Какими свойствами обязательно обладает этнос

Общество состоит из социальных групп: родственных, производственных, поселенческих, социально-классовых, этнических, политических, досуговых и т.д. Группы, составляющие общество, взаимопересекаются и накладываются друг на друга. Требования, предъявляемые отдельными группами к индивиду, могут быть трудносовместимыми и даже противоречить друг другу.

Тем не менее, каждая социальная группа, составляющая общество, поддерживает какую-то часть целостной культуры. Некоторые из больших групп и социальных категорий играют особую роль. Важнейшей из таких групп является этнос.

Даже самые устойчивые и замкнутые общества рано или поздно распадаются или меняют свои границы; резко меняется состав граждан — вливаются новые миграционные потоки, происходит эмиграция, разделение единого общества или наоборот объединение некогда самостоятельных обществ. Все эти изменения приводят к формированию этносов — больших социальных категорий, групп или квазигрупп, представители которых не обязательно образуют целостное общество (то есть, этнос, как правило, не обладает всеми свойствами общества). Например, этнос не обязательно занимает компактную территорию или обладает политическим суверенитетом. В то же время культурные и демографические характеристики этноса соответствуют характеристикам общества. Этнос может быть частью какого-либо общества, или входить в состав нескольких обществ. Очень часто он образует основу какого-либо общества, включающего, наряду с ним, относительно малочисленные этнические группы («меньшинства»).

Таким образом, этнос — это социальная общность (квазигруппа или группа), объединяемая общим самоназванием и самосознанием (включая исторический миф об общности происхождения), общим языком и культурой, и отличающая себя от других таких же общностей.

Свойства, которыми обязательно обладает этнос.

1. Самоназвание, которое может не совпадать с названием, которые дают этому народу представители их этнического окружения. Например, армяне называют себя «хай».

2. Исторический миф об общности происхождения. Как правило, он отражает только часть реальной истории. Например, в состав русского этноса влилось несколько десятков, если не сотен, народов и этнических групп. Однако этническая история ведется только от восточных славян.

3. Единство языка. Должен быть хотя бы один язык, на котором говорят все представители данного этноса. При этом отдельные локальные его группы могут иметь и свои языки и диалекты. Общеэтнический язык не обязательно должен принадлежать только этому этносу. Например, по-английски говорят несколько этносов.

4. Общность культуры.Здесь в первую очередь имеются в виду те элементы, которые обеспечивают единство самосознания и коммуникации: обрядность, фольклор, мифология, и т.д. Однако внутри самого этноса, как правило, бывает большое количество локальных и социальных субкультур (например, купечество отличается от крестьянства и от дворянства). Важным элементом общеэтнической культуры является профессиональное искусство.

Свойства, которыми не обязательно обладает этнос

1. Наличие государственности. Бывают этносы, имеющие свое государство, и не имеющие его в настоящее время, или не имевшие никогда.

2. Компактность проживания. Имеется в виду как территориальная компактность (то есть, проживание на взаимно граничащих территориях), так и этнополитическая (проживание в рамках одного государства). Даже этносы, имеющие государственность, обычно имеют значительные диаспоры за его пределами.

3. Единая религия. Как правило, культура каждого этноса тесно связана с какой-либо одной конфессией. Однако в составе большинства этносов бывают многочисленные и влиятельные субкультуры, базирующиеся на других конфессиях, а также религиозные секты; например, православные чехи и поляки, русские-баптисты, евреи-протестанты, и т.д.

Этнос, по сравнению с обществом, обладает одним неоспоримым преимуществом, которое и обеспечивает ему сохранение роли на исторической арене. Он гораздо более стабилен по составу. Невозможно (или почти невозможно) насильно «инкорпорировать» иноэтническую группу в состав этноса, в то время как с обществами такие «операции» проделываются постоянно. Эта устойчивость границ, передача «этничности» по наследству от поколения к поколению через систему воспитания, обуславливает важнейшую социальную функцию этноса в современном обществе — он служит своеобразным «информационным фильтром», позволяющим людям, принадлежащим к каждому конкретному этносу, идентифицировать себя с определенной социальной группой и ориентироваться на ее нормы и ценности, вопреки постоянно меняющемуся социальному окружению. Эта его функция осуществляется именно благодаря устойчивому социальному составу — ведь постоянство норм и ценностей при смене поколения может обеспечить только относительно постоянная по составу социальная группа.

