Какими свойствами обладает мораль

Какими свойствами обладает мораль thumbnail

Реферат

На тему:

«Свойства и функции морали»

План

Вопрос 1. Свойства морали

Вопрос 2. Функции морали

Вопрос 3. Моральная регуляция

Вопрос 4. Противоречия в морали

Вопрос 1. Свойства морали

1. Императивность морали

2. Нормативность морали

3. Оценочность морали

1. Мораль является одной из форм общественного сознания. Мораль имеет общественное происхождение, ее содержание определено конкретно-историческими условиями, духовными и материальными факторами.

Мораль обладает свойствами, общими для всех форм общественного сознания (религии, науки и пр.):

• социально-экономическая обусловленность содержания;

• воздействие на процессы, протекающие в обществе;

• взаимодействие с другими формами общественного сознания.

Специфическим свойством морали является императивность (от лат. imperative — повелевать) — требование определенного поведения, выполнения предписаний морали.

Императивность:

• согласует интересы личности с интересами общества;

• утверждает приоритет общественных интересов;

— в то же время не ограничивает свободу личности (за исключением ее негативных проявлений).

Иммануил Кант (1724 — 1804) первым сформулировал категорический императив — всеобщий моральный закон: «…Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой, ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом».

Максима — это субъективный принцип воли индивида, его эмпирический мотив поведения. Категорический императив:

• является врожденным знанием;

• его требования выполняются безусловно и добровольно;

• проявляется в максиме только тогда, когда мотивом поступка является чувство долга;

• выражает соотношение между свободой волеизъявления и моральной необходимостью. («…Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству… как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству». И. Кант.)

2. Нормативность морали. Регулятивная функция морали осуществляется через нормы (правил, заповедей и т. д.), с помощью которых:

• направляется деятельность людей;

• воспроизводятся общественные отношения на основе положительных качеств (честность, взаимопомощь и др.);

• соотносятся нравственные качества индивида с требованиями общества;

• побуждения извне превращаются во внутреннюю установку личности, часть ее духовного мира;

• осуществляются нравственные связи поколений людей.

Существует два типа моральных норм:

• запреты, указывающие недопустимые формы поведения (не укради, не убей и т. п.);

• образцы — желаемый вариант поведения (будь добрым, будь честным).

3. Оценочное свойство морали. Оценочность морали заключается в самооценке человека (оценке своих действий, печалей, переживаний), в оценке другими людьми и обществом поведения человека, его мотивов, соответствия нормам морали.

Формы оценочности:

• одобрение, согласие;

• порицание, несогласие.

Важными проблемами этики являются проблемы истинности моральных суждений и моральных оценок.

Объективный критерий истинности в морали — соответствие деятельности человека (или группы) интересам общества.

Вопрос 2. Функции морали

1. Воспитательная

2. Ценностное

J. Коммуникативная

4. Познавательная

5. Регулятивная

6. Гуманизирующая

1. К основным функциям морали относится воспитательная функция, которая заключается в:

• формировании у ребенка нравственных установок, привычек, внушении моральных запретов;

• самовоспитании взрослого человека (на протяжении всей жизни), осознанном выборе нравственных ориентиров.

Воспитательные функции могут выполнять не только люди, но и средства массовой информации, литература, искусство, взаимоотношения окружающих людей.

2. Ценностно-ориентирующая функция. Мораль играет важнейшую роль в развитии личности, дает нравственную ориентацию личности («установка на добро»).

3. Коммуникативная функция морали состоит в:

• ритуализации человеческого общения, создании его нормативов (этикет и пр.);

• гуманизации общения, стремлении сделать общение максимально приятным для всех сторон (ориентация на добро в общении).

4. Познавательная функция морали заключается в том, что она является средством познания внутреннего мира человека, дает человеку этические познания, помогающие ему решать моральные вопросы, управлять своим поведением, чувствами и т. д.

5. Регулятивная функция морали (является самой важной функцией) заключается в регуляции поведения людей и общества в целом посредством:

• ограничения негативных устремлений людей;

• саморегуляции индивида и социальной среды;

• управления общественными отношениями;

• воплощения в жизнь гуманистических норм морали и т. д.

