Какими свойствами должна обладать налоговая система

Тема 2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ

БЕЛАРУСЬ

Понятие и характеристика налоговой системы

Налоговая система— это совокупность предусмотренных законодательством налогов, сборов и пошлин, принципов и порядка их установления, изменения, отмены, исчисления и уплаты, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства.

Налоговая система включает в себя такие элементы, как:

1) система налогов и сборов, установленных в стране;

2) система налогового законодательства;

3) система налоговых органов.

Налоговая система должна обладать двумя свойствами: продуктивностью и эластичностью.

Продуктивность означает, что налоговые поступления должны полностью покрывать обыкновенные расходы государства. Исследования показали, что система будет непродуктивной, если издержки по взиманию налогов превышают половину от величины налоговых поступлений. На продуктивность влияет размер налоговой ставки. Есть определенная зависимость между величиной налоговой ставки и суммой поступлений в бюджет. Эта зависимость отражена Кривой Лаффера, в соответствии с которой, при увеличении ставок налогов, поступления от данного вида платежа в бюджет будут расти, однако, при увеличении ставки сверх определенного уровня повлечет за собой сокращение доходов, т.к. налог становится непомерно большим. Плательщик в данной ситуации прекращает свою деятельность, либо уводит свою деятельность «в тень», либо переводит ее в другую страну.

На продуктивность налоговой системы влияет неотвратимость платежа, т.к. всегда есть эффект уклонения, когда субъект обложения не уплачивает налог и при этом не переносит эту уплату на другое лицо.

Уклонение может быть непреднамеренным, например, в результате незнания обязанностей или преднамеренным (например, вследствие заведомого обмана или через отказ от покупки товаров, на которые налагается сбор).

Масштабы уклонений зависят от следующих факторов:

— уровня профессионализма работников налоговых служб;

— степени информированности хозяйственных агентов о действующем законодательстве;

— эластичности спроса и предложения;

— границ деятельности теневой экономики;

— высоты ставок обложения;

— размера налагаемых штрафов и др.

Эластичность характеризует способность налоговой системы к быстрому расширению в случае чрезвычайных дополнительных расходов государства.

Существует несколько путей увеличения эластичности:

— путем простого повышения ставки изъятий нескольких налогов (например, подоходного c граждан, на имущество предприятий);

— путем увеличения доли косвенных налогов (таможенных пошлин, акцизов) в общей величине фискальных поступлений.

Эластичность налоговой системы имеет свои пределы. По расчетам западных специалистов, если налоговые изъятия превышают 50-70% от совокупного дохода плательщика, то налоговая система становиться неспособной к дальнейшему расширению.

Налоговая система характеризуется экономическими и политико-правовыми показателями (см.: схема 3).

Основные экономические показатели налоговой системы:

1.Налоговое бремя. В экономически развитых странах с социально ориентированной экономикой среднее значение налогового бремени — 40-45%. Налоговое бремя может исчисляться для экономики страны в целом и для конкретных налогоплательщиков. Для конкретного налогоплательщика налоговое бремя показывает долю совокупного дохода этого лица, который отчуждается в бюджет. В макроэкономическом плане налоговое бремя – это процентное отношение всей суммы собираемых в стране налогов к валовому внутреннему продукту.

2.Соотношение налоговых доходов от внутренней и внешней торговли. Этот показатель зависит от состояния экономики страны в целом. Чем больше развита промышленность, тем в больших объемах страна экспортирует готовый продукт. Правительства, заинтересованные в развитии национальной промышленности, уменьшают или вовсе ликвидируют экспортные пошлины, поэтому их поступления незначительны и наоборот, выше доля доходов бюджета от внутреннего налогообложения. В менее развитых странах-экспортерах сырья, протекционистская политика состоит в увеличении таможенных сборов, поэтому доля доходов от внешнеэкономической деятельности в этих странах выше.

3. Соотношение прямых и косвенных налогов. По механизму взимания и контроля косвенные налоги являются более простыми, чем прямые налоги. Они не требуют развитого налогового аппарата и сложной системы расчетов. Поэтому, как правило, в менее развитых странах доля косвенных налогов выше. Кроме того, доходы населения в этих странах ниже, что также определяет незначительный уровень прямых налогов.

4. Структура прямых налогов. Структура прямых налогов зависит от отношений собственности и соответствующих им распределительных отношений. В данном случае учитывается, какая сумма налогов поступает в бюджет от налогов, взимаемых с прибыли (дохода) и с других объектов налогообложения. Если доля налогов с прибыли (доходов) незначительна, то это означает, что плательщики не обладают достаточными доходами и государство вынуждено добирать налоги с других объектов.

Политико-правовой показатель отражает соотношение компетенции центральных и местных органов власти в вопросах введения налогов. Существует три формы взаимоотношений бюджетов различных уровней по формированию доходов:

1) разные налоги — каждый уровень власти вводит свои налоги, при этом существует два варианта:

— полное разделение прав и ответственности различных уровней власти в установление налогов;

— не полное разделение прав и ответственности различных уровней власти в установлении налогов, т.е. местные органы власти вводят местные налоги по своему усмотрению, но центральные органы власти устанавливают исчерпывающий перечень местных налогов;

2) разные ставки — основные условия взимания того или иного конкретного налога устанавливают центральные органы власти, а местные органы власти определяют ставки налога, по которым исчисляется налог, зачисляемый конкретной местный бюджет. При этом общий размер налоговый ставки также может ограничиваться центральными органами власти.

3) разные доходы. При данной форме свобода местных органов власти не значительна, ибо в данном случае между бюджетами различных уровней делится сумма собранного налога. Порядок и условия раздела определяются центральной властью.

Читайте также:  Каких явлениях проявляются корпускулярные свойства света

Налоговая система Республики Беларусь строится исходя из следующих принципов:

1. Единства налоговой системы. Этот принцип закреплен в Налоговом кодексе Республики Беларусь в статье 2 пункт 4-»Не допускается установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате, наносящих ущерб национальной безопасности республики Беларусь, ее территориальной целостности, политической экономической стабильности, в том числе нарушающих единое экономическое пространство Республики Беларусь, ограничивающих свободное передвижение физических лиц, перемещение товаров (работ, услуг) или финансовых средств в пределах территории Республики Беларусь либо создающих в нарушении Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней законодательных актов иные препятствии для осуществления предпринимательской и другой деятельности организации и физических лиц, кроме запрещенной законодательными актами»;

2. Подвижности налоговой системы- налоги и иные платежи могут быть изменены в сторону как увеличения, так и уменьшения или отмены в соответствии с возможностями государства на определенном этапе его развития. Воплощение данного принципа на практике являются многочисленные изменения в налоговом законодательстве, характерные для белорусской налоговой системы;

3. Стабильность налоговой системы. Налоговую систему можно считать стабильной и благоприятной для предпринимательской деятельности, если остаются неизменными принципы налогообложения, состав налоговой системы, наиболее значимые льготы и санкции (если при этом ставки налогов не выходят за пределы экономической целесообразности).

4. Множественности налогов. Согласно этому принципу налоговая система должна быть основана на совокупности дифференцированных налогов и объектов обложения таким образом, чтобы комбинация различных налогов и облагаемых объектов образовывала такую систему, которая отвечала бы требованию перераспределения налогового бремени по плательщикам.

В теории существуют два вида налоговых систем:

1. Шедулярнаявесь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части — шедулы. Каждая из них облагается особым образом — для разных шедул могут быть установлены различные ставки, льготы, другие элементы налога.

2. Глобальная — все доходы физических, юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчеты налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей. В чистом виде в Республике Беларусь ни она из них не преобладает.

2. Налоговая политика государства. Налоговое планирование предприятия

Налоговая политика государства — система актов и мероприятий, проводимых государством в области налогообложения и направленных на реализацию конкретных задач, стоящих перед обществом.

Существует три типа налоговой политики:

1. Политика максимальных налогов. Существует вероятность того, что повышение налогов приведет к снижению мотивации деятельности и не сопровождается приростом государственных доходов.

2. Политика оптимальных налогов, которая способствует развитию предпринимательства и малого бизнеса, обеспечивая им благоприятный налоговый климат.

3. Политика, предусматривающая довольно высокий уровень обложения, но при значительной государственной социальной защите, когда доходы бюджета направляются на увеличение различных социальных фондов.

Изменяя налоговую политику, манипулируя налоговый механизмом, государство получает возможность стимулировать экономическое развитее или сдерживать его. Цель регулирования – создание общего налогового климата для внутренней и внешней деятельности компаний обеспечение преференциальных налоговых условий для стимулирования приоритетных направлений движения капитала.

Исходя из налоговой политики государства, субъекты хозяйствования могут осуществлять налоговое планирование, которое представляет собой использование физическими и юридическими лицами своих прав для минимизации налоговых платежей в рамках действующего законодательства. В его основе лежит полное использование всех разрешенных законами льгот и возможностей, предоставляемых государством. В связи с эти, налоговое планирование необходимо отличать от уклонения от уплаты налогов.

