Какие свойства звуков речи рассматриваются в акустике
С акустической точки зрения в звуке различают тон и шум.
Вторым признаком звука является его высота, она звисит от частоты колебаний, чем больше частота колебаний, тем звук выше (от 16 до 20 тыс. герц).
Но для языкознания важна не абсолютная, а относительная высота звука — разница между высотой разных звуков. Высота одного и того же звуа может меняться в звисимости от интонации, а это важно.
Сила звука (зависит от амплитуды колебаний, чем больше амплитуда, тем сильнее звук).
Ее нельзя смешивать с громкостью (восприятие интенсивности звука слуховым аппаратом человека, фон).
Звуки, одинаковые по силе, но разные по высоте, — звуки разной громкости.
Тембр — зависит от соотношения основного тона и дополнительных тонов, обертон.
С акустической точки зрения в звуковой речи, прежде всего, различают тон и шум. Тон возникает в результате периодических колебаний, а шум из непериодических колебаний. В разных группах звуков соотношение тона и шума различно. Вторым важным признаком звука является высота. Она зависит от частоты колебаний. Чем больше частота колебаний звука, тем он выше. Для языкознания важна не абсолютная, а относительная высота звука, высота одного и того же звука может меняться в зависимости от интонации, а это важно для выделения ударных слогов. Сила звука зависит от амплитуды колебаний. Силу звука нельзя смешивать с громкостью. Под громкостью понимают восприятие интенсивности звука слуховым аппаратом человека. Звуки одинаковы по силе, но разны по высоте, воспринимаются как звуки разной громкости, более высокие звуки воспринимаются как более громкие. Следующий признак – это тембр звука. Именно по нему мы различаем людей.
Артикуляционная характеристика звуков речи.
Зависит от функционирования речевого аппарата, который остоитиз:
• дыхательногоаппарта (легкие, диафрагма, бронхи, трахея);
• гортань (голосовые связки);
• надгортанные полости (глотки, рта, носа).
Органы речи делятся на активные и пассивные.
• активные — голосовые связки, язык, маленький язычок, мягкое небо, губы;
• пассивные — твердое небо, альвеолы, зубы.
В результате совместной работы органов речи в преобразование звуков называется артикуляцией. Она сотоит из трех этапов:
a0 Приступ (экскурсия) — органы речи занимают положение, необходимое для произношения какого-либо звука.
b0 Центральный (главный) — выдержка, произнесение звука.
c0 Отступ (рекурсия) — возвращение органов речи в первоначальное положение.
В работе органов речи есть общие черты, не зависимо от тогом, на каком языке говорят люди и в то же время, каждый народ обладает своими произносительными особенностями. Эти особенности объясняются привычкой говорящих на данном языке к определенному укладу органов речи.
Привычные артикуляционные навыки, которые типичны для всех говорящих на данном языке, называются его артикуляционной базой.
12.
Классификация гласных звуков
В языкознании чаще всего используется классификация гласных, основанная на артикуляционных признаках с учетом акустических признаков гласных. Особое значение при классификации гласных имеет работа языка и губ. Движение языка может происходить по горизонтали или по вертикали. Движение языка по вертикали определяет подъем гласного.
— По подъему определяют: верхнего подъема, среднего подъема и нижнего подъема. Гласные верхнего подъема называются узкими (закрытыми) гласными, нижнего – широкими (открытыми) гласными.
— Движение языка по горизонтали определяет ряд гласного. Гласные могут быть переднего, среднего ряда.
— Качество гласного зависит от формы ротового резонатора. Если губы напряжены и округлены, то гласные называются огубленными. Степень огубления в различных языках может быть различной (в англ. меньше, чем в русском). Если губы не напряжены и не округлены, гласные называются неогубленными.
— С акустической точки зрения гласные различаются степенью сонорности и высотой тона. Различают чистые и носовые гласные. Важно деление гласных по длительности: долгие и краткие. Но в различных языках роль длительности различна (англ., нем., фр.) Долгота и краткость гласного служат для распознавания слов. В русском длительность гласного является лишь эмфатическим средством. В некоторых языках существует 3 ступени длительности гласного (эстонский). Длительность гласного обычно связывают с другим его признаком (напр., в нем. долг. гласн. – закрыт., кр. – откр.) Дополнительным признаком гласного является напряженность (ненапряженность). Напряженные гласные произносятся четко. Степень напряжения в языках различна (напр., в рус.гласные менее напр., чем во фр. и нем.) Но в пределах одного языка степень напряженности гласных различна. Так ударные гласные наиболее напряжены, чем безударные. Гласные верхнего подъема также более напряжены, чем гласные нижнего ряда. Главным для классификации гласных является деление на монофтонги и дифтонги. Большинство гласных – монофтонги (однозвучные, цельные по составу). Особую группу составляют дифтонги. При произношении дифтонгов переход от одной артикуляции к другой осуществляется в виде скольжения, что приводит к их смещению. Дифтонгами богаты англ. и нем. Главные элементы, составляющие дифтонги, всегда относятся к одному слогу, причем один из компонентов дифтонга является слогообразующим. Если слогообразующим является первый компонент, то такой дифтонг называется нисходящим (нем., англ.), если слогообразующим явл. второй элемент – восходящим (румынский).
Фонетика — раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. В отличие от др. лингвистических дисциплин, Ф. исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений. Поэтому Ф. связана также с нелингвистическими дисциплинами: с анатомией и физиологией речеобразования и восприятия речи, с одной стороны, и с акустикой речи – с другой. Как и языкознание вообще, Ф. связана с психологией, поскольку речевая деятельность является частью психической деятельности человека. В отличие от нелингвистических дисциплин, Ф. рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы, служащие для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму, без чего общение невозможно. Вне этой функции звуковая сторона языка не может быть понята; даже отдельный звук речи выделяется из звуковой цепи лишь как представитель фонемы, т. е. благодаря его связям со смысловыми единицами языка.
Три аспекта:
1) анатомо-физиологический (артикуляционный)
Исследует звук речи с точки зрения его создания:
Какие органы речи участвуют в его произношении;
Активны или пассивны голосовые связки
Вытянуты ли губы вперед и т. д.
2) акустический (физический)
Рассматривает звук как колебание воздуха и фиксирует его физические характеристики: частоту (высоту), силу (амплитуду), длительность.
3) функциональный аспект (фонологический)
Изучает функции звуков в языке, оперирует фонемами.
Звуки речи – способ материализации морфем и форм слова, которые выступают как единство звучания и значения. Звук речи – единица звуковой системы языка. Фонема – звуковая единица языка.
Общей теорией звука занимается акустика– один из разделов физики, она определяет сущность звука и даёт ему количественную характеристику. Звук речи, как и всякий другой звук, представляет собой колебательное движение, передаваемое через упругую среду (воздух) и воспринимаемое человеческим ухом. Звуки речи ограничены возможностями органов слуха, при помощи которого они воспринимаются, и речевого аппарата, который их производит.
В зависимости от характера колебательных движений звуки делятся на музыкальные (тона — это периодические (ритмичные) колебания голосовых связок) и немузыкальные (шумы — это непериодические (неритмичные) колебания звучащего тела, например, губ). Из шума и голоса состоят гласные и звонкие согласные, глухие согласные – из одних шумов.
Звуки речи отличаются друг от друга высотой, силой и длительностью, а также тембром.
Высота звука — это число колебаний в секунду. Она зависит от длины и натянутости голосовых связок.
Сила звука определяется амплитудой колебания. Сила звука называется громкостью. Мощность звука зависит от резонатора Напр., в слове «пила» гласная [и], будучи безударной и имея меньшую мощность, звучит сильнее, чем ударная [а]. Дело в том, что более высокие звуки кажутся более громкими, а звук [и] выше, чем [а]. Таким образом, звуки одинаковой силы, но различной высоты воспринимаются как звуки различной громкости. Следует отметить, что сила звука и громкость не равнозначны, поскольку громкость — это восприятие интенсивности звука слуховым аппаратом человека.
Длительность звука, т.е. время колебания измеряется в миллисекундах. Так, в русском языке ударные гласные длительнее безударных. Звук имеет сложный состав. Он состоит из основного тона и обертонов. Основной тон — это тон, порожденный колебаниями всего физического тела. Обертон — частичный тон, порожденный колебаниями частей этого тела. Обертон («верхний тон») всегда выше основного тона в кратное число раз. Интонация речи создается изменением частоты основного тона, а тембр — изменением частоты обертонов. Тембр — это своеобразная окраска звука, создаваемая обертонами. Он зависит от соотношения основного тона и обертонов. Тембр позволяет отличать один звук от другого, различать звуки различных лиц, мужскую или женскую речь. Тембр у каждого человека строго индивидуален и уникален
Артикуляция — процесс произнесения звука.
Фазы:
1. Экскурсия — органы речи переходят из спокойного состояния в положение, необходимое для произнесения данного звука
2. Выдержка- сохранение положения, необходимого для произнесения звука
3. Рекурсия — возвращение органов в исходное положение.
При произнесении звуки влияют друг на друга из-за накладки экскурсии на рекрсию и наоборот.
У каждого языка есть своя артикуляционная база — свойственные языку движения того или иного органа. Также индивидуальным органом является сочетание артикуляционных органов.
*
Речевой звук — звук, образуемый произносительным аппаратом человека с целью языкового общения (к произносительному аппарату относятся: глотка, ротовая полость с языком, лёгкие, носовая полость, губы, зубы).
Наука о звуках речи называется фонетикой. В силу своей специфики звуки речи рассматриваются с трёх точек зрения: 1) акустической, поскольку звук является акустическим явлением; 2) физиологической, так как звуки являются продуктом деятельности центральной нервной системы и образуются органами речи; 3)лингвистической (социальной), так как при помощи речевых звуков осуществляется общение; звуки определяют различия смысла слов в каждом отдельном языке.
Общей теорией звука занимается раздел физики – акустика. С точки зрения акустики, звук – это результат колебания какого-либо тела в какой – либо среде, осуществляемый действием какой – либо силы и доступный для слухового восприятия.
Акустика различает в звуке следующие признаки:
1.Высоту, что зависит от частоты колебаний, чем больше частота колебаний в единицу времени, тем выше звук, чем меньше – тем ниже звук.
2.Силу, что зависит от амплитуды колебаний, чем больше амплитуда колебаний, тем сильнее звук, и наоборот.
3.Длительность или долготу, т.е. продолжительность данного звука.
4.Тембр звука, т.е. индивидуальное качество его акустических признаков.
Важную роль в образовании звуков играет резонанс – многократное отражение звука от какой-либо поверхности (возникает в замкнутой воздушной среде). Роль стенок резонатора основана на известном законе физики – гладкая поверхность отражает, рыхлая поглощает. Поэтому напряженная мускулатура языка содействует излучению резонаторных тонов, рыхлая же поверхность ненапряженного языка впитывает тоны и смазывает характерные резонаторные тоны.
Таким образом, тембр звука – явление сложное, содержащее в себе основной тон и шум (или их комбинацию). Гармонические обертоны (более высокие тона) и резонаторные тоны.
Для образования звуков речи нужны те же условия, что и для образования вообще любых звуков: движущая сила, тело, колебания которого дадут тоны и шумы, и резонатор для оформления тембра звуков.
Источником образования большинства звуков речи, т.е. движущей силой, служит струя воздуха, выталкиваемая из легких по бронхам, трахее через гортань и далее через глотку и полость рта (или носа) наружу. С физиологической точки зрения звук – это колебания, создаваемые голосовыми связками под воздействием струи воздуха.
Специальных органов, предназначенных только для производства речи у человека нет, но органы для дыхания и пищеварения перестроились и приобрели дополнительные функции – говорить. Реч. аппарат включает органы дыхания: легкие , бронхи, трахея. Собственно произносительный аппарат – ротовая и носовая полость, полости глотки и гортань, мозг и ЦНС.
3 фазы артикуляции: 1. экскурсия или приступ – подготовка органов речи к произнесению звуков; 2. выдержка – фаза собственно произношения звука. Органы речи удерживают положение необходимое для произношения звука; 3. рекурсия – фаза, при которой органы речи от произнесения данного звека переходит к спокойному положению или произношению след. звука. В процессе связной речи рекурсия предшествующего звука совпадает с экскурсией следующего.
Высота
звука
зависит
от количества колебаний в единицу
времени. От увеличения количества
колебаний высота звука повышается, от
уменьшения – понижается. Высоту звуков
измеряют герцами – одно колебание в
секунду (Герц – нем. физик). Человеческое
ухо воспринимает звуки от 16 до 20 000 герц.
Изменения высоты звуков в речи создает
интонацию, мелодику речи.
Сила
звука (громкость)
определяется
амплитудой колебаний звуковой волны:
чем больше амплитуда, тем сильнее звук.
В речи сила звука связывается с понятием
о силовом ударении. Сила звука
воспринимается слушающим как громкость.
Длительность
или
долгота звука
связана с продолжительностью данного
звука во времени с его количеством
колебаний: в русском языке, например,
гласные под ударением длительнее
безударных.
Тембр
звука (собственное
звучание звука). Тоны и шумы взаимодействуют
в ротовом и носовом резонаторах, создавая
индивидуальные тембры звуков, по которым
мы и узнаем звуковую речь наших знакомых
и родных.
Характер
колебательных движений. Большую
роль в акустической окраске звуков
играет характер колебательного движения:
если
оно совершается ритмически, то есть
через определенные интервалы повторяются
такие же периоды, то такая звуковая
волна создает музыкальный
тон (гласные); Если же колебательное
движение прерывается, то ухо воспринимает
такой звук как шум
(согласные).
4.Акустическая классификация звуков речи.
Акустическая классификация
строится на звуковых (акустических)
признаках. К акустическим признакам
звука относятся звучность,
сила и высота.
По звучности различают вокальные и невокальные звуки.
Вокальными являются гласные и
сонорные согласные, а невокальные –
шумные согласные.
По силе звуки
делятся на консонантные и неконсонантные.
Консонантные – это слабые звуки, к ним
относятся все согласные, а неконсонантные
звуки – это сильные звуки, к ним относятся
все гласные.
По высоте звуки
делятся на высокие и низкие.
К высоким относятся гласные звуки
переднего ряда, а также переднеязычные
и среднеязычные согласные звуки. К
низким относятся все остальные гласные
и согласные звуки.
Так,
например, звук [о]
— вокальный,
неконсонантный, сильный, низкий, а
звук [д] –
невокальный, консонантный, слабый,
высокий.
5.Понятие об артикуляции. Речевой аппарат, его устройство и функции отдельных частей.
Артикуляция –
это работа органов речи: легких;
дыхательного горла; гортани; голосовых
связок, расположенных поперек
гортани; полости
рта, полости губ, языка и др.
Легкие
Связки
Артикуляционный
аппарат
Нос
Зубы
пассивные органыНебо
Язык
активные органыНижняя
челюсть
Артикуляция
состоит их трех моментов: экскурсии,
выдержки и рекурсии.
Экскурсия –
это начальный момент, когда органы
речи готовятся к произношению.Выдержка, или
центральный момент, — это момент
произношения звука, его звучания.Рекурсия –
заключительный момент, когда органы
речи завершают произношение.
При
артикуляции гласных звуков активную
роль играют язык и губы. В артикуляции
согласных звуков участвуют не только
язык и губы, но и небо. Например,
звук [у] образуется
посредством губ (они округлены), а
звук [р] –
вибрацией кончика языка.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Общей теорией звуказанимается раздел физики — акустика, которая рассматривает звук как результат колебательных движений какого-либо тела в какой-либо среде. Физическое тело может быть любого вида: твердым — любой предмет, жидким -любая жидкость, газообразным — любой газ. Каждое из тел способно выступать источником и проводником звука. Среда служит проводником звукаа до органа его восприятия. Колебательные движения могут быть ритмичными, упорядоченными или аритмичными, неупорядоченными. Ритмичные движения производят звуки определенной, устойчивой частоты — тоны, аритмичные -неопределенной, неустойчивой частоты — шумы. Часто тон и шум объединяются в один смешанный тоно-шумовой звук.
Акустика различает в звуке следующие основные признаки: высоту, силу, длительность и тембр.
Высотазвука зависит от частоты колебаний, то есть от числа полных коле5баний в единицу времени. Полное колебание происходит при отклонении физического тела в одну сторону, за-
Конец страницы 44
¯ Начало страницы 45 ¯
тем в противоположную и возврате в исходное положение. Чем выше частота колебаний, то есть чем больше колебаний приходится на единицу времени, тем выше звук. И наоборот, чем меньше колебаний приходится на единицу времени, тем ниже звук.
Человеческое ухо различает высоту звуков в пределах от 16 до 20 000 герц, где 1 гц равен одному полному колебанию в секунду. Звуки ниже указанных пределов — инфразвуки и выше указанных пределов — ультразвуки человеческое ухо не воспринимает. Голосовые связки могут производить колебания в пределах от 40 до 1700 гц. Фактически же диапазон человеческого голоса (основной тон) находится в пределах от 80 (самый низкий тон баса) до 1300 гц (самый высокий тон сопрано). В речи средний диапазон мужского голоса по разным данным равен 85-200 гц или 100-250 гц, женского — 160-340 гц или 200-400 гц.
Важную роль в акустической характеристике звука играет силазвука, которая зависит от амплитуды, или размаха, колебаний. Амплитуда колебаний представляет собой величину отклонения звуковой волны от исходного положения, то есть расстояние от нулевого значения до высшей точки подъема звуковой волны. Чем больше амплитуда колебания, тем сильнее звук. Сила звука измеряется в децибелах (дБ). Звуки человеческого голоса находятся в пределах от 20 дБ (шепот) до 80 дБ (крик). Человеческое ухо способно воспринимать силу звука приблизительно до 130 дБ. От более сильных звуков человек глохнет. С точки зрения восприятия слухом сила звука называется громкостью. Громкость зависит не только от силы звука, но и от его высоты: звуки одинаковой силы, но разной высоты воспринимаются как звуки различной громкости.
Еще одним акустическим свойством звука является его длительность,илидолгота.Длительность представляет собой продолжительность звука во времени. Для языка важна соотносительная длительность звуков. Например, в русском и белорусском языках ударные гласные длительные безударных, хотя в ряде языков (немецком, французском, английском и др.) под ударе-
Конец страницы 45
¯ Начало страницы 46 ¯
нием бывают и долгие, и краткие гласные. Длительность звуков речи невелика — приблизительно от 20 до 220 миллисекунд.
Наиболее важной для языка акустической характеристикой звука является его тембр.Колебания физического тела, создающего звуки, обычно происходят и в целом, и в отдельных его частях. Тон, создаваемый колебанием всего тела, называется основным. Основной тон, как правило, и самый сильный в звуке. Тоны, порождаемые колебаниями частей тела, называются частичными, или обертóнами(от нем. ober- верхний). Обертоны имеют большую частоту, чем основной тон, и придают звукам ту качественную характеристику, которую называют тембром. Тембр отличает один звук от другого, произношение одного и того же звука одним лицом от произношения других.
Специфический тембр каждого звука создается обертонами, их резонансными характеристиками. Резонанс(от лат. resonans — дающий отзвук) — это возрастание амплитуды колебаний под воздействием других колебаний той же частоты. Например, собственные звуковые колебания голосовых связок могут усиливаться различными резонаторами полости рта, носа или глотки. При этом необходимо, чтобы колебания резонатора совпадали по частоте с колебаниями голосовых связок. Благодаря движениям органов речи — языка, губ, мягкого нёба, язычка и т.д. — форма и объем резонатора меняются, что ведет к появлению различных резонаторных тонов.
Разные резонаторы усиливают различные составные тоны одного и того же звука. Те тоны звука, которые получают наибольшее усиление под влиянием резонаторов, называются формантамизвука. У гласных звуков может быть до семи формант, но исключительное значение имеют первая и вторая, которые и позволяют определять конкретный гласный на слух. Формантная характеристика согласных звуков, как правило, более сложная. В экспериментальной фонетике с помощью приборов получены точные данные о тоновом и формантном составе различных звуков разных языков. Ниже приводятся данные о частотах первых двух формант для некоторых гласных русского и английского языков (данные Б.Н. Головина):
Конец страницы 46
¯ Начало страницы 47 ¯
русский | английский | ||
звуки | частоты формант | звуки | частоты формант |
[а] | 620 и 1070 | [а] | 700 и 1100 |
[и] | 230 и 2220 | [i] | 400 и 2100 |
[у] | 240 и 615 | [и] | 450 и 1000 |
[о] | 510 и 850 | [о] | 550 и 900 |
[э] | 420 и 1950 | [е] | 500 и 1800 |
В живой речи начало звука по его формантным характеристикам может заметно отличаться от его середины или конца, что затрудняет создание анализаторов и синтезаторов человеческой речи.
Существуют некоторые расхождения формантных характеристик одних и тех же звуков в работах разных исследователей-фонетистов. Так, по данным Г. Фанта, усредненные частоты двух первых формант русского гласного [а] составляют 600-1000 герц, а по данным Л. Златоустовой — 800 и 1600 герц (ср. с данными Б.Н. Головина). Причина этих расхождений в том, что форманты соотносительны с основным, самым низким тоном, а он у разных людей различен.