Какие свойства восприятия проявляются в следующих ситуациях

1. Одним из внешних факторов восприятия является:

1) повторяемость.

2) опыт.

3) потребности.

4) мотивация.

Ответ: 1.

2. Вид ощущений, механизмом которых является ощущение движения и положения тела в пространстве:

1) хроматические.

2) кинестезические.

3) кожные.

4) проприоцептивные.

Ответ: 2.

3. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека и особенностей его личности:

1) апперцепция.

2) инсайт.

3) осмысленность.

4) перцепция.

Ответ: 1.

4. Константность восприятия – это свойство:

1) приобретенное.

2) генетически обусловленное.

3) врожденное.

4) частное.

Ответ: 1.

5. Результатом процесса восприятия становиться:

1) ощущение.

2) опыт.

3) психологическая нагрузка.

4) построенный образ.

Ответ: 4.

5. Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов.

1.Определите, какие свойства восприятия проявляются в следующих ситуациях:

1) ночью на звездном небе люди видят не отдельные звезды, а созвездия.

2) незнакомая женщина, находящаяся среди мужчин, внешне не резко отличных друг от друга, будет воспринята ярче, чем когда она находится в группе женщин.

3) слепому с детства человеку, которому в результате операции было возвращено зрение, казалось, что видимые из окна предметы являются маленькими, а не удаленными.

4) когда человеку показывают рисунок с неопределенными фигурами, которым дается название, он видит в них сходство с данными объектами.

5) музыкант, слушая концерт в исполнении оркестра, не выделяет звучание отдельных инструментов.

6) в сумерках мы видим цвета нашей одежды такими же, как и при дневном освещении.
7) темный предмет кажется меньше светлого, если оба имеют одинаковую величину.

8) заяц достаточно успешно отличает волков от других животных независимо от их роста или масти. Какое свойство может быть присуще восприятию зайца?

Ответ:

1) целостность.

2) категориальность.

3) апперцепция.

4) апперцепция.

5) целостность.

6) константность.

7) апперцепция.

8) константность.

2. Оцените корректность использования терминов «ощу­щение» и «восприятие» в свете соответствующих научных определе­ний.

1) Хотя ощущения соединяются в восприятии, восприятие нельзя рас­сматривать как сумму ощущений. Эта ошибка, имевшаяся в истории пси­хологии, была преодолена в гештальтпсихологии.

2) Первым отделом анализатора является воспринимающий прибор или рецептор, производящий преобразование энергии раздражителя в процесс нервного возбуждения.

3) Анализаторы — это сложные системы чувственных нервных образо­ваний, воспринимающие и анализирующие раздражители, действующие на животных и человека.

4) Студент воспринял лекцию по психологии воли как импульс к ак­тивной самостоятельной работе над данной темой.

5) Восприятие — это процесс, качественно отличающийся от ощуще­ния, в котором отражаются лишь отдельные свойства предметов и явле­ний.

6) Психология XX в. воспринимается как весьма активный, бурный и продуктивный период развития психологического знания.

7) Мироощущение людей довольно резко изменяется во время круп­ных исторических событий (революции, войны, реформы и др.).

8) Многообразие ощущений обусловлено качественным многообрази­ем отражаемой действительности.

Ответ: В п. 4 и 6 представлено неправомерное со строго научной точки зрения, но весьма употребительное в обычной речи преувеличе­ние объема понятия «восприятие». Так, слушая лекцию, человек не только воспринимает, но и мыслит, воображает, вспоминает… Эти же познавательные процессы происходят и в оценке периода развития пси­хологии. В п. 7 еще больше преувеличивается объем понятия «ощуще­ние». Фактически тут термин «мироощущение» используется в значе­нии, близком к понятию «мировоззрение». В п. 2 и 3 — некорректное, хотя и распространенное в научных текстах, использование термина «восприятие». Ведь получается, что восприятие — процесс, входящий в состав ощущения. Руководствуясь научным определением восприятия, можно утверждать, что рецепторы сами по себе ничего воспринимать не могут.

Источник

1. Удалось ли выполнение задание?

