Какие свойства воды ты определил своими органами чувств

Какие свойства воды ты определил своими органами чувств thumbnail

Урок-исследование по окружающему миру во 2классе

Тема.Вода и её свойства. Три состояния воды.

Цели урока: познакомить учащихся со свойствами воды, с тремя состояниями воды, показать возможность перехода из одного состояния в другое; учить наблюдать, делать выводы, обобщать; воспитывать бережное отношение к природе, водным богатствам.

Оборудование:

Для опытов: пробирки, соль, чай, песок, глина, молоко, стаканы, деревянная палочка, чайник, ложка.

Глобус, карта полушарий.

ТСО — магнитофон, звукозапись (живая вода).

Энциклопедии «Я познаю мир. Медицина», «Я познаю мир. Экология», «Я познаю мир. География».

Выставка книг о природе.

Ход урока

  1. Приветствие класса.

  2. Изучение нового материала.

  • Сегодня на нашем уроке мы почувствуем себя в роли учёных- исследователей. Будем ставить опыты, наблюдать, делать выводы, высказывать научные соображения.

Темой нашего исследования станет вода. Мы должны будем узнать свойства воды в разных её состояниях.

  • Посмотрите на глобус. Какого цвета больше, каким кажется глобус?

  • Голубым цветом изображена на глобусе вода — все моря и океаны на нашей планете. Они занимают в 2 раза больше места, чем суша. На нашей планете 4 океана. Назовите их.

  • Да верно. Самый большой — Тихий океан, затем — Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый.

  • Кроме этого, участки суши пронизаны множеством голубых нитей. Это большие реки и маленькие речушки. Можно увидеть моря и озера — это всё водные запасы Земли. Но, несмотря на большие запасы воды на Земле, всего лишь небольшая часть пригодна для питья, так как человек может пить только пресную воду. А пресная вода есть только в реках, озёрах, её совсем немного на Земле. В морях и океанах вода горько-солёная. Таким образом, водоёмы можно поделить на 2 группы. (На доске появляется схема.)

Водоёмы

Естественные Искусственные

(созданы самой природой) (созданы человеком для своих нужд)

  • Отгадаем загадки, узнаем, какие существуют естественные водоёмы? (Дети отгадывают загадки, схема дополняется таблицами.)

Не проедешь, не пройдёшь — Обойдёшь сторонкой.

И водицы не попьёшь С зеленоватой плёнкой.

А широкий в море.

День и ночь о берег бьётся, Из него воды не пьётся, Потому что не вкусна.

И горька и солена.

К маме — речке я бегу И молчать я не могу.

Я её сын родной А родился весной.

  • К искусственным водоёмам можно отнести — пруд, водохранилище, канал.

  • Вода есть и в глубине Земли, и в атмосфере. Благодаря воде возникла и сохранилась жизнь на нашей планете.

  • Я знаю, что вы у меня очень интересующиеся дети, много читаете, смотрите различные телепередачи. И некоторые из вас к сегодняшнему уроку подготовили интересные справки — историческую, географическую, медицинскую. (Дети выступают с заранее подготовленными научными сообщениями по темам.)

  • Более подробно узнаем обо всём постепенно на уроках истории, географии, биологии и т.д.

  1. Практическая работа.

  • Давайте исследуем воду и узнаем её удивительные качества и свойства.

  • Настоящие учёные в ходе своего исследования делают много записей, которые потом анализируют, делают выводы. Мы с вами попробуем сделать то же самое. Заготовим таблицу, которую будем заполнять по мере изучения свойств воды в разных её состояниях.

Свойства

Состояние воды

Жидкое

Твёрдое

Газообразное

  • Вода в природе может находиться в 3 состояниях. В каких, давайте определим.

  1. Если перельём воду из стакана в стакан, то получим жидкое состояние. (Запись в таблицу.)

Б) Если мы нальём воду в блюдо, поставим в морозильник, что произойдёт? Твёрдое состояние. (Запись в таблицу.)

  1. Летом можно наблюдать такую картину: прошёл летний дождь, выглянуло солнце, лужи высохли. Куда делась вода? Она испарилась. Мы говорим испарилась, то есть превратилась в пар, это и есть газообразное состояние. (Запись в таблицу.)

-Таким образом, вода может находиться в 3 состояниях. Начинаем определять свойства жидкой воды. Для этого проведём ряд опытов.

Опыт № 1. (Заполняется графа в таблице: цвет, вкус, запах.) Нальём в 1 стакан воду, а в другой — молоко:

а) При помощи какого органа чувств мы определяем цвет?

б) При помощи какого органа чувств мы определяем вкус?

в) При помощи какого органа чувств мы определяем запах?

г) Опустим ложку в стакан с водой и в стакан с молоком. Сделаем вывод о прозрачности этих жидкостей.

д) Капнем воду на поверхность. Посмотрите на форму. Добавим ещё воды. Что произошло? Капли растеклись. Это свойство называется текучестью. Им обладают все жидкости.

  • Кроме этих свойств, вода обладает рядом необычных свойств:

а) способность удерживать тепло;

б) вода — растворитель.

Опыт № 2.

  • Приготовим 4 пробирки с водой. В первую добавляем соль, во вторую — чай, в третью — речной песок, в четвёртую — глину. Размешиваем палочкой. Наблюдаем.

  • Зачем добавляют сахар в чай, соль в суп?

  • Чем больше в воде растворённых примесей, тем больше изменяются её вкус и свойства.

  • Растворение — это проникновение молекул одного вещества между молекулами другого.

  • Какие органы чувств помогают нам определить, что в воде есть посторонние вещества? (обоняния, осязания, вкуса, зрения)

  • Как можно очистить воду от нерастворимых веществ? Ответить на этот вопрос поможет следующий опыт.

Читайте также:  Какие свойства присущи только географической оболочке 7 класс география

Опыт № 3.

а) из пробирки с водой, в которую добавлен речной песок, пропустить воду через воронку с фильтровальной бумагой. Сделаем вывод. (Вода слилась в стакан, песок остался на фильтре.)

б) пропустить через фильтр воду с растворённым в ней чаем. Сделать вывод.

в) сравните 2 результата.

Фильтрование — это очистка воды от нерастворимых примесей.

  • Подумайте, почему родниковая вода чистая?

  • Если вы пойдёте в лес, откуда будете брать воду для приготовления пищи?

  • Почему в жаркий день очень хочется пить?

  • Если не поливать стоящие на подоконнике комнатные цветы, они засохнут. Объясните, почему.

  • Вода — единственное вещество на Земле, которое существует сразу в разных состояниях. Может переходить из одного состояния в другое. При помощи следующего опыта мы это проверим.

Опыт № 4.

а) Доведём до кипения чайник. Вода при кипении превращается в прозрачный водяной пар. Процесс перехода жидкой воды в газообразное состояние называется испарением. Невидимый водяной пар находится у носика чайника, остывая в воздухе, пар превращается в туман. Туман — это мельчайшие капельки жидкой воды. Его мы видим, когда он струйкой вырывается из носика чайника и поднимается вверх.

б) Поднесём к носику чайника холодную ложку. Она покрылась мельчайшими капельками воды. Если мы ложку ненадолго положим в морозильник, то она покроется ледяной коркой. Если мы ложку вновь внесём в тёплую комнату — на ложке окажется вода. Мы вернули воду в начальное состояние.

  • Попробуем определить свойства пара. Данные заносим в таблицу. (Определяем пар по цвету, запаху, вкусу, прозрачности, текучести.)

  • Подводим итог нашей совместной работы. На основании данных таблицы обобщите свойства воды.

  • С какими новыми терминами мы познакомились? Что они означают? (прозрачность, текучесть, растворитель, растворение, фильтрование, испарение)

  1. Зачётная работа.

Ответить на вопросы:

1. Где человек использует воду?

Хозяйственные нужды, гигиена

Отдых

Транспорт

  1. Домашнее задание.

  1. Устно ответить на вопросы по материалу учебника стр. 95-107.

  2. Закончить заполнение таблицы.

  3. Нарисовать несколько запрещающих и предупреждающих знаков об охране водоёма.

Источник

Окружающий мир. 2 класс.

Тема: « Вода и её свойства».

Цель урока: определение свойств воды в жидком состоянии.

Задачи урока:

в результате практических действий определить свойства воды в жидком состоянии;

развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы;

соотносить имеющийся жизненный опыт учащихся с научными знаниями.

Ход урока:

1.  Организационный момент.

2.  Актуализация ранее изученных знаний.

На доске записаны слова:

вода вилка кирпич кислород глина книга железо колесо

— Прочитайте слова. На какие группы можем разделить указанные объекты?

Выслушиваются все варианты, предложенные детьми. В результате рассуждений необходимо сделать вывод, что все объекты делятся на две группы:

тела

вещества

вилка

вода

кирпич

кислород

книга

глина

колесо

железо

3.  Определение темы урока.

— Об одном из веществ мы поговорим сегодня на уроке подробнее. О каком, догадайтесь сами. Для этого отгадайте загадку:

Её мы просим, чтобы в зной

Не проходила стороной,

А крупными слезами

Поплакала над нами.

Когда она поплачет –

Быть урожаю значит.

Рассуждения детей. Вывод: правильный ответ – вода.

— Что вы знаете о воде?

— Вы много знаете о воде. А что об этом веществе нам рассказывают авторы учебника?

чтение статьи на стр. 97.

Действительно, сегодня на уроке мы уточним наши знания о свойствах воды. А поможет нам в этом ряд опытов. Результаты опытов мы будем записывать в таблицу, которая находится в рабочей тетради на странице 23.

Дети открывают тетради.

-Прочитайте название таблицы. / Свойства воды в разных состояниях./

— С каким состоянием воды мы сегодня будем работать?/ Жидким./

4.  Практическая работа.

Один ученик читает описание опытов в учебнике. Дети работают в парах и выполняют описанные опыты. Результаты записывают в таблицу.

1)  Определение цвета воды. На партах полоски цветные бумаги.

— Назовите цвета. Сравните с цветом воды.

Вывод: вода цвета не имеет – бесцветная.

2)  Определение запаха воды.

— Каким может быть запах?

— Определите, чем пахнет вода?

Вывод: вода не имеет запаха.

3) Определение вкуса воды.

Каким может быть вкус продукта? ( Сладким, солёным и т. д.)

— Как мы можем определить вкус воды? (Выпить – из маленьких стаканчиков.)

— Какой вкус у воды?

Вывод: вода не имеет вкуса.

-Какие органы чувств помогли нам определить цвет, вкус и запах воды?

глаза – зрение

нос – обоняние

язык – вкус

4)  Определение прозрачности воды.

Читайте также:  Какие свойства у диагоналей трапеции

Давайте прочитаем описание следующего опыта. ( Сильный ученик)

Выполнение опыта.

Вывод: вода прозрачная.

5)  Определение формы воды.

— Какую форму могут иметь тела?( Шарообразную, конусообразную, прямоугольную и т. д.)

— Капните маленькой ложечкой каплю воды на тарелочку.

— Что можете сказать о форме капельки?

— А теперь посмотрите на опыты, которые проведу я. ( Учитель наливает воду в сосуды разной формы.)

— Какой вывод можем сделать о форме воды.

Вывод: вода не имеет формы.

6)  Определение текучести воды.

Добавьте ещё по одной ложечке воды на тарелку.

— Что произошло? ( Вода растеклась.)

— Это свойство воды называется текучестью.

Вывод: вода текучая.

7)  Определение хрупкости воды.

Что значит хрупкость? ( Толковый словарь: очень ломкий, легко разламывающийся)

Что у меня в руках? ( Сушка – учитель сжимает сушку, разламывается)

Что произошло? ( Сушка раскололась на несколько частей – хрупкая)

Вода обладает таким свойством?

Вывод: вода не м. б. хрупкой.

— Что мы узнали о свойствах воды?

Свойства воды

Состояние воды

жидкое

газообразное

твёрдое (лёд)

Цвет

бесцветная

Запах

без запаха

Вкус

без вкуса

Прозрачность

прозрачная

Форма

не имеет формы

Текучесть

течёт

Хрупкость

не м. б. хрупкой

5. Применение свойств воды человеком в своей жизнедеятельности.

— А как человек использует свойства воды в своей жизнедеятельности?

( Выслушиваются мнения детей. Варианты обсуждаются. Далее детям предлагается ряд слайдов по использованию свойств воды человеком.)

6. Подведение итогов урока.

— Что нового для себя вы узнали на уроке?

Источник

Ольга Подгорная
Конспект ООД «Вода и её свойства»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 14 ГОРОДА ЕЙСКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЕЙСКИЙ РАЙОН

КОНСПЕКТ

ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

(познавательное развитие)

«Вода и её свойства»

Автор: Подгорная

Ольга Владимировна,

воспитатель МБДОУ ДСКВ № 14

г. Ейска МО Ейский район

Цель: Совершенствовать представления детей о свойствах воды.

Задачи:

Образовательные:

1. Дать понятие о значимости воды в жизни человека, в природе.

2. Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение воды для всего живого.

Развивающая:

3. Развивать любознательность, мышление и речь детей; развивать

умение проводить несложные опыты с водой.

Воспитательная:

4. Воспитывать бережное отношение к воде; интерес к опытно-экспериментальной деятельности.

Словарная работа: опыты, исследования, лаборатория, жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная

Методы и приемы:наглядные: презентация, макет лаборатории, оборудование для опытов;словесные: беседа, чтение стихотворения, загадывание загадок;практические: опыты и эксперименты.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация (по теме занятия, колбы разных форм и размеров, трубочки, стаканчики (прозрачные) по количеству детей и для воспитателя, ложечки пластмассовые вода питьевая, гуашь, мятные капли, молоко, 8 бутылочек, 2 контейнера (сахар, песок).

Ход

Воспитатель: Здравствуйте, меня зовут Ольга Владимировна. Сегодня нам предстоит узнать много нового и интересного. А хотите узнать, чем сегодня мы будем заниматься?

Дети: Да.

Воспитатель:Отгадайте загадку:

Очень добродушная

Я, мягкая, послушная,

Но когда я захочу,

Даже камень источу. (Вода)

Я и туча и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу. (Вода)

Дети. Вода.

Воспитатель: Правильно, вода. Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.) Повторите, пожалуйста, как называется место, куда мы отправляемся?

Дети. Лаборатория.

Воспитатель: Закройте глаза. Раз, два, три, покрутись, в лаборатории очутись (педагог надевает халат). Занимайте свои рабочие места.

Прежде, чем приступить к нашим опытам предлагаю вам посмотреть научный фильм.

ВИДЕО

Воспитатель:

А теперь приступим к нашему исследованию.

А где в природе мы можем встретить воду? (Реки, моря….)

(Показ слайдов с 1 по 6)

Чтение стихотворения.

Вы слыхали — о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить,

Без неё нам не прожить!

Воспитатель: Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких, учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.

Опыт 1. Дети, у вас у каждого на столе стоит стаканчик с водой, понюхайте, пожалуйста, и скажите, есть ли у воды запах? (Ответы детей. Вода не имеет собственного запаха).

Воспитатель: А сейчас я капну мятные капли в стаканчик, и вы понюхаете, и скажите, появился ли у воды запах? (В один стаканчик налить капли и дать понюхать каждому ребенку)

Читайте также:  Какими полезными свойствами обладает мед

Дети. У воды появился запах.

Воспитатель:Вывод: растворяясь в воде различные вещества, у воды появляется запах.

Опыт 2. Ребята, переходим к следующему эксперименту. Вы готовы? Возьмите стакан с водой, сделайте глоток и скажите, вода имеет вкус?

Дети: У воды нет вкуса.

Опыт 3. Для этого опыта мне понадобится два человека. (Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус.) Что изменилось?

Дети: У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая.

Воспитатель:Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей)

Дети: Сахар и соль растворились в воде, появился вкус.

Физкультурная минутка

Воспитатель: Делать научные открытия- дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр.

(Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)

Разминая поясницу, мы не будем торопиться.

Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты в разные стороны)

Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.

Раз и два, раз и два, закружилась голова. (Вращение головой вправо и влево)

Раз, два, три, четыре, пять.

Ноги надо нам размять. (Приседания)

Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте)

От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.

Воспитатель: Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.

Опыт 4.Воспитатель: У меня на столе стоит два контейнера, вы можете определить, что в них? (Ответы детей). Возьмите 2 стаканчика с водой. (В один из них дети положат обычный песок, и попробуют размешать его ложкой.) Что получается? Растворился песок или нет? Возьмем другой стаканчик и насыплем в него ложечку сахарного песка, размешаем его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился? А что происходит с сахарным песком, когда мы его насыпаем в чай. Если бы сахар в воде не растворялся, то людям пришлось бы пить несладкий чай.

В аквариум на дно мы кладем песок. Растворяется он или нет? Что было бы, если бы на дно аквариума положили не обычный, а сахарный песок? А если бы на дне реки был сахарный песок?

Ребята, хотите увидеть фокус? (раздать каждому бутылочку с водой). Ребята, какого цвета вода в ваших бутылочках? (Прозрачная) Раз. Два, три, бутылочку встряхни! Что произошло с водой? (Она стала разноцветная) Почему вода стала цветной? Краска в ней растворилась.

Вывод. Не все вещества растворяются в воде.

Опыт 5. У меня на столе стоят два стакана. Скажите мне, как вы думаете, что в первом стакане (вода, что во втором стакане (молоко). Для этого опыта мне понадобятся два добровольца.

Почему в стакане с водой ложка видна, а в стакане с молоком – не видна? (Вода прозрачная жидкость.)

Опыт 6. Дети, каждого из вас на столе стоит стаканчик с водой, капните пипеткой в воду вот это вещество. Попробуете угадать, что за вещество вы капнули?

Дети. Подсолнечное масло.

Воспитатель: Дети, а что произошло с водой и маслом?

Дети. (Масло плавает на поверхности. Не тонет. Некоторые жидкости не дружат между собой.)

Вывод. Не все жидкости смешиваются.

Опыт 7. Какой формы вода?

На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы.

Воспитатель: Имеет ли вода форму?

Дети. Вода не имеет форму. Она принимает форму того сосуда, в котором находится.

Воспитатель: Дети, вам понравилось быть учеными и проводить опыты? Но, к сожалению, нам надо возвращаться обратно. А теперь поднимайтесь, закрывайте глаза. Раз, два, три повернись, в детский сад вернись (педагог снимает халат). Ребята расскажите, где вы сегодня побывали.

Дети. Мы побывали в лаборатории.

Воспитатель: Правильно. Ответьте мне, как воду использует человек?

(Слайд № 7)

Кому на нашей планете нужна вода?

(Слайд № 8)

Как вы думаете, как нужно относиться к воде?

(Слайд № 9)

Молодцы. Вы были сегодня настоящими учеными, я хочу подарить вам небольшие призы.

Источник