Какие свойства почв 8 класс

Какие свойства почв 8 класс thumbnail

Урок географии 8 класс

«Формирование и свойства почвы»

Провела: Седова М.В.

учитель географии высшей квалификационной категории

18.01.2017г.

Формирование и свойства почвы

Цели и задачи:

1. Образовательная: сформировать понятие «почва». Дать представление о почвообразовательных процессах, свойствах почвы, почвенный горизонт.

2.Воспитывающая: способствовать формированию у учащихся представлений об ответственном отношении человека к окружающей нас природе.

3.Развивающаяся: развивать мировоззрение о постоянном изменении почвенного покрова с течением времени.

Оборудование: физическая карта России, и карта Почвы России, атлас, учебник, мультимедиа проектор.

Тип урока: изучение нового материала

Используемые технологии: диалогово — коммуникативная, формирование приемов учебной деятельности.

Методы: исследовательский, познавательный, практический.                                           

.        Ход урока

  1. Организационный момент.

Итак, друзья, внимание —

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее

Начнём скорей урок!

  1. Актуализация темы урока.

«… Из одного состоянья земля переходит в другое. Прежних нет свойств у неё, но есть то, чего не было прежде.»

                                                                                     Тит Лукреций Кар. О природе вещей.

Кто догадался о чём мы сегодня будем говорить?  

Сегодня мы будем говорить о почвах.

Тема урока: «Формирование и свойства почвы».

  1. Работа над новым материалом.

Вводное слово учителя

Почти 500 лет назад в императорском саду в центре Пекина был воздвигнут замечательный памятник. Выбитая на камне надпись гласит: «Это сооружение построено в 1421 г. в эпоху династии Мин».

Он представлял собой приподнятую на возвышении квадратную площадку с длиной 6 м, состоящую из насыпанных почв, различного цвета и происхождения.

В центре – желтый круг из лесса – породы, характерной для обширных территорий Китая. Именно ему обязана своим цветом Желтая река – Хуанхэ, размывающая толщи Лессового плато. В середине находится желтая почва, в восточной стороне голубая (заболоченные почвы рисовых полей), на западе белая ( светлые пустынные почвы северо-западного Китая), на юге красная (краснозем) и на севере черная почва (чернозем). Все эти земли различных цветов принадлежат императору”

Что должен означать этот памятник?

Несомненно, величие императорской власти, выраженное в обширности, природном богатстве.

А о чем может сказать нам современным людям?

  1. Символ плодородия.
  2. Как природное тело, в географическом распространении которого есть определенные закономерности.
  3. Как объект с весьма разнообразными свойствами, связанные с разнообразием природных условий районов их распространения.
  4. Кроме того, он просто красив.

Почва – наиболее близкая каждому человеку часть природы, хотя бы потому что он по ней ходит. Но наименее известна — городскому жителю. Мать – земля!

1) Что такое почва? (Ответ детей). Запись в тетрадь.

2) Какое главное свойство почвы?

(Ответ учащихся, если нет — называет учитель) — Плодородие!

По своему свойству, почвы делят на:

Плодородные почвы

Неплодородные

например:

 например:

чернозем (7-10 % гумуса)- мощн.50-80 см

 подзолистые ( 2,5 – 4%)

лесостепные – серая лесная

сероземы ( пустынь) менее 1% гумуса

каштановые — сухих степей(мощн.40-50 см)

тундрово-глеевые

Плодородие зависит от сочетания факторов почвообразования в конкретном пункте земной поверхности. Поэтому для каждой территории характерны свои сочетания почв с определенными свойствами.

Примерно 10 тыс. лет назад, человек вынужден был заняться земледелием и скотоводством. И тут он впервые встретился с почвой как с объектом своего прямого жизненного интереса.

В течение столетий стихийно складывались и передавались из поколения в поколение приемы обработки земли. Они стали отправной точкой для более сложных научных исследований в области земледелия. Таков путь становления агрономии – отрасли науки, имеющий дело с наиболее жизненно-важным свойством почвы – плодородием.

Сегодня мы начали урок с высказывания о почвах. А знаете ли вы, кто из учёных в России был основоположником изучения почв, почвоведом?

Основоположником науки о почвах стал В.В. Докучаев.

В 1873 и 1875 гг. черноземная полоса России подвергалась сильной засухе. Неурожаи, голод среди крестьян и резкое сокращение экспорта российской пшеницы, способствовали широкому развертыванию работ по изучению черноземов.

Руководителем этих исследований был назначен В.В. Докучаев.

Более 100 лет назад В.В.Докучаев, пройдя 10 тыс. км, собрав более тысячи проб, установил, что размещение основных типов почв по поверхности Земли подчинено закону зональности. Важнейшей причиной зональности почв является изменение климата, его главных характеристик — режима увлажнения и температурного режима.

Читайте также:  Какую зависимость сопротивления проводника от его размеров и свойства

А может ли почва возникнуть сама по себе или нужны какие-то факторы, которые бы влияли на её образование?

Перед нами возникла проблема: Выяснить какие существуют почвообразующие факторы. Это поможет сделать анализ стихотворения:

Взаимодействуют все страны и народы,

Трудом преображая шар земной!

Вот так же в глубине земли породы

Куют веками благодатный слой!

Животный мир, растений мир богатый.

В формированье почвы вносят вклад!

Рельеф и климат: словно две награды

Процессы плодородия вершат!

У почв, как у людей, — свои задачи:

Рождать, растить, беречь и умножать,

Нести следы культур, цивилизаций,

Трудом, как люди, — землю украшать.

Первыми на поверхности породы поселяются водоросли. Из-за их отмирания образуется первый гумусовый слой в 1 мм. Это уже юная почва.

Почвы образуются в результате длительного взаимодействия горных пород с растительным и животным миром при достаточном количестве тепла и увлажнения.

Растительность, опадая и попадая в почву, при оптимальных климатических условиях преобразуются в перегной и окрашивает верхний горизонт почвы в темный цвет.

Плодородию способствуют: солнечное тепло, поглощенное поверхностью, годовое количество осадков, режим и виды осадков увлажнение местности, продолжительность летнего периода.

Животные разрыхляют, удобряют почву, размельчают органические остатки и перемешивают их с минеральной частью. Это способствует проникновению воздуха, влаги, лучшему нагреванию. Червь перерабатывают в течение года 0,5 га почвы, количество их на площади 1 га составляет 75 тыс. Осуществляется биологический круговорот, кислородный.

Роль микроорганизмов огромна. Именно они перерабатывают поступающие в почву органические остатки растений и животных. Благодаря длительной переработке микроорганизмами органических остатков постепенно образуется слой гумуса – перегноя черного цвета. Гумус – основа почвенного плодородия. В нём содержатся всё для роста растений.

Механический состав почвы.

В зависимости от условий почвообразования почвы могут быть:

Песчаные         

Супесчаные

Глинистые        

Суглинистые

Если  в почве больше частиц глины – почвы суглинистые и глинистые – это тяжёлые почвы. В такие почвы необходимо вносить песок, чтобы облегчить механический состав.

Лёгкие почвы – песчаные и супесчаные – легко промываются, плохо удерживают влагу. В сухое лето такие почвы требуют обильного полива.

Как узнать, какая по механическому составу почва на вашем огороде.

Из увлажнённой почвы скатать жгут, и сделать из него кольцо.  Если кольцо развалилось, то почва лёгкая, песчаная. Если в кольце глубокие трещины – почва супесчаная. Если в кольце  неглубокие трещины по внешнему краю почва суглинистая. А если трещин нет – то почва глинистая.

ОПЫТ С ПОЧВОЙ (ученики из подготовленной почвы узнают механический состав образца почвы).

Структура почвы

Почва всегда состоит из комочков, между которыми есть воздух, необходимый для дыхания  корней и через комочки свободно проходит влага. Это есть структура почвы. Только структурная почва (рыхлая) может быть плодородной.

 Какова роль гумуса в образовании структуры почвы?

Гумус и глинистые частицы склеивают почву в комочки, а кальций придаёт прочность комочкам. Чем больше гумуса тем, лучше структура почвы. Лучшая структура – зернистая с комочками размером от 1мм до 10мм в диаметре. Такую структуру имеет чернозёмы – почвы степей.  Если в почве мало гумуса и глинистых частиц, то нет и структуры, такие почвы называют бесструктурными. Бесструктурные (песчаные) почвы малоплодородны.

                                                              Почвы

Структурные

Бесструктурные

  • Хорошо разрыхлены корнями растений и животными — землероями
  • имеют комковатую структуру
  • в порах таких почв имеется в достатке вода, воздух, поэтому они плодородны
  • Недостаточно разрыхлены
  • состоят из мелких пылевых частиц
  • впитывают воду, образуя вязкую массу, которая препятствует проникновению влаги и воздуха
  • поэтому они не плодородны

Основные свойства почвы:

  • плодородие — способность, почвы обеспечивать растения питательными веществами.
  • структура.

Строение почвы.

Почвоведы изучают почвенные разрезы, на которых видны слои – горизонты. Горизонты  почвы образуют почвенный профиль – его можно увидеть на вертикальном разрезе почвы.

Самостоятельная работа.

Откройте учебник на с.176: прочитайте пункт «Почвенный профиль» и ответьте на вопрос: «Какие горизонты выделяются в строении почвы?»

А1 горизонт накопления гумуса, наиболее темноокрашенный в почвенном профиле, в котором происходит накопление органического вещества в форме гумуса, тесно связанного с минеральной частью почвы. Цвет этого горизонта варьируется от черного, бурого, коричневого до светло-серого, что обусловлено составом и количеством гумуса. Мощность гумусового горизонта колеблется от нескольких сантиметров до 1,5 м и более.

Читайте также:  Какие свойства мускатного ореха

А2- горизонт вымывания – это осветленный  горизонт, из которого вынесена часть органических и минеральных соединений, а иногда и все, что может раствориться. По цвету напоминает золу.

В-  горизонт вмывания в него попадает, то что теряет верхняя часть почвы. Здесь накапливается много мельчайших частиц (ила, глины). В разных климатических условиях на разных горных породах этом горизонте могут накапливаться разные минералы, например, оксиды железа и алюминия, что придает почве красно-бурый цвет. Мощность от 1 см. до 1, 5 м.

С- горизонт материнская (почвообразующая) горная порода, из которой сформировалась данная почва, не затронутая специфическими процессами почвообразования, в этом горизонте нет гумуса.

  1. Закрепление.
  1. Фронтальный опрос по вопросам стр. 178.
  2. Выполнение теста
  1. Домашнее задание. Составить схему причин отличий почв

Дополнительное (по желанию) составить рекламный плакат в защиту почвы.

  1. Рефлексия «Ладошка».

Каждый палец это какая-то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение, запишите его.

  1. Вот и кончился урок,

Снова прозвенел звонок,

Отдыхать мы можем смело,

А потом опять за дело!

Источник

Тема урока: Формирование и свойства почв 8 класс

Цель: Формирование представлений о механизме образования, строении и свойствах почв.

Задачи:

Предметные УУД:

— давать определения терминов, понятий по тематике;

— выявлять и называть особенности формирования и свойства почвы;

— выявлять специфику почвенных горизонтов и условий формирования почв;

— описывать строение почв, давать характеристику почвенных горизонтов и условий формирования почв.

Метапредметные УУД:

Познавательные УУД:

-находить достоверные сведения в источниках географической информации;

— анализировать , выделять главное, делить текст на части и обобщать тематический материал;

— формулировать выводы;

— выделять термины и понятия, строить логически обоснованные суждения;

— составлять описания на основе достоверных источников информации;

— выявлять особенности объектов;

— составлять характеристику явления или объекта.

Регулятивные УУД:

— определять цель, проблему в учебной деятельности;

— выдвигать гипотезы;

— оценивать степень и способы достижения цели в учебных ситуациях.

Коммуникативные УУД:

— излагать свое мнение в монологе, диалоге, аргументируя его, подтверждая фактами;

— понимать позицию другого;

— различать в речи другого мнения, доказательства, факты, теории, гипотезы;

— корректировать свое мнение под воздействием контраргументов.

Личностные УУД:

— оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях, в том числе учебных;

— осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать их;

— осознавать и проявлять себя гражданином России.

Личностные результаты:

— сформированность учебно- познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций;

— понимание и осознание особенностей формирования и их свойств;

— использование знаний о формировании почв и их особенностей в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья; понимание и принятие правил поведения на уроке.

Тип урока: Изучение новой темы.

Оборудование: карта почв, атлас, учебник, проектор, презентация.

Понятия, термины, номенклатура и персоналии:

Почвообразование, силы выветривания, почва, плодородие, гумус, минеральные частицы, почвенная вода, почвенный воздух, почвенный профиль, почвенный горизонт, опад, горизонт вымывания и вмывания, материнская порода.

УМК: Учебник География, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский, атлас.

Ход урока:

I. Организационный момент:

Приветствие, подготовка к уроку.

II. Изучение новой темы:

Актуализация знаний:

Попробуйте доказать, что почва – особое природное образование. А для этого ответьте на вопросы:

Что такое почва?

Как соотносятся «почва» и «горная порода»?

Чем отличаются почвы друг от друга?

Что такое гумус?

Как на ваш взгляд происходило образование почвы?

Из всего вышесказанного, как вы думаете, как будет называться тема нашего урока? (примерные ответы)

Запишите в тетрадь тема урока: « Формирование и свойства почвы».

Исходя из темы, попробуйте определить задачи урока.

Да, сегодня на уроке вы узнаете:

1. О механизме почвообразования.

2. Что такое почвенный профиль.

3. Бывают ли в почве горизонты.

В конце нашего урока постарайтесь ответить на вопрос. Согласны ли вы с высказыванием В.В.Докучаева о том, что почва – это «зеркало ландшафта»

III. Изучение новой темы:

Как вы думаете:

1. Какие природные оболочки участвуют в образовании почвы?

2. Какова роль почвы в жизни человека?

3. Есть ли почва на других планетах?

4. Почему почвы в разных частях Земли различны? От каких компонентов природы зависит образование почв?

Слово «земля» часто употребляется как синоним почвы- удивительного продукта природы, обладающего таким важным свойством, как плодородие. (Слайд1)

Какие свойства почв 8 класс

В первые отличил слой от остальных частей земной коры «особое естественно – историческое тело» замечательный русский ученый В.В.Докучаев. (Слайд2)

Читайте также:  Какие физиологические свойства мышц изучают с помощью электромиографии

Какие свойства почв 8 класс

Попробуйте сами дать определение, что такое почва.

А сейчас, откройте учебник стр. 175 и найдите это определение. Сравните его с вашим определением. Запишите в тетрадь.

Какие свойства почв 8 класс

Слайд 3

Формирование почвы (почвообразование) – сложный процесс, в котором участвуют все оболочки нашей планеты. Давайте посмотрим, как это происходит.

Запишите в тетрадь: Факторы почвообразования.

Какие свойства почв 8 класс

Рисуем схему. Слайд 4

1. Выветривание. Найдите ответ на это вопрос на стр. 174 учебника. Какой можно сделать вывод? Что в процессе выветривания, участвуют процессы физических, химических и биологических явлений.

А)Выветривание химическое. (Слайд 5)

Какие свойства почв 8 класс

Б) Выветривание физическое (Слайд 6)

Какие свойства почв 8 класс

2. Материнская порода. Это самый нижний слой почвы, на которой накапливаются другие слои почвы. От этого фактора зависит, какая будет почва. Так как материнская порода может быть сложена из магматических горных пород или осадочных. По механическому составу, они могут быть глинистыми, суглинистыми , супесчанами или песчанами. На песчаных и супесчаных грунтах образуются легкие , то есть легко промываемые почвы. На водоупорных глинах – тяжелые, плохо промываемые и засоляемые почвы. На известняках образуются темноцветные, черноземновидные почвы. Поэтому горные породы, влияют на свойства почвы и входят в число важных почвообразователей. И если посмотреть почву в разрезе, то самый нижний, самый первый слой будет не в виде сплошной линии, а волнистой. Так как некоторые горные породы хорошо вымываются водой, а другие нет. От свойств материнской породы, ее состава и структуры зависят физическте свойства почвы и первоначальное содержание в ней питательных элементов.

Механический состав почвы

Какие свойства почв 8 класс

Слайд7

Песчаные почвы – легкие и легко оподзоленные. Они состоят из множества песчаных частичек с небольшим количеством примеси глины. В таких почвах быстро просачивается вода. Они бедны питательными веществами.

Какие свойства почв 8 класс

Слайд 8

Супесчаные почвы содержат много песка. Эта земля более рыхлая, чем глинистая, поэтому ее легче обрабатывать. Она раньше оттаивает весной.

Какие свойства почв 8 класс

Слайд 9

Супесчаные почвы. Они накапливают воду и элементы питания. В зависимости от содержания песка бывают рыхлые и тяжелые.

Какие свойства почв 8 класс

Слайд 10

Глинистые почвы имеют тяжелую и плотную структуру. Они сырые и водопроницаемые. В них корни с трудом находят себе дорогу и неглубоко проникают. При засухе почва становиться твердой. Постоянно надо следить за ее структурой.

3. Растительный и животный мир. Как они влияют на формирование почвы? (примерные ответы учеников. Учитель корректирует ответыучеников.

Какие свойства почв 8 класс

Слайд11

Какие свойства почв 8 класс

Слайд 12

Какие свойства почв 8 класс

Слайд 13

4. Время.

5. Микроорганизмы.

Какие свойства почв 8 класс

Слайд 14

6. Климат.

Главные показатели климата:

1. Количество поступающей на земную поверхность солнечной радиации.

2. Количество выпадающих на земную поверхность атмосферных осадков.

3. Низкие температуры они не способствуют образованию почв, а на оборот затормаживают.

4. Высокие температуры воздуха способствуют образованию почв.

7. Рельеф. Распределяет влагу и тепло.

8. Деятельность человека.

Человек обрабатывает почву, вносим минеральные удобрения, взрыхляет, поливает, проводит мелиорацию земель, рекультивацию. Направленно изменяет процесс почвообразования и свойства почв.

Ребята, а что такое гумус? Это почва или нет? ( примерные ответы)

Найдите ответ на это вопрос на стр. 175 учебника.

А что еще входит в состав почвы? Стр. 175 найдите ответ на это вопрос.

Давайте рассмотрим рис. 107 стр. 175. Условия формирования плодородия почв.

Почвенные горизонты и почвенный профиль.

Что такое почвенный профиль? Это чередование горизонтов. Рис. 108. Стр. 176.

Запишем в тетрадь горизонты почвенного профиля и их небольшую характеристику. Чем они отличаются между собой? (Содержанием гумуса, а значит цветом)

Слайд 15

Какие свойства почв 8 класс

Слайд 16

Структура почв.

Какие свойства почв 8 класс

Слайд 17

Какие свойства почв 8 класс

Классическое определение процесса образование почв В.В.Докучаев сформулировал следующим образом: « Почвы всегда имеют свое собственное происхождение, они всегда и всюду являются результатом совокупной деятельности материнской горной породы, живых и отмерших организмов (как растений, так и животных), климата, возраста страны и рельефа местности».

IY. Закрепление.

1. Что такое почва?

2. Перечислите факторы почвообразования.

3. Как различаются почвы по механическому

составу?

4. Назовите основное свойство почвы.

5. Почему почва должна быть рыхлой?

6. Если в почве нет дождевых червей, о чем

это говорит?

Y. Рефлексия.

1. Что вы узнали на уроке?

2. Чему я научился?

3. Что было трудным для меня?

4. Что больше всего запомнилось?

5. Где пригодятся знания?

 А сейчас, давайте ответим на вопрос, который я задавала вам в начале урока. ( повторить вопрос)

YI. Домашнее задание. Параграф 28.

Творческое задание. Написать. Можно ли создать искусственную почву. И что для этого необходимо.

Источник