Какие свойства не относятся к действию обязательной резервной системы

Федеральная резервная система – по своей сути представляет из себя частную, не правительственную компанию. В данной организации коммерческие банки занимают средства для того. С помощью изменения ставки выдачи кредитов банком, эмиссии, ФРС регулирует стабильность доллара.

Уважаемые инвесторы, трейдеры и коллеги – Здравствуйте! Тема нашего настоящего ликбеза: «ФРС – что это такое и его историческое возникновение. Активы Федеральной резервной системы и государственный долг соединённых штатов Америки. Функции ФРС центрального банка и что такое ФРБ»?! Все эти, и другие аспекты, а так же, интересные факты, относительно ФРС и  ФРБ США, мы разберём в этой статье.

ФРС, что это такое – максимально просто.

Аббревиатура ФРС имеет такие составляющие, как «Федеральная Резервная Система». А в
английском варианте, это будет выглядеть так: Federal Reserve или простоFED, что означает «Федеральный Резерв». ФРС, вопреки
своему статусу правительского федерального агентства, с юридической точки
зрения является частной акционерной компанией.

Вся система ФРС состоит из 12-ти федеральных резервных
банков (ФРБ). На территории США они простилаются, начиная от Бостона, и
заканчивая Сан-Франциско. А самым крупным из федеральных резервных банков,
находится в Нью-Йорке. По аналогии с нашим, Российским центральным банком,
который является кредитором по отношению к коммерческим банкам – заёмщикам.  

Акционерами, то есть заёмщиками федеральной резервной
системы, являются прочие американские коммерческие банки. Но это только с
документированной ФРС, точки зрения. По факту же, все 12 федеральных банковских
резервных учреждений, принадлежат крупнейшим коммерческим и частным банкам
соединённых штатов Америки.

Важным примечанием является то, что в отличие от Российских банковских институтов. Ни один из банков соединённых штатов Америки не подчиняется самому́ государству. Другими словами, имущественная доля этого государства в федеральной резервной системе, сводится к нулю. Кроме того, американскому правительству не принадлежат деньги ФРС, как национальная валюта.

Даже вопреки тому, что на купюрах доллара США, чёрным по
зелёному прописано «Federal Reserve note».
Что на русский язык интерпретируется, как «билет федерального резерва». А не «note USA», то есть, банкнота США,
что было бы более логичным! Исходя из приведённых аргументов и фактов, можно
констатировать, что ФРС США, это «государство внутри страны».

Вся система FED
подчиняется лишь палате её же представителей, то есть сама себе каждый год. И
конгрессу*
соединённых штатов, 1 раз в полугодие. А так же, право доступа и разрешение к
аудиту ФРС, имеет государственная счётная палата. Возглавляющего члена FED по совокупному
согласованию, назначают действующий президент США и верхняя палата парламента.**

*Конгресс – Congredior, congressus sum. Под данным значением подразумевается сходка, собрание, съезд или конференция.

**Парламент – Parliament. Высший, представительный и законодательный орган в государствах, где установлено разделение властей.

Хронологическая предыстория возникновения ФРС

Изначально, ещё в 1 791 году был сформирован первый банк
США, выполняющий функцию центрального банка страны. Его основателем являлся
Александр Гамильтон. Но спустя 20 лет, то есть в 1 811 году, полномочия этого
банковского учреждения не были продлены. Поэтому, уже в 1 816 году был
образован второй центральный банк США.

Но из-за политической, и довольно жёсткой критики со стороны
действующего на тот период времени президента, Эндрю Джексона. Этот банк, 2-й
по счёту в Америке, так же не был уполномочен вести свою банковско-кредитную
деятельность. Пришлись эти не стабильные для государственной экономики
перемены, на 1 836 год.

А начиная с 1 837 года и до 1 862 года, в стране вообще формально не существовало центрального банка, как такового. Поэтому, в историю США этот финансово-экономический период вошёл, как «эра свободных банков»! Другими словами, на период времени до 1 913 года, в стране действовала политика «национальных банков». А серия паник, среди банковских институтов в 1 873, 1 893 и в 1 907 годах. Спровоцировала серьёзный вопрос, о формировании централизованной банковской системы.

