Какие свойства организмов вам известны
1
Природоведение 5 класс
2
Вопросы для повторения Что такое организм? Какие свойства организмов вам известны? Назовите среды жизни организмов? Какими признаками должны обладать организмы, чтобы жить в почвенной среде? В водной среде? Назовите увеличительные приборы. Для чего их используют?
3
Задание 1. Назовите представленные увеличительные приборы и их составные части
4
Строение клетки ( трехмерное изображение)
5
Клетка – основа живых организмов РастительнаяЖивотная
6
Строение клетки. Задание 2. Найдите в учебнике ответ на вопрос: какое значение имеют части клетки? Главные части клетки ЯдроЦитоплазмаОболочка
7
Клетка растения (плоскостное изображение) Задание 3. Какой цифрой на рисунке обозначена цитоплазма? Оболочка? Ядро? органоиды
8
Одноклеточные организмы
9
Одноклеточные животные и растения обладают всеми признаками живого – питанием, дыханием, делением, но у растений и животных питание происходит по– разному: (растения — автотрофы, создают для себя питательные вещества сами, а животные — гетеротрофы, питаются готовыми веществами). Одноклеточные организмы
10
Многоклеточные организмы
11
Многоклеточные организмы под микроскопом /растения/
12
Многоклеточные организмы под микроскопом /животные/
13
Неклеточная форма жизни Вирусы
14
Многообразие организмов Задание 5. Запишите схему в тетрадь, приведите примеры на каждую группу организмов), р.т. стр. 74 (з.7) По количеству клеток в организме Одно- клеточные ???? Много- клеточн ые ???
15
Царства живой природы БактерииРастенияГрибыЖивотные Царства организмов
16
Всё живое на Земле состоит из клеток; Клетка – единица живого; Клетка сложно устроенная самостоятельная живая система; Клетка имеет объём; Клетки обладают всеми признаками живого (они растут, дышат, питаются, делятся); Клетки многоклеточного организма не могут существовать самостоятельно, их жизнь зависит друг от друга. ВЫВОД
17
Орган Строение организмов Организм Ткани клетка
18
Вопросы на закрепление материала: Чем многоклеточный организм отличается от одноклеточного? Есть ли ткани у одноклеточных организмов? Поясните. Что такое вирусы? Как вы думаете, почему клетки живого организма не разделяются? К какому царству живого ученые относят человека? Большинство живых организмов состоит из клеток. В средние века о клеточном строении не было известно. Почему? Кактусы приспособились к жизни в условиях недостатка влаги. Что произойдет с этими растениями, если их ежедневно поливать? Поясните.
19
Вопросы на закрепление материала: Вспомните, какие животные живут в тайге. Как приспособились к жизни там соболь, кедровка, белка? Составьте рассказ об условиях жизни любого животного по следующему плану: –Название животного; –Среда обитания; –Факторы среды обитания, влияющие на его жизнь. Вспомните, какие царства живых организмов выделяют ученые. Перечислите их. Приведите примеры организмов, относящихся к каждому из царств.
20
§ 35, р.т. стр. 74 (з.6, 8) придумать и выполнить свои модели клеток одноклеточных и многоклеточных организмов. Домашнее задание:
1. Какие живые организмы вы знаете?
К живым организмам относят животных, растения, бактерии, грибы, вирусы.
2. Чем живые организмы отличаются от неживых?
Живые биологические системы резко отличаются от неживых систем сложностью строения и высокой упорядоченностью протекающих в них физиологических процессов.
3. Какие свойства живого вам известны?
1. Живые организмы имеют сходный химический состав и единый принцип строения.
2. Все живые организмы представляют собой открытые биологические системы, т. е. системы, устойчивые лишь при условии непрерывного поступления в них энергии и вещества из окружающей среды.
3. Все живые организмы способны к обмену веществ с окружающей средой: из неё они получают вещества, необходимые для жизни, а в неё выделяют продукты жизнедеятельности.
4. Живые организмы реагируют на изменение факторов окружающей их среды.
5. Живые организмы развиваются.
6. Всё живое размножается.
7. Все живые организмы обладают наследственностью и изменчивостью.
8. Живые организмы приспособлены к определённой среде обитания.
Вопросы
1. Почему очень сложно дать определение понятия «жизнь»?
Дело в том, что живые организмы обладают рядом признаков, отсутствующих у большинства объектов неживой природы, но среди этих признаков нет ни одного такого, который был бы присущ только живому. Например, для живых организмов характерен рост, но ведь и кристаллы растут. Поэтому проще всего дать определение жизни, перечислив основные свойства живого, или жизненные свойства.
2. В чём заключается различие химической организации живых организмов и объектов неживой природы?
Живые организмы «построены» из тех же химических элементов, что и объекты неживой природы. Однако соотношение их в живом и неживом различно. Живые организмы на 98 % состоят из четырёх элементов — углерода, кислорода, азота и водорода, которые участвуют в образовании сложных органических молекул — белков, нуклеиновых кислот, углеводов, жиров.
3. Каковы основные свойства живого?
1. Живые организмы имеют сходный химический состав и единый принцип строения.
2. Все живые организмы представляют собой открытые биологические системы, т. е. системы, устойчивые лишь при условии непрерывного поступления в них энергии и вещества из окружающей среды.
3. Все живые организмы способны к обмену веществ с окружающей средой: из неё они получают вещества, необходимые для жизни, а в неё выделяют продукты жизнедеятельности.
4. Живые организмы реагируют на изменение факторов окружающей их среды.
5. Живые организмы развиваются.
6. Всё живое размножается.
7. Все живые организмы обладают наследственностью и изменчивостью.
8. Живые организмы приспособлены к определённой среде обитания.
4. Чем различаются процессы обмена у живых организмов от аналогичных процессов, встречающихся в неживой природе?
В отличие от «обменных процессов» в неживой природе, у живых организмов самыми важными стали процессы биосинтеза и распада веществ. Обмен веществ обеспечивает постоянство химического состава и строения организма, его рост, размножение и существование в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды.
5. В чём может проявляться приспособленность организмов к среде обитания? Приведите соответствующие примеры.
Даже по внешнему виду часто можно определить, какой образ жизни ведёт данный организм. Например, вы сразу отличите хищную птицу от зерноядной, влаголюбивые растения от растений пустынь.
Задания
1. Объясните, почему живые организмы называют открытыми биологическими системами.
Открытые биологические системы – это системы, устойчивые лишь при условии непрерывного поступления в них энергии и вещества из окружающей среды.
Зелёные растения используют солнечную энергию для синтеза органических веществ, из которых строится их тело. Другие организмы получают энергию в результате распада сложных органических веществ пищи на более простые. Таким образом, живые организмы существуют до тех пор, пока в них поступают энергия (солнечная или химическая) и питательные вещества извне.
2. Перечислите известные вам уровни организации живого. Попробуйте привести примеры соответствующих им биологических систем.
Учёные выделяют следующие уровни организации живого: молекулярный (молекулы, из которых состоит клетка), клеточный (мышечная клетка), организменный (волк), популяционно-видовой (популяция волков в смешенном лесу), экосистемный (сосновый лес) и биосферный (биосфера).
Живые системы имеют общие признаки:
1. единство химического состава свидетельствует о единстве и связи живой и неживой материи.
Пример:
в состав живых организмов входят те же химические элементы, что и в объекты неживой природы, но в других количественных соотношениях (т. е. живые организмы обладают способностью избирательного накопления и поглощения элементов). Более (90) % химического состава приходится на четыре элемента: С, O, N, H, которые участвуют в образовании сложных органических молекул (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов).
2. Клеточное строение (Единство структурной организации). Все существующие на Земле организмы состоят из клеток. Вне клетки жизни нет.
3. Обмен веществ (Открытость живых систем). Все живые организмы представляют собой «открытые системы».
Открытость системы — свойство всех живых систем, связанное с постоянным поступлением энергии извне и удалением продуктов жизнедеятельности (организм жив, пока в нём происходит обмен веществами и энергией с окружающей средой).
Обмен веществ — совокупность биохимических превращений, происходящих в организме и других биосистемах.
Обмен веществ состоит из двух взаимосвязанных процессов: синтеза органических веществ (ассимиляции) в организме (за счёт внешних источников энергии — света и пищи) и процесса распада сложных органических веществ (диссимиляции) с выделением энергии, которая затем расходуется организмом. Обмен веществ обеспечивает постоянство химического состава в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды.
4. Самовоспроизведение (Репродукция) — способность живых систем воспроизводить себе подобных. Способность к самовоспроизведению является важнейшим свойством всех живых организмов. В её основе лежит процесс удвоения молекул ДНК с последующим делением клеток.
5. Саморегуляция (Гомеостаз) — поддержание постоянства внутренней среды организма в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды. Любой живой организм обеспечивает поддержание гомеостаза (постоянства внутренней среды организма). Стойкое нарушение гомеостаза ведёт к гибели организма.
6. Развитие и рост. Развитие живого представлено индивидуальным развитием организма (онтогенезом) и историческим развитием живой природы (филогенезом).
- В процессе индивидуального развития постепенно и последовательно проявляются индивидуальные свойства организма и осуществляется его рост (все живые организмы растут в течение своей жизни).
- Результатом исторического развития является общее прогрессивное усложнение жизни и всё многообразие живых организмов на Земле. Под развитием понимают как индивидуальное развитие, так и историческое развитие.
7. Раздражимость — способность организма избирательно реагировать на внешние и внутренние раздражители (рефлексы у животных; тропизмы, таксисы и настии у растений).
8. Наследственность и изменчивость представляют собой факторы эволюции, так как благодаря им возникает материал для отбора.
- Изменчивость — способность организмов приобретать новые признаки и свойства в результате влияния внешней среды и/или изменений наследственного аппарата (молекул ДНК).
- Наследственность — способность организма передавать свои признаки последующим поколениям.
9. Способность к адаптациям — в процессе исторического развития и под действием естественного отбора организмы приобретают приспособления к условиям окружающей среды (адаптации). Организмы, не обладающие необходимыми приспособлениями, вымирают.
10. Целостность (непрерывность) и дискретность (прерывность). Жизнь целостна и в то же время дискретна. Эта закономерность присуща как структуре, так и функции.
Любой организм представляет собой целостную систему, которая в то же время состоит из дискретных единиц — клеточных структур, клеток, тканей, органов, систем органов. Органический мир целостен, поскольку все организмы и происходящие в нём процессы взаимосвязаны. В то же время он дискретен, так как складывается из отдельных организмов.
Отдельные свойства, перечисленные выше, могут быть присущи и неживой природе.
Пример:
для живых организмов характерен рост, но ведь и кристаллы растут! Хотя этот рост не имеет тех качественных и количественных параметров, которые присущи росту живого.
Пример:
для горящей свечи характерны процессы обмена и превращения энергии, но она не способна к саморегуляции и самовоспроизведению.
Следовательно, все перечисленные выше свойства характерны для живых организмов только в своей совокупности.
Источники:
Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. 9 класс // ДРОФА.
Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. Общая биология (базовый уровень) 10–11 класс // ДРОФА.
Лернер Г. И. Биология: Полный справочник для подготовки к ЕГЭ: АСТ, Астрель.
https://900igr.net/kartinki/geografija/Krugovoroty-v-biosfere/005-Priznaki-zhivogo.html
- ГДЗ к учебнику Пасечника 5 класс
- ГДЗ к рабочей тетради Пасечника 5 класс
- Все рабочие тетради (главная страница сайта)
Вопросы в начале параграфа
1. Что такое биосфера?
Биосфера — это оболочка планеты, внутри которой обитают живые организмы. Биосфера включает в себя почву, гидросферу, верхние слои литосферы и нижние слои атмосферы.
2. Какие среды обитания организмов вам известны?
Живые организмы на Земле обитают в четырёх средах:
- в почве;
- в наземно-воздушной среде;
- в водной среде;
- в организмах других живых существ.
Вопросы в конце параграфа
1. Какие среды обитания живых организмов вы знаете?
К основным средам обитания живых организмов относится:
- наземно-воздушная среда;
- водная среда;
- почва;
- тела живых организмов.
2. Какие свойства характерны для водной среды обитания?
Для водной среды обитания характерно:
- наличие выталкивающей силы;
- большая плотность среды, чем у воздуха;
- способность накапливать и удерживать тепло;
- солёный состав воды.
3. Почему считают, что наземно-воздушная среда более сложная и разнообразная, чем водная?
Наземно-воздушная среда более сложная и разнообразная чем водная потому, что:
- плотность воздуха намного ниже плотности воды, что стало причиной особой развитости опорных тканей (внутреннего и наружного скелета) у живых организмов;
- очень быстро может меняться температура воздуха, что привело к образованию различных приспособлений помогающих выдерживать резкие перепады температуры (например, шерсть);
- различные условия влажности окружающей среды также привели к развитию специальных приспособлений у живых организмов;
- особенности химического состава воздуха (загрязнение) могут оказывать негативное воздействие на развитие живых организмов;
- различные климатические условия, а также свойства и состав воздушных масс в разных областях планеты, создали условия для большого разнообразия живых организмов.
4. Что такое почва?
Почва — это верхний плодородный слой суши который состоит из неорганических веществ (воды, воздуха и минеральных веществ), а также содержит органические вещества (остатки растений и животных, перегной — продукт разложения живых организмов).
5. Какова роль почвы в жизни растений?
Почва является питательной средой необходимой для жизнедеятельности растений. Именно из почвы растения получают воду, минеральные и органические питательные вещества, часть воздуха для дыхания. Чем более насыщена почва питательными веществами, влагой и воздухом, тем более плодородной (благоприятной для выращивания растений) она является.
6. В чём состоят основные особенности организмов, использующих тела других организмов как среду обитания?
Живые организмы, средой обитания которых являются другие живые организмы, часто частично или полностью утрачивают органы или системы органов, необходимые для организмов живущих в воде, в почве или в наземно-воздушной среде. Это происходит потому, что внутренняя среда живого организма-носителя отличается большим постоянством: нет перепадов температуры, стабильная влажность, плотность среды и т.д.
7. Какие вы знаете организмы, живущие внутри других организмов? Ощущали ли вы влияние таких обитателей на себе?
К организмам, обитающим внутри других организмов относятся вирусы, бактерии, подкожный клещ и плоские черви. Многие из этих существ вызывают разнообразные болезни у организма-носителя.
Так, попадание под кожу клеща может привести к возникновению у животного или человека клещевого энцефалита — опаснейшего заболевания, которое может закончится поражением серого вещества головного мозга, поражением спинного мозга или даже смертью больного.
Бактерии, живущие внутри живых существ, могут быть как вредными, так и полезными. Полезные бактерии помогают людям и животным усваивать витамины и микроэлементы, снижают риск возникновения аллергии, обеспечивают противоопухолевый и антиоксидантный эффект, расщепляют непереваренные компоненты пищи, поддерживают водно-солевой обмен и поддерживают тепловой баланс организма.
Вредные бактерии, напротив, попадая в организм человека или животного могут вызвать самые разнообразные заболевания: туберкулёз, дифтерию, стоматит, менингит, коклюш, скарлатину и т.д. К счастью, вредных болезнетворных бактерий всего 1% от общего количества этих организмов. Они могут попадать в организм человека с водой, из почвы или воздушно-капельным путём (по воздуху). Вот почему так важно всегда мыть руки перед едой и после прогулки, стараться не находиться рядом с кашляющим человеком и пить только очищенную воду.
Вирусы, попадая в организм человека или животного, также как и вредные бактерии вызывают различные заболевания. Так, человек может заразиться такими вирусными заболеваниями как грипп, ангина, герпес, ветряная оспа, а также другими очень опасными заболеваниями. Передаются вирусы обычно от человека к человеку, например через кровь, в капельках жидкости при кашле, при использовании больным и здоровым человеком одной посуды, полотенец и т.д.
Плоские черви, которые также называют глисты, приносят организму-носителю только вред. Зараженный плоскими червями организм ощущает боль в животе, приступы тошноты и рвоты, потерю аппетита, резкое снижение веса, нарушение сна, быструю утомляемость, раздражимость и другие неприятные симптомы. Для того чтобы не допустить попадания плоских червей в организм, необходимо соблюдать правила гигиены и использовать в пищу только качественные проверенные продукты прошедшие тепловую обработку, особенно эта рекомендация касается мяса.
Подумайте
Почему организмы, обитающие в наземно-воздушной среде, более многообразны, чем обитатели водной?
Наземно-воздушная среда отличается большим разнообразием условий для обитания живых организмов, чем водная среда.
Так, благодаря особенностям воды, в водной среде не бывает резкого изменения температуры, количества кислорода, солнечного света, солёности воды, плотности воды или давления. Эти параметры могут меняться при погружении на глубину или при перемещении из одной части мирового океана в другую, но вариантов таких изменений не так много.
Например, условия глубоководной среды почти одинаковы по всему миру, независимо от близости к полюсам или экватору. Поэтому на глубине обитает ограниченное количество видов живых существ.
А вот для наземно-воздушной среды характерно огромное количество сочетания самых разных характеристик окружающего мира. Условия среды изменяются в зависимости от климатической зоны, от высотности местности, от уровня влажности, от удаления от океанов и морей, от природной зоны, от деятельности человека и даже от исторических особенностей материков и континентов.
Например, некоторые животные (коалы, кенгуру и прочие) обитают только на одном материке — в Австралии, хотя и на других материках существуют схожие по климатическим условиям местности. Это произошло потому, что материк Австралия отделился от существовавшего ранее единого материка Пангеи значительно раньше других и на его территории развитие эволюции происходило независимо от остального мира.
Задания
Составьте план параграфа.
План параграфа «§ 4. Среды обитания организмов»
- Среда обитания:
- что называют средой обитания;
- виды сред обитания;
- влияние среды обитания на живые организмы.
- Наземно-воздушная среда обитания:
- свойства наземно-воздушной среды обитания;
- разнообразие видов наземно-воздушных сред обитания.
- Вода как среда обитания:
- свойства водной среды обитания;
- особенности обитателей водной среды.
- Почва как среда обитания:
- свойства и характеристики почвы;
- обитатели почвы;
- значение почвы в жизни растений.
- Тела живых организмов как среда обитания живых существ:
- условия жизни внутри других организмов;
- особенности существ, обитающих в других организмах.
Словарик
Водная среда — это вид среды обитания, для которого характерна высокая плотность, наличие выталкивающей силы, незначительный перепад температур и различный уровень давления на разных глубинах.
Наземно-воздушная среда — это среда обитания, характеризующаяся большим разнообразием условий (климатических, природных и т.д.), а также отличающаяся низкой плотностью, резким перепадом температур и изменением влажности среды.
Почва как среда обитания — это верхний плодородный слой суши в котором обитают грибы, бактерии, черви, насекомые, некоторые зверьки (кроты, землеройки) и растения.
Организм как среда обитания — это тела живых организмов, в которых могут обитать вирусы, бактерии, подкожный клещ и плоские черви.
- ГДЗ к учебнику Пасечника 5 класс
- ГДЗ к рабочей тетради Пасечника 5 класс
- Все рабочие тетради (главная страница сайта)