Какие свойства у совести

Какие свойства у совести thumbnail

Долг

Долг и совесть — личностные категории морального сознания: с их помощью общие социально-нравственные требования трансформируются в моральные проблемы конкретного индивида. Они образует морально-психологический механизм самоконтроля, тесно связанный с ответственностью личности.

Долг — это принятие личностью необходимости подчиняться общественной воле. Нравственный долг — это превращение требований общественной морали в личный императив конкретного лица и добровольное его выполнение. Источником долга является общественный интерес. В долге он

обретает повелительный характер, формируя нравственную обязанность индивида по отношению к другим людям и самому себе.

Таким образом, долг не тождествен обязанности: простое исполнение обязанностей еще не есть долг в этическом смысле слова. Понятие долга обогащает сухое понятие обязанностей глубокой личной заинтересованностью в их исполнении, добровольным принятием и осознанием их необходимости. Таким образом, долг — это нравственная обязанность человека, выполняемая им под влиянием не только внешних требований, но и внутренних нравственных побуждений.

Общество ожидает от человека не просто точного и беспрекословного выполнения своих обязанностей, но и личностного отношения к ним. Переживание требований долга в связи со своими интересами и приводит к появлению у человека осознания своего долга и чувства долга.

Свойства долга:

Осознание необходимости

Заинтересованность в исполнении

Добровольность принятия

Особенности проявления долга:

1. Добровольность. В зависимости от степени осознания необходимости, справедливости, важности долга и, следовательно, от отношения к нему, его требования могут осуществляться на разном уровне добровольности: от выполнения по принуждению или из боязни общественного мнения до следования долгу по внутренней потребности. Подлинно моральным долгом является свободное следование общественно-необходимым требованиям или личным обязательствам, независимое от внешних или внутренних принуждений.

2. Активная гражданская позиция. Люди нравственного долга активны, деятельны, не проходят равнодушно мимо морального или иного ущемления прав другого человека, они крайне чувствительны к любой несправедливости и активно утверждают в жизни добро. Нравственный долг пробуждает у таких людей чувство личной сопричастности всему происходящему в мире, стремление вносить посильный вклад в общее дело.

3. Множественность долгов. Существует сложная «иерархия» долгов; долг перед обществом, перед коллективом, перед семьей, перед друзьями, перед самим собой. Это порождает определенные трудности, связанные с необходимостью выбирать какой из долгов надлежит выполнить в первую очередь, особенно если они противоречат друг другу.

Совесть — способность к активному самосознанию, самооценке личного отношения к окружающему, к действующим в обществе нравственным нормам. Она помогает определять соответствие индивидуального поведения личности высшим моральным предписаниям.

Совесть — это сознание и чувство моральной ответственности человека за свое поведение, служащие ему руководством в выборе поступков и источником линии жизненного поведения. Именно поэтому совесть действует в качестве внутреннего регулятора.

Совесть проявляет себя:

а) как побудитель, направляющий на соблюдение нравственных требований, создающий положительную психологическую установку;

б) как запрещающий, останавливающий фактор, заранее осуждающий нас за предполагаемый выбор, за намечаемое поведение;

в) как корректирующий фактор во время действия;

г) как оценивающий фактор, содержащий в себе моральную оценку наших поступков.

Функции совести:

побудительно-разрешительно-запретительная (до поступка);

коррекция (во время поступка);

моральная оценка (после поступка)

Основные «свойства» совести:

1. «Интимный» характер совести. В разговоре с собственной совестью человек как бы стоит лицом к лицу с самим собой и поэтому имеет возможность (или вынужден) быть предельно откровенным. Можно обмануть других, но обмануть собственную совесть невозможно: это «свидетель, который всегда с тобой».

2. Относительность совести как средства самооценки. В самооценке, производимой совестью, проявляется способность к моральному компромиссу или бескомпромиссность личность. Поэтому нельзя целиком полагаться на совесть, она может быть снисходительной. Ее нельзя обмануть, но можно «уговорить», «усыпить», найти себе оправдание – «так сложились обстоятельства». Но ведь обстоятельства ставят нас перед выбором. Критерием же выбора должна служит совесть.

3. Совесть как стыд за совершенное, как форма раскаяния. В этом качестве совесть являет себя в одном из наиболее жестоких своих обличий: она выступает как угрызения совести, муки совести, осознание своей виновности, осмысление безнравственности совершенных действий. Мера переживаний, степень «мук совести» зависит, от характера поступка и уровня сознательности человека, от его способности и привычки справедливо и критично оценивать

4. собственное поведение и поведение других. Моральным результатом этих переживаний является раскаяние, нравственный смысл которого — гармонизация отношений между Долгом и Совестью.

Источник

Свойства

«Интимный» характер совести . В разговоре с собственной совестью человек как бы стоит лицом к лицу с самим собой и поэтому имеет возможность (или вынужден) быть предельно откровенным. Можно обмануть других, но обмануть собственную совесть невозможно — это «свидетель, который всегда с тобою».

Относительность совести как средства самооценки . В самооценке, производимой совестью, проявляется способность к моральному компромиссу или бескомпромиссность личности. Полностью полагаться на совесть нельзя, так как если ее нельзя обмануть, то можно «уговорить», «усыпить», найти себе оправдание («так сложились обстоятельства»). Но ведь обстоятельства ставят нас перед выбором. Критерием же выбора должна служить совесть.

Принимая то или иное решение, не следует рассматривать совесть как нечто абсолютное, считая, что она всегда права. Важно помнить, что она находится в зависимости от ценностной картины мира отдельно взятого человека. Кроме того, она не дает мотивированного убеждения в необходимости такового. Более того, здесь она легко может ошибиться, ибо не способна рассчитать далеких последствий этого поступка, которые могут оказаться совсем отличными от ожидаемых.

Читайте также:  Какие свойства должны обладать алгоритм

«Указания совести безошибочны, когда они требуют от нас не утверждения своей животной личности, а жертвы ею», — писал Л. H. Толстой.

Структура

Для Э. Фромма совесть — это реакция целостной личности, которая включает знание о себе, эмоциональный отклик, а также «наше собственное воздействие на самих себя».

Таким образом, совесть включает в себя три компонента — когнитивный, эмоциональный  и поведенческий , связанный с проявлением силы воли. Первый компонент проявляется в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий. Второй компонент проявляется в форме эмоциональных переживаний вины и стыда. Третий компонент проявляется в попытке человека усилием воли заставить себя поступить по совести, вопреки имеющимся соблазнам. Благодаря содействию воли решения совести приобретают императивный характер.

Таким образом, принимая во внимание, что функционирование совести включает участие ума, эмоций и воли, следует представлять совесть одновременно в трех измерениях: как нравственное сознание, как нравственное переживание и как волевую способность личности в ее стремлении к нравственной самоактуализации.

С. В. Стеклянниковой (2001) совесть рассматривается как сложная интегративная категория, включающая в себя в качестве компонентов структуры долг, стыд и вину. Совесть проявляется в виде долга по отношению к внешнему источнику, стыда перед окружающими, вины — перед собой. Несмотря на общечеловеческий характер этих феноменов, представители одних культур более тяготеют к переживанию стыда, другие — к переживанию вины. Форма актуализации совести зависит от конкретных социокультурных условий.

Нередко совесть понимают только как вину или «стыд перед самим собой». Это понимание узкое и не вполне точное, ведь эмоциональные переживания могут быть не только негативными (угрызения совести), но и позитивными (удовлетворенность своими просоциальными поступками, если поступок согласуется с индивидуальной оценкой добра и зла). Положительные эмоции присущи и «спокойной совести» (как в рекламе: «заплатил налоги — спи спокойно»).

Часто в разговоре употребляется выражение «ни стыда ни совести», что нелогично. Если у человека имеется переживание стыда по поводу неблаговидного поступка, то это свидетельствует, что у него есть совесть. Таким образом, в приведенном словосочетании одно из слов (больше — первое) лишнее.

Имеются и другие подходы к рассмотрению структуры совести. Так, известный советский педагог В. А. Сухомлинский рассматривал такие структурные компоненты совести, как переживание, чувствование, стыд, ответственность, долг, долженствование, достоинство, честь, красота.

В противоположность этому В. Франкл (1990) считал, что совесть (как и любовь) может действовать лишь интуитивно, «это связано с их сущностью, интуитивного и иррационального и поэтому никогда полностью не рационализированного функционирования и действия».

Источник: 

Психология совести: вина, стыд, раскаяние: Питер; Санкт-Петербург; 2017

Материалы по теме

Совесть и честь в современном мире

Е. П. Ильин: «Психология совести: вина, стыд, раскаяние»: Питер; Санкт-Петербург; 2017 ISBN…

Стыд и совесть

Е. П. Ильин: «Психология совести: вина, стыд, раскаяние»: Питер; Санкт-Петербург; 2017 ISBN…

Совесть

Балашов, Л. Е. — Практическая философия (М., 2007)

Виды совести

Психология совести: вина, стыд, раскаяние: Питер; Санкт-Петербург; 2017

Угрызения совести

Психология совести: вина, стыд, раскаяние: Питер; Санкт-Петербург; 2017

Совесть (совестливость) как регулятор альтруизма

Е. П. Ильин: Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия — 2013

Значение слова «совесть»

Е. П. Ильин: «Психология совести: вина, стыд, раскаяние»: Питер; Санкт-Петербург; 2017 ISBN…

Имплицитные представления о совести

Е. П. Ильин: «Психология совести: вина, стыд, раскаяние»: Питер; Санкт-Петербург; 2017 ISBN…

Источник

1.3. Ðîëü è ôóíêöèè ñîâåñòè

Ñîâåñòü è ÷åñòü îñîáåííî ïî÷èòàëèñü â Ñðåäíèå âåêà, î ÷åì ñâèäåòåëüñòâóþò ìíîãî÷èñëåííûå ðûöàðñêèå ðîìàíû, â êîòîðûõ âîñïåâàëèñü ýòè êà÷åñòâà.  íàøè äíè íàèáîëåå èçâåñòíûì èç òàêèõ ðîìàíîâ ÿâëÿåòñÿ «Äîí Êèõîò» Ìèãåëÿ äå Ñåðâàíòåñà. Ãåðîé ðîìàíà — âîïëîùåíèå ÷åñòè, äîñòîèíñòâà è áëàãîðîäñòâà; îí çàùèùàåò ñëàáûõ, ñîâåðøàåò ïîäâèãè ðàäè ñâîåé âîçëþáëåííîé. ×èòàÿ ýòîò ðîìàí, ïðîíèêàåøüñÿ äóõîì áëàãîðîäíûõ ðûöàðåé, êîòîðûì ïðèñóùè è ñîâåñòü, è ÷åñòü.  ðåçóëüòàòå ñêëàäûâàåòñÿ ìíåíèå, ÷òî ïîíÿòèÿ «ðûöàðü» è «÷åñòü» íåðàçäåëèìû[13].

