Какие улучшения тяговых свойств трактора

Какие улучшения тяговых свойств трактора thumbnail

Низкие тягово-сцепные свойства колесных тракторов ограничивают рабочие скорости движения из-за буксования ведущих колес, снижают ширину захвата машинно-тракторных агрегатов и приводят к снижению их производительности. Поэтому для повышения эффективности использования тракторов нужно обеспечить необходимое сцепление движителей с опорной поверхностью.

Все способы повышения тягово-сцепных свойств колесных тракторов делят на две группы: способы, основанные на увеличении сцепления движителей с почвой, и способы, базирующиеся на увеличении сцепного веса трактора.

Увеличения сцепления движителей можно добиться с помощью рационального подбора типа шин. Это связано с тем, что универсальнопропашные тракторы, как правило, комплектуют набором шин ведущих колес, что объясняется различными условиями работы и необходимостью вписываться в междурядья пропашных культур.

Также на проходимость колесных тракторов оказывает влияние давление воздуха в шинах. Снижение внутреннего давления в шинах на переувлажненных почвах ведет к увеличению площади контакта шины с почвой и уменьшению удельного давления в контакте шины с почвой. Это способствует повышению тяговых качеств трактора. Так, например, при крюковом усилии 10 кН снижение давления воздуха с 0,14 до 0,10 МПа ведет к уменьшению буксования до 33%, а с 0,10 до 0,08 МПа — до 23%. При работе на плотных почвах, наоборот, для уменьшения потерь на качение целесообразно давление воздуха в шинах несколько увеличивать. Однако при снижении давления ускоряется износ шин и может произойти их проворачивание относительно обода.

Применение широкопрофильных и арочных шин также способствует повышению тягово-сцепных свойств тракторов, но при увеличении влажности почвы свыше 40% наблюдается полное буксование. Перестановка колес требует дополнительных затрат энергии, средств и времени.

Для повышения проходимости колесные тракторы тягового класса 1,4 могут комплектоваться полугусеничным ходом, предназначенным для работы на влажных и рыхлых почвах, а также в зимний период. На рыхлой, влажной почве таким образом можно увеличить тяговую мощность трактора класса 1,4 примерно на 50%, а тяговое усилие — на 60%. Однако при этом возрастает сопротивление повороту трактора и в процессе эксплуатации резинотканевые ленты вытягиваются. Полугусеничный ход используют только в те периоды, когда трактор имеет повышенное буксование, оставляет глубокую колею и не развивает необходимой силы тяги на крюке. В остальное время применять полугусеничный ход не рекомендуется, так как при этом снижаются технико-экономические показатели трактора. Также для повышения тягово-сцепных свойств возможно применение уширителей колес и специальных металлических почвозацепов.

Универсально-пропашной трактор с уширителями на рыхлой почве с влажностью 30% обладает более высокими тяговыми показателями, чем без них на почве с влажностью 15%. Существенный недостаток уширителей — их повреждаемость при переезде с одного поля на другое.

Специальные металлические почвозацепы, как правило, не снижают удельного давления на почву и не уменьшают глубину следа. Поэтому на полевых работах их применяют при крайней необходимости, а в основном используют при движении по влажным грунтовым и лесным дорогам. Они могут быть трех видов: накидные, выдвижные лопа- точковые, расположенные сбоку колеса. Испытания показали, что накидные почвозацепы эффективно могут быть использованы на зимней укатанной дороге, неплотной влажной почве и на влажной грунтовой дороге. На рыхлом влажном грунте почвозацепы почти не повышают тяговых качеств из-за их залипания влажной почвой. Также накидные почвозацепы ухудшают плавность хода трактора.

Выдвижные почвозацепы применяют в том случае, когда ширина колеса не ограничена размерами междурядий.

Сдваивание ведущих колес — очень энергоемкая операция, но позволяет увеличить мощность в зоне больших тяговых усилий и малых скоростей. В зоне малых тяговых усилий и больших скоростей движения, характерных для транспортных агрегатов, тяговая мощность на сдвоенных колесах меньше, чем на одинарных, из-за повышенного сопротивления качению. Увеличение силы сцепления и соответственно тягового усилия при этом происходит в основном за счет повышения сцепного веса (от комплекта приставных колес, проставок, шпилек и других деталей). Об этом свидетельствует тот факт, что значения коэффициента использования сцепного веса трактора со сдвоенными и одинарными колесами при одинаковом буксовании и прочих равных условиях находятся на одном уровне.

На современных тракторах используют автоматическую и принудительную блокировку дифференциала, которую рекомендуется применять как кратковременную меру для повышения проходимости в неблагоприятных условиях. Для обеспечения поворота колесного трактора ведущие колеса закрепляют на разрезном валу, состоящем из двух половин — полуосей, между которыми расположен специальный механизм, называемый дифференциалом. Облегчая поворот машины, дифференциал вреден в тех случаях, когда сцепление правого или левого колеса с почвой недостаточно для движения машины (происходит буксование одного колеса и остановка другого). Для устранения этого вводят механизм блокировки дифференциала. Для того чтобы заблокировать дифференциал, достаточно одну из полуосей жестко соединить с корпусом дифференциала или же полуоси соединить между собой. У некоторых тракторов блокировка дифференциала заднего моста производится автоматически.

Для полного использования сцепного веса и повышения проходимости в трудных условиях выпускаются тракторы с передними ведущими мостами. Наибольшее распространение получили универсальнопропашные тракторы с четырьмя ведущими колесами (4К4а и 4К46). При достижении номинального тягового усилия происходит выравнивание распределения массы по опорам трактора, и оба ведущих моста работают с одинаковым сцепным весом.

Читайте также:  Какие диагностические свойства входят в систему 4 си

На малоэнергоемких полевых и транспортных работах для снижения сопротивления качению бывает экономически целесообразно применять только один ведущий мост. Поэтому в конструкции тракторов предусматривается автоматическое включение переднего моста при повышенном буксовании задних колес в труднопроходимых местах.

При использовании прицепов и полуприцепов с активными осями улучшаются тягово-сцепные свойства трактора за счет дополнительной тяги, создаваемой активной осью прицепа (полуприцепа) и приходящимся на нее сцепным весом прицепа. Подвод мощности к активной оси осуществляется через ВОМ трактора. Наибольшее применение агрегаты с активной осью находят на снежных и других труднопроходимых дорогах.

Наиболее простым вариантом увеличения сцепного веса трактора является балластирование. Для балластирования могут использоваться чугунные грузы, навешиваемые на ведущие колеса или остов трактора. Кроме того, возможно применение балластной жидкости, которой наполняются шины трактора.

Балластировка трактора имеет отрицательные стороны. При переходе с больших тяговых усилий на малые и с низких на высокие скорости движения балласт способствует росту потерь на качение и снижение КПД трактора. С увеличением сцепного веса трактора шина становится более жесткой, глубина следа и уплотнение почвы повышаются. Также считается неперспективным и применение балластных жидкостей, особенно на высоких скоростях движения и при низких температурах.

Для повышения тягово-сцепных свойств колесные тракторы оснащают специальными устройствами. Среди них гидроувеличитель сцепного веса (ГСВ), который поддерживает постоянным напор масла в основном силовом цилиндре, позволяя частично разгрузить опорные колеса навесных сельскохозяйственных орудий и тем самым увеличить нагрузку на ведущие колеса трактора, улучшая их сцепление с почвой.

Кроме того, на тракторах устанавливается механический увеличитель сцепного веса (механический догружатель ведущих колес), который при недостаточном сцеплении ведущих колес трактора с почвой обеспечивает перенос на них части веса навесного орудия, уменьшив нагрузку на его опорные колеса. Для этого нужно изменить угол наклона центральной тяги, т.е. сместить мгновенный центр вращения системы навесного орудия.

Помимо этого возможно применение различных вариантов автоматического регулирования положения рабочих органов навесных машин, с помощью которых можно регулировать сцепной вес трактора за счет переноса части агрегатируемой с трактором машины на задние ведущие колеса трактора (более подробно эти способы описаны в разделе 14).

Источник

Максимальная сила тяги трактора ограничивается буксованием движителя. Пневматические шины на влажных, рыхлых и заснеженных грунтах не развивают достаточного сцепления (буксуют). В результате уменьшаются сила тяги и скорость (ухудшается проходимость трактора), а также возрастают потери мощности на передвижение трактора и снижается экономичность его работы.

Способы повышения тягово-сцепных качеств условно можно подразделить на две группы: первые увеличивают сцепление движителей с почвой, грунтом или дорожным покрытием; вторые позволяют увеличить сцепной вес трактора, т.е. вес, приходящийся на его ведущие колёса.

Повышение тягово-сцепных качеств сельскохозяйственных тракторов может быть достигнуто: рациональным подбором типа шин и давления в них; сдваиванием и страиванием ведущих колес; использованием полугусеничного хода.

Увеличение площади контакта может достигаться при применении широкопрофильных и арочных шин, сдвоенных и строенных ведущих колес.

Например, трактор МТЗ-80 со сдвоенными ведущими колесами на шинах 12-38 на стерне суглинка развивает тяговое усилие на 20% больше и имеет на 40% меньшую глубину колеи, чем на одинарных шинах.

Для тракторов 4К46 массой свыше 7 т сдваивание и даже страивание колес применяется в основном для снижения давления на почву и уменьшения глубины колеи. Для этой цели используют специальные приспособления.

Основными элементами приспособления для сдваивания колес (рис. 7.14) являются захват 4, цепляющийся за скобы кронштейна 3, прижим 7, стяжной болт 5 и проставочное кольцо 6.

Какие улучшения тяговых свойств трактора

Рис. 7.14. Приспособление для сдваивания колес трактора Т-150К:

1 — наружное колесо; 2 — внутреннее колесо; 3 — кронштейн; 4 — захват; 5 — стяжной болт; 6 — проставочное кольцо; 7 — прижим

Для особых условий работы колесных тракторов (заболоченная местность, пойма реки) применяют полугусеничный ход, позволяющий одновременно увеличить площадь контакта и сцепление движителей с почвой.

У трактора “Беларусь” полугусеничный ход выполнен в виде съемного приспособления, состоящего из эластичной ленточной гусеницы, монтируемой на задние колеса размером 12-38 и дополнительного колеса размером 6,5-16.

Натяжное колесо 1 полугусеничного хода (рис. 7.15) с осью 2 устанавливают на кронштейне б, приваренном к балансиру 7. Задний конец балансира 7 через серьги 12 шарнирно соединен с кронштейном 13, привернутым к рукаву полуоси заднего колеса болтами 14.

Какие улучшения тяговых свойств трактора

На оси 2 имеется рейка, в зацеплении с которой находится червяк 4, устанавливаемый в кронштейне 6 балансира. Вращением червяка ось натяжного колеса может перемещаться в отверстии кронштейна. Перемещением осей в сочетании с переворачиванием натяжных колес на ступицах достигают бесступенчатого регулирования колеи натяжных колес 1 в пределах 1500… 1800 мм. Крышка 3 и заглушка 5 предохраняют внутреннюю полость кронштейна 6 от попадания грязи. В отверстии кронштейна 6 ось 2 фиксируют клиновидным болтом 8. К продольной трубе балансира приварена шаровая опора 9, в которой шарнирно закреплена шаровая головка натяжного винта 10 винтовой цилиндрической пружины 11. Последний служит для регулирования натяжения гусеницы ввинчиванием или вывинчиванием винта 10 из внутренней трубы 17 и прижатия натяжного колеса к грунту перестановкой верхнего конца наружной трубы 16 в различные отверстия кронштейна 15.

Читайте также:  Каким свойством обладает капустный лист

Увеличение сцепного веса трактора может быть достигнуто за счет увеличения собственной массы трактора и использования в качестве сцепного веса всего веса трактора (привод ко всем колесам), а также применением обоих способов.

Балластирование сельскохозяйственных тракторов является распространенным способом увеличения веса трактора и широко применяется на практике.

Металлические балластные грузы, масса каждого из которых не должна превышать 20 кг, устанавливаются на брус передней оси трактора или на диски ведущих колес. Суммарная масса балластных грузов достигает 20…25% конструкционной массы трактора и устанавливается заводом -изготовителем с учетом прочностных возможностей трактора.

При недостатке сцепного веса, помимо установки грузов, камеры ведущих колес могут быть заполнены на 3/4 объема водой в теплое время года или 25% раствором хлористого кальция в холодное время.

Ведущие колеса тракторов для выполнения этой операции имеют водовоздушные вентили, а в комплект инструмента тракториста входят приспособления для выполнения этой операции.

Преимуществом жидкостного балластирования является то, что в использовании грузоподъемности шины не участвует масса столба жидкости с основанием в виде пятна контакта шины с поверхностью пути, а недостатком — большая затрата времени при заполнении и сливе жидкого балласта и трудность варьирования его величиной применительно к условиям работы (виды операций, тип и состояние почвы). Удаление воды при сливе балласта должно быть тщательным, иначе остатки воды в камере могут привести ее к порче.

Недостатки рассмотренных способов статического балластирования трактора (трудоемкость установки и снятия балластных грузов и заполнения шин жидким балластом и слив жидкости) устраняются при более совершенном динамическом способе увеличения сцепного веса.

При работе трактора с навесными машинами и орудиями увеличение сцепного веса обеспечивается специальными устройствами гидросистемы и механизма навески, позволяющими догружать ведущие колеса за счет части массы навесных орудий и части вертикальной составляющей реакции почвы, воздействующей на рабочие органы орудия.

Такие устройства — догружатели ведущих колес устанавливают на большинстве современных колесных тракторов. Принцип действия и конструкция догружателей ведущих колес рассмотрены в главе 10.

Наиболее эффективным способом повышения тягово-сцепных качеств колесных тракторов является установка привода ко всем колесам трактора. В результате полный вес трактора используется в качестве сцепного. В последние годы такие тракторы получили широкое распространение.

Одним из средств повышения тяговых качеств трактора является блокировка ведущего моста, исключающая раздельное буксование ведущих колес.

Повышение тягово-сцепных качеств промышленных и лесопромышленных тракторов достигается применением шин со специальными зацепами протектора, применением цепей противоскольжения на тракторах-погрузчиках и лесопромышленных тракторах.

Увеличение сцепления и уплотняющего действия погрузчиков мусора достигается применением металлических колес с зацепами в виде шипов.

Для уравновешивания массы ковша и увеличения усилия копания ковша на фронтальных погрузчиках применяют металлический балласт и жидкостное балластирование.

Источник

Категория:

   Тракторы

Публикация:

   Улучшение тягово-сцепных свойств колесного трактора

Читать далее:

Какие улучшения тяговых свойств трактораУлучшение тягово-сцепных свойств колесного трактора

Во время движения трактора с нагрузкой под действием почвозацепов ведущих колес почва сминается и несколько сдвигается. Колеса при этом проскальзывают, что приводит к снижению поступательной скорости трактора и увеличению затрат энергии на перекатывание трактора. Это явление проскальзывания ведущих колес при движении трактора носит название буксование.

Буксование — явление чрезвычайно вредное, так как

Полугусеничный ход делается съемным и устанавливается на трактор в том случае, когда в этом возникает необходимость. Он состоит из гусеницы, надеваемой на ведущее и натяжное колесо, для каждой стороны трактора.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Гусеница изготовлена из двух резинотканых лент, соединенных между собой стальными почвозацепами, а натяжное устройство — из натяжного колеса, балансира и пружинного амортизатора.

Своевременная замена шин ведущих колес при износе почвозацепов. По мере износа высоты почвозацепов шин ведущих колес буксование возрастает, а при износе почвозацепов на 80 % становится настолько большим, что приводит к резкому снижению производительности тракторного агрегата и повышению расхода топлива. Дальнейшая эксплуатация этих шин становится нецелесообразной, и их следует заменять новыми.

Изменение давления воздуха в шинах. Давление воздуха в шинах — один из важных факторов, влияющих на буксование ведущих колес. При понижении давления увеличивается деформация шин, а следовательно, и площадь контакта колес с почвой, что улучшает их сцепление.

На влажных и рыхлых почвах целесообразно работать с пониженным давлением в шинах. Однако этим способом нужно пользоваться очень осторожно и понижать давление только до пределов, ограниченных пред-приятием-изготовителем шин. При переходе трактора на работу на твердом грунте давление воздуха следует увеличивать до нормы.

Читайте также:  Какие есть свойства у вады

Установка почвозацепов на ведущие колеса. Это мероприятие в значительной степени улучшает сцепление и уменьшает буксование на рыхлых и влажных почвах. Известно очень большое количество самых разнообразных конструкций почвозацепов. Кроме того, на трактор устанавливают полугусеничный ход, применение которого значительно повышает тяговые свойства трактора при его работе в тяжелых условиях.

Увеличение сцепной силы. Сцепной силой Gcu называется часть силы тяжести G подготовленного к работе трактора (заправленного топливом, маслом и водой, в кабине находится тракторист), прижимающая к почве его ведущие колеса.

Если трактор неподвижен, то на него действует сила тяжести и нормальная реакция почвы. Сила тяжести приложена к центру тяжести трактора, на горизонтальном участке поля направлена перпендикулярно к почве и равна произведению массы подготовленного трактора на ускорение свободного падения (G = mg).

Значение сцепной силы, приходящейся на каждое из колес трактора, у тракторов различной конструкции неодинаковое.

У тракторов универсально-пропашного типа с колесной формулой 4К2 (рис. 91, а) на задние ведущие колеса падает примерно Giu— 0,67 G/2, а на передние направляющие GcU=0,33G/2, а с колесной формулой 4К.4 (см. рис. 91, б, в) на передние ведущие колеса приходится Gju==0,33G/2, а на задние ведущие колеса G^ц = = 0,67G/2.

У тракторов общего назначения с колесной формулой 4К4 на передние ведущие колеса падает = 0,65G/2, а на задние ведущие колеса Gcu = 0,35(7/2.

Какие улучшения тяговых свойств трактора

Рис. 91. Сцепные силы на колесах тракторов с колесной формулой: а — 4К2; б, в — 4К4; г — действие сцепных сил при вспашке.

При движении трактора с нагрузкой сцепная сила вследствие перераспределения сил, действующих на трактор, как правило, увеличивается на задних колесах и уменьшается на передних.

Развиваемый двигателем крутящий момент преобразуется трансмиссией в крутящий момент Мх (см. рис. 91, а) на ведущих колесах и обеспечивает появление силы тяги трактора, называемой силой тяги по двигателю Ра.

Наибольшая сила тяги Р, при которой почва может удерживать колеса трактора, не допуская буксования, называется силой тяги по сцеплению PQц. Следует заметить, что сила тяги Р непосредственно на трактор не передается, но вызывает появление равной ей по значению и направлению толкающей силы Р’, приложенной к остову трактора через оси ведущих колес и непосредственно обеспечивающей движение трактора. Толкающая сила преодолевает силу сопротивления качения Р и обеспечивает буксирование машин.

Рассмотрим основные способы, позволяющие увеличить сцепную силу трактора.

Навешивание чугунных грузов на диски колес. Этот способ применяют у универсально-пропашных и некоторых специальных тракторов. Причем если трактор работает с боронами, сеялками и т. п. машинами и орудиями, то грузы укрепляют на правые и левые колеса.

В том случае, когда трактор работает на пахоте, вследствие того, что его правое колесо идет по дну борозды, а сам он наклонен вправо, расстояние от проекции центра тяжести G трактора до правого колеса у меньше, а до левого колеса х больше. В результате сцепная сила правого колеса G“u оказывается больше сцепной силы левого колеса GcU. Если же учесть и то обстоятельство, что

левое колесо идет по более рыхлой почве, где коэффициент сцепления меньше, а правое — по плотному дну борозды, где коэффициент сцепления больше, то для увеличения сцепной силы, приходящейся на левое колесо на Grp, и силы тяги трактора необходимо чугунные диски с правого колеса переставить на левое.

Заполнение камер шин ведущих колес жидкостью. Если, например, камеру ведущего колеса трактора с шиной размером 330—965 (12—38) заполнить на 3/4 объема водой, то масса колеса увеличится на 170 кг.

При температуре окружающего воздуха ниже +5 °С вместо воды нужно заливать водный раствор хлористого кальция (СаС12), состоящий из 25 частей хлористого кальция и 75 частей воды. Температура замерзания такого раствора —32°С.

Укрепление на раме трактора дополнительного груза (балласта). Такой способ увеличения сцепной силы применяют на тракторах общего назначения (см. рис. 91, в), направляемых на транспортные работы с двухосными прицепами, у которых на раме можно установить платформу и положить на нее груз массой 1000… 1500 кг. Такая догрузка дает положительные результаты и при работе трактора с прицепными сельскохозяйственными машинами.

Как показали специальные исследования с трактором Т-150К, укрепление груза эффективно только на плотных почвенных фонах: производительность при этом возрастает на 5…10%, а расход топлива снижается на 3…12%.

Применение догружателей ведущих колес. Эти приспособления рассматриваются в главе XIII § 4. Использование догружателей весьма эффективно, так как они просты в использовании и не требуют каких-либо переоборудований трактора.

Рекламные предложения:

Читать далее: Приспособление ходовой системы колесных тракторов к различным условиям эксплуатации

Категория: —
Тракторы

Главная → Справочник → Статьи → Форум

Источник