Регулятивная функция «высокой морали» является тенденцией, устремлением. Реальную регуляцию осуществляет синтез общечеловеческих нравственных представлений и социально-конкретных представлений.

Мораль регулирует поведение и взаимоотношения людей при помощи одобрения или порицания со стороны общественного мнения и моральной самооценки личности.

6. Гуманизирующая функция заключается в:

• стремлении морали совершенствовать человека;

• обязательности нравственных правил для всех людей, их равенстве

1. Компоненты системы моральной регуляции

2. Моральная регуляция

1. Мораль — система, которая регулирует сознание и поведение людей, их взаимоотношения (отношения между индивидами, группами индивидов, человеком и обществом и т. д.).

В систему моральной регуляции входят:

* нормы — предписания, правила поведения, объединенные в кодекс. Они, в свою очередь, делятся на:

* общепринятые эталонные образцы (позитивные нормы),

* запреты, абсолютные запреты (общий смысл которых — «не навреди»). В отличие от позитивных норм («будь добрым» и пр.),) бсолютные запреты не оставляют свободы для толкований.

Нормы морали указывают границы дозволенного. Поведение человека считается аморальным если он игнорирует нормы, и внеморальным, если человек не знаком с нормами;

* ценности (добро, справедливость и т. п.), которыми являются:

* содержание моральных норм;

* образцы поведения, мышления и переживания, признанные в качестве моральных ориентиров.

Ценности в отличие от норм не меняются на протяжении веков. Нравственные ценности составляют иерархию, в которой можно выделить высшие ценности и идеалы (высшие цели развития личности);

* важным компонентом моральной регуляции является вопрос о смысле жизни. Задаваясь им, люди хотят понять свое предназначение, место в мире;

* следующим компонентом моральной регуляции являются нравственные принципы — универсальные формулы поведения (например, принцип любви к ближнему). Принципы:

* четко формулируются (в виде лозунгов и т. п.);

* бывают связаны с идеологией, выражают интересы какой-либо социальной группы.

* Жесткое следование принципам высокой морали называется ригоризмом.

2. Моральная регуляция носит характер:

* оценочный (поступки людей одобряются или порицаются);

• императивный, нравственные правила преподносятся (иногда навязываются) как образцы поведения.

Мораль соотносит реальное поведение, сознание и переживания людей с идеалами, духовными и нравственными ориентирами («как должно быть»).

Нравственное сознание человека включает в себя:

• привычки (автоматически соблюдаемые моральные нормы);

• рефлексию (раздумья);

• интуицию (интуитивные решения в затруднительных ситуациях);

• моральные переживания.

Нравственное сознание человека, его поведение соотносятся с моральными правилами общества, устоями прошлых времен (обычаи, традиции).

Нравственные убеждения человека могут не только не совпадать с общепринятыми, но даже противопоставляться им (в аморальном обществе, например в фашистском государстве). В этом случае человек сам контролирует свои поступки и мышление (совесть), а нравственные нормы соблюдаются добровольно, без контроля извне.

Моральной регуляции подвергаются все без исключения сферы жизни общества и человека, где присутствуют взаимоотношения субъектов. Моральная регуляция опирается на общественное мнение (оценивая поведение человека, общество выполняет функции совести).

Мораль тесно связана с правом:

• моральные нормы закреплены законом;

• либерализация морали влечет либерализацию права;

— взаимодействие морали и права (суд присяжных).

Очень важна моральная регуляция науки, особенно медицины, психологии, генетики и т. п. (проблемы эвтаназии, клонирования и т. д.).

Нравственное регулирование необходимо даже в области техники (угроза безработицы вследствие автоматизации производства и т. п.).

L Безличность законов морали. Свобода вали и всеобщность морали

2. Универсальность моральных правил

3. Незаинтересованность моральных мотивов

4. Моральное единство людей ‘

5. Свободная причинность

1. Основными свойствами законов морали являются:

• объективное значение (норм, правил и пр.);

• субъективность восприятия (мораль как личная позиция человека);

• безличность законов морали.

Общество требует от индивида поведения, соответствующего его моральным нормам. Но оно может быть основано на аморальных принципах (фашистские государства и т. п.). В последнем случае моральный человек противостоит аморальному обществу, руководствуясь субъективным восприятием действительности, а также индивидуальной моралью.

Моральные взгляды:

• никем не навязаны, выбраны человеком добровольно;

• объективны, не зависят от предпочтений индивида (или группы);

• распространяются на всех людей и обязательны для всех.

Источник

Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура морали

Современная нравственность и ее перспективы

В данном курсе историческое развитие нравственности рассмотрено как смена и взаимодействие исторических систем нравственности:

· архаической системы регуляции;

· традиционной нравственности;

· традиционной религиозной морали;

· нравственности modernity в буржуазном и советском вариантах.

Современное развитие человечества характеризуется взаимодействием нравственности modernity с традиционной нравственностью. При этом иногда традиционная нравственность модернизируется, а иногда ценности нравственности modernity усваиваются в рамках традиционного способа моральной регуляции. Становление постиндустриального, информационного общества породило тенденцию постмодернизации нравов, утверждение полного плюрализма нравственных ценностей при крайне неустойчивом механизме моральной регуляции. Реакцией на этот процесс стала фундаментализация морали, т.е. усиление консервативных сторон традиционной нравственности в тех странах и социальных слоях, которые не приемлют ценностей modernity.

Структура морали складывается из нескольких элементов. Со времен Аристотеля в качестве таковых выделяют моральное сознание и нравственные поступки. Современная этика добавляет к ним еще и нравственные отношения. Таким образом, в структуру морали входят:

а) моральное сознание – регулятивные идеи, побуждающие к поступкам;

б) нравственная деятельность – поступки, в той степени, в которой они порождены моральными мотивами (структура нравственного поступка – см. следующую лекцию);

в) нравственные отношения – любые отношения, в той степени, в которой они являются реализацией нравственных требований (отношения к семье, к труду, к Родине, к природе; а также отношения между людьми, если в этих отношениях воплотились нравственные нормы).

С первого взгляда мораль выглядит как некоторые правила поведения: по отношению к другим людям, к обществу и к самому себе. В любом случае они формулируются в повелительном наклонении: указывают не на то, что есть, а на то, как должно быть. Свойство морали требовать определенного поведения называется императивностью(от лат. imperative – повелевать).

Моральные нормы не содержат рецептов на все случаи жизни, они носят обобщенный характер. В отличие от обычая, который регламентирует все детали поведения, или права, которое стремится сформулировать свои статьи предельно четко и строго, мораль указывает общее положительное направление в поведении, которое индивид конкретизирует, применительно к ситуации. Предельно обобщенное требование морали одно: делай добро! Значение более частных нравственных представлений зависит от общей ориентации мировоззрения: например, принцип трудолюбия в традиционной, буржуазной и советской морали имеет разное наполнение.

Моральные требования имеет всепроницающий характер: нет такой сферы, где моральная регуляция не действует, нет такого явления, которое не подлежало бы моральной оценке. Эта особенность также отличает мораль от обычая и права, имеющих локальное распространение и регулирующих вполне определенные сферы отношений.

Для поддержания морали нет специальных общественных учреждений, это неинституциональная регуляция. В то время как для поддержания правопорядка есть соответствующие органы: прокуратура, милиция, суд, в морали эту функцию берет на себя общественное мнение и совесть индивида. По большому счету внешний контроль в морали не действенен, она держится на самоконтроле личности и общества.

Моральные требования имеют личностную форму, т.е. это требования,обращенные личностью к самой себе. Они функционируют тогда, когда стали собственным убеждением человека. Поэтому форма морального требования: «я должен…» (а не «ты должен…», как мы обычно говорим друг другу).

Итак, мораль представляет собой способ неинституциональной регуляции человеческого поведения с помощью требований, имеющих личностную форму, обобщенный и всепроницающий характер.

Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1305; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник

Мораль (от лат. moralis, mores — нравственный, отно­сящийся к нраву, характер) — совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, самому себе, а также к окружающей среде.

