2018

880

Эффективный репетитор по математике, физике, химии. Автор книг и консультант по обучению…  ·  repetitor-5.ru

Память — идеальный механизм записи, который работает без тренировок и 25 раз в секунду записывает всё, что человек видит, слышит, ощущает. Память безгранична и она не хранится в мозгу, что бы не заявляли психологи.

Но вот с извлечением данных из памяти могут быть индивидуальные сложности…

Как можно, натренировать свою память ?

Саморазвиватор — supremasea.ru, vk.com/supremaseagroup. Не стесняйтесь…

Существуют специальные упражнения для развития памяти. Вообще следует понять что память зависит от «остроты» восприятия, ведь если вы размыто воспринимаете что-то то вам трудно это запомнить, если же вы что-то тщательно рассматриваете, то запоминаете это лучше. Тут медитация в помощь. Память также зависит от разума, точнее от когнитивной функции. Совсем просто говоря, если человек редко думает о чем-то и ничего не изучает, то и память у него будет отвратительная.

какие существуют по-настоящему действенные способы натренировать память?

студентка, очень любознательный человек

Приведу из собственного опыта. Старайся максимально самостоятельно решать такие задачи, как операции с числами, расчеты инж. формул самостоятельно. Различные онлайн-решебники отупляют, да и тебе тогда нет смысла держать в голове разные формулы и уметь быстро и логически мыслить.  Далее, стоит расширять свой кругозор,больше читать и узнавать нового,причем делать это систематично. Мозг привыкает работать с большим количеством информации и меньший объем её не будет представлять собой проблему, да и весомейший плюс — расширится список тем для разговор, и опять же, ты будешь напрягать и развивать память,когда захочешь рассказать тот или иной прочитанный  факт.
А если всё плохо,то можно начинать укреплять свою память с различных игр-упражнений вроде назвать по порядку или в обратном порядке слова из определенного списка,  учить стихотворения(причем вдумчиво, так тебе будет легче запомнить),

Почему у некоторых людей плохая память на лица?

Однажды один преподаватель сказал мне что «Плохой памяти — не бывает», отчего я заподозрил его в употреблении эН-ого количества веселящих веществ. Нельзя отрицать тот факт что память бывает плохой, причины: старческая деменция, патологии мозга, инсульты, сотрясения, бокс 🙂 , индивидуальные особенности развития, а так же причина может крыться в проблемах восприятия.

НО! В 99% случаев люди говорящие о «плохой памяти» не имеют указанных выше проблем. Как правило дело не в самой способности мозга хранить информацию, а в его не тренированности или отсутствии эффективных алгоритмов для запоминания. Речь не про модные сейчас мнемотехники, хотя … наверно и про них. Кроме искусственных мнемотехник для запоминания «всякого-разного», которым можно научится на многочисленных курсах или же по учебникам,  у каждого человека есть сформировавшийся естественным путем набор приемов для запоминания информации, в большинстве случаев он не осознается сознанием, все на автомате, так же как бросание или ловля меча. Ну и стоит ли объяснять что для человека привыкшего кодировать информацию в память «аудиально», запомнить лица окажется большой проблемой, зато он будет легко учить лекции и песни.

Какими витаминами и лекарствами можно улучшить память?

руководитель аналитического отдела газеты «Фармацевтический вестник»

Смотря у кого.

Если у человека есть деменция, есть препараты против нее, которые улучшают функции памяти. А улучшить память здорового человека практически невозможно с помощью лекарств. Люди очень любят волшебство: съесть таблетку — и похудеть или улучшить память. Обещать это могут любые фирмы, но реально витамины на память никак не влияют. Памятью нужно заниматься. 

Я работал в компаниях, которые занимались препаратами такого рода и исследования по такого рода препаратам проводятся очень плохо: это наукообразие.

Прочитать ещё 1 ответ

Источник

Личностное развитие предполагает накопление индивидуумом экзистенциального опыта, что требует актуализации человеком всех мыслительных процессов, включая процессы запоминания. Принимая во внимание многоаспектность памяти как психологического феномена, дать однозначную дефиницию психологического свойства достаточно проблематично.

