Какие свойства объекта называются существенными
Беседа 5. Математические понятия и их определения
Всякий математический объект обладает какими-то свойствами. Так, например, треугольник обладает такими свойствами: имеет три стороны; 2) три внутренних угла; 3) шесть попарно равных внешних углов и т. д. Подобные утверждения о наличии или отсутствии у данного объекта какого-либо свойства называются суждениями. Вот еще примеры суждений: 1) четырехугольник имеет две диагонали; 2) за каждым натуральным числом непосредственно следует в натуральном ряду другое натуральное число; 3) четное число делится на два и т. д.
Суждениями являются также предложения, указывающие на отношения или связи объектов, например: «5 больше 3», «АВ является стороной треугольника ABC«, «Угол А не является смежным с углом В» и т. д. А вот вопросы или требования не являются суждениями.?
Среди свойств какого-либо объекта имеются существенные и несущественные для его определения. Свойство является существенным, если оно присуще этому объекту и без него оно не может существовать. Несущественные свойства — это обычно случайные, их отсутствие, как правило, не влияет на существование объекта. Заметим, что при решении конкретных задач несущественные вообще свойства объектов могут иметь и существенное значение для решения данной задачи.
Рис. 3
Рассмотрим, например, равнобедренный треугольник, изображенный на рис. 3. Его свойства: 1) стороны треугольника АВ и ВС равны; 2) медиана BD перпендикулярна основанию АС и делит угол В пополам — это существенные свойства этого треугольника. А вот свойства: 3) основание АС равнобедренного треугольника ABC горизонтально или 4) вершина равнобедренного треугольника обозначена буквой В — являются несущественными. Если мы как-то повернем этот треугольник и его основание при этом окажется расположено не горизонтально или обозначим вершину какой-то другой буквой, то ведь треугольник не перестанет быть равнобедренным.
Поэтому, чтобы понимать, что это за объект, достаточно знать его существенные свойства. В этом случае говорят, что имеется понятие об этом объекте. Следовательно, понятие — это целостная совокупность суждений о существенных свойствах соответствующего объекта. Эта совокупность взаимосвязанных свойств объекта (поэтому она называется целостной) называется содержанием понятия об этом объекте.
Заметим, что когда говорят о математическом объекте, то обычно имеют в виду все множество объектов, обозначаемых одним термином (названием). Так, когда говорят о математическом объекте — треугольнике, то имеют в виду все геометрические фигуры, являющиеся треугольниками. Множество всех треугольников составляет объем понятия о треугольнике. Точно так же множество всех натуральных чисел составляет объем понятий о натуральном числе. Следовательно, объем понятия — это множество всех объектов, обозначаемых одним и тем же термином.
Итак, всякое понятие имеет определенный объем и содержание. Они взаимосвязаны: чем больше объем понятия, тем меньше его содержание, и наоборот: чем меньше объем, тем больше содержание понятия. Так, например, объем понятия «равнобедренный треугольник» меньше объема понятия «треугольник», ибо в объем первого понятия входят не все треугольники, а лишь равнобедренные. А вот содержание первого понятия, очевидно, больше содержания второго, ибо равнобедренный треугольник обладает не только всеми свойствами треугольника, но и особыми свойствами, присущими только равнобедренным треугольникам.
В содержание понятия о каком-либо математическом объекте входят много различных существенных свойств этого объекта. Однако, для того чтобы распознать объект, установить, принадлежит ли он к данному понятию или нет, достаточно проверить наличие у него лишь некоторых существенных свойств. Указание этих существенных свойств объекта понятия, которые достаточны для распознавания этого объекта, называется определением понятия.
Всякое определение математического понятия строится обычно так: сначала указывается название объекта этого понятия, затем перечисляются такие его существенные свойства, которые позволяют установить, является ли тот или иной предмет объектом данного понятия или нет.
Например, определение параллелограмма: «Параллелограммом называется четырехугольник, противоположные стороны которого параллельны». Как видим, это определение построено так: сначала указано название объекта определяемого понятия — параллелограмм, затем указаны такие его свойства: 1) параллелограмм — это четырехугольник; 2) противоположные его стороны параллельны. Первое свойство — это указание того более общего понятия, к которому принадлежит определяемое понятие. Это более общее понятие называется родовым по отношению к определяемому понятию. В данном случае родовым понятием для параллелограмма является четырехугольник. Второе свойство — это указание видового свойства, которое отличает параллелограмм от других видов четырехугольника. Вот еще пример определения: «Четными числами называются такие натуральные числа, которые кратны числу 2». Это определение, так же как и предыдущее, построено по такой схеме:
В данном случае мы имеем: название определяемого понятия — четные числа, родовое понятие — натуральные числа, видовые отличия — кратны числу 2.
Определение понятий по этой схеме называется определением через род и видовые отличия.
Иногда в математике встречаются и другие способы определения понятий. Рассмотрим, например, определение треугольника: «Треугольником называется фигура, которая состоит из трех точек, не лежащих на одной прямой, и трех попарно соединяющих их отрезков». В этом определении указано родовое понятие для треугольника — фигура, а в качестве видового отличия указан способ построения такой фигуры, которая является треугольником: нужно взять три точки, не лежащие на одной прямой, и соединить каждую их пару отрезком. Такое определение называется генетическим (от слова генезис — происхождение). Вот еще пример генетического определения: «Симметрией относительно точки называется такое преобразование фигуры F в фигуру F’ при котором каждая точка X фигуры F переходит в точку X’ фигуры F’, построенной следующим образом: на продолжении отрезка ОХ за точку О откладывается отрезок ОХ’, равный ОХ«. Здесь в качестве видовых отличий преобразования симметрии относительно точки от других видов преобразований указан способ построения точек фигуры F’, симметричной фигуре F относительно точки О.
Встречаются в математике и такие определения, в которых указывается, как можно получить объекты определяемого понятия один за другим по порядку. Например, определение арифметической прогрессии дается таким образом: «Числовая последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен предшествующему члену, сложенному с одним и тем же числом, называется арифметической прогрессией». Здесь определяемое понятие — арифметическая прогрессия, родовое понятие — числовая последовательность, в качестве видового отличия указан способ получения всех членов прогрессии, начиная со второго, состоящий в том, что для получения какого-либо члена надо к предшествующему члену прибавить одно и то же число. Это определение можно записать в виде следующей формулы:
Такое определение называется индуктивным (от слова индукция — наведение на умозаключение от частного к общему) или рекуррентным (от слова рекурсия — возвращение).
Однако не все математические понятия могут быть логически определены указанными выше способами. Действительно, каждое определение математического понятия сводит определяемое понятие к более широкому (более общему, т. е. имеющему больший объем) родовому понятию, определение родового понятия сводит его к еще более широкому понятию и т. д. Очевидно, что этот процесс сведения одних понятий к более широким, более общим понятиям должен иметь конец, он не может быть бесконечным. Иными словами, в конечном итоге определения понятий мы должны прийти к таким понятиям, которые уже не сводимы к другим, т. е. они логически не определяемы. Такие понятия в математике называются первичными или основными.
Например, определяя параллелограмм, мы сводим его к понятию четырехугольника, определяя четырехугольник, мы сводим его к понятию многоугольника, затем к понятию геометрической фигуры, которая сводится при определении к понятию точки. Понятие точки уже является не определяемым, т. е. первичным. Первичными понятиями в математике, кроме точки, являются понятия прямой, плоскости, принадлежать, числа, множества (совокупность) и некоторые другие.
Итак, второе, чему нужно научиться в математике, — это умению строить определения математических понятий каким-либо способом. Это умение довольно сложное, и мы о нем поговорим еще в следующей беседе. А пока выполните следующее задание, чтобы закрепить те сведения, которые вы получили в данной беседе.
Задание 3
3.1. Какие из приведенных ниже свойств трапеции являются существенными, а какие несущественными:
а) Две стороны трапеции параллельны.
б) Оба угла при большем основании острые.
в) Сумма углов трапеции, принадлежащих к одной боковой стороне, равна 180°.
г) Основания трапеции горизонтальны.
д) Оба угла при меньшем основании трапеции тупые.
3.2. Как связаны между собой математические объекты и математические понятия?
3.3.Укажите, какие из приведенных ниже предложений являются суждениями, а какие ими не являются:
а) В треугольнике проведены три медианы.
б) Медианы треугольника пересекаются в одной точке.
в) Чему равно произведение степеней с одинаковыми основаниями?
г) Логарифм произведения положительных чисел равен сумме логарифмов множителей.
3.4. В приведенных ниже определениях выделите название объектов определяемых понятий, родовое понятие и видовые отличия:
а) Числа, которые можно записать в виде обыкновенных дробей, называются рациональными.
б) Арифметическим квадратным корнем из числа а называется неотрицательное число, квадрат которого равен а.
в) Две прямые на плоскости называются параллельными, если они не пересекаются.
г) Если точка О является серединой отрезка АВ, то точки A и В называются симметричными точками относительно точки О.
3.5. Сформулируйте генетическое определение окружности, зная, что она образуется в результате вращения отрезка на плоскости вокруг одного из его концов, второй конец этого отрезка в этом случае описывает окружность.
3.6. Члены последовательности Фибоначчи (ок. 1170-1250) задаются с помощью следующей формулы: аn+2=аn+1+an. Сформулируйте определение этой последовательности. Какое это определение?
3.7. Приводим следующее описание построения перпендикулярных прямых: «Пусть а и b — две пересекающиеся прямые. При их пересечении образуются четыре угла. Пусть α — один из этих углов. Тогда любой из остальных трех углов будет либо смежным с углом α, либо вертикальным с углом α. Отсюда следует, что если один из углов прямой, то остальные углы тоже прямые. В этом случае мы говорим, что прямые пересекаются под прямым углом, и называем их перпендикулярными«.
На основе этого описания сформулируйте определение перпендикулярных прямых.
3.8. Модуль числа определяется следующей формулой:
Сформулируйте словесное определение модуля числа.
3.9. Последовательность называется возрастающей, если каждый ее член больше предыдущего члена. Запишите это определение с помощью формулы.
3.10.Как вы знаете, равнобедренный треугольник — это такой треугольник, у которого две стороны равны, а правильный треугольник — это такой, у которого все стороны равны. Является ли правильный треугольник равнобедренным?
3.11. Укажите ближайшие родовые понятия для следующих понятий: а) квадрат; б) степень с натуральным показателем; в) вертикальные углы; г) простое число; д)хорда.
3.12. Укажите несколько родовых понятий для понятия ромб.
3.13. Нужно ли (и можно ли) доказывать определения?
Предметом мысли может быть любая вещь, явление или процесс объективной действительности о них. Мысли о свойствах и отношениях предметов называются признаками. Признаки бывают двух видов: существенные и несущественные.
· Существенные — это необходимые признаки, без которых предмет не может существовать в своей качественной определенности. Например, одним из существенных признаков понятия «человек» является наличие сознания.
· Несущественные — это преходящие, второстепенные признаки, приобретая или теряя которые, предмет остается самим собой. Например, несущественным признаком понятия «человек» является цвет его волос, вес, рост и др. Несущественные признаки делятся на собственные и случайные. Собственными называются такие признаки, которые свойственны всем предметам данного рода и выражают какую-либо характерную и важную черту этих предметов. Поскольку они обусловлены существенными признаками и органически вытекают из них, то в содержание понятия собственные признаки обычно не включаются.
Случайные признаки характеризуют преходящие индивидуальные черты предметов; включение их в содержание понятия лишило бы это понятие устойчивости, необходимой для всякой закономерной формы мышления.
Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что различия между существенными и несущественными признаками имеют относительный характер. В определенных условиях (а также с развитием предмета и нашего познания о нем) они могут меняться местами. Критерием существенности признаков, отражаемых понятием, является социальная практика.
Исходя из наличия множества признаков предмета, человек выделяет в ходе мыслительного процесса самые характерные в каком-либо отношении и фиксирует их в понятии. Каждый из существенных признаков необходим, а в своей совокупности они достаточны для выделения предмета мысли из общей предметной среды. Понятие представляет собой сочетание этих признаков в единой мысли.
Таким образом, понятие — это мысль о предмете, отражение предмета в его существенных признаках.
Важно иметь в виду, что совпадение существенных признаков понятия с признаками предмета служит показателем истинного понятия. Если мысленное сочетание признаков не отражает объективно существующего их единства, то такое понятие будет ложным. Истинность понятия определяется тем, насколько полно и всесторонне оно отражает реальную действительность. Ложные понятия не соответствуют действительности. Например: «вечный двигатель», «мировой эфир».
Любые понятия так или иначе связаны с ощущениями, восприятиями, представлениями, которые возникают в результате воздействия объектов реальной действительности на органы чувств человека. Представление служит необходимой предпосылкой перехода от чувственного познания к абстрактному мышлению в логической форме понятий. Однако даже общие представления по своему содержанию и познавательному значению отличаются от понятия. Такое отличие в сжатой форме сводится к следующему.
Первое. Представление неразрывно связано с конкретным человеком, его знанием и опытом. Вот почему представление в значительной степени индивидуализировано. Между тем как содержание понятия не зависит от данного лица и в точном составе своих признаков может мыслиться любым человеком.
Второе. Представление отличается своей непосредственностью предмета, его чувственно-конкретным воспроизведением. Понятие же есть обобщенный и опосредствованный продукт преобразования чувственного материала в голове человека.
Третье. Представление включает в себя отражение не только существенных, но и поверхностных признаков предмета, в том числе случайных. Понятие, выступая как форма обобщенного отражения действительности, выражает только существенные, необходимые признаки предметов и явлений.
Четвертое. Представления возникают непроизвольно, поэтому нередко бывают нечеткими, расплывчатыми. В формировании же понятия помимо данных живого созерцания большое значение имеет теоретическое обобщение и практическая проверка. Вот почему в понятиях более определенно и четче воспроизводится реальная действительность в ее существенных свойствах и закономерностях.
Для образования понятия необходимо выделить существенные признаки предмета. Но существенное не лежит на поверхности. Чтобы выявить его используют следующие логические приемы: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и обобщение.
· Сравнение — мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.
· Анализ — мысленное расчленение предметов на их составные части, мысленное выделение в них признаков.
· Синтез — мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа.
· Абстрагирование — мысленное выделение одних признаков предмета (существенных) и отвлечение от других (несущественных).
· Обобщение — мысленное объединение отдельных предметов в некотором понятии. В процессе обобщения человек как бы отходит от конкретного многообразия предметов, отвлекается от множества деталей, чтобы глубже познать основное, наиболее важное. Закрепляются и выражаются понятия с помощью слова.
Конспект урока информатики в 3 классе (ГОС 2004)
Тема урока: «Существенные свойства и принятия решения»
Цели урока:
Образовательные:
1. Обобщить сведения об отличительных и общих свойствах объектов.
2. Рассмотреть свойства различных объектов в ситуации выбора.
3. Сформировать представление о свойствах объекта, существенных и не существенных для принятия решения.
Развивающие:
Развитие образного и логического мышления, воображения, память, произвольность внимания, математическую речь.
Воспитательные:
Воспитаниеинтереса к информатике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни. воспитание аккуратности при работе в тетради, умение слушать ответы товарищей.
Средства наглядности: учебник «Информатика» 3 класс (автор Н.В. Матвеева), рабочая тетрадь «Информатика и ИКТ» 2 часть, классная доска, дополнительный материал – карточки с рисунками, карточки с заданиями (Приложение 1).
Дидактический материал учащихся: учебники, рабочие тетради.
Оформление доски во время урока: записано число и тема урока.
Предлагаемые записи в тетрадях учащихся
Ход урока:
1. Организационный этап – 1 мин.
Задачи: проверить готовность учащихся к уроку;нацелить детей на работу.
— Здравствуйте, ребята. Садитесь. Начинаем наш урок!
Проверить готовность учащихся к уроку.
— Ребята, у нас урок информатики, что должно лежать на парте?
Проверяют, что приготовили к уроку:
-У меня на парте лежит учебник тетрадь по информатике, пенал, дневник».
2. Актуализация знаний – 10 мин
Задачи: обобщить и актуализировать знания учащихся о многообразии свойств объектов, общих и отличительных свойствах; развить умение грамотно принимать решения на основе полноценного анализа объекта, выделения его существенных свойств; формировать умения обосновывать, аргументировать принятие решений.
— Давайте вспомним, о чем мы говорили с вами на прошлом уроке.
—Что такое объект?
— Какие свойства объекта вы знаете?
— Что такое общие свойства объекта?
— А какие свойства объектов называют отличительными?
— Хорошо. Предлагаю вам сейчас объединиться в группы по 4 человека и выполнить интересное задание (раздает конверты с карточками).
-Я раздам вам конверты с карточками, на них изображены объекты Ваша задача — разделить данные объекты на группы по общему признаку. У вас должно получиться две группы объектов.
(наблюдает за работой учащихся)
— Хорошо. А теперь назовите мне — по какому признаку вы разделили эти объекты?
— Первая группа?
— Вторая группа?
Третья группа?
Четвертая группа?
Пятая группа?
Шестая группа?
— Молодцы! Все справились с заданием.
— На прошлом уроке мы говорили об отличительных и общих свойствах объекта.
-Объект – общее название любого предмета, живого существа, явления или события.
— Существуют общие и отличительные свойства.
— Общие свойства объекта – это свойства, которыми обладают все рассматриваемые объекты без исключения.
— Отличительными называют свойства, которые позволяют отличать объекты один от другого.
Внимательно слушают, объединяются в группы.
Выполняют работу в группах.
Учащийся называют признаки объектов по группам:
1 группу объектов мы объединили по признаку – «съедобные»;
2 группу объектов мы объединили по признаку – «деревянные»;
1 группу объектов мы объединили по признаку – «умеют ходить»;
2 группу объектов мы объединили по признаку – «съедобные»;
1 группу объектов мы объединили по признаку – «объекты синего цвета»;
2 группу объектов мы объединили по признаку – «умеют плавать»;
1 группу объектов мы объединили по признаку – «круглые объекты»;
2 группу объектов мы объединили по признаку – «деревянные»;
1 группу объектов мы объединили по признаку – «съедобные»;
2 группу объектов мы объединили по признаку – «объекты желтого цвета»;
1 группу объектов мы объединили по признаку – «умеют летать»;
1 группу объектов мы объединили по признаку – «съедобные»;
3. Объяснение нового материала – 10 мин.
Задачи: познакомить учащихся с существенными и несущественными свойствами объекта; какие из этих свойств важны для принятия решения.
— Тема нашего урока «Существенные свойства и принятия решения».
— Мы с вами знаем, что каждый объект обладает множеством свойств. Но не все свойства одинаково значимы. Одни из них становятся важными, существенными, другие незаметны, несущественны для нас.
— Когда нам нужно принять решение о том, какой объект выбрать, мы анализируем свойства объектов, выбираем обладателя самого ценного, самого важного, желательного нам свойства. Объект с таким свойством будет наиболее полезен нам, лучше всего отвечать нашим потребностям, желаниям.
— Например, приходя в магазин, мы выбираем то, что нам надо, из множества объектов. И самым трудным всегда является выбор из объектов, которые очень похожи между собой, имеют много общих и мало отличительных свойств. При решении различных задач, связанных с выбором объектов, существенным для принятия решения может быть его размер, форма, вес, вкус, интересен он или нет, его цена.
— Например, вы отправляетесь в путешествие и можете выбрать вид транспорта. Если вам очень важна скорость (существенное свойство), то что можно выбрать?
— Если вам больше всего интересно наблюдать вокруг, а торопиться некуда, то что вы выбираете?
— А если вы любите комфорт, то возможен круиз в комфортабельной каюте по реке или морю.
— Итак, ваше решение зависит от того, какое свойство объекта (скорость, обзор вокруг или комфорт) для вас наиболее важно. Это свойство и будет существенным для принятия решения.
Существенное свойство — это то, которое наиболее важно для принятия решения.
— Переходим к выполнению заданий в рабочей тетради. Открываем тетрадь на стр. 36 и выполняем задания № 1.
— Читаем задание.
— Ребята, нам необходимо записать в тетради все свойства книги. Что мы туда запишем?
— Какое из свойств является существенным для принятия решения о покупке этой книги, если у покупателя всего 50 рублей.
— Напомню вам, что существенное свойство – этото свойство, которое наиболее важно для принятия решения.
— Молодцы! А остальные свойства почему не имеют важного значения для нас?
— Теперь рассмотрим задание 2 на стр. 37
— Назовите объект задачи? Записываем.
— Перечислите его свойства.
— Молодцы, теперь все запишем.
— Зачем она была нужна Саше?
— А два часа это сколько минут?
— Так какую видеокассету нам надо купить?
— Запишем существенное свойство для принятия решения о выборе покупки. Какое это свойство?
Внимательно слушают
Самолет, вертолет, поезд, катер
Воздушный шар, лодку
Один ученик читает вслух, остальные про себя:
Прочитай текст: «Это книга. Ее название «Сказки Пушкина». В книге 235 страниц и цветные иллюстрации. Ее стоимость 75 рублей».
Свойства книги: название книги; число страниц; качество иллюстраций; стоимость книги.
Тогда существенным является свойство «стоимость книги», а не «название книги – «Сказки Пушкина», так как средств на покупку не хватает.
Так как остальные свойства несущественны. Нам не важно какого она цвета и сколько в ней страниц.
Один ученик читает вслух, остальные про себя:
Видеокассета
Здесь одно свойство – «емкость видеокассеты»
Чтобы записать двухчасовой праздник
Два часа – это 60 мин * на 2, то есть 120 мин.
На 120 мин или на 180 мин
Свойство «емкость видеокассеты»
ФИЗМИНУТКА – 1 мин.
Задачи: расслабление учащихся, снятие мышечного напряжения, смена видов деятельности
4. Первичное закрепление изученного материала – 10-15 мин
Задачи: закрепить полученные знания учащихся о существенных и несущественных свойствах объекта; закрепить знания о многообразии свойств объектов, общих и отличительных свойствах.
— Предлагаю вам сейчас объединиться в группы по 4 человека и выполнить интересное задание. Я раздам вам карточки, на них записано задание.
— Ваша задача – решить данную задачу. А именно, записать все свойства объекта и выделить из них существенное (приложение 1).
(наблюдает за работой учащихся)
— Проверим, что у кого получилось.
-Первая группа читайте свое задание.
Какие свойства вы выписали?
Существенное свойство?
— Молодцы! Теперь вторая группа читайте свое задание.
Какие свойства вы выписали?
Существенное свойство?
— Молодцы! Теперь третья группа читайте свое задание.
Какие свойства вы выписали?
Существенное свойство?
— Молодцы! Теперь четвертая группа читайте свое задание.
Какие свойства вы выписали?
Существенное свойство?
— Молодцы! Теперь пятая группа читайте свое задание.
Какие свойства вы выписали?
Существенное свойство?
— Молодцы! Теперь шестая группа читайте свое задание.
Какие свойства вы выписали?
Существенное свойство?
— Молодцы! Все справились с заданием.
Внимательно слушают, объединяются в группы.
Внимательно слушают задание, приступают к выполнению.
«Это книга. Ее название «Я познаю мир». Буквы текста синего цвета. В книге 225 страниц и черно-белые иллюстрации. Ее стоимость 125 рублей».
Свойства: название книги, цвет букв, число страниц, качество иллюстрации, стоимость книги.
Стоимость книги
«Это журнал. Его название «Смешарики». Буквы текста желтого цвета. Размер букв 3см. В журнале 25 страниц и цветные иллюстрации. Стоимость журнала 120 рублей».
Свойства: название журнала, цвет и размер букв, число страниц, качество иллюстрации, стоимость журнала.
Стоимость книги
«Это книга. Ее название «Сказки». Буквы текста золотистого цвета. Текст на русском языке. В книге 305 страниц и черно-белые иллюстрации. Ее стоимость 225 рублей»
Свойства: название книги, цвет букв, число страниц, качество иллюстрации, стоимость книги, текст на русском языке
Название книги
«Марина записалась с спортивную секцию «Плавание». Всем девочкам надо было приобрести синие купальники. Марина долго ходила с мамой по магазинам, но так и не смогла купить себе синий купальник, Марининого размера»
Свойства: цвет и размер купальника
Цвет и размер купальника
«Максим пришел в магазин купить диск для того, чтобы записать на него мультики. В магазине продавались разные диски: на 30, 60, 120 и на 180минут. Какой диск необходимо купить Максиму, если мультик, который он хочет записать, идет полчаса?»
Свойства: емкость диска
Емкость диска
«Алена записалась на кружок «Плетения из бисера». Для того, чтобы начать там заниматься, ей надо купить мелкий бисер из тонного стекла красного, синего и желтого цвета. Алена долго ходила по магазинам, но так и не купила его.»
Свойства: размер бисера, качество и цвет бисера
Размер бисера, качество и цвет бисера
5. Самостоятельная работа – 5 мин
Задачи: закрепить умения выделять существенные признаки объекта от несущественных; закрепить знания об общих и отличительных свойствахобъекта.
— Рассаживаемся на места и переходим к выполнению работы в тетради.
-Выполним Задание 4 на стр.38. Прочитайте условие задачи.
— Задание № 5 на стр.39. Прочитайте условие задачи.
— Задание № 6 на стр.40. Прочитайте условие задачи.
— Задание № 7 на стр.40. Прочитайте условие задачи.
Рассаживаются на места, приступают к выполнению работы в тетради.
Читают условие задачи.
Записывают решение в тетрадь.
Читают условие задачи.
Записывают решение в тетрадь.
Читают условие задачи.
Записывают решение в тетрадь.
Читают условие задачи.
Записывают решение в тетрадь.
6. Подведение итогов – 2 мин.
Задачи: организовать рефлексию учебной деятельности учащимися; дать качественную оценку работе отдельных учеников.
Организует рефлексию по осознанию решения учебной задачи
— Что такое объект?
— О каких свойствах объекта вы знаете?
— А с какими свойствами объекта вы сегодня познакомились?
— Что такое существенные свойства?
— А что такое несущественные свойства?
— Что было трудным?
— Что было легко?
— Кто успешно справился со всеми заданиями?
Анализируют решение учебной задачи на уроке делают выводы о том, что нового узнали на уроке
Общие и отличительные свойства
Существенные и несущественные свойства
Существенное свойство — это то, которое наиболее важно для принятия решения.
Не существенное свойство – не влияет на принятие решения.
7. Домашнее задание – 1 мин.
Задачи: дать домашнее задание.
— Откройте дневники и запишите домашнее задание:
Прочитать текст учебника — №17, ответить на вопросы в конце параграфа
Записывают домашнее задание в дневник.
Приложение 1
Группа 1.
Прочитай текст.
Это книга. Ее название «Я познаю мир». Буквы текста синего цвета. В книге 225 страниц и черно-белые иллюстрации. Ее стоимость 125 рублей.
а) выпиши свойства книги:
б) какое из свойств является существенным для принятия решения о покупке этой книги, если у покупателя 300 рублей?
Группа 3.
Прочитай текст.
Это журнал. Его название «Смешарики». Буквы текста желтого цвета. Размер букв 3см. В журнале 25 страниц и цветные иллюстрации. Стоимость журнала 120 рублей.
а) выпиши свойства журнала:
б) какое из свойств является существенным для принятия решения о покупке этого журнала, если у покупателя 110 рублей?
Группа 2.
Прочитай текст.
Это книга. Ее название «Сказки». Буквы текста золотистого цвета. Текст на русском языке. В книге 305 страниц и черно-белые иллюстрации. Ее стоимость 225 рублей.
а) выпиши свойства книги:
б) какое из свойств является существенным для принятия решения о покупке этой книги, если покупателя интересуют только сказки?
Группа 4.
Прочитай текст.
Марина записалась с спортивную секцию «Плавание». Всем девочкам надо было приобрести синие купальники. Марина долго ходила с мамой по магазинам, но так и не смогла купить себе синий купальник, Марининого размера.
а) выпиши свойства купальника:
б) какое из свойств является существенным для принятия решения о покупке этого купальника?
Группа 5.
Прочитай текст.
Максим пришел в магазин купить диск для того, чтобы записать на него мультики. В магазине продавались разные диски: на 30, 60, 120 и на 180минут. Какой диск необходимо купить Максиму, если мультик, который он хочет записать, идет полчаса?
а) выпиши свойства диска:
б) назови существенное свойство для принятия решения о выборе покупки:
Группа 6.
Прочитай текст.
Алена записалась на кружок «Плетения из бисера». Для того, чтобы начать там заниматься, ей надо купить мелкий бисер из тонного стекла красного, синего и желтого цвета. Алена долго ходила по магазинам, но так и не купила его.
а) выпиши свойства бисера:
б) какие свойства является существенным для принятия решения о покупке этого бисера?