Какие животные содержались в авгиевых конюшнях которые очистил геракл

У этого термина существуют и другие значения, см. Авгий (значения).

А́вгий (др.-греч. Αὐγέᾱς, Αὐγείᾱς — «сияющий») — персонаж древнегреческой мифологии, царь племени элейцев или эпеев[de] в Элиде. Обладал многочисленными стадами, которые подарил ему отец (по одной из версий) — бог Солнца Гелиос. Микенский царь Еврисфей поручил Гераклу вычистить авгиевы конюшни от скопившегося за многие годы навоза за один день. Тот предложил Авгию убрать стойла за один день за плату, а получив согласие, прокопал канал от ближайших рек, и вода вымыла из конюшен всю грязь. Авгий отказался платить, и тогда Геракл пошёл на него войной. Первое нападение царь Элиды отбил, но позже всё-таки потерпел поражение. По одной версии мифа, он был убит Гераклом, по другой — остался в живых и умер существенно позже своей смертью.

Выражение «авгиевы конюшни» стало крылатым.

В мифологии[править | править код]

Происхождение[править | править код]

Существует несколько версий происхождения Авгия. По разным данным, он был сыном бога Солнца Гелиоса[1][2][3][4], либо царя Элиды Форбанта[5], либо сына Посейдона Элея[it] (царя племени элейцев в Этолии)[6], либо самого Посейдона[5]. В связи с этим Павсаний пишет, что Авгия называли сыном Гелиоса «те, кто хотел дать Авгию боль­ше сла­вы»: они немного изменили имя Элей (др.-греч. Ἥλιος, Ἠλεῖος), чтобы получилось Гелиос (др.-греч. Ἥλιος, Ἠέλιος). Матерью Авгия некоторые античные авторы называют Гирмину[en] (дочь Нелея, Никтея или Эпея[7]) или Навсидаму, дочь Амфидаманта[4] (в этих случаях его отцом считается Гелиос)[8]. Наконец, Иоанн Цец пишет, что мать Авгия звали Ифибоя[9][7].

Аполлодор Афинский называет братом Авгия ещё одного элидского царя — Актора, мужа Молионы и приёмного отца сиамских близнецов Молионидов, Ктеата и Еврита[10]. При этом, согласно Павсанию, Актор был единственным сыном Форбанта и Гирмины[11][7].

Биография[править | править код]

Авгий был царём племени элейцев или эпеев[de] (правда, Гекатей Милетский счёл необходимым уточнить, что эпеи — «отличное от элейцев племя», враждебное Авгию[12]). Как правило, это царство локализуют в Элиде[8], в районе города Эфира; существует и альтернативная версия, в которой фигурирует Писа[9][7]. Известно, что Авгий устраивал гонки на колесницах, из которых впоследствии выросли Олимпийские игры[13], причём однажды он поступил нечестно — отнял у победителя, царя мессенского Пилоса Нестора, четвёрку лошадей и прогнал возницу[14]. Многие античные авторы упоминают Авгия как участника плавания аргонавтов в Колхиду за золотым руном[3][4][1][9].

Авгий славился своими богатствами. Это доказывает одна из версий мифа, согласно которой именно этот царь приказал искусным архитекторам, Агамеду и Трофонию, построить сокровищницу, в которую не смог бы проникнуть ни один вор[15]. В первую очередь Авгий был известен своими огромными стадами скота, которые ему подарил Гелиос. По словам Феокрита, «Не мог бы никто никогда ни сказать, ни помыслить, / Будто всем этим владеет один или даже и десять, / Если бы даже цари всей земли им стада подарили»[16]. За многие годы в конюшнях накопилось огромное количество навоза; по другой версии, кучи навоза возвышались по всей Элиде, из-за чего большая часть земли оставалась невозделанной[6]. Царь Микен Еврисфей, желая унизить своего родича Геракла грязной работой, приказал ему убрать всё это за один день. Тот прибыл к Авгию и, не говоря ничего о приказе Еврисфея, предложил навести порядок, запросив за это десятую часть всего скота (по одной из версий, упомянутых у Павсания, — часть царства[6]). Царь, не веря, что такое возможно, согласился. Тогда Геракл разобрал одну из стен конюшен, отвёл воду из близлежащих рек, Алфея и Пенея, которая и вымыла навоз[5][17]. По версии Павсания, он повернул вспять течение реки Мений[18][8][19][20].

