Какие свойства относятся к эстетическим свойствам

Какие свойства относятся к эстетическим свойствам thumbnail

Эстетические свойства характеризуют способность изделия через чувственно воспринимаемые образы удовлетворять потребности человека и общества в эстетическом идеале. Соответствие изделия эстетическим требованиям характеризуется показателями, перечень которых приведен в табл. 3.

Подгруппа показателейЕдиничный показатель
1. Информационная выразительность
  • 1. Знаковость.
  • 2. Оригинальность.
  • 3. Стилевое соответствие.
  • 4. Соответствие моде
2. Рациональность формы
  • 1. Функционально-конструктивная обусловленность.
  • 2. Эргономическая обусловленность
3. Целостность композиции
  • 1. Организованность объемно-пространственной структуры.
  • 2. Тектоничность.
  • 3. Пластичность.
  • 4. Упорядоченность графических и изобразительных элементов. 5. Колорит и декоративность
4.Совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида
  • 1. Чистота выполнения контуров и сопряжений.
  • 2. Тщательность покрытий и отделки.
  • 3. Четкость исполнения фирменных знаков и сопроводительной документации.
  • 4. Устойчивость к повреждениям и сохранность первоначального вида

Информационная выразительность — это способность изделия отражать в форме сложившиеся в обществе культурные нормы и эстетические представления. Информационная выразительность определяет те свойства, которые выделяют данное изделие среди аналогичных, она характеризуется такими показателями, как знаковость, оригинальность, соответствие моде и стилю.

Под знаковостью понимают отражение в форме изделий различных эстетических идей и представлений. Примером изделий с ярко выраженной знаковостью являются изделия для детей.

Оригинальность изделия характеризуется наличием в форме его совокупных признаков, которые обусловливают отличия от изделий аналогичного назначения, материалов, техники исполнения.

Соответствие стилю и моде является важным критерием эстетических свойств. Мода отражает временное господство вкусов. Она проявляется в одежде, обуви, мебели, в организации интерьеров и пр. Стиль- единство художественно-образной системы, средств художественной выразительности. Именно стиль выражает суть, уникальность самого изделия в единстве всех его компонентов: содержания и формы; изображения и выражения; личности и эпохи.

У стиля есть вполне конкретные признаки — это элементы композиции. К основным элементам композиции относятся: линия, цвет, фактура, плоскость, объем, форма, пространство (объемная композиция, глубинно-пространственная композиция), материал.

Не следует смешивать понятия стиля и дизайна. Если стиль, как отмечалось выше, — единство средств художественной выразительности, то дизайн — это процесс и метод художественного проектирования предметной среды, мебели, одежды, обуви, оборудования и пр. Цель дизайна — создание эстетической конструкции, а не художественного образа.

Целостность композиции характеризует органичную взаимосвязь элементов и формы, единства частей и целого. Она проявляется в объемно-пространственной структуре, в тектоничности, пластичности, в упорядоченности графических и изобразительных элементов, декоративности и колорите.

Тектоничными называются изделия, в которых подчеркнуты, акцентированы членения формы, ее конструктивное начало. Тектоничные изделия статичны. Например, стиль «классицизм» является тектоничным, поскольку предполагает логичность конструкции, ясность пропорциональных членений формы, симметрию, статику, замкнутость композиции. Для пластичных изделий характерна мягкость, текучесть, плавность переходов от одной части формы к другой. Пластичность свойственна готике, маньеризму, Ар Нуво, рококо.

Колорит характеризуется определенной системой цветовых тонов, их сочетаний, взаимоотношений. Колорит может быть теплым (красные, желтые и оранжевые тона) и холодным (синие, зеленые и фиолетовые тона), спокойным и напряженным, ярким и блеклым. Одним из элементов колорита является цвет.

Декоративность материала определяется его фактурой, текстурой, наличием или отсутствием блеска, прозрачностью и пр.

Фактура обусловливается характером обработки поверхности материала. Например, фактура тканей определяется видом пряжи, ее волокнистым составом, величиной крутки и т. п. Текстура — строение поверхности материала, обусловленное ориен-тировкой и пространственным расположением его составных частей. Например, текстура древесины зависит от направления разреза и породы дерева. Лесоматериалы с красивой текстурой используются для отделки мебели, изготовления художественных изделий, отделки помещений и пр.

Рациональность формы характеризует особенность выразительности формы и конструкции изделия и соответствие их функциональному назначению. Это свойство определяет эстетическую целесообразность изделия. Форма, ничего не говорящая о практическом назначении изделия и усложняющая его использование, будет нерациональной.

Совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида характеризуют чистоту исполнения контуров, сопряжений деталей, узлов и агрегатов. Они определяют качество покрытий и отделки поверхностей, качество и четкость исполнения фирменных знаков и указателей, сопроводительной документации и информационных материалов, а также защиту элементов формы и поверхности от повреждений. Например, поверхность изделия должна быть защищена таким образом, чтобы предотвратить стирание и изменение поверхности.

Читайте также:  Какое свойство кальция позволяет применять его в металлотермии для получения не


Источник

Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эстетические свойства характеризуют способность изделия через чувственно воспринимаемые образы удовлетворять потребности человека и общества в эстетическом образце. Каждому периоду развития общества соответствует свой эстетический идеал.

Эстетические свойства характеризуются свойствами II уровня: информационной выразительностью, целостностью композиции, рациональностью формы, совершенством производственного исполнения и стабильностью товарного вида.

Информационная выразительность — способность изделия отражать сложившиеся в обществе культурные нормы и эстетические представления. Информационная выразительность складывается из таких более простых свойств, как знаковость, оригинальность, соответствие моде и стилю.

Под знаковостью понимают отражение в форме изделий различных эстетических идей и представлений, например изделия для детей.

Оригинальность изделия характеризуется наличием в форме его совокупных признаков, которые обусловливают отличия (непохожесть) от изделий аналогичного назначения, материалов, техники исполнения. Оригинальные творчески своеобразные изделия имеют функционально совершенную, удобную в эксплуатации форму, в которой отражена индивидуальность разработки.

Соответствие моде и стилю является важным критерием соответствия изделия эстетическим требованиям.

Мода — непродолжительное господство в определенной общественной среде вкусов, предпочтений, правил поведения и взглядов, которые проявляются во внешних формах быта.

Понятие моды появилось в XVII в., когда французская придворная мода стала образцом для европейских стран. Но отделение моды от стиля совершается с кризисом стилевого единства и первыми проявлениями «массовой культуры» в середине XIX в.

Основная сфера, в которой проявляется мода, — одежда, оформление интерьеров, предметы потребления и престижа, нормы поведения и пристрастий.

Мода является формой эстетической организации материальной стороны жизни. Она имеет преимущественно внешний и даже поверхностный характер, базируется на определенных атрибутах, знаках, понятных всем. В широком и общепринятом значении мода — это «то, что красиво сегодня».

Мода во многом определяет коммерческую конъюнктуру. Сложившаяся в XX в. индустрия моды сочетает в себе коммерческие, эстетические и социальные цели. Индустрия моды направлена на сокращение сроков господства определенной модной тенденции до нескольких лет.

Стиль — единство художественно-образной системы, средств художественной выразительности. Он выражает суть, уникальность изделия в единстве всех его компонентов: содержания и формы, изображения и выражения и т.п. У стиля есть вполне конкретные признаки, «носители» — элементы композиции. Композиция — составление, объединение всех элементов формы в единое целое. К основным элементам композиции относятся линия, цвет, фактура, плоскость, объем, форма, пространство (объемная композиция, глубинно-пространственная композиция) и материал. Объединение осуществляется средствами художественной выразительности: контраст и нюанс, принцип подобия, отношения и пропорции, динамика и статика, симметрия и асимметрия и т.п. При этом используются единые методические и технические приемы обработки материалов: формовычитание или формосложение; тектоничность или атектоничность; пространственность или плоскостность.

Стиль представляет собой синтез, целостность всех компонентов художественного решения изделия. Излишняя аналитичность приводит к меньшей стильности.

Художественный стиль всегда историчен. Он охватывает различные этапы развития общества, т.е. все стили связаны историей. Их содержание определяется внутренней логикой развития определенных способов видения, понимания свойств пространства и времени, в которых живет и действует конкретный человек в данных исторических, географических и социальных условиях.

Стиль наиболее четко и последовательно проявляется в архитектуре, в то время как живопись, скульптура и предметы декоративно-прикладного искусства подчиняются архитектонике здания, например, романский стиль, готика, барокко, конструктивизм и др.

В реальной жизни человека окружает множество вещей, которые он иногда называет стильными. В современном дизайне возникло понятие «фирменный» стиль. Однако это не художественный стиль, а всего лишь персонификация моды, разновидность «стиля жизни», определяемого факторами коммерческой выгоды, внешней эффектности, психологией новизны.

Читайте также:  Какие полезные свойства гвоздики

Не следует смешивать понятия стиля и дизайна. Если стиль, как отмечалось выше, — единство средств художественной выразительности, то дизайн — процесс и метод художественного проектирования предметной среды, мебели, одежды, обуви, оборудования и др.

Цель дизайна — создание эстетической конструкции, а не художественного образа. В результате такого эстетического проектирования изделие должно обладать красивым внешним видом, целесообразной конструкцией, экономичностью, акцентированной функциональностью, удобством пользования, четкой социальной ориентацией. Суть дизайна заключается в приведении к гармонии функции, конструкции и формы изделия.

Дизайн как процесс и метод функционального формообразования включает в себя также деятельность по созданию новых предметов и форм, организации предметной среды и трудовых процессов, проектированию мебели, оборудования, приспособлений и инструментов.

Благодаря удачному дизайну в области приборостроения, радиотоваров, электронной промышленности в число мировых лидеров вошли фирмы «Оливетти», «Филипс», «Сони», определившие дальнейшее направление художественного проектирования.

Слово «дизайн» используют в более широком значении, как синоним творческой деятельности художника-проектировщика, художника-модельера, декоратора и др.

Целостность композиции характеризует органичную взаимосвязь элементов и формы, единства частей и целого. Она проявляется в объемно-пространственной структуре, тектоничности, пластичности, упорядоченности графических и изобразительных элементов, колорите и декоративности.

Объемно-пространственная структура характеризуется взаимным расположением и размерами (объемами) отдельных элементов.

Тектоничность выражается во взаимосвязи формы и конструкции изделия со свойствами материала. Тектоничными называются изделия, в которых подчеркнуты, акцентированы членения формы, ее конструктивное начало. Тектоничные изделия статичны. Например, стиль классицизм является тектоничным, поскольку предполагает логичность конструкции, ясность пропорциональных членений формы, симметрию, статику, замкнутость композиции. Стиль рококо полностью атектоничен, он отличается своей динамичностью и иррациональностью.

Пластичность формы изделия выражается в мягкости, текучести, зрительной связности, плавности переходов от одной части формы к другой. Пластичность характерна для атектоничных, живописных, динамичных изделий. Пластичность как формальное качество стиля свойственна готике, маньеризму, Ар Нуво, рококо.

Эстетическое восприятие изделий обусловлено своеобразием их внешнего оформления, которое во многом определяется колоритом и декоративностью материала.

Колорит характеризуется определенной системой цветовых тонов, их сочетаний, взаимоотношений. Колорит является важнейшим средством эмоциональной выразительности изделия, средством воздействия на потребителя. Колорит может быть теплым (в основном красные, желтые и оранжевые тона) и холодным (в основном синие, зеленые и фиолетовые тона), спокойным и напряженным, ярким и блеклым.

Одним из элементов колорита является цвет — основное средство художественного оформления. Цвет способен активно и сильно воздействовать на сознание и эмоции человека, создавать настроение. С цветом у человека связаны сложные ассоциации. Например, черный цвет у европейцев ассоциируется с трауром. Таким образом, цвет может быть характеристикой эстетических и эргономических (психологических) свойств.

Декоративность материала определяется его фактурой, текстурой, наличием или отсутствием блеска, прозрачностью и др.

Фактура обусловливается характером обработки поверхности материала. Например, фактура тканей определяется видом пряжи, ее волокнистым составом, круткой и т. п. Поверхность материала можно облагораживать различными методами, например тиснением, которое получается в результате выдавливания на поверхности рельефных изображений и узоров. Тиснением обрабатывают поверхность кожи, листового металла, бархата, картона и др.

Текстура — строение, в данном случае, поверхности материала, обусловленное ориентировкой и пространственным расположением его составных частей. Например, текстура древесины зависит от направления разреза и породы дерева. Она определяется наличием крупных сосудов, сердцевинных лучей, расположением волокон.

Лесоматериалы с красивой текстурой используются для изготовления мебели, художественных изделий, отделки помещений и др.

Рациональность формы характеризует особенность выразительности формы и конструкции изделия и соответствие их функциональному назначению. Это свойство определяет эстетическую целесообразность изделия. Рациональны такие форма и конструкция изделия, посредством которых максимально проявляется его назначение. Форма, не отражающая практическое назначение изделия и усложняющая его использование, нерациональна, антихудожественна.

Читайте также:  Какие свойства характерны для волн

Совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида характеризуют чистоту исполнения контуров, сопряжений деталей, узлов и агрегатов. Этим определяют качество покрытий и отделки поверхностей, качество и четкость исполнения фирменных знаков и указателей, сопроводительной документации и информационных материалов, а также защиту элементов формы и поверхности от повреждений. Например, поверхность изделия должна быть защищена таким образом, чтобы предотвратить стирание и изменение поверхности.

Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1159; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник

Эстетические свойства обеспечивают способность товара выражать в чувственно-воспринимаемых признаках красоту, художественную ценность. В восприятии людей эстетические свойства товара субъективны, поскольку человек воспринимает их соответственно индивидуальной потребительской культуре; в зависимости от исторических, национальных, возрастных особенностей, воспитания, религиозных взглядов, образа жизни.

Эстетические свойства удовлетворяют прежде всего духовные потребности человека.

Развитие и достаточно полное удовлетворение духовных и социальных потребностей положительно отражается на материальных потребностях человека, которые постепенно облагораживаются, становятся более рациональными и утонченными.

Эстетические показатели используются для характеристики художественной ценности товара и подразделяются на показатели информационной выразительности, рациональности формы, целостности композиции и совершенства производственного исполнения.

Информационная выразительность — это возможность объекта отражать в форме различные социально-эстетические идеи и представления (знаковость); наличие в форме изделия совокупности признаков, обусловливающих его отличие, непохожесть на подобные изделия, но в то же время подчиненных основному композиционному замыслу (оригинальность), отражение в форме устойчивых черт, определяющих соответствие изделия современному уровню общественного и культурного развития или конкретному функциональному комплексу (стилевое соответствие); выявленность в форме отдельных признаков, характеризующих эстетические взгляды сегодняшнего дня (соответствие моде).

Художественный стиль — устойчивое единство образной системы и выразительных средств, характеризующее своеобразие крупной художественной эпохи, или конкретного художественного направления, или манеры отдельного художника.

Мода (от лат. Modus — образ) — нравы или предпочтения в отношении одежды, предметов быта, искусства, преобладающие в определенной среде, сохраняющиеся в течение короткого времени и получающие широкое распространение в обществе.

В своем развитии мода проходит четыре этапа: 1) этап яркой индивидуальности, когда отдельные потребители (лидеры) начинают интересоваться новинкой; 2) этап подражания, когда новинкой начинают интересоваться и другие потребители, движимые желанием подражать лидерам; 3) этап массового распространения; 4) этап упадка, когда потребители начинают переключаться на другие направления моды.

Рациональность формы — это выявление в форме объекта выполняемой им функции, конструктивного решения, особенностей технологии и примененных материалов (функционально-конструктивная приспособленность); особенностей работы с объектом (целесообразность).

Целостность композиции характеризует рациональность использования композиционного решения объекта, согласованность и соразмерность его формы (масштабность, пропорциональность, ритмичность и тому подобные характеристики). Она включает в себя выяснение логики построения формы товара в соответствии с его назначением (организованность объемно-пространственной структуры); выявление в форме товара его реальной структуры и закономерностей конструктивного решения (тектоничность); обеспечение выразительности формы с помощью нюансировки ее частей и целого (пластичность); характерность очертания формы объекта в целом и деталях, а также элементов знаковой информации (графическая прорисованность формы); взаимосвязь и сочетание цветов (цветовой колорит).

Совершенство производственного исполнения характеризует товарный вид изделия и определяется качеством выполнения видимых элементов формы, качеством покрытий, отделкой поверхностей, чистотой выполнения сочленений, закруглений и сопряжений, а также их соответствием художественно-конструкторскому замыслу; четкостью исполнения фирменных знаков и указателей, сопроводительной документации и информационных материалов.

Например, номенклатура эстетических показателей фарфоровой посуды включает такие показатели, как процент белизны изделия, показатель просвечиваемости, показатель совершенства производственного исполнения, точность воспроизведения образца (эталона), точность воспроизведения авторского образца, степень совершенства формы, степень совершенства декора, степень целостности композиции, показатель блеска заглазурованной поверхности, измеряемые в баллах.

Источник