Какими психическими свойствами обладает малолетний ребенок

Какими психическими свойствами обладает малолетний ребенок thumbnail

допрос несовершеннолетний потерпевший

Личность несовершеннолетнего потерпевшего еще недостаточно изучена в криминологическом (виктимологическом- от лат. victima — жертва, logos — учение), социологическом и уголовно-правовом аспектах. Глубокое изучение поведения несовершеннолетнего потерпевшего в данных направлениях имеет большое теоретическое и практическое значение в плане виктимологической профилактики различных видов преступлений.

Между личностью любого человека и его поведением существует неразрывная связь. Личность и ее психические свойства «одновременно и предпосылка, и результат ее деятельности». Внутреннее психическое содержание поведения, складывающееся в условиях определенной ситуации, особенно значимой для личности, переходит в относительно устойчивые свойства личности, а свойства личности, в свою очередь, сказываются в ее поведении».

Социальные качества формируются на протяжении длительного времени в процессе взаимодействия человека с внешней средой. Нравственное формирование личности, как положительное, так и дефектное, есть в значительной мере результат воздействия воспитателей, в частности родителей, родственников, друзей, т. е. лиц, составляющих важнейший компонент микросреды субъекта. Человек не рождается личностью. Он становится ею, овладевая опытом социальной жизни. При формировании личности «разные по характеру и силе внешние воздействия, преломляясь через психофизические данные этого лица, превращаются в его привычки, потребности, становятся критериями предъявляемых к себе и другим требований». По данным исследования, проведенного В.С. Минской и Г.И. Чечелем, удельный вес несовершеннолетних потерпевших (31, 3%) даже превышает удельный вес несовершеннолетних преступников (23, 7%).

С учетом этого авторы делают вывод, что ряд психологических особенностей возраста несовершеннолетних: доверчивость, легкая внушаемость, наивность, любопытство, неумение адекватно реагировать на быстро изменяющиеся ситуации в силу незавершенности их нравственного формирования, отставание психического развития от развития физического, преобладание в психической деятельности процессов возбуждения над процессами торможения, а иногда и просто физическая слабость ребенка, — все это способствует становлению жертв преступления более, чем становлению преступника.

Как правило, получить какие-либо сведения, беседуя с ребенком, можно уже с трехлетнего возраста. Назовем основные характеристики потерпевших дошкольного возраста (3-6 лет).

Хотя детей в этом возрасте считают слишком маленькими для дачи показаний в суде, часто их рассказ столь неоспорим, что полностью убеждает следствие и суд в процессе дачи показаний. Тем не менее они не могут понять, почему эти вещи произошли с ними. Дети имеют живое воображение, но прекрасно понимают разницу между настоящим и ненастоящим. Они способны сказать неправду, но делают это очень редко — и их ложь обычно совершенно очевидна.

Они живут жизнью, тесно связанной с их семьей и ежедневными событиями, происходящими в ней; и многого не понимают в жизни, протекающей вне рамок их дома. Не понимают абстрактных и сложных вещей. Могут иметь либо не иметь представления о времени, которое показывают часы. Но даже наиболее развитые дошкольники соотносят время с каждодневными событиями, например, обед, конкретная программа по телевидению или время спать. Могут рассказать о событиях по порядку, но часто путают второстепенные детали.

Большинство дошкольников могут быть достаточно разговорчивыми после преодоления первоначальной застенчивости с незнакомыми людьми, однако есть и такие, которые могут быть слишком малы или запуганы, особенно если они подвергались долговременному насилию.

Для таких маленьких детей знакомая обстановка их собственного дома наиболее подходит для разговора, если, конечно, она не вызывает страха, поскольку ранее являлась местом насилия. Печенье или конфета может помочь растопить лед, как и игрушка, книга, бумага для рисования. В то время как ребенок играет, он будет менее стеснительным, быстрее расслабится и начнет говорить. Позже игрушки или рисунок могут помочь ему в описании происшедшего.

Работая с такими потерпевшими, необходимо учитывать два фактора. Первый — безотлагательность. Хотя у маленьких детей хорошая память, по прошествии некоторого времени после инцидента они могут путать последовательность событий или терять остроту воспоминаний. Второе — это состояние ребенка. Он может быть беспокойным и капризным из-за самого происшествия, из-за последовавшего лечения или из-за резкого изменения режима. При этих условиях даже очень опытному работнику будет трудно получить связный рассказ.

Продолжительность разговора с ребенком и повторение рассказа перед несколькими разными организациями также является проблемой. Беседующий должен понимать, что метод постоянно продолжающихся вопросов возможен в случае со взрослым, но может быть неприемлем с детьми. Серия коротких 20-минутных бесед может принести большую пользу, чем одна продолжительная. Если делом занимается более чем одна организация, то детей нужно избавить от повторения одних и тех же вопросов.

Начиная разговор, взрослый должен проявить искреннюю заинтересованность и дружелюбие. Один из способов наладить контакт — сесть так, чтобы лицо взрослого было на одном уровне с лицом ребенка — это смягчит возрастное разделение. Терпение часто вознаграждается — даже ребенок, который сначала отказывается говорить и на вопрос о возрасте поднимает четыре пальца, может расслабиться и начать разговор в течение нескольких минут.

Поскольку многим детям нравится говорить о себе, своей семье, своих интересах, неформальные отношения можно установить, затронув эти темы. Нельзя начинать разговор с вопросов: «Что случилось?» или «Что ты сделал?» Разговор на отвлеченные темы поможет получить более четкое понимание того, какие фразы, мысли и слова ребенок может воспринимать. Все вопросы впоследствии нужно формулировать понятным ребенку образом. Когда взрослый хочет обсудить конкретные части тела и не совсем уверен, как их называет ребенок, надо указать на эту часть тела и спросить, как ребенок ее называет. Также полезно иметь куклу или книгу с изображениями людей в разном возрасте. Ребенок может использовать ее, чтобы показать, как выглядят члены семьи.

Если ребенок проявляет желание и способность рассказать, то не надо прерывать его. Беседующему нужно вмешиваться только для того, чтобы ребенок не останавливался, но не направлять его конкретно. Для продолжения рассказа иногда нужно кивнуть в знак согласия, повторить ключевые слова или последние слова и фразы, сказанные ребенком, что убедит ребенка в заинтересованности слушателя и поможет получить дальнейшую информацию.

В исследованиях приводятся различные данные о возможности детей противостоять внушениям, искажающим их воспоминания об инциденте. Некоторые исследователи утверждают, что такой способности на уровне взрослого дети достигают к семи годам, другие говорят, что к двенадцати.

Но все они сходятся на том, что внушаемость детей наиболее сильна в незнакомых им областях, что включает и второстепенные подробности, и те, которые не являются важными лично для ребенка. Маленькие дети более уязвимы для внушения после происшествия, чем взрослые, при этом отличия в материалах расследования имеют больше отношения к построению исследования, чем к способностям детей.

Дети младшего школьного возраста (7-11 лет) учатся в школе и начинают понимать, что жизнь не ограничивается рамками их семьи и дома. Они заводят собственных друзей и самостоятельно существуют в окружающем мире. Поскольку их жизнь состоит в большей степени из событий окружающего мира, они лучше способны соотносить их со временем и местом. В этом возрасте у детей развивается сильное чувство справедливости и интерес к правилам. Иногда сомнения ребенка в том, что хорошо, а что плохо, не дают ему говорить о факте происшествия, но многие дети испытывают нужду в признании из-за сильного чувства вины.

Читайте также:  Какими физическими свойствами обладают минералы

Уже к возрасту двух лет дети осознают разницу между правдой и ложью. Но до возраста 10-11 лет они, тем не менее понимая различие между ошибкой и ложью (особенно ее намеренным характером), могут быть непостоянны в их определении. Дети могут оказаться не в состоянии дать определение лжи или же разобраться, где ложь, а где ошибка, с достаточной степенью надежности. Дети от 6 до 12 лет более подвержены смешиванию фактов и фантазий, чем взрослые. Беседуя с ребенком, нужно отдавать себе отчет, во-первых, в том, что честность не усиливается с возрастом, а, во-вторых, ложно убеждение в том, что уверенный ребенок точно передает информацию.

Беседуя с младшим школьником, нужно использовать похожие методы установления контакта с учетом того, какой уровень понимания демонстрирует ребенок. Иногда последний может использовать научные термины, поскольку это меньше смущает, иногда он может использовать «уличные» слова. Допрашивающий должен быстро решить, нужно ли использовать научную терминологию или придерживаться выражений ребенка. И то, и другое может быть правильным, неправильно только избегать некоторых слов и упоминаний. Дети весьма восприимчивы и очень быстро схватывают вещи, которые заставляют взрослых чувствовать неловкость.

Не стоит ожидать от детей 9-10 лет предоставления «надежной» оценки времени, скорости, расстояния, размера, высоты, веса, цвета или знания структуры отношений, включая родственные. Даже способность взрослых ориентироваться в таких вещах очень часто переоценивается.

В заключение разговора нужно спросить ребенка, есть ли что-либо еще, что он хотел бы сказать. Если нет, то ребенка нужно не просто отпустить, а обязательно одобрить и поблагодарить за оказанную помощь, а также поощрить рассказать все, что он вспомнит позже, родителю или родственнику. Если ребенок достаточно взрослый, ему надо дать понять, что позднее может понадобиться дополнительный разговор.

Подростковый возраст (12-15 лет), возможно, является одним из самых сложных периодов в жизни ребенка, поскольку связан с резкими физическими и эмоциональными изменениями. Подростки могут быть эмоционально уверенными в себе и готовыми принять чувство ответственности. Однако взгляд на важность определенных вещей может сильно отличаться от мировоззрения их родителей и других взрослых. Они отчаянно хотят быть взрослыми, но их поведение все еще является детским.

Разговор с ребенком этой возрастной группы имеет мало отличий от сказанного ранее. Допрашивающий должен с особым вниманием учитывать, что вопросы секса могут вызывать наибольшее смущение в этом возрасте из-за изменений, которые ребенок проходит в своем нормальном развитии. Также необходимо быть готовым к значительным колебаниям в развитости и зрелости детей.

По мере продолжения физического и умственного развития (в 15-17 лет) подростки испытывают сильное волнение и смятение. Трудности в приспособлении к новым изменениям могут выражаться в раздражительности, усталости, чувствительности, желании спорить, обидчивости. Они могут требовать от родителей предоставления большей свободы, но в действительности не всегда способны жить самостоятельно и искать большего порядка и ограничений.

Они получают большую поддержку от сверстников, но поскольку сверстники сами находятся на стадии развития, то помощь их невелика и поддержка принимает форму сочувствия.

Их поведение отличается непостоянством, поскольку они способны любить и ненавидеть одного и того же человека. Они имеют тенденцию скрывать свои чувства, но неожиданно могут доверять их взрослым в откровенных разговорах, иногда рассказывая абсолютную неправду.

Подростки этого возраста могут производить впечатление собранности и хладнокровия, и довольно легко говорят о происшедшем с ними. Тем не менее их чувство вины или соучастия в происшедшем может быть даже сильнее, чем у детей более раннего возраста, и взрослый должен быть готов выслушать длинный рассказ с элементами сомнения в себе. Под внешним спокойствием может скрываться ужасное переживание факта происшествия. Беседующий должен проявить осторожность и не преуменьшить важность данной информации.

Источник

Студент должен знать:

содержание понятий: ощущение, восприятие, память, мышление, язык и речь, воображение, внимание,

содержание понятий: эмоциональные психические состояния, волевые психические состояния и особенности их проявления

психические свойства личности

уметь:

разграничивать проявления юридически значимых эмоциональных состояний

используя интроспективный метод, исследоватьиндивидуально–психологические особенности личности (темперамент, характер и его свойства, общие и специальные способности).

иметь представление:

об особенностях возложения юридической ответственности на лиц с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости

особенности проявления свойств характера в сфере правового регулирования

Вопросы для обсуждения

1. Психические процессы и их роль в деятельности юриста.

2. Психические состояния и их роль в деятельности юриста.

3. Психические свойства и их роль в деятельности юриста.

Совершенное владение материалом (вопросы для самопроверки)

1. Что такое психические процессы?

2. Раскройте содержание понятий: ощущение, восприятие, память, мышление, язык и речь, воображение, внимание.

3. Объясните деструктивное влияние запахов на поведение человека.

4. Каковы психологические особенности искажения памяти?

5. Каково влияние искажений восприятия на реконструктивную деятельность в процессе расследования преступлений?

6. Какую роль играет воображение в деятельности юриста (следователя)?

7. Что такое логическая ошибка? В чем отличие паралогизмов от софизмов?

8. Что такое психические состояния? Перечислите юридически значимые психические состояния.

9. Каково влияние эмоционального фона на активизацию мыслительных процессов?

10. Какими психическими свойствами обладает малолетний ребенок? Подросток? Взрослый человек?

11. В чем состоят особенности проявления свойств характера подростка и взрослого человека в сфере правового регулирования?

Критическое мышление

1. Последние данные нейрофизиологии свидетельствуют о том, что рациональное нельзя отделять от чувственного или противопоставлять ему. Какие эмоциональные состояния способствуют активизации мыслительных процессов?

2. Каково влияние музыки на ваше настроение? Какая музыка помогает вам воодушевиться, успокоиться, отдохнуть, сменить атмосферу, настроиться на работу? Чем обусловлено такое воздействие?

3. Интроспекция системы ценностей. Изначальные установки, сформированные в детстве или навязанные в юности окружением, в том числе общественным мнением или СМИ, могут помешать вам разобраться в том, что истинно именно для вас. «Если я люблю кого-то, то мне нужно жертвовать своими интересами ради него», «Духовные люди выше мате­риальных интересов» – вот примеры таких распространенных шаблонов. 

Проведите самоисследование (интроспекцию), задайте себе несколько вопросов и получите на них искренние ответы. Для начала вспомните все случаи из вашей жизни, когда вы принимали на себя какие–либо обязательства. Делали ли вы это охотно и по доброй воле? Или вы руководствовались жизненными ценностями своего окружения, некими ментальными штампами, подобными тем, что мы упомянули выше? А теперь честно признайтесь самим себе, что для вас действительно имеет значение в настоящий момент. С этой целью ответьте себе на следующие вопросы:

Когда я чувствую себя наиболее счастливым?

С каким видом деятельности это связано?

Какие качества в себе ценю больше всего?

Какими способностями горжусь?

Что из этого в наибольшей степени соответствует моему представлению о себе?

Читайте также:  Какая реакция свидетельствует о слабых кислотных свойствах спиртов

Что я люблю в себе больше всего?

Что во мне больше всего нравится другим?

Что у меня лучше всего получается?

Что играет в моей жизни такую большую роль, что ради этого я могу пойти на жертвы? Дружба? Творчество? Внутренний покой? Изменение мира к лучшему? Помощь окружающим? Познание истины?

И, наконец, спросите себя: «Что для меня всегда имело наибольшее значение? Какие высшие обязательства я могу проследить в своей жизни? Как они на нее повлияли? Изменилось ли что–то за последние годы? Какие три высших обязательства я готов принять на себя прямо сейчас? Какое данное себе слово я готов держать вне зависимости от внешних обстоятельств? Что из того, что приходит мне в голову, действительно поможет мне правильно прожить свою жизнь, понять ее смысл?»

В ходе такого самоисследования вы поймете, кто вы есть на самом деле и что из себя представляет ваша система ценностей. Более того, в вас зародится понимание того, как выстроить взаимоотношения со своей жизнью и постичь ее глубину. Наша самооценка, уважение и доверие к самим себе, наша внутренняя целостность очень сильно зависят от того, насколько мы верны своим высшим обязательствам.

Практическая работа

1. Потерпевшей Петровой для опознания были представлены три мобильных телефона одной марки, но различного формата («стандарт», «раскладушка», «слайдер»). Какая норма уголовно–процессуального закона нарушена? Какую особенность восприятия опознаваемых объектов эта норма учитывает?

2. В многоэпизодном деле о систематическом хищении радиодеталей признания нескольких обвиняемых, данные на предварительном следствии, начинались одними и теми же стандартными словами: «Во изменение данных мною показаний я хочу чистосердечно рассказать о моих преступлениях…», «Во изменение данных мною показаний я хочу показать действительную правду…».

Можно ли на основании этого обвинять следствие в применении недопустимых методов ведения допроса и фальсификации доказательств?

3. В одном из нормативных правовых актов петровских времен утверждается, что для принятия мер необходимой обороны вовсе не нужно ждать, чтобы посягающий первым нанес удар: «… от первого же удара тако может учиниться, что и противиться весьма забудешь…».

Соотнесите реальные обстоятельства конфликтной ситуации с субъективной оценкой угрозы жизни, здоровью и т.п.

Норма какой статьи УК РФ охраняет права, свободы и интересы граждан в подобных ситуациях? Достаточную ли защиту дает закон субъектам правоотношений, возникающим в связи с применением нормы о необходимой обороне?

4. Несовершеннолетние Зимачев, Годник, Гриневский и Максаков обвинялись в угоне автомашины. Примерно в 8 часов вечера 30 октября 1955г. Анатолий Зимачев вместе со своими товарищами Годником, Гриневским и Максаковым подошли к автомашине «Победа», стоявшей у дома № 44 по Донской улице. Из обвинительного заключения: «Зимачев, открыв дверцу «Победы» имевшимся у него ключом, посадил своих товарищей на заднее сиденье, а сам сел за руль и завел автомашину. В пути следования на Манежной площади нарушили правила уличного движения, на сигнал работника ОРУД (отдел по регулированию уличного движения) остановить машину не остановили и продолжали ехать, после чего работник ОРУД стал преследовать Зимачева, ехавшего на автомашине; последний вторично нарушил правила уличного движения на улице Фрунзе: сделал левый поворот, сшиб шедшего гр. Карпенко и врезался в столб, в результате чего разбил автомашину».

Какая логическая ошибка допущена в обвинительном заключении?

5. Младший лейтенант милиции И.Г. Козитис обвинялся в причинении смерти по неосторожности. Утром 10 марта в Риге было совершено убийство с особой жестокостью. По оперативной информации, преступники скрылись на автомобиле «Волга» серого цвета, один из преступников – мужчина 35–40 лет, ростом 170–175 см, плотного телосложения, одет в куртку, на которой могут быть следы крови. В качестве особой приметы указаны светлые усики. Преступники могут быть вооружены.

Во всех отделах внутренних дел города были созданы оперативные группы, которым выдали оружие. Примерно в 19 час. группа в составе капитана милиции Зирдзиня, младшего лейтенанта Козитиса, сержанта Петерсона и водителя Комкова приступила к выполнению задания. Через некоторое время, когда уже начало смеркаться, на шоссе показалась «Волга» серого цвета. Козитис и Петерсон дали сигнал подъехать к ним, однако автомобиль развернулся метрах в 80–100 от них и на большой скорости стал удаляться по проселочной дороге. Опергруппа настигла автомобиль во дворе какого–то хутора. Из автомобиля выскочили трое мужчин, на ходу они стягивали с себя куртки. Это усилило подозрения милиционеров, к тому же один из них соответствовал полученному описанию предполагаемого преступника. Козитис и Петерсон привели свое оружие в состояние боевой готовности. Поведение лиц, не подчинившихся распоряжению работников милиции, создавало у оперативной группы, в том числе у Козитиса, уверенность, что перед ними именно те опасные преступники, которых следовало задержать. Петерсон приступил к обыску, положив пистолет в карман, Козитис находился в трех метрах от него, Комков осматривал «Волгу». Во время досмотра один из задержанных (Лиепиньш) внезапно выпрямился, резко вытащил руки из карманов и выбросил их вверх. «Козитис … отпрянул и поскользнулся. При попытке удержать равновесие его рука скользнула по оружию и непроизвольно задела за спусковой крючок. Последовали два выстрела, которыми Лиепиньш был смертельно ранен» (из защитительной речи адвоката Л.С. Розенталя).

Допускаете ли вы, что Козитис выстрелил осознанно? В каком психическом состоянии он находился? Как вы оцениваете тот факт, что судебная коллегия по уголовным делам ВС Латвийской ССР постановила оправдательный приговор?

6. В подъезде дома был найден окровавленный мужчина, стонавший от боли. Жильцы опознали его как приятеля проживающего на третьем этаже Горбачева. По его словам, они с приятелем – Бровко в этот вечер выпивали. Бровко быстро захмелел, отказался продолжать выпивку и, сославшись на то, что он должен поскорее идти домой, поднялся из–за стола. Горбачев проводил гостя до входной двери и вернулся к себе. Это было в десятом часу вечера. Приблизительно через час после ухода Бровко в дверь Горбачева постучала соседка по квартире и сказала: «Идите скорее на лестницу, там ваш приятель корчится и стонет».

Горбачев, по его словам, вышел на площадку второго этажа и увидел Бровко, который стонал и держал руки на животе. Подсудимый вышел на улицу и вызвал карету скорой помощи. При содействии Горбачева Бровко был доставлен в больницу. Несколько раз Горбачев приходил в больницу справляться о состоянии здоровья больного. Через два дня Бровко умер. Вскрытие показало, что у него была раздроблена печень на одну восьмую долю. Горбачев был привлечен к уголовной ответственности.

Свидетельница Жукова, допрошенная в стадии предварительного  следствия, показала: «Я быстрым движением распахнула двери и увидела, что Горбачев ногой ударил по животу лежавшего человека».

На очной ставке с Горбачевым эта свидетельница уже говорила несколько иначе: «Когда, услышав стоны за дверью, я открыла ее, то увидела Горбачева с занесенной над лежавшим Бровко ногой». В дальнейших своих показаниях свидетельница Жукова указывает: «Бил ли Горбачев ногой Бровко, я точно сказать не могу».

Читайте также:  Какие у ромашки лечебные свойства и противопоказания

Какая особенность памяти придает воспоминаниям свидетеля угасающий характер? Могут ли быть другие причины изменения показаний? Какую роль в восприятии события играют слабая освещенность, фрагментарность, предвзятость?

7. Казимир Верховский был предан суду по обвинению в умышленном убийстве своей жены Людмилы. Верховский работал по контракту на Севере, некоторое время спустя вернулся домой и узнал, что жена сошлась с неким Кузнецовым. Вечер накануне убийства Верховский, Людмила и Кузнецов провели вместе, договорившись, что утром она скажет последнее слово, а чтобы никто не мог повлиять на ее решение, ночь проведет в столовой, которой она заведовала. Около шести часов утра Верховский и Кузнецов пришли к столовой. Кузнецов остался на улице, а Верховский с Людмилой прошли вглубь помещения и остановились у разделочного стола. На вопрос «Ну как решила?» Людмила ответила: «Как вы оба мне надоели!».

Как показывает Верховский, у него потемнело в глазах, вдруг очень сильно закружилась голова, он пошатнулся и, чтобы не упасть, оперся руками о разделочный стол. «Под руку попался нож, рука схватила его, зажала рукоятку и замахнулась… Все это подсудимый сделал «не помня себя» (из защитительной речи адвоката О.В. Дервиза).

Верховский нанес удар в грудь, но тут же выдернул нож, зажал рукой рану, из которой хлестала кровь, стал звать на помощь. Прибывшим сотрудникам милиции Верховский сказал, что ударил жену ножом и показал нож.

На каких фактах адвокат основывает предположение об аффекте? Достаточно ли этих фактов для квалификации действий Верховского как убийство, совершенное в состоянии аффекта?

8. Учащийся девятого класса Виктор Абрамов обвинялся в том, что 28 ноября 1948 года, находясь в состоянии душевного волнения, тремя выстрелами из охотничьего ружья убил своего отца. Убийство было следствием длительных, травмирующих переживаний, вызванных грубым насилием и тяжкими оскорблениями со стороны отца по отношению к сыну, его матери и сестре. В день убийства отец Виктора пришел домой пьяным, стал дебоширить, сквернословить, выгнал жену, посылая ее продать кожаное пальто. Из показаний Абрамова: «Я взял ружье, отец пошел в ванную. Был момент, когда я колебался, был момент, когда я думал бежать с этим ружьем, но отец вышел из ванной и пошел на меня. Тогда я произвел один за другим два выстрела. Отец упал. Я постучал к соседям и сказал, что убил своего отца. Вернулся в комнату, отец лежал на полу и хрипел. И не знаю почему, я автоматически перезарядил ружье. … И я выстрелил в третий раз, чтобы раз и навсегда кончить».

Мосгорсуд приговорил Абрамова к трем годам лишения свободы. По кассационной жалобе адвоката Брауде Судебная коллегия по уголовным делам ВС РСФСР вынесла решение: лишение свободы считать условным с испытательным сроком в течение трех лет.

На каком основании суд признал совершенное деяние убийством в состоянии аффекта? 

9. И.И. Жибутис был предан суду по обвинению в убийстве бывшего мужа своей сестры Л. Гарлы. Вечером 17 ноября в дверь дома Жибутиса постучали. Из окна мать Жибутиса увидела стоящего на пороге Гарла с поленом в руке. В доме, кроме нее и малолетней внучки никого не было. Гарла бросил в окно полено, разбив оконную раму. Жибутене побежала к соседям, у которых находился ее сын, И.И. Жибутис, за помощью, оставив ребенка в доме. Прибежавший И.И. Жибутис обнаружил плачущую в кроватке девочку, осмотрел комнаты, потом «сел в кухне на табуретку подавленный» (из показаний И.И. Жибутиса). Прибежавшая Жибутене сообщила сыну, что Гарла шумит у дома соседки Маликенене. «Меня эти слова просто потрясли. Я вздрогнул, меня затрясло. … Мне много раз приходилось схватываться с Гарлой. Я знал, что голыми руками его не утихомирить. …На кухне подвернулся под руку топор, я схватил его». Жибутис утверждает, что подбежав к дому Маликенасов, он увидел Гарлу, идущего от двери дома к окну, кинулся за ним и увидел за окном Маликенене с плачущим ребенком на руках. Затем он услышал крик о помощи. В руке Гарла была видна занесенная для удара дубина. «Я сам не заметил, как подскочил к нему и нанес удар топором… Гарла упал… Топор я бросил здесь же…»

Народный суд признал И.И.Жибутиса виновным в убийстве, совершенном в состоянии сильного душевного волнения и осудил по ст. 107 УК Литовской ССР к одному году исправительных работ без лишения свободы с отбыванием наказания по месту работы осужденного.

Перечислите признаки аффекта и соотнесите их с изложенной фабулой дела. Считаете ли вы решение суда законным и обоснованным? Справедлив ли постановленный приговор?

10. Исаков с женой и шестилетним ребенком проживал в частном доме. Соседнюю комнату занимала портниха Фомина, с которой у Исакова вскоре возникла интимная связь. Спустя три месяца жена Исакова пропала. Прошло более года, Исаков и Фомина возобновили отношения. Однажды, ночуя у Фоминой, Исаков вдруг обратил внимание, что доски пола, на которых стояла ее кровать, не закреплены. Когда он сказал об этом сожительнице, та резко изменилась в лице, но ничего не ответила. Это зародило в нем подозрение. В следующий раз он снова обратил внимание на то, что доски пола шатаются, и опять сказал об этом Фоминой. Она вновь крайне смутилась, но перевела разговор на другую тему. Исаков обратился в милицию. Сотрудники МУРа (события происходили в 1937–1938 гг.) подняли доски и произвели раскопку. На глубине одного метра был обнаружен труп Исаковой, завернутый в серую ткань и обвязанный веревками.

В каком психическом состоянии находилась Фомина? Какие эмоции и чувства выдали ее? Что вы можете сказать о ее психических свойствах?

11.  Тест «Эмоциональный интеллект»

EQ, или коэффициент эмоционального интеллекта, был разработан в начале 90–х. Термин придумал психолог Даниэль Големан. Он выпустил книгу, которую так и назвал – «Эмоциональный интеллект». Она сразу стала бестселлером. Еще бы! Ведь в ней объяснялось такое загадочное явление: почему люди с одинаковым уровнем IQ (обычного интеллекта) достигают совершенно разных высот в жизни. EQ – это тоже ум, но другого качества. Можно плохо знать историю и литературу, не уметь решать простейшие логические задачки, но считаться умным. Потому что способность понимать свои эмоции и чувства других людей, а главное, правильно на них реагировать – не менее важно в жизни. Предлагаем вам измерить свой EQ. Это знание поможет вам лучше понять себя и, возможно, причины ваших успехов или неудач.

Как проходить тест

У вас три части с вопросами. Отвечайте сразу, без раздумий. Каждый вопрос – эго утверждение и вы должны оценить, насколько оно к вам применимо (правда – скорее да – скорее нет – неправда).

Источник