2. Что было тяжелее: найти сходства или различия в сравнении ощущения и восприятия?

3. Что такое ощущения?

4. Какие виды ощущений существуют? Какие свойства?

5. Что такое восприятие:

6. Какие особенности присущи восприятию?

10. Тестовые задания по теме с эталонами ответов.

1. Одним из внешних факторов восприятия является:

1) повторяемость.

2) опыт.

3) потребности.

4) мотивация.

Ответ: 1.

2. Вид ощущений, механизмом которых является ощущение движения и положения тела в пространстве:

1) хроматические.

2) кинестезические.

3) кожные.

4) проприоцептивные.

Ответ: 2

3. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека и особенностей его личности:

1) апперцепция.

2) инсайт.

3) осмысленность.

4) перцепция.

Ответ: 1

4. Константность восприятия – это свойство:

1) приобретенное.

2) генетически обусловленное.

3) врожденное.

4) частное.

Ответ: 1.

5. Результатом процесса восприятия становиться:

1) ощущение.

2) опыт.

3) психологическая нагрузка.

4) построенный образ.

Ответ: 4.

11. Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов.

1.Определите, какие свойства восприятия проявляются в следующих ситуациях:

1) ночью на звездном небе люди видят не отдельные звезды, а созвездия.

2) незнакомая женщина, находящаяся среди мужчин, внешне не резко отличных друг от друга, будет воспринята ярче, чем когда она находится в группе женщин.

3) слепому с детства человеку, которому в результате операции было возвращено зрение, казалось, что видимые из окна предметы являются маленькими, а не удаленными.

4) когда человеку показывают рисунок с неопределенными фигурами, которым дается название, он видит в них сходство с данными объектами.

5) музыкант, слушая концерт в исполнении оркестра, не выделяет звучание отдельных инструментов.

6) в сумерках мы видим цвета нашей одежды такими же, как и при дневном освещении.
темный предмет кажется меньше светлого, если оба имеют одинаковую величину.

7) заяц достаточно успешно отличает волков от других животных независимо от их роста или масти. Какое свойство может быть присуще восприятию зайца?

Ответ:

Читайте также:  Какие свойства есть у железной руды

1) целостность.

2) категориальность.

3) апперцепция.

4) апперцепция.

5) целостность.

6) константность.

7) апперцепция.

8) константность.

2. Оцените корректность использования терминов «ощу­щение» и «восприятие» в свете соответствующих научных определе­ний.

1) Хотя ощущения соединяются в восприятии, восприятие нельзя рас­сматривать как сумму ощущений. Эта ошибка, имевшаяся в истории пси­хологии, была преодолена в гештальтпсихологии.

2) Первым отделом анализатора является воспринимающий прибор или рецептор, производящий преобразование энергии раздражителя в процесс нервного возбуждения.

3) Анализаторы — это сложные системы чувственных нервных образо­ваний, воспринимающие и анализирующие раздражители, действующие на животных и человека.

4) Студент воспринял лекцию по психологии воли как импульс к ак­тивной самостоятельной работе над данной темой.

5) Восприятие — это процесс, качественно отличающийся от ощуще­ния, в котором отражаются лишь отдельные свойства предметов и явле­ний.

6) Психология XX в. воспринимается как весьма активный, бурный и продуктивный период развития психологического знания.

7) Мироощущение людей довольно резко изменяется во время круп­ных исторических событий (революции, войны, реформы и др.).

8) Многообразие ощущений обусловлено качественным многообрази­ем отражаемой действительности.

Ответ: В п. 4 и 6 представлено неправомерное со строго научной точки зрения, но весьма употребительное в обычной речи преувеличе­ние объема понятия «восприятие». Так, слушая лекцию, человек не только воспринимает, но и мыслит, воображает, вспоминает… Эти же познавательные процессы происходят и в оценке периода развития пси­хологии. В п. 7 еще больше преувеличивается объем понятия «ощуще­ние». Фактически тут термин «мироощущение» используется в значе­нии, близком к понятию «мировоззрение». В п. 2 и 3 — некорректное, хотя и распространенное в научных текстах, использование термина «восприятие». Ведь получается, что восприятие — процесс, входящий в состав ощущения. Руководствуясь научным определением восприятия, можно утверждать, что рецепторы сами по себе ничего воспринимать

не могут.

Источник

ПЛАН

1. Восприятие как психический процесс и система перцептивных действий.

2. Свойства восприятия: предметность, целостность, константность, категориальность, апперцепция.

3. Восприятие пространства, времени, движения.

4. Иллюзии восприятия.

ТЕМЫ ДЛЯ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ

1. Образ как результат чувственного познания.

2. Восприятие времени и личность.

3. Проблема моделирования процессов восприятия.

4. Законы и загадки зрительного восприятия.

5. Развитие чувственной сферы человека в современных условиях научно-технического прогресса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асмолов А. Г. Психология личности / А.Г. Асмолов – М., 1990.

2.Величковский Б.М. Современная когнитивная психология / Б.М. Величковский – М., 1082.

3. Логвиненко А.Д. Психология восприятия / А.Д. Логвиненко – М.,1987.

4. Немов Р. С. Психология : в 3 кн. – Кн. 1. / В.С. Немов – М.,1994.

5. Основи психології / за ред. О. В. Киричука, В. А. Роменця.– К., 2002.

6. Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения / С.Д. Смирнов – М., 1985.

7. Столяренко Л. Д. Психология : учебник для вузов / Л.Д. Столяренко – СПб., 2006.

8. Шиффман Х. Ощущение и восприятие / Х. Шиффман – С-Пб., 2003.

ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ ПО ТЕМЕ

Апперцепция – зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности, от прошлого опыта, запаса знаний и общей направленности личности.

Восприятие– целостное отражение предметов и явлений при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств..

Гиперстезия – повышение восприимчивости к обычным внешним раздражителям при резком физическом или эмоциональном переутомлении.

Гипостезия – понижение восприимчивости к внешним стимулам при умственном переутомлении.

Избирательность– свойство восприятия выделять и воспринимать из окружения только часть каких-либо объектов, превращая все остальное в этот момент в невоспринимаемый фон.

Иллюзия восприятия – искаженное отражение реальности, носящее устойчивый характер.

Категориальность– всякий воспринимаемый образ всегда обозначается определенным словом и относится именно к этому категорийному понятию.

Константность восприятия – обеспечение постоянства по форме, цвету, величине и другим параметрам воспринимаемых нами предметов.

Предметность восприятия – свойство восприятия представлять мир не в виде отдельных ощущений, а в форме целостных образов, относящихся к воспринимаемым предметам.

Сенсорика – понятие, обобщающее ощущение и восприятие.

Целостность восприятия − свойство восприятия, состоящее в создании целостного образа предмета.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Можно ли рассматривать восприятие как сумму ощущений?

2. Какие главные характеристики отличают восприятие от ощущений?

3. Что вы можете рассказать о свойствах восприятия (константность, осмысленность, избирательность, апперцепция)? Приведите примеры проявления в различных жизненных и профессиональных ситуациях основных свойств восприятия.

4. Какие факторы влияют на характер восприятия?

5. В чем особенности восприятия движения, пространства и времени?

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Задание 1. Попробуйте доказать, что…

а) иллюзии восприятия не могут служить аргументом в пользу непознанности мира;

б) восприятие человека не является зеркальной копией того, что существует вокруг нее;

в) восприятие человека субъективно;

г) образы восприятия одного человека непосредственно не доступны сознанию другого;

д) только восприятия недостаточно для адекватного отражения действительности;

е) физиологической основой процессов восприятия является деятельность мозга.

Задание 2. Какие свойства восприятия проявляются в следующих ситуациях?

1. Слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию. Она остается той же самой и тогда, когда мы слушаем оркестр, и тогда, когда мы слушаем только рояль.

2. Разговаривая по телефону, мы слышим не все звуки, но понимаем всю фразу благодаря следующему свойству восприятия (указать):

3. При виде незнакомого предмета мы всегда пытаемся уловить в нем сходство со знакомыми нам объектами, отнести его к некоторой категории. История знает множество случаев, когда дикари, впервые увидев самолет или машину, называли их железной птицей или лошадью. В сказке Р.Киплинга Маугли называет никогда не виденный раньше огонь «красным цветком» – по той простой причине, что огонь напоминает ему цветы, которые он не раз встречал в джунглях.

Читайте также:  Благодаря какому свойству мышц человек может ходить

4. Чернильное пятно обычно воспринимается как целостный предмет (птица, какое-то животное и т. п.).

5. Ночью на звездном небе люди видят не отдельные звезды, а созвездия.

6. Незнакомая женщина, находящаяся среди мужчин будет воспринята ярче, чем когда она находится в группе женщин.

7. Слепому с детства человеку, которому в результате операции было возвращено зрение, кажется, что видимые из окна предметы являются маленькими, а не удаленными.

8. В сумерках мы видим цвета нашей одежды такими же, как и при дневном освещении. С какой стороны ни смотреть на тарелку, легко заметна ее круглая форма.

Задание 3. Что изображено на рисунках? Можете ли вы увидеть изображение двух женщин – старой и молодой? Найдите на рисунке лицо и дерево. Кого вы видите: индейца или эскимоса? (Рис.2.1.)

Рис. 2.1. Примеры зрительных иллюзий

Задание 4. Всегда ли восприятие дает нам адекватное отражение предметов объективного мира? Оказывается, что нет. Можно выделить множество так называемых «зрительных иллюзий». Рассмотрите предлагаемые иллюзии восприятия и постарайтесь определить причины, их вызывающие, а также приведите примеры из жизни, где мы встречаемся с данными иллюзиями. Каким образом изучение различных иллюзий определяет понимание механизмов восприятия?

Рис. 2.2.Прямолинейные стороны Рис. 2.3.Равные кубы по мере

квадрата кажутся изогнутыми удаления по законам линейной перспективы кажутся больше

Рис. 2.4.Иллюзия веера. Параллельные линии вследствие влияния фона ближе к центру кажутся выпуклыми, а дальше от центра – вогнутыми.

Рис. 2.5. Иллюзия Рис. 2.6. Иллюзия восприятия размера.

восприятия длинны.

Линия АС кажется больше,

чем линия АВ.

Рис. 2.7.Иллюзия Мюллера − Лайера. Рис. 2.8. Иллюзия Эббингауза.

Какая из стрелок длиннее? Какой круг больше?

Рис. 2.9. Иллюзия железнодорожных путей (Иллюзия Понцо).

Задание 5.Чем объясняются описанные иллюзии?

· Предметы одинакового размера, окрашенные в вертикальную полоску, кажутся выше, чем окрашенные в горизонтальную.

· Если испытуемому завязать глаза и положить на ладони вытянутых рук два шара одинакового веса, но разных размеров, то ощущение тяжести в обоих случаях окажется одинаковым. Что произойдет, если испытуемому развязать глаза и чем можно объяснить данное явление?

· Немало автокатастроф происходит из-за того, что уклон дороги принимается за подъем, тень от скалы – за поворот дороги, а дерево или строение – за ее продолжение.

· Луна на горизонте кажется гораздо больше, чем когда она находится высоко в небе.

Источник

Краткое описание

Вопрос 1

Опишите конкретные жизненные и профессиональные ситуации, в которых необходимы психологические знания и умения. По одной ситуации на каждый пример. 

1) Конфликтные ситуации:

Пример: Муж сорвался на жене после тяжёлого рабочего дня. Жена должна понимать, что её вины в гневе мужа – нет. И должна вести себя в данной ситуации так, чтобы не проявить гнев самой и чтобы помочь мужу осознать истинную причину его гнева. И, помочь ему направить гнев в другое, более приемлемое русло.

2) Депрессия, подавленное состояние:

Пример: Вы наблюдаете у себя подавленное состояние. И благодаря тому, что вы знаете что нужно делать, чтобы и него выйти (обозначить причину, направить силы на решение причины или на изменение своего отношения к ней) вы значительно сокращаете время пребывание в депрессивном состоянии.

3) Агрессия:

Пример: Чтобы бороться со своей собственной агрессией помогает знание о сублимации. Благодаря осуществлению сублимации вы начинаете чувствовать себя лучше и приносите себе и окружающим определённые блага.

Вопрос 2

Определите, какие виды психических явлений (процессы, свойства и состояния) проявляются в следующих ситуациях:

а) Школьник сосредоточенно выполняет домашнее задание.

б) Девушка, придя из кино, с восторгом рассказывает о нем матери.

Воодушевлённое состояние, воспроизведение, как один из процессов памяти, пантомимика.

в) Начальник строг с подчиненными, грубо обращается с ними, раздражается по любому поводу.

Замещение, как механизм психологической защиты, агрессивность.

г) Мальчик очень огорчился, когда узнал, что их класс не идет в поход.

Разочарованность, аппатия.

д) Официант перечисляет посетителю все наименования имеющихся в ассортименте вин.

Вопрос 3

Определите, какие отрасли психологии решают следующие задачи:

а) Определить факторы, влияющие на протекание кризиса подросткового возраста.

б) Выявить причины снижения производительности труда на предприятии.

в) Разработать способы привлечения внимания учащихся на уроке.

г) Выявить лидера в коллективе и привлечь его к организации групповой работы.

д) Определить темперамент человека по особенностям поведения 

е) Изучить влияние суточных биоритмов человека на производительность его труда.

ж) Установить объем кратковременной памяти у людей пожилого возраста.

з)Разработать способы установления деловых взаимоотношений в формирующемся коллективе.

и)Определить факторы, влияющие на психологические особенности безнадзорного подростка.

к) Оказать помощь подросткам при выборе профессии.

Вопрос 4

Определите какие методы психологических исследований использовались в следующих ситуациях: 

а) Психолог предлагает испытуемому повторить 10 слов, которые он только что прочитал.

б) Группе испытуемых необходимо письменно ответить на вопросы об их интересах.

в) Психолог предлагает детям нарисовать несуществующее животное. 

г) На консультации у психолога посетитель рассказывает о беспокоящих его проблемах.

д) Психолог предъявляет испытуемому «страшные» картинки и регистрирует возникающие при этом изменения в сопротивлении кожи электрическому току.

е) Психолог, исследуя трудовую деятельность менеджера на предприятии, незаметно для него присутствует в помещении.

Читайте также:  Каким свойством не обладает категория глагольного вида

ж) С целью изучения влияния нового психотропного препарата на поведение человека ученые делают инъекции крысам и собакам.

з) Чтобы узнать особенности межличностных отношений, возникающих в группах туристов, следующих дальними маршрутами, психолог под видом обычного туриста вступает в одну из таких групп.

Вопрос 5

Определите, какие свойства и закономерности ощущений проявляются в следующих ситуациях:

а) Длительно воздействующий неприятный запах перестает ощущаться. 

б) После погружения руки в холодную воду предмет, нагретый до комнатной температуры, кажется теплым, хотя он холоднее температуры кожи.

в)Слепоглухая О. Скороходова вспоминала, что когда она жила в интернате, то по запаху легко определяла обладателя каждого полотенца. 

г) После громкой музыки на дискотеке молодому человеку все остальные звуки кажутся тихими.

д) Автослесарь по звуку работающего мотора автомобиля определяет характер поломки.

е) Температура помещений, стены которых окрашены в синие тона, воспринимается на три-пять градусов ниже, чем она есть на самом деле. 

ж)«Какой у вас желтый и рассыпчатый голос», — сказал однажды известный мнемонист Ш. беседовавшему с ним Л.С. Выготскому.

з) Психофизиолог Г. Фехнер воспринимал звук «е» как желтый, «а» как белый, «у» как черный; звук трубы он ощущал как крас¬ный цвет, звук флейты — синий.

Вопрос 6

Определите, какие свойства восприятия (целостность, константность, категориальность, апперцепция, предметность, структурность) проявляются в следующих ситуациях:

а) Ночью на звездном небе люди видят не отдельные звезды, а созвездия.

б) Незнакомая женщина, находящаяся среди мужчин, внешне не резко отличных друг от друга, будет воспринята ярче, чем когда она находится в группе женщин.

в) Слепому с детства человеку, которому в результате операции было возвращено зрение, казалось, что видимые из окна предметы являются маленькими, а не удаленными.

г) Когда человеку показывают рисунок с неопределенными фигурами, которым дается название, он видит в них сходство с данными объектами.

д) Музыкант, слушая концерт в исполнении оркестра, не выделяет звучание отдельных инструментов.

е) В сумерках мы видим цвета нашей одежды такими же, как и при дневном освещении.

ж)Темный предмет кажется меньше светлого, если оба имеют одинаковую  

и) Когда мы хотим разглядеть человека, мы осматриваем его с головы до ног.

к) Заяц достаточно успешно отличает волков от других животных независимо от их роста или масти. Какое свойство может быть присуще восприятию зайца?

л) Шагая по аллее, студент взглянул на часы. Через минуту к нему подбежал ребенок и спросил, который час. Студенту опять пришлось взглянуть на часы. 

м) Учитель выделяет красным цветом ошибки в письменных работах школьников.

н) Пятилетняя девочка понимает тексты, напечатанные на компьютере. Однако она не может понять записку, написанную от руки.

7.Какие виды и свойства внимания проявляются в следующих ситуациях:

а)Гроссмейстер ведет одновременную игру с несколькими опытными шахматистами.

б) Выпускник усиленно готовится к экзамену по геометрии.

в) Читая рассказы Л.Н.Толстого, школьница слышит громкую музыку, доносящуюся из окна.

г)Ученикам нужно прослушать небольшой рассказ и назвать встретившиеся в нем прилагательные.

д) Рабочую тишину в классе нарушают звуки сигнализации припаркованной во дворе школы машины.

е) Получив новые учебники, дети стали с интересом их рассматривать, не обращая внимания на речь учителя.

ж) Испытуемые по команде психолога в течение пяти минут должны находить в тексте и максимально быстро подчеркивать буквы «к» и «а».

з) Учитель химии во время демонстрации опыта говорит ученикам, что сейчас окраска раствора в пробирке должна измениться.

и) Перед объяснением нового материала учитель предупреждает учащихся о том, что тема очень сложная.

к) Корректор проверяет ошибки в напечатанной статье.

л) Секретарь набирает на компьютере текст приказа под диктовку начальника.

м) Примерно 65-70 % времени переводчик слушает речь оратора и одновременно передает ее содержание на другом языке. 

н) Заканчивается урок, учащиеся пытаются разобраться в материале, но время от времени они отвлекаются, заговаривают друг с другом. Чтобы активизировать их деятельность, учитель резко повышает голос. Класс успокаивается, но ненадолго, а вскоре снова начинает шуметь. Учителю приходится снова повысить голос.

Напишите рекомендации по поводу того, как организовывать на уроках внимание учащихся со следующими особенностями: 

а) с низкой концентрацией

Делать перерывы в ходе занятия, использовать наглядное подкрепление, использовать ярие предметы привлекающие внимание.

б) с хорошим распределением

Организовать учебные ситуации требующие переключения внимания (предлагать к выполнению задачи с разными требованиями).

в) с плохим переключением.

Свести к минимуму задачи, требующие быстрого переключения внимания; вести по ходу занятия вербальное подкрепление требований заданий.

8.Какие мыслительные операции проявляются в приведенных ниже ситуациях:

а) Преподаватель предлагает студентам сделать конспект статьи, составить план и выделить главную мысль.

б) Задание мастера производственного обучения: из набора предложенных инструментов выберите те, которые относятся к слесарным инструментам.

в) Задание ученикам: составить текст, используя новые слова.

г)Начальник отдела дает задание бухгалтеру подготовить отчет, используя имеющиеся финансовые документы за текущий период.

д)Задание ученикам — найти сходство между предложенными чертежами.

е) В предложенной задаче выделите условия и скажите, что вам известно.

ж) Установить закономерности в предложенных числовых рядах и продолжить их.

з)После опроса всех свидетелей детектив наконец смог составить фотопортрет преступника. 

и) Ученики художественной школы изучают понятие формы предметов.

В наличие  задании № 3; № 7  в работе нет.

Источник