Культура этноса не обязательно обладает свойством системности. Связано это с тем, что границы этноса в наше время весьма редко совпадают с границами общества. Поэтому этнос совсем не обязательно обладает собственной системой жизнеобеспечения. Нельзя построить в Якутии (или любой другой автономной республике РФ) собственную якутскую экономику — система жизнеобеспечения неизбежно должна опираться на совместные усилия представителей других этносов и других регионов РФ. Отметим, что в конце 80-х, начале 90-х гг. ХХ в. идеи построения самостоятельных «национальных» экономических систем на основе «традиционных трудовых навыков» весьма активно выдвигались представителями национальной интеллигенции ряда этносов России.

Этнос и нация

Значение понятия «нация» различается в русском языке и в западных языках.

В английском, немецком, французском под «нацией» понимается совокупность граждан какого-либо государства, то есть в это понятие вкладывается прежде всего политическое содержание; принадлежность к нации не предполагает этнокультурного единства. Баски — часть испанской нации. Северные ирландцы — часть британской нации.

В российской традиции под «нацией» понимается этнос или часть этноса, объединенные в рамках собственного этнического государства, или национально-территориального образования, выполняющего по отношению к этносу определенные функции по воспроизводству культуры данного этноса.

Обычно этносы, давшие название государственным и другим территориально-административным образованиям (округам, автономным областям, и т.д.) называются титульными.Такое наименование означает тот факт, что именем этноса называется государство, либо автономная республика или округ, и ничего более.

Русская нация — это совокупность людей, причисляющих себя к русской культуре, и являющихся гражданами РФ. Остальное русское население мира входят в состав русского этноса. То же самое относится к армянам, евреям, и представителям многих других этнических образований.

Компактные группы этноса, проживающие за пределами своего государства (а также за пределами компактного расселения этносов, не имеющих государственности), называются этническими группами.

С этой точки зрения проблемным представляется вопрос, считать ли нациями титульные этносы автономных республик РФ. В Конституции РФ нет прямых указаний на то, что республики и округа должны обеспечивать воспроизводство культуры и самосознания титульных этносов. Однако законодательство большинства таких территориальных образований, а также реальная политика их руководства фактически такие функции осуществляет. Поэтому они могут считаться нациями.

Таким образом, нации являются этнополитическим общностями, в то время как этносы – этнокультурными.

Этнополитические общности имели свою историю развития. Принято выделять три исторические формы этнополитических общностей:

Источник

Понятие этноса

Этнос – это исторически сложившаяся устойчивая группа людей разных возрастов и обоих полов, проживающая на определённой территории и связанных между собой единым языком и общими культурными признаками, отличающими её от других групп.

Читайте также:  У какого элемента наиболее ярко выражены металлические свойства

Примеры этносов: башкиры, коми, шотландцы, марийцы, тунгусы, вьетнамцы, калмыки, бенгальцы, зулусы, турки, армяне, французы, карелы, мордва, дагестанцы, татары, уйгуры, зыряне, нанайцы, ненцы, корейцы, немцы.

Нация, национальность. В чём отличие от «этноса»?

В иностранных языках понятие «нация» всегда означало население государства. Например, внутри немецкой нации есть представители разных этносов: немцы, турки, арабы и др. Таким образом, слово «немец» может означать как этническую, так и государственную (то есть «национальную») принадлежность. В этой системе понятий этнический араб может быть немцем по «национальности».

Слово «нация» было принесено в русский язык во времена Петра I и сначала имело то же значение, что и за рубежом.

Однако, постепенно, начиная с XIX века, понятия «нация» и «национальность» в России стали всё чаще использоваться в значениях «этнос», «этничность». Завершился этот процесс с началом советского исторического периода в 1917 году. С этого времени термины «нация» (чаще использовалось «народ»: «татарский народ», «грузинский народ») и «национальность» в нашей стране стали официально идентичны терминам «этнос» и «этничность».