Определение 1

В наиболее общем виде под памятью понимают психическое свойство личности, ее способность к накоплению, хранению и воспроизведению информации и опыта; способность к воспоминанию и воспроизведению отдельных переживаний прошлого, осознавая не только само переживание, но и его место в индивидуальной истории личности.

Основные свойства памяти как психологического феномена

Как познавательный процесс память характеризуется следующими свойствами:

  1. Объем – способность сохранять значительные объемы информационных данных;
  2. Точность – указанное свойство проявляется в запоминании не только общего содержания информации, но и отдельных фактов и событий;
  3. Готовность к воспроизведению – способность оперативно воспроизводить в сознании личности информационные данные. Указанное свойство памяти позволяет человеку эффективно использовать накопленный раннее экзистенциональный опыт;
  4. Скорость запоминания – индивидуальная характеристика памяти, которая находит свое отражение в оперативности запоминания информации;
  5. Длительность – способность личности на протяжении длительного времени сохранять пережитый опыт. Следует отметить, что данное качество индивидуально, имеет выборочный характер;
  6. Помехоустойчивость – свойство памяти, обеспечивающее возможность личности противостоять звуковому фону, помехам, концентрироваться на главной информации, которую необходимо сохранить в памяти для последующего воспроизведения.
Читайте также:  Каким свойством можно охарактеризовать объекты ручка для письма

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Виды памяти

На основании критерия психической активности выделяют следующие виды памяти:

  1. Образная память представляет собой свойство личности запоминать образы, сформированные при помощи процессов восприятия через сенсорные системы и воспроизводимые в виде представлений. В структуре образной памяти выделяют зрительную, слуховую, вкусовую, обонятельную, тактильные виды запоминания;
  2. Двигательная память находит свое отражение в способности запоминать, сохранять и воспроизводить двигательные операции. Указанный вид памяти формирует основу любых двигательных актов и трудовых навыков;
  3. Эмоциональная память – запоминание чувств, эмоций;
  4. Семантическая, словесно-логическая память – запоминание мыслей, идей, концепций, выраженных в вербальной форме.

На основании критерия участия мышления в процессе запоминания информационных данных выделяют логическую и механическую память.

Определение 2

Под механической памятью понимается процесс запоминания и сохранения, основанный на многократном повторении информации без глубокого ее осмысления.

Определение 3

Логическая память основывается на использовании семантических взаимосвязей между запоминаемыми предметами, объектами, явлениями, процессами.

Психологические процессы в структуре памяти

Возможности запоминания и последующего воспроизведения информации обеспечиваются следующими психологическими операциями:

  1. Запоминание – процесс памяти, обеспечивающий закрепление нового материала. Различают произвольное и непроизвольное, смысловое и механическое, опосредованное и непосредственное запоминание;
  2. Сохранение – процесс, обеспечивающий удержание результатов запоминания на протяжении длительного времени;
  3. Воспроизведение – поэтапный процесс, включающий стадию узнавания объекта, на которой осуществляется сравнение прошлого опыта с актуальным образом; стадию припоминания – активного поиска и добывания необходимого материала из долговременной памяти; на третьей стадии осуществляется репродукция человеком эмоционально-наполненного образа, полное определение образа объекта по всем параметрам;
  4. Забывание – процесс, приводящий к утрате четкости, уменьшению объемов закрепленного в памяти материала. Данный процесс предупреждает перезагрузку памяти.

Таким образом, память представляет собой психический процесс, обеспечивающий запоминание и сохранение информационных материалов, способствующий личностному развитию, накоплению экзистенциального опыта.

Источник

Что такое память человека и как работает этот механизм? Какие процессы, связанные с памятью, происходят? Психология и физиология памяти. Ее теории и законы.

Сложно представить, как бы мы жили, не имея памяти. Но что такое память? Какие процессы задействованы, чтобы нам без проблем удавалось накапливать и воспроизводить информацию? Ученые определили, какими свойствами обладает память и как работает этот сложный ассоциативный механизм. Мы расскажем о законах, теориях, психологии и физиологии этого свойства.

Что такое память?

Память — это комплекс психических способностей накапливать, сохранять и воспроизводить информацию. Без этих умений сложно представить существование человека. Академик Иван Сеченов утверждал, что без умения хранить ощущения и информацию мы навсегда оставались бы на фазе развития новорожденного. Ведь как удовлетворить базовые потребности, если об этом не формируется ни единого представления?

Звание флагмана в изучении памяти негласно присвоено Герману Эббингаузу. Исследователь, экспериментируя на себе, сформулировал определение памяти, раскрыл природу и механизм ее действия.

Сегодня известно, что уровень ее развития зависит от:

  • работы нервной системы;
  • формирования каждого из процессов запоминания;
  • воспитания, уровня обучения;
  • темперамента;
  • рода деятельности.

Кроме личностных особенностей память имеет возрастные рамки. Например, дошкольники, ученики начальных классов, подростки по-разному запоминают новое. На основе этого существуют теории, утверждающие, что до 3 лет ребенок способен выучить несколько языков.

На вопрос «что такое нормальная память» ответить сложно, так как у каждого она развита по-разному. Но некоторые отклонения все же встречаются. Мы можем жить с ними всю жизнь, не придавая должного значения.

Пройти тест на темперамент

Самыми распространенными расстройствами считаются:

  • гипомнезия – снижение возможности вспомнить что-либо;
  • гипермнезия – навязчивые воспоминания, лихорадочное волнение;
  • парамнезия – искажения воспоминаний, их подмена или деформация.

Свойства памяти.

  • Емкость – количество материала, который можно запомнить.
  • Скорость запоминания – индивидуальный темп усвоения нового.
  • Длительность хранения – период от возникновения до исчезновения материала.
  • Точность воспроизведения – уровень достоверности исходный фактов.
  • Скорость воспроизведения – темп поиска нужных ведомостей.
  • Помехоустойчивость – устойчивость к всякого рода препятствиям.

Процессы памяти.

1. Запоминание.

Мы запоминаем информацию как произвольно, так и не произвольно. Личностно значимые факты откладываются в сознании обычно сами, мы при этом сохраняем пассивную позицию. Воспоминания в таком случае фрагментарны. Мы помним, какой букет цветов получили на первом свидании, но забыли, в чем были сами одеты. Дело не в том, что кто-то ставил цель запомнить букет и рассматривал целый вечер его составляющие. Так работает избирательность.

Читайте также:  Твердость это какое свойство

Интересное исследование провела психолог Блюм Зейгарник. Она доказала, что незавершенные действия запоминаются лучше. Например, если мы опоздали на поезд, не добились повышения в должности, не получили, чего ожидали, то обязательно прочно зафиксируем это событие в сознании. Как оказалось, ситуации с позитивным разрешением надолго не задерживаются. Так влияют негативные эмоции, полученные в результате стресса и разочарования.

Психологи определили, как работает процесс запоминания. Он базируется на повторении и осмысленном восприятии. Существует особое направление психологии – мнемотехника, в рамках которой изучаются принципы ассоциативного запоминания. Например, передача информации через образы, картинки, схематические изображения.

В зависимости от типа запоминания существует 4 вида памяти: двигательная, образная, вербальная и эмоциональная. У каждого человека больше развит тот или иной вид.

2. Сохранение материала.

В зависимости от того, на каком уровне зафиксирован материал, различают сенсорный, кратковременный, долговременный и оперативный типы памяти. Каждый из них имеет свои характеристики.

3. Воспроизведение.

Существуют четыре формы воспроизведения информации:

  • Узнавание – возникает, когда мы повторно видим объект.
  • Воспоминание – объект отсутствует, но с помощью ассоциаций можно непроизвольно воспроизвести забытое.
  • Припоминание – чтобы воспроизвести материал, нужно приложить усилия.
  • Реминисценция – воспроизведение с опозданием, то есть припоминание того, что казалось давно забытым.

Пройти тест на эмоциональный интеллект EQ

4. Забывание.

