Какими свойствами наделяется дао
У этого термина существуют и другие значения, см. Дао (значения).
Дао (кит. 道, буквально — путь) — одна из важнейших категорий китайской философии. Конфуций и ранние конфуцианцы придали ему этическое значение, истолковав как «путь человека», то есть нравственное поведение и основанный на морали социальный порядок. Наиболее известная даосская интерпретация Дао содержится в трактате Дао Дэ Цзин — «Дао вечно и не имеет имени».
Концепция Дао[править | править код]
Дао обозначает в китайской философии вечное действие или принцип творения, который отвечает за происхождение единственности и двойственности и вместе с тем за начало мира и творение («Тысячи вещей»).
Из Дао возникает полярность Инь и Ян, и вследствие этого возникают противоположности, из согласованности действий которых возникают перемена, движение и взаимное проникновение — и вследствие этого возникает мир. Возникновение мира не означает факт какого-то времени, когда мир начал существовать. Мир существовал всегда. Речь идёт не о начале времён, как в Библии, а об осмыслении принципа существования.
Дао — это как принцип имманентности, так и трансцендентности, внутреннего и внешнего, невидимого и видимого. Дао — это наивысшее состояние бытия в его трансцендентной функции, как недифференцируемая пустота и мать космоса. Под наивысшим понимается главное, высший уровень нашего понимания, а не сила, которая сильнее всех остальных сил. Под пустотой понимается то, что мы не видим, а не отсутствие чего-то. В современной трактовке это могут быть глубокие уровни микромира, «тёмное» вещество Вселенной, которое ищут сейчас астрофизики, нечто ещё более невидимое, но пронизывающее всё, как, например, магнитные поля или гравитационные волны, но ещё более фундаментальное, взятое вместе, как бездна единичностей, составляющая творческую силу существования.
Согласно Лао-Цзы, Дао порождает единицу (великий предел кит. 太極), единица порождает два — Инь и Ян (кит. 陰陽), которые, придя в движение, становятся тремя и порождают весь проявленный мир (кит. 萬物 / 万物, wànwù). То есть Дао является источником всех форм. Одновременно это энергия, которая формирует весь процесс творения.
Так как Дао охватывает всё, такие противоположности как отсутствие (кит. трад. 無, упр. 无, пиньинь wú) и наличие (кит. 有, yǒu), Дао нельзя описать в интеллектуальных понятиях, из-за чего китайская философия полна парадоксов. Один из главных парадоксов состоит в том, что Дао одновременно и единичное — неповторимый путь каждой вещи и каждого явления в отдельности, то есть самих по себе, и Единое, универсальный закон Вселенной, то, что объединяет все вещи и все явления в одно существование. Другой парадокс состоит в том, что Дао — высшая сила, но Дао нельзя при этом представить в виде чего-то отдельного. Дао словно разлито во всех остальных действующих силах, словно пронизывает их.
В понятиях классической литературы Дао осмысливается как всепронизывающая сила, как одновременно и средство, и цель существования. Цель существования в даосизме — это не движение от низшего к высшему, как в монотеистических религиях, а нечто необъяснимое и непонятное. Знание и понимание — термины, вообще не применимые к Дао. Цель существования — это «вещь в себе».
Дао действует без активности и намерения, вещи происходят из него и получают порядок. Дао не надо представлять себе как нечто существующее отдельно и создающее всё существующее.
Действие Дао незаметно и вездесуще. Дао везде и во всём. Дао упорядочивает без того, чтобы господствовать. Мы везде и во всём видим действие Дао, но нигде не можем сказать, что вот это — Дао само по себе. Мир — это словно растение, которое растёт, подчиняясь внутренним законам, но эти законы незаметны.
Каждому существу и каждой вещи присуще собственное Дао, собственный Путь существования. Недеяние также практикуется, поскольку Дао упорядочивает вещи самостоятельно, и не нужно вмешиваться в этот естественный порядок.
Дао можно понимать как всемирный принцип, рационально недоступный, и поэтому человек должен как можно меньше своим сознательным действием и стремлением мешать этому принципу осуществлять себя, должен жить более интуитивным способом. Следовать по пути разума, пренебрегая интуицией — значит враждовать с Дао, а враждующий с Дао неминуемо причиняет вред себе и окружающему. Он словно плывёт против течения, но это течение настолько сильно, что всё равно подчинит его себе. Плывущий против течения зря тратит свои силы. Истощая свои силы, он приходит к гибели.
Не только у человека есть часть в Дао, но и каждая вещь и существо имеет собственное Дао и собственный путь. Каждое существо на дороге Дао неповторимо в его изменениях и проявлениях. Дао обнаруживается как постоянное движение и изменение. Понимать Дао означает понимать опыт существования, а не неподвижные интеллектуальные программы. Понимать означает у Лао-цзы следовать по пути Дао: видеть, чувствовать, ощущать действующие силы, и плыть по волне, не сопротивляясь течению. Это не означает, что человек должен броситься в первую же попавшуюся ему волну. Сначала надо интуитивно почувствовать, как живёт этот мир, а потом уже отдаваться волне. Жить естественно — в даосизме значит следовать естественности, избегая произвольных действий, вызванных попыткой осмыслить существующее вместо того, чтобы существующее почувствовать.
Даосизм[править | править код]
Основная статья : Даосизм.
В даосизме термин «дао» приобретает уже не этическое, а онтологическое значение, причём под ним понимаются и первопричина вселенной, и лежащая в её основе таинственная и непознаваемая закономерность, и целостность жизни. Всемирную известность понятие Дао получило во многом благодаря классическому тексту Дао Дэ Цзин, который наряду с Библией и Бхагавад-гитой является одним из наиболее переводимых на иностранные языки текстов. Непосредственно с понятием Дао связан и известный литературный памятник китайской культуры Дао цзан — «Сокровищница Дао».
В философии неоконфуцианства термин «дао» больше отождествляется с термином «ли» («принцип») и противопоставляется материальному субстрату «ци». Основатель рационалистической системы неоконфуцианства Чжу Си подчёркивал при этом тождественность дао человека и окружающего мира..
Дао в Дао Дэ Цзин[править | править код]
В Дао Дэ Цзин Дао упоминается во многих местах. Существует множество оттенков значений в различных переводах этой работы. Ниже приведен первый чжан, описывающий Дао:
Дао, которое может быть выражено словами, не есть постоянное дао.
Имя, которое может быть названо, не есть постоянное имя.
Безымянное есть начало неба и земли, обладающее именем — мать всех вещей.Поэтому тот, кто свободен от страстей, видит чудесную тайну [Дао],
а кто имеет страсти, видит его только в конечной форме.
Оба они одного и того же происхождения,
но с разными названиями. Вместе они называются глубочайшими.
Переход от одного глубочайшего к другому — дверь ко всему чудесному.— «Дао дэ цзин», книга 1, глава 1
Дао в концепции китайского материализма[править | править код]
«Дао есть управление реальными вещами. Лао-цзы был слеп, утверждая что Дао существует в пустоте […] Будда был слеп, утверждая что Дао существует в тишине […] Можно продолжать до бесконечности, выдавая подобные бессмысленные сентенции, — но еще никто не избежал конкретности вещей». (Ван Фучжи, 1619—1692 Ch’uan-shan i-shu)
Интерпретация Дао в Буддизме[править | править код]
В Буддизме синонимом Дао является шуньята — божественная пустота, основные постулаты о ней были сформированы Нагарджуной.
Раннекитайский буддист Даошэн, считающийся одним из основоположников дзэн, отождествлял Дао с Буддой[1]. Четвёртый патриарх дзэн Дао-сюань, описывая два способа вхождения на Путь (посредством ума и посредством руководства), сформулированные Бодхидхармой, характеризовал Путь как Дао[2].
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- 老子 Lǎozĭ 道德經 Dàodéjīng Chinese+English+German
- Лао Цзы Дао Дэ Цзин: A paragon ebook, LAO ZI most-comprehensive ebook for FREE in PDF & HTM format, contains 50 translations in 6 different layouts, by Sanmayce.
- Васильев Л. С. Дао и Брахман: феномен изначальной верховной всеобщности // Дао и даосизм в Китае. М., 1982. С.134-158.
- Головачева Л. И. О смысле «Дао» и «Дэ» в раннеконфуцианском памятнике «Лунь юй» //Двадцать первая научная конференция «Общество и государство в Китае» Ч. I., М., 1990. С.39-43.
- Дао и телос в смысловом измерении культур восточного и западного типа: Монография /С. Е. Ячин и [др]. -Владивосток: Издательство Дальневосточного федерал. ун-та, 2011. — 324 с. — ISBN 978-5-7444-2648-4
- Дюмулен Г. История дзэн-буддизма. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. — 317 с. — ISBN 5-9524-0208-9.
- Мартыненко Н. П. Методологические проблемы перевода и понимания иероглифа «Дао» // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. М., 2003. № 5. С. 106—120.
- Пирогов Г. Г. Дао-учение о мировой траектории развития // Философские науки . М., 2002. № 3. С.78-88.
- Саврухин А. П. Понятие Дао и стилистика «Дао дэ цзина» // Девятнадцатая научная конференция «Общество и государство в Китае». Ч. I. М., 1988. С.106-108.
- Спирин В. С. К предыстории понятия «График» (Дао) // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока М., 1975. Вып. IX.
- Спирин В. С. Примеры сравнительно простого значения «дао» // Девятая научная конференция «Общество и государство в Китае». М.1976. Ч. I.
- Философский мир Дао в ИДВ РАН // Проблемы Дальнего Востока. 2006. № 5. С. 8-19.
- LaFargue, Michael. Tao and Method: A Reasoned Approach to the Dao De Jing (SUNY Press, 1994) ISBN 0-7914-1601-1.
- LaFargue, Michael. The tao of the Dao De Jing: a translation and commentary (SUNY Press, 1992). ISBN 0-7914-0986-4.
- Liu, Da. The Tao and Chinese culture (Taylor & Francis, 1981). ISBN 0-7100-0841-4.
- Thesing, Josef and Thomas Awe. Dao in China und im Westen. Impulse für die Moderne Gesellschaft aus der Chinesischen Philosophie. Bonn: Bouvier, 1999.
- Xie Wenyu. «Approaching the Dao: From Lao Zi to Zhuang Zi.» Journal of Chinese Philosophy 27.4 (2000), 469-88.
- Дао Физики Капра, Фритьоф 1975
- Странствие как постижение «премудрости Божией»
- Православные переводы Нового Завета на китайский язык
- Современные вопросы исламской мысли. Дао в исламе
Ссылки[править | править код]
- Энциклопедия современной эзотерики
- Даосская библиотека
Продолжим разговор о древней Китайской религии, о Даосизме. В прошлый раз я рассказал вам об основателе этой религии, о Лао Цзы и том человеке, которому мы обязаны тем, что знаем о Лао Цзы и его учении, о начальнике пограничной заставы — Гуань Ине.
Сегодня я попытаюсь популярно рассказать вам о философских основах Даосизма, о том, что такое Дао. Сразу скажу, что это именно популярно, и несколько поверхностное изложение, но, тем не менее, оно даст вам представление об этом учении.
Люди в Храме Белых Облаков беседуют с одним из монахов Даосов, он отвечает на их вопросы.
В основе Даосизма лежит понятие Дао. Само слово Дао переводится, как «Путь» или «Дорога», однако, не стоит зацикливаться на переводе этого слова. В самом «Дао Дэ Цзине» говорится о том, что объяснить, что такое Дао невозможно. И само слово для обозначения этого выбрано произвольно. Вот что по этому поводу написано в Дао Дэ Цзине:
Я не знаю, есть ли у него имя
Лишь называю его – Путь
Заставите описать его, скажу – Великое
Великое – постоянно в движении
Постоянно двигаясь – никогда не кончается
Не зная конца – возвращается
Небольшой сад с беседкой для медитаций и созерцания в Храме Белых Облаков
Дао можно лишь понять самому, но не объяснить другим. Чтобы понять это, нужно настроится на нужный лад, понять свойства Дао, увидеть, как другие «следуют Дао», увидеть, к чему из это приводит, на вас снизойдет знание — ваше личное — о том, что такое Дао.
А Даосизме Дао считается началом всего, всей вселенной, всех разумных, неразумных существ, живой и не живой материи. Все люди, боги (пока я использую это слово), духи, миры — всё произошло от Дао, который был до начала нашей вселенной и будет после ее конца. Но Дао — не бог, это своего рода первооснова, из которой в нашем мире состоит всё, и которая сама собой, своим существованием, направляет мир, природу, в определенное русло существования. Про него говорят, что «Дао — естественно».
Люди следуют законам Земли
Земля следует законам Неба
Небо следует законам Пути
А Путь – естественен
Храм Неба в Пекине — одна из первостепенных достопримечательностей Пекина. Тут молились императоры Китая, прося у Неба процветания для страны. Это тоже Даосский храм, ныне не действующий, в отличие от Храма Белых Облаков.
Обратите внимание, что тут ничего не говорится о богах, а точнее о «бессмертных», как их называют в Даосизме. Они — такие же дети Дао, как и люди. Даже если люди сами были созданы кем-то из них, то это само по себе менее важно, чем «следование Дао».
А в чем же заключается суть этого самого «следования Дао»? Его суть заключается в естественности поступков. Философия Даосизма — это философия естественности. В ней не приветствуются ни излишества, ни беспричинные лишения, так как ни то ни то не является естественным. Считается, что если человек следует Дао, то есть он естественен, то сам мир будет его оберегать от напастей, вещи вокруг него будут происходить сами собой и те, которые нужно. И всё это, в конечном итоге, приведет человека к долгой счастливой жизни. Те же, кто не следует Дао, обычно не живут долго.
Рождаясь, люди начинают свой путь к смерти
Трое из десяти – полной жизнью живут
Трое из десяти – лишь смерти ждут
Трое из десяти – сами свою смерть торопят
Отчего? От того, что меры не знают
Но слышал я об одном
Кто в сохранении жизни преуспел
Идя по дороге – не страшится ни тигра, ни носорога
На войне – не страшны ему враги и клинки их
Некуда носорогу свой рог вонзить
Некуда тигру когти впустить
Некуда врагу направить свой меч
Отчего?
Оттого, что нет в нем для смерти места
Храм Белых Облаков, один из павильонов
Ну и еще я скажу пару слов о бессмертии. Достаточно часто можно услышать, что главная цель Даосов — физическое бессмертие. Это совсем не так. Хотя Даосы, при помощи разных практик, стараются удлинить жизнь, но они не считают, что это можно делать до бесконечности. Смерть рассматривается как естественный процесс, часть «Великих превращений», которую не надо бояться. Однако, Даосы и правда стремятся к бессмертию, но это бессмертие уже другого рода — в виде, как мы бы сейчас сказали — энергетического существа. Про это есть всего одна строка в Дао Дэ Цзине: «Кто умер, но не исчез — бессмертен». В Даосизме считается, что бессметные бывают разных типов, но об этом — в одной из следующих статей.
Если вам понравилась статья, если вы хотите продолжений, где мы поговорим о энергиях Инь и Ян, о сходстве Даосизма с другими религиями, то поставьте лайк и подпишитесь на канал, это очень важно для меня.
А вот тут первая часть статьи о Даосизме.
Даосизм — это древнекитайское учение, основанное Лао Цзы, жившим в У1-У в.в. до н. э. Основные понятия этого учения: дао, дэ, увэй, ци, инь и ян.
Даосизм — учение Лао-цзы о дао — пути вещей, объективной реальности.
Главная идея философа состоит в том, что жизнь природы и людей не управляется “волей неба”, а протекает по определенному пути — дао. Дао — это естественный закон самих вещей, который вместе с субстанцией Ци (воздух, эфир) составляет основу мира. Согласно Лао-цзы (“старый учитель”), в мире все находится в движении и изменении, все постоянно меняется. Как бы ни шло это развитие, справедливость восторжествует. Таков закон. Человек не должен вмешиваться в естественный ход вещей.
Невмешательство, или “недеяние” (увэй — созерцательное отношение к действительности)—одно из главных требований дао по отношению к человеку. Это и есть “следование естественности”. Это требование распространяется и на индивидуальную и на социальную деятельность людей, а также на сферу их познавательной деятельности.
Идеи Лао-цзы изложены к книге “Дао дэ цзин”,. которая относится, по предположениям, к IV—III вв. до н. э. В книге употребляются следующие понятия: Дэ — опредмечениое, конкретное проявление дао в вещах и поведении человека. Ци — мельчайшая, телесная частица, появляющаяся в результате опредмечивания дао. Легкие, светлые частицы Ци образуют мужское начало Ян, а тяжелые, темные — женское начало Инь. Сочетание этих частиц порождает, согласно учению даосов, все сущее в мире. Пройдя цикл своего развития, каждая вещь “возвращается к своему корню”, т. е. снова распадается на первоначальные частицы. Жэнь — человеколюбие. Ли — ритуал.
Эту связь вещей в природе от начала до «возвращения к корню» можно схематически представить так:
Дао — дэ — инь и ян – ци – все сущее в мире — всеобщая гармония – дао
Дао — буквально означающее «путь» имеет универсальный онтологический смысл. Это первопричина Вселенной, ее таинственная закономерность, целостность бытия. Дао присутствует во всем. Дао не познаваемо разумом и невыразимо словами.
Обратимся к тексту даосской книги «Дао дэ цзин».
/О природе дао/
«Дао, могущее быть выражено словами, не есть постояннс дао. Имя, могущее быть названо, не есть постоянное имя Безымянное есть начало неба и земли. Обладающее именем есть мать всех вещей. Поэтому тот, кто свободен от страстей, видит чудесную тайну дао, а кто имеет страсти, видит только в конечной форме. Безымянное и обладающее именем — одного и того же происхождения, но с разными названиями. Вместе они называются глубочайшими. Переход с одного глубочайшего к другому — дверь ко всему чудесному» (Гл 1, с. 182).
«Небо и земля не обладают жэнь и относятся ко всему сущему, как к траве и животным». (Гл. 5).
«Превращения бестелесного, невидимого дао бесконечны и вечны. Дао — глубочайшие врата рождения. Глубочайшие врата рождения — корень неба и земли. Оно и мельчайшее, и бесконечное, а его действие неисчерпаемо». (Гл. 6).
«Человек следует земле. Земля следует небу. Небо следует дао, а дао следует естественности». (Гл. 25).
«Содержание великого дэ подчиняется только дао. Дао бестелесно. Оно столь туманно и неопределенно1 Однако в его туманности и неопределенности содержатся образы. Оно столь туманно и неопределенно, однако в его туманности и неопределенности скрыты вещи. Оно столь глубоко и темно, однако в его глубине и темноте скрыты тончайшие частицы. Эти тончайшие частицы обладают высшей действительностью и достоверностью» (с.183).
«Дао постоянно в недеянии, однако нет ничего такого, что бы оно ни сделало. Если знать и государи смогут сохранить его, то все существа будут изменяться сами собой». (Гл. 37).
«Дао рождает единое. Единое рождает два (начала): инь и ян. Два начала рождают третье. Третье порождает все сущее. Все существа носят в себе инь и ян, наполнены ци и образуют гармонию». (Гл, 42).
«Дао рождает (вещи), дэ вскармливает их. Телесность придает вещам форму, благодаря силам (инь и ян) вещи достигают завершенности. Поэтому среди сущего нет ничего, что бы ни почитало дао и не ценило бы дэ. То, что дао почитается и дэ ценится, вытекает из естественности, а не из поведений дао и дэ». (Гл. 51, с. 184).
«Если управлять Поднебесной, следуя дао, то злые духи не будут вредить людям. И не потому, что злые духи перестанут творить зло, а потому, что содеянное ими не сможет принести людям вред». (Гл. 60).
Как видим, даосизм содержит в своей философии некоторые материалистические черты. Об этом свидетельствует, в частности, учение о материальной субстанции Ци. Это же относится и к идее вечного и естественного закона бытия — дао, согласно которой независимо от постороннего вмешательства происходит постоянное обновление. Даосская идея вечного обновления бытия остается справедливой, и по сей день. И она имеет, кстати говоря, важное экологическое значение. “Недеяние” (в смысле запрещения грубого вмешательства в процесс развития природы) — неплохой совет даосов. Слишком очевидны сегодня нарушения экологических циклов, равновесия природе и процессов саморазвития, которые мы наблюдаем во всем мире.
Даосизм отразил в своем представлении очевидную диалектику жизни, когда в прекрасном есть безобразное, в добре — зло, в бытии — небытие и т. п. Гармония для него и состояла в подобном сосуществовании противоположностей.
Приведем на этот счет некоторые положения из той же книги “Дао дэ цзин”
/Диалектические идеи/
«Несчастье — и в нем заключено счастье. Счастье — в нем заключено несчастье. Кто знает их границы? Они не имеют постоянства. Прямота превращается в хитрость, добро — в зло» (Гл. 58).
«Преодоление трудного начинается с легкого, осуществление великого начинается с малого, ибо в мире трудное образуется из легкого, а великое из малого. Совершенномудрый никогда не считает себя великим. Кто много обещает, тот не заслуживает доверия…» (Гл. 63).
«Кто много сберегает, тот понесет большие потери. Кто много накапливает, тот потерпит большие убытки. Кто знает меру, у того не будет неудачи.. Кто знает предел, то не будет подвергаться опасности. Он может быть долговечным». (Гл. 44).
/О познании/
«Нужно сделать свое сердце предельно беспристрастным, твердо сохранять покой. Поскольку все сущее изменяется само собой, нам остается лишь созерцать его возвращение (к корню)… Возвращение к прежнему корню называю покоем, а покой называю возвращением к сущности. Возвращение к сущности называю постоянством. Знание постоянства называю достижением ясности, а незнание постоянства приводит к беспорядочности и бедам. Знающий постоянство становится совершенным. Тот, кто достиг совершенства, сам собой становится беспристрастным. Тот, кто становится беспристрастным, может следовать за всем сущим, возвращающимся к корню. Тот, кто следует за всем сущим, возвращающимся к корню, следует естественности и следует дао. Тот, кто следует дао вечен. Тот, кто следует дао, не будет подвергнут опасностям». (Гл. 16).
«Знающие, не говорят, говорящие не знают». (Гл. 56).
«Знающий не доказывает, доказывающий не знает». (Гл.81).
«В древности умевший служить дао не просвещал народ, делал его глупым. Трудно управлять народом, когда у него много знаний. Поэтому управление страной при помощи знаний приносит стране несчастье, а без применения их приводит страну к счастью». (Гл. 65).
«Мудр тот, кто имеет знания и делает вид, что не знает. Глуп тот, кто, не имея знания, делает вид, что знает» (Гл. 71).
Даосы полагали, что лишь возврат людей к естественно единству с природой, отказ от орудий труда в ремесле и земледелии, отказ от сложной общественной организации — государства и сословного деления, отказ от мудрствований ученого сословия позволят людям снова зажить безмятежной, счастливой жизнью. Лао-цзы считал виновниками социальных потрясений честолюбивых мудрецов, алчущих власти, почтения к с сеющих раздоры среди людей, и потому отказ от почитания мудрецов он рассматривал как условие умиротворения рода («“не будет ссор”»).
/Этические и социально-политические воззрения/
«Если не почитать мудрецов, то в народе не будет ccор. Если не ценить драгоценных предметов, то не будет во|ров среди народа. Если не показывать предметов, побуждающих желание иметь их, то сердца народа не будут волноваться… Следование недеянию всегда приносит спокойствие». (Гл. 3, .с. 187-188).
«Высшая добродетель подобна воде. Вода приносит пользу всем существам и ничему не противоборствует». (Гл. 8, .с. 189).
«Когда отошли от великого дао, появились жэнь и справедливость. Когда появилось мудрствование, возникло и великое лицемерие. Когда шесть родственников в раздоре, появляется сыновняя почтительность и родительская любовь Когда в государстве царит беспорядок, появляются верные слуги». (Гл. 18).
«Когда правительство спокойно, люди становятся простодушными. Когда правительство деятельно, люди становятся несчастными». (Гл. 58, с. 189).
«Ли — это признак отсутствия доверия и преданности. В ли — начало смуты. (Гл. 38, с. 190).