Какие свойства серебра позволяют получить фотографическое изображение

Какие свойства серебра позволяют получить фотографическое изображение thumbnail

Главная » О природе вещей » Серебряная фотография

Рубрика «О природе вещей»

Автор: Евгений Сусманович

В романе Патрика Зюскинда в поэтичной форме описано как человеку удалось зафиксировать, поймать запах. В этой статье по-простому описывается изобретение и суть метода захвата и пленения света.

Наблюдение № 1. Цветные обои на стене со временем выцветают, блекнут. Вывод: красящие пигменты превращаются в бесцветные, т.е. некоторые вещества под действием света способны превращаться в другие. И если, например, вырезать в непрозрачном материале узор какой-нибудь и повесить поделку на обои в хорошо освещаемой комнате, то через пару месяцев, сняв материал, мы увидим чёткое изображение узора на стене. Кто нарисовал? Свет!

Наблюдение № 2. Если в ставне окна дома сделать небольшое отверстие, то при свете дня в комнате на стене, противоположной закрытому окну, появляется перевёрнутое изображение предметов вне дома. Кто нарисовал? Правильно.

Такого рода светописи не давали покоя пытливым умам прошлого. Сооружая тёмные комнаты (camera obscura), в которых отверстия заполнялись линзами, художники и умельцы получали светописные изображения, которые ещё нужно было научиться фиксировать (закреплять) без помощи красок и кистей.

Ретроспективно можно сформулировать задачу перед изобретателями XIX века так: необходимо подобрать такой химический состав, который при освещении менял бы свои свойства, а в темноте оставался бы прежним.

Долго рассказывать о сложных опытах Нисефора Ньепса с растворённым в лавандовом масле битумом, о том, что свет делает с таким составом. Об этом можно прочитать в книге Кантена Бажака «История фотографии. Возникновение изображения». Перейдём сразу к компаньону Ньепса — Луи Жаку Дагеру и к открытому им способу получения изображения на основе изменения свойств серебряных солей под действием света. Случайно оставив ложку на покрытой йодом серебряной пластинке, Дагер заметил через некоторое время светлый контур этой самой ложки на тёмной серебряной пластинке. Что произошло? Под действием света йодистое серебро вокруг ложки разложилось на йод и серебро; образовавшееся серебро имело вид мельчайших тёмных зёрен, а под ложкой никаких изменений не оказалось. После многолетних опытов по проявлению, закреплению, промывке серебряных пластинок, был отработан метод дагеротипии. Суть его приводим на современном языке:

1. Серебряная пластинка подвергается действию паров йода в темноте:

Ag + I2 = 2AgI (йодистое серебро);

2. Покрытую тонким слоем йодистого серебра пластинку помещают в камеру-обскуру (тёмный ящик с отверстием), где она кратковременно освещается (экспонируется). Йодистое серебро после этого начинает разлагаться с образованием мелкозернистого серебра, которое и даёт изображение снимаемого предмета. Но разложение происходит медленно, поэтому пластинку обрабатывают парами ртути:

2AgI + Hg = HgI2 + 2Ag (получаются йодистая ртуть и чистое серебро)

т.е. ртуть играет роль катализатора, она ускоряет, начатое светом, разложение йодистого серебра. Ртуть — это проявитель в дагеротипии.

В результате второго этапа получается позитив: подвергшиеся освещению места пластинки покрыты слоем мелкозернистого (оттого и тёмного) серебра, а неосвещённые места остаются светлыми. При рассматривании дагеротипа под определенным углом можно было видеть темное позитивное изображение на полированном серебре.

3. Позитивное изображение закрепляют (фиксируют): обрабатывают пластинку раствором поваренной соли (фиксажа), который удаляет неразложившееся йодистое серебро и образовавшуюся йодистую ртуть.

Чуть позже йод был заменён на бром, поваренная соль на более эффективный фиксаж — тиосульфат натрия, а ядовитая ртуть уступила место целому ряду органических веществ-проявителей.

Единственное принципиальное отличие дагеротипии от современной фотографии в том, что дагеротип нельзя размножить. Каждое полученное изображение на серебряной пластинке уникально.

Пока цифровая фотография ещё не успела полностью вытеснить фотографию плёночную, нужно успеть рассказать о химической сути последней.

