Какие свойства общественного прогресса отражают следующие суждения автора
В исторической науке и курсе обществознания одним из центральных понятий является общественный прогресс. Термин отражает динамический процесс, в рамках которого происходит изменение в сторону более совершенных и сложных форм.
В первую очередь речь идет о взаимодействиях между социальными группами, а также об экономическом и духовном росте общества в целом. В большинстве случаев смысл понятия накладывается на технологическое развитие.
Понятие и свойства общественного прогресса
Общественный прогресс – это определенное движение, предполагающее развитие тех или иных сфер жизни. Противоположностью выступает регресс – движение назад, возвращение к отсталому.
Общественный прогресс – это то, что будет происходить в любом случае, как и развитие природы, но от политических и экономических показателей зависит интенсивность изменений.
Задача прогресса – улучшать, но проблема в том, что в некоторых случаях возможны и ухудшения. Например, развитие автомобильной промышленности привело к загрязнению воздуха в крупных городах.
Критерии общественного прогресса
Выделяется четыре базовых критерия общественного прогресса. В данном случае под критерием понимается характеристика или описание. Рассмотрим детальнее определение и смысл каждого критерия.
Социальный
Социальный критерий отражает уровень развития общества в целом. Индикаторами выступают политические свободы, качество жизни граждан, уровень богатства и бедности.
Сегодня средний класс – один из важнейших показателей: чем больше его процент, тем более развито общество.
Экономический
Экономический критерий многие ученые считают ключевым, так как он оказывает влияние на все другие сферы. Индикаторы: ВВП (его рост или падение на душу населения), развитие кредитной сферы. Особенностью экономики является и ее основа, то есть на чем базируется доход.
В наибольшей опасности в 21 веке находятся страны, чья экономика базируется на энергоресурсах.
Духовный
Говоря о духовном прогрессе, оценивают роль морали в обществе и уровень нравственного развития большинства индивидов в социуме.
Есть определенные противоречия, так как в зависимости от культуры, то или иное изменение может считаться как прогрессом, так и регрессом. Чем более совершенно общество, тем более гуманистических взглядов оно придерживается.
Научно-технический
В большинстве случаев прогресс ассоциируется именно с этим критерием – развитием науки и техники, появлением новых продуктов и инструментов. Такой подход не раскрывает всей полноты понятия общественного прогресса.
Пути проявления прогресса в обществе и их признаки
Существует два пути, по которым реализуется прогресс в обществе. Осуществление преобразований всегда предполагает введение изменений или корректировок. Разница между путями заключается в интенсивности применения тех или иных новшеств.
Реформа
Реформа – это медленные, последовательные, поступательные преобразования в отдельных сферах жизни. В большинстве случаев затрагивается не более двух сфер, чаще всего одна.
Не предполагается смена власти или режима даже при проведении политических преобразований.
Реформы могут быть как прогрессивными, так и регрессивными. Эти виды разнятся в зависимости от последствий, происходящих в обществе.
Революция
Под революцией понимается метод, когда используются насильственные приемы преобразования. Затрагиваются все или почти все сферы жизни.
К трем базовым критериям относятся:
изменение текущего строя на кардинально новый, как правило, противоположный прежнему;
резко меняются многие аспекты повседневной жизни;
изменение происходит в несколько скачков и сопровождается применением силы.
План революционных преобразований, как правило, не учитывает социальный и духовный аспекты.
Противоречивость общественного прогресса
У общественного прогресса в современном мире есть два важных качества. Они заключаются в следующих понятиях:
Неоднозначность – рост и развитие одной сферы может привести к упадку другой. Например, развитие робототехники лишает рабочих мест миллионы людей, что создает социальное напряжение.
Противоречивость – не всегда можно предсказать результат того или иного достижения.
Рассмотрим несколько примеров противоречивости прогресса, отражающие взгляды просветителей:
открытие ядерной энергии привело к появлению оружия массового поражения;
создание ГМО увеличило количество производимых продуктов, но сократило их пищевую ценность.
Очевидно, что большая часть открытий, в частности научных, принесла пользу обществу и человечеству. Важно всегда наперед оценивать возможности того, как будет реализован проект.
Общественный прогресс – изменение мира, предполагающее уход от старых моделей и форматов к новым и более совершенным. Он реализуется не только в технологической сфере, но и затрагивает социальные отношения, политические аспекты, нравственное развитие людей. Тенденции показали, что с каждым новым этапом человечество больше ценило личность, комфорт и удобство.
Для записи ответов на задания этой части (28—36) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (28, 29 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Прочитайте текст и выполните задания 28—31.
«В основе этики лежит представление о присущей человеку свободе выбора. Если бы человек действовал (в том числе и мысленно) так или иначе целиком под влиянием внешних по отношению к нему факторов, то его поступки не подлежали бы моральной оценке, а сам он не нёс бы никакой ответственности ни за них, ни за свои мысли. Этика существенна для осознания того, что человек не является целиком природным существом, но сверх своих природных качеств обладает духовной свободой…
Без человеческих образцов высшей нравственности не возникает элементарное просвещение, а сохраняющиеся устои подвергаются размыванию временем. …Мораль не может сохраниться в обществе, где отсутствуют абсолютные моральные ориентиры и подвижники, готовые идти на жертву ради следования этим ориентирам. В таком обществе и элементарная порядочность становится редчайшим явлением. Нарушения морали плохи не только сами по себе: они дурны тем, что создают атмосферу, способствующую дальнейшему размыванию моральных ориентиров.
…Моралью мы будем в соответствии с философской традицией называть систему оценок, приложимых к человеческим поступкам, их целям и результатам, определяющим их абсолютную ценность независимо от конкретно доставляемых ими пользы и удовольствия. Этикой мы будем называть науку о морали и применении моральных оценок в поведении человека. В этом смысле можно сказать, что этика есть наука о морали как особом феномене человеческого бытия. Человек существует в ценностно-ориентированном мире, где различаются добро и зло как в поступках самого человека в предлагаемых обстоятельствах, так и в ситуациях, сложившихся в результате данных поступков. Но кроме морали, которую мы рассматриваем как проявление в мире и в нас абсолютного морального закона, существуют нравы, допускаемые в данном обществе. Нравы могут не соответствовать требованиям морального закона. В этом случае говорят о дурных нравах, царящих в данном обществе. В морально развитом обществе нравы помогают реализации морального закона и даже порой требуют от человека большего, чем моральный закон. Мы будем различать нравы как то, что принято в некотором обществе как локальный обычай, мораль — как абсолютную систему ценностей, на которую ориентируется моральное поведение человека, и этику — как науку о .морали и моральном поведении».
(Ю.А. Шрейдер)
28. Приведите два определения морали и определение этики, имеющиеся в тексте.
29. Назовите три указанных автором условия сохранения морали в обществе.
30. Автор пишет о том, что человеку присуща свобода выбора. Опираясь на знания и социальный опыт, поясните, что понимается под свободой нравственного выбора. Проиллюстрируйте двумя примерами ситуацию свободного нравственного выбора.
31. Зачем нужна мораль? Укажите три функции морали в обществе.
32. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «разделение труда»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об особенности разделения труда, и одно предложение, отражающее любое последствие разделения труда.
33. Назовите три любые характерные черты семьи традиционного (патриархального) типа и проиллюстрируйте каждую из них примером.
34. В стране Z вступил в силу новый закон о политических партиях и движениях. Согласно закону может быть зарегистрирована только та партия, которая насчитывает в своих рядах не менее 100 тысяч членов и имеет отделения во всех департаментах страны. Выскажите суждение о соответствии данного закона демократическим принципам. Предположите, какие два любых последствия для развития политической системы страны Z он может иметь.
35. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Гражданский процесс». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Выполняя, задание 36, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (36.1- 36.5).
Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).
При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)
36.1 | Философия | «Каждое новое открытие обнаруживает не только мощь, но и ограниченность человеческого разума». (В. Н. Лавриненко) |
36.2 | Экономика | «Мы предполагаем на рынке свободную игру сил спроса и предложения». (А. Маршалл) |
36.3 | Социология, социальная психология | «Человек есть деятель и соучастник общего мирового процесса». (В. М. Бехтерев) |
36.4 | Политология | «Неотчуждаемая верховная власть, равенство перед законом и в правах, гражданское и политическое, общественная свобода — вот три основных положения всякой истинной демократии». (Э. Литтре) |
36.5 | Правоведение | «Судебное решение должно приниматься за истину». (Латинское юридическое изречение) |
1.Запишите слово, пропущенное в таблице.
СФЕРЫ ОБЩЕСТВА
СФЕРЫ | УЧРЕЖДЕНИЯ (ОРГАНИЗАЦИИ) |
Экономическая | Заводы, фирмы, банки, рынки и др. |
… | Государство, парламент, правительство, судебная система, партии и др. |
2.Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1)демографические проблемы; 2)глобальные проблемы; 3)экологические проблемы;4)экономические проблемы;5) продовольственные проблемы.
3.Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют социальную динамику.
1)прогресс; 2)структура; 3)эволюция; 4)реформа; 5) спад; 6) стратификация
4.Найдите в приведенном списке черты, присущие индустриальному обществу. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) приоритет коллективистских ценностей
2) рост численности рабочего класса
3) высокая социальная мобильность
4) использование информационных технологий
5) глобализация экономики и финансов
5.Установите соответствие между примерами проявления и характеристикой глобальных проблем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЯВЛЕНИЯ | ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ |
А) постепенное истощение запасов нефти и металловБ) активизация деятельности экстремистских групп (захват заложников, подготовка и проведение взрывов в местах массового скопления людей)В) быстрый рост населения в странах Азии, Африки и Латинской Америки Г) увеличение разрыва в уровне валового национального дохода на душу населения между группами стран Д) рост заболеваний, вызванных отходами вредных производств | 1) угроза мирового терроризма2) угроза экологического кризиса3) проблема «Север — Юг» |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
6.Студент работает над рефератом «Отличительные черты индустриального общества». Какие особенности обществ из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти особенности указаны.)
1) Экономика характеризуется господством сельского хозяйства и примитивного ремесла.
2) В политической сфере господствуют церковь и армия.
3) Экономической базой общества является промышленность.
4) Социальная структура является сословно корпоративной, стабильной.
5) Преобладает интенсивная технология.
6) В общественных отношениях господствуют право и закон.
19.Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(А) Понятие прогресса выражает идею совершенствования, перехода к более высоким ступеням развития, преодоления устарелого, отжившего, победы нового, передового. (Б) Социальный прогресс, то есть прогресс в развитии общества, имеет, на наш взгляд, аналогичное значение. (В) Идея социального прогресса, то есть поступательного движения общества, является, вне всякого сомнения, революционной идеей. (Г) Она означает развитие общества по восходящей линии, другими словами, обязательную смену устаревших и отживших свой век институтов новыми, молодыми и растущими. (Д) Идея общественного прогресса зародилась в философии на основе объективных наблюдений социально-культурных преобразований человеческого общества.
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
20.Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов .Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Под ________(А) понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и ________(Б) общественной организации к более высоким и сложным. Этому понятию противоположно понятие ________(В), для которого характерно обратное движение — от высшего к низшему, возврат к уже отжившим структурам и ________(Г). Некоторые мыслители рассматривают историю как циклический круговорот с чередой ________(Д) и спадов. В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом модернизации, т. е. переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем и к ________(Е)».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1)постиндустриальное общество
2)отношение
3)традиционное общество
4)эволюция
5)революция
6)подъём
70прогресс
8)регресс
9)простая форма
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
21.По каким основаниям, по мнению автора, можно судить об экономической и технической сторонах общественного прогресса? (Приведите два положения текста.)
Способ производства материальных благ является основным критерием общественного прогресса. Но этот критерий скорее носит экономический характер, чем общесоциальный. В качестве общефилософского критерия выступает человек, точнее, положение человека в обществе.
Движение человеческого общества вперед не есть самоцель. Переход от одной формации к другой совершается через социальную революцию, целью которой являются ликвидация старых отживших форм производственных отношений, создание необходимых условий для развития индивидуальных способностей каждого члена общества. Всякая революция <…> с определенными отклонениями, связанными с различными социальными, политическими, экономическими, классовыми и т. д. условиями, и в зависимости от решаемых ею задач ставит в центр внимания проблему человека. Собственно говоря, социальные революции совершаются во имя человека.
Производительность труда показывает экономическую и техническую стороны общественного прогресса. Она определяет состояние средств производства на данном этапе развития общества, степень овладения стихийными силами природы, возможности производить материальные блага. Производственные отношения показывают отношения людей к средствам производства, отражают сущность данного способа производства, его социальную структуру, механизм взаимодействия людей. Проблема человека раскрывает отношение общества к каждому индивиду. Она выясняет степень свободы человека, возможности удовлетворения его материальных и духовных потребностей.
Положение человека в обществе характеризует социальный аспект прогресса. Чем прогрессивнее общество, тем больше условий оно создает для развития человека и его сущностных сил.
На мой взгляд, не следует путать общефилософский критерий прогресса с частным критерием, скажем, с духовным или экономическим критерием. Критерий разума — это частный критерий в сфере духовной жизни, если, конечно, есть прогресс в этой сфере. Критерий производительных сил или способа производства — это критерий в экономической области. Критерий прогресса в морали относится только к моральной сфере. Все эти критерии очень важны, но недостаточны для характеристики всего прогрессивного развития исторического процесса. Общефилософский критерий главное внимание обращает на такой стержень, который находится в центре всей мировой истории. В качестве такого стержня выступает человек. Поэтому общефилософским критерием общественного прогресса является положение человека в окружающей природной и социальной действительности, ибо, в конце концов, все делается во имя человека и для человека.
Надо показать, как в ходе длительного развития исторического процесса человек менялся, становился более свободным и получал большую возможность проявлять свои духовные и физические силы, удовлетворять свои потребности.
И.А. Гобозов
22.В чем автор видит социальный аспект общественного прогресса? По каким основаниям можно о нем судить?
23.Какие критерии общественного прогресса называет автор? Укажите любой другой не названный автором критерий, известный вам из курсов обществознания или истории.
- Приведите три примера, конкретизирующие авторское суждение о том, что «в ходе длительного развития исторического процесса человек менялся, становился более свободным и получал большую возможность проявлять свои духовные и физические силы, удовлетворять свои потребности». (Покажите возможности человека, его положение в окружающей природной и социальной действительности на разных этапах развития общества.)
- Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «глобализация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о проявлениях глобализации в политической сфере, и одно предложение, раскрывающее процесс глобализации в экономической сфере.
- Проиллюстрируйте тремя примерами взаимосвязь проблем, связанных с увеличением разрыва между развитыми странами и странами «третьего мира», с проблемой предотвращения новой мировой войны.
- Индустриализация в СССР привела к развитию современной промышленности, но сопровождалась ущемлением прав граждан. Какое свойство общественного прогресса иллюстрируется данным примером? Приведите два своих примера, иллюстрирующих это свойство.
- Вам предстоит подготовить развёрнутый ответ по теме «Проблема Севера и Юга и пути её решения».
Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
- Выберитеодно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте свое отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение.
При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
1 Философия: «Настоящий прогресс человечества зависит не столько от изобретательного ума, сколько от сознательности» (А. Эйнштейн)
Философия: «Цивилизованное общество напоминает ребенка, который ко дню своего рождения получил слишком много игрушек» (Дж. Томсон)
Философия: «Прогресс цивилизации нельзя отрицать: в каждой новой войне нас убивают по-новому» (Уилл Роджерс).
ИСТОЧНИКИ:
МИОО: Диагностическая работа по обществознанию 08.04.2014
ЕГЭ 22.04.2015. Досрочная волна.
ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Урал.
МИОО: Диагностическая работа по обществознанию 23.12.2013
ФИПИ, Открытый банк заданий
Ответы