Какими свойствами обладает информация на уроках

Технологическая карта урока. Босова Л.Л. Босова А.Ю. Информатика . 7 класс. ФГОС.

Дата __________________________________

Урок 2. Информация и ее свойства.

Цели урока:

  • предметные – общие представления об информации и её свойствах;

  • метапредметные – понимание общепредметной сущности понятий «информация», «сигнал»;

  • личностные – представления об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества.

Решаемые учебные задачи:

  • обобщение представлений учащихся о сигналах различной природы; формирование на этой основе представления об информации;

  • рассмотрение подходов к классификации информации;

  • рассмотрение свойств информации (актуальность, достоверность, полнота и пр.) и формирование на этой основе навыков оценивания информации с позиции её свойств;

  • формирование навыков определения информативности некоторого сообщения, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.

1

Организационный момент

Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

Регулятивные УУД:

— умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему

— развитие алгоритмического мышления

Личностные УУД:

формирование навыков самоорганизации

— воспитание требований безопасности Познавательные УУД:

развитие познавательной активности

— развитие читательских навыков, умения поиска нужной информации в тексте, выборочно передавать содержание текста;

— умение кратко формулировать мысль

— умение обрабатывать информацию и делать вывод;

2

Запись домашнего задания.

§ 1.1 РТ. № 3, 4, 7

Работа с дневниками

3

Формулирование темы и целей урока.( по 1 баллу за каждый ответ)

— Назови три составляющие окружающего мира, ответив на вопросы:

1. Из чего состоят объекты окружающего мира?

2. Что объекты получают из окружающего мира?

3. Что объекты дают окружающему миру?

Вещество имеет структуру,

обладает физическими и химическими свойствами, энергия способна накапливаться, передаваться, изменяться.

А что же такое информация и каковы ее свойства?

— Мы разошлись во мнениях, что такое информация. Давайте свяжем тему урока с этим вопросом. Итак, тема урока:

Обозначь цели на этот урок:

  1. узнать

  2. понять

  3. научиться

— из вещества;

— энергию;

— информацию;

— дают разные ответы, но нет единого мнения;

— «Информация и ее свойства»

— что такое информация?

— какими свойствами она обладает?

определять свойства информации в различных ситуациях.

4

Объяснение темы

Выясним, что же такое для нас информация?

А теперь самостоятельно познакомьтесь со свойствами информации

— смотрят видео

Читают § 1.1с. 9-10

5

Углубление в тему

Проверим, как вы поняли прочитанный материал, выполним работу в парах.

— выполняют работу в паре

Коммуникативные УУД:

формирование владения монологической и диалогической формами речи с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

6

Взаимопроверка с выставлением баллов

1-2 — 1 балл

3-4 – 2 балла

5-6 – 3 балла

Проверим ответы друг друга

Пример №1 – понятность

Пример №2 – актуальность

Пример №3 – полнота

Пример №4 – объективность

Пример №5 – достоверность

Пример №6 — полезность

Регулятивные УУД: развитие умения адекватно оценивать работу друга и свою, развитие самокритичности.

7

Индивидуальная работа с последующей проверкой

( 3 балла за каждый столбик примеров)

Выполни самостоятельно

РТ. с. 8 №6

Познавательные УУД: формирование единой картины мира

8

Практическая работа* ( если позволяет время в программе Word, в противном случае – задание в тетради)

Выполни практическую работу

— строят схему «Свойства информации» в программе Word и выполняют в РТ. с. 7 №5

Личностные УУД:

совершенствование навыков использования программного обеспечения ПК.

9

Итоги урока

, рефлексия

Оцени себя:

Можете ли вы назвать тему урока?

— Вам было легко или были трудности?

— Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

— Какое задание было самым интересным и почему?

— Как бы вы оценили свою работу?

— подсчитывают баллы, выставляют оценку

Работа с дневниками

Личностные УУД:

развитие самооценки

Использованные материалы:

  • Л.Л. Босова, А.Ю. Босова « Информатика 7 класс». Бином. 2013.

  • Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Методическое пособие. 7 класс

  • Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 7 класса https://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor7.php ( все изображения из авторской презентации «Информация и ее свойства»)

Источник

Предмет: Окружающий мир

Дата проведения: 10.11.2017г.

Класс: 3 «Г»

Тема урока: Какими свойствами обладает воздух

Тип урока: Изучение нового материала

Оборудование: Учебник, интерактивная доска.

Цель:

Задачи:

Образовательные:

1. Дать представление о воздухе.

2. Познакомить с некоторыми свойствами воздуха, значением воздуха для всего живого планеты и его охраны.

3. Расширить представление об использовании воздуха.

Развивающие: Учить наблюдать, делать выводы, обобщать.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе.

Здравствуйте ребята! Тихо сядьте девочки, тихо сядьте мальчики.

Прозвенел звонок веселый,

И вошли вы в светлый класс!

Что здесь нужно?

Не лениться

И старательно учиться.

Настраиваются на работу

Личностные УУД

  1. Соотносить поступки и события с приятными этическими принципами

  2. Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях

2.Актуализация знаний

Проверка домашнего задания

Микроитог

На прошлом уроке вам было задано прочитать параграф «Из чего состоит воздух» и ответить на вопросы. И сейчас мы проверим как хорошо вы его подготовили:

— Из чего состоит воздух?

— Какой из газов необходим для дыхания?

-Какое значение имеет озеленение городов?

-Как изменится состав воздуха к концу урока?

-Что даст проветривание?

Молодцы, вижу вы дома старательно и внимательно читали и учили, поэтому справились со всеми вопросами.

Отвечают на вопросы учителя.

3.Изучение нового материала.

Прежде чем приступить к изучению нового материала я хочу, чтобы вы отгадали загадку и определили тему сегодняшнего урока.

Отгадайте загадку.

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый; и все же

Без него мы жить не можем.

— Чем важен воздух всем обитателям Земли?

— А какой он, воздух, из чего состоит?

— Тема нашего урока – ВОЗДУХ.

— Да, мы будем говорить о воздухе, его свойствах.

— На какие вопросы, связанные с темой ВОЗДУХ вы уже можете ответить?

-А что бы вы ещё хотели узнать о воздухе?

-Как обнаружить воздух?

-Какие свойства есть у воздуха?

— Сегодня на уроке вы будете исследователями. Мы постараемся найти ответы на интересующие вас вопросы.

— Про воздух так говорят: «Он невидимый, но все же без него мы жить не можем».

— А сколько времени человек может прожить без воздуха? Без пищи? Без воды?

— Воздух является «невидимкой». Мы его не видим, но знаем, что он повсюду вокруг нас.

— В реальности существования воздуха мы легко убедимся, проделав простые опыты.

Воздух – это газообразное тело. Он, как и любое другое тело, занимает определённое место. Проверим это с помощью опытов. (Класс разбивается не 4 группы).

1 группа- опускает перевёрнутый стакан в банку с водой (дети описывают, что они наблюдают)

2группа – погружает небольшую бутылочку в ёмкость с водой.

3группа – в стакан с водой опускают комок земли.

4группа – веером машут перед лицом, описывают, что ощущают

Какой вывод можно сделать? (воздух находится везде: заполняет все пустоты, он есть в почве, в воде, вокруг нас)

Молодцы, вы очень хорошо работаете. Открываем следующую букву.

Мы говорим о том, что воздух – газообразное тело. А из чего же он состоит?

Без пищи – несколько месяцев, без воды – несколько дней, без воздуха – лишь несколько минут

Познавательные УУД

  1. Структурирование знаний;

  2. Подведение под понятие, выведений следствий;

  3. Установление причинно-следственных связей.

4.Физминутка

Отдых наш – физкультминутка.
Занимай свои места.
Раз – присели,

два – привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали .–

Ванькой – встанькой будто стали.

А потом пустились вскачь,

Будто мы – упругий мяч.

Объяснительное чтение

С. 90-91

Цель: Читайте внимательно, будьте готовы ответить на вопросы

5. Закрепление изученного материала

Тест «Воздух. Его охрана»

Какие вещества входят в состав воздуха?

А. водород, медь, цинк

Б. кислород, азот, углекислый газ

В. хлор, фтор, йод

Какой газ воздуха необходим для дыхания?

А. азот

Б. кислород

В. углекислый газ

Какими свойствами обладает воздух?

А. Прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло

В. Голубого цвета, как небо, проводит звуки, пропускает солнечные лучи, не имеет запаха

В окнах для сохранения тепла устанавливают двойные рамы. Какое свойство используется?

А. При нагревании воздух расширяется

Б. При охлаждении воздух сжимается

В. Воздух плохо проводит тепло

Как нужно охранять воздух от загрязнения?

А. Остановить все фабрики и заводы, прекратить заготовку древесины. Запретить пользоваться автотранспортом. Превратить Землю в один огромный заповедник.

Б. Фабрики и заводы должны иметь уловители пыли и вредных веществ. Транспорт необходимо сделать экологически безопасным. В городах и вокруг них создавать пояса садов, парков и лесов.

Ответ: 1. В, 2. В, 3. А, 4. В, 5. Б

6.Итог урока

Для здоровья людей, всего живого на Земле нам нужен чистый воздух. Ведь только чистый воздух дает ЖИЗНЬ!

7.Рефлексия

-Ребята , поднимите руку у кого сегодня всё получилось и не возникло затруднений?
-Поднимите руку, у кого были затруднения?
Сегодня на уроке все работали
Молодцы!
Урок окончен.

8.Домашнее задание

С.90-91

Подпись учителя_________ Подпись методиста_______

Источник

Термин «информация» происходит от латинского слова «informatio«, что означает сведения, разъяснения, изложение.

Информация — это настолько общее
и глубокое понятие, что его нельзя объяснить одной фразой. В это слово
вкладывается различный смысл в технике, науке и в житейских ситуациях.

В обиходе информацией называют любые данные или сведения, которые кого-либо интересуют.

Например, сообщение о каких-либо событиях, о чьей-либо деятельности и т.п. «Информировать» в этом смысле означает «сообщить нечто, неизвестное раньше».

Информация
— сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах,
свойствах и состоянии, которые воспринимают информационные системы
(живые организмы, управляющие машины и др.) в процессе
жизнедеятельности и работы.

Одно и то же информационное сообщение (статья в газете, объявление, письмо, телеграмма, справка, рассказ, чертёж, радиопередача и т.п.) может
содержать разное количество информации для разных людей — в зависимости
от их предшествующих знаний, от уровня понимания этого сообщения и
интереса к нему
.

Так, сообщение, составленное на
японском языке, не несёт никакой новой информации человеку, не знающему
этого языка, но может быть высокоинформативным для человека, владеющего
японским. Никакой новой информации не содержит и сообщение, изложенное
на знакомом языке, если его содержание непонятно или уже известно.

Информация есть характеристика не сообщения, а соотношения между сообщением и его потребителем. Без наличия потребителя, хотя бы потенциального, говорить об информации бессмысленно.

В случаях, когда говорят об
автоматизированной работе с информацией посредством каких-либо
технических устройств, обычно в первую очередь интересуются не
содержанием сообщения, а тем, сколько символов это сообщение содержит.

Применительно
к компьютерной обработке данных под информацией понимают некоторую
последовательность символических обозначений (букв, цифр,
закодированных графических образов и звуков и т.п.), несущую смысловую
нагрузку и представленную в понятном компьютеру виде. Каждый новый
символ в такой последовательности символов увеличивает информационный
объём сообщения.

Более развёрнутое представление о существе рассматриваемых вопросов дается в:

11. Гейн А.Г. Земля Информатика: спецвыпуск газеты «Информатика», 20, 22, 24, 26, 36, 38, 1996.

41. Брябрин В.М. Программное обеспечение персональных ЭВМ. — М.: Наука, 1989.

42. Цымбал В.П. Информатика и индустрия информации. — Киев: Выща школа, 1989.

1.3. В каком виде существует информация?
Информация может существовать в самых разнообразных формах:

  •  
    • в виде текстов, рисунков, чертежей, фотографий;
    • в виде световых или звуковых сигналов;
    • в виде радиоволн;
    • в виде электрических и нервных импульсов;
    • в виде магнитных записей;
    • в виде жестов и мимики;
    • в виде запахов и вкусовых ощущений;
    • в виде хромосом, посредством которых передаются по наследству признаки и свойства организмов и т.д.

Предметы, процессы, явления
материального или нематериального свойства, рассматриваемые с точки
зрения их информационных свойств, называются информационными объектами.1.4. Как передаётся информация?
Информация передаётся в виде сообщений от некоторого источника информации к её приёмнику посредством канала связи между ними. Источник посылает передаваемое сообщение, которое кодируется в передаваемый сигнал. Этот сигнал посылается по каналу связи. В результате в приёмнике появляется принимаемый сигнал, который декодируется и становится принимаемым сообщением.

 канал связи 
ИСТОЧНИК————®ПРИЁМНИК

Примеры:

    1. сообщение, содержащее информацию о прогнозе погоды, передаётся приёмнику (телезрителю) от источника — специалиста-метеоролога посредством канала связи — телевизионной передающей аппаратуры и телевизора;
    2. живое существо своими органами чувств (глаз, ухо, кожа, язык и т.д.) воспринимает информацию из внешнего мира, перерабатывает её в определенную последовательность нервных импульсов, передает импульсы по нервным волокнам, хранит в памяти в виде состояния нейронных структур мозга, воспроизводит в виде звуковых сигналов, движений и т.п., использует в процессе своей жизнедеятельности.


Передача информации по каналам связи часто сопровождается воздействием помех, вызывающих искажение и потерю информации.1.6. Что можно делать с информацией?
Информацию можно:

  •  
    • создавать;
    • передавать;
    • воспринимать;
    • иcпользовать;
    • запоминать;
    • принимать;
    • копировать;
  •  
    • формализовать;
    • распространять;
    • преобразовывать;
    • комбинировать;
    • обрабатывать;
    • делить на части;
    • упрощать;
  •  
    • собирать;
    • хранить;
    • искать;
    • измерять;
    • разрушать;
    • и др.

Все эти процессы, связанные с определенными операциями над информацией, называются информационными процессами.

1.7. Какими свойствами обладает информация?
Свойства информации:

  •  
    • достоверность;
    • полнота;
    • ценность;
    • своевременность;
  •  
    • понятность;
    • доступность;
    • краткость;
    • и др.

Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или принятию неправильных решений.

Достоверная информация со временем может стать недостоверной, так как она обладает свойством устаревать, то есть перестаёт отражать истинное положение дел.

Информация полна, если её достаточно для понимания и принятия решений. Как неполная, так и избыточная информация сдерживает принятие решений или может повлечь ошибки.

Точность информации определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т.п.

Ценность информации зависит от того, насколько она важна для решения задачи, а также от того, насколько в дальнейшем она найдёт применение в каких-либо видах деятельности человека.

Только своевременно полученная информация может принести ожидаемую пользу. Одинаково нежелательны как преждевременная подача информации (когда она ещё не может быть усвоена), так и её задержка.

Если ценная и своевременная информация выражена непонятным образом, она может стать бесполезной.

Информация становится понятной, если она выражена языком, на котором говорят те, кому предназначена эта информация.

Информация должна преподноситься в доступной (по уровню восприятия) форме. Поэтому одни и те же вопросы по разному излагаются в школьных учебниках и научных изданиях.

Информацию по одному и тому же вопросу можно изложить кратко (сжато, без несущественных деталей) или пространно (подробно, многословно). Краткость информации необходима в справочниках, энциклопедиях, учебниках, всевозможных инструкциях.

Источник

УРОК НА ТЕМУ

«Информация и ее свойства».

в 7 классе.

(Учебник 7 класса. Авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. –М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 г.)

Дата проведения « __» __________ 20__ г. Учитель Амадзиев Р. Б.

Цель урока: 

усвоение учащимися понятий информация, виды и свойства информации. 

Задачи урока:

образовательные:

•      сформировать у учащихся понятие информации;

•      познакомить с различными видами информации по ее назначению, характеру, способами восприятия и ее свойствами;

развивающие:

•      развивать мышление (умение сравнивать, анализировать, обоб­щать);

воспитательная:

•   воспитывать уважительное отношение к мнению окружающих.

Тип урока: комбинированный.

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный.

Оборудование: доска, компьютер, проектор, компьютерная презентация

Формы работы на уроке:  фронтальная (беседа), решение задач.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

  3. Изучение нового материала.

  4. Закрепление нового материала.

  5. Подведение итогов урока.

  6. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся и отмечает в журнале отсутствующих.

2. Актуализация знаний

Попробуем ответить на следующие вопросы:

Что такое информация?

Какая бывает информация?

  1. Изучение нового материала.

(слайд 1)

На этом уроке мы узнаем что такое информация и рассмотрим ее свойства.

Запишем в тетрадях тему урока – «Информация и ее свойства»

(слайд 2)

Информация – очень широкое понятие, имеющее множество трактовок.

Информацию нам несут другие люди, всевозможные предметы и явления. Правильно информацию можно получить из различных источников — телевизора, книг, компьютера, по радио, увидеть на улице и т.д. Каждый материальный объект, с которым происходят изменения, становится источником информации либо об окружающей среде, либо о происходящих в этом объекте процессах. Эту информацию мы получаем в виде сигналов – звуковых, световых, тепловых, электрических и т. д. Сам человек также является источником информации.

Запишем определение:

Информация для человека — это содержание сигналов (сообщения), воспринимаемых человеком непосредственно или с помощью специальных устройств, расширяющее его знания об окружающем мире и протекающих в нём процессах.

(слайд 3)

Сигналы могут быть непрерывными или дискретными.

Непрерывный сигнал принимает бесконечно множество значений из некоторого диапазона. Между значениями, которые он принимает, нет разрывов

Примерами непрерывных сигналов могут служить музыка, речь человека, изображения

Дискретный сигнал принимает конечное число значений. Все значения дискретного сигнала можно пронумеровать целыми числами.

Примерами дискретных сигналов могут служить показания механических или электронных часов, тексты в книгах, показания цифровых измерительных приборов, сигнал светофора.

Пример как непрерывный сигнал (человеческая речь) преобразуется в дискретный при передаче с помощью современных средств связи.

Амплитуда (А)

Время (t)

Синяя линия (непрерывная) это живая речь, кружочки это отдельные значения амплитуды звука взятые через определенный (равномерный) промежуток времени. Таким образом можно объяснить почему голос который мы слышим в трубке телефона (дискретный) отличается от живого голоса (непрерывный).

(слайд 4)

Информацию в мозг человек получает через свои органы чувств. По способу восприятия человеком информация можно разделить на следующие виды:

визуальная (мы воспринимаем буквы, цифры, рисунки, различаем цвет, форму, размеры и расположение предметов);

аудиальная (воспринимается звуковая информация — речь, музыка, звуковые сигналы, шум);

вкусовая (можно получить информацию о том, каков предмет — горький, кислый, сладкий, соленый);

обонятельная (люди воспринимают запахи);

тактильная (человек получает информацию о температуре предмета — тёплый или холодный, о качестве его поверхности — гладкий или шероховатый и т.д.).

(слайд 5)

Любое вещество можно охарактеризовать его свойствами, например твердое, легкое, белого цвета и т.д. Информация также обладает свойствами.

Свойства информации:

Полезность – важность или бесполезность данной информации для конкретного человека или конкретной задачи которая поможет в ее решении.

Например вам важна информация когда

Актуальность – своевременность получения. Информация актуальна, если она важна, существенна для настоящего времени.

Достоверность (правдивость) – отражение истинного положения. Неверная информация является недостоверной и может быть: в случае преднамеренного искажения (дезинформация); в результате воздействия помех «помехи в линиях связи в результате плохой погоды»); При приуменьшении или преувеличении значения реального события (слухи, реклама).

Объективность – зависимость от чьего либо суждения или нет. Информация которая зависит от чьего либо суждения называется субъективной.

Полнота – достаточность для понимания ситуации и принятия решения. Принятие решений на основе неполной информации может привести к ошибкам.

Понятность (распознаваемость) – информация становится доступной лишь при условии возможности распознавания знаков и сигналов, с помощью которых она передается. Вы не сможете воспользоваться информацией если она выражена на незнакомом вам языке.

Нематериальность – информация нематериальна, однако может проявляться только через материальные процессы, сигналы.

(слайд 6)

4. Закрепление нового материала

Ответьте пожалуйста на вопросы:

Вопросы из учебника (стр. 11-12)

  1. Что такое информация для человека? Перечислите источники, из которых вы получаете информацию.

  2. Приведите примеры непрерывных и дискретных сигналов.

  3. Перечислите основные виды информации по способу её восприятия человеком.

(визуальную, аудиальную, вкусовую, обонятельную, тактильную)

  1. Какими свойствами обладает информация? (объективность, достоверность, полнота, актуальность, полезность, понятность, нематериальность)

  2. Выберите правильный ответ. (выделен курсивом)

  1. Если вы собираетесь провести выходной день на природе, то своевременной информацией для вас будет:

    1. сведения о погоде в такой же день прошлого года;

    2. прогноз погоды на выходной день

  1. Волга впадает в Каспийское море — это:

  1. достоверная информация;

  2. недостоверная информация.

  1. О правилах дорожного движения каждый водитель автомобиля:

    1. должен обладать полной информацией;

    2. может иметь неполную информацию.

(слайд 7)

  1. Об устройстве двигателя каждый водитель автомобиля:

    1. должен обладать полной информацией;

    2. может иметь неполную информацию.

  1. Информация о том, как с помощью подручных средств добыть огонь, будет для вас наиболее полезной:

    1. если вы попадёте на необитаемый остров;

    2. в нашей повседневной жизни.

  1. Слухи, вымыслы, непроверенные гипотезы — это:

    1. достоверная информация;

    2. недостоверная информация.

5. Подведение итогов урока.

Учитель выставляет оценки учащимся, комментируя их.

6. Домашнее задание.

(слайд 8)

§ 1.1 (стр. 7-11) Задания 8, 9 (стр. 12)

(Учебник для 7 класса. Авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. –М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 г.)

Источник