Когда навоз был убран, Авгий по совету Лепрея отказался заплатить Гераклу. Он мотивировал это либо тем, что дело было сделано не трудом, а хитрой уловкой[18], либо тем, что Геракл выполнял приказ своего царя и соответственно не должен получать награды. Перед рассматривавшими этот спор судьями сын элидского царя Филей заявил, что отец поступает бесчестно. Тогда разгневанный Авгий, не слушая судей, изгнал и сына, и Геракла из своих земель. Еврисфей в свою очередь отказался признавать чистку конюшен за подвиг, так как была договорённость о плате[5][17][15][21][8].

Геракл решил отомстить и вторгся в Элиду с войском, набранным из аркадян, аргивян и фиванцев[22]. Авгий заключил союз с Амаринкеем и поручил командование войсками сиамским близнецам Молионидам (по одной из версий мифа, своим племянникам). Геракл во время этой войны заболел, а поэтому заключил мир; когда Молиониды узнали причину его уступчивости, то напали на врага и многих перебили. Автор схолий к одам Пиндара сообщает, что во время этих событий Авгий вероломно убил сыновей Геракла от Мегары[23]. Впоследствии, когда Молиониды, или, по другой версии, сын Авгия Еврит, отправились на Истмийские игры в качестве теоров (священных послов), Геракл напал на них и убил. В связи с этим элейцы навсегда отказались участвовать в Истмийских играх[24][10]. После Геракл вновь напал на Элиду. На этот раз он одержал победу: Авгия вместе с большинством его детей Геракл убил, а новым царём сделал Филея[10][15][8][25].

По другой версии мифа, Авгий остался жив после опустошительного похода Геракла на Элиду. Филей наладил в царстве мирную жизнь и вернулся в Дулихий; Авгий снова принял власть и правил до самой смерти в преклонном возрасте, передав свои владения ещё одному сыну, Агасфену[en][26][15][23].

Потомки[править | править код]

Многие источники называют сыновьями Авгия Агасфена[en] и Филея, которые в разное время правили отцовским царством. Сын Агасфена Поликсен упоминается в числе женихов Елены и участников Троянской войны[4]. Кроме того, Диодор Сицилийский пишет о сыне Авгия Эврите[es][22], Гомер — о дочери Авгия Агамеде, жене Мулия[27], которая, согласно поздней версии, родила от Посейдона трёх сыновей, Бела, Актора и Диктиса[4]. У Аполлодора упоминается Эпикаста[de], родившая от Геракла сына Фессала[28][9][7].

Память[править | править код]

Мифы, связанные с Авгием, были интерпретированы в героическом духе Пиндаром. Позже более рационалистичную версию мифа разработали Каллимах, Аполлодор Афинский (или другой писатель, известный сейчас под этим именем) и Павсаний. Для Гомера и автора схолий к Пиндару Авгий был безусловно человеком недостойным[23].

Жители Элиды ещё во II веке н. э. почитали Авгия и совершали в его честь жертвоприношения[29][8]. В исторические времена сохранялся запрет для элейцев участвовать в Истмийских играх в память о вероломно убитых Молионидах[30].

Современные антиковеды считают Авгия местным элидским героем, чьё почитание имело несомненную связь с культом Солнца; свидетельством тому являются и перевод его имени («сияющий»), и «солнечная» родословная[8]. Существует гипотеза, что изначально и Авгий, и его единокровный брат Ээт (царь Колхиды) были ипостасями Гелиоса[23]. Грязь в конюшнях ассоциировалась с туманами и тучами, которые разгоняет солнечный свет[31]. В современной культуре выражение «авгиевы конюшни» стало крылатым: так называют сильный беспорядок, запущенность в делах или помещение, в котором царят грязь и беспорядок[32].

Читайте также:  В каких лекарствах содержатся эстрогены

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 Аполлоний Родосский, 1964, I, 170—171.
  2. ↑ Феокрит, 1958, XXV, 54.
  3. 1 2 Аполлодор, 1972, I, IX, 16.
  4. 1 2 3 4 5 Гигин, 2000, Мифы, 14.
  5. 1 2 3 4 Аполлодор, 1972, II, V, 5.
  6. 1 2 3 Павсаний, 1996, V, 1, 9.
  7. 1 2 3 4 5 Wernicke, 1896, s. 2307.
  8. 1 2 3 4 5 6 7 Мифы народов мира, 1990, Авгий.
  9. 1 2 3 4 Schirmer, 1884—1890, s. 731.
  10. 1 2 3 Аполлодор, 1972, II, VII, 2.
  11. ↑ Павсаний, 1996, V, 1, 11.
  12. ↑ Страбон, 1994, VIII, 3, 9.
  13. ↑ Павсаний, 1996, V, 8, 3.
  14. ↑ Гомер, 1990, Илиада, XI, 698—702.
  15. 1 2 3 4 Schirmer, 1884—1890, s. 732.
  16. ↑ Феокрит, 1958, XXV, 115—117.
  17. 1 2 Диодор Сицилийский, 2000, IV, XIII, 3.
  18. 1 2 Павсаний, 1996, V, 1, 10.
  19. ↑ Schirmer, 1884—1890, s. 731—732.
  20. ↑ Wernicke, 1896, s. 2307—2308.
  21. ↑ Wernicke, 1896, s. 2308.
  22. 1 2 Диодор Сицилийский, 2000, IV, XXXIII, 3.
  23. 1 2 3 4 Wernicke, 1896, s. 2309.
  24. ↑ Павсаний, 1996, V, 2, 1—2.
  25. ↑ Wernicke, 1896, s. 2308—2309.
  26. ↑ Павсаний, 1996, V, 3, 1—3.
  27. ↑ Гомер, 1990, Илиада, XI, 738—741.
  28. ↑ Аполлодор, 1972, II, VII, 8.
  29. ↑ Павсаний, 1996, V, 4 (1).
  30. ↑ Павсаний, 1996, V, 2, 2.
  31. ↑ Schirmer, 1884—1890, s. 733.
  32. ↑ Медведева, 2009.

Литература[править | править код]

Источники[править | править код]

  • Аполлодор Афинский. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. — Л.: Наука, 1972.
  • Аполлоний Родосский. Аргонавтика (рус.) / Перевод и примечания Г. Ф. Церетели. — Тбилиси: Мецниереба, 1964. — 1000 экз.
  • Гомер. Илиада / пер. Н. И. Гнедича. Изд. подг. А. И. Зайцев. — Л.: Наука, 1990.
  • Диодор Сицилийский. Историческая библиотека (рус.) / Перевод, статья, комментарии и указатель О. П. Цыбенко.. — М.: Лабиринт, 2000. — (Античное наследие).
  • Павсаний. Описание Эллады / Перевод и примечания С. П. Кондратьева под редакцией Е. В. Никитюк. Ответственный редактор проф. Э. Д. Фролов.. — СПб.: Алетейя, 1996. — ISBN 5-89329-006-2.
  • Страбон. География / Перевод и примечания Г. А. Стратановского. — М.: Ладомир, 1994. — 944 с. — (Литературные памятники).
  • Феокрит, Мосх, Бион. Идиллии и эпиграммы (рус.) / Перевод и комментарий М. Е. Грабарь-Пассек. — Л.: Издательство АН СССР, 1958. — (Литературные памятники). — 15 000 экз.
  • Гай Юлий Гигин. Мифы / Перевод с латинского, комментарий Д. О. Торшилова под общей редакцией А. А. Тахо-Годи. — СПб.: Алетейя, 2000. — 360 с. — (Античная библиотека). — ISBN 5-89329-198-0.

Литература[править | править код]

  • Ботвинник М. Авгий // Мифы народов мира / Главн. ред. С. А. Токарев. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 20.
  • Медведева А. Авгиевы конюшни // Толковый словарь наиболее употребительных иностранных слов (рус.). — М.: Центрполиграф, 2009. — С. 13. — 525 с. — ISBN 978-5-9524-4203-0.
  • Schirmer. Augeias // Ausführliches Lexikon der griechischen und römischen Mythologie (нем.) / Roscher Wilhelm Heinrich. — Leipzig: Druck und Verlag von B. G. Teubner, 1884—1890. — Bd. I. — Стб. 731—733
  • Wernicke K. Augeias 1 // Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft. — 1896. — Bd. II, 2. — Kol. 2306—2310.

Источник

Геракл в один день очистил стойло авгиево – это был его шестой подвиг. Авгий был сын от лучезарного бога солнца Гелиоса и царь Элиды. Он прославился своим безмерным богатством, которым обязан был своему любящему отцу. Бесчисленны, как облака небесные, были его стада быков и овец. У трехсот быков шерсть на ногах была, как снег; двести были пурпурны; двенадцать же быков, посвященных богу Гелиосу, были белы, как лебеди, и один, по имени Фаэтон, блистал, как звезда. На большом скотном дворе, где собраны были все эти животные, накопилось со временем столько навоза, что, казалось, невозможно было его вычистить. Когда явился Геракл, то предложил Авгию очистить двор в один день, если царь отдаст ему десятую часть своих стад. Авгий охотно принял условие, ибо сомневался в исполнимости этого дела. Геракл призвал в свидетели договора сына Авгиева, отвел в сторону реки Алфей и Пеней и, разломав в двух местах стену скотного двора, провел чрез него эти реки; напором воды в один день снесло все нечистоты со двора, и Геракл выполнил свое дело. Но Авгий не отдает договорной платы и запирается даже в своем обещании. Он готов даже вести дело судом.

Шестой подвиг – Геракл чистит конюшни Авгия. Римская мозаика III в. по Р. Х. из Валенсии

Автор фото — Luis García

Собрали суд, и Филей стал свидетельствовать против отца.

Тогда Авгий, прежде чем решение суда состоялось, изгоняет из страны своей Филея и Геракла. Филей отправился на остров Дулилихий и поселился там; Геракл воротился в Тиринф.

Впоследствии, когда Геракл освободился от службы Эврисфею, он отомстил Авгию: собрал большое войско и напал на Элиду. Но племянники Авгиевы, близнецы, сыновья Актора и Молионы, называемые поэтому Акторидами и Молионидами, подстерегли его войско в засаде и разбили его. Сам Геракл в это время был болен. Скоро потом сам он подстерег Молионидов при Клеонах в то время, как они отправлялись на Истмийские игры, и перебил их. Потом снова пошел он на Элиду и предал ее огню и мечу. Наконец стрелой своей убил он и Авгия. И когда собрал он в Писе все свое войско и принес туда богатую добычу, то отмерил отцу своему Зевсу священный участок земли и посадил на нем оливы. Потом принес он жертву двенадцати олимпийским богам и богу реки Алфея и установил Олимпийские игры. После того как отборнейшие из его войска испытали свои силы в различных состязаниях, вечером, при очаровательном лунном сиянии, справляли они дивный пир и пели победные песни.

Из Элиды Геракл направился в Пилос против царя Нелея, который подал Авгию помощь в войне против Геракла. В Пилосе дело дошло до страшной битвы, в которой участвовали и боги. Могучий герой ратовал против Арея и Геры и своей палицей ударил по трезубцу Посейдона и по скипетру Гадеса, которым гонит он мертвых в свое царство. Геракл сопротивлялся даже серебряному луку мощного Аполлона. С помощью Зевса и Афины Геракл одержал победу; завоевав город Пилос, разорил его и убил Нелея и одиннадцать прекрасных юных сыновей его. Из них больше всего возился он с Периклименом, который от Посейдона получил дар превращений. Гераклу он представлялся в виде льва, орла, змеи и пчелы, когда же, намереваясь напасть на героя, он, обратившись мухой, сел на его колесницу, Афина открыла своему герою очи, и увидел он истинный образ врага своего и выстрелил в него из лука. Из всей семьи Нелея остался один Нестор, самый младший из двенадцати сыновей. В это время он был в Герении и оттого впоследствии было ему прозвище: Геренийский. (Подробнее — см. в отдельной статье Шестой подвиг Геракла – конюшни Авгия.)

Читайте также:  Какие ферменты содержаться в слюне

Источник

Галина Котлярова

Мыслитель

(5869)

12 лет назад

Триста коней с ногами белыми, как снег, было у него, двести — красных, как медь; двенадцать коней были все белые, как лебеди, а у одного из них блестела во лбу звезда.
Так много было у Авгия скота, что слуги не успевали чистить хлева и конюшни, и за много лет в них накопилось навоза до самых крыш.
Царь Еврисфей, желая удружить Авгию и унизить Геракла, послал героя чистить Авгиевы конюшни.
Геракл явился в Элиду и сказал Авгию:
— Если ты отдашь мне десятую часть своих коней, я очищу конюшни в один день.
Авгий засмеялся: он думал, что их вовсе нельзя очистить. Поэтому царь сказал Гераклу:
— Я отдам тебе десятую часть моих коней, если ты в один день очистишь мой конюшни.
Тогда Геракл потребовал, чтобы ему дали лопату, и Авгий, усмехаясь, велел принести ее герою.
— Долго же тебе придется работать этой лопатой! — сказал он.
— Один только день, — сказал Геракл и пощел на берег Алфея.
Полдня он усердно работал лопатой. Земля взлетала из-под нее и ложилась высоким валом. Геракл запрудил русло реки и отвел ее прямо в царские конюшни. Воды Алфея стремительно потекли через них, унося с собой навоз, стойла, кормушки, даже ветхие стены.
Опершись на лопату, Геракл смотрел, как проворно работала река, и только иногда приходил ей на помощь. К заходу солнца конюшни были очищены.
— Не взыщи, царь, — сказал Геракл, — я очистил твой конюшни не только от навоза, но и от всего, что было ветхо и давно сгнило. Я сделал больше, чем обещал. Теперь ты отдай мне обещанное.
Но жадный Авгий заспорил, стал браниться и отказался отдать Гераклу коней. Тогда Геракл пришел в ярость, вступил в бой с Авгием и убил его в поединке.

Дмитрий

Мастер

(2203)

12 лет назад

513 шт. (Триста коней с ногами белыми, как снег, было у него, двести — красных, как медь; двенадцать коней были все белые, как лебеди, а у одного из них блестела во лбу звезда).

неко-тян

Профи

(652)

12 лет назад

Седьмой подвиг (авгиевы конюшни) .

На этот раз царь Еврисфей приказал Гераклу очистить конюшни царя Авгия, не чистившиеся тридцать лет. Придя к Авгию, Геракл, не сказав ни слова о том, что его прислал Еврисфей, предложил ему очистить в один день весь его скотный двор, если он отдаст за это десятую часть своих стад. Царь Авгий был уверен, что с такой работой не управиться за один день. Поэтому он согласился на такое предложение. Геракл потребовал лопату. “Посмотрю я, как ты это сделаешь в один день”, — с сомнением ответил Авгий. Но Геракл и не думал выносить навоз. Он выкопал глубокий и широкий ров и пустил по нему воды двух окрестных рек (Алфей и Пеней) . Вода в один день смыла и унесла со скотного двора всю грязь и навоз.

Вариант 1: Авгий уже был готов заплатить Гераклу, хотя и не считал плату заслуженной, но тут ему сообщили, что Геракл сделал эту работу по приказу Еврисфея. Тогда Авгий напомнил Гераклу условие, которое тому поставила пифия: лишь тогда он очистится от скверны убийства сыновей, когда совершит десять подвигов на службе у Еврисфея без оплаты людей. Народное собрание согласилось с решением Авгия. Против выступил только один из сыновей Авгия, Филей, за что отец отправил его в изгнание. Вариант 2: Возвращаясь с работы, Геракл натолкнулся на засаду, устроенную Авгием. Геракл был безоружен, а в руках врагов виднелись палицы, но тут как раз подоспел Иолай с оружием. Враги растерялись и были убиты. Геракл же основал Олимпийские игры, посвященные Зевсу Олимпийскому.

Триста коней с ногами белыми, как снег, было у него, двести — красных, как медь; двенадцать коней были все белые, как лебеди, а у одного из них блестела во лбу звезда.
Так много было у Авгия скота, что слуги не успевали чистить хлева и конюшни, и за много лет в них накопилось навоза до самых крыш.
Царь Еврисфей, желая удружить Авгию и унизить Геракла, послал героя чистить Авгиевы конюшни.
Геракл явился в Элиду и сказал Авгию:
— Если ты отдашь мне десятую часть своих коней, я очищу конюшни в один день.
Авгий засмеялся: он думал, что их вовсе нельзя очистить. Поэтому царь сказал Гераклу:
— Я отдам тебе десятую часть моих коней, если ты в один день очистишь мой конюшни.
Тогда Геракл потребовал, чтобы ему дали лопату, и Авгий, усмехаясь, велел принести ее герою.
— Долго же тебе придется работать этой лопатой! — сказал он.
— Один только день, — сказал Геракл и пощел на берег Алфея.
Полдня он усердно работал лопатой. Земля взлетала из-под нее и ложилась высоким валом. Геракл запрудил русло реки и отвел ее прямо в царские конюшни. Воды Алфея стремительно потекли через них, унося с собой навоз, стойла, кормушки, даже ветхие стены.
Опершись на лопату, Геракл смотрел, как проворно работала река, и только иногда приходил ей на помощь. К заходу солнца конюшни были очищены.
— Не взыщи, царь, — сказал Геракл, — я очистил твой конюшни не только от навоза, но и от всего, что было ветхо и давно сгнило. Я сделал больше, чем обещал. Теперь ты отдай мне обещанное.
Но жадный Авгий заспорил, стал браниться и отказался отдать Гераклу коней. Тогда Геракл пришел в ярость, вступил в бой с Авгием и убил его в поединке.

Источник

Геракл очищает Авгиевы конюшни, отводя реки Алфей и Пеней. Фрагмент римской мозаики из Лирии, первая половина III века. Национальный археологический музей в Мадриде

АВГИЕВЫ КОНЮШНИ

АВГИЕВЫ КОНЮШНИ, в греч. мифологии огромные и сильно загрязнённые конюшни царя Элиды Авгия, очищенные от нечистот в один день Гераклом, направившим в них воды реки (один из его 12 подвигов). Перен. — крайний беспорядок, запущенность.

СОВЕТСКИЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

В мифологии

Происхождение

Существует несколько версий происхождения Авгия. По разным данным, он был сыном бога Солнца Гелиоса[1][2][3][4], либо царя Элиды Форбанта[5], либо сына Посейдона Элея[it] (царя племени элейцев в Этолии)[6], либо самого Посейдона[5]. В связи с этим Павсаний пишет, что Авгия называли сыном Гелиоса «те, кто хотел дать Авгию боль­ше сла­вы»: они немного изменили имя Элей (др.-греч. Ἥλιος, Ἠλεῖος), чтобы получилось Гелиос (др.-греч. Ἥλιος, Ἠέλιος). Матерью Авгия некоторые античные авторы называют Гирмину[en] (дочь Нелея, Никтея или Эпея[7]) или Навсидаму, дочь Амфидаманта[4] (в этих случаях его отцом считается Гелиос)[8]. Наконец, Иоанн Цец пишет, что мать Авгия звали Ифибоя[9][7].

Читайте также:  Какие органоиды содержаться в цитоплазме

Аполлодор Афинский называет братом Авгия ещё одного элидского царя — Актора, мужа Молионы и приёмного отца сиамских близнецов Молионидов, Ктеата и Еврита[10]. При этом, согласно Павсанию, Актор был единственным сыном Форбанта и Гирмины[11][7].

Мифы

Авгий был царём племени элейцев или эпеев[de] (правда, Гекатей Милетский счёл необходимым уточнить, что эпеи — «отличное от элейцев племя», враждебное Авгию[12]). Как правило, это царство локализуют в Элиде[8], в районе города Эфира; существует и альтернативная версия, в которой фигурирует Писа[9][7]. Известно, что Авгий устраивал гонки на колесницах, из которых впоследствии выросли Олимпийские игры[13], причём однажды он поступил нечестно — отнял у победителя, царя мессенского Пилоса Нестора, четвёрку лошадей и прогнал возницу[14]. Многие античные авторы упоминают Авгия как участника плавания аргонавтов в Колхиду за золотым руном[3][4][1][9].

Авгий славился своими богатствами. Это доказывает одна из версий мифа, согласно которой именно этот царь приказал искусным архитекторам, Агамеду и Трофонию, построить сокровищницу, в которую не смог бы проникнуть ни один вор[15]. В первую очередь Авгий был известен своими огромными стадами скота, которые ему подарил Гелиос. По словам Феокрита, «Не мог бы никто никогда ни сказать, ни помыслить, / Будто всем этим владеет один или даже и десять, / Если бы даже цари всей земли им стада подарили»[16]. За многие годы в конюшнях накопилось огромное количество навоза; по другой версии, кучи навоза возвышались по всей Элиде, из-за чего большая часть земли оставалась невозделанной[6]. Царь Микен Еврисфей, желая унизить своего родича Геракла грязной работой, приказал ему убрать всё это за один день. Тот прибыл к Авгию и, не говоря ничего о приказе Еврисфея, предложил навести порядок, запросив за это десятую часть всего скота (по одной из версий, упомянутых у Павсания, — часть царства[6]). Царь, не веря, что такое возможно, согласился. Тогда Геракл разобрал одну из стен конюшен, отвёл воду из близлежащих рек, Алфея и Пенея, которая и вымыла навоз[5][17]. По версии Павсания, он повернул вспять течение реки Мений[18][8][19][20].

Когда навоз был убран, Авгий по совету Лепрея отказался заплатить Гераклу. Он мотивировал это либо тем, что дело было сделано не трудом, а хитрой уловкой[18], либо тем, что Геракл выполнял приказ своего царя и соответственно не должен получать награды. Перед рассматривавшими этот спор судьями сын элидского царя Филей заявил, что отец поступает бесчестно. Тогда разгневанный Авгий, не слушая судей, изгнал и сына, и Геракла из своих земель. Еврисфей в свою очередь отказался признавать чистку конюшен за подвиг, так как была договорённость о плате[5][17][15][21][8].

Геракл решил отомстить и вторгся в Элиду с войском, набранным из аркадян, аргивян и фиванцев[22]. Авгий заключил союз с Амаринкеем и поручил командование войсками сиамским близнецам Молионидам (по одной из версий мифа, своим племянникам). Геракл во время этой войны заболел, а поэтому заключил мир; когда Молиониды узнали причину его уступчивости, то напали на врага и многих перебили. Автор схолий к одам Пиндара сообщает, что во время этих событий Авгий вероломно убил сыновей Геракла от Мегары[23]. Впоследствии, когда Молиониды, или, по другой версии, сын Авгия Еврит, отправились на Истмийские игры в качестве теоров (священных послов) Геракл напал на них и убил. В связи с этим элейцы навсегда отказались участвовать в Истмийских играх[24][10]. После Геракл вновь напал на Элиду. На этот раз он одержал победу: Авгия вместе с большинством его детей Геракл убил, а новым царём сделал Филея[10][15][8][25].

По другой версии мифа, Авгий остался жив после опустошительного похода Геракла на Элиду. Филей наладил в царстве мирную жизнь и вернулся в Дулихий[en]; Авгий снова принял власть и правил до самой смерти в преклонном возрасте, передав свои владения ещё одному сыну, Агасфену[en][26][15][23].

Потомки

Многие источники называют сыновьями Авгия Агасфена[en] и Филея, которые в разное время правили отцовским царством. Сын Агасфена Поликсен упоминается в числе женихов Елены и участников Троянской войны[4]. Кроме того, Диодор Сицилийскийпишет о сыне Авгия Эврите[es][22], Гомер — о дочери Авгия Агамеде, жене Мулия[27], которая, согласно поздней версии, родила от Посейдона трёх сыновей, Бела, Актора и Диктиса[4]. У Аполлодора упоминается Эпикаста[de], родившая от Геракла сына Фессала[28][9][7].

Память

Мифы, связанные с Авгием, были интерпретированы в героическом духе Пиндаром. Позже более рационалистичную версию мифа разработали Каллимах, Аполлодор Афинский (или другой писатель, известный сейчас под этим именем) и Павсаний. Для Гомера и автора схолий к Пиндару Авгий был безусловно человеком недостойным[23].

Жители Элиды ещё во II веке н. э. почитали Авгия и совершали в его честь жертвоприношения[29][8]. В исторические времена сохранялся запрет для элейцев участвовать в Истмийских играх в память о вероломно убитых Молионидах[30].

Современные антиковеды считают Авгия местным элидским героем, чьё почитание имело несомненную связь с культом Солнца; свидетельством тому являются и перевод его имени («сияющий»), и «солнечная» родословная[8]. Существует гипотеза, что изначально и Авгий, и его единокровный брат Ээт (царь Колхиды) были ипостасями Гелиоса[23]. Грязь в конюшнях ассоциировалась с туманами и тучами, которые разгоняет солнечный свет[31]. В современной культуре выражение «авгиевы конюшни» стало крылатым: так называют сильный беспорядок, запущенность в делах или помещение, в котором царят грязь и беспорядок[32].

wikipedia

АВГИЙ, в греческой мифологии царь племени эпеев в Элиде, сын Гелиоса (варианты: Посейдона, Эпея, Форбанта) и Гирмины. Авгий владел подаренными ему отцом бесчисленными стадами (Apollod. II 5,5; Theocr. 25). За один день Геракл обещал Авгию очистить много лет не убиравшийся, заросший навозом скотный двор (один из подвигов Геракла — очищение Авгиевых конюшен); за что Авгий должен отдать Гераклу десятую часть своего скота. Тот отвёл протекавшие неподалеку реки и направил их воды так, что они смыли все нечистоты. А., узнав, что Геракл действовал по приказу Эврисфея, не отдал ему условленной платы, что вызвало войну, сначала неудачную для Геракла, т. к. на помощь Авгию пришли его племянники Молиониды. Затем Геракл убил Авгия. и его сыновей, захватил дочь. А. Эпикасту (которая родила Г. сына Тестала). Существует также миф о том, что Авгий не был убит Гераклом, вернул своё царство, где после смерти почитался как герой (Paus. V 3,4; V 4,1). Несомненна связь мифа об А. с культом солнца, о чём свидетельствует как происхождение Авгия (сын Гелиоса), так и значение имени(«сияющий»). М. Б.

МИФЫ НАРОДОВ МИРА С.А. ТОКАРЕВ

Источник