Î ñóùåñòâåííîé ðîëè ñîâåñòè â æèçíè îòäåëüíîãî ÷åëîâåêà è îáùåñòâà ìîæíî ñóäèòü ïî ðóññêèì ïîñëîâèöàì: «Áåç ñîâåñòè è ïðè áîëüøîì óìå íå ïðîæèâåøü»; «Áåç ðóê, áåç íî㠗 êàëåêà, áåç ñîâåñòè — ïîë÷åëîâåêà».

Òåìà ñîâåñòè, êðèòèêà áåññòûäñòâà ÿâëÿåòñÿ ñêâîçíîé â èñòîðèè ðóññêîé êóëüòóðû. Óæå â «Ïîâåñòè âðåìåííûõ ëåò» êðîòîñòè ïëåìåíè ïîëÿí ïðîòèâîïîñòàâëÿåòñÿ «áåññòûäñòâî» äðåâëÿí, ðàäèìè÷åé è äðóãèõ áîëåå îòñòàëûõ âîñòî÷íîñëàâÿíñêèõ ïëåìåí.  ëåòîïèñíûõ òåêñòàõ («Ñëîâî íåêîåãî õðèñòîëþáöà» (XII âåê), â äðóãèõ òåêñòàõ) îñóæäàþòñÿ ðàçëè÷íûå ôîðìû ïîëîâîãî áåññòûäñòâà, ñîõðàíÿâøèåñÿ ó ñëàâÿí ñ ÿçû÷åñêèõ âðåìåí.

Ïî ó÷åíèþ Ã. Ñêîâîðîäû (1722–1794), ðóññêîãî è óêðàèíñêîãî ôèëîñîôà, ïîýòà, áàñíîïèñöà è ïåäàãîãà, âíåñøåãî çíà÷èòåëüíûé âêëàä â âîñòî÷íîñëàâÿíñêóþ êóëüòóðó è ñ÷èòàþùåãîñÿ ðîäîíà÷àëüíèêîì ðóññêîé ðåëèãèîçíîé ôèëîñîôèè, ñàìûì ñóùåñòâåííûì â ÷åëîâåêå ÿâëÿåòñÿ åãî ñåðäöå è ìîðàëüíîå âîçðàñòàíèå, â òîì ÷èñëå è ðàçâèòèå ÷óâñòâà ñîâåñòè, ïðèçâàííûõ áîðîòüñÿ ñ íèçìåííûìè ïðîÿâëåíèÿìè. ßðêîå âûðàæåíèå ïîíÿòèå «ñîâåñòü» íàõîäèò â ýòèêå Â. Ã. Áåëèíñêîãî, êîòîðûé çàÿâëÿë: «ß íå õî÷ó ñ÷àñòüÿ è äàðîì, åñëè íå áóäó ñïîêîåí íàñ÷åò êàæäîãî èç ìîèõ áðàòüåâ ïî êðîâè».[14]

Òåìà ñîâåñòè, ÷åñòíîñòè è ÷åñòè ïîëó÷èëà ìíîãîêðàòíîå îòðàæåíèå â ïðîèçâåäåíèÿõ ðóññêèõ ïèñàòåëåé-êëàññèêîâ. À â ëèòåðàòóðå XIX âåêà ýòà òåìà íåðåäêî áûëà òåñíî ñâÿçàíà ñ õðèñòèàíñòâîì. Âîïëîùåíèåì ðóññêîé õðèñòèàíñêîé íðàâñòâåííîñòè ÿâëÿåòñÿ ïåðñîíàæ ïîýìû Íåêðàñîâà «Êîìó íà Ðóñè æèòü õîðîøî» Åðìèë Ãèðèí. Îí ÷åñòåí è ïðàâäèâ, êîãäà åãî èçáðàëè áóðìèñòðîì, îí çà ñåìü ëåò íå óòàèë íè îäíîé êîïåéêè, «íå òðîíóë ïðàâîãî, íå ïîïóñòèë âèíîâíîìó, äóøîé íå ïîêðèâèë». Òîëüêî îäèí ðàç îí ñîâåðøèë íå÷åñòíûé ïîñòóïîê: «Ñâèõíóëñÿ: èç ðåêðóò÷èíû / Ìåíüøîãî áðàòà Ìèòðèÿ / Ïîâûãîâîðèë îí». Íî ðàñêàÿíèå åãî áûëî òàê âåëèêî, ÷òî îí ïîòåðÿë âñÿêèé ïîêîé è åäâà íå ïîêîí÷èë æèçíü ñàìîóáèéñòâîì.  êîíöå êîíöîâ Åðìèë ïðèçíàëñÿ â ñâîåì îáìàíå è óñòðàíèë íåñïðàâåäëèâîñòü.

