Каким из перечисленных свойств обладает мораль

Каким из перечисленных свойств обладает мораль thumbnail

Реферат

На тему:

«Свойства и функции морали»

План

Вопрос 1. Свойства морали

Вопрос 2. Функции морали

Вопрос 3. Моральная регуляция

Вопрос 4. Противоречия в морали

Вопрос 1. Свойства морали

1. Императивность морали

2. Нормативность морали

3. Оценочность морали

1. Мораль является одной из форм общественного сознания. Мораль имеет общественное происхождение, ее содержание определено конкретно-историческими условиями, духовными и материальными факторами.

Мораль обладает свойствами, общими для всех форм общественного сознания (религии, науки и пр.):

• социально-экономическая обусловленность содержания;

• воздействие на процессы, протекающие в обществе;

• взаимодействие с другими формами общественного сознания.

Специфическим свойством морали является императивность (от лат. imperative — повелевать) — требование определенного поведения, выполнения предписаний морали.

Императивность:

• согласует интересы личности с интересами общества;

• утверждает приоритет общественных интересов;

— в то же время не ограничивает свободу личности (за исключением ее негативных проявлений).

Иммануил Кант (1724 — 1804) первым сформулировал категорический императив — всеобщий моральный закон: «…Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой, ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом».

Максима — это субъективный принцип воли индивида, его эмпирический мотив поведения. Категорический императив:

• является врожденным знанием;

• его требования выполняются безусловно и добровольно;

• проявляется в максиме только тогда, когда мотивом поступка является чувство долга;

• выражает соотношение между свободой волеизъявления и моральной необходимостью. («…Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству… как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству». И. Кант.)

2. Нормативность морали. Регулятивная функция морали осуществляется через нормы (правил, заповедей и т. д.), с помощью которых:

• направляется деятельность людей;

• воспроизводятся общественные отношения на основе положительных качеств (честность, взаимопомощь и др.);

• соотносятся нравственные качества индивида с требованиями общества;

• побуждения извне превращаются во внутреннюю установку личности, часть ее духовного мира;

• осуществляются нравственные связи поколений людей.

Существует два типа моральных норм:

• запреты, указывающие недопустимые формы поведения (не укради, не убей и т. п.);

• образцы — желаемый вариант поведения (будь добрым, будь честным).

3. Оценочное свойство морали. Оценочность морали заключается в самооценке человека (оценке своих действий, печалей, переживаний), в оценке другими людьми и обществом поведения человека, его мотивов, соответствия нормам морали.

Формы оценочности:

• одобрение, согласие;

• порицание, несогласие.

Важными проблемами этики являются проблемы истинности моральных суждений и моральных оценок.

Объективный критерий истинности в морали — соответствие деятельности человека (или группы) интересам общества.

Вопрос 2. Функции морали

1. Воспитательная

2. Ценностное

J. Коммуникативная

4. Познавательная

5. Регулятивная

6. Гуманизирующая

1. К основным функциям морали относится воспитательная функция, которая заключается в:

• формировании у ребенка нравственных установок, привычек, внушении моральных запретов;

• самовоспитании взрослого человека (на протяжении всей жизни), осознанном выборе нравственных ориентиров.

Воспитательные функции могут выполнять не только люди, но и средства массовой информации, литература, искусство, взаимоотношения окружающих людей.

2. Ценностно-ориентирующая функция. Мораль играет важнейшую роль в развитии личности, дает нравственную ориентацию личности («установка на добро»).

3. Коммуникативная функция морали состоит в:

• ритуализации человеческого общения, создании его нормативов (этикет и пр.);

• гуманизации общения, стремлении сделать общение максимально приятным для всех сторон (ориентация на добро в общении).

4. Познавательная функция морали заключается в том, что она является средством познания внутреннего мира человека, дает человеку этические познания, помогающие ему решать моральные вопросы, управлять своим поведением, чувствами и т. д.

5. Регулятивная функция морали (является самой важной функцией) заключается в регуляции поведения людей и общества в целом посредством:

• ограничения негативных устремлений людей;

• саморегуляции индивида и социальной среды;

• управления общественными отношениями;

• воплощения в жизнь гуманистических норм морали и т. д.

Регулятивная функция «высокой морали» является тенденцией, устремлением. Реальную регуляцию осуществляет синтез общечеловеческих нравственных представлений и социально-конкретных представлений.

Читайте также:  Почему крахмал относят к биополимерам и какое свойство крахмала обусловлено

Мораль регулирует поведение и взаимоотношения людей при помощи одобрения или порицания со стороны общественного мнения и моральной самооценки личности.

6. Гуманизирующая функция заключается в:

• стремлении морали совершенствовать человека;

• обязательности нравственных правил для всех людей, их равенстве

1. Компоненты системы моральной регуляции

2. Моральная регуляция

1. Мораль — система, которая регулирует сознание и поведение людей, их взаимоотношения (отношения между индивидами, группами индивидов, человеком и обществом и т. д.).

В систему моральной регуляции входят:

* нормы — предписания, правила поведения, объединенные в кодекс. Они, в свою очередь, делятся на:

* общепринятые эталонные образцы (позитивные нормы),

* запреты, абсолютные запреты (общий смысл которых — «не навреди»). В отличие от позитивных норм («будь добрым» и пр.),) бсолютные запреты не оставляют свободы для толкований.

Нормы морали указывают границы дозволенного. Поведение человека считается аморальным если он игнорирует нормы, и внеморальным, если человек не знаком с нормами;

* ценности (добро, справедливость и т. п.), которыми являются:

* содержание моральных норм;

* образцы поведения, мышления и переживания, признанные в качестве моральных ориентиров.

Ценности в отличие от норм не меняются на протяжении веков. Нравственные ценности составляют иерархию, в которой можно выделить высшие ценности и идеалы (высшие цели развития личности);

* важным компонентом моральной регуляции является вопрос о смысле жизни. Задаваясь им, люди хотят понять свое предназначение, место в мире;

* следующим компонентом моральной регуляции являются нравственные принципы — универсальные формулы поведения (например, принцип любви к ближнему). Принципы:

* четко формулируются (в виде лозунгов и т. п.);

* бывают связаны с идеологией, выражают интересы какой-либо социальной группы.

* Жесткое следование принципам высокой морали называется ригоризмом.

2. Моральная регуляция носит характер:

* оценочный (поступки людей одобряются или порицаются);

• императивный, нравственные правила преподносятся (иногда навязываются) как образцы поведения.

Мораль соотносит реальное поведение, сознание и переживания людей с идеалами, духовными и нравственными ориентирами («как должно быть»).

Нравственное сознание человека включает в себя:

• привычки (автоматически соблюдаемые моральные нормы);

• рефлексию (раздумья);

• интуицию (интуитивные решения в затруднительных ситуациях);

• моральные переживания.

Нравственное сознание человека, его поведение соотносятся с моральными правилами общества, устоями прошлых времен (обычаи, традиции).

Нравственные убеждения человека могут не только не совпадать с общепринятыми, но даже противопоставляться им (в аморальном обществе, например в фашистском государстве). В этом случае человек сам контролирует свои поступки и мышление (совесть), а нравственные нормы соблюдаются добровольно, без контроля извне.

Моральной регуляции подвергаются все без исключения сферы жизни общества и человека, где присутствуют взаимоотношения субъектов. Моральная регуляция опирается на общественное мнение (оценивая поведение человека, общество выполняет функции совести).

Мораль тесно связана с правом:

• моральные нормы закреплены законом;

• либерализация морали влечет либерализацию права;

— взаимодействие морали и права (суд присяжных).

Очень важна моральная регуляция науки, особенно медицины, психологии, генетики и т. п. (проблемы эвтаназии, клонирования и т. д.).

Нравственное регулирование необходимо даже в области техники (угроза безработицы вследствие автоматизации производства и т. п.).

L Безличность законов морали. Свобода вали и всеобщность морали

2. Универсальность моральных правил

3. Незаинтересованность моральных мотивов

4. Моральное единство людей ‘

5. Свободная причинность

1. Основными свойствами законов морали являются:

• объективное значение (норм, правил и пр.);

• субъективность восприятия (мораль как личная позиция человека);

• безличность законов морали.

Общество требует от индивида поведения, соответствующего его моральным нормам. Но оно может быть основано на аморальных принципах (фашистские государства и т. п.). В последнем случае моральный человек противостоит аморальному обществу, руководствуясь субъективным восприятием действительности, а также индивидуальной моралью.

Моральные взгляды:

• никем не навязаны, выбраны человеком добровольно;

• объективны, не зависят от предпочтений индивида (или группы);

• распространяются на всех людей и обязательны для всех.

Источник

Читайте также:  Свойства ткани делятся на 3 основные группы какие

Термин «этика» ввёл в оборот:
•Конфуций
•Платон
•Аристотель

2.Первым европейским моралистом считается:
•Гомер
•Гесиод
•Гиппократ

3.Категорический императив И. Канта формулируется так:
•Даю, чтобы и ты мне дал
•Поступай так, как считаешь правильным поступать для всех
•Живи сам и давай жить другим

4.Тезис о непротивлении злу насилием выдвинул:
•Л. Н. Толстой
•Ф. М. Достоевский
•И. С. Тургенев

5.Этика и мораль соотносятся между собой, как:
•Наука и предмет изучения
•Теория и практика
•Правило и поступок

6.Какая из концепций не отражает происхождение морали:
•Натуралистическая
•Социологическая
•Утопическая

7.Мораль – это…:
•Совокупность правил и норм профессиональной деятельности
•Совокупность конкретных правил и норм поведения людей
•Совокупность универсальных общечеловеческих правил и норм поведения

Задание 2.
1.Каким из перечисленных свойств обладает мораль:
•Инвариантность
•Императивность
•Имманентность

2.Деловое общение – это…:
•Формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника;
•Когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект
•Когда учитывают особенности личности, характера, возраста, но интересы дела более значимы, чем личностные расхождения

3.Чем отличается эффективное деловое общение от неэффективного?
•Эффективное несёт большую смысловую нагрузку
•Эффективное отличается чётко поставленной целью
•Эффективное достигает поставленную цель

4.Коммуникативная сторона общения отражает стремление партнёров по общению к:
•обмену информацией
•расширению темы общения
•усилению информационного воздействия на партнёра

5.Интерактивный аспект общения проявляется в :
•Необходимости соблюдения партнёрами установленных норм общения
•Стремление к превосходству над партнёром по общению
•Стремлении установить оптимальные отношения

6.перцептивная сторона общения выражает потребность субъектов общения в:
•установлении дружеских взаимоотношений
•сопереживании, во взаимном понимании
•сохранении высокого статуса в общении

7.какие из приведённых ниже рекомендаций противоречат эффективному деловому общению?
•Стремитесь к овладению инициативой в общении, добивайтесь, чтобы вас больше слушали, постарайтесь показать свою эрудицию
•В процессе приёма информации не перебивайте говорящего, не давайте советы, не критикуйте
•Добивайтесь, чтобы вас услышали и поняли
Задание 3.

1.Смысловой тезис делового общения «отделите людей от проблемы» это:
•Не придавать значения в деловом общении симпатиям и антипатиям
•Сосредоточить внимание на обсуждаемом вопросе, а не на личности партнёра
•Разрешение проблем делового общения без учёта особенностей личности партнёра

2.Стиль делового общения это:
•Манера поведения в деловом общении
•Нормы общения в конкретной ситуации
•Индивидуально-типологические особенности взаимодействия партнёров

3.Идентификация – это:
•Сочувствие или сопереживание другому
•Способ познания другого человека
•Процесс установления контактов по алгоритму

4.Стереотипизация – это
•Познание по принципу «подобное к подобному»
•Процесс упорядочивания получаемой информации
•Процесс оценки уровня делового общения

5.Рефлексия – это:
•Возбуждение в партнёре эмоциональных переживаний
•Способность сосредоточиться на самом себе
•Реакция человека на особенности делового общения

6.Чтобы повлиять на личные отношения сотрудников, руководитель должен:
•Определить цели взаимоотношений
•Лично вмешаться в отношения
•Ограничить развитие отношений

Источник

Новые вопросы Каким из перечисленных свойств обладает мораль

Каким из перечисленных свойств обладает моральОбществознание
Архивный вопрос

Нет комментариев

Ответы

Каким из перечисленных свойств обладает мораль
Гость

Свойство морали –– требовать определенного поведения называется императивностью ( от лат. imperative — повелевать) . 
Ответ: 2 

Нет комментариев

Похожие вопросы

Обществознание

Придумать 5 прав и 5 обязанностей человека!Мини-сочинение….

Ответить

Обществознание

ПОМОГИТЕЕЕ ПРОШУУУ СРОЧНО.
СООБЩЕНИЕ О СОВРЕМЕННОЙ ЛИЧНОСТИ….

Ответить

Обществознание

Доклад на тему — Какие были наводнение в г. Новосибирске….

Ответить

Обществознание

Что такое индивидуум, индивидуальность, личность, индивидуальные особенные личности?…

Ответить

Обществознание

Кроссворд на тему «наука» 10 вопросов по горизонтали,10 по вертикали…

Ответить

Обществознание

Почему естествознание это целостная наука?СРОЧНООО…

Ответить

Список предметов

Математика

Математика

Литература

Литература

Алгебра

Алгебра

Русский язык

Русский язык

Геометрия

Геометрия

Английский язык

Английский язык

Химия

Химия

Физика

Физика

Биология

Биология

Другие предметы

Другие предметы

История

История

Обществознание

Обществознание

Окружающий мир

Окружающий мир

География

География

Українська мова

Українська мова

Українська література

Українська література

Қазақ тiлi

Қазақ тiлi

Беларуская мова

Беларуская мова

Информатика

Информатика

Экономика

Экономика

Музыка

Музыка

Право

Право

Французский язык

Французский язык

Немецкий язык

Немецкий язык

МХК

МХК

ОБЖ

ОБЖ

Психология

Психология

Источник

Вопрос 1. Свойства
морали

Вопрос 2. Функции
морали

Вопрос 3. Моральная
регуляция

Вопрос 4. Противоречия
в морали

Вопрос 1. Свойства
морали

Императивность
морали

Нормативность
морали

Читайте также:  Какие углы называются вертикальными каким свойством обладают вертикальные углы

Оценочность морали

Вопрос 1. Свойства
морали

1. Мораль является
одной из форм общественного сознания.
Мораль имеет общественное происхождение,
ее содержание определено
конкретно-историческими условиями,
духовными и материальными факторами.

Мораль обладает
свойствами, общими для всех форм
общественного сознания (религии, науки
и пр.):

* социально-экономическая
обусловленность содержания;

* воздействие на
процессы, протекающие в обществе;

* взаимодействие
с другими формами общественного сознания.

Специфическим
свойством морали является императивность
(от лат. imperative — повелевать) — требование
определенного поведения, выполнения
предписаний морали.

Императивность:

* согласует интересы
личности с интересами общества;

* утверждает
приоритет общественных интересов;

— в то же время не
ограничивает свободу личности (за
исключением ее негативных проявлений).

Иммануил Кант
(1724 — 1804) первым сформулировал категорический
императив — всеобщий моральный закон:
«…Поступай только согласно такой
максиме, руководствуясь которой, ты в
то же время можешь пожелать, чтобы она
стала всеобщим законом».

Максима — это
субъективный принцип воли индивида,
его эмпирический мотив поведения.
Категорический императив:

* является врожденным
знанием;

* его требования
выполняются безусловно и добровольно;

* проявляется в
максиме только тогда, когда мотивом
поступка является чувство долга;

* выражает соотношение
между свободой волеизъявления и моральной
необходимостью. («…Поступай так,
чтобы ты всегда относился к человечеству…
как к цели и никогда не относился бы к
нему только как к средству». И. Кант.)

2. Нормативность
морали. Регулятивная функция морали
осуществляется через нормы (правил,
заповедей и т. д.), с помощью которых:

* направляется
деятельность людей;

* воспроизводятся
общественные отношения на основе
положительных качеств (честность,
взаимопомощь и др.);

* соотносятся
нравственные качества индивида с
требованиями общества;

* побуждения извне
превращаются во внутреннюю установку
личности, часть ее духовного мира;

* осуществляются
нравственные связи поколений людей.

Существует два
типа моральных норм:

* запреты, указывающие
недопустимые формы поведения (не укради,
не убей и т. п.);

* образцы — желаемый
вариант поведения (будь добрым, будь
честным).

3. Оценочное свойство
морали. Оценочность морали заключается
в самооценке человека (оценке своих
действий, печалей, переживаний), в оценке
другими людьми и обществом поведения
человека, его мотивов, соответствия
нормам морали.

Формы оценочности:

* одобрение,
согласие;

* порицание,
несогласие.

Важными проблемами
этики являются проблемы истинности
моральных суждений и моральных оценок.

Объективный
критерий истинности в морали — соответствие
деятельности человека (или группы)
интересам общества.

Вопрос 2. Функции морали

1. Воспитательная

2. Ценностное

J. Коммуникативная

4. Познавательная

5. Регулятивная

6. Гуманизирующая

1. К основным
функциям морали относится воспитательная
функция, которая заключается в:

* формировании у
ребенка нравственных установок, привычек,
внушении моральных запретов;

* самовоспитании
взрослого человека (на протяжении всей
жизни), осознанном выборе нравственных
ориентиров.

Воспитательные
функции могут выполнять не только люди,
но и средства массовой информации,
литература, искусство, взаимоотношения
окружающих людей.

2. Ценностно-ориентирующая
функция. Мораль играет важнейшую роль
в развитии личности, дает нравственную
ориентацию личности («установка на
добро»).

3. Коммуникативная
функция морали состоит в:

* ритуализации
человеческого общения, создании его
нормативов (этикет и пр.);

* гуманизации
общения, стремлении сделать общение
максимально приятным для всех сторон
(ориентация на добро в общении).

4. Познавательная
функция морали заключается в том, что
она является средством познания
внутреннего мира человека, дает человеку
этические познания, помогающие ему
решать моральные вопросы, управлять
своим поведением, чувствами и т. д.

5. Регулятивная
функция морали (является самой важной
функцией) заключается в регуляции
поведения людей и общества в целом
посредством:

* ограничения
негативных устремлений людей;

* саморегуляции
индивида и социальной среды;

* управления
общественными отношениями;

* воплощения в
жизнь гуманистических норм морали и т.
д.

Регулятивная
функция «высокой морали» является
тенденцией, устремлением. Реальную
регуляцию осуществляет синтез
общечеловеческих нравственных
представлений и социально-конкретных
представлений.

Мораль регулирует
поведение и взаимоотношения людей при
помощи одобрения или порицания со
стороны общественного мнения и моральной
самооценки личности.

6. Гуманизирующая
функция заключается в:

* стремлении морали
совершенствовать человека;

* обязательности
нравственных правил для всех людей, их
равенстве

Соседние файлы в папке Проф этика

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник