Какими свойствами должны обладать моторные масла

Качественное моторное масло является символом-воплощением надежного труда двигателя. В нем должны быть такие свойства, которые помогут снизить износ, минимизировать силу трения между разными деталями, оградить механизм от коррозии. Кроме того, масло должно вымывать и удерживать в себе продукты, оставшиеся после сгорания. Также хорошее масло выполняет функцию уплотнения расстояния промеж поршня, кольцами, а также цилиндром.

Для того чтобы двигатель качественно вымывался, а продукты его трудов не препятствовали нормальной работе системы в целом, моторное масло должно обладать некоторыми свойствами. В связи с этим специалисты советуют не экономить на данном продукте, так как при использовании дешевых вариантов, владельцу автомобиля предстоит столкнуться с массой неприятных неожиданностей.

7 главных свойств моторного масла

Вязкость

Исходя из показателя этого параметра, оценивают качество изделия, обычно любой смазочный продукт изменяет свою вязкость, если меняется температура. Так, чем ниже температура, тем больше проявляется вязкость материала.

Стоящее моторное масло, несмотря на низкие температуры должно качественно прокачиваться по системе и способствовать прокручиванию стартером двигателя. А когда температура высокая, смазка должна образовывать пленку между контактирующими поверхностями, а также поддерживать во всей системе необходимое давление.

Если масло выбирается сразу на все сезоны, то его рабочие температурные показатели должны быть от -40 до +180 градусов. В таком случае все детали автомобиля будут исправно работать в необходимом режиме благодаря постоянному изменению уровня вязкости.

Изготовители всесезонных масел для производства применяют маловязкую основу с модификаторами. И поэтому, исходя из температурного режима, полимеры делают смазку или более плотной или редкой. Такие гибкие режимы колебания вязкости помогают уменьшать потери мощи двигателя, так, хорошее моторное масло позволяет всесторонне оптимизировать передвижение автомобиля.

Износостойкость

Качественное моторное масло необходимо приобретать чтобы через пару лет эксплуатации авто не выяснилось, что его механизмы износились так, что требуют капитального ремонта.

Противоизносные свойства масла помогут бороться с коррозией и снизят ненужные трения, что очень важно, потому что соприкасающиеся детали находятся в группе риска.

Для избегания сильного трения используются моторные масла с содержащимися присадками против износа. Специальные присадки образовывают на поверхностях деталей пленку, защищающую механизмы машины.

Моющие свойства

Не все могут понимать важность моющих свойств смазки. На элементах системы остается очень много частиц, появляющихся в результате нагара или других отложений. Как раз для их устранения в машинном масле имеется моющая присадка, элементы которой удаляют нежелательные частицы с деталей, удерживая их в смазочном жидкостном составе.

Диспергирующие свойства

Эти свойства машинного масла напрямую связаны с описанными моющими характеристиками. Так, после отделения частиц нагара от деталей, специальная присадка образует вокруг каждой оболочку, препятствующую повторному прилипанию к элементам автомобиля.

Антиокислительные свойства

Данные свойства увеличивают срок службы масла посредством окисления,  тем самым предупреждая слишком раннее старение смазки. Таких присадок, которые способны полностью оградить от кислорода, еще нет, но замедлить старение они смогут.

Антикоррозия

Борьба с коррозией является одно из основных задач смазки. Естественно, ни у кого нет желания ремонтировать двигатель лишь после года эксплуатации, а ведь ряд его элементов сделаны из цветных металлов, подверженных коррозии. Присадки создают пленку, защищающую детали от производных сгорания топлива и других окислительных процессов.

Энергосбережение

Экономия топлива является немаловажным вопросом, и качественное масло способно помочь его решить. Содержащиеся в нем присадки и модификатор трения способствует достижению сбережения топлива до 6-7%.

Наши читатели рекомендуют!

Тонировка будущего! Каркасные шторки TROKOT — приватность вашего автомобиля с защитой от солнца и штрафов.
— Шторки TROKOT в 10 раз лучше тонировки!
— Более 55 000 автомобилистов России
выбрали именно эти шторки!
— Ставятся за 10 секунд, снимаются за 3 секунды!

УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ>>

Источник

(проголосовало:6, оценка: 4,83 out of 5)

Загрузка…

Для чего же в двигателе нужно масло? На первый взгляд, ответ очевиден – для уменьшения трения между деталями путём их смазки. Однако, это далеко не единственное свойство моторного масла, а при современных технологиях производства материалов и обработки их поверхностей, возможно, уже и не основное. Все его свойства вытекают из функций, которые масло должно выполнять в моторе, а их, помимо собственно снижения трения деталей, ещё как минимум четыре:

  • защита от износа
  • очищение мотора от продуктов его «жизнедеятельности»
  • охлаждение
  • сохранение эластичности резинополимерных деталей

Смазывание.

Пробежимся вкратце по физической сути этих функций: со смазыванием, как наиболее очевидной задачей масла, всё понятно. Уменьшается трение и, как следствие, энергопотери на его преодоление. Здесь нужно понимать, что при замене пары трения металл-металл на пару трения масло-масло трение не станет нулевым. Какая-то часть мощности двигателя всё же будет расходоваться на преодоление трения между слоями масла. И величина этих затрат напрямую зависит от такого свойства, как вязкость. Подробно об этом можно будет почитать в статье по вязкости моторных масел, а в общем, чем больше вязкость, тем больше затраты энергии на её преодоление. Надпись на банке вида 5w-40 как раз и обозначают эту вязкость, в данном случае нам интересна вторая цифра, варьирующаяся в пределах от 20 до 60 (для моторных масел).

Защита от износа.

Весьма близко к функции смазывания относится и функция защиты от износа, поскольку понятно, что при трении двух твёрдых тел эти тела будут изнашиваться, то есть портиться. Менее очевидно свойство современных масел задерживаться на поверхностях даже при выключенном двигателе, что даёт возможность уменьшить износ при запуске двигателя, а большая его часть как раз и происходит в этот момент. Один из всемирно известных брэндов (угадайте кто:)) даже назвал в честь этого свойства линейку своих масел. Это, кстати, не значит, что у масел других производителей этого свойства нет, просто в данном случае было решено выпятить это в рекламных целях. Ну и хорошо, у нас есть наглядное подтверждение вышенаписанному.

Читайте также:  Какие свойства может проявлять аммиак

Очищение.

Ещё один пример монетизации свойств масел хитрыми маркетологами – рекламная компания другого известного брэнда, акцентирующего внимание на моющих свойствах моторного масла. Но отмыть грязь с двигателя мало, нужно ещё и удержать её от повторного оседания на поверхность. Всем этим и занимается связка моющих и диспергирующих присадок, накапливающих в себе всю отмытую и вновь поступившую в объём масла грязь, не давая ей слипаться и, превращаясь в большие частицы, портить поверхность деталей, а то и закупоривать тонкие масляные каналы. И напрасно некоторые автолюбители бракуют масло, быстро темнеющее в процессе эксплуатации. Это всего лишь показатель активной работы этой свойства масла. Причём потемнеть оно может уже после нескольких километров пробега, ничего страшного в этом нет. Ну, в случае особо запущенного двигателя, в который впервые залили хорошее масло с высокими моющими свойствами, можно сократить пробег до следующей замены в два раза. Гораздо подозрительнее, когда после 5-8 тысяч километров пробега масло такое же светлое, как при заливке. Поскольку в процессе работы любого ДВС неизбежно возникает загрязнение двигателя, получается, раз грязи нет в масле, значит она осталась на двигателе.

Охлаждение.