Читайте также:  Какими общими свойствами обладают все клетки

 ýòîé æå ïîýìå Íåêðàñîâà àòàìàí ðàçáîéíèêîâ Êóäåÿð íà÷èíàåò ÷óâñòâîâàòü âèíó çà ìíîãî÷èñëåííûå ñîâåðøåííûå èì ïðåñòóïëåíèÿ: «Ñîâåñòü çëîäåÿ îñèëèëà, / Øàéêó ñâîþ ðàñïóñòèë, / Ðîçäàë íà öåðêâè èìóùåñòâî, / Íîæ ïîä ðàêèòîé çàðûë». Äëÿ èñêóïëåíèÿ ñâîèõ ãðåõîâ îí íàëàãàåò íà ñåáÿ ñâîåãî ðîäà åïèòèìüþ[15], ñòàâèò ñåáå ïî÷òè íåèñïîëíèìóþ çàäà÷ó — ñðóáèòü äåðåâî òåì íîæîì, êîòîðûì ñîâåðøàë óáèéñòâà: «Áóäåò ðàáîòà âåëèêàÿ, / Áóäåò íàãðàäà çà òðóä, / Òîëüêî ÷òî ðóõíåòñÿ äåðåâî — / Öåïè ãðåõà óïàäóò».

Äîñòàòî÷íî ÿðêèì ïðèìåðîì ïðîÿâëåíèÿ õðèñòèàíñêîãî îòíîøåíèÿ ê ñîâåñòè ìîæåò ñëóæèòü Ìàðèÿ Òðîåêóðîâà èç ðîìàíà Ïóøêèíà «Äóáðîâñêèé». Îíà îòêàçàëàñü ñáåæàòü ñ Äóáðîâñêèì, â êîòîðîãî áûëà âëþáëåíà, ïîòîìó ÷òî îáâåí÷àëàñü ñ äðóãèì ÷åëîâåêîì, è íàðóøèòü ñîþç, îñâÿùåííûé ïåðåä Áîãîì, áûëî äëÿ íåå íåäîïóñòèìî.

Îäíàêî òåìà ñîâåñòè ðàñêðûâàëàñü è ñ îáùå÷åëîâå÷åñêèõ ïîçèöèé íðàâñòâåííîñòè.

Íàèáîëåå ïîëíî îíà áûëà ðàñêðûòà Äîñòîåâñêèì â ïðîèçâåäåíèè «Ïðåñòóïëåíèå è íàêàçàíèå». Íðàâñòâåííûå ñòðàäàíèÿ, ÷àñòè÷íî îáóñëîâëåííûå ñîâåñòüþ è ðàñêàÿíèåì, çàñòàâëÿþò Ðàñêîëüíèêîâà ÿâèòüñÿ ñ ïîâèííîé, âî âñåì ñîçíàòüñÿ. «Èäåéíûé äâîéíèê» Ðàñêîëüíèêîâà — Ñâèäðèãàéëîâ, ÷åëîâåê áåç ïðèíöèïîâ, ëèøåííûé âñÿêèõ íðàâñòâåííûõ êà÷åñòâ, êîòîðûé âîïëîùàåò â ðîìàíå èäåè ãåäîíèçìà. Îí — òîò «ñâåðõ÷åëîâåê», êîòîðîãî âîîáðàçèë ñåáå Ðàñêîëüíèêîâ. Íî «ñàìîîñâîáîæäåíèå» îò óêîðîâ ñîâåñòè íå ïðîõîäèò áåññëåäíî, ðåçóëüòàò — ñíà÷àëà äóõîâíàÿ, à ïîòîì ôèçè÷åñêàÿ ñìåðòü, íðàâñòâåííî îïóñòîøåííîìó Ñâèäðèãàéëîâó íè÷åãî íå îñòàåòñÿ, êàê ñàìîóáèéñòâî. Åùå îäíà ãåðîèíÿ ýòîãî ïðîèçâåäåíèÿ — Ñîíÿ Ìàðìåëàäîâà, â ãëàçàõ îáùåñòâà ïîðî÷íàÿ, îïóñòèâøàÿñÿ è áåñ÷åñòíàÿ æåíùèíà, ÿâëÿåòñÿ â ðîìàíå âîïëîùåíèåì íðàâñòâåííîñòè, õðèñòèàíñêîé ëþáâè, êðîòîñòè è ñîñòðàäàíèÿ. Èìåííî îíà ñïàñàåò Ðàñêîëüíèêîâà îò äóõîâíîé ãèáåëè. È ãðåõ åå ñìÿã÷àåòñÿ òåì îáñòîÿòåëüñòâîì, ÷òî áûë ñîâåðøåí èç ñàìîïîæåðòâîâàíèÿ.

Çàìå÷àòåëüíî îòðàçèë òåìó ñîâåñòè Ì. Å. Ñàëòûêîâ-Ùåäðèí â îñòðîé ñîöèàëüíîé ñàòèðè÷åñêîé ñêàçêå «Ïðîïàëà ñîâåñòü», â êîòîðîé ïîêàçàíî ìîðàëüíîå è íðàâñòâåííîå ðàçëîæåíèå îáùåñòâà êàê ñëåäñòâèå àìïóòàöèè ñîâåñòè.

«Ïðîïàëà ñîâåñòü. Ïî-ñòàðîìó òîëïèëèñü ëþäè íà óëèöàõ è â òåàòðàõ; ïî-ñòàðîìó îíè òî äîãîíÿëè, òî ïåðåãîíÿëè äðóã äðóãà; ïî-ñòàðîìó ñóåòèëèñü è ëîâèëè íà ëåòó êóñêè, è íèêòî íå äîãàäûâàëñÿ, ÷òî ÷åãî-òî âäðóã ñòàëî íåäîñòàâàòü è ÷òî â îáùåì æèçíåííîì îðêåñòðå ïåðåñòàëà èãðàòü êàêàÿ-òî äóäêà. Ìíîãèå íà÷àëè äàæå ÷óâñòâîâàòü ñåáÿ áîäðåå è ñâîáîäíåå. Ëåã÷å ñäåëàëñÿ õîä ÷åëîâåêà: ëîâ÷åå ñòàëî ïîäñòàâëÿòü áëèæíåìó íîãó, óäîáíåå ëüñòèòü, ïðåñìûêàòüñÿ, îáìàíûâàòü, íàóøíè÷àòü è êëåâåòàòü. Âñÿêóþ áîëåñòü âäðóã êàê ðóêîé ñíÿëî; ëþäè íå øëè, à êàê áóäòî íåñëèñü; íè÷òî íå îãîð÷àëî èõ, íè÷òî íå çàñòàâëÿëî çàäóìàòüñÿ; è íàñòîÿùåå, è áóäóùåå — âñå, êàçàëîñü, òàê è îòäàâàëîñü èì â ðóêè, — èì, ñ÷àñòëèâöàì, íå çàìåòèâøèì î ïðîïàæå ñîâåñòè.

Ñîâåñòü ïðîïàëà âäðóã… ïî÷òè ìãíîâåííî! Åùå â÷åðà ýòà íàäîåäëèâàÿ ïðèæèâàëêà òàê è ìåëüêàëà ïåðåä ãëàçàìè, òàê è ÷óäèëàñü âîçáóæäåííîìó âîîáðàæåíèþ, è âäðóã… íè÷åãî! Èñ÷åçëè äîñàäíûå ïðèçðàêè, à âìåñòå ñ íèìè óëåãëàñü è òà íðàâñòâåííàÿ ñìóòà, êîòîðóþ ïðèâîäèëà çà ñîáîé îáëè÷èòåëüíèöà-ñîâåñòü.

Îñòàâàëîñü òîëüêî ñìîòðåòü íà áîæèé ìèð è ðàäîâàòüñÿ. Ìóäðûå ìèðà ïîíÿëè, ÷òî îíè, íàêîíåö, îñâîáîäèëèñü îò ïîñëåäíåãî èãà, êîòîðîå çàòðóäíÿëî èõ äâèæåíèÿ, è, ðàçóìååòñÿ, ïîñïåøèëè âîñïîëüçîâàòüñÿ ïëîäàìè ýòîé ñâîáîäû. Ëþäè îñòåðâåíèëèñü; ïîøëè ãðàáåæè è ðàçáîè, íà÷àëîñü âîîáùå ðàçîðåíèå».

Îáðàç ñîâåñòè â ñêàçêå ïðåäñòàâëåí â âèäå ìàëåíüêîãî îáòðåïàííîãî, çàñàëåííîãî ëîñêóòêà, îáâåòøàëîé òðÿïî÷êè. Öåííîñòü ýòîãî «ïðåäìåòà» íè÷òîæíà, åå âîâñå íåò.

«À áåäíàÿ ñîâåñòü ëåæàëà ìåæäó òåì íà äîðîãå, èñòåðçàííàÿ, îïëåâàííàÿ, çàòîïòàííàÿ íîãàìè ïåøåõîäîâ. Âñÿêèé øâûðÿë åå, êàê íåãîäíóþ âåòîøü, ïîäàëüøå îò ñåáÿ; âñÿêèé óäèâëÿëñÿ, êàêèì îáðàçîì â áëàãîóñòðîåííîì ãîðîäå, è íà ñàìîì áîéêîì ìåñòå, ìîæåò âàëÿòüñÿ òàêîå âîïèþùåå áåçîáðàçèå.

Äîëãî <…> øàòàëàñü áåäíàÿ, èçãíàííàÿ ñîâåñòü ïî áåëîìó ñâåòó, è ïåðåáûâàëà îíà ó ìíîãèõ òûñÿ÷ ëþäåé. Íî íèêòî íå õîòåë åå ïðèþòèòü, à âñÿêèé, íàïðîòèâ òîãî, òîëüêî î òîì äóìàë, êàê áû îòäåëàòüñÿ îò íåå è õîòü áû îáìàíîì, äà ñáûòü ñ ðóê».

Îäíàêî, íåñìîòðÿ íà ÿâíóþ áåñïðîñâåòíîñòü, ïèñàòåëü âñå-òàêè äåëèòñÿ ñ ÷èòàòåëåì ñâîåé âåðîé â èñöåëÿþùóþ, ïðåîáðàçóþùóþ ñèëó ñîâåñòè è òàêèì îáðàçîì ïðåäîñòàâëÿåò âûáîð — áûòü èëè íå áûòü åìó ñ ñîâåñòüþ.

 ðîìàíå Ì. Å. Ñàëòûêîâà-Ùåäðèíà «Ãîñïîäà Ãîëîâëåâû» ðàññêàçûâàåòñÿ î äóõîâíîì îêîñòåíåíèè ÷ëåíîâ íåêîãäà áîãàòîé è âñåñèëüíîé ñåìüè è î ñàìîé ëþòîé íà ñâåòå êàçíè — çàïîçäàëîì ïðîáóæäåíèè ñîâåñòè, êîãäà íè÷åãî èçìåíèòü íåëüçÿ, êîãäà ÷åëîâåê îáðå÷åí íà ñìåðòü, äóõîâíóþ è ôèçè÷åñêóþ. Íàñëåäñòâåííàÿ äóõîâíàÿ ïîð÷à íàñòîëüêî ñèëüíî óêîðåíèëàñü â êàæäîì ÷ëåíå ñåìüè, ÷òî îíè íå ñïîñîáíû íè áîðîòüñÿ ñ ãðåõîì, íè òåì áîëåå èñêîðåíèòü åãî èç ñåðäöà. Ãðåõè âñå ïðî÷íåå áåðóò äóøó â êîëüöî, óìåðùâëÿÿ åå. È òîëüêî ïåðåä ñìåðòüþ ó êàæäîãî èç ÷ëåíîâ ñåìåéñòâà íàñòóïàëî ïðîáóæäåíèå «îñòàòêîâ ÷óâñòâ». Ïîãèáàþò ãåðîè îò íåñòåðïèìûõ ìóê «îäè÷àëîé ñîâåñòè» â çàïîçäàëîì ðàñêàÿíèè, â òîìèòåëüíîì áåñïîêîéñòâå. Ïðîñíóâøàÿñÿ ñîâåñòü íå ñïîñîáíà âîñêðåñèòü èõ.

Òåìà ñîâåñòè íå èñ÷åçëà è â ñîâåòñêîé ëèòåðàòóðå. Íàïðèìåð, ó Àðêàäèÿ Ãàéäàðà åñòü ðàññêàç «Ñîâåñòü». Ýòà òåìà íåîäíîêðàòíî çàòðàãèâàëàñü è ïîýòàìè: «Ìû äåëàåì äëÿ ïàìÿòè çàðóáêè, / Íå äîâåðÿÿ ñîáñòâåííûì ñëåäàì, / À ñîâåñòü ïîìíèò âñå íàøè ïîñòóïêè / È íå ñòàðååò âîïðåêè ãîäàì» — ïèñàë Í. Ðûëåíêîâ. Èëè ó À. Àõìàòîâîé: «Îäíè ãëÿäÿòñÿ â ëàñêîâûå âçîðû, / Äðóãèå ïüþò äî ñîëíå÷íûõ ëó÷åé, / À ÿ âñþ íî÷ü âåäó ïåðåãîâîðû / Ñ íåóêðîòèìîé ñîâåñòüþ ìîåé».

Читайте также:  Какие свойства у дерева

 îáùåñòâåííîì ñîçíàíèè ïðåâàëèðóåò ìíåíèå, ÷òî ñîâåñòü ÷åëîâåêó íåîáõîäèìà. Ïî äàííûì îïðîñà, ïðîâåäåííîãî ñðåäè 1622 îòå÷åñòâåííûõ ïîëüçîâàòåëåé Èíòåðíåòà, òàê ñ÷èòàåò áîëüøèíñòâî îïðîøåííûõ (1320); ëèøü 226 ÷åëîâåê îòâåòèëè, ÷òî áåç ñîâåñòè ìîæíî îáîéòèñü, à åùå 23 ÷åëîâåêà çàòðóäíèëèñü äàòü îòâåò[16].

Äàííûå èññëåäîâàíèÿ Ë. Ø. Ìóñòàôèíîé (2012) ïîäòâåðæäàþò ýòó ñòàòèñòèêó: 29 % ðåñïîíäåíòîâ îòìåòèëè, ÷òî ñîâåñòü íåîáõîäèìà äëÿ ñóùåñòâîâàíèÿ ÷åëîâåêà; 35 % — ÷òî ñîâåñòü ïîìîãàåò âñå äåëàòü ëó÷øå; 29 % — ÷òî ñîâåñòü óáåðåãàåò îò íåèñïðàâèìûõ îøèáîê; 33 % — ÷òî ñîâåñòü ïîçâîëÿåò ëþäÿì äîâåðÿòü äðóã äðóãó.  òî æå âðåìÿ 36 % ðåñïîíäåíòîâ çàòðóäíèëèñü îòâåòèòü, à 30 % çàÿâèëè, ÷òî îò ñîâåñòè ìíîãèå ëþäè õîòÿò èçáàâèòüñÿ, ýòî ÷óâñòâî ìåøàåò. Áûëè è áîëåå àãðåññèâíûå îöåíêè ñîâåñòè: ñîâåñòü íå íóæíà; ÷åëîâåê ñ ñîâåñòüþ — ñëàáûé è áîÿçëèâûé; îò ñîâåñòè íóæíî îòâûêàòü; ñîâåñòü íóæíà äëÿ ëè÷íîé âûãîäû.

Í. Â. Ìàðüÿñîâà (2008) ïðè èññëåäîâàíèè îñíîâíûõ ïàðàìåòðîâ äóõîâíîñòè ñîîòå÷åñòâåííèêîâ âûÿâèëà, ÷òî ñîâåñòü îïðåäåëÿåòñÿ ðåñïîíäåíòàìè êàê âàæíåéøåå êà÷åñòâî, ïðîÿâëÿþùååñÿ â ñëîæíûõ ýòè÷åñêèõ ñèòóàöèÿõ, è èìååò îïðåäåëÿþùåå çíà÷åíèå äëÿ äîñòèæåíèÿ ñ÷àñòüÿ.

Ì. È. Âîëîâèêîâà (2002) íà îñíîâå èññëåäîâàíèé ïðàâîâîãî ñîçíàíèÿ ó ðîññèÿí ïðèøëà ê âûâîäó î ãëóáîêîé âçàèìîñâÿçè äàííîãî ôåíîìåíà ñ ñîâåñòüþ.

Âîçíèêàåò âîïðîñ: ïî÷åìó áîëüøèíñòâî ðåñïîíäåíòîâ ñ÷èòàþò ñîâåñòü íåîáõîäèìîé, òî åñòü çà÷åì íóæíà ñîâåñòü, êàêîâû åå ôóíêöèè?

Ñîâåñòü êàê õîìÿê — èëè ñïèò èëè ãðûçåò.

Ñðåäè ó÷åíûõ òîæå ñóùåñòâóþò ðàñõîæäåíèÿ â ïîíèìàíèè òîé ðîëè, êîòîðóþ ñîâåñòü èãðàåò â íðàâñòâåííîé æèçíè ÷åëîâåêà. Ñîâåñòü òðàêòóåòñÿ è íåãàòèâíî è ïîçèòèâíî. Íåãàòèâíàÿ ñîâåñòü ïðåäñòàåò óêîðÿþùåé è ïðåäîñòåðåãàþùåé, äàæå óñòðàøàþùå-ïðåäîñòåðåãàþùåé (Íèöøå), êðèòè÷íîé ïî îòíîøåíèþ ê ïðîøëîìó, ñóäÿùåé (Êàíò). Ïîçèòèâíàÿ ñîâåñòü ïðåäñòàåò çîâóùåé, ïîáóæäàþùåé ê çàáîòå è «ðåøèìîñòè» (Õàéäåããåð).

Ãëàâíàÿ ôóíêöèÿ ñîâåñòè — îñóùåñòâëåíèå ñàìîêîíòðîëÿ. Ñîâåñòü ïîìîãàåò îïðåäåëÿòü ñîîòâåòñòâèå èíäèâèäóàëüíîãî ïîâåäåíèÿ ëè÷íîñòè âûñøèì ìîðàëüíûì ïðåäïèñàíèÿì, ñîáëþäàòü àáñîëþòíûå ìîðàëüíûå çàïðåòû, òðåáóþùèå ïðè âñåõ îáñòîÿòåëüñòâàõ èçáåãàòü íåêîòîðûõ äåéñòâèé, ñêîëü öåëåñîîáðàçíûìè îíè íå ïðåäñòàâëÿëèñü áû, êàêèå ðàçóìíûå îáîñíîâàíèÿ äëÿ íèõ íå âîçíèêàëè áû. Ïîýòîìó ñîâåñòü âûçûâàëà íåãàòèâíîå îòíîøåíèå ó ðàöèîíàëèñòîâ-ïðîñâåòèòåëåé XVIII ñòîëåòèÿ. Âèäíûé ïðåäñòàâèòåëü ýòîãî ôèëîñîôñêîãî íàïðàâëåíèÿ Æ. Ëàìåòðè ñ÷èòàë îäíîé èç âàæíåéøèõ çàäà÷ ÷åëîâå÷åñòâà îñâîáîæäåíèå îò âëàñòè ñîâåñòè.

Êîíòðîëèðóþùàÿ ðîëü ñîâåñòè îñîáåííî îò÷åòëèâî âèäíà ïðè ïðåîäîëåíèè ñîáëàçíîâ. Ñîáëàçíû âñåãäà èìåþò ðàçóìíûå îñíîâàíèÿ äëÿ òîãî, ÷òîáû èì ïîääàòüñÿ. Ñîâåñòü — ýòî ïîñëåäíåå ïðåïÿòñòâèå, êîòîðîå íðàâñòâåííàÿ ïðèðîäà ÷åëîâåêà ñòàâèò ïåðåä ñîáëàçíÿþùèìè äîâîäàìè ðàçóìà.

Ñîâåñòü ïîìîãàåò óâèäåòü íàøè ïîñòóïêè ñ òî÷êè çðåíèÿ äðóãîãî ÷åëîâåêà è îñîçíàòü, ÷òî îíè äàæå ïðè ñàìûõ áëàãèõ íàìåðåíèÿõ ìîãóò âîñïðèíèìàòüñÿ äðóãèì êàê ïîñÿãàòåëüñòâî íà åãî èíòåðåñû.  ýòîì ñìûñëå ñîâåñòü òåñíî ñâÿçàíà ñ âîîáðàæåíèåì è ñî÷óâñòâèåì, òî åñòü ñî ñïîñîáíîñòüþ ïîñòàâèòü ñåáÿ íà ìåñòî äðóãîãî è îùóòèòü åãî áîëü. Ñîâåñòü íàïîìèíàåò íàì, ÷òî ëþäè, ñ êîòîðûìè íàì ïðèõîäèòñÿ èìåòü äåëî, íå îáúåêòû, êîòîðûå ìîæíî áåçîãîâîðî÷íî èñïîëüçîâàòü äëÿ äîñòèæåíèÿ ñîáñòâåííûõ öåëåé, íî ñóáúåêòû ñ ñàìîñòîÿòåëüíûìè èíòåðåñàìè è öåëÿìè. Îá ýòîì ãîâîðèò ãëóáèííûé ñìûñë ñëîâà «ñî-âåñòü», òî åñòü ñîâìåñòíîå âåäåíèå, ïîíèìàíèå òîãî, ÷òî ïîñòóïîê — íå ïðîñòî ëè÷íîå äåëî ïîñòóïàþùåãî, à âîïðîñ åãî îòíîøåíèÿ ê äðóãèì ñóâåðåííûì ëè÷íîñòÿì. Ñîâåñòü ïîìîãàåò íå òîëüêî îðèåíòèðîâàòüñÿ â ìèðå öåííîñòåé, íî è îðèåíòèðîâàòüñÿ îòíîñèòåëüíî öåííîñòåé äðóãèõ ó÷àñòíèêîâ ñèòóàöèè.

