Какими свойствами обладает бумага

Какими свойствами обладает бумага thumbnail
основные свойства бумаги

Моя статья поможет раскрыть основные свойства бумаги. А так же варианты, опыты и эксперименты с бумагой. Зная основные свойства бумаги, дети лучше выполняют поделки. Дочитав статью до конца, вы узнаете о каких свойствах бумаги рассказать детям и как это сделать.

Содержание статьи

  1. Какая бывает бумага?
  2. Основные свойства бумаги, опыты.
    1. Бумага мнётся.
    2. Бумагу можно сгибать.
    3. Бумага рвётся.
    4. Бумага и клей.
    5. Свойства горения бумаги.
    6. На бумаге можно рисовать.
    7. Рисуем и стираем.
    8. Очки из бумаги.
    9. Бумага мокнет.
  3. Какие поделки можно делать из бумаги?
свойства бумаги для детей

Какая бывает бумага?

Для начала предложите детям бумагу разных фактур. Например: картон, салфетки, офисная бумага, бархатная, цветная, а так же гофрированная и оберточная.Соприкасаясь с кусочками такой бумаги, задействуя тактильные рецепторы, ребенок получает наиболее полные представления. Поэтому целесообразно иметь образцы разных видов бумаги в постоянном доступе. Это может быть альбом, коробочка или картотека. И всё же не смотря на то, что бумага является самым знакомым и доступным материалом для детей, надо знакомить с её свойствами.

разные фактуры бумаг

Основные свойства бумаги, опыты.

1. Бумага мнётся.

Предложите детям скомкать лист бумаги разной плотности (салфетку, лист тетрадный и картон). Далее предложите этот лист распрямить.

Вывод: Чем тоньше бумага, тем легче она мнётся. Распрямить бумагу до первоначального состояния невозможно. На основе мятых кусочков можно делать много интересных поделок.(Пластическая аппликация, торцевание)

2. Бумагу можно сгибать.

Предложить детям согнуть бумагу пополам и хорошо прогладить сгиб. Поставить изделие на торец и убедиться в том, что в таком положении бумага может стоять. Согнуть лист гармошкой, проглаживая каждый сгиб. И убедиться в том, что изделие держит форму.

Вывод: При сгибании бумага принимает заданную форму и поэтому на её основе можно делать разные поделки. Оригами, шары кусудама, киригами. 

3. Бумага рвётся.

Разорвите бумагу разной плотности и попробуйте восстановить разрыв. Когда дети скажут, что восстановить разрыв невозможно, предложите им склеить разорванные кусочки.

свойства бумаги рваная

Вывод: Разорвать тонкую бумагу легче, чем толстую. Разорванные кусочки можно склеить. Чем тоньше бумага, тем лучше она клеиться. Рваная бумага применяется для изготовления отрывной аппликации, папье-маше.

4. Бумага и клей.

Предложить детям расположить на листе бумажные детальки и поднять лист вертикально. Естественно детальки осыпятся.

клей для бумаги

Вывод: Выполнить бумажное изделие без клея очень сложно. Значит при выполнении поделок нужно использовать клей ПВА, клейстер или обойный клей.

5. Свойства горения бумаги.

Взрослый может показать детям ещё одно свойство — горение. Для этого небольшой лист поджигают над металлическим или стеклянным подносом. В процессе наблюдения дети делают свои выводы.

опыты с бумагой горение

Вывод: Лист быстро сгорел, на подносе остался лишь пепел. Следовательно бумажные изделия легко воспламеняются и не подлежат восстановлению. Надо быть осторожным с огнем и не допускать возгорания.

6. На бумаге можно рисовать.

Предложить детям провести черту красным цветом по белому листу. А потом провести такую же черту по бумаге красного цвета. А так же попробовать рисовать на салфетке, глянцевой бумаге, гофрированной или тисненной. Спросить у детей на какой бумаге им понравилось рисовать больше.

рисуем на цветной бумаге

Вывод: На бумаге можно рисовать. Но если бумага такого же цвета, как и фломастер, карандаш, то рисунок будет не виден. Следовательно бумагу для рисования лучше выбирать белую или отличную от цвета карандаша. Если бумага сильно тонкая, то при рисовании бумага рвется. На тисненной бумаге рисовать сплошной линией не получается.

7. Рисуем и стираем.

Ещё можно попробовать рисовать на бумаге простым карандашом. А затем попросить детей стереть нарисованное ластиком. Будет лучше, если вы нарисуете на бумаге полоски простым карандашом с разным нажимом.

рисуем простым карандашом

Вывод: Если рисовать на бумаге простым карандашом, используя слабый нажим, то можно стереть нарисованное. Значит можно делать на бумаге наброски, стирать их и снова рисовать. Пока не добьешься желаемого результата.

8. Очки из бумаги.

Раздать детям бумажные очки, в которых и стекла сделаны из бумаги. Спросить детей, что они видят. Предложить объяснить это явление. Далее взять лист с рисунком и приложить его к стеклу, предложить обвести рисунок.

бумажные  очки

Вывод: Бумага непрозрачная. Но если на неё направить свет, то можно увидеть рисунок и перевести его на другой лист.

9. Бумага мокнет.

Перед детьми стоит контейнер с водой и бумага разной толщины. Предложить поочередно опустить в воду кусочки бумаги, начиная с тонкого. В результате опыта дети делают выводы. Затем педагог опускает в контейнер бумажный кораблик. Для точности эксперимента можно оставить кораблик в воде на продолжительное время.

бумажные кораблики эксперименты

Вывод: Чем тоньше бумага, тем быстрее она размокает. Это свойство бумаги применяется в технике работы с бумагой папье-маше, а так же мокрое складывание оригами. Если бумага соприкасается с водой частично, то она не тонет и размокает дольше.

Читайте также:  Какими основными свойствами обладает информация

Какие поделки можно делать из бумаги?

Зная свойства бумаги вы легко найдете ей применение. Дети очень любят мастерить из этого универсального материала. К тому же техник по работе с бумагой великое множество. Начиная от простой аппликации можно постепенно переходить к оригами, квиллингу, моделированию. Более подробно вы сможете ознакомиться с с техниками работы с бумагой в моей статье.

Желаю всем творческих успехов!

Tatiana
27.05.2019

Источник

Вероника Чиняева
Конспект занятия «Бумага и её свойства»

Конспект занятия по ОО «Познание»

старшая группа

Тема: Бумага, ее свойства и виды.

Программное содержание:

— расширять представления детей о производстве бумаги, разных её видах и свойствах;

— пополнять знания детей о характеристиках бумаги, развивать аналитическое мышление.

— совершенствовать умение определять предметы по признакам материала;

— развивать воображение, сообразительность;

— формировать бережное отношение к природным ресурсам.

Материал: проектор, образцы разных видов бумаги; предметы из бумаги (альбом, газета, коробка и др.).

Ход занятия

1. Сообщение темы занятия

Воспитатель: Дорогие ребята! Сегодня мы с вами попытаемся разгадать загадки одного из материалов, который нас окружает.

А что это за материал, мы узнаем из загадки.

Склеите корабль, солдата,

Паровоз, машину, шпагу.

А поможет вам, ребята,

Разноцветная…. (бумага).

Посмотрите вокруг и назовите предметы, при изготовлении которых использовалась бумага? (салфетки, обои, туалетная бумага, открытки, книги, журналы, газеты, коробки, тетради и т. д.).

А как вы думаете, чего нужны нам эти материалы? (ответы детей).

А кто из вас знает, как изготавливают бумагу?

2. Беседа «Изготовление бумаги»

Ребята, впервые бумагу изобрели в Китае. Китайцы делали её из размоченных растительных волокон. К нам в страну она попала уже намного позже. Оказалось, что её можно делать из дерева, тряпок и даже…. из старой бумаги – макулатуры (слайд 2).

Как же делают бумагу в наши дни? В настоящее время бумагу производят на бумажных фабриках (слайд 3).

Основным сырьем для производства бумаги являются деревья: ель, сосна, береза, тополь и другие (слайд 4).

На фабрике машины сдирают с деревьев кору и измельчают их в щепки. Потом щепки измельчаются до крошки, которые смешиваются с водой (Это масса называется целлюлоза). Бумага, сделанная таким способом непрочная и чаще всего производиться для газет (слайд 5).

Бумагу более высокого качества делают из целлюлозы, полученной химическим способом. Из такой древесной массы изготавливают бумагу для книг, брошюр, модных журналов, оберточных материалов (слайд 6).

Для этого щепки сортируют по размеру на специальных ситах и отправляют в варку. Варят дерево в специальных машинах, куда добавляют кислоту (слайд 7).

Очищенную и разваренную древесину фильтруют и промывают, чтобы очистить от примесей, мусора. И обрабатываемая масса уже называется бумажным сырьем. После добавляют к бумажномусырью дополнительные вещества: клей, который помогает отталкивать влагу. Смола помогает сохранить написанное на бумаге, чернила не растекаются и легко распознаются (слайд 8).

Затем в бумажную массу добавляют красители, в зависимости от того, какого цвета бумага необходима. Потом превращенная в кашицу, бумажная масса попадает в бумагоделательную машину. Здесь сырая бумажная лента проходит через ряд валиков. Одни валики отжимают воду, другие, обогреваемые паром, высушивают ее (слайд 9).

В конце бумажное полотно перемещается в секцию прессования. Там бумажное полотно механически обезвоживается и еще больше уплотняется.

Наконец, ровная белая лента выходит из машины и наматывается в огромный рулон (слайд 10).

Потом эти рулоны отправляют в типографии и режут на листы.

Так, переходя из машины в машину, дерево превращается в белую и чистую бумагу (слайд 11).

Ребята, мы с вами знаем, что очень большим количеством бумаги пользуемся в жизни, что без бумаги очень трудно обходится человеку. И чтобы не рубить понапрасну деревья в лесу, нам нужно бережнее относиться к бумаге.Экономнее использовать ее в нашем быту: прочитанные книги и журналы не выбрасывайте, а просите родителей сдавать их в макулатуру, где бумага приобретет вторую жизнь.

Физкультминутка

3. Экспериментальная часть. Изучение свойств бумаги.

А сейчас мы с вами узнаем, какой же бывает бумага. Возьмите в руки бумагу, которая лежит у вас на столах, потрогайте ее.

Что вы можете сказать о ней, какая она? (Дети по очереди пробуют бумагу на ощупь, определяют ее на ощупь и описывают свойства).

А вот какими свойствами обладает бумага, мы сейчас узнаем и для этого проведем ряд экспериментов

1) Для начала, возьмите в руки лист бумаги и лист картона, и попробуйте смять его? Мнется? Скрутите? Согните? (скручивается, сгибается). (Ответы детей).

Вывод: чем толще бумага, тем она труднее мнется, скручивается, сгибается.

2) А теперь порвите. Рвется? Прочная бумага?

Бумага рвется, а значит она непрочная.

Вывод: картон толще, чем бумага, бумага рвется по легкости в зависимости от толщины.

Читайте также:  Какими свойствами обладает реле первого класса надежности

3) Возьмите ножницы и разрежьте сначала бумагу, потом картон.

Вывод: картон толще, чем бумага. Бумага режется по легкости в зависимости от толщины.

А как вы думаете, можно соединить бумагу? Как? (Склеить, сшить, переплести).

4) А теперь положите лист бумаги в емкость с водой. Опустить в воду сначала салфетку, затем альбомный листок бумаги. Что произошло?

Вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени. Бумага боится воды, бумага материал не прочный.

5) Посмотрите, ребята, теперь я подожгу бумагу. Что с ней произошло?Вывод: бумага горит.

6) А теперь давайте поэкспериментируем, как падает лист бумаги?

Поднимите над головой лист бумаги и выпустите его из рук. Он плавно падает, колыхаясь в разные стороны. Оторвите от него узкую полоску, поднимите ее над головой и отпустите.Она падает иначе: вращаясь вокруг своей оси сверху вниз. Т. е., бумага падает по-разному.

Выводы исследований.

1. Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая.

2. Бумага бывает прочной и не прочной.

3. Бумага боится воды.

4. Бумага может резаться ножницами или разрываться руками.

5. Из бумаги можно сделать поделки.

6. «Бумага горит»

Молодцы! Много свойств мы с вами обнаружили у бумаги.

Зная, все эти свойства мы будем их использовать в дальнейшей работе.

4. Игра «Волшебная бумага»

Я буду бросать вам мяч. Тот, кто его поймает, должен сказать, что можно делать из бумаги (книги, тетради, коробки, обои и т. д.).

А теперь называем, что можно делать с бумагой (рисовать, резать, клеить, мять, рвать и т. д.).

5. Создание коллекционного альбома «Виды бумаги»

— Ребята, есть много видов бумаги. Я вам предлагаю собрать коллекционный альбом и назвать его «Виды бумаги»

(Ребята по очереди подходят и наклеивают виды бумаги в альбом)

— салфетка,

— газета,

— открытка,

— фотография,

— коробка,

— цветная,

— гофрированная бумага и картон,

— бархатная бумага и картон,

— обойная,

— тетрадная.

Вот какая замечательная коллекция у нас с вами получилась! Молодцы, хорошо потрудились!

6. Подведение итогов занятия

Ребята, скажите, что вы нового узнали о бумаге? Что вам понравилось, запомнилось? Я уверена, что вы теперь будете бережнее относиться к бумаге. Чем экономнее мы будем использовать этот материал, тем больше елей и берез останется в лесу.

Молодцы! Занятие наше окончено!

Источник

Конспект организованной образовательной деятельности

в старшей группе

Тема: «Бумага, ее свойства и виды».

Цель:  продолжать формировать представления детей о свойствах и видах бумаги. 

 Задачи: 

Образовательные:

— Расширять представления детей о производстве бумаги, разных её видах и свойствах;

— Продолжать учить детей конструировать из бумаги.

Развивающие:

— Развивать способность детей устанавливать причинно-следственные связи на основе эксперимента и делать выводы.

Воспитательные:

 — Воспитывать интерес к свойствам окружающих  нас предметов, любознательность,  бережное отношение к природным ресурсам.

Материал и оборудование: проектор, сундучок, ножницы, мяч, бумага, картон, спички, клей, кисточки, салфетки.

Ход организованной образовательной деятельности

Воспитатель обращает внимание детей на чудесный сундучок и предлагает угадать, что в нем находится. (Дети высказывают свои предположения).

Воспитатель:

А что в нем лежит нам подскажет загадка:
«Она бывает документом,

плакатом, фантиком, конвертом,

письмом, обоями, листовкой,

альбомом, книгой, упаковкой»

(бумага)          

(в сундучке находятся разные виды бумаги)                                                           

 — Правильно ребята, это бумага.  

— Сейчас просто невозможно представить себе жизнь без бумаги.

— Для чего нужна бумага?

—  Вспомните, где применяется бумага?

— А вот, всегда ли у человека была бумага? 

(Дети отвечают отрицательно)                               

— Как вы думаете, на чем в древности писали люди?   

Дети: На камнях, на скалах, на коре, на шкурах и т.д .

Воспитатель:  В разные времена люди писали на разных материалах.

— А кто из вас знает, как изготавливают бумагу?

Рецепт изготовления бумаги придумали в Китае. Этой диковинной восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ. Только через века Европа узнала, как делать это чудо. Чтобы узнать, как делают бумагу, необходимо отправиться на бумажную фабрику, что мы обязательно сделаем.

«Путешествие» на бумажную фабрику «Изготовление бумаги» (с использованием презентации)

 Воспитатель: В настоящее время бумагу производят на целлюлозно — бумажных заводах  (слайд).

Основным сырьем для производства бумаги являются деревья: ель, сосна, береза, тополь и другие (слайд).

Бревна привозят на завод (слайд).

На фабрике машины сдирают с деревьев кору и измельчают их в щепки (слайд).

Читайте также:  Какие модели учитывают изменение свойств

Потом щепки измельчаются до крошки, которые смешиваются с водой (Это масса называется целлюлоза). Бумага, сделанная таким способом непрочная и чаще всего производиться для газет (слайд).

Бумагу более высокого качества делают из целлюлозы, полученной химическим способом. Из такой древесной массы изготавливают бумагу для книг, брошюр, модных журналов, оберточных материалов (слайд).

Потом эти рулоны отправляют в типографии и режут на листы (слайд).

Так, переходя из машины в машину, дерево превращается в белую и чистую бумагу (слайд).

Ребята, мы с вами знаем, что без бумаги очень трудно обходится человеку, поэтому мы пользуемся ею очень часто и используем в большом количестве. И чтобы не рубить понапрасну деревья в лесу, нам нужно бережнее относиться к бумаге. Экономнее использовать ее в нашем быту: прочитанные книги и журналы не выбрасывайте, а просите родителей сдавать их в макулатуру, где бумага приобретет вторую жизнь (слайд ).

Макулатура – бережет наши леса!!! (слайд)

 -А теперь подумайте и скажите, может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги? (ответы детей).

Дома строят из камня, одежду шьют из ткани. Потому что эти материалы прочные и надежные.

А прочная ли бумага? Мы проверим.

Я  приглашаю вас в мастерскую, где мы будем проводить опыты с бумагой. Как настоящие лаборанты, давайте наденем белые халаты.

(Дети заходят в мастерскую и обращают внимание на тарелочки, где лежат листочки бумаги).

Воспитатель: А сейчас мы с вами узнаем, какой же бывает бумага. Возьмите в руки бумагу, которая лежит у вас на столах, потрогайте ее.

Что вы можете сказать о ней, какая она?

(Дети по очереди пробуют бумагу на ощупь, определяют и описывают).

А вот какими свойствами обладает бумага, мы сейчас узнаем и для этого проведем ряд экспериментов:

  1. Для начала, возьмите в руки лист бумаги и лист картона, и попробуйте смять его? Мнется? Скрутите? Согните? (скручивается, сгибается).

(Ответы детей).

Вывод: чем толще бумага, тем она труднее мнется, скручивается, сгибается.

2) А теперь порвите. Рвется? Прочная бумага?

Бумага рвется, а значит она непрочная.

Вывод: картон толще, чем бумага, бумага рвется по легкости в зависимости от толщины.

3) Возьмите ножницы и разрежьте сначала бумагу, потом картон.

Вывод: картон толще, чем бумага. Бумага режется по легкости в зависимости от толщины.

А как вы думаете, можно соединить бумагу? Как? (Склеить, сшить, переплести).

4) Посмотрите, ребята, теперь я подожгу бумагу. Что с ней произошло? 

Вывод: бумага горит.

5) А теперь давайте поэкспериментируем, как падает лист бумаги?

Поднимите над головой лист бумаги и выпустите его из рук. Он плавно падает, колыхаясь в разные стороны. Оторвите от него узкую полоску, поднимите ее над головой и отпустите. Она падает иначе: вращаясь вокруг своей оси сверху вниз,  т. е., бумага падает по-разному.

6) Как вы думаете, какая из видов бумаги будет лучше всего впитывать воду?

Для этого вам необходимо выбрать по одному виду бумаги и изготовить из нее цветок.

(Педагог объясняет с помощью схемы, как изготовить цветы. Дети конструируют цветок из бумаги).

Воспитатель: Для эксперимента вам необходимо подойти к столу и одновременно опустить цветы в воду. Чтобы пронаблюдать, что будет происходить с вашими цветами.

(Дети подходят к столу и опускают одновременно цветы в воду.)

Воспитатель: Что происходит с цветами?

Дети. Цветы в воде начинают распускаться.

Воспитатель: Цветы, из какой бумаги быстрее распустились? Какие распустились последними?

(Ответы детей). 

Воспитатель: Когда волокна бумаги впитывают воду, они разбухают и увеличиваются в размерах. Это заставляет лепестки раскрываться. Разные виды бумаги впитывают воду с разной скоростью. Тонкая бумага намокает очень быстро. Цветок из нее раскрывается почти мгновенно. У другой бумаги волокна более толстые, и они впитывают воду медленнее. После проведенного опыта сделайте, пожалуйста, вывод: какая бумага будет лучше всего впитывать воду?

Вывод: тонкая бумага намокла быстрее, а следовательно и лепестки раскрылись быстрее, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени. Бумага боится воды, бумага материал не прочный.

Выводы исследований.

1. Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая.

2. Бумага бывает прочной и не прочной.

3. Бумага боится воды.

4. Бумага может резаться ножницами или разрываться руками.

5.  Бумага горит.       

  Игра «Волшебная бумага»

Я буду бросать вам мяч. Тот, кто его поймает, должен сказать, что можно делать из бумаги (книги, тетради, коробки, обои и т. д.).

А теперь называем, что можно делать с бумагой (рисовать, резать, клеить, мять, рвать и т. д.).

Воспитатель: Молодцы! Ну, что ж, пора возвращаться из мастерской. Что больше всего понравилось и запомнилось в мастерской?

Источник