Очередная польза от масла – охлаждение деталей цилиндропоршневой группы, с ним соприкасающихся. Тоже очень важная функция, поскольку никакого другого охлаждения у поршня и поршневых колец нет. При тепловом расширении этих деталей выше расчётных показателей клина, скорее всего не будет, но зазор между цилиндром и поршнем уменьшится, увеличив вероятность непосредственного их соприкосновения. Чревато повышенным износом. А самое главное, что при неохлаждаемом поршне повышается температура топливной смеси, что способствует появлению детонации, которая ещё больше нагревает поршень, и так далее, по замкнутому кругу…

Сохранение уплотнений.

Последняя из основных функций – сохранение в рабочем состоянии всевозможных резинок, используемых в двигателе. Крайне неприятная картина получится, если вдруг при запуске двигателя в холодную погоду через убитый сальник вытечет всё масло. Поскольку больше о сальниках заботиться «некому», масло специально тестируют на совместимость с материалами уплотнений и добавляют специальные присадки, сохраняющие их эластичность.

Вот такими полезными свойствами обладает масло в моторе, поэтому считаю вполне справедливым утверждение о том, что масло – это ещё одна деталь двигателя, параметры которой, кстати, учитываются при инженерных расчётах этого самого двигателя. Так что заливка масла с «нерасчётными» характеристиками примерно равна по последствиями с установкой некондиционной детали. Существенно уменьшает ресурс двигателя и в перспективе выливается в капитальный ремонт.

Post navigation

Источник

Моторное масло играет в двигателе сразу несколько ролей: уменьшает износ, силу трения в парах деталей двигателя, предохраняет их от коррозии, омывает, собирает продукты сгорания топлива, делает более плотным зазор между поршнем, поршневыми кольцами и цилиндром…

Моторное масло, свойства масла

Производят масло не абы как, а по известной заранее рецептуре. Чтобы получить все необходимые свойства – смешивают основу (базовое масло) и точно рассчитанный пакет присадок.

Вязкость моторного масла

Моторные масла, равно как многие смазочные материалы, меняют свою вязкость исходя из своей температуры. Падает температура – повышается вязкость и наоборот. Всесезонное масло рассчитано на эксплуатационный диапазон от -35 °С (холодный пуск) до +150 °С…+180 °С (работа двигателя летом «на полную») – нетрудно сделать вывод, что его вязкость многократно изменяется.

Чтобы успешно осуществить холодный запуск зимой – вязкость не должна быть очень велика. В летнюю жару, при высокой температуре моторное масло, напротив, не должна быть на очень низком уровне.

Почему? Чтобы создавалась прочная масляная пленка между парами трения и нужное давление в системе. Чтобы обеспечить заявленную вязкость масла в полном температурном диапазоне делается следующее: производство моторных масел осуществляется из основы с малой вязкостью, которая затем обогащается модификаторами вязкости (полимерные загущающие присадки.

Таким образом, основа обеспечивает требуемые низкотемпературные характеристики. А загущающие присадки позволяют сохранить достаточный уровень вязкости при высоких температурах.

Что все это значит на практике? А то, что способность регулировать вязкость исходя из скорости – сокращает потери на внутреннее трение в моторном масле и, стало быть, мощность двигателя остается на уровне.

Например, когда поршень начинает движение, то его скорость увеличивается и наступает момент, когда масло разделяет поверхности (гидродинамический режим смазки). Загущающая присадка уменьшает вязкость масла и снижает тем самым потерю мощности двигателя.

Противоизносные свойства моторного масла

Противоизносные качества моторного масла – это умение минимизировать механический износ деталей двигателя, а также ЦПГ и колец.

Особо опасен тут механический износ для трущихся между собой элементов. Допустим, скорость невелика, но нагрузки зашкаливают – что будет тогда?

Моторные масла, выбор моторного масла

Масло не сможет эффективно выполнять свою функцию, разделять детали, облегчая ход. Детали контактируют друг с другом (это называется граничным режимом смазки). В эти моменты микроповерхности касаются друг друга и разрушаются. Так формируются выступы и задиры.