Øðåéäåð Þ. À., 1997. Ñ. 81

Ñîâåñòü èìååò äâå ôóíêöèè: ïðåäóïðåæäàþùóþ è ðåòðîñïåêòèâíóþ.

Êðîìå òîãî, ñîâåñòü ïðîÿâëÿåò ñåáÿ:

• êàê ïîáóäèòåëü, íàïðàâëÿþùèé íà ñîáëþäåíèå íðàâñòâåííûõ òðåáîâàíèé, ñîçäàþùèé ïîëîæèòåëüíóþ ïñèõîëîãè÷åñêóþ óñòàíîâêó;

• êàê çàïðåùàþùèé, îñòàíàâëèâàþùèé ôàêòîð, çàðàíåå îñóæäàþùèé íàñ çà ïðåäïîëàãàåìûé âûáîð, çà íàìå÷àåìîå ïîâåäåíèå; ñîâåñòü íå äàåò ÷åëîâåêó âîçìîæíîñòè íå çàìåòèòü ñòîÿùèé ïåðåä íèì âûáîð;

• êàê êîððåêòèðóþùèé ôàêòîð âî âðåìÿ äåéñòâèÿ;

• êàê îöåíèâàþùèé ôàêòîð, ñîäåðæàùèé â ñåáå ìîðàëüíóþ îöåíêó íàøèõ ïîñòóïêîâ.

Ñîâåñòü íåïðåðûâíî îöåíèâàåò ýòè÷åñêèé õàðàêòåð íàøèõ ìûñëåé, óêàçûâàåò íà âîçíèêàþùèå äóðíûå ïîìûñëû èëè íà ïîïûòêè ñàìîîïðàâäàíèÿ.

Åñòü íà ñâåòå ãîðåñòü, ëþòåéøàÿ âñåõ ãîðåñòåé, — ýòî ãîðåñòü âíåçàïíî îáðåòåííîé ñîâåñòè.

Ì. Å. Ñàëòûêîâ Ùåäðèí

Âûïîëíåíèå ñîâåñòüþ åå ôóíêöèé íå åñòü ïðîñòîé àâòîìàòè÷åñêèé àêò. Ýòî âñåãäà ñëîæíûé äèíàìè÷åñêèé ïðîöåññ, â êîòîðîì ñàìà ñîâåñòü çàâèñèò îò îáùèõ íðàâñòâåííûõ óñòàíîâîê ëè÷íîñòè, îò ñòåïåíè ïðèáëèæåíèÿ ëè÷íîñòè ê íðàâñòâåííîìó èäåàëó.

Ñîâåñòü ïîìîãàåò òðåçâî îñîçíàòü êðèòè÷åñêèå ñèòóàöèè, â êîòîðûå ïîïàäàåò ÷åëîâåê è êîòîðûå óæå íåâîçìîæíî èçìåíèòü â ñèëó íåîáðàòèìîñòè ïðîèñõîäÿùåãî. Êîíå÷íî, ðåàëèñòè÷åñêîå îòíîøåíèå ê ñêëàäûâàþùèìñÿ îáñòîÿòåëüñòâàì íàëàãàåò îáÿçàòåëüñòâà íà ðàçóì, íî íå âñå åìó ïî ñèëàì.  òðàãè÷åñêîé ñèòóàöèè ÷åëîâåêó ñâîéñòâåííî âîïðîøàòü: «Çà ÷òî ìíå âûïàëà òàêàÿ ñóäüáà?!» Ýòî âîâñå íå âûðàæåíèå ÷åëîâåêà ñ ðåëèãèîçíûì ñîçíàíèåì, êàê ìîãëî áû ïîêàçàòüñÿ íà ïåðâûé âçãëÿä. ×àùå âñåãî òàê ñòàâèò âîïðîñ ÷åëîâåê, îòðèöàþùèé Áîãà â ñèëó òîãî, ÷òî ñ íèì ñàìèì æèçíü îáîøëàñü íåñïðàâåäëèâî. Èìåííî ñîâåñòü ïðåæäå âñåãî ïîìîãàåò ïî÷óâñòâîâàòü íåêîððåêòíîñòü òàêîé ïîñòàíîâêè âîïðîñà, âî-ïåðâûõ, ïîòîìó, ÷òî ñîâåñòëèâûé ÷åëîâåê îñòðî ÷óâñòâóåò ñâîþ âèíó è íå ñòàíåò ñîðàçìåðÿòü åå ñ òåì, ÷òî îí âîñïðèíèìàåò êàê íàêàçàíèå. Âî-âòîðûõ, ñîâåñòü ïîìîæåò íåðåëèãèîçíîìó ÷åëîâåêó îñîçíàòü íåïðàâîìåðíîñòü ñàìîãî ïîíÿòèÿ «íàêàçàíèå» áåç ïðèçíàíèÿ ñóùåñòâîâàíèÿ Òîãî, Êòî íàêàçûâàåò. À äëÿ ÷åëîâåêà ðåëèãèîçíîãî âàæåí íå âîïðîñ: «Çà ÷òî?», íî ñîâñåì èíîé âîïðîñ: «Äëÿ ÷åãî?», òðåáóþùèé óâèäåòü â ðåàëüíîé ñèòóàöèè äàííîå åìó ñèìâîëè÷åñêîå óêàçàíèå, íóæäàþùååñÿ â îñìûñëåíèè.

Øðåéäåð Þ. À., 1997.

Источник