В XIX веке в русском языке также появилось понятие «народность», означающее субэтнос, своего рода, зародыш нового этноса. Понятие «народность» стало официальным термином в советский период, принадлежность к какой-либо народности тоже называлось «национальностью».

После крушения советской системы (и даже несколько раньше) с резким увеличением иностранного информационного влияния в России начался обратный процесс – понятие «нация» часто стало использоваться для обозначения государственной, а не этнической принадлежности. Тем не менее, этот процесс практически не затронул понятие «национальность». Хотя в 1990-е годы из личных данных россиян официально исчезла «национальность», в нашей языковой культуре этот термин обосновался прочно и продолжает жить и активно использоваться вместо слова «этничность».

Что такое «народ»?

Что касается ёмкого и очень важного в России слова «народ», то в современном русском языке оно может иметь разные значения:

а) этнос;

б) население государства;

в) население какой-либо части (региона) государства;

г) население вообще;

д) основная часть населения государства (те, кто не входит в правящую элиту), часто также используют выражение «простой народ»;

е) просто «люди».

Этничность и гены

Большим заблуждением является смешивание понятий этничности и генетического (расового) родства. По понятным причинам, эти категории часто совпадают, но это бывает далеко не всегда. На самом деле в одном этносе могут встречаться представители разных генетических ветвей. Часто это относится к полностью ассимилировавшим представителям других этносов: так, негр, полностью выросший в России, в местной культурной среде, является этническим русским.

У некоторых европейских этносов (французы, итальянцы, болгары, сербы и др.) широко распространены генетически разные типы: как с почти чисто европеоидными признаками (светлые кожа, волосы и глаза), так и с выраженными монголоидными чертами (смуглая кожа, тёмные глаза, чёрные волосы). Также, например, генетиками установлено, что татары и башкиры, которые почти не отличаются по языку и культуре, относятся в целом к разным генетическим ветвям.

Таким образом, выражение типа «славянская внешность» не имеет смысла: славяне ­– понятие этническое (этноязыковая общность), а не расовое (внешность славян очень разная, часто даже внутри одного этноса).

Этноязыковые общности

Несколько схожих этносов составляют этноязыковую общность. Она может возникать как при разделении этноса на части, так и при длительном соседстве разных этносов. В последнем случае родственные этносы могут значительно отличаться в генетическом (расовым) отношении. Примеры этноязыковых общностей: арабы, тюрки, финно-угры, германцы, славяне.

Проблемы терминологии, неоднозначность этнических рамок

Необходимо отметить, что любая терминология и любая классификация по отношению к живой природе или обществу являются несовершенными, в этих теоретических системах всегда будут исключения и неоднозначности. Примеры:

– нет чёткой границы между понятиями субэтноса (народности) и этноса;

– нет чёткой границы между диалектом и отдельным языком;

– нет чёткой границы между этничностью и гражданством:

· не всегда чётко можно определить, в какой момент этнический араб становится этническим французом,

· непонятно, можно ли считать этносом основную часть населения США и если да, то где здесь граница между какой-либо диаспорой и «титульным» этносом государства;

– иногда люди как бы относятся к двум этносам сразу: например, в России многие одновременно ощущают себя и татарином и русским, при этом одинаково знают оба языка и думают на любом из них;

– непонятно, считать ли одним этносом группы с одинаковой культурой, но с совершенно разными языками.

Основные выводы

1) Этнос – это условное (теоретическое) объединение людей в группу по культурно-языковым и территориальному признакам независимо от расового происхождения.

2) Человек может быть жителем (гражданином, подданным) какого-либо государства (то есть относиться к определённой нации), кроме этого иметь определённую этническую принадлежность (этничность) и относиться к определённой генетической (расовой) группе.

3) Понятия «нация» и «этнос», «национальность» и «этничность» идентичны только на территории стран постсоветского пространства. Но в настоящее время есть тенденция к возвращению слову «нация» его исконного значения. Для дальнейшего движения к прекращению существующей терминологической путаницы, по-видимому, было бы также разумно внедрять в живой русский язык слово «этнос», например, предлагая гражданам по желанию указывать в личных данных «этническую принадлежность».

Источник

Этническая психология — междисциплинарная наука, в основе которой лежат этнография (этнология) и психология. Это «наука, изучающая психологические особенности индивида или группы людей, связанные с этнической или культурной принадлежностью и проявляющиеся на сознательном и бессознательном уровнях» (Н. М. Лебедева,1999).

Если в западной традиции этническая психология входит в состав кросс-культурной как ее небольшая часть, то у нас, скорее, наоборот – кросс-культурный анализ является необходимым прикладным методом, служащим основной цели – глубокому пониманию и объяснению психологической сути этничности в жизни индивида и общности: кросс-культурная психология находится внутри этнической.

Цели этнической психологии

1. Выявление психологических механизмов формирования позитивной этнической и культурной идентичности. Необходимо понять и объяснить этническую культуру, ее духовно-философскую сущность, специфические культурные механизмы регуляции сознания и поведения человека, особенности ценностной структуры культуры, типы ее социальной организации, принципы внутри- / внешнегруппового взаимодействия. Представитель данной культуры должен понять нормы и правила своей культуры, что поможет понять причины интолерантности, увидеть, что негативно оцениваемые качества его культуры представителями других культур – это непонятная оборотная сторона очень ценных позитивных качеств. Формирование стойкой и позитивной этнической идентичности является надежным щитом на пути этнической маргинальности и психических расстройств, формирования иррациональной этнической нетерпимости.

Читайте также:  Какими свойствами окислительными или восстановительными обладают неметаллы

2. Изучение психологических механизмов формирования этнической толерантности на групповом и личностном уровне. Необходимо искать пути взаимопонимания и тождественности культур в их духовно-нравственных основах, т.к. они общие у всего человечества.

Основные задачи этнической психологии

  • исследование социально-психологических проблем межэтнического взаимодействия: особенности межэтнического восприятия, психологических механизмов межэтнической напряженности, явление этноцентризма и этнической интолерантности в межгрупповом взаимодействии, особенности этнических миграций, аккультураций…;
  • изучение особенностей формирования и актуализации этнической идентичности на индивидуально-личностном уровне; проблем личностной саморегуляции в межэтническом взаимодействии; особенностей трансформации этнической идентичности личности;
  • создание и апробация программ и методов социальнопсихологического тренинга успешного межкультурного взаимодействия и методов этнопсихологической коррекции личности;
  • развитие теории этнической психологии с целью понимания психологических законов влияния этнической и культурной принадлежности на жизнь человека.

Иерархия этносов

  • субэтносы – входят в состав тех или иных этносов,
  • суперэтносы – охватывают несколько этносов
  • по ряду исторических, культурных, психологических свойств, относительно близких друг другу.

Таким образом, один и тот же человек может одновременно входить в несколько этнических общностей различного уровня.
Можно считать себя русским (основное этническое подразделение), казаком (субэтнос) и славянином (суперэтнос).

Характерные признаки этноса

  • общность территории проживания,
  • наличие общего исторического прошлого,
  • единого языка, культуры, особенностей психики,
  • самое главное, что общность эта осознаваема самими людьми, что находит отражение в сознании своего единства и отличия от других общностей,
  • в наличии самоназвания и общего имени для своей группы.

Уровни характеристик этноса

  • этнообразующие факторы
  • общность территории,
  • эндогамия;
  • этнические признаки, отражающие реальные различия
  • язык,
  • культура;
  • этническое самосознание (высший уровень, производное от первых двух).

Основные определения этнической психологии

Этнос – исторически сложившаяся на определенной территории совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры (в т. ч. и языка) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других таких же образований, т. е. самосознанием. Каждый из этносов имеет собственное имя — этноним. Содержание этноса не сводится к самоназванию.

Этноним – именно самоназвание. Имя, данное своей общности, может отличаться от имен, присвоенных данному этносу другими народами (экзоэтноним). Например, этнос, называемый себя «дойч», порусски именуется «немцы», по-сербски – «шваб» и т. д.

Топоним – название территории, где проживает тот или иной этнос. Но этноним не имеет, в отличие от топононима, географического характера. Этноним устойчив, передается из поколения в поколение и напрямую не связан с территорией первоначального расселения этнической общности.

Этническая общность – это, прежде всего, общность представлений о каких-либо признаках, а не сама по себе культурная отличительность. Не случайно попытки определить этнос через ряд признаков терпят неудачу, тем более что с унификацией культуры количество этнодифференцирующих признаков неуклонно сокращается (что, правда, компенсируется привлечением новых элементов, связанных с профессиональным искусством и литературой, историческими знаниями). Поэтому с позиции психолога можно определить этнос как устойчивую в своем существовании группу людей, осознающих себя ее членами на основе любых признаков, воспринимаемых как этнодифференцирующие.

Этническое самосознание – осознание индивидами собственной принадлежности к определенной этнической общности. Это относительно устойчивая система осознанных представлений и оценок, реально существующих этнодифференцирующих и этноинтегрирующих признаков жизнедеятельности этноса. В итоге формирования этой системы человек осознает себя в качестве представителя определенной этнической общности. Этническое самосознание – часть этнического сознания. Этническое сознание – общность мнений, оценок, представлений, установок, ценностей, в которых выражено отношение к этническим проблемам. Оно регулирует поведение членов группы через своих характеристики: этнические интересы, потребности, нормы, ценности и цели этнической группы (В. В. Волкова, 1992).

Проявления этнического самосознания

  • осознание особенностей этнической культуры;
  • осознание психологических особенностей своего этноса;
  • осознание собственных этнопсихологических особенностей;
  • осознание тождественности с этносом;
  • осознание себя в качестве субъекта этнической общности;
  • социально-нравственная самооценка этничности.

Выделяют типы самосознания:

  • этническое самосознание и
  • этнологическое самосознание.

Этническое самосознание действует на уровне обыденного сознания, фиксирует принадлежность к тому или иному этносу. Это выражается в выборе этносом наименования (этнонима), свидетельствующего об осознании членами этноса их единства и отличия от членов других этносов. В своем развитии этническое самосознание проходит несколько стадий:

  • осознание национальных чувств, начальный этап выделения своего этноса и дифференциация его от других этнических общностей, противопоставление «мы» – «они»;
  • осознание своей этнической принадлежности, формирование этнической идентичности;
  • осознание приверженности к определенным национальным ценностям, общности интересов. На этой стадии начинает формироваться этнологическое самосознание.

Этнологическое самосознание – осознание принадлежности к этносоциальной общности; осознание места и роли своей общности в системе межнациональных отношений, осознание самобытности, уникальности своей культуры, понимание своего места в социальном мире. В результате развития актуализируется потребность в самоопределении нации, в создании собственной государственности. В крайнем своем проявлении этнологическое самосознание может принимать формы этноцентризма и национализма. Главная задача этнологического самосознания – формирование национальной идеи. Как только идея оформляется, отражая основные потребности и интересы этнической группы, становится известной и доступной людям, принимается ими, у большинства членов этноса создается впечатление о нации как едином целом, отличном от других, т. е. в сознании людей начинается процесс национального самоопределения. Этнологическое самосознание основывается и на осознании сходства с другими этносами. Поиск общих интересов и взаимовыгодный обмен культурами и материальными ценностями – наиболее перспективный путь развития межнациональных отношений.

Понятие этническое самосознание близко к понятию «этническая идентичность» и «этничность» – терминам, наиболее принятым в западной научной традиции.

Довольно часто понятие этническое самосознание отождествляется с понятием этническая идентичность (ЭИ), считается синонимом. Однако это не совсем так. По мнению Г. У. Солдатовой (1998), ЭИ, с одной стороны, более узкое понятие, т. к. представляет когнитивно-мотивационное ядро этнического самосознания, а с другой – более широкое, т. к. содержит слой бессознательного. ЭИ должна изучаться в двух аспектах – как концентрированная форма и главная характеристика этнического самосознания и как его «изнанка» – этническое бессознательное.

Психологический склад этноса – специфический способ восприятия и понимания членами этнической общности различных сторон окружающей действительности. Создается из поколения в поколение, и каждый исторический этап оставляет на нем глубокий след.

Этнографы в качестве определяющего фактора формирования этнопсихических свойств народа выделяют влияние культурной среды. Собственно культура начинается с того, что на поведение индивидов накладываются ограничения, т. к. целостность культурной среды предполагает выработку единых правил поведения, общей памяти, единой картины мира у представителей конкретного этноса. В процессе развития каждый народ создает собственную однородную систему ценностей, которые используются его членами для выражения своего мироощущения и этнического самоопределения.

Этнолингвисты в качестве ведущего фактора формирования психики этноса рассматривают влияние языка как своеобразной копилки исторического опыта народа.

В антропологических исследованиях характер детерминации психических свойств этноса сводится к описанию тех или иных комплексов как статичных психических особенностей народов. Исследования национального характера осуществляются при помощи понятий «базовая» и «модальная» личность.

Читайте также:  Какие свойства деления есть

Своеобразный психический склад вырабатывается у этноса в результате всей совокупности специфических условий его существования. В социальной жизни этническая общность проявляется лишь тогда, когда входящие в нее люди не только говорят на одном языке, живут на одной территории, но и чувствуют себя принадлежащими именно к этой общности.

Элементы психологического склада этноса:

  • этнический характер (ЭХ);
  • этнический темперамент (ЭТ);
  • этнические обычаи и традиции (ЭОТ).

Этнический характер отражает специфику исторически сложившихся свойств психики, отличающих один этнос от другого. Определяется совокупностью социально-экономических, исторических, географических условий существования этноса. Чем сложнее и противоречивее эти условия, тем сложнее и противоречивее ЭХ. Черты ЭХ могут преобразовываться или вовсе исчезать. Они динамичны, однако их динамичность проявляется через большие отрезки времени, поэтому для наблюдателя черты ЭХ кажутся четко зафиксированными, закрепленными в ПСЭ. ЭХ объективируется в культуре народа (литературе, искусстве, танцах…), поскольку, с одной стороны, формируются культурой, с другой – оказывают существенное влияние на ее развитие.

Некоторые ученые сводят вопрос об ЭХ к поиску и выделению черт, присущих конкретному народу: русские – широта души и удаль, грузины – гордость и горячность, латыши – холодность и скрытность. Но все эти черты в разной степени имеются у каждого народа. В характере любого народа представлена совокупность личностных свойств всего человечества, однако структура и степень выраженности этих свойств является специфической, что и отражено в характере этноса. Специфичность психологических качеств проявляется в стереотипах восприятия, чувствования и поведения представителей конкретного этноса. Специфические качества так или иначе доминируют в структуре личности большинства представителей общности.

Таким образом, уникальна только структура характерологических особенностей этноса, а все элементы, входящие в нее, являются общими. Речь идет не о том, что этническая общность монопольно обладает той или иной чертой, а лишь о различиях между народами в степени ее проявления.

Этнический темперамент внешнее выражение ЭХ. ЭТ – это определенный стандарт реагирования на конкретную ситуацию, который присущ не каждому представителю этнической общности, а лишь ее большей части. У народов с относительно одинаковыми условиями жизни различия в глубине и быстроте реакций незначительны.

ЭТ максимально выражается в особенностях вербального и невербального общения, что отражается на темпе речи, количестве и энергичности движений, величине социальной дистанции, открытости в проявлениях чувств…

ЭТ обусловлен не силой нервной системы (ее подвижностью и возбудимостью), как это принято рассматривать в общей психологии, а установившимися в культуре конкретного народа стереотипами реагирования.

Этнические обычаи и традиции – «статические элементы» ПСЭ. Обусловлены как объективными социальными отношениями, так и субъективными идеями, представлениями, верованиями, мифами, легендами, передающимися из поколения в поколение. В них объективируются субъективные представления о нормах и правилах поведения.

Многие нормы и правила поведения усваиваются людьми с помощью механизма подражания. Изначально эти нормы предлагаются и внедряются в общность специально и сознательно. Последующие поколения утрачивают представление о цели и необходимости выполнения конкретного правила, в их сознании остается только алгоритм действия, а представление о целесообразности данного типа поведения уходит в подсознание. На уровне сознания закрепляется лишь ритуал, обычай или традиция. Именно поэтому мы точно не знаем, для чего нужно постучать по дереву, пустить в дом первой кошку, одеть невесте белое платье и фату.

Таким образом, обычаи и традиции объективны и субъективны одновременно, иначе они не сохранились бы, а исчезли быстро и безвозвратно. Они закреплены и зафиксированы в сознании и подсознании.

Этнические обычаи – порядки и правила поведения, которые охватывают преимущественно сферу бытовых отношений. В основе обычаев лежат привычки. Из поколения в поколение эти привычки закрепляются, отшлифовываются, проверяются на практике и приобретают устойчивую форму.

Этнические традиции – обращены к духовному миру человека, играют роль стабилизаторов и воспроизводителей общественных отношений посредством формирования психических качеств, требуемых для этих отношений. Это определенные обственные установления, нормы и правила поведения, отношение к моральным и нравственным ценностям. Традиции влияют на психику прямо и опосредованно. Например, при опосредованном влиянии формирование черт человека происходит в соответствии с организацией порядка повседневной жизни и отношений, отступление от которых осуждается общественным мнением.

Этнические обычаи и традиции формируются, развиваются и изменяются в зависимости от условий, в которых живет этнос. Одни традиции и обычаи появляются, другие отмирают, третьи приобретают новое содержание, но сохраняют старую форму.

Этническое – это целостная система отношений личности к природе, обществу, идеологии и морали.

В связи с этим Л. Н. Гумилев классифицировал этнические общности следующим образом:

1) по отношению к природе (к миру вещей):

– этносы, которые пришли в состояние равновесия с природой, относятся к ней бережно (народы Крайнего Севера);

– динамически развивающиеся этносы за счет покорения, разрушения природы;

2) по отношению к обществу (к миру людей):

– комплементарные этносы, которые симпатизируют друг другу, совместимы по причине схожести основных этнических установок;

– некомплементарные этносы, у которых преобладают негативные оценки и страхи различной степени друг к другу;

3) по отношению к миру идей (дополнение Л. Г. Почебут):

– креативные этносы, создающие и продуцирующие идеи (эти идеи могут быть связаны с созданием новой религии, нового права, уникальной культуры, могут предлагать создание новых технологий);

– аккомодативные этносы, не склонные к продуцированию новых идей, а ориентированные на заимствование их у других этносов, могут быть:

• активными (завоевывают территории, перекупают ученых);

• пассивными (спокойно и дружественно принимают дары цивилизации, перерабатывают идеи и адаптируют их к своей национальной культуре и традициям, т. е. они разгружают мир от переизбытка идей и культур). Таким образом осуществляется процесс взаимопроникновения и распространения идей (например, христианская религия в Африке – африканизация религиозных ритуалов).

Бывает, что люди не только не считают свою культуру, нравы и обычаи лучшими, но и обнаруживают нечто вроде неполноценности и благоговеют перед всем чужеземным. Одно из исследований показало, что финны отдали предпочтение не своей культуре, а американской и датской. С другой стороны, люди способны объективно относиться к своей национальной культуре и позитивно оценивать не только свое, но и что-то чужое. Важно, что позитивно оценивая культурные достижения другого этноса, люди могут быть ориентированы на использование чужих идей для развития своей общности, что не рассматривается как унижение национального достоинства. Национальные интересы в таком случае гармонично включаются в систему общечеловеческих интересов, происходит взаимовыгодный обмен идеями и культурными ценностями.

Автор текста: С. Трифонова

Материал создан: 01.07.2016

оригинал статьи

Источник