Какие виды и свойства внимания

Какие виды и свойства внимания thumbnail

Внимание
это
активная направленность сознания на
те или иные предметы и явления при
одновременном отвлечении от всего
остального.

Виды
внимания:

Непроизвольное
внимание

вызывается внешними неожиданными
факторами: теми или иными особенно­стями
объектов, воздействующих на человека
в данный момент. Ими могут быть сила,
интенсивность, новизна, необычность,
контрастность раздражителя или
подвиж­ность объекта.

Произвольное
внимание —
возникает
вследствие соз­нательно поставленной
цели. Оно всегда требует волевых усилий.

Послепроизвольное
внимание

возникает вслед за про­извольным и
обладает чертами как непроизвольного,
так и произвольного.

Свойства
внимания:

Избирательность
внимания

сосредоточение его на объектах,
представляющих для человека наибольший
интерес.

Устойчивость
внимания

длительность удержания его на одном
предмете или виде деятельности.

Распределение
внимания

одновременное внимание к двум или
нескольким объектам при одновременном
выполнении действий с ними или наблюдений
за ними.

Объем
внимания

количество объектов, одновремен­но
охватываемых вниманием с одинаковой
степенью ясно­сти восприятия (средний
объем внимания: 5—7 объектов).

Переключаемость
внимания —
способность
внимания переключаться с одного объекта
на другой.

От
особенностей внимания зависят такие
черты лич­ности, как внимательность,
наблюдательность и рассе­янность.

Все
психические познавательные процессы
(ощущения,
восприятие, память, мышление, воображение
и внима­ние) в своей совокупности
представляют психическое яв­ление,
которое называют интеллектом.

Для
оценки уровня интеллекта наибольшей
популярно­стью пользуется «коэффициент
интеллектуальности» (I
О
), который можно измерить с помощью
тестов (Векслер, Бине).

Максимальное
значение I

— 200 баллов, минималь­но—О баллов. От
84 до 116 баллов — средний уровень
интеллекта, от 116 до 180 — повышенный
уровень, от 10 до 84 — умственно отсталые
(дебилы, имбецилы, идиоты).

Дебилъность
легкая
степень слабоумия. Дебилы способ­ны
к обучению, овладевают несложными
трудовыми про­цессами, их социальное
приспособление ограничено.

Имбецильность
средняя
степень слабоумия. Речь имбе-цилов
развита слабо, они не обучаемы,
нетрудоспособны, им доступны лишь
элементарные акты самообслуживания.

Идиотия

самое тяжелое слабоумие. У идиотов почти
полностью отсутствует речь и мышление,
они нуждаются в постоянном уходе и
надзоре.

9.
Процесс мышления

Мышление

это психический процесс отражения
ре­альности в ее наиболее существенных
связях и отноше­ниях, высшая форма
творческой активности человека. Мышление
можно представить как познавательный
про­цесс, направленный на разрешение
какой-либо задачи, постановка которой
включает в себя цель, условия и ре­шение.
Мыслительный процесс совершается в
понятиях и образах. Его можно рассматривать
как одну из форм деятельности человека
(мыслительная деятельность).

Виды
мышления:

Наглядно-действенное
отличается
тем, что решение нестандартной задачи
(практической или теоретической) ищется
посредством наблюдения реальных
объектов, их взаимодействий и выполнения
материальных преобразова­ний, в
которых принимает участие сам субъект
мышления.

Наглядно-образное
~
осуществляется
на основе преоб­разований образов
восприятия в образы представлений;
дальнейшего изменения, преобразования
и обобщения предметного содержания
представлений, формирующих от­ражение
реальности в образно-концептуальной
форме.

Абстрактно-логическое,
оно
же словесно-логическое, вербально-логическое
или дискурсивное — это опосре­дованное
прошлым опытом речевое мышление человека,
осуществляемое при помощи логических
операций с по- нятиями (сравнение,
аналиа, синтез, абстрагирование,
обобщение, конкретизация). Выступает
как процесс связ­ного логического
рассуждения, в котором каждая по-

Виды
мышления:

Наглядно-действенное
отличается
тем, что решение нестандартной задачи
(практической или теоретической) ищется
посредством наблюдения реальных
объектов, их взаимодействий и выполнения
материальных преобразова­ний, в
которых принимает участие сам субъект
мышления.

Наглядно-образное
осуществляется
на основе преоб­разований образов
восприятия в образы представлений;
дальнейшего изменения, преобразования
и обобщения предметного содержания
представлений, формирующих от­ражение
реальности в образно-концептуальной
форме.

Абстрактно-логическое,
оно
же словесно-логическое, вербально-логическое
или дискурсивное — это опосре­дованное
прошлым опытом речевое мышление человека,
осуществляемое при помощи логических
операций с по­нятиями (сравнение,
анализ, синтез, абстрагирование,
обобщение, конкретизация). Выступает
как процесс связ­ного логического
рассуждения, в котором каждая по-следующая
мысль обусловлена предшествующей. Это
раз­личного вида дедуктивные и
индуктивные умозаключе­ния, способы
доказательств и т.д.

Процессам
мышления людей присущи значительные
индивидуальные различия, которые
проявляются в Каче­ствах ума:
Самостоятельность мышления. Широта и
глубина ума. Гибкость мысли. Быстрота
и критичность ума.

Мышление
и речь

Человеческое
мышление тесно связано с речью.
И
речь, и мышление протекают на одной и
той же основе — на основе языка, который
можно рассматривать как знако­вую
систему, служащую для фиксации, хранения,
ос­мысления и передачи информации.
Язык служит средст­вом общения между
людьми. Собственно, языки и сфор­мировались
вместе с мышлением из потребности людей
в общении и в процессе общения.

Речь
это
словесный (вербальный ) язык в действии,
процесс практического применения
человеком именно сло­весного языка,
а не какого-нибудь другого (языка жестов,
звуков, красок, программирования)

Виды
речи:

Внутренняя
речь —
это
словесная форма мышления. Результатом
внутренней речи являются мысли. Хотя
при внутренней речи человек и не говорит
вслух, его мысли все равно облекаются
в форму слов. Внутренняя речь ко­ротка,
свернута, часто целое предложение
сокращается до одного слова.

Читайте также:  Какое из свойств живой системы

Внешняя
речь

бывает устной и письменной. Устная
делится на монологическую и диалогическую,
когда в разговоре участвуют два человека
и более (беседа, дис­пут, дискуссия).

Свойства
речи:

Содержательность
речи —
зависит
прежде всего от ценности и объема
содержащейся в ней информации.

Понятность
речи —
зависит
от ее смыслового значе­ния, языковых
особенностей, а также от уровня разви­тия
слушателей.

Выразительность
речи —
определяется
отчетливостью произношения (дикцией),
а также интонацией как со­вокупностью
темпа, тона, ритма и пауз.

10.К.К.Платонов,
учитывая
соотношениесоциального
и биологического в качествах личности,
выделяет четыре группы свойств (черт),
составляющих основные стороны
(подструктуры) личности:

1-я
подструктура личности объединяет
направленностьи
отношения личности
,
проявляющиеся как ее моральные черты.
В нее входят: влечения, желания, интересы,
склонности, идеалы, мировоззрение,
убеждения. Элементы (черты) личности,
входящие в эту подструктуру, не имеют
непосредственных врожденных задатков.
Эта подструктура формируется путем
воспитания. Она может быть названа
социально-обусловленной подструктурой;

  • 2-я
    подструктура личности — опыт
    — объединяет знания, навыки, умения и
    привычки, которые формируются на основе
    личного опыта, но имеют заметное влияние
    и биологически, и даже генетически
    обусловленных свойств личности.

  • 3-я
    индивидуальные
    особенности психических процессов
    ,
    или психических функций, понимаемые
    как формы психического отражения
    (ощущение и восприятие, память, мышление
    и воображение, чувства, воля).

  • 4-я
    биопсихические
    свойства
    личности.
    Активность этой подструктуры, в большей
    степени, определяется основными
    физиологическими свойствами нервной
    системы и включает: темперамент, половые
    и возрастные особенности личности,
    включая ее патологические, т. н.
    органические изменения.

Особенностями
этих четырех подструктур, однако, не
исчерпываются индивидуальные свойства
личности, поскольку на эти подструктуры
накладываются еще две общие подструктуры:
характер
и способности.
Являясь подструктурами наложенными,
выделяющимися из общей структуры
личности, характер и способности
представляют собой не самостоятельные
подструктуры, а общие качества личности,
включающие особенности каждой из четырех
основных иерархических подструктур. В
предложенной К.К.Платоновым динамической
функциональной структуре личности
содержится как координационный
(взаимосвязи между подструктурами
личности на одном иерархическом уровне),
так и субординационный (взаимосвязи
между подструктурами личности,
представленными на разных уровнях)
принципы построения.

Психологическая
защита личности

Психологическая
защита личности
связана
с тем, что в жизни часто человек не в
состоянии взвесить все обстоя­тельства
и выбрать такое поведение, которое могло
бы из­бавить его от неприятных
переживаний. Тогда и срабатыва­ют
механизмы психологической защиты.

Механизмы
психологической защиты стабилизируют
наше состояние, отторгают или изменяют
неблагоприят­ную информацию о себе
и других, служат для преодоле­ния
дискомфорта.

Впервые
защитные механизмы были выявлены 3.
Фрей­дом, а изучены и описаны его
дочерью А. Фрейд.

Основные
механизмы психологической защиты.

Подавление
(репрессия)

вытеснение неприемлемых, потенциально
опасных желаний и мыслей из сознания,
ЧТО
предотвращает
их возможное разрешение. Психиче­ская
энергия
подавленных
желаний не исчезает бесслед­но, а
продолжает существовать в человеке
независимо от его сознания и часто
находит свое болезненное проявле­ние
в виде головных болей, язв, сердечных
заболеваний, гипертонии и т.д.

Отрицание

устранение, игнорирование травмирую­щих
восприятий внешней реальности. Это
бегство в фанта­зию, кажущуюся абсурдной
объективному наблюдению. При этом,
игнорируя логику, человек не замечает
проти­воречий в своих суждениях.

Рационализация
построение
приемлемых оснований для оправдания
неприемлемых форм поведения, мыслей и
чувств. Рационализация маскирует,
скрывает истинные мотивы от сознания
самого субъекта во имя внутреннего
комфорта, сохранения чувства собственного
достоинства, самоуважения.

Инверсия
подмена
мыслей, чувств, отвечающих под­линному
травмирующему мотиву, диаметрально
проти­воположным поведением, мыслями,
чувствами. Напри­мер, неразумная,
необъяснимая неприязнь к кому-либо
может подменяться в отношениях с этим
человеком осо­бой предупредительностью,
подчеркнутой вежливостью. И, наоборот,
— симпатия, любовное увлечение могут
демонстрироваться как неприязнь,
нарочитое игнори­рование и даже
бестактность.

Проекция

приписывание другому человеку своих
соб­ственных качеств, мыслей или
чувств, в которых человек не хочет
признаваться себе из-за их неприглядности.

Изоляция
(отчуждение) —
обособление
или локали­зация внутри сознания
травмирующих человека факто­ров так,
что связь между определенным событием
и его эмоциональной окраской не отражаются
в сознании. В ре­зультате может
наступать явление двойника, то есть
раз­двоение, расщепление личности.

Регрессия
возвращение
к более раннему, примитив­ному способу
реагирования на травмирующие события,
чтобы избежать внутренней тревоги,
сохранить чувство са­моуважения.
Яркий пример регрессии — это инфантиль­ность
(младенчество, детскость) в поведении
и отношени­ях взрослых людей.

Сублимация
преобразование
энергии сексуальных влечений в социально
приемлемые формы активности: творчество,
социальные контакты и т.п.

Психологическую
защиту нельзя однозначно рассмат­ривать
как полезное или вредное психическое
явление. Позволяя сохранить устойчивость
личности на фоне дес­табилизирующих
переживаний и добиться определенной
адаптации, психологическая защита в то
же время лиша­ет человека возможности
активно воздействовать на си­туацию
и устранить источник переживаний.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
Читайте также:  Какое из перечисленных ниже свойств волн является специфическим для

Источник

Внимание –направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального.

Внимание непрерывно связано с сознанием в целом. С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Вниманием определяются:

— точность восприятия;

— прочность и избирательность памяти;

— направленность и продуктивность мышления.

Основные функции внимания:

-отбор значимых воздействий и игнорирование других;

-сохранение в сознании определенного содержания деятельности до момента ее завершения;

-регуляция и контроль протекания деятельности.

Основные виды внимания:

1. В зависимости от волевых усилий личности:

непроизвольное внимание возникает без намерения человека увидеть или услышать что-либо, без заранее поставленной цели, без усилия воли;

произвольное внимание – активное, целенаправленное средоточие сознания, поддержание уровня которого связано с определенными волевыми усилиями, направленными для борьбы с более сильными воздействиями;

послепрозвольное внимание – наступает после произвольного, но качественно отличается от него.

2. По характеру направленности:

внешненаправленное внимание направлено на окружающие предметы;

внутреннее внимание – направлено на собственные мысли и переживания.

3. По происхождению:

природное внимание – врожденная способность человека избирательно реагировать на те или иные внутренние или внешние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны;

социально обусловленное внимание складывается в процесс жизни, результате обучения, воспитания, связано с избирательным сознательным реагированием на объекты, с волевой регуляцией поведения;

4. По механизму регуляции:

непосредственное внимание не управляется ни чем, кроме того объекта, на которое оно направлено;

опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств.

5. По направленности на объект:

сенсорное;

интеллектуальное.

Основные свойства внимания:

Сосредоточенность внимания – удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального.

Устойчивость внимания – длительность сосредоточения на объекте или явлении, определяется индивидуальными физиологическими особенностями организма, психическим состоянием, мотивацией, внешними обстоятельствами осуществления деятельности.

Объем внимания – определяется количеством объектов, на которые может быть одновременно направлено внимание в процессе восприятия.

Распределение внимания – возможность выполнения индивидом одновременно двух и более видов деятельности.

Переключаемость внимания – способность быстро выключаться из одних видов деятельности и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям.

Память как психический познавательный Памятьюназывают процессы запоминания, сохранения и воспроизведения человеком его опыта.

Процессы памяти:

Запоминание – процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств.

Сохранение информации не является пассивным процессом, описываемым лишь только количественными показателями, зависит от установок личности, условий и организации заучивания, влияния последующей информации, мыслительной переработки материала и ряда других факторов. Выделяют следующие виды организации информации в памяти: пространственную, ассоциативную, иерархическую.

Воспроизведение – процесс извлечения из памяти сохраненного материала. Воспроизведение может протекать на уровне узнавания, воспроизведения (в узком смысле), припоминания.

Забывание – процесс, необходимый для эффективной работы памяти. Факторы, влияющие на забывание: возраст, характер информации и степень ее использования, интерференция, подавление.

Характеризуя качества памяти, выделяют скорость запоминания и скорость забывания.

Виды и формы памяти:

Генетическая память включает в основном инстинкты и почти не зависит от условий жизнедеятельности человека.

Прижизненная память является хранилищем информации, полученной с момента рождения и до смерти. Прижизненную память классифицируют:

по целевой установке и затрачиваемым усилиям на запоминание:

непроизвольная память – автоматическое запоминание воспроизведение информации, происходящее без усилий со стороны человека и установки на запоминание;

произвольная память – запоминание, имеющее специальную установку «запомнить» и требующее определенных волевых усилий.

по степени осмысленности:

механическая память основана на повторении материала без его осмысливания;

смысловая память предполагает осмысливание запоминаемого материала, которое основано на понимании внутренних логических связей между его частями.

в зависимости от установки:

кратковременная память хранит информацию в среднем около 20 секунд, сохраняет лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы;

оперативная память рассчитана на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней;

долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока.

по материалу, сохраняемому памятью:

когнитивная память – процесс сохранения знаний. Знания, получаемые в процессе обучения, выступают вначале как что-то внешнее по отношению к личности, зам постепенно превращаются в опыт и убеждения человека;

эмоциональная память – сохранение в сознании переживаний и чувств;

личностная память обеспечивает единство самосознания личности на всех этапах ее жизненного пути.

по модальности:

словесно-логическая память тесно связана со словом, мыслью, логикой;

образная память подразделяется на зрительную, слуховую, двигательную, осязательную, обонятельную, слуховую.

Источник

Внимание не является самостоятельным познавательным процессом, так как оно само по себе ничего не отражает и как отдельно взятое психическое явление не существует. Вместе с тем внимание является одним из важнейших компонентов познавательной деятельности человека, так как оно, возникая на основе познавательных процессов, организует и регулирует их функционирование. Поскольку познавательная деятельность осуществляется сознательно, то внимание выполняет одну из функций сознания.

Читайте также:  У какого атома наиболее выражены неметаллические свойства

Внимание – это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности. Внимание связано со всеми сенсорными и интеллектуальными процессами. Наиболее заметно эта связь проявляется в ощущениях и восприятиях.

Характеристики внимания:

Устойчивость – длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаче.

Концентрация внимания – повышение интенсивности сигнала при ограниченности поля восприятия. Концентрация предлагает не только длительное удержание внимания на объекте, но и отвлечение от всех других воздействий, не имеющих значения для субъекта в данный момент.

Сосредоточенность внимания проявляется в результате концентрации сознания на объекте с целью получения наиболее полной информации о нем.

Распределение внимания – субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.

Переключаемость – это скорость перехода от одного вида деятельности к другому (рассеянность – плохая переключаемость).

Предметность внимания связана со способностью выделять определенные комплексы сигналов в соответствии с поставленной задачей, личной значимостью, актуальностью сигналов и т.д.

Объем внимания характеризуется количеством объектов, на которые может направить и сосредоточить внимание субъект в доли секунды. Определяется объем внимания посредством специальных приборов-тахистоскопов. В одно мгновение человек может обратить внимание только на несколько объектов (от 4 до 6).

Виды внимания:

Проявление внимания связано как с сенсорными, так и с интеллектуальными процессами, а также с практическими действиями и с целями и задачами деятельности. В связи с этим выделяют следующие виды внимания: сенсорное, интеллектуальное, моторное, преднамеренное и непреднамеренное внимание.

Сенсорное внимание возникает при действии объектов на органы чувств. Оно обеспечивает четкое отражение предметов и их свойств в ощущениях и в восприятиях человека. Благодаря сенсорному вниманию возникающие в сознании образы предметов являются ясными и отчетливыми. Сенсорное внимание может быть зрительным, слуховым, обонятельным и т.д. В основном у человека проявляется зрительное и слуховое внимание. Лучше всего в психологии изучено зрительное внимание, так как его легко обнаружить и зафиксировать.

Моторное внимание направлено на движения и действия, совершаемые человеком. Оно дает возможность более четко и ясно осознавать приемы и способы, применяемые в практической деятельности. Моторное внимание регулирует и контролирует движения и действия, направленные на предмет, особенно в тех случаях, когда они должны быть особенно четкими и точными. Интеллектуальное внимание направлено на более эффективное функционирование таких познавательных процессов как: память, воображение и мышление. Благодаря этому вниманию человек лучше запоминает и воспроизводит информацию, создает более четкие образы воображения, ясно и продуктивно мыслит. Поскольку это внимание имеет внутренний характер и мало доступно для исследования, то оно менее всего изучено в психологии.

Преднамеренное (произвольное) внимание возникает при наличии у субъекта цели или задачи быть внимательным к какому-либо внешнему предмету или к внутреннему умственному действию. Оно в основном направлено на регулирование внешних сенсорных и моторных действий и внутренних познавательных процессов. Преднамеренное внимание может стать произвольным, когда субъекту необходимо проявить волевое усилие для того, чтобы направить и сосредоточить внимание на объекте, который необходимо познавать или с которым надо действовать

Если направленность и сосредоточенность внимания связаны с сознательной целью, речь идет о произвольном внимании. Н. Ф. Добрынин выделил еще один вид внимания – послепроизвольное внимание (это внимание, естественно сопровождающее деятельность личности; возникает оно, если личность поглощена деятельностью; связано с наличной системой ассоциаций). Это может иметь место в том случае, когда цель проявлять внимание остается, но исчезают волевые усилия. Такое внимание начинает проявляться, когда деятельность, требующая волевых усилий, становится увлекательной и осуществляется без особых затруднений.

Если направленность и сосредоточенность носят непроизвольный характер, речь идет о непроизвольном внимании. По мнению К.К. Платонова, одной из форм непроизвольного внимания является установка (состояние готовности или предрасположенности личности к действию определенным образом). Непреднамеренное (непроизвольное) внимание возникает само собой без всякой цели со стороны человека. Его вызывают значимые для человека свойства и качества предметов и явлений внешнего мира. Одним из таких свойств является новизна объекта. Непроизвольное внимание привлекают также все сильные раздражители: яркий свет, громкий звук, резкий запах и т.д. Иногда внимание могут привлечь и не очень заметные раздражители, если они соответствуют потребностям, интересам и установкам личности.

Похожие материалы в разделе Общая психология:

  • Основные свойства внимания
  • Речь и язык
  • Уровни проявления продуктивной памяти
  • Память в системе познавательной деятельности
  • Классическое учение о темпераменте. Психологическая характеристика типов нервной деятельности и темперамента
  • Природа мышления
  • Измерение физиологических реакций, связанных с эмоциями
  • Виды волевых действий
  • Направленность личности
  • Волевые свойства личности

Источник