Какие виды и свойства внимания
Внимание
— это
активная направленность сознания на
те или иные предметы и явления при
одновременном отвлечении от всего
остального.
Виды
внимания:
• Непроизвольное
внимание —
вызывается внешними неожиданными
факторами: теми или иными особенностями
объектов, воздействующих на человека
в данный момент. Ими могут быть сила,
интенсивность, новизна, необычность,
контрастность раздражителя или
подвижность объекта.
• Произвольное
внимание — возникает
вследствие сознательно поставленной
цели. Оно всегда требует волевых усилий.
• Послепроизвольное
внимание —
возникает вслед за произвольным и
обладает чертами как непроизвольного,
так и произвольного.
Свойства
внимания:
• Избирательность
внимания —
сосредоточение его на объектах,
представляющих для человека наибольший
интерес.
• Устойчивость
внимания —
длительность удержания его на одном
предмете или виде деятельности.
• Распределение
внимания —
одновременное внимание к двум или
нескольким объектам при одновременном
выполнении действий с ними или наблюдений
за ними.
• Объем
внимания —
количество объектов, одновременно
охватываемых вниманием с одинаковой
степенью ясности восприятия (средний
объем внимания: 5—7 объектов).
• Переключаемость
внимания — способность
внимания переключаться с одного объекта
на другой.
От
особенностей внимания зависят такие
черты личности, как внимательность,
наблюдательность и рассеянность.
Все
психические познавательные процессы
(ощущения,
восприятие, память, мышление, воображение
и внимание) в своей совокупности
представляют психическое явление,
которое называют интеллектом.
Для
оценки уровня интеллекта наибольшей
популярностью пользуется «коэффициент
интеллектуальности» (I
О
), который можно измерить с помощью
тестов (Векслер, Бине).
Максимальное
значение I
— 200 баллов, минимально—О баллов. От
84 до 116 баллов — средний уровень
интеллекта, от 116 до 180 — повышенный
уровень, от 10 до 84 — умственно отсталые
(дебилы, имбецилы, идиоты).
Дебилъность
— легкая
степень слабоумия. Дебилы способны
к обучению, овладевают несложными
трудовыми процессами, их социальное
приспособление ограничено.
Имбецильность
— средняя
степень слабоумия. Речь имбе-цилов
развита слабо, они не обучаемы,
нетрудоспособны, им доступны лишь
элементарные акты самообслуживания.
Идиотия
—
самое тяжелое слабоумие. У идиотов почти
полностью отсутствует речь и мышление,
они нуждаются в постоянном уходе и
надзоре.
9.
Процесс мышления
Мышление
—
это психический процесс отражения
реальности в ее наиболее существенных
связях и отношениях, высшая форма
творческой активности человека. Мышление
можно представить как познавательный
процесс, направленный на разрешение
какой-либо задачи, постановка которой
включает в себя цель, условия и решение.
Мыслительный процесс совершается в
понятиях и образах. Его можно рассматривать
как одну из форм деятельности человека
(мыслительная деятельность).
Виды
мышления:
• Наглядно-действенное
— отличается
тем, что решение нестандартной задачи
(практической или теоретической) ищется
посредством наблюдения реальных
объектов, их взаимодействий и выполнения
материальных преобразований, в
которых принимает участие сам субъект
мышления.
• Наглядно-образное
~ осуществляется
на основе преобразований образов
восприятия в образы представлений;
дальнейшего изменения, преобразования
и обобщения предметного содержания
представлений, формирующих отражение
реальности в образно-концептуальной
форме.
• Абстрактно-логическое,
оно
же словесно-логическое, вербально-логическое
или дискурсивное — это опосредованное
прошлым опытом речевое мышление человека,
осуществляемое при помощи логических
операций с по- нятиями (сравнение,
аналиа, синтез, абстрагирование,
обобщение, конкретизация). Выступает
как процесс связного логического
рассуждения, в котором каждая по-
Виды
мышления:
• Наглядно-действенное
— отличается
тем, что решение нестандартной задачи
(практической или теоретической) ищется
посредством наблюдения реальных
объектов, их взаимодействий и выполнения
материальных преобразований, в
которых принимает участие сам субъект
мышления.
• Наглядно-образное
— осуществляется
на основе преобразований образов
восприятия в образы представлений;
дальнейшего изменения, преобразования
и обобщения предметного содержания
представлений, формирующих отражение
реальности в образно-концептуальной
форме.
• Абстрактно-логическое,
оно
же словесно-логическое, вербально-логическое
или дискурсивное — это опосредованное
прошлым опытом речевое мышление человека,
осуществляемое при помощи логических
операций с понятиями (сравнение,
анализ, синтез, абстрагирование,
обобщение, конкретизация). Выступает
как процесс связного логического
рассуждения, в котором каждая по-следующая
мысль обусловлена предшествующей. Это
различного вида дедуктивные и
индуктивные умозаключения, способы
доказательств и т.д.
Процессам
мышления людей присущи значительные
индивидуальные различия, которые
проявляются в Качествах ума:
Самостоятельность мышления. Широта и
глубина ума. Гибкость мысли. Быстрота
и критичность ума.
Мышление
и речь
Человеческое
мышление тесно связано с речью. И
речь, и мышление протекают на одной и
той же основе — на основе языка, который
можно рассматривать как знаковую
систему, служащую для фиксации, хранения,
осмысления и передачи информации.
Язык служит средством общения между
людьми. Собственно, языки и сформировались
вместе с мышлением из потребности людей
в общении и в процессе общения.
Речь
— это
словесный (вербальный ) язык в действии,
процесс практического применения
человеком именно словесного языка,
а не какого-нибудь другого (языка жестов,
звуков, красок, программирования)
Виды
речи:
• Внутренняя
речь — это
словесная форма мышления. Результатом
внутренней речи являются мысли. Хотя
при внутренней речи человек и не говорит
вслух, его мысли все равно облекаются
в форму слов. Внутренняя речь коротка,
свернута, часто целое предложение
сокращается до одного слова.
• Внешняя
речь —
бывает устной и письменной. Устная
делится на монологическую и диалогическую,
когда в разговоре участвуют два человека
и более (беседа, диспут, дискуссия).
Свойства
речи:
• Содержательность
речи — зависит
прежде всего от ценности и объема
содержащейся в ней информации.
• Понятность
речи — зависит
от ее смыслового значения, языковых
особенностей, а также от уровня развития
слушателей.
• Выразительность
речи — определяется
отчетливостью произношения (дикцией),
а также интонацией как совокупностью
темпа, тона, ритма и пауз.
10.К.К.Платонов,
учитывая
соотношениесоциального
и биологического в качествах личности,
выделяет четыре группы свойств (черт),
составляющих основные стороны
(подструктуры) личности:
1-я
подструктура личности объединяет
направленностьи
отношения личности,
проявляющиеся как ее моральные черты.
В нее входят: влечения, желания, интересы,
склонности, идеалы, мировоззрение,
убеждения. Элементы (черты) личности,
входящие в эту подструктуру, не имеют
непосредственных врожденных задатков.
Эта подструктура формируется путем
воспитания. Она может быть названа
социально-обусловленной подструктурой;
2-я
подструктура личности — опыт
— объединяет знания, навыки, умения и
привычки, которые формируются на основе
личного опыта, но имеют заметное влияние
и биологически, и даже генетически
обусловленных свойств личности.3-я
– индивидуальные
особенности психических процессов,
или психических функций, понимаемые
как формы психического отражения
(ощущение и восприятие, память, мышление
и воображение, чувства, воля).4-я
– биопсихические
свойстваличности.
Активность этой подструктуры, в большей
степени, определяется основными
физиологическими свойствами нервной
системы и включает: темперамент, половые
и возрастные особенности личности,
включая ее патологические, т. н.
органические изменения.
Особенностями
этих четырех подструктур, однако, не
исчерпываются индивидуальные свойства
личности, поскольку на эти подструктуры
накладываются еще две общие подструктуры:
характер
и способности.
Являясь подструктурами наложенными,
выделяющимися из общей структуры
личности, характер и способности
представляют собой не самостоятельные
подструктуры, а общие качества личности,
включающие особенности каждой из четырех
основных иерархических подструктур. В
предложенной К.К.Платоновым динамической
функциональной структуре личности
содержится как координационный
(взаимосвязи между подструктурами
личности на одном иерархическом уровне),
так и субординационный (взаимосвязи
между подструктурами личности,
представленными на разных уровнях)
принципы построения.
Психологическая
защита личности
Психологическая
защита личности связана
с тем, что в жизни часто человек не в
состоянии взвесить все обстоятельства
и выбрать такое поведение, которое могло
бы избавить его от неприятных
переживаний. Тогда и срабатывают
механизмы психологической защиты.
Механизмы
психологической защиты стабилизируют
наше состояние, отторгают или изменяют
неблагоприятную информацию о себе
и других, служат для преодоления
дискомфорта.
Впервые
защитные механизмы были выявлены 3.
Фрейдом, а изучены и описаны его
дочерью А. Фрейд.
Основные
механизмы психологической защиты.
• Подавление
(репрессия) —
вытеснение неприемлемых, потенциально
опасных желаний и мыслей из сознания,
ЧТО
предотвращает
их возможное разрешение. Психическая
энергия
подавленных
желаний не исчезает бесследно, а
продолжает существовать в человеке
независимо от его сознания и часто
находит свое болезненное проявление
в виде головных болей, язв, сердечных
заболеваний, гипертонии и т.д.
• Отрицание
—
устранение, игнорирование травмирующих
восприятий внешней реальности. Это
бегство в фантазию, кажущуюся абсурдной
объективному наблюдению. При этом,
игнорируя логику, человек не замечает
противоречий в своих суждениях.
• Рационализация
— построение
приемлемых оснований для оправдания
неприемлемых форм поведения, мыслей и
чувств. Рационализация маскирует,
скрывает истинные мотивы от сознания
самого субъекта во имя внутреннего
комфорта, сохранения чувства собственного
достоинства, самоуважения.
• Инверсия
— подмена
мыслей, чувств, отвечающих подлинному
травмирующему мотиву, диаметрально
противоположным поведением, мыслями,
чувствами. Например, неразумная,
необъяснимая неприязнь к кому-либо
может подменяться в отношениях с этим
человеком особой предупредительностью,
подчеркнутой вежливостью. И, наоборот,
— симпатия, любовное увлечение могут
демонстрироваться как неприязнь,
нарочитое игнорирование и даже
бестактность.
• Проекция
—
приписывание другому человеку своих
собственных качеств, мыслей или
чувств, в которых человек не хочет
признаваться себе из-за их неприглядности.
• Изоляция
(отчуждение) — обособление
или локализация внутри сознания
травмирующих человека факторов так,
что связь между определенным событием
и его эмоциональной окраской не отражаются
в сознании. В результате может
наступать явление двойника, то есть
раздвоение, расщепление личности.
• Регрессия
— возвращение
к более раннему, примитивному способу
реагирования на травмирующие события,
чтобы избежать внутренней тревоги,
сохранить чувство самоуважения.
Яркий пример регрессии — это инфантильность
(младенчество, детскость) в поведении
и отношениях взрослых людей.
• Сублимация
— преобразование
энергии сексуальных влечений в социально
приемлемые формы активности: творчество,
социальные контакты и т.п.
Психологическую
защиту нельзя однозначно рассматривать
как полезное или вредное психическое
явление. Позволяя сохранить устойчивость
личности на фоне дестабилизирующих
переживаний и добиться определенной
адаптации, психологическая защита в то
же время лишает человека возможности
активно воздействовать на ситуацию
и устранить источник переживаний.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Внимание –направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального.
Внимание непрерывно связано с сознанием в целом. С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Вниманием определяются:
— точность восприятия;
— прочность и избирательность памяти;
— направленность и продуктивность мышления.
Основные функции внимания:
-отбор значимых воздействий и игнорирование других;
-сохранение в сознании определенного содержания деятельности до момента ее завершения;
-регуляция и контроль протекания деятельности.
Основные виды внимания:
1. В зависимости от волевых усилий личности:
непроизвольное внимание возникает без намерения человека увидеть или услышать что-либо, без заранее поставленной цели, без усилия воли;
произвольное внимание – активное, целенаправленное средоточие сознания, поддержание уровня которого связано с определенными волевыми усилиями, направленными для борьбы с более сильными воздействиями;
послепрозвольное внимание – наступает после произвольного, но качественно отличается от него.
2. По характеру направленности:
внешненаправленное внимание направлено на окружающие предметы;
внутреннее внимание – направлено на собственные мысли и переживания.
3. По происхождению:
природное внимание – врожденная способность человека избирательно реагировать на те или иные внутренние или внешние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны;
социально обусловленное внимание складывается в процесс жизни, результате обучения, воспитания, связано с избирательным сознательным реагированием на объекты, с волевой регуляцией поведения;
4. По механизму регуляции:
непосредственное внимание не управляется ни чем, кроме того объекта, на которое оно направлено;
опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств.
5. По направленности на объект:
сенсорное;
интеллектуальное.
Основные свойства внимания:
Сосредоточенность внимания – удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального.
Устойчивость внимания – длительность сосредоточения на объекте или явлении, определяется индивидуальными физиологическими особенностями организма, психическим состоянием, мотивацией, внешними обстоятельствами осуществления деятельности.
Объем внимания – определяется количеством объектов, на которые может быть одновременно направлено внимание в процессе восприятия.
Распределение внимания – возможность выполнения индивидом одновременно двух и более видов деятельности.
Переключаемость внимания – способность быстро выключаться из одних видов деятельности и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям.
Память как психический познавательный Памятьюназывают процессы запоминания, сохранения и воспроизведения человеком его опыта.
Процессы памяти:
Запоминание – процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств.
Сохранение информации не является пассивным процессом, описываемым лишь только количественными показателями, зависит от установок личности, условий и организации заучивания, влияния последующей информации, мыслительной переработки материала и ряда других факторов. Выделяют следующие виды организации информации в памяти: пространственную, ассоциативную, иерархическую.
Воспроизведение – процесс извлечения из памяти сохраненного материала. Воспроизведение может протекать на уровне узнавания, воспроизведения (в узком смысле), припоминания.
Забывание – процесс, необходимый для эффективной работы памяти. Факторы, влияющие на забывание: возраст, характер информации и степень ее использования, интерференция, подавление.
Характеризуя качества памяти, выделяют скорость запоминания и скорость забывания.
Виды и формы памяти:
Генетическая память включает в основном инстинкты и почти не зависит от условий жизнедеятельности человека.
Прижизненная память является хранилищем информации, полученной с момента рождения и до смерти. Прижизненную память классифицируют:
по целевой установке и затрачиваемым усилиям на запоминание:
непроизвольная память – автоматическое запоминание воспроизведение информации, происходящее без усилий со стороны человека и установки на запоминание;
произвольная память – запоминание, имеющее специальную установку «запомнить» и требующее определенных волевых усилий.
по степени осмысленности:
механическая память основана на повторении материала без его осмысливания;
смысловая память предполагает осмысливание запоминаемого материала, которое основано на понимании внутренних логических связей между его частями.
в зависимости от установки:
кратковременная память хранит информацию в среднем около 20 секунд, сохраняет лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы;
оперативная память рассчитана на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней;
долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока.
по материалу, сохраняемому памятью:
когнитивная память – процесс сохранения знаний. Знания, получаемые в процессе обучения, выступают вначале как что-то внешнее по отношению к личности, зам постепенно превращаются в опыт и убеждения человека;
эмоциональная память – сохранение в сознании переживаний и чувств;
личностная память обеспечивает единство самосознания личности на всех этапах ее жизненного пути.
по модальности:
словесно-логическая память тесно связана со словом, мыслью, логикой;
образная память подразделяется на зрительную, слуховую, двигательную, осязательную, обонятельную, слуховую.
Внимание не является самостоятельным познавательным процессом, так как оно само по себе ничего не отражает и как отдельно взятое психическое явление не существует. Вместе с тем внимание является одним из важнейших компонентов познавательной деятельности человека, так как оно, возникая на основе познавательных процессов, организует и регулирует их функционирование. Поскольку познавательная деятельность осуществляется сознательно, то внимание выполняет одну из функций сознания.
Внимание – это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности. Внимание связано со всеми сенсорными и интеллектуальными процессами. Наиболее заметно эта связь проявляется в ощущениях и восприятиях.
Характеристики внимания:
Устойчивость – длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаче.
Концентрация внимания – повышение интенсивности сигнала при ограниченности поля восприятия. Концентрация предлагает не только длительное удержание внимания на объекте, но и отвлечение от всех других воздействий, не имеющих значения для субъекта в данный момент.
Сосредоточенность внимания проявляется в результате концентрации сознания на объекте с целью получения наиболее полной информации о нем.
Распределение внимания – субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.
Переключаемость – это скорость перехода от одного вида деятельности к другому (рассеянность – плохая переключаемость).
Предметность внимания связана со способностью выделять определенные комплексы сигналов в соответствии с поставленной задачей, личной значимостью, актуальностью сигналов и т.д.
Объем внимания характеризуется количеством объектов, на которые может направить и сосредоточить внимание субъект в доли секунды. Определяется объем внимания посредством специальных приборов-тахистоскопов. В одно мгновение человек может обратить внимание только на несколько объектов (от 4 до 6).
Виды внимания:
Проявление внимания связано как с сенсорными, так и с интеллектуальными процессами, а также с практическими действиями и с целями и задачами деятельности. В связи с этим выделяют следующие виды внимания: сенсорное, интеллектуальное, моторное, преднамеренное и непреднамеренное внимание.
Сенсорное внимание возникает при действии объектов на органы чувств. Оно обеспечивает четкое отражение предметов и их свойств в ощущениях и в восприятиях человека. Благодаря сенсорному вниманию возникающие в сознании образы предметов являются ясными и отчетливыми. Сенсорное внимание может быть зрительным, слуховым, обонятельным и т.д. В основном у человека проявляется зрительное и слуховое внимание. Лучше всего в психологии изучено зрительное внимание, так как его легко обнаружить и зафиксировать.
Моторное внимание направлено на движения и действия, совершаемые человеком. Оно дает возможность более четко и ясно осознавать приемы и способы, применяемые в практической деятельности. Моторное внимание регулирует и контролирует движения и действия, направленные на предмет, особенно в тех случаях, когда они должны быть особенно четкими и точными. Интеллектуальное внимание направлено на более эффективное функционирование таких познавательных процессов как: память, воображение и мышление. Благодаря этому вниманию человек лучше запоминает и воспроизводит информацию, создает более четкие образы воображения, ясно и продуктивно мыслит. Поскольку это внимание имеет внутренний характер и мало доступно для исследования, то оно менее всего изучено в психологии.
Преднамеренное (произвольное) внимание возникает при наличии у субъекта цели или задачи быть внимательным к какому-либо внешнему предмету или к внутреннему умственному действию. Оно в основном направлено на регулирование внешних сенсорных и моторных действий и внутренних познавательных процессов. Преднамеренное внимание может стать произвольным, когда субъекту необходимо проявить волевое усилие для того, чтобы направить и сосредоточить внимание на объекте, который необходимо познавать или с которым надо действовать
Если направленность и сосредоточенность внимания связаны с сознательной целью, речь идет о произвольном внимании. Н. Ф. Добрынин выделил еще один вид внимания – послепроизвольное внимание (это внимание, естественно сопровождающее деятельность личности; возникает оно, если личность поглощена деятельностью; связано с наличной системой ассоциаций). Это может иметь место в том случае, когда цель проявлять внимание остается, но исчезают волевые усилия. Такое внимание начинает проявляться, когда деятельность, требующая волевых усилий, становится увлекательной и осуществляется без особых затруднений.
Если направленность и сосредоточенность носят непроизвольный характер, речь идет о непроизвольном внимании. По мнению К.К. Платонова, одной из форм непроизвольного внимания является установка (состояние готовности или предрасположенности личности к действию определенным образом). Непреднамеренное (непроизвольное) внимание возникает само собой без всякой цели со стороны человека. Его вызывают значимые для человека свойства и качества предметов и явлений внешнего мира. Одним из таких свойств является новизна объекта. Непроизвольное внимание привлекают также все сильные раздражители: яркий свет, громкий звук, резкий запах и т.д. Иногда внимание могут привлечь и не очень заметные раздражители, если они соответствуют потребностям, интересам и установкам личности.
Похожие материалы в разделе Общая психология:
- Основные свойства внимания
- Речь и язык
- Уровни проявления продуктивной памяти
- Память в системе познавательной деятельности
- Классическое учение о темпераменте. Психологическая характеристика типов нервной деятельности и темперамента
- Природа мышления
- Измерение физиологических реакций, связанных с эмоциями
- Виды волевых действий
- Направленность личности
- Волевые свойства личности