Какие свойства пейзажной лирики

Какие свойства пейзажной лирики thumbnail

Достаточно обширным и глубоко разработанным жанром поэзии является пейзажная лирика. Многими русскими и зарубежными поэтами уделялось много внимания теме природы. Поэтическая муза некоторых мастеров пера была полностью посвящена описанию родных мест, восхищению красотой окружающего мира. Ведь как много восхитительных уголков в разных странах! В нашей статье мы более подробно поговорим о стихотворениях пейзажной лирики, кто их писал. Такая тема заслуживает вашего внимания.

красивая картина природы

Особенности пейзажной лирики

Теперь несколько слов о том, в чем заключаются особенности этого жанра. Пейзажная лирика — это отображение словами того, что поэт видит вокруг себя. Он может восхищаться бездонным небом, шепотом ветра, тихим шелестом листвы, падающим снегом. Можно сказать, что пейзажная лирика — это отражение состояния лирического героя при виде родных уголков природы.

Описываемые поэтами картины могут быть спокойными, радостными, а иногда грустными. Не секрет, что природа олицетворяет человеческую душу. Ритм и рифма стихов позволяют глубоко и точно показывать не только картины, но и окружающие звуки. Ведь человек и природа едины!

Пейзажная лирика — это восхищение природой с помощью поэтического слова, ее обожествление. Настоящий поэт-пейзажист вкладывает душу в окружающий мир. Этим он вызывает у читателя трепетные чувства. С самых древних времен появлялись стихи пейзажной лирики. Их самым распространенным приемом является олицетворение. Природным явлениям, растениям, птицам и животным приписываются человеческие черты, а их поведение похоже на человеческие действия.

Существует еще и такое понятие, как философская пейзажная лирика. Это когда природу показывают не только объектом восторженного созерцания, но и способной объяснить человеческое поведение. И это очень интересное направление. Поэты пейзажной лирики пишут блестящие произведения, нацеливающие душу читателя на мировосприятие красоты. Первозданная и чистая природа не ассоциируется с человеческой грубостью и насилием, она противопоставляется прогрессу и цивилизации. Многим современникам сегодня нужно учиться жить в гармонии с окружающим миром.

Саврасов "Весна"

Традиционные мотивы

Основной мотив пейзажной лирики — описание времен года. Больше всего встречается стихотворений о весне. Именно тогда оживает природа от зимней спячки, все расцветает, и начинается новая жизнь. Каждое время года с чем-то ассоциируется: весна — с утром, рождением и молодостью; лето — с днем, юностью; осень — с вечером, зрелостью, старостью; зима — с ночью и смертью.

Пейзажная лирика тесно связана с мотивом любви к Родине. Еще древнерусские былины и сказания содержали описания природы. Многие годы шло формирование природных символов, олицетворяющих родную землю. В России ими являлись бескрайние поля, леса, снег, мороз, березы.

Пейзажная лирика тесно связана с любовными переживаниями. Романтическому герою присуще доверять свои тайны природе. Для своих тайных встреч влюбленные выбирают самые укромные ее уголки. Наиболее распространенным любовным символом является соловей.

времена года

Русские поэты пейзажной лирики

19 век — золотой период в русской литературе. Он запомнился творениями Пушкина, Лермонтова, Тютчева. Многие поэты тогда вдохновлялись родной природой. Они смогли изобразить неяркий русский пейзаж таким образом, чтобы он удивлял и вдохновлял читателя. В 19 веке о природе писали такие поэты: И. С. Никитин, А. Н. Майков, А. К. Толстой, И. З. Суриков, А. Н. Плещеев.

Настоящие «певцы природы» — Ф. И. Тютчев и А. А. Фет. Они просто обожествляли окружающий мир. Мастерски изображал русскую осень и зиму в своих стихах А. С. Пушкин. Собственные романтические чувства и переживания показывал через природу М. Ю. Лермонтов. В начале XX века удивительно чисто и искренне изображал русские пейзажи в стихах «крестьянский певец» — Сергей Есенин.

Какие свойства пейзажной лирики

Анализ некоторых стихотворений

Жизнеутверждающим настроением наполнена лирика Аполлона Николаевича Майкова. Он не просто воспроизводил в своих стихах русскую жизнь, а соединял ее с идиллическими представлениями о мире. Короткую летнюю сценку одного дня показал поэт в стихотворении «Летний дождь». Оно очень нравится детям.

Золото, золото падает с неба!» —

Дети кричат и бегут за дождем…

— Полноте, дети, его мы сберем,

Только сберем золотистым зерном

В полных амбарах душистого хлеба!

Стихотворение характеризуется цельностью и гармоничностью. Читателю представлена обычная сельская сцена во время дождя. Даже сам автор становится частью природы, пытается раскрыть ее секреты.

Поэтический дар поэта Ивана Сурикова пропитан истинной народностью, национальными чертами. Его стихи глубоко поэтические. Зимний пейзаж читатель видит в стихотворении «Зима». С самого детства многим знакомы следующие его строки:

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

Удивительная картина зимнего дня создана с помощью эпитетов, сравнений. Сначала читатель узнает, как падает снег, потом наслаждается наступившей тишиной. Глаголами поэт передает движения, существительными и прилагательными — состояние покоя. Однородные члены предложения помогают быстро сменить картину: сначала все было черным-черно, а потом пошел снег.

Кратко еще охарактеризуем стихотворение Алексея Плещеева «Сельская песня». В нем мы видим традиционную весеннюю тему с прилетом ласточек и наступлением теплых деньков.

Травка зеленеет,

Солнышко блестит;

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше

И весна милей…

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей!

Дам тебе я зерен,

А ты песню спой,

Что из стран далеких

Принесла с собой…

Поэт показывает, что весну «принесла» из далеких краев на своих крыльях ласточка. Звучит стихотворение очень живописно и музыкально. Не зря Чайковский на его основе написал музыку. Стихотворные строчки звучат энергично, с радостным настроением.

чудесная зима

Пейзажная лирика Пушкина

В родной природе черпал вдохновение Александр Сергеевич Пушкин. Свои лирические строки он посвятил каждому времени года. Ослепительную картину солнечного утра он показал в стихотворении «Зимнее утро». Оно пронизано приподнятым настроением:

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный –

Пора, красавица, проснись;

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Возвышенной лексикой поэт передает необыкновенную картину утра. Зима показана яркими красками. Противоположным этому стихотворению стало его творение «Зимний вечер».

Читайте также:  Какие свойства животных вытекают из их роли в экосистеме

Весне Александр Сергеевич посвятил стихотворение «Птичка», лету — «Туча». Но больше всего поэт любил осенние пейзажи. Даже самая унылая осень вызывала у него вдохновение:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…

Каждое слово здесь подчеркивает то, как дорога Пушкину осень. В это время года ему лучше всего писалось. После прочтения его строк читатель сам начинает ждать пору, когда «лес роняет багряный свой убор…»

Какие свойства пейзажной лирики

Описания природы у Тютчева и Фета

Стоит сделать краткий анализ пейзажной лирики Фета и Тютчева. Стихи этих поэтов просто пропитаны любовью к природе. Афанасий Фет особенно любил весну. Ее приход очень влиял на душевное состояние поэта. Ей он посвятил стихи: «Еще весны душистой нега…», «Весенние мысли», «Весенний дождь».

Две капли брызнули в стекло,

От лип душистых медом тянет

И что-то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит.

У Тютчева природа выступает живым существом. Он показал ее многоликой и разнообразной, в постоянном движении и смене явлений. Поэт ярко показал, что всему живому присуще течение жизни.

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Перечень пейзажной лирики Тютчева велик:

  • «Первый лист».
  • «Весенняя гроза».
  • «Весна».
  • «Неохотно и несмело…».
  • «В небе тают облака».
  • «Как весел грохот летних бурь…».
  • «Есть в осени первоначальной…».

Айвазовский "Закат"

Значение пейзажной лирики в творчестве русских поэтов

Каждый мастер слова по-своему изображал природу. Свои впечатления и чувства они выражали неповторимыми образами. Явления внешнего мира в пейзажной лирике тесно связаны с эмоциональным состоянием человека. Для многих поэтов природа ближе самых родных людей и семьи. Мастера-пейзажисты смогли открыть многим поколениям удивительную прелесть светлых и нежных красок пейзажей России. Величайшим достижением поэтов 19-20 века является изображение гармоничного сочетания внутреннего мира человека, действительности и красоты природы.

природа в стихах зарубежных поэтов

Природа в стихах зарубежных поэтов

Зарубежные классики также восхищались грустной осенью, цветущей весной. Они изображали бархатистые и романтичные летние вечера, ранимую и затяжную зиму. Немецкий поэт Иоганн Гете воспел красоту местных пейзажей в стихотворениях: «Нежданная весна», «На озере», «Фиалка», «Сверху сумерки нисходят». Благодать окружающего мира воспета в стихах других поэтов:

  • Роберт Луис Стивенсон «Дождь».
  • Джордж Арнольд «Сентябрь».
  • Джон Китс «Осень».
  • Ральф Уолдо Эмерсон «Снежная буря».
  • Роберт Фрост «Березы».

Настроение природы в глубоких раздумьях и метких словах смогли передать японские составители хокку. Мы призываем вас читать пейзажную лирику разных поэтов, сравнивать их творения и иметь свое мнение по поводу красоты и богатства окружающего мира.

Источник

Ïåéçàæíàÿ èëè ãîðîäñêàÿ ëèðèêà – ýòî æàíðû, â êîòîðûõ ÷àùå âñåãî ïèøóò ñòèõè  àâòîðû ÑÒÈÕÈ.ÐÓ. Îïèñàíèå òîãî, ÷òî âèäèò ÷åëîâåê âîêðóã ñåáÿ – ýòà òà òåìà, êîòîðàÿ âñåãäà ïîä ðóêîé: îíà ÷àñòî âûðó÷èò ïîýòà, ñòðàäàþùåãî  ïîòðåáíîñòüþ è óìåíèåì  ðèôìîâàòü ñëîâà. Êîãäà âàæíûå ìûñëè, êîòîðûìè ìîæíî áûëî áû ïîäåëèòüñÿ ñ äðóãèìè, ïîýòó â ãîëîâó íå ïðèõîäÿò, ó íåãî ÷àùå âñåãî  ðîæäàþòñÿ ñòèõè ïîä êîäîâûì íàçâàíèåì «íà ÷òî ñìîòðþ, î òîì ïîþ». È òóò åñòü äâà âàðèàíòà:

Âàðèàíò 1. Ïðîñòîäóøíûé ïîýò. Àâòîð  ñàìûì  îáû÷íûì, ðàçãîâîðíûì ÿçûêîì, ÷åòêî â ðèôìó  ðàäîñòíî ñîîáùàåò íàì î òîì, ÷òî:  «ïðèøëà âåñíà,  è ñòàëî íå äî ñíà, ïòèöû ïðèëåòåëè, à ðó÷üè çàïåëè,  çåëåíåþò òðàâû, íåáî ñèíèì ñòàëî, çíà÷èò,  ñåðäöå  ÂÍÎÂÜ æäåò ñâîþ ËÞÁÎÂÜ».  Âîò òàê ÿ ñåé÷àñ, ïðÿìî ñ õîäó, íå ñèëüíî óòðóæäàÿ ñåáÿ, ñî÷èíèëà íîâîå ñòèõîòâîðåíèå!  Ìîæíî ëè îòíåñòè åãî ê ïåéçàæíîé ëèðèêå? Íåò, êîíå÷íî, — åãî äàæå ê ïîýçèè íåëüçÿ îòíåñòè, ïîòîìó ÷òî ïîýçèè çäåñü íèêàêîé íåò. Åñòü òîëüêî ðèôìîâêà õîðîøî èçâåñòíûõ è î÷åâèäíûõ ôàêòîâ , êîòîðàÿ ëåãëà â ñàìûé ïðîñòîé ñòèõîòâîðíûé ðàçìåð. 

Âàðèàíò 2. Èçîùðåííûé  ïîýò. Àâòîð  ïðàêòè÷åñêè äåëàåò òîæå ñàìîå – îïèñûâàåò òî, ÷òî âèäèò, íî ïðè ýòîì âñîâûâàåò â îïèñàíèå ôàêòîâ  êàê ìîæíî áîëüøå îáðàçîâ,  èçîùðåííûõ ðèôì è  ñðàâíåíèé, êîòîðûõ òû ìåíåå âñåãî îæèäàåøü îò óñëûøàòü. Ïîýò «äåëàåò íàì êðàñèâî», êàê ñêàçàëè áû â Îäåññå! Îáû÷íî èìåííî òàêèå ñòèõè ïîáåæäàþò íà íåêîòîðûõ êîíêóðñàõ.  Íî ëèðèêà ëè ýòî?

Äàâàéòå âñïîìíèì, ÷òî òàêîå ëèðèêà. ËÈÐÈÊÀ — ýòî ðîä ëèòåðàòóðíîãî òâîð÷åñòâà, ïðåäìåò îòîáðàæåíèÿ êîòîðîãî — ñîäåðæàíèå âíóòðåííåé æèçíè, ñîáñòâåííîå «ÿ» ïîýòà. Ðå÷åâàÿ ôîðìà ëèðèêè – ýòî âíóòðåííèé ìîíîëîã â ñòèõàõ. Ëþáîå ÿâëåíèå è ñîáûòèå æèçíè â ëèðèêå åñòü ëè÷íîå ïåðåæèâàíèå àâòîðà, íî, áëàãîäàðÿ ãëóáèíå åãî ëè÷íîñòè, ýòî ïåðåæèâàíèå èìååò îáùå÷åëîâå÷åñêîå çíà÷åíèå – ëèðè÷åñêèå ñòèõè äîëæíû çàäåâàòü ñòðóíû äóøè äðóãèõ ëþäåé.

Îáîáùó ãëàâíîå – ñîäåðæàíèå âíóòðåííåé æèçíè è ëè÷íîå ïåðåæèâàíèå àâòîðà.  ß áû åùå óòî÷íèëà – ïåðåæèâàíèå àâòîðà, êîòîðîå  íå òîëüêî çàäåâàåò ÷óæèå ñòðóíû, íî è ïîíÿòíî ÷èòàòåëþ:  îáðàçû ëèðèêè íå äîëæíû áûòü ñòîëü òóìàííûìè è «äèêèìè», ÷òî èõ òðåáóåòñÿ ïîÿñíÿòü ïðîçîé èáî îäíîçíà÷íî ïîíÿòü èõ ñâÿçü ïðîñòî íåâîçìîæíî. Åñëè ó ÷èòàòåëÿ «åäåò êðûøà» îò ñòðàííîñòè îáðàçíîãî ðÿäà è îò èñïîëüçîâàííûõ àâòîðîì òðîïî⠖ çíà÷èò, ýòî ëèáî íå ëèðèêà, à ïñèõîäåëèêà, ëèáî àâòîð ïðîñòî íå â ëàäó ñ ðóññêèì ÿçûêîì.

Читайте также:  Какими физическими свойствами обладают вещества с ковалентной связью

¹1
Òû ëåòèøü, ëåòèøü äîðîãà,
Áåñêîíå÷íîñòü â ãîðèçîíò.
Ïî çåìëå ñóäüáû ïðîòîêà,
Íàâåùàåò íåáî çîíä.

Ïî÷åðê âå÷åðà çàêàòîì,
Íåóêëþæèì ñòàíåò ñâåò.
Êðåïêèì íî÷ü èç òüìû çàõâàòîì,
×åðíûé â ïðîáëåñêàõ ñþæåò.

Ïëàñò Ëóíà òèõîíüêî ñðåæåò,
Æåëòûì âçãëÿäîì…Çàêóòîê.
Ìãëà â ùåòèíå è áåç áîÿ,
Áûñòðî ñäàñò ñâîé îñòðîâîê.

Íà ðåêå òóìàí îñÿäåò
È îçâó÷èò øåëåñò ôèëüì.
 áåñïðîñâåòíîé ýòîé ïÿäè,
Êàìûøà íå âèäíî øèðì»
…..
Íó, è òàê äàëåå. Ýòî ïðèìåð èç ñòèõîâ ìîåãî «ëþáèìîãî» àâòîðà ÑÒÈÕÈ.ÐÓ, çà îáðàçàìè è ìûñëÿìè êîòîðîãî ÿ îáû÷íî íèêîãäà íå ìîãó óãíàòüñÿ.

Âåðíåìñÿ ê îïðåäåëåíèÿì. ×åì ïåéçàæíàÿ ëèðèêà îòëè÷àåòñÿ îò ãîðîäñêîé?

ÏÅÉÇÀÆÍÀß ËÈÐÈÊÀ ïîäðàçóìåâàåò, ÷òî ëè÷íîå ïåðåæèâàíèå àâòîðà ïðîèñõîäèò  ÷åðåç âîñïðèÿòèå èì ïåéçàæà – ïðèðîäû, êîòîðóþ îí ïûòàåòñÿ ïîýòè÷åñêèìè ñïîñîáàìè îïèñàòü.  Íå ïðîñòî îáîçíà÷èòü òî, ÷òî îí âèäèò âîêðóã ñåáÿ (äàæå åñëè åãî îïèñàíèÿ è êðàñèâû!), à ïðîíåñòè ÷åðåç ýòî ñâîå îùóùåíèå, íàñòðîåíèå, à åùå ëó÷øå – ìûñëü. Ïðîñòî ñîîáùåíèå ôàêòî⠖ òîãî, ÷òî ó àâòîðà ïåðåä ãëàçàìè,  ñêîëüêî áû îí èõ íè íàïîëíÿë ýêçîòè÷åñêèìè ñðàâíåíèÿìè, âñå ðàâíî íå ñòàíîâÿòñÿ õîðîøåé ïåéçàæíîé ëèðèêîé. Åñëè æå  ñòèõè íàïèñàíû ëåãêèì, ðàçãîâîðíûì ÿçûêîì âîîáùå áåç îáðàçî⠖ åùå õóæå: ýòî ðèôìîâàííûé ðàññêàç â ñòèõàõ — åñòü òåìà (îïèñàíèå ïðèðîäû), íî îòñóòñòâóåò  ïîýòè÷åñêèé  ÿçûê, êîòîðûé ñ ïîìîùüþ îáðàçîâ è òðîïîâ âûðàæàåò ëè÷íîå îòíîøåíèå àâòîðà ê ïðèðîäå, åãî íàñòðîåíèå, åãî  îùóùåíèÿ îò îáùåíèÿ ñ íåé, åãî ìûñëè, êîòîðûå ïðèðîäà â íåì âûçâàëà.

¹2
Íî÷üþ âåòåð ïîóòèõ,
Çàñâåòèëîñü óòðî,
 ðèôìó ëåçåò ñëîâî «ñòèõ» —
Òóò åìó óþòíî.

¨æàñü, âûñóíóëñÿ ìàðò
Èç ôåâðàëüñêîé ñòóæè.
Ðèôìà ïðîñèòñÿ – «íà ñòàðò».
×òî æ, ïóñêàé ïîñëóæèò!

Íàêîíåö, ïðèøëà âåñíà,
Óëûáíèòåñü, ëþäè!
Ðèôìà ñòîíåò: «íå äî ñíà».
Çíà÷èò, òàê è áóäåò!
                (èç ïàêåòà êîíêóðñíûõ ñòèõîâ æàíðà ïåéçàæíàÿ ëèðèêà)

Êàçàëîñü áû, ñòèõè íàïèñàíû áåç âèäèìûõ òåõíè÷åñêèõ îøèáîê, è äàæå âðîäå áû î ïðèðîäå (ïðèñóòñòâóþò ñëîâà «ìàðò» è «âåñíà»!), íî ìîæíî ëè èõ îòíåñòè ê æàíðó ïåéçàæíîé ëèðèêè? Åñòü ëè çäåñü ïåéçàæ, êàê òàêîâîé? Åñòü ëè âíóòðåííèé ìîíîëîã-ðàçìûøëåíèå, ïåðåæèâàíèå àâòîðà? Íåò. Ýòî èðîíè÷åñêèå èëè øóòî÷íûå ñòèõè, ñòèõè ðàçãîâîðíî-áûòîâîãî æàíðà. Èç âñåõ âûðàçèòåëüíûõ ñðåäñòâ, èñïîëüçîâàííûõ ïîýòè÷åñêèõ îáðàçî⠖ îäíî òîëüêî ñëîâî «åæàñü». Ìàëîâàòî äëÿ ïåéçàæíîé ëèðèêè. ..

À âîò ïðèìåðû ñòèõîâ õîðîøåé ïåéçàæíîé ëèðèêè èç òîãî æå ïàêåòà êîíêóðñíûõ ñòèõîâ:

¹3
Íåïîñòîÿíñòâî — ìàðòà àìïëóà…
Èçìåí÷èâ îí, êàê äåâóøêà — êîêåòêà:
Òî ò¸ïëûé âåòåðîê ëàñêàåò âåòêè,
Òî, â îäíî÷àñüå — ñíåã íà òðîòóàð,
Òî ñîëíöå, êàê ñîéäÿ ñ óìà, ïå÷¸ò,
Ñóãðîáû òàþò, íà ãëàçàõ ñæèìàÿñü,
È, êàæåòñÿ, íå ìàðò — ïðåääâåðüå ìàÿ,
Òî êàæäûé ò¸ïëûé ÷àñ — íàïåðå÷¸ò.
È íàñòðîåíèå — ïîäñòàòü âåñíå…
Òî, ðàçîìëåâ îò ñîëíöà íà ñêàìåéêå,
Ëþáóþñü ÿ ïîäñíåæíèêîâ ñåìåéêîé,
Òî, âäðóã, ÿ — êàê ñîìíàìáóëà, âî ñíå,
Ãäå íèêàêèõ ïðîñâåòîâ, ïåðñïåêòèâû —
Íè â íåáå, íè íà ñåðäöå, íè â äóøå…
Ñìîòðþ â îêíî íà òðåòüåì ýòàæå.
Ïå÷àëè íå íàéäÿ àëüòåðíàòèâû…

Ñå÷¸ò óíûëî äîæäèê ïî ñòåêëó…
×òî ìàðò ïðåïîäíåñ¸ò íàì ïîóòðó?…

¹4
Ìíå êàëåíäàðü íàïîìíèò, ÷òî — âåñíà,
Ïîä ïåðåëèâû òàþùåãî ñíåãà.
Êàê õîðîøè âåñåííèå òîíà
 êðîâîñìåøåíüå ìàðòîâñêîãî íåáà…

Ïðèðîäà, ñêèíü ñêîðåé ðóáàõó ñíà!
À òû, ïðåëåñòíûé êðîõîòíûé ïîäñíåæíèê,
Âçãëÿä óñòðåìè â âûñîêóþ áåçáðåæíîñòü!
Íå çàìå÷àé, ïðîøó, ÷òî ÿ – îäíà…

Çàêàòíûé ëó÷, òî ëü ïüÿí, à òî ëü òâåð¸ç,
Ïðèîòîäâèíü ïîëîñêó ãîëóáîãî,
Íà ðàñòðóáàõ ïåñòðåþùèõ áåð¸ç
Ðàñïèñûâàÿñü ðîçîâûì ñ ëèëîâûì!

…îòìåòèòñÿ âåñíà óïàäêîì ñèë,
Ïðèáëèçÿòñÿ àïðåëüñêèå êàëåíäû…
À ðîùà âñ¸ ïûëàåò àëîé ëåíòîé,
Êàê áóäòî êòî êîñò¸ð íå çàãàñèë…

Íà ìîé âçãëÿä, ïåéçàæíàÿ ëèðèêà – ýòî îäèí èç ñàìûõ òðóäíûõ æàíðîâ ïîýçèè. Èõ íóæíî ïèñàòü ëèáî ãåíèàëüíî, ëèáî íå áðàòüñÿ âîâñå. Ýòî òîëüêî êàæåòñÿ, ÷òî çäåñü äîñòàòî÷íî ïðîñòî ïîäîáðàòü êðàñèâûå ñëîâà. Óâû, âñå ãåíèàëüíûå ñòðîêè î êðàñîòå áîæüåãî ìèðà óæå áûëè ñêàçàíû äðóãèìè, î÷åíü òðóäíî âíåñòè ÷òî-òî íîâîå, îñîáåííî, åñëè ìû ðåøèì îãðàíè÷èòüñÿ òîëüêî ïåéçàæåì, íå âíåñåì â íåãî íåìíîãî ñâîåé äóøè è ñâîèõ ìûñëåé…. Î÷åíü ðèñêîâàííûé æàíð!

Äðóãàÿ  ðàçíîâèäíîñòü ëèðèêè – ÃÎÐÎÄÑÊÀß ËÈÐÈÊÀ, î÷åíü áëèçêî ïðèìûêàåò ê ïåéçàæíîé. Çäåñü ëè÷íîå ïåðåæèâàíèå àâòîðà èäåò óæå íå ÷åðåç âîñïðèÿòèå èì  åñòåñòâåííîé ñðåäû îáèòàíèÿ ÷åëîâåêà, à ÷åðåç  ñðåäó ðóêîòâîðíóþ, èñêóññòâåííóþ, â ïðîñòðàíñòâå è âðåìåíè ãîðîäà èëè æèëîãî ïîñåëêà, èëè â èíòåðüåðå ïîìåùåíèÿ. È ýòî òîæå íå ïðîñòî. Ïðîñòðàíñòâî è âðåìÿ â õóäîæåñòâåííîì ïðîèçâåäåíèè íå ìîæåò áûòü îïèñàíî ïîëíîñòüþ ñîîòâåòñòâóþùèì   ðåàëüíîñòè. Áîëåå òîãî, îíî è íå äîëæíî áûòü ïðåäñòàâëåíî â ñòèõàõ ôîòîãðàôè÷åñêè.  ëèðè÷åñêîì òåêñòå âåäóùèì ñîäåðæàíèåì ÿâëÿåòñÿ ýìîöèîíàëüíûé íàñòðîé àâòîðà.  ýòîì ñìûñëå ïðîñòðàíñòâî ëèðè÷åñêîãî òåêñòà – îêðóæàþùàÿ îáñòàíîâêà, ãäå ðàçâîðà÷èâàåòñÿ ñþæåò ñòèõîòâîðåíèÿ  — ýòî  òîëüêî  ñïîñîá ïåðåäàòü ñóáúåêòèâíîå îùóùåíèå è ìûñëè àâòîðà. 

Ãîðîä â õóäîæåñòâåííîì ïðîèçâåäåíèè — ýòî âñåãäà îñîáîå ïðîñòðàíñòâî. Ãîðîäñêàÿ êóëüòóðà ïðåäïîëàãàåò äâà âàæíûõ ìîìåíòà: ñâÿçàííîñòü áûòà ìíîæåñòâà ëþäåé è îäèíî÷åñòâî ÷åëîâåêà,êàê ñëåäñòâèå ñóåòû ãîðîäñêîé æèçíè. Êðîìå òîãî, ãîðîäà âñåãäà ÿâëÿþòñÿ êóëüòóðíûìè öåíòðàìè, ñðåäîòî÷èåì èíòåëëèãåíöèè, ñëåäîâàòåëüíî, åå ðåàêöèé, ðîæäàþùèõ õóäîæåñòâåííûå îáðàçû. Ïîýò ÷àñòî ïðîòèâîïîñòàâëÿåò ñåáÿ òîëïå íå òîëüêî â ðîìàíòè÷åñêîé òðàäèöèè, íî è â ñèëó ñâîåé «îòñòðàíåííîñòè»: îí ñîçäàåò ñâîå ëè÷íîå, îñîáîå âèäåíèå îêðóæàþùåãî.  ãîðîäå ÷åëîâåê íàèáîëåå îñòðî ñîîòâåòñòâóåò ñàì ñåáå — îäèíîêèé ñðåäè ìíîæåñòâà. Âñå ñêàçàííîå – òèïè÷íûå òåìû ãîðîäñêîé ëèðèêè.

Читайте также:  В основе какого свойства внимания лежит ориентировочный рефлекс

¹5.
Ãîðîä â îãíÿõ, ñëîâíî â øàëè ïðîçðà÷íîé ñî ñòðàçàìè,
Äóø ìèëëèîíû, ïëåíåííûå ñâÿçêîé îäíîé…
Íåáî òåðçàþò èãîëêè àíòåíí áåçîáðàçíûå…
Íî÷ü íå äëÿ âñåõ… Òåëåöåíòðó íå âåäîì «îòáî黅

Ðåâ îò äâèæåíüÿ ìàøèí… ïðåñòóïëåíüÿ íà óëèöàõ…
Âå÷íûé êîøìàð ðåáÿòèøåê â ïðîñòðàíñòâå äâîðà —
Ãðÿçíûå ìîíñòðû, ÷òî åçäÿò, ñìåðäÿò è ïàðêóþòñÿ,
Òàì, ãäå ïðåäñòàâèòü íåìûñëèìî áûëî â÷åðà…

Æèçíü ìåãàïîëèñà. Ìû — íàñëàæäåíèÿ ïëåííèêè,
Ê ïîøëîñòè ïðîñòî ïðèâûêíóòü è ìåðçîñòü ïðèíÿòü.
Æåðòâû óñëóã è ïðîãðåññà… ñèë òåìíûõ ïîäåëüíèêè,
Ñìîëîäó ñòðàñòüþ îòðàâëåíû — âñå ïîòðåáëÿòü!

Æäåò ìåãàïîëèñ äîáû÷ó… ïðèìàíêè ðàçáðîñàíû…
…Àíãåë-Õðàíèòåëü, ñòðàäàÿ, íàñ ìó÷èò âîïðîñàìè…
                (àâòîð ÑÒÈÕÈ.ÐÓ)

¹6
Âåñíû âñåâëàñòüå. Íîâûé ìàêèÿæ
íà ñòàðîé ïëîòè ïåòåðáóðãñêèõ çäàíèé.
Ãàçîí ðàñêèñ è èçìåíèë ïåéçàæ.
Âñå ìåíüøå ìåñò óäîáíûõ äëÿ ñâèäàíèé.

Òîëïà íà Íåâñêîì – òî÷åê ìåëüòåøåíèå.
 áèñòðî óþòíîì – êîôå àðîìàòíûé.
Âåñåííèé âçëîì ñåðäåö, ïðåîáðàæåíüå,
è â ïîëäåíü ãðîõîò ïóøåê ìíîãîêðàòíûé.

Ñòðèïòèç ñêóëüïòóð. Â ïðîñóøêå Ëåòíèé ñàä.
Ðåêà êðóøèò íàðîñòû ëüäèí ðàçáèòûõ.
Ïîäíÿòüñÿ â íåáî, ðàçâåñòèñü õîòÿò
ìîñòû Íåâû. Ëüâû ñêàëÿòñÿ ñåðäèòî.

È óêðàøåíüå ñåâåðíîé ñòîëèöû —
ñãîðåâøèå íà ÿðêîì ñîëíöå ëèöà.
                (àâòîð ÑÒÈÕÈ.ÐÓ)

Источник

Какие свойства пейзажной лирики1. Введение. Пейзажная лирика представляет собой достаточно обширный и глубоко разработанный жанр русской поэзии. Многие отечественные поэты уделяли ему большое место в своем творчестве. Некоторые практически полностью посвятили ему свою поэтическую музу.

2. Особенности. Одной из главных особенностей пейзажной лирики является особое отношение к природе, вплоть до ее обожествления. Простое описание пейзажа уподобляется фотографии. Задача настоящего поэта состоит в том, чтобы вложить душу в окружающую природу. Только это поможет вызвать у читателя ответное чувство, заставит его на себе ощутить впечатления автора.

В пейзажной лирике очень распространенным литературным приемом является олицетворение. Природные явления, растения, птицы и животные наделяются человеческими чертами, а их поведение сравнивается с деятельностью человека. Многие поэты достигли большого мастерства в использовании этого приема.

Более того, сравнение природных явлений с чувствами и переживаниями человека привело к возникновению особого жанра — философской пейзажной лирики. Природа может не только служить объектом восторженного созерцания, но и способна по-своему объяснить поведение человека.

Стихотворения, написанные целиком в этом жанре, становятся блестящими лирическими произведениями, нацеливающими душу читателя на постижение красоты. В первозданной и чистой природе нет места для человеческой грубости и насилия. Поэтому чаще всего пейзажная лирика противопоставляется цивилизации и прогрессу. Только природа остается хранителем высшей тайны бытия, которые человечество давно утратило. Чтобы заново постигнуть эту тайну, нужно научиться жить в полной гармонии с природой..

3. Основные мотивы. Традиционным мотивом пейзажной лирики является описание отдельных времен года, чаще всего, весны. Мотив пробуждения природы от зимней спячки символизирует расцвет и начало новой жизни. В целом, каждое время года имеет свой ассоциативный ряд: весна (утро, рождение и молодость), лето (день, юность), осень (вечер, зрелость и старость), зима (ночь и смерть). В такой общепринятой поэтической схеме нередки исключения.

Например, А. С. Пушкин предпочитал осень. А русская зима и связанные с ней праздники и развлечения пользуются огромной любовью в народе. Радостные зимние мотивы очень часто встречаются в пейзажной лирике.

С пейзажной лирикой тесно связан мотив любви к Родине. Еще в древнерусских былинах и сказаниях описаниям природы уделялось большое место. В течение многих веков формировались природные символы, олицетворяющие собой Россию: бескрайние леса и поля, снега и морозы, береза, медведь. Многие отечественные поэты, описывая свою любовь к Родине, используют традиционный русский пейзаж.

Очень часто с пейзажной лирикой тесно связаны любовные мотивы. Романтический герой от переизбытка чувств доверяет свою тайну природе. Влюбленные скрываются от равнодушного общества в укромных природных уголках. Один из распространенных любовных символов — соловей.

4. Стихи и поэты. Настоящими «певцами природы» в русской поэзии заслуженно считаются Ф. И. Тютчев и А. А. Фет, для которых было характерно настоящее обожествление природы. Перу первого принадлежат такие известные произведения, как «Весенняя гроза», «Зима недаром злится…», «Декабрьское утро».

Многие стихотворения Фета о природе стали хрестоматийными: «Шепот. Робкое дыханье…», «Я пришел к тебе с приветом», «Весенний дождь». Большой вклад в пейзажную лирику внес А. С. Пушкин: «Осень», «Зимнее утро», «В поле чистом серебрится…». Он стал основоположником традиции восхищения осенью. М. Ю. Лермонтов использовал описание природы обычно для объяснения собственных романтических чувств и переживаний: «Тучи», «Гроза», «Весна».

Особое место занимает «крестьянский певец» С. А. Есенин. В ранний период творчества поэт писал удивительно чистые и искренние стихи о природе: «Береза», «С добрым утром!». Позднее его пейзажная лирика стала неразрывно связана с темой любви к Родине (крестьянской России): «Гой ты, Русь, моя родная…», «Низкий дом с голубыми ставнями…».

5. Итоги. Русская поэзия может гордится своими достижениями в жанре пейзажной лирики. Начиная с Тютчева и Пушкина, русские поэты создали настоящие шедевры этого жанра, сформировали основные особенности и мотивы пейзажной лирики. После революции 1917 г. утвердился технократический взгляд на природу, единственным противником которого оставался С. Есенин. Современные поэты также уделяют пейзажной лирике недостаточно внимания, что еще больше повышает ценность произведений XIX — начала XX вв.

Источник