Смысл морали воплощен в ее «золотом правиле»: «По­ступай по отношению к другому так, как ты хотел бы, чтобы он поступал по отношению к тебе» (или: «Не де­лай другому того, чего себе не желаешь»).

Содержание морали:

  1. Принципы морали (от лат. principium — основа) — исходные положения, на основе которых строится вся мораль, всё моральное поведение человека (гуман­ность, справедливость, ми­лосердие, терпимость и др.)

  2. Нормы морали (заповеди) — правила поведения, строго и конкретно предписываю­щие человеку, какие по­ступки он должен (или не должен) совершать (ува­жай старших, не убивай, не лги, не воруй, не зави­дуй, не клевещи и др.)

  3. Моральный идеал (от гр. idea — понятие, справедливость) — всё самое лучшее, что вы­работано моралью, чело­веколюбие.

  4. Моральные (всеобщие, об­щечеловеческие, абсолют­ные) ценности — нечто важное, необходи­мое, полезное для жизни (смысл жизни, свобода, счастье и др.).

Требования морали распространяются на всех людей и не допускают никаких исключений.

Однако нормы морали являются лишь образцом должного поведения. Реальное же воплощение мораль­ных правил в жизнь требует от человека больших личных усилий, особой душевной энергии, мужества. Только собственные сознательные действия позволяют человеку без всякого внешнего принуждения, самостоя­тельно и свободно применять моральные нормы в любой жизненной ситуации.

Основные понятия, с помощью которых наука о морали — этика (от гр. ethos — обычай) — объясня­ет смысл и роль морали:

  • Добро — всё то, что спо­собствует улуч­шению жизни, нравственному возвышению лич­ности, совершен­ствованию обще­ства и природы.

  • Долг — превращение требования мо­рали в личную задачу данного конкретного че­ловека.

  • Совесть — способность лич­ности осуществ­лять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравст­венные обязаннос­ти, требовать от себя их выпол­нения и произво­дить самооценку совершаемых по­ступков.

В процессе исторического развития мораль играет в обществе чрезвычайно важную роль.

Роль морали в современном мире:

  • регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни;

  • является жизненным ориентиром для человека, стремящегося к самосовершен­ствованию;

  • формирует нравственный облик личности;

  • обеспечивает единство и согласованность взаимодействия людей в самых разнооб­разных обстоятельствах, поскольку со­блюдение людьми всеобщих моральных принципов делает их поведение предска­зуемым.

Гуманизм (лат. humanus — человечный), или челове­колюбие — принцип морали, в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к самосовершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье.

Этот принцип сложился на базе идейного течения, возникшего в эпоху Возрождения. Гуманисты (Ф. Пет­рарка, Леонардо да Винчи, Н. Коперник, Ф. Бэкон, У. Шекспир и др.) провозглашали человека венцом при­роды, центром мироздания. В человеке, с их точки зре­ния, должны гармонично сочетаться естественное и ду­ховное начала, он имеет право на счастье в земной жизни, и его стремление к счастью должно стать основой нравст­венности.

Человечность — моральное качество, выражающее принцип гуманизма применительно к повседневным взаимоотноше­ниям людей.

Источник

Вопрос 1. Свойства
морали

Вопрос 2. Функции
морали

Вопрос 3. Моральная
регуляция

Вопрос 4. Противоречия
в морали

Вопрос 1. Свойства
морали

Императивность
морали

Нормативность
морали

Оценочность морали

Вопрос 1. Свойства
морали

1. Мораль является
одной из форм общественного сознания.
Мораль имеет общественное происхождение,
ее содержание определено
конкретно-историческими условиями,
духовными и материальными факторами.

Мораль обладает
свойствами, общими для всех форм
общественного сознания (религии, науки
и пр.):

* социально-экономическая
обусловленность содержания;

* воздействие на
процессы, протекающие в обществе;

* взаимодействие
с другими формами общественного сознания.

Специфическим
свойством морали является императивность
(от лат. imperative — повелевать) — требование
определенного поведения, выполнения
предписаний морали.