Это процесс уменьшения объем сохраняемых данных. Это закономерное, естественное действие, которое только в редких случаях является аномалией. Забывание обусловлено следующими факторами:

  • Время – уже по истечении 60 минут нам свойственно забывать половину услышанного.
  • Активность использования – мы забываем то, что не используем постоянно. Но умение плавать, ездить на велосипеде или знание языка зафиксировано на подсознательном уровне, поэтому не забывается.

Физиология и психология памяти.

Физиологический аспект.

Физиологи тщательно исследуют память, определение которой обусловлено исследованиями нервной системы. Так, объем нашего «архива» зависит от количества задействованных нервных клеток. Также доказано, что для запоминания, активной работы мозга необходимы белки DCO, LEO, CaMKII. Именно их недостача вызывает различные болезни, связанные с амнезией.

Известна связь памяти с физиологической активностью. Калифорнийские ученые установили, что физическая нагрузка повышает уровень гамма-аминомасляной и глютаминовой кислоты в головном мозге. Достаточно 20 минут активных упражнений, чтобы концентрация нужных соединений повысилась на достаточном для запоминания уровне.

Теории памяти в психологии.

Память в психологии — это свойство, которое помогает человеку ориентироваться в пространстве и времени. О том, какие процессы происходят с нами во время запоминания, сложились целые теории.

  • Ассоциативная – наш мозг ищет связь между объектами, подтягивая из «архива» все, что причастно к данной ситуации. Поиск происходит за категориями схожести или контраста.
  • Бихевиористическая – чтобы запомнить материал, нужно выполнять упражнения. Так материал надежно сохраняется.
  • Когнитивная – информация обрабатывается с помощью блоков. Одни блоки ее распознают, другие создают ориентальную карту, третьи – удерживают.
  • Деятельностная – взгляд на процесс как на взаимодействие человека с миром.

Как работают законы памяти?

  • Закон интереса – интересные или необычные факты запоминаются надолго.
  • Осмысления – то, что мы понимаем, осознаем, воспринимается глубже.
  • Установки – если есть желание что-то запомнить, то так и произойдет.
  • Действия – когда теория закрепляется на практике, действие лучше запоминается.
  • Внимания – память и внимание нераздельны, так как только концентрация на объекте помогает сохранить точное представление о нем.
  • Контекста – факты, закрепленные ассоциациями, усваиваются надежнее.
  • Торможение – если мы изучаем похожие понятия, то одно «перекрывает» другое, нейтрализуя обе.
  • Края – четче сохраняется то, что подано в начале или конце текста.
  • Повторение – если материал был несколько раз повторен, он запомнится лучше чем тот, который произнесен один раз.
  • Незавершенности – недосказанные фразы или незавершенные действия запоминаются лучше
  • Постепенности – порционно поданный материал запоминается проще.

Память человека стала объектом множества исследований и теорий. Неудивительно, ведь человек обладает уникальным свойством накапливать, хранить и воспроизводить информацию. Мы рассказали, какие законы руководят этим процессом, раскрыли его психологические и физиологические особенности. Чтобы не забыть, используйте статью в качестве шпаргалки.

Читайте также:  Какой это оксид cr2o3 проявляет свойства

Пройти тест на психологический возраст

Другие статьи подобранные для вас:

как тренировать память

Как тренировать память самостоятельно и при помощи современных технологий? Какие есть главные правила и методы тренировки памяти?

как развить память

Какие существуют способы развития памяти? Какими методами пользуются известные личности? Что такое нейробика и как развивать память в любом возрасте?

плохая память

Почему возникают проблемы с памятью и как это исправить? Какие бывают проблемы с памятью в разном возрасте? Как можно прокачать свою память?

как восстановить память

Как укрепить память и восстановить ее? Какие факторы влияют на состояние памяти? Как предотвратить ухудшение памяти? 17+ рекомендаций и советов.

упражнения для памяти

Какие упражнения для развития памяти самые эффективные? Что влияет на запоминание? Игры для улучшения памяти для взрослых и детей.

воспоминания

Что такое воспоминания и какие есть их виды? Какими бывают приятные воспоминания, и как бороться с неприятными. Для чего служат воспоминания?

запомнить

Как быстро и легко запомнить важную информацию? Взгляд с точки зрения физиологии и психологии. 15 эффективных методов запоминания.

виды памяти

Какие виды памяти существуют и какие у них особенности? Существует ли срок хранения данных? Все классификации, описание каждого типа, примеры.

как улучшить память

Как улучшить свою память и какие есть способы? Методы запоминания Цицерона и Айвазовского. Как наш образ жизни влияет на умение запоминать?

Источник

Анонимный вопрос  ·  7 декабря 2018

880

Эффективный репетитор по математике, физике, химии. Автор книг и консультант по обучению…  ·  repetitor-5.ru

Память — идеальный механизм записи, который работает без тренировок и 25 раз в секунду записывает всё, что человек видит, слышит, ощущает. Память безгранична и она не хранится в мозгу, что бы не заявляли психологи.

Но вот с извлечением данных из памяти могут быть индивидуальные сложности…

какие существуют по-настоящему действенные способы натренировать память?

студентка, очень любознательный человек

Приведу из собственного опыта. Старайся максимально самостоятельно решать такие задачи, как операции с числами, расчеты инж. формул самостоятельно. Различные онлайн-решебники отупляют, да и тебе тогда нет смысла держать в голове разные формулы и уметь быстро и логически мыслить.  Далее, стоит расширять свой кругозор,больше читать и узнавать нового,причем делать это систематично. Мозг привыкает работать с большим количеством информации и меньший объем её не будет представлять собой проблему, да и весомейший плюс — расширится список тем для разговор, и опять же, ты будешь напрягать и развивать память,когда захочешь рассказать тот или иной прочитанный  факт.
А если всё плохо,то можно начинать укреплять свою память с различных игр-упражнений вроде назвать по порядку или в обратном порядке слова из определенного списка,  учить стихотворения(причем вдумчиво, так тебе будет легче запомнить),

Какими витаминами и лекарствами можно улучшить память?

руководитель аналитического отдела газеты «Фармацевтический вестник»

Смотря у кого.

Если у человека есть деменция, есть препараты против нее, которые улучшают функции памяти. А улучшить память здорового человека практически невозможно с помощью лекарств. Люди очень любят волшебство: съесть таблетку — и похудеть или улучшить память. Обещать это могут любые фирмы, но реально витамины на память никак не влияют. Памятью нужно заниматься. 

Я работал в компаниях, которые занимались препаратами такого рода и исследования по такого рода препаратам проводятся очень плохо: это наукообразие.

Прочитать ещё 1 ответ

Как можно натренировать память так,чтобы максимальное количество прочтённой информации оставалось в голове надолго?

Веб-разработчик, авантюрист, диванный криптоаналитик

Сосредоточьтесь на том что бы понимать информацию, а не зубрить её. Визуализируйте информацию у себя в голове, выстраивайте факты и понятия в связанную цепочку. Находите аналогии с тем, что вы уже знаете. Подходите к изучению материала творчески. Придумайте историю, в которой бы присутствовали изучаемые вами факт или события. Рисуйте. Чем больше нейронных связей вы вовлекаете в процесс, тем более весомый отпечаток оставит информация в вашем мозгу. 

Читайте про устройство памяти и обработку информации мозгом, и различные мнемонические техники. Лично моя любимая: mind maping или ассоциативные карты, есть замечательная книжка Тони Бьюзена: Супермышление, в котором отлично описывается эта методология.

Прочитать ещё 1 ответ

Ослабляет ли способности к анализу механическая тренировка памяти?

Здравствуйте!

Эти факты касаются механической тренировки памяти. Очень рада этим возобновившимся исследованиям. Около 10 лет назад в Берлине проводили эксперимент с добровольцами по механической тренировке памяти (запоминание объектов, картинок, цифр и пр.). Их способности к структуризации информации и к решению эвристических задач упали почти на 50%! А вот тренировка смысловой памяти — полностью продуктивна.

Удачи!

Прочитать ещё 1 ответ

Источник