Принципиальная схема фотографического процесса

1. Экспонирование. Плёнка, содержащая бромид серебра подвергается действию света в фотоаппарате.

2. Проявление. Плёнка, в которой медленно идёт процесс разложения бромида серебра, подвергается действию проявителя (смесь органических и неорганических веществ), который ускоряет процесс разложения.

3. Закрепление. Плёнку обрабатывают раствором тиосульфата натрия (фиксажа). Не разложившееся бромистое серебро полностью растворяется и удаляется:

AgBr + Na2S2O3 = Na[Ag(S2O3)] + NaBr
(нерастворимая форма серебра превращается в растворимую)

В результате этапов 1 — 3 получается негатив: светлые части снятого предмета отображены тёмным, а тёмные части — светлым. Ведь от светлых частей отражается много света, и этот свет разлагает бромистое серебро до мелкозернистого (тёмного) серебра.

Позитив и негатив в фотографии

Слева — негатив, справа — позитив

4. Получение позитива. Через негатив на плёнке пропускается свет и проецируется на фотобумагу, пропитанную эмульсией хлористого или бромистого серебра. Под тёмными участками на негативе формируются не засвеченные участки (т.е. реакция разложения солей серебра не происходит) — бумага остаётся светлой. И наоборот. Получается фотография.

Сегодня, когда серебряная фотография постепенно растворяется в цифровых технологиях, я с удивлением узнаю, что существуют и общество дагеротипистов и фотомастера, вооружённые камерой-обскурой.

Для тех, кто любит поговорить. Особенно для тех, кто хочет научиться говорить на английском языке. Вам просто необходимо посетить курсы разговорного английского языка, где вы научитесь разговорному английскому, и тогда вы будете вдвойне счастливы.

Вам понравилась статья? Поделитесь ею со своими друзьями, нажав кнопку соц. сервиса или «retweet».



К записи 5 комментариев

Вопросы, жалобы, предложения, пожелания и замечания
по данной статье можете оставить здесь:

Источник

Серебро
Желатин
Фотографическая эмульсия
Первичный фотографический процесс

Первые три части статьи — Серебро, Желатина, Фотоэмульсия являются
переводом одноимённых статей с небольшими измененияим и дополнениями, любезно
предоставленных немецким онлайн журналом Schwarzweiss-Magazin.

Последняя часть — Первичный фотографический процесс — собственная работа переводчика.

Читайте также:  Какие свойства у корня одуванчика

СЕРЕБРО*

Какие свойства серебра позволяют получить фотографическое изображение

Старейшую, дошедшую до наших дней фотографию сделал в 1826 г. французский исследователь
Ницефор Ньепс. Он экспонировал при помощи камеры-обскуры покрытую асфальтом
металлическую пластину. Под воздействием света тонкий слой асфальта затвердел,
а на неосвещённых местах был вымыт после экспозиции лавандовым маслом. Выдержка
длилась ни много ни мало 8 часов!

Знаменитая фотография Ньепса «Вид из окна мастерской» еще не являлась
фотографией в современном смысле этого слова — она была получена без использования
серебра.

В 1835 г. Тальбот, а в 1837 г. Дагер впервые применили серебро как основу
светочувствительного слоя для получения фотоизображения. Главным преимуществом
их открытий в сравнении с асфальтовой пластиной Ньепса были короткие выдержки
— минуты, а не часы. День обнародования открытия Дагера на учёном собрании Парижской
Академии является днём рождения классической серебрянной фотографии какой мы
её теперь знаем.

Сегодня серебро — это важнейший составной элемент при производстве светочувствительных
материалов. Ежегодно на эти цели расходуется несколько тысяч тонн металла обшей
стоимостью более 500 млн. $ (только в Германии от 150 до 200 тонн в год).

ДЛИННАЯ ДОРОГА К ПЛЁНКЕ

Серебро добывается в виде самородной руды и в виде соединений, например, в
виде сульфида серебра — Ag2S. В фотоиндустрии обычно используется нитрат серебра
— AgNO3, подвергающийся тщательной очистке из за повышенной чувствительности
фотопроцессов к посторонним примесям и загрязнению. Его получают, растворяя
предварительно выделенное металлическое серебро в азотной кислоте.
Фотоэмульсии состоят не из нитрата серебра, а из его галогенидов — хлорида,
бромида и иодида. Галогениды серебра получают при помощи реакции обмена взаимодействия
поваренной соли, бромида или иодида калия с нитратом серебра.

Вот как это выглядит в виде химических уравнений:

1. получение металлического серебра:
руда
Ag2S + 4NaCN = 2Na[Ag(CN)2]+ Na2S
и далее при помощи цинковой (или алюминиевой) пыли осаждают чистое металлическое
серебро
2Na[Ag(CN)2] + Zn = Na2[Zn(CN)4] + 2Ag

2. получение нитрата серебра

3Ag + 4HNO3 = 3AgNO3 + NO + 2H2O

3. получение галогенида серебра, в данном случае бромида

AgNO3 + NH4Br = AgBr + NH4NO3

Все галогениды серебра светочувствительны, причём наиболее светочувствительным
является иодид, а наименее — хлорид. Бромид серебра занимает промежуточное
положение. Однако «видеть» они могут только соответствующую голубому
и ультрафиолетовому цвету части спектра; для всех остальных цветов галогениды
абсолютно «слепы». Для того чтобы галогениды серебра стали чувствительными
ко всем частям спектра, необходима процедура спектральной сенсибилизации**.

Внутри кристаллов, получивших достаточно света, в результате фотолиза образуется
металлическое серебро, являющееся основой латентного (скрытого) изображения.
Эти участки называют центрами скрытого изображения. При проявлении оно переводится
в видимое изображение за счёт огромного увеличения частиц металлического серебра
(по некоторым данным проявитель проявляет в 50 миллиардов раз больше атомов
серебра, чем это делает свет). Почернение, видимое на фотобумаге или негативе,
и есть металлическое серебро. Неэкспонированные кристаллы галогенида серебра
(и, соответственно, не учавствовавшие в образовании изображения) переходят большей
частью в фиксаж. При этом плохо растворимый галогенид серебра преобразуется
в легко растворимый тиосульфат-комплекс:

AgBr + 2 Na2S2O3 = Na3[Ag(S2O3)2]
+ NaBr

что значительно облегчает последующее вымывание остатков неэкспонированных
кристаллов галогенида серебра из зафиксированного материала.

УТИЛИЗАЦИЯ СЕРЕБРА

В цветной фотографии утилизируется практически 100 % использованного серебра.
В чёрно-белой — только не задействованное в образовании изображения серебро
может быть утилизированно. Но, так как, преобладающая часть всего серебра, используемого
в чёрно-белой фотографии, применяется для производства рентгенологических материалов,
которые по прошествии какого-то времени всё равно подвергаются переработке,
можно говорить, что серебро по большей части циркулирует в замкнутом технологическом
круге:

Почему вообще нужно утилизировать использованные фотоматериалы и химикаты,
содержащие серебро? Во-первых, запасы этого металла не безграничны; во-вторых,
высокие концентрации ионов серебра опасны для здоровья, а обычные очистные сооружения
не в состоянии обезвредить воду, в которой эти ионы окажутся, если сливать отработанные
реактивы в канализацию. Существует несколько способов извлечения серебра из
отработанных растворов:

  1. Химическое осаждение. Дорогой и сложный, но очень основательный метод.
  2. Электролиз. Позволяет получить довольно чистое серебро, однако при концентрациях
    меньше 100 мг/л процесс становится слишком медленным.
  3. Осаждение на железных опилках. Старый, сравнительно малоэффективный способ;
    к тому же в раствор переходит большое кол-во ионов железа.
  4. Сепарация с ионообменниками. Подходит для растворов с малыми концентрациями
    серебра (промывочная вода).

Извлечённое одним из вешеприведённых способов серебро направляется (продаётся)
на обогатительные предприятия, где очищается и используется повторно (см. схему).
Так замыкается круг и начинается новый жизненный цикл серебра.

*Физико-химические свойства серебра подробно не рассматриваются — смотри
соответствующие издания.

**Спектральная сенсибилизация — изменение спектральной чувствительности эмульсии
путём добавления специальных пигментов, которые абсорбируются поверхностью кристалла
галогенида серебра и могут покрывать до 30% площади этой поверхности.

Продолжение следует

Источник

Фотографическая съемка состоит в том, что объектив проецирует на фотопленку отпическое изображение освещенного объекта в течение времени, необходимого для того чтобы оказать на фоточувствительный слой желаемое действие В основе фотографии лежит процесс фотохимического распада галогенидов серебра, проходящий в микрокристаллах фотографической эмульсии:

2Ag+ = 2Ag + Br2

Это первая стадия фотографического процесса — экспонирование, в результате которого происходит образование центров скрытого изображения. В основе фотографического проявления лежит окислительно-восстановительная реакция, в результате которой ионы серебра (Аg+) восстанавливаются проявляющим веществом (Red):

Аg+ + Red = Ag + Ox,

где (Аg) — металлическое серебро, а (Ох) — первичный продукт окисления проявляющего вещества.

Усиление результатов действия лучистой энергии возможно лишь при условии избирательного проявления фотографического слоя: восстановление серебра на участках слоя, подвергнутых действию лучистой энергии, протекает с большей скоростью, чем на остальных (неэкспонированных) местах пленки. Избирательное действие проявителей на экспонированные фотографические слои связано со свойствами восстановителей.

Отсутствие избирательной способности у большинства восстановителей приводит к одинаковой скорости восстановления галогенида серебра на всех участках фотографического слоя, что, естественно, ведет к сплошному его почернению. Именно этим объясняется ограниченность числа восстановителей, применяемых в качестве проявляющих веществ.

Окислительно-восстановительный характер реакции позволяет построить обратимый гальванический .элемент. Определение его электродвижущей силы (э.д.с.) дает возможность получить количественную меру для различных условий проявления и тем самым предвидеть направление протекания таких реакций при изменении компонентов проявляющего раствора и условий (среды): Многие проявляющие вещества являются, как известно, слабыми кислотами, основаниями либо амфотерными электролитами. Поэтому управление реакцией осуществляется не только с помощью изменения концентраций исходных или конечных продуктов, но и при изменении концентрации водородных или гидроксид-ионов:

Реакция окисления проявленного изображения

AgBr + HREd -> Ag + Ox + HBr

——————————————>

Реакция восстановления ионов серебра на центрах проявления

В качестве примера осуществления процесса проявления в различных условиях приведем разработанный в СССР способ ограничения времени облучения фото-эмульсионных слоев на космических кораблях.

На кораблях-спутниках время экспонирования определяется временем пребывания спутника на орбите. При длительном пребывании корабля-спутника на орбите число зарегистрированных в эмульсии следов частиц космических лучей оказывается очень большим. Это затрудняет выделение следов отдельных частиц. Поэтому возникла необходимость ограничить время экспонирования фотоэмульсионных слоев. Одним из возможных путей решения этой задачи была химическая обработка эмульсионных слоев на борту корабля-спутника. Сущность разработанного способа заключается в том, что фотоэмульсионные слои после заданного времени облучения и химического проявления до возвращения корабля-спутника на Землю находятся в так называемом стабилизирующем растворе. Одним из компонентов этого раствора является бромид калия. Как видно из уравнения реакции, существенное повышение концентрации ионов брома приводит в этом случае к смещению равновесия реакции влево, т. е. к значительному замедлению процесса проявления.

Второй вариант созданного способа заключался в применении метода физического проявления. В светочувствительном слое остаются центры скрытого изображения, образованные действием космических лучей в течение заданного времени. Затем эмульсионные слои подвергаются фиксированию. При этом разрушается весь светочувствительный галогенид серебра эмульсионного слоя благодаря образующимся растворимым в воде комплексным соединениям серебра:

AgBr + 2Na2S2O3 = Na3[Ag(S2O3)2] + NaBr

Таким образом, слой становится нечувствительным к действию космического излучения. В дальнейшем скрытые центры Изображения проявляются при восстановлении ионов серебра, специально вводимых в проявляющий раствор.

Приведенный пример показывает возможности управления Сложным физико-химическим — процессом обработки фотографических слоев в связи с решением конкретных практических задач.

Подводя итоги, можно оценить, какую роль играет серебро в фотографии:

  1. Способность солей серебра к фотохимическому распаду
  2. Каталитическое действие микроколичеств серебра, образовашегося в процессе фотохимического распада и находящегося в свободном состоянии;
  3. Способностью ионов серебра к комплексообразованию;
  4. Достаточной коррозионной устойчивостью металлического серебра, которое обеспечивает сохраниение образующихся в процессе экспонирования эмульсионного слоя «серебрянных центров проявления».

В настоящее время все в большем направлении развивается цифорвая фотография, однако, классическая фотография далеко не исчерпала своих возможностей.

назад

Источник

Изобретатель сухого фотопроцесса Ричард Меддокс

Желатиносеребряный фотопроцесс — современный фотографический процесс, основанный на использовании в качестве связующего элемента светочувствительных галогенидов серебра фотографической желатины. Фотоэмульсия такого состава наносится на подложку из стекла, бумаги или гибкой плёнки и сохраняет светочувствительность и пригодность для лабораторной обработки в течение многих лет. Процесс допускает использование любых галогенидов серебра, но часто упоминается под названием сухая броможелатиновая эмульсия. Технология разработана Ричардом Меддоксом в 1871 году и усовершенствована Чарльзом Беннетом в 1878 году[1][2]. По другим данным фотографическая эмульсия на основе желатина была впервые получена Робертом Бингемом в Великобритании в 1850 году[3]. Процесс быстро заменил мокрый коллодионный, который требовал экспонирования и лабораторной обработки немедленно после приготовления, значительно усложняя фотографирование. Подавляющее большинство современных фотоматериалов, в том числе цветных, основаны на желатиносеребряной технологии.

Историческая справка[править | править код]

Предыдущая технология фотографии, основанная на использовании влажного коллодия, была несовершенной, заставляя фотографов даже в экспедиции носить с собой походную фотолабораторию. На рубеже 70-х и 80-х годов XIX века английский врач Ричард Меддокс, занимавшийся микрофотографией, предпринял попытки заменить неудобный коллодий, эфирный запах которого переносил с трудом[4]. Выбор был остановлен на желатине, до этого уже предлагавшейся в качестве связующей среды Виктором Ньепсом и Альфонсом Пуатвеном[5]. В сухом состоянии она обладает высокой прочностью, а при намокании разбухает, беспрепятственно пропуская к микрокристаллам фотореактивы. Ещё более важным открытием стала фотографическая активность желатины, а также возможность повышения светочувствительности её смеси с галогенидом серебра в тысячи раз нагреванием в течение определённого времени[6][7]. Этот процесс, изобретённый в 1878 году Чарльзом Беннетом, получил название физического созревания эмульсии, и позволил получить фотопластинки с недоступной для предыдущих технологий чувствительностью[8]. Уже через год Джордж Истмен собрал первую машину для полива желатиносеребряной эмульсии на стеклянную подложку, основав «Компанию сухих пластинок Истмена»[9]. Впоследствии предприятие превратилось в мирового лидера по выпуску светочувствительных материалов Eastman Kodak.

Появление новой фотоэмульсии произвело настоящую революцию не только в фотографии, но и во многих других областях. Фотографы теперь могли вести съёмку в любых местах, взяв с собой запас фотоматериала, остающегося пригодным многие месяцы. Другой важной инновацией стало начало производства фотоматериалов промышленным способом, тогда как до этого фотографы изготавливали их самостоятельно[5]. Сухая фотоэмульсия дала старт созданию кинематографа, благодаря появлению рулонных фотоплёнок на гибкой подложке и производной от них киноплёнки. Особенности строения желатинового фотослоя позволили получить значения светочувствительности, недостижимые ни для одной из предыдущих технологий. Большую роль сыграло появление любительских фотоаппаратов с рулонной негативной фотобумагой, налаженное Истменом в 1885 году[9]. Эти бокс-камеры положили начало развитию портативных фотоаппаратов, рассчитанных на роликовую фотоплёнку. В 1879 году Джозеф Суон использовал желатиносеребряную фотоэмульсию для производства фотобумаг с химическим проявлением[10][11]. Вскоре это привело к почти полному отказу от быстро выцветающих фотобумаг с «дневным проявлением» — альбуминовой и целлуидиновой — пригодных только для контактной печати. В 1894 году бумажную подложку начали покрывать баритовым подслоем (подвергать баритажу), предотвращавшим просачивание эмульсии между волокнами, и повышавшим белизну. По этой причине желатиносеребряные фотобумаги в обиходе получили название «баритовых»[12][13].

Высокочувствительные желатиновые фотобумаги открыли эпоху малоформатной фотографии, требующей увеличения[14]. Желатиносеребряные фотобумаги использовались вплоть до вытеснения в 2000-х годах цифровой печатью, более дешёвой и не требующей сложной лабораторной обработки. Ручная чёрно-белая фотопечать на бумаге с желатиносеребряной эмульсией в настоящее время перешла в разряд эксклюзивных технологий, которую галеристы называют серебряная фотопечать[15].

См. также[править | править код]

  • Коллодионный процесс
  • Альбуминовая печать

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Лекции по истории фотографии, 2014, с. 33.
  2. ↑ Краткий справочник фотолюбителя, 1985, с. 13.
  3. ↑ Ostroff, 1972.
  4. ↑ Этапы развития фотографии. История фотографии. Printservice. Дата обращения 9 ноября 2016.
  5. 1 2 Очерки по истории фотографии, 1987, с. 34.
  6. ↑ Основы фотографических процессов, 1999, с. 16.
  7. ↑ Киноплёнки и их обработка, 1964, с. 8.
  8. ↑ Советское фото, 1971, с. 40.
  9. 1 2 Химия и жизнь, 1988, с. 34.
  10. ↑ Очерки по истории фотографии, 1987, с. 38.
  11. ↑ Фотобумаги и фотографические процессы. Фотостудия «LeopArt». Дата обращения 26 марта 2016.
  12. ↑ Фотокинотехника, 1981, с. 34.
  13. ↑ Общий курс фотографии, 1987, с. 74.
  14. ↑ Foto&video, 2006, с. 125.
  15. ↑ ФОТОГРАФИЯ. Всемирная история, 2014, с. 555.

Литература[править | править код]

  • К. В. Вендровский. Вы нажимаете на кнопку — мы делаем остальное (рус.) // «Химия и жизнь» : журнал. — 1988. — № 11. — С. 30—37. — ISSN 0130-5972.
  • Александр Галкин. Светлый образ (рус.) // «Foto&video» : журнал. — 2006. — № 4. — С. 120—125.
  • Е. А. Иофис. Глава I. Киноплёнка // Киноплёнки и их обработка / В. С. Богатова. — М.,: «Искусство», 1964. — С. 5—12. — 300 с.
  • Е. А. Иофис. Фотокинотехника. — М.: «Советская энциклопедия», 1981. — С. 34. — 449 с. — 100 000 экз.
  • Владимир Левашов. Лекции по истории фотографии / Галина Ельшевская. — 2-е изд.. — М.: «Тримедиа Контент», 2014. — 464 с. — ISBN 978-5-903788-63-7.
  • Н. Д. Панфилов, А. А. Фомин. II. Первые в мире снимки // Краткий справочник фотолюбителя. — М.: «Искусство», 1985. — С. 8—13. — 367 с. — 100 000 экз.
  • А. В. Редько. Основы фотографических процессов. — 2-е изд.. — СПб.: «Лань», 1999. — С. 15—17. — 512 с. — (Учебники для ВУЗов. Специальная литература). — 3000 экз. — ISBN 5-8114-0146-9.
  • Жан Фаж. Остановимся на мгновение (рус.) // «Советское фото» : журнал. — 1971. — № 7. — С. 39—40. — ISSN 0371-4284.
  • Фомин А. В. Глава III. Фотографическая эмульсия // Общий курс фотографии / Т. П. Булдакова. — 3-е. — М.,: «Легпромбытиздат», 1987. — С. 62—74. — 256 с. — 50 000 экз.
  • К. В. Чибисов. Очерки по истории фотографии / Н. Н. Жердецкая. — М.: «Искусство», 1987. — С. 30—37. — 255 с. — 50 000 экз.
  • Словарь // ФОТОГРАФИЯ. Всемирная история / Джульет Хэкинг. — М.,: «Магма», 2014. — С. 554—556. — 576 с. — ISBN 978-5-93428-090-2.
  • Ostroff E., James T. H. Gelatin Silver Halide Emulsion: A History (англ.) // The Journal of Photographic Science : журнал. — 1972. — Вып. 20, № 4. — С. 146—148. — doi:10.1080/00223638.1972.11737688.

Источник