Минимизация налоговых платежей может быть проведена по нескольким направлениям:

1. Выбор оптимальной организационно-правовой формы с точки зрения налогообложения (малые предприятия; недавно созданные предприятия по переработке, производству сельскохозяйственной продукции; индивидуальный предприниматель, а не юридическое лицо);

2. Выбор места для размещения и регистрации фирмы (разные регионы, СЭЗ);

3. Тщательное исследование и использование действующих налоговых льгот, связанных с производственной, коммерческой и финансовой деятельностью (использование новых технологий, фирмы-экспортеры, включение в штат определенной категории работников);

4. Оптимальное использование прибыли и свободного капитала, выбор инвестиционной политики (вложения в государственные ценные бумаги, реинвестирование прибыли на техническое перевооружение, реконструкцию производства, инновационные разработки).

Кроме того, налоговое планирование подразумевает использование всех возможностей хозяйственных договоров, безупречное ведение бухгалтерского и налогового учета, использование законных способов защиты нарушенных прав.

При осуществлении налогового планирования необходимо учитывать и возможность для субъекта хозяйствования использовать особые режимы налогообложения. В частности, в соответствии со ст. 10 НК особый режим налогообложения применяется для плательщиков:

1) налога при упрощенной системе налогообложения;

2) единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;

3) единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции;

4) налога на игорный бизнес;

5) налога на доходы от осуществления лотерейной деятельности;

6) налога на доходы от проведения электронных интерактивных игр;

7) сбора за осуществление ремесленной деятельности;

8) сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма.

Источник

Кратко об истории системы налогообложения  в России

Налоговая система — это… (понятие и структура)

Элементы налоговой системы Российской Федерации

Какие бывают налоги в РФ

Виды систем налогообложения в РФ: основная, УСНО, ЕНВД и т. д.

Как лучше выбрать систему налогообложения

Итоги

Кратко об истории системы налогообложения в  России

Налоговая система РФ начала формироваться после распада СССР, а именно в декабре 1991 года. Тогда был принят закон «Об основах налоговой системы РФ». Он вводил в действие новые налоги и сборы, к примеру, НДС, подоходный налог, акцизы на алкогольную и табачную продукцию и другие. В 1998 году была утверждена 1-я часть Налогового кодекса РФ, в 2000-м — 2-я часть. Этот кодекс стал главным законодательным актом в российской налоговой системе. НК РФ определил взаимоотношения государства и налогоплательщиков, структуру и элементы российской налоговой системы.

Читайте также:  Какие фосфорные удобрения вы знаете опишите их свойства

Отдельно стоит выделить образование государственных органов по надзору за налогообложением в Российской Федерации. В 1990 году была создана Государственная налоговая инспекция, которая затем была преобразована в Государственную налоговую службу. В 1998 году появилось Министерство по налогам и сборам. В 2004 году оно было реорганизовано, и его функции перешли к Минфину РФ. С этого же года начала функционировать хорошо знакомая нам Федеральная налоговая служба, которая осуществляет свою деятельность до сих пор.

Налоговая система — это… (понятие и структура)

Налоговую систему РФ можно определить как совокупность всех налогов и сборов, принятых в России, а также администраторов налогов и сборов (государственных органов) и их плательщиков.

Структура российской системы налогов подразумевает комплексное взаимодействие всех ее составляющих элементов: налогов (а с 2017 года также страхзносов) и сборов, их плательщиков, правовой основы и государственных органов.

Структура налоговой системы РФ имеет 3 уровня:

  • федеральный;
  • региональный;
  • местный.

Уровень налога определяет соответствующий уровень бюджета, зачислению в который он подлежит.

Поскольку налоговая система РФ имеет 3-уровневую структуру, законодательная база о налогах и сборах также делится на 3 уровня:

  • Федеральное законодательство — это высший уровень законодательной базы. Он действует на всей территории РФ. Подзаконные и другие нормативно-правовые акты не должны противоречить ему. К этой категории относятся обе части Налогового кодекса РФ, федеральные законы, которые согласованы с положениями НК РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и, конечно, Конституция РФ.
  • Региональное законодательство включает в себя законы субъектов РФ по налогообложению в конкретном регионе нашей страны.
  • Местное законодательство состоит из нормативно-правовых актов, которые принимаются представительными органами местного самоуправления (советами депутатов, законодательными собраниями).

Кроме того, на основании НК РФ Минфин РФ и ФНС РФ разрабатывают приказы, разъяснения, пояснения, письма и другие подобные документы. Они необходимы для конкретизации положений и статей НК РФ и других федеральных законов РФ в области налогообложения. Такие документы разъясняют непонятные с точки зрения налогоплательщиков ситуации и могут составляться на основании их обращений.

Подробнее о федеральных, региональных и местных налогах читайте в этой статье.

Элементы налоговой системы Российской Федерации

Как уже отмечалось ранее, налоговая система РФ, предполагает взаимодействие всех ее элементов и комплексный подход к решению налоговых задач. Все составляющие элементы образуют налоговую структуру РФ.

В структуру налоговой системы России включены:

  • все налоги, страхвзносы и сборы, принятые на территории нашей страны согласно НК РФ;
  • субъекты обложения налогами и сборами;
  • нормативно-правовая основа;
  • государственные органы власти в области налогообложения и финансов.

Теперь рассмотрим каждый элемент российской налоговой системы более подробно.

Налоги и сборы, установленные в России, обязательны к уплате для тех категорий налогоплательщиков, на которых возложена обязанность по их уплате в соответствии с положениями НК РФ.

Субъектами налогообложения являются налогоплательщики (юридические и физические лица) и налоговые агенты, то есть те, кто, согласно НК РФ, уплачивает налоги и сборы. В качестве примера налоговых агентов можно привести предприятия и организации, которые рассчитывают и перечисляют НДФЛ с начисленных доходов своего персонала, а также подают соответствующую налоговую отчетность (2-НДФЛ, 6-НДФЛ) после окончания налогового периода (года).

К системе налоговых органов РФ относятся:

  • Министерство финансов РФ.
  • Федеральная налоговая служба РФ.

Минфин РФ определяет главные направления налоговой политики нашего государства, прогнозирует налоговые поступления и вносит предложения по улучшению налоговой системы РФ в целом. В его ведомстве находится ФНС РФ как исполнительный орган государственной власти.

Главными функциями ФНС РФ являются:

  • учет плательщиков налогов и сборов;
  • контроль за выполнением требований налогового законодательства;
  • надзор и проверка начислений налогов, их уплаты в соответствующий бюджет и налоговой отчетности.

О налоговых проверках читайте в нашей одноименной рубрике «Налоговые проверки».

ФНС РФ — это объединенная система всех налоговых органов. В ее состав входят:

  • Управление в каждом субъекте РФ. Ему подчиняются территориальные налоговые органы и инспекции ФНС РФ.
  • Межрегиональные инспекции ФНС по каждому федеральному округу. У них в подчинении находятся межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, по централизованной обработке данных (ЦОД), а также межрайонные инспекции.

Какие бывают налоги в РФ

Всего в нашей стране насчитывается 14 налогов: 8 федеральных, в том числе государственная пошлина, 3 региональных и 3 местных. Немного обособленно стоят 5 специальных систем налогообложения. Также обособленно выделим страхвзносы и новый экспериментальный режим налогообложения самозанятых лиц, введенный с 2019 года.

Подробнее об эксперименте по налогообложению самозанятых читайте здесь.

Федеральные налоги на всей территории нашего государства имеют одинаковые налоговые ставки, правила расчета и перечисления в соответствии с НК РФ. К ним относятся:

  • НДФЛ;
  • налог на прибыль организаций;
  • НДС;
  • акцизы;
  • водный налог;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • госпошлина.

В эту категорию попадают и специальные налоговые системы: УСН, ЕНВД, раздел продукции, ЕСХН и ПСН (патент).

Читайте также:  Какие химические свойства характерны для аминокислот

Региональные налоги также утверждаются НК РФ на федеральном уровне. Власти регионов имеют возможность изменять условия налогообложения по своему усмотрению и в пределах, принятых Налоговым кодексом. Например, регионы могут устанавливать налоговую ставку, но не более размера, прописанного в НК РФ. Все изменения закрепляются законами субъектов РФ. Сюда относится транспортный налог, налог на игорный бизнес, на имущество организаций. Органы регионального управления также могут вводить в действие специальные налоговые режимы и вносить в них собственные изменения, но согласно положениям НК РФ.

Местные налоги, впрочем, как и остальные налоги и сборы в России, также утверждаются НК РФ. Местные органы самоуправления могут вносить в них изменения и дополнения в рамках Кодекса. К местному налогообложению относятся:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц;
  • торговый сбор.

В зависимости от порядка взимания налоги можно разделить на 2 основные категории: прямые и косвенные. Прямые налоги начисляются непосредственного на доход либо стоимость имущества налогоплательщика. Косвенные налоги включаются в стоимость товаров, услуг и работ. Фактически их уплачивает покупатель продукции, а продавец выступает в роли посредника между косвенным налогом и государством. В Российской Федерации косвенных налога всего 2: НДС и акцизы. Все остальные являются прямыми.

Более подробно о прямых и косвенных налогах читайте в статье «Какие налоги относятся к прямым и косвенным (таблица)?».

Виды систем налогообложения в РФ: основная, УСНО, ЕНВД и т. д.

Выбор системы налогообложения в России для хозсубъектов  – важное мероприятие, позволяющее определить налоговое бремя для бизнеса. Рассмотрим основные виды налогообложения в России.

Налоговая система РФ включает в себя 5 режимов налогообложения плюс еще один экспериментальный (с 2019 года):

  1. Основная система налогообложения (ОСНО).

Данный режим присваивается хозсубъекту автоматически сразу после регистрации в ИФНС. Его могут использовать как ООО, так и ИП. Налогоплательщик вправе перейти на  спецрежим при соблюдении установленных налоговым законодательством условий.

  1. Упрощенная система налогообложения (УСНО).

УСНО вправе применять налогоплательщики, у которых:

  • среднесписочная численность работников не превышает 100 человек;
  • остаточная стоимость амортизируемых основных средств не более 150 млн руб.;
  • доходы за 9 мес. не превышают 112,5 млн руб.
  1. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД).

Данный спецрежим могут применять только те хозсубъекты, деятельность которых поименована в п. 2 ст. 346.2 НК РФ, а среднесписочная численность персонала не превышает 100 человек.

Кто вправе применять ЕНВД см. здесь.

  1. Единый сельхозналог (ЕСХН).

Данный режим вправе использовать только сельхозпроизводители.

О подробностях применения ЕСХН читайте в рубрике «ЕСХН».

  1. Патент (ПСН).

ПСН вправе применять исключительно индивидуальные предприниматели. Смысл данного режима заключается в том, что коммерсант покупает патент на определенный срок, не превышающий 12 месяцев.

Подробности см. здесь.

Как лучше выбрать систему налогообложения

  1. ОСНО.

 Данный режим имеет самую высокую налоговую нагрузку:

Налог

ООО

ИП

Налог на прибыль

20%

НДФЛ

13%

НДС

10 или 20% от суммы наценки в зависимости от вида товаров

Акцизы

Ставка зависит от вида продукции

Налог на имущество

Ставка устанавливается региональными властями

НДПИ

Ставка зависит от вида ископаемых

Транспортный налог

Ставка устанавливается региональными властями и зависит от мощности ТС

Водный налог

Ставка зависит от вида водного объекта

Если ваш бизнес только начинает развиваться, советуем обратить внимание на спецрежимы. Рассмотрим основные УСНО и ЕНВД:

  1. УСНО

Налогоплательщику прежде всего следует определиться с видом объекта налогообложения. При УСНО их 2:

  • Доходы, с которых в бюджет уплачивается 6%.
  • Разница между доходами и расходами, с которой следует перечислить государству 15%.

Плюсы

Минусы

Доходы (6%)

Доходы минус расходы (15%)

Доходы (6%)

Доходы минус расходы (15%)

Единый налог заменяет налог на прибыль (НДФЛ для ИП), НДС, налог на имущество (за исключением налога, исчисляемого с кадастровой стоимости недвижимости)

Закрытый перечень расходов, на которые можно уменьшить полученные за год доходы

В ФНС подается одна декларация по итогам года

При убытке уплачивается минимальный налог в размере 1% от величины доходов

Бухучет ведется в упрощенном варианте

Сумму налога можно уменьшить на  сумму перечисленных страхвзносов

Недоступно открытие филиалов

Чтобы решить какой вид УСН выбрать, нужно изучить величину документально подтвержденных расходов. Если она составляет не менее 60% от суммы доходов, то выгоднее УСН 15%, если менее, то лучше выбрать УСН 6%.

Нюансы применения УСН см. в разделе «УСН».

  1. ЕНВД.

Для применения ЕНВД величину предполагаемого дохода устанавливает государство. При ЕНВД не платится налог на прибыль, НДС, налог на имущество, за исключением установленных  законом случаев.

О плюсах и минусах применения ЕНВД читайте здесь.

Практические рекомендации по выбору оптимальной системы налогообложения для организаций и индивидуальных предпринимателей дают эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный доступ и переходите в Готовые решения по указанным ссылкам.

Итоги

Налоговая система России предполагает комплексное взаимодействие всех элементов, образующих ее структуру. К элементам налоговой системы РФ относятся: налоги и сборы, их плательщики, нормативно-правовая база и органы государственной власти в налоговой сфере. Структура системы РФ в области налогообложения имеет 3 уровня: федеральный, региональный и местный. На каждом из этих уровней принимаются соответствующие законодательные акты, которые не должны противоречить положениям Налогового кодекса и Конституции РФ.

Источник