Какие свойства он может назвать окружающий мир 3

Какие свойства он может назвать окружающий мир 3 thumbnail

 «Средняя общеобразовательная  школа №48  им. Р. М. Каменева»

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

 «Свойства воздуха.

          воспитывать культуру общения, умение работать в группах.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-исследование.

ТСО: проектор, экран, компьютер.

— видео фрагмент «Загрязнение воздуха» .

1. Организационный момент. 1 мин

2. Постановка проблемы, актуализация знаний. Сообщение темы урока. 3 мин

3. Объяснение нового материала. Совместное открытие знаний.

1) Доказываем реальность воздуха. Опыты. 5 мин

2) Свойства воздуха. Опыты. 10 мин

4. Физкультминутка. 2 мин

5. Продолжение знакомства с новым материалом.

1) Экологическая тревога. Источники загрязнения воздуха. 10 мин

2) Охрана воздуха. 7 мин

6. Закрепление изученного. 3 мин

7. Подведение итогов урока. Рефлексия. 3 мин

8. Домашнее задание. 1 мин

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Окружающий нас мир

Интересно познавать

Его тайны и загадки

Мы готовы разгадать.

— Мы начинаем урок окружающего мира. Посмотрите на ребят своей группы, подарите друг другу улыбки, подарите улыбки всему классу.

Учащиеся  сидят в группах.

2. Постановка проблемы, актуализация знаний.

Сообщение темы урока.

— Ребята, определить тему урока поможет загадка, послушайте  её.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас! Что это?

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Слайд 1

— Сформулируйте тему урока.

— На какие вопросы, связанные с темой воздух мы уже можем ответить?

— А что бы вы еще хотели узнать о воздухе?

— Сегодня на уроке вы будете исследователями.  Мы постараемся найти ответы на интересующие вас вопросы.

— А как мы сможем ответить на вопросы, которые мы поставили перед собой?

— Про воздух так говорят: «Он невидимый, но все же без него мы жить не можем».

— А сколько человек может прожить без воздуха? Без пищи? Без воды?

— Что же такое воздух?

— На слайде вы видите диаграмму, на которой выделены цветом составные части воздуха. Слайд 2

— Восстановите диаграмму.

Какие свойства он может назвать окружающий мир 3

Отгадывают загадку. Называют отгадку – ВОЗДУХ.

(Мы продолжаем изучать тему воздух).        

— Нужен ли нам вообще воздух? (он нам жизненно необходим)

— Что такое воздух? (смесь газов)

— Как обнаружить воздух?

— Какие свойства есть у воздуха?

— Отношение человека к воздуху, нужно ли его охранять.

— проведем опыты или исследования

— используем свой жизненный опыт

— воспользуемся материалом учебника и помощью учителя.

(Без пищи человек может прожить несколько месяцев. Без воды несколько дней. Без воздуха лишь несколько минут).

(Смесь газов: кислорода, углекислого газа и других газов).

Восстанавливают диаграмму.

3. Объяснение нового материала. Совместное открытие знаний.

1) Доказываем реальность воздуха. Опыты.

— Ребята, а вы верите мне, что воздух находится вокруг нас повсюду?

— Воздух занимает место в пространстве? Есть ли он вообще? Может, его придумали?

— В реальности существования воздуха легко убедимся, проделав опыты.

Докажем это? Ведь, кто ищет, тот всегда найдет ответ даже на самый трудный вопрос!

— Мы сегодня будем работать в группах. Давайте напомним себе правила работы в группе. Правила успешной работы:

(Да)

Ответы детей

1. Работать дружно.

2. Быть внимательным друг к другу.

3. Быть вежливым.

4. Помогать товарищу.

5. Доброжелательно относиться друг к другу.

ОПЫТ 1. Опустите стакан, перевернутый вверх дном, в широкий сосуд с водой. Наклони его слегка, не вынимая из воды. Что вы увидели?

Проводят опыт.

Делают вывод — (из стакана начали выходить пузырьки воздуха).

ОПЫТ 2. Опустите в стакан с водой комочек сухой земли, мела,  сахара. Что вы увидели?

— А теперь сделаем вывод. Что подтвердил опыт? Запишем вывод в рабочую тетрадь ( Р.т.стр.20 зад.42).

Проводят опыт.

Делают вывод —  (из опущенных в стакан тел начали выходить пузырьки газа – это воздух).

ОПЫТ показал, что в комочке сухой земли, куске мела, сахаре есть воздух.

Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде.  Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом.

2) Свойства воздуха. Опыты.

— Какими же свойствами обладает воздух?

Слайд 3

— Как нам это узнать?

— Результаты будем записывать в таблицу.

Заполняем ТАБЛИЦУ. ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Будем проводить опыты

ОПЫТ 1. Положите перед собой карандаш или ручку. Поднимите тетрадь  и посмотрите через тетрадь на предмет перед вами. Вы видите через тетрадь предмет? Через стену мы видим соседний класс?

— А теперь посмотрите вокруг. Вы видите предметы, которые находятся в классе?

— О каком свойстве воздуха это говорит? Попробуйте в своей группе заполнить первый столбик таблицы. Слайд 4

Проводят опыт

Нет, нет

Да

Заполняют таблицу.

(Воздух прозрачен.)

ОПЫТ 2.Посмотрите на растения. Какого они цвета?

— Какого цвета школьная парта? Школьная доска?

Читайте также:  Оксид цинка какие свойства проявляет

— А какого цвета воздух?

— О каком свойстве воздуха это говорит? Заполните второй столбик таблицы. Слайд 5

Проводят опыт. (Зеленые)

Ответы детей.

(Нет цвета)

Заполняют таблицу.

(Воздух безцветен.)

ОПЫТ 3. Вы замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному? В столовой, парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха и мы ощущаем разные запахи. А чистый воздух пахнет? Давайте я приоткрою окно и впущу немного чистого воздуха в наш класс.

— Заполните третий столбик таблицы. Слайд 6

— Давайте проверим, как вы заполнили столбцы таблицы.

Проводят опыт.

Заполняют таблицу.

(Воздух не имеет запаха.)

Проверка таблицы.

— У воздуха есть еще одно интересное свойство – он плохо проводит тепло. Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха, и снежный сугроб напоминает теплое одеяло, укрывающие стебли и корни растений.

– Осенью белочка, заяц, волк, лиса и другие звери линяют. Зимний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха, и животным в заснеженном лесу не страшен мороз.

– У серого волка хвост большой, пушистый. Когда зверь укладывается спать прямо на снегу, он укрывает свой нос и лапы своим пышным хвостом.

– И лисе в самые сильные морозы не холодно в снежной постели, ведь она укрывается, как теплым пледом, своим хвостом, между длинными волосками которого много воздуха, не пропускающего холод. А еще зимой на лапках у рыжей красавицы вырастает густая-прегустая шерсть, кажется, будто лиса надела теплые варежки. Ходить по снегу и льду ей не страшно.

– Мыши-полевки прячутся в норках под высокими снежными сугробами, там тепло и уютно.

– А некоторые птицы – тетерев, глухарь – в самые трескучие морозы зарываются в глубокий снег. Так теплее. Об этом есть даже стихотворение:

Веет стужею январь,

Рябчик, тетерев, глухарь

Глубоко зарылись в снег.

Он их греет, словно мех.

— Какое свойство воздуха объясняет эти факты? Слайд 7, 8

— Заполните четвертый столбик таблицы.

— Как человек использует в быту знания о том, что воздух плохо проводит тепло?

Заполняют таблицу.

(Воздух плохо проводит тепло.)

(В шерстяной и меховой одежде между волосками много воздуха. Именно поэтому, такая одежда хорошо сохраняет тепло нашего тела в холодную погоду).

— Почему в таблице «Свойства воздуха» остался пустой столбик?

Обратимся к учебнику стр. 52

(Еще есть свойства воздуха).

ОПЫТ 4. Нальем в стакан воду и подкрасим ее. Возьмем колбу со стеклянной трубкой. Опустим конец трубки в воду, как показано на рисунке в учебнике. Заметим, что вода не входит в трубку — ее «не пускает» воздух. Будем нагревать колбу теплом своих рук. Что происходит?

— Почему это стало возможным?

— Теперь положим на колбу холодную влажную салфетку. Что мы видим?

— Почему?

Заполните последний столбик таблицы «Свойства воздуха».

— Дорогие ребята-исследователи, мне хочется поздравить вас с небольшой победой.  Вы исследовали воздух и правильно определили его основные свойства.

— Послушаем стихотворение. О каких свойствах воздуха говорится в стихотворении?

(Из трубки стали выходить пузырьки воздуха)

— Этот опыт показывает, что воздух при нагревании расширяется.

(Выделение пузырьков прекратится)        

— Это происходит потому, что воздух при охлаждении сжимается.

Читает ученик.

Воздух

Он прозрачный невидимка,

Лёгкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Он в лесу – густой, душистый,

Как целительный настой,

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Мы его не замечаем,

Мы о нём не говорим,

Просто мы его вдыхаем –

Ведь он нам необходим.

4. Физкультминутка

— Вы, наверное, устали?

— Воздух поможет вам отдохнуть.

1. Упражнение « Цветочная поляна».

 — А теперь расслабьтесь, представьте, что вы оказались на лесной полянке, вокруг прекрасные цветы. Сорвите цветок, который вам понравился больше всех. Понюхайте его.

— Какое слово выразит его душистый аромат?

— Сделайте глубокий вздох и скажите… ( АХ! )

2. Набрали в рот воздух, выдыхаем как будто задуваем свечу на именинном торте.

3. Надули щеки как мяч. Выпускаем воздух как будто мяч «прокололи».

5. Продолжение знакомства с новым материалом. 1) Экологическая тревога. Источники загрязнения воздуха.

— Как вы понимаете выражение: «Воздух должен быть чистым»? Слайд 9

В воздухе должно быть больше кислорода и меньше углекислого газа. При дыхании мы поглощаем кислород, а выделяем углекислый газ. 600 литров кислорода необходимо человеку для дыхания только на один день! А вот растения наоборот, на свету поглощают углекислый газ и выделяют кислород в атмосферу. Не зря растения называют лёгкими нашей планеты.

— Какой чудесный воздух в лесу! В нем много кислорода и полезных веществ. Ведь деревья выделяют особые летучие вещества – фитонциды, которые убивают бактерии. Смолистые запахи ели и сосны, аромат дуба, берёзы и лиственницы очень полезны для человека.

Читайте также:  Какая кислота обладает целебными свойствами

— А вот в городах воздух совсем другой. А какой?

— К нам пришла телеграмма от жителей одного большого города: «Не хватает свежего воздуха! Нечем дышать! Полчища автомобилей заполонили улицы, обрушили на горожан свои выхлопные газы. Мы задыхаемся от ужасного дыма! Помогите!»

— Вы мне можете объяснить, с чем или с кем это связано?

— Ребята, от чего воздух может загрязняться?

— Мы сейчас посмотрим маленький фильм. Надо будет запомнить из фильма, что загрязняет воздух. ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

— Что вы увидели в фильме? Запишите в группе. ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

— Какая играла музыка во время просмотра фильма?

— Источниками загрязнения воздуха могут быть:

— Ребята, что вы еще знаете, отчего может загрязняться воздух? Дополните своими примерами. Слайд 10

(Загрязненный.)

(Воздух пахнет бензином, выхлопными газами, ведь в городах много машин, есть фабрики, заводы, которые тоже загрязняют воздух. Дышать таким воздухом для человека очень вредно. Чтобы очистить воздух, мы сажаем деревья, кустарники: липы, тополя, сирень).

ОТЧЕГО ЗАГРЯЗНЯЕТСЯ ВОЗДУХ.

___________________

___________________

___________________

(Очень тревожная).        

— В городах строится много заводов. Из их труб в воздух поднимается дым, в котором много пыли ядовитых веществ, вредных для здоровья всех живых существ.

— Выхлопные газы автомашин так же загрязняют воздух.

— Пожары.

— извержения вулканов,

— загрязнение земли непереработанным мусором (свалки).

2) Охрана воздуха.

— Загрязнение воздуха угрожает здоровью людей, всей жизни на Земле!

— Загрязненный воздух не может быть использован для дыхания ни одним из живых существ.

— Что же делают люди, чтобы воздух был чистым?

— Сегодня немало делается для охраны чистоты воздуха. Давайте выясним основные пути охраны воздуха, решив экологические задачи. ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

Задача 1. Одно предприятие выбрасывает в атмосферу 200 т сажи в год. После установки газоулавливающей системы количество сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывает завод после установки очистных сооружений? (10 тонн)

— Какой способ охраны воздуха предложен в условии задачи?

Задача 2. Клён выделяет в год 2 кг кислорода, а вяз в 7 раз больше, чем клён. Сколько кислорода в год выделяет вяз? (14кг)

— Какой способ охраны воздуха указан в задаче?

— Конечно, зеленые насаждения являются главным очистителем воздуха. Вот почему так легко дышится в лесу.

— Один только тополь выделяет кислорода столько, сколько 3 липы, 7 елей, 4 осины.

Сделайте вывод.

(На заводах работают установки, которые улавливают пыль и ядовитые газы. Ученые разрабатывают новые машины, которые не будут загрязнять воздух…)

Работа в группах.

установка очистных сооружений

озеленение окружающей среды

Воздух надо охранять, заботиться о его чистоте.

6. Закрепление изученного.

Тест «Воздух. Охрана воздуха». ПРИЛОЖЕНИЕ 6.

ВЫБЕРИ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ. ИЗ ПОЛУЧЕННЫХ БУКВ СОСТАВЬ СЛОВО.

1.  О каком газе идёт речь? Необходим для дыхания, поддерживает горение.

      Кислород (Д)                                                 Азот (М)

2.  Какими свойствами обладает воздух?

      Хорошо проводит тепло (Б)                         Плохо проводит тепло (Р)

3.  Что может навредить воздуху?

      Сажа, пыль, дым, выхлопные газы (У)        Водяные пары, кислород (Я)

4.   Может ли человек долго обходиться без воздуха?

       Да (П)                     Нет (Г)    

Проверка. (Воздух – ДРУГ)

— Оцените себя, правильно ли вы ответили на вопросы. Получилось ли у вас слово?

7. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Назовите тему урока одним словом

— Какое слово наиболее точно определяет значение воздуха на Земле?

Оцените свою работу на уроке. Поставьте себе оценку за урок.

— Кто оценит свою работу на уроке на «отлично и хорошо»?

— Кто недостаточно уверенно чувствовал себя на уроке, кому нужна помощь в усвоении знаний данной темы?

— Кто сможет продемонстрировать родителям опыты, которые проводили на уроке?

Правильно ли поступает водитель, если во время стоянки оставляет включенным мотор своего автомобиля?

(Воздух)

(Жизнь!)

8. Домашнее задание.

Рабочая тетрадь: стр. 23 № 51, 52, 53 –  выполните два любых задания.

Задание по желанию: рисунок на тему «Охрана воздуха»

Источник

Задание по окружающему миру для 3 класса 4. Посчитайте с соседом по парте, сколько свойств воды вы можете назвать.

lady v
[627K]

более года назад

Вода — вещество всем хорошо знакомое и привычное. С водой мы сталкиваемся ежедневно и без нее невозможно жить. Вода нужна нам для питья, приготовления пищи, для умывания, для использования в быту, для полива домашних растений и это только самые очевидные варианты использования воды человеком в повседневной жизни.

Но вода — уникальное вещество, которое обладает целым рядом интересных свойств.

Попробуем вспомнить хотя бы основные свойства воды, не заглядывая в интернет и учебники.

  1. Вода текучая, потому что жидкая. Она принимает форму сосуда.
  2. Вода прозрачная, сквозь воду мы легко видим дно стакана.
  3. Вода не имеет цвета, это свойство вытекает из предыдущего.
  4. Вода может находиться в трех состояниях — как жидкость, как твердое тело и как газ.
  5. Вода не имеет запаха. Понюхайте стакан с водой, чтобы в этом убедиться.
  6. Вода является сильнейшим растворителем и в ней могут растворяться в разной мере почти все известные нам вещества.
  7. Вода обладает токопроводностью, то есть проводит электрический ток.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Вода — одно из самых важных и ценных веществ на Земле. Недаром говорят вода — это жизнь.

Вода обладает рядом физических свойств, которые человек активно использует в своей жизни. Все эти свойства воды можно заметить, если провести простые наблюдения и опыты.

Итак, вода ( химическая формула этого вещества H₂O ) обладает следующими свойствами:

  • она прозрачная ( если в чистую воду опустить какой-нибудь предмет, он будет хорошо виден );
  • вода бесцветная;
  • вода не имеет запаха,
  • вода является растворителем, но не все вещества она способна растворить. Вода легко растворяет соль и сахар, но, например, земля или масляная краска в ней не растворяются. Вещества, растворяемые в воде, называются водорастворимыми.
  • в воде могут содержать различные примеси ( песок, глина и так далее ). Такую воду с ненужными примесями можно очистить при помощи фильтра. Вода проходит через фильтр, а посторонние ненужные частицы остаются в фильтре, отфильтрованная вода становится чистой.
  • вода текущая, жидкая, она принимает форму того сосуда, в котором находится;
  • вода может менять свое агрегатное состояние:
    1. из жидкого переходить в газоообразное ( испаряться ), и назад;
    2. замерзать, превращаясь в лед, то есть переходить из жидкого состояния в твердое, и обратно.
  • при нагревании вода расширяется ( увеличивается в объеме ), при охлаждении она сжимается ( уменьшается в объеме ).

Вот табличка с информацией о совойствах воды в разных агрегатных состояниях:

Алиса в Стран­е
[272K]

6 месяцев назад

Вода с нами всю жизнь, без нее невозможно ничего, мы не можем не пить постоянно воду, вода есть во всех продуктах, вода необходима во всех видах жизнедеятельности человека, на всех производствах. Мы знаем, что мы должны беречь воду, что она практически самое ценное, что есть на нашей планете, без воды невозможна жить, потому что она есть везде и во всем. А что мы знаем и помним о свойствах воды.

  • чистая вода не имеет запаха;
  • она прозрачна;
  • она испаряется;
  • она относится к жидкостям и принимает форму сосуда, в который ее помещают;
  • вода может замерзать до твердого состояния при нулевой температуре;
  • вода может растворить многие вещества, но далеко не все;
  • при нагревании она расширяется, а при охлаждении, напротив, сжимается, ее объем уменьшается.

Основные свойства воды можно показать в виде таблицы:

Odess­itka
[104K]

более года назад

Со своим соседом по парте можно обсудить какие свойства воды нам известны. Можно называть эти свойства по очереди и тогда это будет иметь вид соревнования.

Вот какие свойства воды нужно назвать в первую очередь:

Вода жидкая, вода бесцветная, вода без запаха, вода текучая, вода при нагревании испаряется, вода при охлаждении замерзает, вода обладает прозрачностью, вода заполняет сосуд в который ее наливают, вода может растворять другие вещества.

Irene­Andew­is
[1.1K]

2 года назад

Смотря какие свойства воды.

Она прозрачная, жидкая, не имеет вкуса, способна уталить жажду, не имеет калорий, может нагреваться или застывать(превращать­ся в лед). Вода не имеет запаха, может находиться в трех состояниях.

Вода может принять форму любого сосуда, в котором она находится.

Вроде бы это основные физические свойства.

Kruzh­i
[10.6K]

2 года назад

Внешние признаки:

вода прозрачная; обладает свойством испарения; повторяет форму объекта, в который помещена; не имеет запаха; является прекрасным растворителем; замерзает при температуре 0 градусов; теплая вода имеет меньший вес, чем холодная;

Знаете ответ?

Источник

Читайте также:  Какое свойство нефти использует человек отметь правильный ответ