Императивность:

* согласует интересы
личности с интересами общества;

* утверждает
приоритет общественных интересов;

— в то же время не
ограничивает свободу личности (за
исключением ее негативных проявлений).

Иммануил Кант
(1724 — 1804) первым сформулировал категорический
императив — всеобщий моральный закон:
«…Поступай только согласно такой
максиме, руководствуясь которой, ты в
то же время можешь пожелать, чтобы она
стала всеобщим законом».

Максима — это
субъективный принцип воли индивида,
его эмпирический мотив поведения.
Категорический императив:

* является врожденным
знанием;

* его требования
выполняются безусловно и добровольно;

* проявляется в
максиме только тогда, когда мотивом
поступка является чувство долга;

* выражает соотношение
между свободой волеизъявления и моральной
необходимостью. («…Поступай так,
чтобы ты всегда относился к человечеству…
как к цели и никогда не относился бы к
нему только как к средству». И. Кант.)

2. Нормативность
морали. Регулятивная функция морали
осуществляется через нормы (правил,
заповедей и т. д.), с помощью которых:

* направляется
деятельность людей;

* воспроизводятся
общественные отношения на основе
положительных качеств (честность,
взаимопомощь и др.);

* соотносятся
нравственные качества индивида с
требованиями общества;

* побуждения извне
превращаются во внутреннюю установку
личности, часть ее духовного мира;

* осуществляются
нравственные связи поколений людей.

Существует два
типа моральных норм:

* запреты, указывающие
недопустимые формы поведения (не укради,
не убей и т. п.);

* образцы — желаемый
вариант поведения (будь добрым, будь
честным).

3. Оценочное свойство
морали. Оценочность морали заключается
в самооценке человека (оценке своих
действий, печалей, переживаний), в оценке
другими людьми и обществом поведения
человека, его мотивов, соответствия
нормам морали.

Формы оценочности:

* одобрение,
согласие;

* порицание,
несогласие.

Важными проблемами
этики являются проблемы истинности
моральных суждений и моральных оценок.

Объективный
критерий истинности в морали — соответствие
деятельности человека (или группы)
интересам общества.

Вопрос 2. Функции морали

1. Воспитательная

2. Ценностное

J. Коммуникативная

4. Познавательная

5. Регулятивная

6. Гуманизирующая

1. К основным
функциям морали относится воспитательная
функция, которая заключается в:

* формировании у
ребенка нравственных установок, привычек,
внушении моральных запретов;

* самовоспитании
взрослого человека (на протяжении всей
жизни), осознанном выборе нравственных
ориентиров.

Воспитательные
функции могут выполнять не только люди,
но и средства массовой информации,
литература, искусство, взаимоотношения
окружающих людей.

2. Ценностно-ориентирующая
функция. Мораль играет важнейшую роль
в развитии личности, дает нравственную
ориентацию личности («установка на
добро»).

3. Коммуникативная
функция морали состоит в:

* ритуализации
человеческого общения, создании его
нормативов (этикет и пр.);

* гуманизации
общения, стремлении сделать общение
максимально приятным для всех сторон
(ориентация на добро в общении).

4. Познавательная
функция морали заключается в том, что
она является средством познания
внутреннего мира человека, дает человеку
этические познания, помогающие ему
решать моральные вопросы, управлять
своим поведением, чувствами и т. д.

5. Регулятивная
функция морали (является самой важной
функцией) заключается в регуляции
поведения людей и общества в целом
посредством:

* ограничения
негативных устремлений людей;

* саморегуляции
индивида и социальной среды;

* управления
общественными отношениями;

* воплощения в
жизнь гуманистических норм морали и т.
д.

Регулятивная
функция «высокой морали» является
тенденцией, устремлением. Реальную
регуляцию осуществляет синтез
общечеловеческих нравственных
представлений и социально-конкретных
представлений.

Мораль регулирует
поведение и взаимоотношения людей при
помощи одобрения или порицания со
стороны общественного мнения и моральной
самооценки личности.

6. Гуманизирующая
функция заключается в:

* стремлении морали
совершенствовать человека;

* обязательности
нравственных правил для всех людей, их
равенстве

Соседние файлы в папке Проф этика

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник