Какие загадки относятся к описанию свойств признаков

Гаяна Фарсаданян
Общее понятие «Загадки». Виды загадок
Загадка – замысловатое описание предмета, составленное для того, чтобы испытать сообразительность человека.
В загадке подчёркнуты главные признаки предмета. Чтобы сочинить загадку, надо определить эти признаки.Важно подумать над вопросами : кто? какой? на что похож? что делает?
Загадка – жанр народного (позднее и авторского) творчества, суть которого – иносказательное и метафорическое описание какого-либо предмета или явления.
ЗАГАДКА — это мудреный вопрос. Основное назначение загадки в том, что она развивает в человеке догадливость, сообразительность.
Загадка – это один из видов фольклорного жанра, который подразумевает поэтическое иносказательное воспроизведение явления или предмета.
Виды загадок с примерами
1. Прямые загадки, в которых с помощью иносказаний, прямых и косвенных черт описывается загаданный предмет или явление. Могут быть как разговорной, так и стихотворной формы.
Разговорная форма:
Что такое: не лает, не кусает, а в дом не пускает?
Ответ: замок.
Стихотворная форма:
Росло, повыросло,
Из куста повылезло,
По рукам покатилось,
В зубах очутилось.
Ответ: (Орехи.).
2. Загадки-обманки отличаются тем, что в них подразумевается одно решение, а на самом деле, за игрой слов или другим обманным приемом, кроется совсем другое.
Пример детской загадки-обманки:
Кто грызёт на ветке шишку?
Ну, конечно, это.
Мишка Белка *
3. Загадки на образное мышление обычно решаются, если рассматривать вопрос не буквально, а образно или широко. Включать в плоскость решения факторы, которые могут подразумеваться из-за двусмысленной трактовки вопроса или слов, которые в нем используются.
Примеры:
У трех трактористов есть брат Сергей, а у Сергея братьев нет. Может ли такое быть?
Ответ: (Да, если трактористы – женщины).
Какое слово всегда звучит неверно?
Ответ: (Слово «неверно”).
4. Математические загадки решаются с помощью подсчетов, но часто подразумевают использование и образного, и логического мышления. А иной раз, это чистая математика, но обрамленная в образную народную речь. Например, красивая русская загадка:
Типичная математическая загадка «Поезда»:
Два товарных поезда, оба длинной по 250 м, идут навстречу друг другу с одинаковой скоростью 45 км/ч. Сколько секунд пройдет после того, как встретились машинисты, до того как встретятся кондукторы последних вагонов?
Ответ: (В момент встречи машинистов расстояние между кондукторами будет 500 м. т. к. каждый поезд идет со скоростью 45+45=90 км/ч, или 25 м/с.искомое время равно 500:25=20 секунд.
Простая математическая задача на счет:
Из города вышел гонец, который идет каждый день по 12 верст. Вдогонку ему послали гонца, который разгоняется медленно, но верно. В первый день проходит версту, во второй – две, в третий – три, и т. д. Когда второй гонец нагонит первого?
Ответ: (На 23 день).
5. Сюжетные загадки.
Существует особый разряд сюжетных загадок, в которых сюжет грает основную роль, являясь одновременно фоном и набором условий загадки.
Во-первых, это известная игра “данетки”, которая позволяет компании участников расследовать сложную и таинственную ситуацию, задавая ведущему вопросы, на которые можно отвечать только “да” или “нет”.Пример данетки:
“Стоит гараж. Он абсолютно пустой. Только в середине потолка свисает крюк. На крюке повесился человек. Больше ничего в гараже нет. Как он смог повесится?”
Постепенно, выясняя ситуацию, игроки узнают, что гараж стоит в пустыне, и что человек приехал на рефрижераторе, привез с собой куб льда, поставил его под крюк, взобрался на него, и, когда куб растаял, естественным образом оказался повешенным.
6. Логические загадки решаются с помощью проверки истинности каждого суждения по отдельности и различных комбинаций суждений. Так же, их всегда можно решить с помощью логических уравнений.
Простейшая логическая загадка:
Два гроссмейстера сыграли пять партий в шахматы. Каждый из них выиграл и проиграл одинаковое число партий. Они не сыграли ни одной партии в ничью. Как такое могло случиться?
Ответ: (Такое возможно, если гроссмейстеры играли не друг с другом).
Эта логическая загадка одновременно является загадкой-обманкой.
7. Юмористические (“дурацкие”) загадки
обычно не отгадываются, а имеют характер анекдота, просто выраженного в форме загадки или вопроса.
Пример:
Что это – зеленое, белое, квадратное и летает?
Ответ: Квадратный бело-зеленый арбуз!
8. Оптические иллюзии чаще всего не являются загадками. Обычно это просто картинки, демонстрирующие те или иные свойства обмана зрения.
Пример: Посчитайте, сколько черных и белых точек на этой картине!
9. Шарады, анаграммы, ребусы
Существует множество видов загадок, использующих филологические приемы. Обычно, суть их сводится к тому, чтобы вычленить из слов слоги или буквы, и с помощью правильно вычлененных слогов или букв составить новые слова. Основные виды таких загадок: шарада, анаграмма, ребус.
С загадками знаком каждый. Эта малая форма народного творчества дает необыкновенно большие возможности для развития ребенка. Она появляется в жизни малыша еще в дошкольный период и становится одним из самых любимых занятий на долгие годы.
Что такое загадка
Среди большого разнообразия жанров, принадлежащих устному народному творчеству, таких как потешки, шутки, прибаутки, песенки, пословицы, поговорки, загадка занимает самое почетное место. И ее ни с чем не спутаешь.
В загадке изложение вопроса предельно сжато, но при этом оно остается емким и образным. Задача автора загадки состоит в том, чтобы не было упущено описание свойств, признаков, характерных определенному предмету или явлению.
Каким целям служит загадка в развитии детей
Педагог или родители, предлагая ребенку игру, где надо отгадать загадки, преследуют определенные цели. Некоторые из них можно сформулировать следующим образом:
- Развитие образности речи. Этому способствуют такие средства, как эпитеты, олицетворения, сравнения, ритм и рифма.
- Употребление многозначных слов в загадках. Оно помогает обогатить словарный запас ребенка. При разгадывании загадки маленькому человечку приходится задумываться о вторичном значении слова, обращать внимание на такое явление языка, как многозначность.
- Развитие фантазии. В загадке всегда есть выдумка. Ребенок невольно должен следовать ей, развивая при этом свое воображение. Свойства и признаки предметов, описываемые в загадке, не соответствуют действительности. И только отгадка все ставит на свои места.
- Понимание связей. Загадка предоставляет возможность задуматься о связях, существующих в мире между предметами и явлениями.
Представленный здесь перечень обозначил лишь основные цели, которые обычно преследуют взрослые, играя с ребенком в загадки. На самом деле этот список гораздо обширнее.
Типы загадок и готовность детей к работе с ними
Отгадывая загадки, ребенок решает определенные логические задачи, выполняет определенные умственные операции. В зависимости от этого все загадки делятся на группы по уровню их сложности.
Успех отгадывания загадок любого уровня сложности будет зависеть от того, насколько дети к этому готовы. Они должны ориентироваться в мире вещей, действий, отношений, которые описаны в текстах загадок. Чтобы ребенок мог это делать, взрослым надо проводить целенаправленную подготовительную работу.
Развитие способности малыша анализировать язык загадки во многом будет влиять на результативность при их отгадывании. Любая загадка, предложенная ребенку взрослым, должна быть рассмотрена с разных позиций: понравилось ли задание, удачно ли описан предмет, что натолкнуло на правильный ответ, какие слова описывают запах, цвет, действие.
Учитывая то, что когда-то малышу будет предложено задание самому придумать загадку, можно включить в работу такие вопросы:
- Какими словами начинается загадка?
- Как заканчивается?
- Каким способом сформулирован вопрос?
- Подбери свои слова для описания предмета.
Постепенно ребенок научится самостоятельно находить отгадку, используя все признаки, свойства предметов, описанные в ней. А поможет ему в этом язык загадки.
Кроме того, на результат могут повлиять манера преподнесения задания взрослым, уровень речевого развития ребенка, его возраст, объем владения знаниями энциклопедического характера и другие факторы.
Загадки первого уровня. Признаки предмета
В заданиях первого уровня сложности представлены такие загадки – описание признаков какого-то явления или предмета. При этом идет простое их перечисление. Называются величина, форма, цвет, назначение, звучание, материал изготовления, способы движения и так далее.
В эту же группу можно включить загадки, где есть описание признаков, но в их перечне зашифровано решение задачи. Чтобы отгадать подобные загадки, достаточно сделать простой анализ, то есть выделить признаки, а затем объединить их в единое целое, выполнив операцию синтеза.
Обычно загадки, относящиеся к первому уровню сложности, предоставляют испытуемому достаточное количество признаков — и логическая задача решается легко и быстро.
Загадки второго уровня. Свойства предметов
В эту группу включены загадки – описания свойств предметов, которые выражены одним–двумя признаками. Несмотря на краткость описания, малышу необходимо восстановить целостный образ.
К этой же группе относятся загадки, которые основаны на сопоставлении, сравнении предметов и явлений. В тексте может использоваться прием отрицания.
Чтобы отгадывать подобные загадки, ребенок должен иметь достаточно полное представление о загадываемом предмете или явлении. Ему нужно не только выделить в загадке описание свойств, но и сопоставить их с другими характерными чертами этого же предмета, которые в тексте задания не представлены.
Загадки третьего уровня. Описание свойств, признаков
Чтобы отгадать загадки, относящиеся к третьему уровню сложности, детям нужно выполнить операции сравнения свойств и признаков, которые на первый взгляд кажутся очень далеки друг от друга. Но это может показаться лишь сначала. Здесь ребенку нужно понять скрытый смысл метафоры.
Тематика загадок
На выбор тем загадок, где представлено описание свойств, признаков предметов, действий, явлений влияют многие факторы. Прежде всего, нужно помнить, что дети имеют ограниченные представления о мире, в котором живут. Это связано с их небогатым жизненным опытом.
Именно по этой причине темой загадок могут быть предметы, которые окружают ребенка в повседневной жизни. Они близки малышу, оказывают на него эмоциональное воздействие. Наиболее часто словами-отгадками являются названия игрушек, домашних животных, продуктов питания, предметов гигиены и обихода.
С возрастом круг тем расширяется, меняется и уровень сложности предлагаемых загадок. Транспорт, явления природы, спорт, профессии, мир растений и животных – перечень тем загадок, которые можно использовать с детьми старшего возраста.
Сочинение собственных загадок
Процесс отгадывания очень увлекает детей. Но придумывание своих загадок не менее интересное занятие, хотя оно намного сложнее.
В самом начале освоения этого вида работы малышам нужно предлагать для сочинения загадки – описания свойств. Они составляются по образцу, который демонстрирует взрослый. Не секрет, что не все дети способны справиться с таким видом задания сразу. Но регулярные занятия способны развить этот навык у любого ребенка.
По прошествии определенного времени ребята сами будут придумывать загадки на описание свойств, признаков предметов, получая от этого вида работы истинное наслаждение.
Итогом творческой работы детей по сочинению загадок может стать оформленная ими книга или альбом. Кроме текстов загадок, в альбом можно поместить иллюстрации к ним.
Для справки
При работе с загадкой постоянно приходится оперировать понятиями «признак» и «свойство». Так чем признак отличается от свойства? Коротко это можно сформулировать так: признак – общая характеристика предмета. Свойство дает развернутое описание качества предмета.
История появления загадки в нашей жизни может быть интересна как детям, так и взрослым.
Особое отношение к этому виду творчества было еще у древнего человека. Известно, что во многих племенах существовал обряд посвящения мальчика в мужчину. Чтобы молодой человек мог выдержать испытания на зрелость, ему нужно было доказать свою ловкость, физическую силу и мужество. Для этого требовалось выдержать сильную боль, убить на охоте свирепого хищника, а также показать свои ум, знания, сообразительность.
У германцев и древних греков одним из видов единоборства было отгадывание загадок. Мужчина, который не справлялся с заданием, лишался жизни.
У славян существует поверье о том, что русалки любят загадывать загадки и губят людей, которые не могут найти ответ.
Загадывание и отгадывание загадок было обязательным условием русского свадебного обряда. Подружки невесты должны были придумать для жениха и его друзей очень трудные задания. Если молодые люди не могли отгадать эти загадки, то и невесту им не отдавали. Подобный обряд можно увидеть и на современных свадьбах, только теперь он носит шуточный характер.
Появившись много тысячелетий назад, загадки всегда были и остаются средством, при помощи которого можно пополнить багаж знаний об окружающем мире, развить свою способность мыслить образно, неординарно, проявить наблюдательность, смекалку, ум.
Помните, в детстве нам загадывали загадки, и всегда хотелось поскорее узнать ответ, услышать то тайное, ключевое слово. Через загадки мы постигали этот мир, узнавали о нем больше. Еще я помню, как старательно вырисовывала карандашами в альбоме морковку и лук – ответы на загадки, которые задавали мне родители. Какие смешные эти рисунки… Они до сих пор хранятся у нас. Иногда я перечитываю листочки с первыми, написанными собственноручно словами : мама, папа, мир, кот, дом… Пересматриваю рисунки — ответы на загадки, так старательно нарисованные нетвердой детской рукой. Именно эти воспоминания привели меня к мысли поговорить сегодня о загадках.
Так что же это такое ? Прежде всего, это особый, интересный, веселый и даже немного таинственный мир. А отгадывание их – это некая игра, рассчитанная на развлечение, веселье, нахождение правильного ответа.
Загадка — это краткое описание подразумеваемого предмета или явления по исходным или намекающим на него признакам другого предмета или явления. При построении загадки часто используются разнообразные художественные средства: описание, сравнение, противопоставление, отрицание, гиперболы, эпитеты.
Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, ярко и лаконично передавать образы предметов.
Мне стало интересно, откуда же берутся истоки такого поэтического явления, созданного с помощью слов.
Слово «загадка» — древнего происхождения. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать», «размышлять». Отсюда и произошло слово «загадка». В загадке дается предметное описание какого-нибудь явления, для узнавания которого требуется размышление.
В древности, знание загадок и умение их разгадывать было просто жизненной необходимостью. Лишь знающий загадки человек, считался сильным, мудрым. Их знание приносило человеку счастье, а незнание – гибель. Так, во многих русских народных сказках, человек становится богатым или даже царем благодаря загадкам, отгадывание загадки ведет героя к исполнению желания, спасает от опасности.
Возможно, что древними загадками являются и те, в которых речь идет о стихиях природы, и которые были навеяны мифическими представлениями.
Ой, вы, гой еси, добры молодцы и красны девицы! А слыхали ли вы загадки древнерусские :
Сито свито, золотом покрыто. Кто ни взглянет, тот заплачет (солнце)
Из окна в окно — золотое веретено (солнечный луч)
Два быка бодутся, вместе не сойдутся (небо и земля)
Поле полянское, стадо лебедянское, пастух вышинский (месяц, пасущий звездное стадо)
Шли козы мостом, увидели зарю, попадали в воды (звезды)
Мать толста, дочь красна, сын храбер под небеса ушел (печь, огонь, дым) Что любишь, того не купишь, а чего не любишь — не продашь (молодость и старость)
Индийский эпос, «Эдда», «Калевала», русские сказки, предания разных народов — все они содержат загадки, в той или иной форме.
Древнегреческие загадки хранили божественную мудрость, в них искали смысл жизни. Ученые прибегали к загадкам в дидактических целях, поэты охотно вплетали изречения в форме загадок в свои произведения. Римляне были несколько менее склонны к подобным упражнениям ума, однако, и Цицерон, и Вергилий забавлялись в часы досуга сочинением загадок.
Христианское Священное писание также не избежало загадок, которые играют заметную роль в некоторых сюжетах (например, история Соломона и царицы Савской ). Под влиянием христианства появилось множество произведений, содержание которых – «мудрые вопросы» о библейских сущностях и происхождении всего на Земле.
В Европе средних веков мода на загадки была заметной: сочиняемые известными поэтами и писателями загадки отличались поэтичностью формы, мудростью и остроумием. Зачастую в основе этих сочинений лежали характерные народные загадки с мифологическим содержанием.
В германской литературе был распространен мотив состязания в загадках между много путешествовавшим путником и хозяином постоялого двора.
В русском и славянском фольклоре распространены загадки из цикла сказаний о «мудрой девице»: их смысл, в целом, сводится к тому, что «невеста не глупее жениха». В прочих вариантах жених должен отгадать загадки, чтобы получить в жены прекрасную царевну, или чтобы победить мифического злодея.
Русские и советские писатели, поэты не обошли загадку своим вниманием. В поэмах Некрасова мы находим множество загадок, данных, чаще всего, не в обычной своей форме, а в виде метафор («замок — собачка верная»). И, конечно, вряд ли можно найти человека, который в детстве не отгадывал бы загадки Корнея Чуковского:
Возьмите меня, умывайтесь, купайтесь,
А что я такое — скорей догадайтесь.
И знайте: большая была бы беда,
Когда бы не я да вода —
На грязной, немытой шее
У вас жили бы гадкие змеи
И ядовитыми жалами
Кололи бы вас, как кинжалами.
А в каждом невымытом ухе
Засели бы злые лягухи,
И если б вы, бедные, плакали,
Они бы смеялись и квакали.
Вот, милые дети, какая беда
Была бы, когда бы не я да вода.
Берите меня, умывайтесь, купайтесь,
А что я такое — скорей догадайтесь.
(Кусок мыла)
_______________________________________________________
Если разделить загадки по категориям, то получим такой список:
загадки-описания свойств, признаков предмета: С бородой родится, и вс ё ж никто не удивится (козел)
загадки-противопоставления: Круглая, а не луна, зеленая, а не дубрава, хвостик есть, и всё-таки не мышь (репа)
загадки-вопросы: Кряхтит, кряхтит, вверх ползет, не досмотришь – упадет, но не больно ему. Почему? (тесто)
загадки-сравнения: Кафтан на мне одет зеленый, а сердце прямо как кумач, на вкус, как сахар, сладок я, а с виду сам похож на мяч (арбуз)
загадки-описания действий предмета: Пока летит – всё воет, только сядет — землю роет (жук)
Разновидностей загадок много. Это детские и взрослые загадки, различные головоломки, ребусы, шарады, задачи на сообразительность. Загадки разделяются и тематически: есть летние, зимние, про животных, про еду, растения и одежду, про людей и их профессии, про транспортные средства. Можно заглянуть в содержание любого сборника загадок и поразиться их количеству и разнообразию. Есть даже такие сложные загадки, которые остаются неразгаданными до сих пор. Есть задачки с подвохом, которые хотят только сбить с толку, а не получить ответ.
Смешная и серьезная, загадка пришла к нам из глубины веков, растеряв сакральность, но сохранив богатство и образность родного языка. К ней обращались писатели и поэты, и, возможно, многие ученые начали свой путь познания с детского изумления и восторга перед загадкой.
Она пережила теории и эпохи и дошла до нас, неизменная в своем очаровании — такая простая и непостижимая, понятная и удивительная — загадка.
для работы были использованы материалы с сайта:
https://yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B2%D1%81%D0%B5%20%D0%BE%20%D0%B7%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%B4%D0%BA%D0%B0%D1%85&clid=48576&lr=213
Пост написан пользователем Sports.ru
Создайте свой блог на Трибуне, выскажитесь и станьте суперзвездой Sports.ru
Свежие записи в блоге
- Вальс цветов и фигуристов
10 июля, 10:31 - Фотосессии фигуристов. Часть девятая
1 июля, 09:08 - С Днём рождения, Александра!
23 июня, 10:04 - Коньки, колёса, виражи
20 июня, 09:58 - Всемирный день блогера. Фейерверк фигуристов. Часть перва
14 июня, 10:28 - Стильные, сильные и просто красивые фигуристы.Часть пятая
5 июня, 19:10 - Лето на носу, а коньки на ногах
27 мая, 16:48 - С Днём Рождения, Алина!
18 мая, 10:09