Читайте также:  Какой элемент 2 группы обладает большими металлическими свойствами

Этого допускать никак нельзя и для предотвращения разрушения поверхностей в масло заливают противоизносные присадки. Они образуют на металлической поверхности тонкую пленку, обеспечивающую скольжение.

А что делают щелочные присадки? Ответ: нейтрализуют кислоты. Они предотвращают коррозионный износ ЦПГ из-за воздействия кислот, окисления масла и сгорания топлива.

Моющие и диспергирующие свойства моторного масла

Моющие свойства масла

Это, как видно из названия, свойство масла очищать внутренние элементы двигателя от лака, нагара и пр. Такие свойства обеспечиваются вводом моющих присадок, в составе которых есть поверхностно-активные вещества (ПАВ), смывающие отложения от деталей в масло.

Диспергирующие свойства

Оставляют нерастворимые в масле вещества (нагар, продукты сгорания топлива) в активном состоянии, не позволяя им выпасть в осадок. Похоже на чудо? нет, все проще – специальные присадки-дисперсанты, облепляют загрязнения, образуя оболочку. А уж эта оболочка, поверьте, точно не позволит загрязнениям прилипнуть к стенкам двигателя.

Антиокислительные свойства моторного масла

Отвечают за рабочий срок моторного масла

Дело в том, что когда масло начинает окисляться – его качества ухудшаются и оно стареет. Можно ли отсрочить этот процесс? Да, можно, с использованием антиокислительных присадок. Они защищают масляную основу от действия кислорода, и процесс окисления замедляется.

Но, масло работает в двигателе в сложных условиях, так что полностью избавиться от окисления нельзя. Потому что после ввода антиокислительных присадок вязкость масла увеличивается, также растет коррозионная активность, склонность к отложениям и пр.

Антикоррозионные свойства моторного масла

Само название раскрывает суть. Имеется в виду способность масла сопротивляться коррозии, особенно на элементах двигателя, изготовленных из цветных металлов. Антикоррозионные присадки формируют прочные защитные пленки, препятствующие непосредственному контакту с моторным маслом, которое при нагревании оказывается сильной агрессивной средой для цветмета.

Энергосберегающие свойства моторного масла

Загущающие присадки вместе с модификаторами трения – это ингредиенты для получения энергосберегающих масел с маловязкой основой. Такие масла экономят топливо.

В зависимости от класса масла и рабочего режима автомобиля экономия топлива может составлять от 1,5-2 до 5,5-6%.

Модификаторы трения могут быть:

  • Твердые – вещества диспергированные (измельченные) в масле. Хорошая адгезия дает возможность соприкосновения с поверхностями трения и уменьшения его величины при граничном режиме смазки
  • Жидкие – вещества с высокой адсорбцией к металлу и образующие на поверхности “ворс”, снижающий силу трения

Рекомендации про выбор моторного масла

Как добиться того, чтобы двигатель работал долго и надежно, без перебоев:

  • При выборе моторного масла лучше ориентироваться на перечень масел, одобренных автопроизводителем. Такие смазочные материалы успешно прошли испытания, обладают соответствующим набором качеств и допуск к применению
  • Замена масла должна осуществляться в сроки, указанные в инструкции. При эксплуатации в городе, по бездорожью и т. д. движение проходит, как правило, на низких передачах и двигатель совершает больше оборотов на 1000 км пробега, чем при движении на трассе. Посему в таких рабочих условиях менять моторное масло необходимо в 1,5-2 раза чаще, чем установлено в инструкции
  • Если у автомобиля большой пробег, то замену масла следует проводить чаще, из-за того, что его рабочие условия гораздо более суровы (износ двигателя, доступ раскаленных газов в картер)
  • Замену масляного фильтра проводить параллельно с заменой масла. При применении некачественного топлива и большом пробеге по запыленной местности – соответственно, заменять его чаще, чем масло (в разумном пределе). Слишком много продуктов неполного сгорания топлива и пыли может привести к выходу фильтра из строя задолго до срока
  • Не следует смешивать минеральные и синтетические масла, и доливать минеральное в полусинтетическое! Причина кроется в различной растворимости присадок в минеральной и синтетической основе. Итог смешивания может быть невеселым – превращение присадок в осадок – доливать нужно тот же сорт масла, который уже был залит в двигатель.
  • Масла от разных фирм-производителей имеют разные пакеты присадок, и никто вам не гарантирует, что они несовместимы
  • Промывание двигателя не обязательно, если вы своевременно меняли масло и уверены в его качестве
  • Вы купили б/у автомобиль и не знаете, какое масло использовал прежний владелец? Тогда проведите замену масла, а перед этим промойте систему смазки специальным промывочным маслом. Иначе свежее качественное масло может отмыть много отложений, а это ведет к скорому засорению фильтра системы смазки
  • Не увлекайтесь введением в моторное масло разного рода препаратов! Это может улучшить некоторые его свойства, но повлиять негативно на другие. Состояние двигателя пострадает в этом случае. Не верите? Дело в том, что в фирменном, качественном масле набор присадок точно определен и рассчитан, а возможное добавление в него какого-то средства может нарушить этот баланс
  • Не смотрите на цвет масла при выборе. Многие, вводимые в него присадки, затемняют его
  • Если двигатель не прогрет до рабочей температуры, то в масле щелочные присадки не могут нейтрализовать кислоты, получающиеся из продуктов неполного сгорания топлива. А это, увы, ведет к увеличенному коррозионному износу поршней, поршневых колец и цилиндров. А при движении автомобиля – двигатель получает нагрузку и прогревается скорее. Отсюда правило: в зимнее время прогрев двигателя на месте не должен превышать 3-5 мин

Источник

Характеристики моторных масел по вязкости, противоизносным свойствам, а с ужесточением экологических норм – и химическому составу жестко нормируются, чтобы обеспечить точную совместимость масла с конкретным двигателем.

Читайте также:  Какие свойства проявляет фенол

Вязкость моторных масел

Вязкость масла, точнее, характер ее изменения в зависимости температуры, является одним из основных важных свойств. Для каждого двигателя допустимый диапазон вязкостей нормируется, исходя:

  • из характеристик масляного насоса и зазоров в узлах, смазываемых от маслонасоса, чтобы обеспечить достаточное давление в системе во всем рабочем диапазоне оборотов;
  • упругости поршневых колец, которые должны эффективно снимать масляную пленку в камеру сгорания;
  • эффективности разбрызгивания масла коленчатым валом – оно должно подаваться на стенки цилиндров в достаточном объеме;
  • наличия гидрокомпенсаторов, гидромуфт управления фазами газораспределения и систем варьирования высоты подъема клапанов.

В первую очередь нормироваться должны предельные диапазоны вязкости для рабочей температуры двигателя. Однако в холодном климате не менее важна и вязкость масла при температуре окружающей среды, поскольку она прямо определяет возможность уверенного запуска и надежность прокачки масла в холодном двигателе.

Общепринятый стандарт SAE J300 основан на системе символических классов, выделяет три группы масел:

  • Зимние (группа индексов 25W-0W по мере снижения предельной температуры холодного пуска). Для них в первую очередь нормируется предельная динамическая вязкость при температуре, заданной для каждого класса отдельно (испытание на проворачиваемость коленвала), а также общая для всех классов предельная вязкость при более низкой температуре (испытание на прокачиваемость).
  • Летние (группа индексов 20–60 по мере роста средней вязкости диапазона) нормируются не по предельной границе вязкости – для них задается допустимый диапазон, не пересекающийся с соседними. Это позволяет производителям двигателей указывать конкретный класс вязкости, учитывая требования конкретного двигателя, а не задавать менее удобные для сравнения конкретные предельные цифры. Также стандарт оговаривает предельно низкую динамическую вязкость при повышенной температуре.
  • Всесезонные масла, наиболее широко распространенные на рынке, испытываются по смешанной методике. Их низкотемпературные свойства тестируются по методике для указанного зимнего класса вязкости, а свойства при высоких температурах – согласно указанному летнему классу. Их маркировка имеет вид наподобие SAE 10W-40, SAE 0W-30 – через дефис указывается сначала зимний, затем летний класс вязкости.

Моторное масло

Общепринятые классы качества моторных масел

Классификация свойств масла учитывает гораздо больше параметров, чем спецификация вязкости. По мере увеличения сложности и степени форсировки двигателей автомобилей, роста строгости экологических норм перечень требований и их жесткость становятся все выше. Так, например, для современных дизельных двигателей с сажевыми фильтрами строго ограничиваются сульфатная зольность, содержание серы и фосфора, хотя аналогичные по конструкции и примененным материалам моторы без сажевых фильтров могут использовать более широкий круг масел.

Стандартизация классов качества (хотя точнее определять их как «классы эксплуатационных свойств») моторного масла общепринято ведется по двум основным системам:

  • Стандарты API (США) предусматривают для автомобилей выделение двух групп классов – S (бензиновые двигатели) и С (дизельные). Каждый новый вводимый класс качества, обозначаемый по порядку латинского алфавита, либо перекрывает требования предыдущего, либо вводит дополнительные требования, что дает обратную совместимость. Например, если в сервисной книге указано применение масел класса API SM, то в нем могут уверенно применяться и масла API SN, например, ROLF 3-SYNTHETIC 5W-40.
  • Европейский стандарт ACEA использовал изначально аналогичную систему с двумя группами (А – бензиновые моторы, B – дизельные), но в дальнейшем ввел также отдельную группу классов С (моторы с каталитическими нейтрализаторами) и Е (тяжелые дизели).

Моторные масла ROLF выпускаются на основе высококачественных базовых масел с применением наиболее современных пакетов присадок. Это позволяет им не только укладываться в требования устаревших классов качества (бюджетные минеральные и полусинтетические масла), но и превосходить предельные требования наиболее строгих из актуальных. Линейка моторных масел ROLF позволяет подобрать подходящее моторное масло и для автомобиля с пробегом, эксплуатируемого в щадящем режиме, и для современных автомобилей с высокой степенью форсировки и жесткими экологическими нормами по токсичности выхлопа.

Допуски производителей

Не всегда требования, учитываемые при разработке стандартных классов качества, описывают достаточный перечень характеристик масла для конкретного двигателя. Например, при увеличении межсервисных интервалов необходимо усиливать требования к стабильности масла, для специфических конструкций катализаторов и сажевых фильтров нужны более жесткие требования к химическому составу, зольности и испаряемости.

В таких случаях производители автомобилей публикуют собственные допуски. Наличие определенного допуска в маркировке масла определенной марки гарантирует, что оно может применяться в таком автомобиле, в то время как подбор исключительно по классам качества и эксплуатационных свойств API/ACEA такой гарантии не дает.

Моторные масла ROLF проходят испытания на соответствие специфическим требованиям большинства крупных автоконцернов, и полученные допуски маркируются на упаковках и публикуются в перечнях технических характеристик. В частности, моторное масло ROLF GT SAE 0W-40 имеет такие допуски:

  • МВ 229.3, МВ 229.5 для автомобилей Mercedes-Benz;
  • BMW LL-01 – применимость в автомобилях BMW с увеличенными межсервисными пробегами (отсюда и обозначение допуска – Long Life);
  • PORSCHE A40 – повышенные требования по стойкости масла к деструкции и сдвигу, необходимые для ряда моторов Porsche;
  • VW 502.00/505.00 – масла для бензиновых двигателей Volkswagen с непосредственным впрыском топлива и дизелей. Особо указаны требования по совместимости с эластомерными уплотнениями;
  • RN 0700/0710 – допуски Renault с увеличенными требованиями по совместимости с катализаторами.

Моторные масла ROLF

Источник