Какие свойства внимания существуют

Какие свойства внимания существуют thumbnail

Общая характеристика внимания

Виды внимания

Свойства внимания

Психические состояния непатологической дезорганизации сознания

Общая характеристика внимания

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания, которые предполагают повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида[1].

Критериями внимания выступают:

1) внешние реакции:

  1. моторные (повороты головы, фиксация глаз, мимики, поза сосредоточенности);
  2. вегетативные (задержание дыхания, вегетативные компоненты ориентировочной реакции);

2) сосредоточенность на выполнении определенной деятельности и контроле;

3) увеличение продуктивности деятельности (внимательное действие, эффективнее по сравнению с «невнимательным»);

4) избирательность (селективность) информации;

5) ясность и отчетливость содержаний сознания, находящихся в поле сознания.

Благодаря вниманию человек отбирает нужную информацию, обеспечивает избирательность различных программ своей деятельности, сохраняет должный контроль над своим поведением (рис. 1).

Основные функции внимания

Активизация нужных и торможение ненужных в данный момент психологических и физиологических процессов

Способствование организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями

Обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности

Рис. 1. Функции внимания

Внимание сопутствует любой деятельности как составной элемент различных психических (восприятие, память, мышление) и двигательных процессов. Вниманием определяются:

  1. точность и детализация восприятия (внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображения);
  2. прочность и избирательность памяти (внимание выступает как фактор, способствующий сохранению нужной информации в кратко-временной и оперативной памяти);
  3. направленность и продуктивность мышления (внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи).

В отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т.п.), внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них.

В системе межличностных отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов. Внимание, с одной стороны, является сложным познавательным процессом, с другой − психическим состоянием, в результате которого улучшается деятельность. Внимание порождается деятельностью и сопутствует ей, за ним всегда стоят интересы, установки, потребности, направленность личности. В условиях профессиональной деятельности юриста (следователя, прокурора, адвоката, судьи) значение внимания особенно велико.

Виды внимания

Существуют несколько разных классификаций внимания. Наиболее традиционной является классификация по признаку произвольности
(рис. 2).

Непроизвольное

Произвольное

Послепроизвольное

Виды внимания

Рис. 10.2. Классификация внимания

Непроизвольное внимание не требует приложения усилий, оно привлекается либо сильным, либо новым, либо интересным раздражителем. Основная функция непроизвольного внимания заключается в быстрой и правильной ориентации в постоянно меняющихся условиях среды, в выделении тех объектов, которые могут иметь в данный момент наибольшее жизненное или личностное значение. В научной литературе можно встретить разные синонимы для обозначения непроизвольного внимания. В некоторых исследованиях его называют пассивным, оттеняя тем самым зависимость непроизвольного внимания от объекта, который его привлек, и подчеркивают отсутствие усилий со стороны человека, направленных на то, чтобы сосредоточиться. В других – непроизвольное внимание называют эмоциональным, отмечая тем самым связь между объектом внимания и эмоциями, интересами и потребностями. В этом случае, так же как и в первом, отсутствуют волевые усилия, направленные на сосредоточение внимания.

Произвольное внимание свойственно только человеку и характеризуется активным, целенаправленным сосредоточением сознания, связанным с волевыми усилиями. Синонимами слова произвольное (внимание) являются слова активное и волевое. Все три термина подчеркивают активную позицию личности при сосредоточении внимания на объекте. Произвольное внимание возникает в случаях, когда человек в своей деятельности ставит перед собой определенную цель, задачу и сознательно вырабатывает программу действий. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Этот вид внимания тесно связан с волей, требует волевого усилия, которое переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной задачи. Именно благодаря наличию произвольного внимания человек способен активно, избирательно «извлекать» из памяти нужные ему сведения, выделять главное, существенное, принимать правильные решения, осуществлять планы, возникающие в деятельности.

Послепроизвольное внимание обнаруживается в тех случаях, когда человек, забыв обо всем, с головой уходит в работу. Этот вид внимания характеризуется сочетанием волевой направленности с благоприятными внешними и внутренними условиями деятельности. В отличие от непроизвольного внимания, послепроизвольное связано с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. Отличие послепроизвольного внимания от произвольного – в отсутствии волевого усилия.

Данные виды внимания взаимосвязаны и не должны искусственно рассматриваться как независимые друг от друга (табл. 1).

Таблица 1

Сравнительная характеристика видов внимания

Вид

внимания

Условия
возникновения

Основные
характеристики

Механизмы

Непроизвольное

Действие сильного, контрастного или зна- значимого, вызываю-щего эмоциональный отклик раздражителя

Непроизвольность, легкость возникно-вения и переключе-ния

Ориентировочный рефлекс или доми-нанта, характери-зующая более или менее устойчивый интерес личности

Произвольное

Постановка (принятие) задачи

Направленность в со-ответствии с задачей. Требует волевых уси-лий, утомляет

Ведущая роль вто-рой сигнальной системы

Послепроизвольное

Вхождение в деятель-ность и возникающий в связи с этим интерес

Сохраняется целе-направленность, сни-мается напряжение

Доминанта, харак-теризующая воз-никший в процес-се данной деятель-ности интерес

Свойства внимания

Внимание характеризуется такими свойствами, как объем, переключение, распределение, концентрация, устойчивость и избирательность (рис. 3).

Объем

Определяется количеством одновременно (в пределах 0,1 с) отчетливо воспринимаемых объектов

Переключение

Распределение

Устойчивость

Избирательность

Динамическая характеристика, определяющая способность быстро переходить от одного объекта к другому

Характеризуется возможностью одновременного успешного выполнения нескольких различных видов деятельности (действий)

Определяется длительностью концентрации внимания на объекте

Связана с возможностью успешной настройки (при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к сознательной цели

Концентрация

Выражается в степени сосредоточенности на объекте

Свойства внимания

Рис. 3. Свойства внимания

Объем внимания измеряется количеством объектов (элементов), воспринимаемых одномоментно. Установлено, что при восприятии множества простых объектов в течение 1 – 1,5 с объем внимания у взрослого человека в среднем равен 7 – 9 элементам. Объем внимания зависит от профессиональной деятельности человека, его опыта, психического развития. Объем внимания значительно увеличивается, если объекты сгруппированы, систематизированы. Существует такая закономерность: чем больше интенсивность (сила) внимания, тем меньше объем, и наоборот. Эту особенность внимания следует учитывать во время осмотра места происшествия, обыска. Расширение объема внимания может привести к тому, что из поля зрения могут выпасть мелкие детали, объекты, различного рода следы. Важной и определяющей особенностью внимания является то, что оно практически не меняется при обучении и тренировке.

Читайте также:  Какие лечебные свойства девясила

Переключение внимания проявляется в преднамеренном переходе субъекта от одной деятельности к другой, от одного объекта к другому. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся обстановке. Это свойство внимания в значительной мере зависит от индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности человека – уравновешенности и подвижности нервных процессов. В зависимости от типа высшей нервной деятельности внимание одних людей более подвижно, других – менее подвижно. Легкость переключения внимания зависит и от соотношения между предшествующей и последующей деятельностью и отношения субъекта к каждой из них. Чем больший интерес представляет эта деятельность для человека, тем легче он переключается на нее. Переключение может обусловливаться программой сознательного поведения, требованиями деятельности, необходимостью включения в новую деятельность в соответствии с изменяющимися условиями либо осуществляться в целях отдыха. Например, чередование допросов с составлением процессуальных документов, изучение поступивших материалов с приемом посетителей. Эта индивидуальная особенность должна учитываться при профессиональном отборе. Высокая переключаемость внимания – необходимое качество следователя. Следует отметить, что переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств.

Распределение внимания – это, во-первых, способность поддерживать достаточный уровень сосредоточенности столько времени, сколько целесообразно для данной деятельности; во-вторых, способность сопротивляться отвлекающим обстоятельствам, случайным помехам в работе. Распределение внимания во многом зависит от опыта человека, его знаний и умений.

Умение распределять внимание является профессионально важным качеством юриста (следователя, прокурора, судьи). Так, следователь, производя обыск, одновременно обследует помещение, поддерживает контакт с подозреваемым, наблюдает за малейшими изменениями его психического состояния, делает предположение о наиболее вероятных местах захоронения искомых объектов.

Устойчивость внимания – это способность длительно задерживать восприятие на определенных объектах окружающей действительности. Известно, что внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям, которые имеют место при продолжительных занятиях человека какой-либо деятельностью. Экспериментальные исследования показали, что в этих условиях непроизвольное отвлечение внимания от объекта происходит через 15 – 20 мин. Наиболее простым способом поддержания устойчивости внимания является волевое усилие, но действие его будет продолжаться до тех пор, пока не будут исчерпаны возможности психики, после чего неизбежно проявится состояние утомления. Если работа однообразна и сопряжена со значительными психофизиологическими перегрузками, утомление можно предупредить кратковременными перерывами в работе. Устойчивость внимания можно продлить на определенное время, если попытаться отыскать (раскрыть) в том или ином предмете новые стороны и связи, посмотреть на предмет под другим углом зрения. Это свойство внимания крайне необходимо следователю в стадии осмотра места происшествия.

Избирательность внимания – это способность к сосредоточению на наиболее важных объектах.

Концентрация внимания – это степень или интенсивность сосредоточенности внимания. Сосредоточенность внимания иногда называют концентрацией, и эти понятия рассматриваются как синонимы[2]. Однако концентрация внимания на одном объекте приводит к положи-тельному результату только в том случае, если субъект способен своевре-менно и последовательно переключать его и на другие объекты. Поэтому такие свойства внимания, как концентрация, распределение и объем, тесно связаны между собой.

Отвлекаемость – это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой.

Отвлекаемость возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Следует различать внешнюю и внутреннюю отвлекаемость внимания. Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей, внутрен-
няя – под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса к делу, которым занят в данный момент человек.

Внимательность является профессионально важным свойством личности юриста. Формирование ее происходит в ходе активного участия в профессиональной деятельности, в результате развития воли, осознания им важности решаемых задач. Внимание лежит в основе таких значимых в профессиональном отношении свойств юриста, как наблюдательность, любознательность, высокая работоспособность и творческая активность.

Развитие умения управлять своим вниманием неразрывно связано с формированием личности юриста, с его отношением к профессии, людям, с выработкой таких качеств, как организованность, дисципли-нированность, выдержка, настойчивость и самообладание.

Для сосредоточения внимания необходимо:

  1. концентрировать внимание на существенном. Направлять внимание на изучаемый объект и пытаться выделить в нем все новые стороны, признаки, черты, свойства. Следить за тем, чтобы внимание было направлено только на интересующий вас объект и не допускать его переключения на другие объекты;
  2. не закреплять несущественную информацию, т.е. она не должна запечатлеваться, ни повторяться в памяти;
  3. отбрасывать несуществующую информацию: ее необходимо сразу же вытеснить путем восприятия новой, более существенной информации.

Психические состояния
непатологической дезорганизации сознания

Организованность сознания человека выражается прежде всего в его внимательности, в степени ясности осознания объектов действительности. Показатель организованности сознания – это различный уровень внимательности. Отсутствие четкой направленности сознания означает его дезорганизованность. В следственной практике, оценивая поступки людей, необходимо иметь в виду различные непатологические уровни дезорганизации сознания.

Одним из состояний частичной дезорганизованности сознания является рассеянность. Рассеянностью обычно называют два разных явления:

  1. во-первых, результат чрезмерного углубления в работу, когда человек ничего не замечает вокруг себя – ни окружающих людей и предметов, ни разнообразных явлений. Этот вид рассеянности получил название мнимая рассеянность, поскольку является результатом большого умственного сосредоточения;
  2. во-вторых, состояние, когда человек не может ни на чем долго сосредоточиться, когда он постоянно переходит от одного объекта или явления к другому, ни на чем не задерживаясь. Это так называемая подлинная рассеянность, исключающая какую бы то ни было сосредоточенность внимания. Такого вида рассеянность является временным нарушением ориентировки, ослаблением внимания. Причинами подлинной рассеянности могут являться: расстройство нервной системы, заболевания крови, недостаток кислорода, физическое или умственное переутомление, тяжелые эмоциональные переживания, последствие черепно-мозговой травмы и т.п.
Читайте также:  Какие есть 6 свойств воздуха

Одним из видов временной дезорганизации сознания является апатия – состояние безразличия к внешним воздействиям. Это пассивное состояние связано с резким понижением тонуса коры головного мозга и переживается человеком как тягостное состояние. Возникает апатия в результате нервного перенапряжения или в условиях сенсорного голода. Апатия в известной мере парализует психическую деятельность человека, притупляет его интересы, понижает ориентировочно-исследовательскую деятельность. Наивысшая степень непатологической дезорганизации сознания возникает при стрессах и аффектах.

Сужение внимания – слишком маленький объем внимания (2–3 ед.), наблюдается при психических расстройствах, депрессии.

Слабость распределения внимания – нарушение при многих психических заболеваниях и состояниях.

[1] См.: Общая психология / под ред. А.В. Петровского. – М., 1986. – С. 231.

[2] См.: Гамезо М.В., Домашенко И.А. Указ. соч. – С. 115.

Источник

Внимание
это
активная направленность сознания на
те или иные предметы и явления при
одновременном отвлечении от всего
остального.

Виды
внимания:

Непроизвольное
внимание

вызывается внешними неожиданными
факторами: теми или иными особенно­стями
объектов, воздействующих на человека
в данный момент. Ими могут быть сила,
интенсивность, новизна, необычность,
контрастность раздражителя или
подвиж­ность объекта.

Произвольное
внимание —
возникает
вследствие соз­нательно поставленной
цели. Оно всегда требует волевых усилий.

Послепроизвольное
внимание

возникает вслед за про­извольным и
обладает чертами как непроизвольного,
так и произвольного.

Свойства
внимания:

Избирательность
внимания

сосредоточение его на объектах,
представляющих для человека наибольший
интерес.

Устойчивость
внимания

длительность удержания его на одном
предмете или виде деятельности.

Распределение
внимания

одновременное внимание к двум или
нескольким объектам при одновременном
выполнении действий с ними или наблюдений
за ними.

Объем
внимания

количество объектов, одновремен­но
охватываемых вниманием с одинаковой
степенью ясно­сти восприятия (средний
объем внимания: 5—7 объектов).

Переключаемость
внимания —
способность
внимания переключаться с одного объекта
на другой.

От
особенностей внимания зависят такие
черты лич­ности, как внимательность,
наблюдательность и рассе­янность.

Все
психические познавательные процессы
(ощущения,
восприятие, память, мышление, воображение
и внима­ние) в своей совокупности
представляют психическое яв­ление,
которое называют интеллектом.

Для
оценки уровня интеллекта наибольшей
популярно­стью пользуется «коэффициент
интеллектуальности» (I
О
), который можно измерить с помощью
тестов (Векслер, Бине).

Максимальное
значение I

— 200 баллов, минималь­но—О баллов. От
84 до 116 баллов — средний уровень
интеллекта, от 116 до 180 — повышенный
уровень, от 10 до 84 — умственно отсталые
(дебилы, имбецилы, идиоты).

Дебилъность
легкая
степень слабоумия. Дебилы способ­ны
к обучению, овладевают несложными
трудовыми про­цессами, их социальное
приспособление ограничено.

Имбецильность
средняя
степень слабоумия. Речь имбе-цилов
развита слабо, они не обучаемы,
нетрудоспособны, им доступны лишь
элементарные акты самообслуживания.

Идиотия

самое тяжелое слабоумие. У идиотов почти
полностью отсутствует речь и мышление,
они нуждаются в постоянном уходе и
надзоре.

9.
Процесс мышления

Мышление

это психический процесс отражения
ре­альности в ее наиболее существенных
связях и отноше­ниях, высшая форма
творческой активности человека. Мышление
можно представить как познавательный
про­цесс, направленный на разрешение
какой-либо задачи, постановка которой
включает в себя цель, условия и ре­шение.
Мыслительный процесс совершается в
понятиях и образах. Его можно рассматривать
как одну из форм деятельности человека
(мыслительная деятельность).

Виды
мышления:

Наглядно-действенное
отличается
тем, что решение нестандартной задачи
(практической или теоретической) ищется
посредством наблюдения реальных
объектов, их взаимодействий и выполнения
материальных преобразова­ний, в
которых принимает участие сам субъект
мышления.

Наглядно-образное
~
осуществляется
на основе преоб­разований образов
восприятия в образы представлений;
дальнейшего изменения, преобразования
и обобщения предметного содержания
представлений, формирующих от­ражение
реальности в образно-концептуальной
форме.

Абстрактно-логическое,
оно
же словесно-логическое, вербально-логическое
или дискурсивное — это опосре­дованное
прошлым опытом речевое мышление человека,
осуществляемое при помощи логических
операций с по- нятиями (сравнение,
аналиа, синтез, абстрагирование,
обобщение, конкретизация). Выступает
как процесс связ­ного логического
рассуждения, в котором каждая по-

Виды
мышления:

Наглядно-действенное
отличается
тем, что решение нестандартной задачи
(практической или теоретической) ищется
посредством наблюдения реальных
объектов, их взаимодействий и выполнения
материальных преобразова­ний, в
которых принимает участие сам субъект
мышления.

Наглядно-образное
осуществляется
на основе преоб­разований образов
восприятия в образы представлений;
дальнейшего изменения, преобразования
и обобщения предметного содержания
представлений, формирующих от­ражение
реальности в образно-концептуальной
форме.

Абстрактно-логическое,
оно
же словесно-логическое, вербально-логическое
или дискурсивное — это опосре­дованное
прошлым опытом речевое мышление человека,
осуществляемое при помощи логических
операций с по­нятиями (сравнение,
анализ, синтез, абстрагирование,
обобщение, конкретизация). Выступает
как процесс связ­ного логического
рассуждения, в котором каждая по-следующая
мысль обусловлена предшествующей. Это
раз­личного вида дедуктивные и
индуктивные умозаключе­ния, способы
доказательств и т.д.

Процессам
мышления людей присущи значительные
индивидуальные различия, которые
проявляются в Каче­ствах ума:
Самостоятельность мышления. Широта и
глубина ума. Гибкость мысли. Быстрота
и критичность ума.

Мышление
и речь

Человеческое
мышление тесно связано с речью.
И
речь, и мышление протекают на одной и
той же основе — на основе языка, который
можно рассматривать как знако­вую
систему, служащую для фиксации, хранения,
ос­мысления и передачи информации.
Язык служит средст­вом общения между
людьми. Собственно, языки и сфор­мировались
вместе с мышлением из потребности людей
в общении и в процессе общения.

Читайте также:  Какое свойство характерно для электромагнитных волн

Речь
это
словесный (вербальный ) язык в действии,
процесс практического применения
человеком именно сло­весного языка,
а не какого-нибудь другого (языка жестов,
звуков, красок, программирования)

Виды
речи:

Внутренняя
речь —
это
словесная форма мышления. Результатом
внутренней речи являются мысли. Хотя
при внутренней речи человек и не говорит
вслух, его мысли все равно облекаются
в форму слов. Внутренняя речь ко­ротка,
свернута, часто целое предложение
сокращается до одного слова.

Внешняя
речь

бывает устной и письменной. Устная
делится на монологическую и диалогическую,
когда в разговоре участвуют два человека
и более (беседа, дис­пут, дискуссия).

Свойства
речи:

Содержательность
речи —
зависит
прежде всего от ценности и объема
содержащейся в ней информации.

Понятность
речи —
зависит
от ее смыслового значе­ния, языковых
особенностей, а также от уровня разви­тия
слушателей.

Выразительность
речи —
определяется
отчетливостью произношения (дикцией),
а также интонацией как со­вокупностью
темпа, тона, ритма и пауз.

10.К.К.Платонов,
учитывая
соотношениесоциального
и биологического в качествах личности,
выделяет четыре группы свойств (черт),
составляющих основные стороны
(подструктуры) личности:

1-я
подструктура личности объединяет
направленностьи
отношения личности
,
проявляющиеся как ее моральные черты.
В нее входят: влечения, желания, интересы,
склонности, идеалы, мировоззрение,
убеждения. Элементы (черты) личности,
входящие в эту подструктуру, не имеют
непосредственных врожденных задатков.
Эта подструктура формируется путем
воспитания. Она может быть названа
социально-обусловленной подструктурой;

  • 2-я
    подструктура личности — опыт
    — объединяет знания, навыки, умения и
    привычки, которые формируются на основе
    личного опыта, но имеют заметное влияние
    и биологически, и даже генетически
    обусловленных свойств личности.

  • 3-я
    индивидуальные
    особенности психических процессов
    ,
    или психических функций, понимаемые
    как формы психического отражения
    (ощущение и восприятие, память, мышление
    и воображение, чувства, воля).

  • 4-я
    биопсихические
    свойства
    личности.
    Активность этой подструктуры, в большей
    степени, определяется основными
    физиологическими свойствами нервной
    системы и включает: темперамент, половые
    и возрастные особенности личности,
    включая ее патологические, т. н.
    органические изменения.

Особенностями
этих четырех подструктур, однако, не
исчерпываются индивидуальные свойства
личности, поскольку на эти подструктуры
накладываются еще две общие подструктуры:
характер
и способности.
Являясь подструктурами наложенными,
выделяющимися из общей структуры
личности, характер и способности
представляют собой не самостоятельные
подструктуры, а общие качества личности,
включающие особенности каждой из четырех
основных иерархических подструктур. В
предложенной К.К.Платоновым динамической
функциональной структуре личности
содержится как координационный
(взаимосвязи между подструктурами
личности на одном иерархическом уровне),
так и субординационный (взаимосвязи
между подструктурами личности,
представленными на разных уровнях)
принципы построения.

Психологическая
защита личности

Психологическая
защита личности
связана
с тем, что в жизни часто человек не в
состоянии взвесить все обстоя­тельства
и выбрать такое поведение, которое могло
бы из­бавить его от неприятных
переживаний. Тогда и срабатыва­ют
механизмы психологической защиты.

Механизмы
психологической защиты стабилизируют
наше состояние, отторгают или изменяют
неблагоприят­ную информацию о себе
и других, служат для преодоле­ния
дискомфорта.

Впервые
защитные механизмы были выявлены 3.
Фрей­дом, а изучены и описаны его
дочерью А. Фрейд.

Основные
механизмы психологической защиты.

Подавление
(репрессия)

вытеснение неприемлемых, потенциально
опасных желаний и мыслей из сознания,
ЧТО
предотвращает
их возможное разрешение. Психиче­ская
энергия
подавленных
желаний не исчезает бесслед­но, а
продолжает существовать в человеке
независимо от его сознания и часто
находит свое болезненное проявле­ние
в виде головных болей, язв, сердечных
заболеваний, гипертонии и т.д.

Отрицание

устранение, игнорирование травмирую­щих
восприятий внешней реальности. Это
бегство в фанта­зию, кажущуюся абсурдной
объективному наблюдению. При этом,
игнорируя логику, человек не замечает
проти­воречий в своих суждениях.

Рационализация
построение
приемлемых оснований для оправдания
неприемлемых форм поведения, мыслей и
чувств. Рационализация маскирует,
скрывает истинные мотивы от сознания
самого субъекта во имя внутреннего
комфорта, сохранения чувства собственного
достоинства, самоуважения.

Инверсия
подмена
мыслей, чувств, отвечающих под­линному
травмирующему мотиву, диаметрально
проти­воположным поведением, мыслями,
чувствами. Напри­мер, неразумная,
необъяснимая неприязнь к кому-либо
может подменяться в отношениях с этим
человеком осо­бой предупредительностью,
подчеркнутой вежливостью. И, наоборот,
— симпатия, любовное увлечение могут
демонстрироваться как неприязнь,
нарочитое игнори­рование и даже
бестактность.

Проекция

приписывание другому человеку своих
соб­ственных качеств, мыслей или
чувств, в которых человек не хочет
признаваться себе из-за их неприглядности.

Изоляция
(отчуждение) —
обособление
или локали­зация внутри сознания
травмирующих человека факто­ров так,
что связь между определенным событием
и его эмоциональной окраской не отражаются
в сознании. В ре­зультате может
наступать явление двойника, то есть
раз­двоение, расщепление личности.

Регрессия
возвращение
к более раннему, примитив­ному способу
реагирования на травмирующие события,
чтобы избежать внутренней тревоги,
сохранить чувство са­моуважения.
Яркий пример регрессии — это инфантиль­ность
(младенчество, детскость) в поведении
и отношени­ях взрослых людей.

Сублимация
преобразование
энергии сексуальных влечений в социально
приемлемые формы активности: творчество,
социальные контакты и т.п.

Психологическую
защиту нельзя однозначно рассмат­ривать
как полезное или вредное психическое
явление. Позволяя сохранить устойчивость
личности на фоне дес­табилизирующих
переживаний и добиться определенной
адаптации, психологическая защита в то
же время лиша­ет человека возможности
активно воздействовать на си­туацию
и устранить источник переживаний.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник