Какие условия необходимы для актуализации основных свойств внимания

Какие условия необходимы для актуализации основных свойств внимания thumbnail
Виды внимания Психологические особенности их актуализации в учебной деятельности
Непроизвольное Субъект как бы невольно отдается воздействующим на него предметам и объектам, не ставит сознательных целей, не прилагает усилий, не осуществляет волевых действий; отличается легкостью возникновения и переключения
Произвольное Субъект, действуя на основе осознанных целей и намерений, сосредотачивает внимание на связанных с ними предметах и объектах; для возникновения требуется определенные волевые действия, опосредованные речью; вероятность быстрого утомления и пресышения
Послепроизвольное Зарождается как произвольное, но функционирует как непроизвольное; волевые действия требуются только при возникновении, но не требуются для поддержания; является основой наиболее плодотворной и интенсивной умственной деятельности; является типичным для вхождения в деятельность и возникающего в связи с этим интереса

Учебная деятельность предъявляет высокие требования ко всем видам и свойствам внимания ребенка. Являясь одним из основных условий успешности учебного процесса, внимание в нем и формируется. Организовать внимание школьников на уроке – значит направить их сознание на содержание учебной работы, включить их в действие, заставить думать. Концентрация внимания достигается за счет выработки ориентировочной основы действий: школьники должны уяснить для себя условия и порядок выполнения самостоятельной работы. Необходимо также связывать одни этапы выполнения учебных действий с другими, например: уяснение вопроса – обдумывание способа решения – контроль над ходом выполнения действий — проверка результата. Распределение внимания, необходимое на уроке легче достигается тогда, когда два (или более) вида действий подчинены одной, ясно осознаваемой цели и когда одно из действий является привычным и частично автоматизированным. Устойчивости внимания на уроке способствует такое изложение учебного материала, когда учитель размышляет, рассуждает, ведет их мысль от решения одной проблемы к решению другой. При переходе от одного вида учебной работы к другому необходимо переключение внимания. Оно будет полным и быстрым в том случае, если учитель подведет итого предыдущего вида работы и четко сформулирует учебную задачу для нового вида учебной работы.

Дети значительно различаются по показателям объема, устойчивости и распределения внимания. В целом внимательные дети учатся лучше, однако у невнимательных детей успеваемость больше связана с показателями произвольного внимания, особенно с его распределением. Низкий уровень развития этого свойства внимания ограничивает возможности детей при выполнении учебных задач. Поэтому тренировка распределения внимания может способствовать улучшению успеваемости. Высокий уровень развития произвольного внимания является необходимым условием реализации других факторов успешности обучения, в частности индивидуального моторного темпа. При этом чем выше индивидуальный темп у внимательных учащихся, тем лучше они учатся. А у невнимательных учащихся высокий индивидуальный темп может сочетаться с низкой успеваемостью.

Нарушения внимания, проявляющиеся как отвлечения, могут быть вызваны монотонной, неинтересной или непосильной учебной деятельностью, неверным темпом работы, сильными посторонними раздражителями, плохим физическим состоянием ребенка, утомлением. рассеянности представляют собой те случаи, когда человек не в состоянии ни на чем долго сосредоточиваться, когда он постоянно переходит от одного объекта (явления) к другому, ни на чем не задерживаясь. К числу расстройств внимания относится и рассеянность, которая довольно часто встречается у детей. Бороться с ней надо путем длительного воспитания всей личности ребенка, в особенности его волевых качеств. Помимо рассеянности наблюдаются и другие расстройства внимания. К их числу относят болезненное сужение сознания, его уменьшенную сферу действия. С этим нередко связывается слабая распределяемость внимания. Такого рода патологические явления наблюдаются при некоторых органических заболеваниях мозга. При других заболеваниях наблюдается легкая отвлекаемость внимания, его чрезмерная подвижность, постоянный переход от одного объекта и вида деятельности к другому. В отдельных случаях такой постоянный переход от одного объекта к другому делает невозможным выполнение какой бы то ни было работы. При некоторых психических заболеваниях наблюдается инертность, малая подвижность внимания или патологическая фиксация его. Подобные обстоятельства учитель должен знать и предупреждать своей деятельностью.



Источник

Различают пять свойств внимания: сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключение. Все перечисленные свойства внимания могут проявляться во всех видах внимания — в непроизвольном, произвольном и послепроизвольном.

Сосредоточенность — это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального. Сосредоточенность внимания обычно связана с глубоким, действенным интересом к деятельности, како­му-либо событию или факту. Степень или сила сосредото­ченности — это концентрация или интенсивность внимания. Концентрация — это поглощение внимания одним объектом или одной деятельностью. Показателем интенсивности яв­ляется невозможность отвлечь внимание от предмета дея­тельности посторонними раздражителями. Например, ребенок собирает новый конструктор. Он полностью погло­щен делом, не отвлекается ни на минуту, не замечает, как течет время, не реагирует на телефонные звонки, его мож­но окликнуть, позвать обедать — он не отвечает, а порой даже и не слышит. В этом случае можно говорить о большой концентрации и интенсивности внимания.

Устойчивость — это длительное удержание внимания на предмете или какой-нибудь деятельности. Устойчивым называется внимание, способное в течение долгого вре­мени оставаться непрерывно сосредоточенным на одном предмете или на одной и той же работе. И.П. Павлов говорил о своей работе: «Это прежде всего упрямая сосредото­ченность мысли, умение неотступно думать об избранном предмете, с ним ложиться и с ним вставать».

Читайте также:  Какие свойства ионной с

Противоположностью устойчивого внимания является внимание неустойчивое, колеблющееся, которое то и дело ослабляется или отвлекается в сторону.

Устойчивость внимания у разных людей различна. Одни могут очень долго, без отвлечения, сосредоточиваться на предмете своей деятельности, другие обладают этой спо­собностью в значительно меньшей мере. Но устойчивость внимания может колебаться и у одного и того же человека. Это зависит от осознания цели деятельности и ее значи­мости, от отношения к выполняемой работе.

Проследить колебания внимания можно при восприя­тии двойственных изображений, например большого и ма­ленького квадратов. Если в течение нескольких минут смот­реть на такой рисунок, то можно заметить, что меньший квадрат либо выдвинут — находится перед большим, либо «проваливается» — большой квадрат выдвигается на пере­дний план.

Внимание не может долго задерживаться на неподвиж­ном объекте (например, точка на листе), если мы не мо­жем его рассматривать с разных сторон. Чем богаче раз­личными своими свойствами объект, тем легче сосредото­чить внимание на нем в течение длительного времени. Например, чтение содержательной книги, просмотр спек­такля, беседа с интересным человеком, содержание жи­вописного пейзажа.

Объем — это количество объектов, которые охватыва­ются вниманием одномоментно, одновременно. Объем вни­мания обычно колеблется у взрослых в пределах от 4 до 6 объектов, у школьников (в зависимости от возраста) от 2 до 5 объектов. Человек с большим объемом внимания может заметить больше предметов, явлений, событий. Объем внимания во многом зависит от знания объектов и их связей друг с другом.

Для определения объема внимания пользуются специ­альным прибором, который называется тахистокоп (от греч. слов «тахистос» — быстрейший и «скопео» — смотрю). Этот прибор дает возможность показать человеку несколько объек­тов — букв, геометрических фигур, знаков — на 0,1 с. Сколь­ко объектов запомнил человек — таков его объем внимания.

Объем внимания важно учитывать во многих областях жизни. Например, создатель рекламы хочет, чтобы любой прохожий, бросив мимолетный взгляд на рекламный щит, понял и запомнил его содержание. Для этого надо, чтобы на рекламе было не больше пяти слов. Если их больше, то полезно ярко выделить несколько самых важных слов, но их число не должно превышать четырех — шести.

Человек, находящийся на крупном современном про­изводстве у пульта управления машинами, должен одним взглядом охватить несколько приборов. Широта объема внимания профессионально важна и для учителя.

Распределение внимания — это умение выполнять две или более различные деятельности, удерживая на них свое вни­мание. Может ли внимание распределяться одновременно между двумя или несколькими разными деятельностями? Может, жизнь постоянно требует этого. Например, сту­дент на лекции распределяет одновременно внимание меж­ду тем, что записывает, и тем, что слышит в данный мо­мент. Внимание учителя распределяется на весь класс, на отдельных ребят, на содержание урока и пр. Умение рас­пределять внимание у людей различно. Говорят, что Напо­леон мог одновременно выполнять семь дел.

Чтобы успешно выполнять одновременно две работы, хотя бы одну из них надо знать настолько хорошо, чтобы она выполнялась автоматически, сама собой, а человек лишь время от времени контролировал и регулировал ее сознательно. В этом случае основное внимание можно бу­дет уделить второй работе, менее знакомой человеку.

Умение распределять свое внимание развивается посте­пенно, с возрастом. Так, младшие школьники плохо рас­пределяют внимание, они еще не умеют этого делать, у них нет опыта, автоматических умений, поэтому не сле­дует предлагать им одновременно выполнять два дела или при выполнении одного дела отвлекать внимание ребенкана другое. Но способствовать развитию этого умения необ­ходимо.

Переключение — это сознательное и осмысленное пе­ремещение внимания с одного предмета или действия на другие, это перестройка внимания, переход его с одного объекта на другой в связи с изменением задачи деятельности. Существенной стороной внимания явля­ется его переключение, т.е. способность быстро перехо­дить от одной деятельности к другой. Сознательное пе­реключение внимания не надо путать с отвлекаемостью внимания.

Успех переключения зависит от особенностей преды­дущей и новой деятельности и от личных качеств человека. Если предыдущая работа интересная, а последующая нет, то переключение происходит трудно, и наоборот.

Переключение внимания всегда сопровождается неко­торым напряжением, которое выражается в волевом уси­лии. Отсюда понятно, почему школьнику бывает трудно начинать новую работу, особенно если она не очень нра­вится, а предыдущая деятельность, наоборот, была более интересной. Например, переключение внимания на урок от дел, которыми дети занимались на перемене. Частая сме­на видов работы в процессе учебной деятельности может вызывать у школьников большие трудности.

Если, отвлекаясь, человек меняет объект внимания непроизвольно, то, переключая внимание, он сознатель­но ставит цель заняться чем-то новым.

Внимание быстрее и легче переключается от менее важ­ного для личности предмета к более значимому.

В переключении внимания ярко проявляются индиви­дуальные особенности человека — одни люди могут быстро переходить к новой деятельности, а другие медленно и с трудом. Разные виды деятельности требуют разных форм внимания. Например, работа корректора требует высокой концентрации внимания, работа воспитателя, учителя — способности распределять внимание.

Внимание и рассеянность. Обычно внимание противо­поставляется рассеянности. В нашем языке рассеянность часто понимается как синоним невнимательности. Помните стихотворение С.Я. Маршака: «Рассеянный с улицы Бас-сейной»: «Вместо шапки на ходу он надел сковороду, вме­сто валенок перчатки натянул себе на пятки».

Читайте также:  Какие свойства грунтов определяются в лабораторных условиях

Однако рассеянность и невнимательность не всегда со­впадают друг с другом. Рассеянность может быть результатом неустойчивости, слабости внимания. Человек ни на чем не может сосредо­точиться долгое время, его внимание непрерывно пере­скакивает с одного на другое. Например, такое внимание характерно для детей, оно наблюдается и у взрослых, осо­бенно в состоянии утомления, во время болезни.

Но рассеянность может иметь и совершенно иную При­чину. Человек настолько сильно сосредоточен на одном предмете, деятельности, что не способен замечать ничего другого, потому и рассеян. Например, многие ученые со­вершенно не обращают внимания на бытовые проблемы, на окружающие их предметы и т.п. Эта рассеянность явля­ется выражением максимальной собранности и сосредо­точенности на основном предмете своих мыслей. У таких людей внимание сильное, но узкое и малоподвижное. К.К. Платонов в книге «Занимательная психология» при­водит такой эпизод. Ньютон задумал сварить яйцо. Взяв часы, он заметил начало варки. А спустя некоторое время вдруг обнаружил, что в руках держит яйцо, а варит… часы. Но когда ученого однажды спросили, как ему удалось от­крыть закон тяготения, он ответил: «Благодаря тому, что я неотступно думал об этом вопросе».

Одна из причин невнимания — недостаточная умствен­ная активность. Огромную роль в развитии внимания иг­рает направленность личности.

Источник

Дроздова Виктория Александровна
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Аннотация
Данная статья посвящена классификации свойств внимания. В статье они рассматриваются как неотъемлемые элементы человеческого сознания. Также, в статье раскрывается идея возможности их проявления у индивидов в разной степени и возможности влияния свойств внимания на повседневную деятельность людей.

Drozdova Victoria Alexandrovna
National research university «Higher school of Economics»

Abstract
This article devoted to the classification of properties of attention. In the article they are treated as integral elements of human consciousness. Also, the article reveals the idea of ​​their possible manifestations in individuals in varying degrees and the ability to influence the properties of attention to the daily activities of people.

Библиографическая ссылка на статью:
Дроздова В.А. Основные свойства внимания и возможности их эффективного использования в современных условиях // Психология, социология и педагогика. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2014/02/2776 (дата обращения: 07.02.2019).

Внимание — это произвольная или не произвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия. К функциям внимания обычно относят отбор значимых воздействий, регуляцию и контроль деятельности, а также удержание данной деятельности до момента завершения акта поведения. Внимание подразделяется на произвольное и непроизвольное. Некоторым людям свойственна такая черта личности, как внимательность, связанная с большим развитием свойств внимания. По внимательности, которая проявляется не в целом ко всему, а к определенным предметам и явлениям, можно судить о направленности личности. Давая определенную окраску психическим процессам, внимательность характеризует в какой-то степени человека в целом как индивидуальность. Если мы видим, что кто-то любознателен, находчив, схватывает всё налету, а кто-то в свою очередь, сосредоточен на чем-то строго определенном, мы можем сделать вывод, что многое в их характерах и темпераментах связано с развитием внимательности как черты личности.
Наконец, это свойство может являться и моральным качеством человека, так как выражается во внимательном отношении к людям, в чуткости, в заботливости о других, в отзывчивости, в понимании особенностей, нужд, интересов, потребностей другого человека. Напротив, иногда человек остается холодным, безучастным к другим только потому, что не замечает их состояния и потому никак не реагирует на него.

Опираясь на знания, полученные из житейского опыта, можно заметить, что внимание имеет некоторые особенности, которые у разных людей проявляются в разной степени; его можно если не ощутить, то как-то измерить, оно имеет объем, концентрацию, переключаемость, устойчивость, распределение. В силу того, что внимание проявляется в огромном разнообразии явлений и обладает множеством свойств, систематизировать составные части и характеристики этого понятия довольно сложно. Рассмотрим основные свойства внимания.

Условно, свойства внимания можно разделить на те, которые направлены на один объект и на те, которые отличаются направленностью на несколько объектов. К первым относятся такие свойства, как концентрация и устойчивость, ко вторым — распределение, переключаемость и объем внимания. Свойство избирательности, то есть выделение из окружения значимых для субъекта конкретных предметов и явлений, другими словами – возможность успешной настройки внимания на сознательное восприятие информации при наличии помех, занимает промежуточное положение между двумя подгруппами свойств.

Какие условия необходимы для актуализации основных свойств внимания

Рисунок 1 – Свойства внимания

Рассмотрим поподробнее первую группу свойств.

Свойства, направленные на один объект различаются между собой. Когда человек сосредотачивает внимание в одной точке, то говорят о высокой концентрации внимания, когда долго поддерживает его активность – об устойчивости.

Под концентрацией внимания (или же под сосредоточенностью) обычно понимают выделение сознанием объекта и направление на него внимания. Невозможно однозначно оценить роль концентрированного внимания. С одной стороны, оно необходимо для более полного и глубокого исследования того или иного объекта, а другой стороны, чрезмерная концентрация внимания приводит к резкому сужению поля внимания, что создает трудности в восприятии других важных объектов.

Читайте также:  Какие бывают физические свойства воды

Устойчивость внимания — это продолжительность времени, в течение которого человек может поддерживать свое внимание на объекте. Она особенно нужна в условиях однообразной и монотонной работы, когда длительное время выполняются сложные, но однотипные действия. Опытным путем доказано, что интенсивное сорокаминутное внимание может сохраняться произвольно без заметного ослабления и непроизвольных переключений, хотя даже это является довольно утомительным. В дальнейшем интенсивность внимания снижается, причем чем менее натренирован и усидчив человек, тем менее устойчивым вниманием он обладает.

Сосредоточенность и устойчивость внимания напрямую связаны с вероятностью достижения успеха в какой-либо деятельности. Эти свойства характеризуют глубину, длительность и интенсивность психической деятельности человека. Высокие показатели концентрации и устойчивости внимания отличают людей увлекающихся, готовых ради своего дела абстрагироваться от внешних раздражителей. Вниманию как таковому присущи кратковременные непроизвольные изменения степени его интенсивности, напряженности, называемые колебаниями внимания. Они сохраняются даже при самом устойчивом и сосредоточенном внимании. Чтобы так или иначе уравновесить эти колебания, надо научиться смотреть даже на знакомые явления с новой точки зрения.

Что касается второй группы свойств внимания, для которых характерна направленность на несколько объектов, то к ним можно отнести объем, распределение и переключаемость.

Объем внимания – это количество объектов, осознаваемое человеком в одно время при восприятии в связи с какой-либо одной задачей. Одновременно можно охватить не более десятка объектов, но это во многом зависит от свойств самих предметов. Разные объекты охватываются человеческим вниманием по-разному. Многое зависит от опыта человека и его профессиональной подготовки. Это дает возможность формировать объем внимания, объединяющий несколько объектов в один, более сложный. Существуют профессии, для которых высокая интенсивность и огромный объем внимания необходимы почти во все время трудовой деятельности, но для большинства всё же эти свойства внимания нужны лишь в отдельные моменты работы.

Распределение внимания — это способность одновременно выполнять несколько действий, или же умение индивида удерживать в центре внимания определенное число различных объектов и одновременно совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. Оно зависит от индивидуальных особенностей личности и от профессиональных навыков. Ни один человек не может одновременно делать два дела, не умея делать каждое из них в отдельности. Однако иногда человек действительно способен выполнять два вида активности в одно время. На самом деле, в таких случаях один из видов выполняемой деятельности должен быть полностью автоматизированным и не требующим внимания. То есть, осуществимость функций такого свойства внимания как распределение, связана с физиологическими особенностями головного мозга, а именно с тем, что привычные действия, не вызывающие затруднений вследствие уже выработанных прочных систем временных связей, могут управляться такими участками коры, которые находятся вне очага оптимального возбуждения.

Динамика любой работы приводит к необходимости постоянно менять объекты, на которые человек обращает внимание. Это выражается в переключении внимания, а именно в сознательном переносе внимания с одного объекта на другой. Как показывает жизненный опыт и как уже было сказано ранее, человек способен выполнить только один вид сознательной психической деятельности, а субъективное ощущение одновременности выполнения сразу нескольких обязано быстрому последовательному переключению с одной на другую. Непроизвольное переключение внимания называется отвлечением внимания. Физиологически произвольное переключение внимания объясняется перемещением по коре головного мозга участка с оптимальной возбудимостью. Высокая подвижность нервных процессов, как индивидуальная черта темперамента, позволяет легко и быстро переводить свое внимание с одного объекта на другой. В таких случаях говорят о гибком и подвижном внимании.

Если же у человека недостаток динамики нервных волокон, то этот переход происходит с усилием, трудно и медленно. Это значит, что у человека инертное внимание. Очень плохая переключаемость внимания у человека называется «липким вниманием». Иногда плохая переключаемость у людей происходит из-за плохой подготовки к работе.

Помимо всего, сказанного выше, хочется добавить пару слов о внимательности и рассеянности, как свойствах человеческой личности.

При рассеянности сознание человека не имеет определенной направленности. Она делится на два типа. Первый — это результат общей неустойчивости внимания. Он характерен для маленьких детей и для взрослых, не имеющих привычки работать сосредоточенно. Он также может появиться вследствие слабости нервной системы или хронической усталости. Второй вид рассеянности возникает потому, что человек сосредоточен на чем-то конкретном и поэтому не замечает ничего другого.

Внимательность связана с большим развитием свойств внимания: его объема, избирательности, устойчивости, переключаемости. Внимательность как черта личности имеет колоссальное значение в общем облике человека, ведь тот, кто обладает этим качеством, отличается наблюдательностью, способностью лучше воспринимать окружающее. C этим качеством, человек легко сосредотачивается, у него хорошо развито непроизвольное внимание.

Изучать внимание и его свойства достаточно трудно. Внимание имеет объект и субъект, но при анализе самого результата внимания исследователи сталкиваются с неопределенностью и неоднозначностью. Тем не менее, психологические исследования в области внимания сложно переоценить, ведь применение на практике их результатов имеет огромное значение в повышении производительности труда и повседневной деятельности любого человека.

Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Дроздова Виктория Александровна»

Источник