Какие свойства воды можно исследовать
Проведение экспертизы питьевой и бытовой воды необходимо для выявления вредных примесей, пагубно сказывающихся на здоровье человека.
Сколько стоит исследование?
Ознакомиться с усредненными данными по качеству воды в конкретном регионе можно при помощи специального интерактивного сервиса.
Посмотреть карту воды…
Отклонение уровня рН от нормы отражается на привкусе, запахе, визуальном состоянии воды, а также влияет на эффективность ее очистки.
Что такое pH воды?
Решить проблему загрязнения воды можно при помощи фильтров, подобранных исходя из результатов лабораторного анализа.
Подобрать систему очистки…
Вода — это основа жизни. Мы постоянно взаимодействуем с ней — пьем, используем в приготовлении еды, моемся, поливаем ей растения… Именно поэтому качество воды так важно — даже относительно небольшое количество вредных примесей может нанести большой ущерб здоровью, если контакт с токсинами происходит регулярно. Но определить чистоту этой живительной жидкости «на глазок» невозможно — многие вредные вещества, растворенные в ней, совершенно невидимы. Чтобы не сомневаться в качестве воды, необходимо провести ее экспертизу.
Причины исследования качества воды
Нужна ли вам экспертиза воды? Любой специалист скажет, что исследование воды нужно проводить регулярно, даже если вы не замечаете никаких изменений в ее вкусе. Но есть ситуации, когда такая проверка не просто желательна, но необходима:
- Изменение цвета, вкуса и запаха. Если вода внезапно поменяла свои характеристики, экспертизу нужно провести как можно скорее — возможно, вода стала не просто невкусной, но и опасной. Экспертиза воды покажет, что именно повлияло на вкус и цвет воды, а также определит, в чем проблема — в трубах или в источнике водоснабжения.
- Строительство промышленного объекта рядом с участком со скважиной. Деятельность человека напрямую влияет на качество воды. Фабрика, завод, оживленное шоссе или даже хранилище удобрений могут испортить экологическую обстановку в районе в целом и качество воды из вашей скважины в частности.
- Техногенная авария неподалеку от участка. В этом случае исследование воды проводят, чтобы удостовериться, что токсичные отходы производства не просочились в почву и не отравили подземные воды.
- Покупка участка со скважиной. Если вы планируете использовать ее, нужно сперва провести анализ качества и безопасности воды из нее.
- Установка системы водоочистки. Перед тем как приступить к выбору фильтрационной системы, нужно точно знать состав воды и подбирать фильтры, отталкиваясь от этих данных. Экспертизу воды следует также провести через несколько месяцев после установки системы, чтобы при необходимости скорректировать ее работу.
Иногда исследование качества воды — это не настоятельная рекомендация, а прямое требование закона. В обязательном порядке оценку безопасности воды проходят медицинские, детские и оздоровительные учреждения, а также производители бутилированной воды. Промышленные же предприятия должны проводить обязательную экспертизу сточных вод.
Типы вод
С точки зрения нормативов вода бывает нескольких типов, и к каждому предъявляются свои особые требования. В России существует немало нормативных документов, которые регламентируют качество воды различных типов и назначений — СанПиН (органолептические и санитарно-токсикологические показатели), гигиенические нормативы (гигиенические и эпидемиологические критерии), фармакопейные статьи (критерии оценки воды, используемой в медицинских целях), государственные стандарты (требования для питьевой воды и воды, используемой в производстве), технические условия (стандарты качества воды, используемой для конкретных целей), справочники ПДК и другие. Такой серьезный и детальный подход объясним. Последствия использования воды, не соответствующей нормам, самые плачевные — от развития хронических желудочно-кишечных заболеваний и аллергий до тяжелых пищевых отравлений и инфекций.
В этой статье мы поговорим лишь о питьевой воде и ее видах:
Водопроводная вода
Для оценки качества воды из-под крана существуют нормативы, установленные СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Санитарные правила и нормы». Показателей очень много, приведем некоторые из них:
- pH (6–9);
- общая минерализация (1000 мг/л);
- жесткость (не более 7,0 мг-экв/л);
- содержание нитратов (не более 45 мг/дм3), железа (не более 0,30 мг/дм3), марганца (не более 0,10 мг/дм3), ПАВ (не более 0,50 мг/дм3), нефтепродуктов (0,1 мг/л);
- фенольный индекс (0,25 мг/л) и др.
Общее количество нормативов по всем группам показателей (микробиологические; паразитологические; органолептические; неорганические и органические вещества; показатели, связанные с технологией водоподготовки; радиологические и обобщенные), согласно указанному СанПиН, приближается к тысяче.
Бутилированная вода
Нормативным документом для оценки качества бутилированной воды является СанПиН 2.1.4.1116-02 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды, расфасованной в емкости. Контроль качества». Согласно этому документу бутилированная вода делится на 2 категории — первую и высшую. Вода первой категории безопасна для здоровья, соответствует определенным органолептическим характеристикам, эпидемиологически и радиационно безопасна и долго сохраняет свои свойства. Вода высшей категории также должна соответствовать вышеприведенным требованиям и, помимо этого, добываться из природных источников, надежно защищенных от любого вида загрязнений. Требования к бутилированной воде намного строже, чем к водопроводной, — при экспертизе проверяются солевой и газовый состав, наличие токсичных металлов и неметаллических элементов, органические примеси, параметры радиационной и бактериологической безопасности.
Естественные источники питьевой воды
К естественным открытым источникам относятся колодцы, скважины, реки, родники, озера и водохранилища. Нормативы определяют точные показатели для органолептических характеристик такой воды, наличия нитратов, бактерий и химических веществ. Открытые водоемы отличаются непостоянством химического и бактериального состава, меняющегося в зависимости от времени года и атмосферных явлений.
Виды и методы исследования воды
- Органолептическое исследование воды
Это метод, оценивающий качества, доступные органам чувств человека. Органолептическое исследование включает в себя оценку цветности, запаха, прозрачности воды и ее вкуса. - Физико-химическое исследование воды
Анализ воды на физико-химические показатели производится по нескольким показателям: жесткость, минерализация, щелочность, окисляемость. - Микробиологическое и паразитологическое исследование воды
Этот метод позволяет определить наличие в воде различных бактерий и паразитов, среди которых могут быть и болезнетворные. Обычно подсчитывается количество микроорганизмов на 1 мл воды. - Химические исследования воды
При анализе химического состава определяют наличие и количество органических и неорганических примесей — таких как металлы (алюминий, свинец, железо, медь и другие), сложные органические вещества (акриламид, стирол, фенол, винилхлорид, тетрахлорид углерода, диоксин), ПАВы, нефтепродукты и т.д. - Определение радионуклидов
Анализ на альфа-, бета-частицы и радий проводится для определения радиационной безопасности воды. Определение содержания радионуклидов в питьевой воде является основой для снижения дозовой нагрузки на организм человека.
Вместе с результатами комплексного анализа воды, проведенного в лаборатории, вы получите и рекомендации по улучшению ее качества. Эти данные можно использовать, например, при выборе системы очистки воды.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
города Валуйки
Исследовательская работа
Вода. Свойства воды.
Выполнил: Фартушный Артем
ученик 2 «Г» класса
МОУ «СОШ №1» города Валуйки
Руководитель: Цуканова Е.А., учитель
МОУ «СОШ№1» города Валуйки
Валуйки 2016
Содержание
1.Введение | 3 |
2. Что такое вода? | 4 |
3. Свойства и особенности воды | 4 |
4.Практическая часть | 5 |
эксперимент | |
— опыт №1 | |
— опыт №2 | |
5.Заключение | 7 |
6.Список используемой литературы | 8 |
Введение.
Вода – драгоценный дар природы, обеспечивающий жизнь на Земле. Окружающая нас вода — это вещество с уникальными свойствами, которые не только еще полностью не объяснены, но далеко не все известны. Нет вещества, более удивительного и загадочного, чем обыкновенная вода. Ее свойства не подчиняются закономерностям, присущим большинству окружающих нас веществ, что вызвано уникальностью строения молекулы воды.
Тема моей исследовательской работы звучит так: «Вода. Свойства воды».
Актуальность выбранной темы состоит в том, что вода — самое распространенное и обладающее загадочными свойствами вещество, возникает актуальность исследования свойств воды, расширяя тем самым кругозор знаний о воде.
Цель исследования: расширить кругозор знаний о воде
Задачи:
— Уточнить и расширить знания о воде и ее значении для живых существ;
— Провести исследования некоторых свойств воды.
Методы:
· Сбора информации;
· Анализа собранной информации,
· Проведения опытов;
· Сравнения и обобщения полученных результатов.
Объект исследования: вода
Этапы работы:
1. Изучение литературы по теме.
2. Проведение опытов.
3. Наблюдение за процессом.
Планируемые результаты: расширить знания по данной теме, оформить исследовательскую работу.
Практическое применение: использовать полученные знания на уроках окружающего мира и внеклассных мероприятиях.
Что же такое вода?
Вода – это химическое вещество, представленное в виде прозрачной жидкости, которая не имеет ни цвета, ни запаха, ни вкуса. Химическая формула воды: Н2O, то есть вода состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода. Она может существовать в трёх основных состояниях — жидком, газообразном и твёрдом, а также приобретать различные формы, которые могут одновременно соседствовать друг с другом.
Свойства и особенности воды.
Свойства воды:
прозрачная,
бесцветная,
текучая,
без запаха,
принимает любую форму, в которую её налить,
растворяет вещества,
может замерзать,
может испаряться,
вода расширяется и сжимается.
Вода принадлежит к единственному веществу на нашей планете, которое в обычных условиях температуры и давления может находиться в трех фазах, или трех агрегатных состояниях: в твердом (лед), жидком и газообразном (невидимый глазу пар).
Практическая часть
1.Эксперимент
Опыт №1. «Вода и яйца»
Для проведения опыта мне понадобилось: 2 стакана с водой, 2 яйца и 3 столовые ложки соли.
1.Положили сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой – яйцо
опустилось на дно стакана.
2.Добавили в этот стакан 3 столовые ложки соли – яйцо всплыло на поверхность.
На опыте мы убедились, что соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В морской воде легче учиться плавать, чем в пресной воде (на реке, озере). В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.
Опыт №2 «Вода и сахар» Для эксперимента нам понадобятся: два стеклянных стакана, два кусочка сахара-рафинада, холодная и горячая вода. (вставить фото)
1.В один стакан (на фотографии – слева) налили горячей воды, в другой (справа) – холодной воды.
2.Поместили в оба стакана одновременно по кусочку сахара-рафинада.
В стакане с горячей водой сахар стал быстро растворяться, в стакане с холодной водой, данный процесс протекал значительно медленнее.
Через одну минуту в стакане с горячей водой сахар практически растворился, в стакане с холодной водой – растворился наполовину.
Данным опытом мы установили, что в воде могут растворяться различные вещества, причем быстрее растворение происходит в горячей воде.
Заключение
Проведя несложные опыты с водой в домашних условиях, мы убедились в некоторых свойствах воды:
вода хороший растворитель, в ней могут растворяться различные вещества;
в горячей воде растворение веществ происходит быстрее, чем в холодной;
соль повышает плотность воды и снижает температуру замерзания воды;
Вода имеет огромное значение, как для человека, так и для всей планеты в целом. Без воды жизнь на Земле была бы невозможна.
Список используемой литературы
2.Перышкин А.В. Физика7класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений //М.: «Дрофа», 2002 г.
3.Петрянов И.В., Самое необыкновенное вещество в мире. //М.: 1975 г.
4.https://kristalnaya.ru/encycl/uchm/5457456341234/
5.https://festival.1september.ru/articles/574831/
6.https://chemworld.narod.ru/public/water.html
7.https://www.da-voda.com/themes/21/
8.https://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%EE%E4%E0
Эксперименты «Свойства воды».
Воспитатель: Спицына Оксана Борисовна.
Цель:
1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.
2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.
3. Развивать мелкую моторику и тактильную чувствительность, учить прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.
4. Научить детей исследовать воду в разных состояниях.
5. Через игры и опыты научить детей определять физические свойства воды.
6. Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.
7. Воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.
Опыт № 1. «Окрашивание воды».
Цель: Выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.
Материал: ёмкости с водой (холодной и тёплой), краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики.
Воспитатель и дети рассматривают в воде 2-3 предмета, выясняют, почему они хорошо видны (вода прозрачная). Далее выясняют, как можно окрасить воду (добавить краску). Воспитатель предлагает окрасить воду самим (в стаканчиках с тёплой и холодной водой). В каком стаканчике краска быстрее растворится? (В стакане с тёплой водой). Как окрасится вода, если красителя будет больше? (Вода станет более окрашенной).
Опыт № 2. «Вода не имеет цвета, но её можно покрасить».
Открыть кран, предложить понаблюдать за льющейся водой. Налить в несколько стаканов воду. Какого цвета вода? (У воды нет цвета, она прозрачная). Воду можно подкрасить, добавив в неё краску. (Дети наблюдают за окрашиванием воды). Какого цвета стала вода? (Красная, синяя, жёлтая, красная). Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду.
Вывод: о чём мы сегодня узнали? Что может произойти с водой, если в неё добавить краску? (Вода окрашивается в любой цвет).
Опыт № 3. «Играем с красками».
Цель: Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность.
Материал: две банки с чистой водой, краски, лопаточка, салфетка из ткани.
В баночку с водой добавить немного красной краски, что происходит? (краска медленно, неравномерно растворится).
В другую баночку с водой добавить немного синей краски, размешать. Что происходит? (краска растворится равномерно).
Дети смешивают воду из двух баночек. Что происходит? (при соединении синей и красной краски вода в банке стала коричневой).
Вывод: капля краски, если её не мешать, растворяется в воде медленно, неравномерно, а при размешивании равномерно.
Опыт № 4. «Вода нужна всем».
Цель: дать детям представление о роли воды в жизни растений.
Ход: воспитатель спрашивает детей, что будет с растением, если его не поливать (засохнет). Вода необходима растениям. Посмотрите. Возьмём 2 горошины. Одну поместим на блюдце в намоченную ватку, а вторую – на другое блюдце – в сухую ватку. Оставим горошины на несколько дней. У одной горошины, которая была в ватке с водой появился росточек, а у другой – нет. Дети наглядно убеждаются о роли воды в развитии, произрастания растений.
Опыт № 5. «Ходит капелька по кругу».
Цель: Дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе.
Ход: возьмём 2 тарелочки с водой – большую и маленькую, поставим на подоконник и будем наблюдать, из какой тарелочки вода исчезнет быстрее. Когда в одной из тарелочек не станет воды, обсудить с детьми, куда исчезла вода? Что с ней могло случиться? (капельки воды постоянно путешествуют: с дождём выпадают на землю, бегут в ручейках; поят растения, под лучами солнышка снова возвращаются домой – к тучам, из которых когда – то пришли на землю в виде дождя.)
Опыт № 6. «Тёплая и холодная вода».
Цель: уточнить представления детей о том, что вода бывает разной температуры – холодной и горячей; это можно узнать, если потрогать воду руками, в любой воде мыло мылится: вода и мыло смывают грязь.
Материал: мыло, вода: холодная, горячая в тазах, тряпка.
Ход: воспитатель предлагает детям намылить руки сухим мылом и без воды. Затем предлагает намочить руки и мыло в тазу с холодной водой. Уточняет: вода холодная, прозрачная, в ней мылится мыло, после мытья рук вода становится непрозрачной, грязной.
Затем предлагает сполоснуть руки в тазу с горячей водой.
Вывод: Вода – добрый помощник человека.
Опыт № 7. «Когда льётся, когда капает?».
Цель: продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность; закреплять знание правил безопасности при обращении с предметами из стекла.
Материал: пипетка, две мензурки, полиэтиленовый пакет, губка, розетка.
Ход: Воспитатель предлагает ребятам поиграть с водой и делает отверстие в пакетике с водой. Дети поднимают его над розеткой. Что происходит? (вода капает, ударяясь о поверхность воды, капельки издают звуки). Накапать несколько капель из пипетки. Когда вода быстрее капает: из пипетки или пакета? Почему?
Дети из одной мензурки переливают воду в другую. Наблюдают, когда быстрее вода наливается – когда капает или когда льётся?
Дети погружают губку в мензурку с водой, вынимают её. Что происходит? (вода сначала вытекает, затем капает).
Опыт № 8. «В какую бутылку нальётся вода быстрее?».
Цель: продолжать знакомить со свойствами воды, предметами разной величины, развивать смекалку, учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклянными предметами.
Материал: ванночка с водой, две бутылки разного размера – с узким и широким горлышком, салфетка из ткани.
Ход: Какую песенку поёт вода? (Буль, буль, буль).
Послушаем сразу две песенки: какая из них лучше?
Дети сравнивают бутылки по величине: рассматривают форму горлышка у каждой из них; погружают в воду бутылку с широким горлышком, глядя на часы отмечают, за какое время она наполнится водой; погружают в воду бутылку с узким горлышком, отмечают, за сколько минут она наполнится.
Выяснить, из какой бутылки быстрее выльется вода: из большой или маленькой? Почему?
Дети погружают в воду сразу две бутылки. Что происходит? (вода в бутылки набирается неравномерно)
Опыт № 9. «Что бывает с паром при охлаждении?».
Цель: показать детям, что в помещении пар, охлаждаясь, превращается в капельки воды; на улице (на морозе) он становится инеем на ветках деревьев и кустов.
Ход: воспитатель предлагает потрогать оконное стекло – убедиться, что оно холодное, затем трём ребятам предлагает подышать на стекло в одну точку. Наблюдают, как стекло запотевает, а затем образуется капелька воды.
Вывод: пар от дыхания на холодном стекле превращается в воду.
Во время прогулки воспитатель выносит только что вскипевший чайник, ставит его под ветки дерева или кустарника, открывает крышку и все наблюдают, как ветки «обрастают» инеем.
Опыт № 10. «Друзья».
Цель: познакомить с составом воды (кислород); развивать смекалку, любознательность.
Материал: стакан и бутылка с водой, закрытые пробкой, салфетка из ткани.
Ход: стакан с водой на несколько минут поставить на солнце. Что происходит? (на стенках стакана образуются пузырьки – это кислород).
Бутылку с водой изо всех сил потрясти. Что происходит? (образовалось большое количество пузырьков)
Вывод: В состав воды входит кислород; он «появляется» в виде маленьких пузырьков; при движении воды пузырьков появляется больше; кислород нужен тем, кто живёт в воде.
Опыт № 11. «Куда делась вода?».
Цель: Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (открытая и закрытая поверхность воды).
Материал: Две мерные одинаковые ёмкости.
Дети наливают равное количество воды в ёмкости; вместе с воспитателем делают отметку уровня; одну банку закрывают плотно крышкой, другую — оставляют открытой; обе банки ставят на подоконник.
В течение недели наблюдают процесс испарения, делая отметки на стенках ёмкостей и фиксируя результаты в дневнике наблюдений. Обсуждают, изменилось ли количество воды (уровень воды стал ниже отметки), куда исчезла вода с открытой банки (частицы воды поднялись с поверхности в воздух). Когда ёмкость закрыты, испарение слабое (частицы воды не могут испариться с закрытого сосуда).
Опыт № 12. «Откуда берётся вода?».
Цель: Познакомить с процессом конденсации.
Материал: Ёмкость с горячей водой, охлаждённая металлическая крышка.
Взрослый накрывает ёмкость с водой холодной крышкой. Через некоторое время детям предлагается рассмотреть внутреннюю сторону крышки, потрогать её рукой. Выясняют, откуда берётся вода (это частицы воды поднялись с поверхности, они не смогли испариться из банки и осели на крышке). Взрослый предлагает повторить опыт, но с тёплой крышкой. Дети наблюдают, что на тёплой крышке воды нет, и с помощью воспитателя делают вывод: процесс превращения пара в воду происходит при охлаждении пара.
Опыт № 13. «Какая лужа высохнет быстрее?».
Ребята, вы помните, что остаётся после дождя? (Лужи). Дождь иногда бывает очень сильным, и после него остаются большие лужи, а после маленького дождя лужи бывают: (маленькими). Предлагает посмотреть, какая лужа высохнет быстрее — большая или маленькая. (Воспитатель разливает воду на асфальте, оформляя разные по размеру лужи). Почему маленькая лужа высохла быстрее? (Там воды меньше). А большие лужи иногда высыхают целый день.
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Какая лужа высыхает быстрее — большая или маленькая. (Маленькая лужа высыхает быстрее).
Опыт № 14. «Игра в прятки».
Цель: Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность, смекалку, усидчивость.
Материал: две пластины из оргстекла, пипетка, стаканчики с прозрачной и цветной водой.
Детям предлагается из пипетки на сухое стекло нанести каплю воды. Почему она не растекается? (мешает сухая поверхность пластины)
Дети наклоняют пластину. Что происходит? (капля медленно течёт)
Смочить поверхность пластины, капнуть на неё из пипетки прозрачной водой. Что происходит? (она «растворится» на влажной поверхности и станет незаметной)
На влажную поверхность пластины из пипетки нанести каплю цветной воды. Что произойдёт? (цветная вода растворится в прозрачной воде)
Вывод: При попадании прозрачной капли в воду она исчезает; каплю цветной воды на влажном стекле видно.
Опыт № 15. «Как вытолкнуть воду?».
Цель: Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.
Материал: Мерная ёмкость с водой, камешки, предмет в ёмкости.
Перед детьми ставится задача: достать предмет из ёмкости, не опуская руки в воду и не используя разные предметы-помощники (например, сачок). Если дети затруднятся с решением, то воспитатель предлагает класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв.
Вывод: Камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду.
Опыт № 16. «Откуда берётся иней?».
Оборудование: Термос с горячей водой, тарелка.
На прогулку выносится термос с горячей водой. Открыв его, дети увидят пар. Над паром необходимо подержать холодную тарелку. Дети видят, как пар превращается в капельки воды. Затем эту запотевшую тарелку оставляют до конца прогулки. В конце прогулке дети легко увидят на ней образование инея. Опыт следует дополнить рассказом о том, как образуются осадки на земле.
Вывод: При нагревании вода превращается в пар, пар — при охлаждении превращается в воду, вода в иней.
Опыт № 17. «Тающий лёд».
Оборудование: Тарелка, миски с горячей водой и холодной водой, кубики льда, ложка, акварельные краски, верёвочки, разнообразные формочки.
Воспитатель предлагает отгадать, где быстрее растает лёд — в миске с холодной водой или в миске с горячей водой. Раскладывает лёд, и дети наблюдают за происходящими изменениями. Время фиксируется с помощью цифр, которые раскладываются возле мисок, дети делают выводы. Детям предлагается рассмотреть цветную льдинку. Какой лёд? Как сделана такая льдинка? Почему держится верёвочка? (Примёрзла к льдинке.)
• Как можно получить разноцветную воду? Дети добавляют в воду цветные краски по выбору, заливают в формочки (у всех разные формочки) и на подносах ставят на холод.
Опыт № 18. «Замёрзшая вода».
Оборудование: кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинка с изображением айсберга.
Перед детьми — миска с водой. Они обсуждают, какая вода, какой она формы. Вода меняет форму, потому что она жидкость. Может ли вода быть твёрдой? Что произойдет с водой, если её сильно охладить? (Вода превратится в лёд.)
Рассматривают кусочки льда. Чем лёд отличается от воды? Можно ли лёд лить, как воду? Дети пробуют это сделать. Какой формы лёд? Лёд сохраняет форму. Всё, что сохраняет свою форму, как лёд, называется твердым веществом.
Плавает ли лёд? Воспитатель кладёт кусок льда в миску, и дети наблюдают. Какая часть льда плавает? (Верхняя.) В холодных морях плавают огромные глыбы льда. Они называются айсбергами (показ картинки). Над поверхностью видна только верхушка айсберга. И если капитан корабля не заметит и наткнётся на подводную часть айсберга, то корабль может утонуть.
Воспитатель обращает внимание детей на лёд, который лежал в тарелке. Что произошло? Почему лёд растаял? (В комнате тепло.) Во что превратился лёд? Из чего состоит лёд?
Опыт № 19. «Пар — это тоже вода».
Оборудование: кружка с кипятком, стекло.
Взять кружку с кипятком, чтобы дети видели пар. Поместить над паром стекло, на нём образуются капельки воды.
Вывод: вода превращается в пар, а пар затем превращается в воду.
Опыт № 20. «Как из солёной воды добыть питьевую воду».
Налить в таз воды, добавить две столовой ложки соли, перемешать. На дно пустого пластикового стакана положить промытую гальку, и опустить стакан в таз так, чтобы он не всплывал, но его края были выше уровня воды. Сверху натянуть плёнку, завязать её вокруг таза. Продавить плёнку в центре над стаканчиком и положить в углубление ещё один камушек. Поставить таз на солнце. Через несколько часов в стаканчике накопится несолёная чистая вода. Вывод: вода на солнце испаряется, конденсат остаётся на плёнке и стекает в пустой стакан, соль не испаряется и остаётся в тазу.
Опыт № 21. «Руки станут чище, если помыть их водой».
Предложить с помощью формочек сделать фигурки из песка. Обратить внимание детей на то, что руки стали грязными. Что делать? Может быть отряхнём ладошки? Или подуем на них? Стали ладошки чистыми? Как очистить руки от песка? (Помыть водой). Воспитатель предлагает сделать это.
Вывод: Что мы сегодня узнали? (Руки станут чище, если помыть их водой).
Опыт № 22. «Помощница вода».
На столе после завтрака остались крошки, пятна от чая. Ребята, после завтрака столы остались грязными. Садиться снова за такие столы не очень приятно. Что же делать? (Помыть). Чем? (Водой и тряпочкой). А может быть, можно обойтись без воды? Давайте попробуем сухой салфеткой протереть столы. Крошки собрать получилось, но вот пятна так и остались. Что же делать? (Салфетку намочить водой и хорошо потереть). Воспитатель показывает процесс мытья столов, предлагает детям самим отмыть столы. Во время мытья подчеркивает роль воды. Теперь столы чистые?
Вывод: о чём мы сегодня узнали? В каком случае столы становятся очень чистыми после еды? (Если их помыть водой и тряпочкой).