Так, в 1 907 году, на второй Гаагской конференции, была
одобрена инициатива министерства финансов Российской империи о создании МВФС.
По этой предложенной Россией идее, международная валютная федеральная система
должна была стабилизировать товарно-финансовые отношения между государствами.
При этом основываться эти взаимоотношения должны были на привязке денежно
валютной единице, к золотому стандарту.

В этом же году, на заседании в Париже, 48 государств
поддержали данную идею. И она была утверждена, с применением стандарта
«золотого пула», по условиям которого, каждая страна должна была внести
соответствующую массу золота. Путём голосования членов данного конгресса,
местом хранения международной золотой массы, был выбран Нью-Йорк.

Однако свои обязательства, среди всех 48-ми экономически развитых государств на тот период времени, выполнили только Российская империя и Китай. Так, начиная с 1 908 и до 1 913 года, из России было вывезено 48.6 тонн золота! Именно так было посеяно зёрнышко для формирования федеральной резервной системы США. То есть, в трактовке «первоначального капитала», в 1 913 году, был создан ФРС США!

  • 1 791 / 1 811 – Первый банк соединённых штатов Америки;
  • 1 811 / 1 816 – Отсутствие центрального банка в США;
  • 1 816 / 1 836 – Второй банк соединённых штатов Америки;
  • 1 837 / 1 862 – «Эра свободных банков»;
  • 1 863 / 1 913 – Политика «национальных банков»;
  • 1 913 / и по настоящее время – Федеральная резервная система США!

Активы федеральной резервной системы

Возможно, мало кто знает, да и вообще задумывался об этом. Но
структура финансовой системы США, кардинальным образом отличается от финансовых
систем других государств. Из ранее приведённого контекста, мы с вами знаем что
ФРС, это по сути своей, акционерное общество. А заёмщиками этого кредитора,
являются не только коммерческие и банковские организации. Но и крупные частные
инвесторы.

Читайте также:  Какие свойства у объекта море

 Смотрите, дело в том, что выпускаемые казначейством США государственные облигации, практически полностью выкупает Федеральная резервная система США. И уже только она предоставляет заёмщикам возможность инвестировать в эти долговые бумаги. За счёт этих инвестиций и обогащается ФРС. В то время как, сама экономика государства США, всё больше погружается в пучину долгов.

Кстати в США, лидирующими по выпуску и спросу со стороны инвесторов, являются государственные долговые бумаги «Трежерис». Treasuries, от существительного перевода, означает «казна». Облигации трежерис в соединённых штатах, являются аналогией нашим, Российским облигациям федерального займа (ОФЗ).

Примечательно, что из-за высочайшего рейтинга этих ценных бумаг, близкого к уровню «ААА», они пользуются максимальным спросом со стороны иностранных инвесторов. И ведь не просто там, каких-то частных «средничков», хотя и не без их участия. А пользуются стабильным спросом среди таких серьёзных инвесторов, как: Крупнейшие страховые фонды и хедж-фонды, корпорации гиганты и банковские институты.

Поэтому, здесь даже не является удивительным тот факт, что
казначейские облигации трежерис, в бо́льшем объёме принадлежат сторонним
государствам. Среди них, лидирует Китай – 25% всех казначейских облигаций.
Япония владеет 20-ю % облигаций трежерис. А вот в доле России находится всего
4% этих облигаций.

Доля же ФРС в американских долговых обязательствах, составляет порядком 2.465 триллионов долларов. Это около 39.4% от всего объёма гособлигаций трежерис. А общий государственный долг США, превышает порядком 23.5 триллионов долларов. Поэтому, если мы говорим об активах ФРС, то мы подразумеваем её кредиторское положение. А если мы говорим о государственном долге, то мы так же, эту задолженность понимаем в интерпретации долга по ценным бумагам!

Функциональная роль ФРС центрального банка

В обязательные функции федеральной резервной системы, входит
не только обогащение за счёт вкладчиков, и частных в том числе – население
страны. Так же FED
распределяет часть прибыли, оставшуюся после всех расходов, таких как:
«Вознаграждение» всех сотрудников этой тотально огромной системы, выплаты
дивидендов и реинвестирование в федеральные резервные банки. Потому как, именно
ФРС исполняет финансово-экономические, государственные функции, присущие
нашему, Российскому центральному банку:

  • Эмиссия долларов США, как наличными купюрами, так и безналичным расчётом;
  • Кредитование федеральных банков и коммерческих кредитно-финансовых учреждений;
  • Обеспечение финансовых гарантий на законодательном уровне;
  • Контроль над законной деятельностью банковских институтов;
  • Надзор и регламентирование торгово-финансовых рынков и регулирование рынка труда;
  • Координирование и управление за рынком товаров и услуг;
  • Предоставление депозитарных услуг в отношении федерального правления, властей соединённых штатов и международных финансовых организаций.

Федеральные
резервные банки – ФРБ

Как уже говорилось выше, вся система федерального резерва,
состоит из 12-ти учреждений. Они же, в свою очередь, располагаются по
федеральным округам, начиная от Бостона, и заканчивая Сан-Франциско. Так,
названия этих банковских филиалов, носят в соответствие с энтонимом города, в
котором расположено учреждение.

Например, в Бостоне банк называется «ФРБ Бостона». В Филадельфии – «ФРБ Филадельфии», а банк, расположенный в Нью-Йорке, называется «ФРБ Нью-Йорка». И так далее… Более того, помимо данных названий, любой из федеральных учреждений имеют документированный буквенный и цифровой код. ФРБ Нью-Йорка имеет код «2В», ФРБ Чикаго – «7G», а ФБР Далласа – «11К» и т.д.

Интересным фактом соединённых штатов является то, что в
каждом из федеральных институтов руководящие должности состоят исключительно из
9-ти человек. И с чем связана такая «статическая» цифра, мы по праву не знаем.
А надзорные полномочия и финансовая политика ФРС, каждого из банков ФРБ.
Распространяются на доверенную им региональную территорию.

Членство федеральных банков ФРБ, это большая часть всех
прочих коммерческих банков. То есть, это те банки, компании и организации,
которые являются одними из самых крупных держателей акций и облигаций ФРС. Само
состояние в составе членства ФРБ, уже сама по себе «награда». Помимо того, что
банки-члены ФРБ, получают стабильный доход в размере 6-ти % годовых. Так они
ещё имеют прерогативы в сотрудничестве с ФРС, в виде выгодных условий по
кредитным займам.

Но, так же, есть и минус, при нахождении в составе членства
ФРБ. Часть собственного капитала банка-члена ФРБ, лежит в резервной системе,
что называется «мёртвым грузом». И ещё один интересный факт напоследок: Общее
количество всех сотрудников, трудящихся в этой резервной системе, не превышает
и 20 000 человек! Для сравнения, в Российском центральном банке, числятся
50 000 госслужащих!

Источник

Назначение системы резервных требований и ее составные элементы

Большинство центральных банков стран с рыночной экономикой в процессе денежно-кредитного регулирования используют систему резервных требований.

Резервные требования представляют собой определенную часть денежных средств банка, которую они в соответствии с законодательством обязаны хранить в качестве резервов в центральном банке.

Данные резервы относятся к числу обязательных. В то же время коммерческие банки могут иметь и добровольные резервы, которые хранятся на одном счете с обязательными резервами и представляют собой остаток средств, превышающий объем обязательных резервов. Поэтому обязательные резервы получили название минимальных резервов.

Традиционно называется двоякое назначение резервных требований:

  • текущее регулирование банковской ликвидности;
  • текущее регулирование ссудного рынка и эмиссии кредитных денег коммерческими банками.

Исторически возникновение системы обязательного резервирования связывалось с необходимостью обеспечить банками своевременность выполнения взятых на себя обязательств перед вкладчиками и кредиторами, для чего требовалось всегда иметь денежную наличность в определенном объеме.

Читайте также:  Какое соединение серы проявляет только окислительные свойства

Указанная наличность может использоваться для своевременного погашения обязательств банка перед вкладчиками и кредиторами как непосредственно, так и путем кредитования центральным банком банков, нуждающихся в поддержании ликвидности, т.е. системы рефинансирования.

Постепенно данный инструмент стал выполнять и другую роль — обеспечивать регулирование объема выдаваемых ссуд и эмиссии кредитных денег, что стало возможным при законодательном закреплении права центрального банка изменять норму отчислений в фонд обязательного резервирования. В результате уменьшается (увеличивается) сумма свободных денежных средств коммерческих банков, используемых ими для активных операций, и, учитывая эффект кредитного мультипликатора, многократно сокращается (увеличивается) объем кредитной эмиссии.

В современных нормативных документах, определяющих целесообразность применения системы минимального резервирования в странах Европейского союза, акцент делается на обеспечение посредством этой системы стабильности ставок денежного рынка и на регулирование структурной ликвидности банковской системы.

Решению первой задачи способствует совершенствование механизма функционирования данной системы в направлении повышения ее гибкости; решение второй задачи связывается с развитием системы рефинансирования.

Характеристика основных элементов системы обязательного резервирования

Для понимания особенностей взаимодействия системы обязательного резервирования и денежно-кредитного оборота необходимо рассмотреть содержание этой сложной системы, включающей ряд элементов.

Поскольку обязательное резервирование используется государством для реализации целей денежно-кредитной политики, существует определенная правовая основа построения рассматриваемой системы.

Прежде всего, это — банковское законодательство конкретной страны. В соответствующих законах центральным банкам вменяется в обязанность проводить денежно-кредитное регулирование, в том числе посредством обязательного резервирования. Основные правила осуществления обязательного резервирования конкретизируются в нормативных документах центральных банков, в них также определяются формы контроля за своевременностью и полнотой резервирования средств со стороны кредитных институтов, непосредственно занимающихся таким резервированием.

Поскольку нормативное регулирование носит характер предписаний, обязывающих кредитные институты придерживаться определенных правил резервирования, данный инструмент денежно-кредитного регулирования относят к административным формам регулирования.

Вместе с тем содержательную сторону обязательного резервирования определяет совокупность элементов, носящих исключительно экономический характер, поэтому данный инструмент следует считать экономическим.

Исходной экономической составляющей системы обязательного резервирования служит база резервирования, определяющая состав привлеченных средств, участвующих в расчете объема обязательных резервов.

Как известно, привлеченные ресурсы разнообразны по источникам образования и формам привлечения. По источникам образования они подразделяются на депозитные и недепозитные.

Депозитные источники — это средства юридических и физических лиц, внесенные ими в банк посредством депозита или вклада, а также средства, привлеченные банком путем выпуска депозитных и сберегательных депозитов и векселей. Основные недепозитные источники образования привлеченных ресурсов — это межбанковские кредиты и кредиты Банка России.

Возникает вопрос, должна ли база резервирования охватывать все виды привнесенных ресурсов. Конечно, 100%-ное участие привлеченных ресурсов в формировании обязательных резервов исключает возможность кредитных институтов занижать базу резервирования, т.е. облегчает контроль центрального банка за полнотой формирования обязательных резервов. Однако включение всех привлеченных средств в базу резервированных будет противоречить назначению этого института как регулятора кредитной эмиссии.

Принимая во внимание, что кредитная эмиссия определяется на основе выполнения кредитными институтами своей посреднической функции, именно депозитные виды привлеченных средств становятся источником образования средств безналичного денежного оборота через канал кредитной эмиссии.

Межбанковские кредиты, представляющие основной вид привлеченных средств недепозитного происхождения, предназначены не для выдачи ссуд, а для непосредственного регулирования ликвидности кредитных организаций. Такую же функцию выполняют и кредиты центральных банков. Поэтому их не включают в базу резервирования.

Однако некоторые банки используют межбанковский кредит для кредитования предприятий и организаций. Такая практика экономически не обоснована: более дорогой источник привлечения средств по сравнению с депозитами, каким является межбанковский кредит, обусловливает повышение против рыночных процентных ставок по кредитам, предоставленным юридическим и физическим лицам, что делает такой банк менее конкурентоспособным по сравнению с другими банками.

Исходя из изложенного, назначению обязательных резервов как инструменту денежно-кредитного регулирования соответствует не вся сфера привлеченных ресурсов, а лишь та ее часть, которая образуется на основе депозитных источников.

При этом необходимо иметь в виду, что формы привлеченных банками депозитных источников систематически развиваются. Такими формами являются не только собственно депозиты разных видов, но и депозитные (сберегательные) сертификаты, банковские векселя и т.д. Поэтому при определении базы резервирования необходимо изучать конкретные источники и формы привлеченных средств, используемые в той или иной стране, чтобы нормативно закрепить в документах центральных банков состав привлеченных ресурсов, относимых к базе резервирования.

При рассмотрении базы резервирования важно также поставить вопрос о способах выполнения резервных требований, обусловленный наличием у большинства коммерческих банков кассовой наличности и приобретенных ими государственных ценных бумаг. Указанные активы относятся к высоколиквидным, а потому могут рассматриваться как резервы коммерческих банков.

Отличие способов формирования этих резервов от обязательных состоит в том, что обязательные резервы хранятся в центральном банке, а кассовая наличность и государственные ценные бумаги, приобретенные банком, находятся у банка.

В этой связи возникает вопрос о возможности зачисления в обязательные резервы и названные выше высоколиквидные активы коммерческих банков. В международной практике они зачисляются в обязательные резервы. Наиболее широко такая практика касается кассовой наличности. Действительно, данный элемент банковских активов представляет собой непосредственный первичный резерв для выполнения обязательств перед вкладчиками в наличной форме. Как элемент денежной массы он регулируется посредством установления лимита или минимально необходимой суммы. Поэтому включение его в состав базы резервирования полностью отвечает назначению обязательного резервирования.

Читайте также:  Какие лечебные свойства калины

Государственные (казначейские) ценные бумаги также соответствуют назначению обязательного резервирования, поскольку относятся к высоколиквидным активам коммерческих банков. Вместе с тем государственные ценные бумаги представляют собой основу операций на открытом рынке. Включение их в состав базы резервирования может снизить ликвидность этого рынка и эффективность инструмента денежно-кредитного резервирования — операций открытого рынка.

Другим элементом системы резервирования является ставка (норма) резервирования.

Данный элемент непосредственно отражает процесс регулирования денежной массы и ликвидности банковской системы.

Снижение нормы резервирования связывается с необходимостью расширить денежную массу посредством активизации кредитной деятельности банков.

Увеличение нормы резервирования теоретически обосновывается усилением инфляционных процессов и необходимостью в этой связи уменьшить денежную массу посредством кредитного мультипликатора.

В то же время ограничение кредитной эмиссии увеличением нормы резервирования не должно приводить к сокращению объема платежных средств в условиях экономического подъема, если даже он сопровождается некоторым повышением темпов инфляции.

Норма обязательного резервирования как инструмент денежно-кредитной политики регулирует не только объем денежной массы, но и ее структуру. Денежная масса неоднородна по своей ликвидности, источникам возникновения, происхождению.

Денежно-кредитная политика, как правило, ориентирована на поддержание наиболее целесообразной структуры денежной массы, а потому предусматривает дифференциацию норм обязательного резервирования.

Дифференциация норм обязательного резервирования в зависимости от видов депозитов обусловлена необходимостью регулировать динамику развития отдельных депозитов. Установление более высокой ставки резервирования по вкладам до востребования по сравнению со срочными и сберегательными вкладами стимулирует развитие последних.

Установление высоких ставок на вклады в иностранной валюте направлено на сдерживание притока капиталов из-за границы и вложений банками своих ресурсов в иностранную валюту.

Повышенная ставка обязательного резервирования для вкладов физических лиц призвана усилить гарантии государства (центральных банков) по своевременному погашению обязательств перед населением.

Конкретная практика использования данного инструмента центральными банками за рубежом и в России будет изложена в следующих разделах данной главы. В целом же можно отметить, что эффективность данного элемента системы обусловливается особенностями его применения в конкретной экономической ситуации. Ограничение кредитной эмиссии увеличением нормы обязательного резервирования не должно приводить к сокращению объема платежных средств в условиях экономического подъема.

Важным элементом системы обязательного резервирования является способ расчета обязательных резервов и их поддержания на определенном уровне.

Способ расчета обязательных резервов включает определение периода составления расчета, набора элементов и алгоритма расчета.

Теоретически, период расчета (расчетный период) может охватывать несколько месяцев. При этом можно утверждать, что чем короче расчетный период, тем ближе сумма обязательных резервов к реальному состоянию привлеченных ресурсов. Вместе с тем частое проведение расчетов создает определенные технические трудности в условиях увеличения объемов и развития форм привлечения банками средств, поскольку требуется частый пересмотр состава привлеченных ресурсов.

Традиционный расчетный период в международной практике соотносится с помесячной группировкой банковских обязательств. При этом за базу могут быть приняты 1, 3, 6 месяцев.

Для краткого регулирования объема обязательных резервов могут использоваться внутримесячные периоды (недели, декады).

Чем выше норма резервирования, тем более короткий период расчета устанавливается, и наоборот. Это способствует достижению большего соответствия объема обязательных резервов, исчисленного по истекшему периоду, сумме и структуре привлеченных ресурсов, сложившихся в текущем периоде.

Основными элементами расчета обязательных резервов являются: база резервирования, исчисленная за определенный расчетный период, и норма резервирования. База резервирования исчисляется на ежедневной основе, но в расчет принимается как усредненная величина.

Исходя из этих двух составляющих алгоритм расчета суммы обязательных резервов следующий: средний за расчетный период объем привлеченных ресурсов, включенных в базу резервирования, умножается на устанавливаемую центральным банком ставку (норму) резервирования.

От способа расчета объема обязательных резервов следует отличать способ их поддержания или способ выполнения требований по обязательному резервированию.

Банковская практика знает два таких способа. Первый предполагает поддержание расчетной величины обязательных резервов на все даты внутри установленного периода на определенном уровне, второй ориентируется на принцип усреднения, предполагающий отклонение внутри соответствующего периода необходимой (расчетной) величины обязательных резервов.

Первый способ основан на раздельном хранении обязательных и добровольных резервов. В этом случае расчетная величина систематически пересчитывается применительно к установленным расчетным периодам, применяется порядок периодического регулирования фактически сформированного резерва для обеспечения требуемой суммы, вводится контроль за правильностью, полнотой и своевременностью формирования обязательных резервов.

Второй способ появился как развитие первого, способствуя повышению гибкости системы обязательного резервирования. Его особенность состоит в том, что банки должны соблюдать необходимую величину обязательных резервов не на конкретную дату, а за период. Внутри периода банки могут иметь сумму обязательных резервов как ниже, так и выше расчетной величины. Данный способ предполагает хранение обязательных резервов вместе с добровольными резервами на одном счете в центральном банке. Эффективное функционирование данной системы предполагает включение в состав ее элементов контроля со стороны центрального банка за соблюдением требований по обязательному резервированию. Для этого могут быть использованы как методы дистанционных, так и инспекционных проверок.

Рассмотренные выше общие методологические подходы к построению системы обязательного резервирования отражают экономическое содержание этой системы. Использование ее для реализации конкретных целей денежно-кредитной политики предполагает экономическую настройку одного (нормы резервирования) или нескольких элементов этой системы на решение соответствующих задач.

Существует определенная специфика в организации элементов данной системы и применительно к разным странам.

Источник