Какие свойства музыки рахманинова

С. В. Рахманинов — обладатель замечательного композиторского таланта и мощного дарования художника-исполнителя: пианиста и дирижера.

Творческий облик Рахманинова многогранен. Его музыка несет в себе, богатое жизненное содержание. Она впечатляет мужественной силой, мятежным пафосом, нередко — выражением безграничного ликования и счастья. Встречаются в ней и образы глубокого душевного покоя, озарение светлым и ласковым чувством., полные нежного и кристального лиризма. И вместе с тем ряд произведений Рахманинова насыщен острым драматизмом;, здесь слышится глухая мучительная тоска, чувствуется неотвратимость трагических и грозных событий.

Такая острота контрастов не случайна. Подобно некоторым современникам- Скрябину, Блоку, Врубелю (в определенные периоды их художественного развития) Рахманинов был выразителем романтических тенденций; во многом характерных для русского искусства конца XIX и начала XX веков (тех романтических тенденций, которые нашли яркое выражение и в творчестве молодого Горького). Искусству Рахманинова свойственна эмоциональная приподнятость, которую Блок определял как «жадное стремление жить удесятеренной жизнью». Особенности рахманиновского творчества коренятся в сложности и напряженности русской общественной жизни, в огромных, потрясениях, которые пережила страна за последние двадцать лет перед Октябрьским переворотом. Определяющими для мироощущения композитора стали: с одной стороны — страстная жажда духовного обновления, упование на грядущие перемены, радостное предчувствие их (что было связано, в первую очередь, с могучим подъемом всех демократических сил общества в канун и в годы первой русской революции), а с другой стороны — предчувствие приближающейся грозной стихии, стихии пролетарской революции, по своей сущности и историческому смыслу непонятной для большинства русской интеллигенции того времени. Именно в период между 1905 и 1917 годами в произведениях Рахманинова, как, впрочем, и ряда других русских художников, стали учащаться настроения трагической обреченности. «Я думаю, что в сердцах людей последних поколений залегло неотступное чувство катастрофы», — писал об этом времени Александр Блок.

Исключительно- важное место в творчестве Рахманинова принадлежит образам России, родины. Композитор не обращался к собственно исторической тематике, не сочинял исторических опер, не писал программных произведений на сюжеты, связанные с прошлым русского народа. Тем не менее многие непрограммные лирические, эпические, драматические по духу произведения выражают глубину патриотических чувств композитора, органически присущее ему ощущение родной земли и тесной связи с исконно русской культурой. B этом отношении творчество Рахманинова перекликается с такими произведениями русского искусства начала века, как «Сказание о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова, цикл стихов Блока о России, живопись М. В. Нестерова, картины Н. К. Рериха, Б. М. Кустодиева и А. П. Рябушкина.

Национальный характер музыки проявляется в глубокой связи с народной русской песней, с городской романсно-бытовой культурой конца XIX и начала XX века, с творчеством Чайковского и композиторов Могучей кучки. В музыке Рахманинова отразились поэзия народной песенной лирики, образы народного эпоса, характерный для русской музыки XIX века восточный элемент, картины русской природы.

Впрочем, он почти не использовал подлинных народных тем. а лишь чрезвычайно свободно, творчески развивая, вводил в сочинения характерные элементы русского мелоса и русской гармонии. Своеобразным средством воплощения национального колорита было, между прочим, для Рахманинова использование интонаций древнерусского церковного пения, а также широкое и многообразное претворение в музыке колокольных звучаний: празднично-торжественного перезвона, тревожного набата, переливов бубенцов.

Дарование Рахманинова — лирическое по своей природе.

Явления — жизни преломляются в произведениях композитора через его душевный мир. В этом отношении творческая индивидуальность Рахманинова родственна натуре Чайковского. Сближает его с Чайковским и то, что свойственное обоим лирическое начало находит выражение в первую очередь в господствующей роли широкой, протяжной, песенной по своему характеру мелодии. «Мелодия — это музыка, главная основа всей музыки, поскольку совершенная мелодия подразумевает и вызывает к жизни свое гармоническое Оформление. Мелодическая изобретательность в высшем смысле этого слова, — главная цель композитора», — утверждал Рахманинов.

Раньше всего были признаны и получили известность фортепианные и вокальные произведения композитора, значительно позже — симфонические. Тем не менее Рахманинов является одним из крупнейших русских симфонистов начала XX века. Им написаны три симфонии. программные симфонические произведения. Сюда примыкают также две кантаты «Весна» и «Колокола» — своеобразные вокально-симфонические поэмы в которых роль оркестра чрезвычайно ответственна и значительна. У Рахманинова получили дальнейшее развитие принципы как лирико-философского, драматического симфонизма Чайковского, так и повествовательно-картинного, жанрово-песенного симфонизма Римского-Корсакова, Бородина, Глазунова.

Читайте также:  Какими полезными свойствами обладают грузди

Искусство Рахманинова-исполнителя, гениального пианиста и дирижера, также связано с высокими национальными традициями. Рахмановское исполнение — это подлинное творчество. Стремясь глубоко проникнуть в авторский замысел, Рахманинов открывал при этом в известных всем произведениях новые черты, находил новые, не замеченные другими музыкантами, краски. Он неизбежно вносил нечто свое, рахманиновское, в музыку других авторов. Если иногда его интерпретация не во всем соответствовала установившемуся представлению о стиле того или иного композитора, она все же всегда была внутренне оправдана.

В игре Рахманинова все предельно просто, естественно и выпукло. Мелодичность, мощь и полнота пения — вот первые впечатления от его пианизма. Надо всем царит мелодия, подчиняя, но отнюдь не затушевывая прочие элементы музыкальной ткани. Стальной и вместе с тем гибкий ритм, полная живого дыхания динамика сообщают игре Рахманинова неисчерпаемое богатство оттенков — от почти оркестровой мощи до нежнейшего, воздушного piano — и выразительность живой человеческой речи. Феноменальный технический аппарат Рахманинова и совершенство его игры никогда не привлекают внимания сами -по себе. Слушатель от начала до конца остается захваченным художественной, творческой стороной исполнения.

Глубоко и верно характеризовал сущность пианистического искусства Рахманинова его друг, композитор Н. К. Метнер: «В равной степени огромный мастер как композитор, пианист и дирижер, он во всех своих проявлениях поражает нас главным образом одухотворением звуков, оживлением музыкальных элементов. . .

Слушаем ли мы его в концерте, вспоминает ли он дома за инструментом оперы и симфонии, которыми он дирижировал в былое время, нас поражает не память его, не его пальцы, не пропускающие ни одной детали целого, а то целое, те вдохновенные образы, которые он восстанавливает перед нами. Его гигантская техника, его виртуозность служат лишь уточнением этих образов.

Его интерпретация других авторов дает подчас иллюзию, будто он сам сочинил исполняемое. Его исполнение всегда творчественно, всегда как бы «авторское» и всегда как бы «в первый раз».

Источник

Анонимный вопрос  ·  22 января 2019

1,2 K

Сергей Васильевич РАХМАНИНОВ — один из выдающихся русских композиторов и пианистов. Будучи досканально знакомым с фортепиано (поскольку он давал огромное количетсво сольных концертов как пианист), он посвятил значительную часть творчества именно этому инструменту.

К ОСОБЕННОСТЯМ СТИЛЯ РАХМАНИНОВА ОТНЕСЁМ:

  1. Характерную «разманиновскую» гармонию — аккорд по струкутре представляющий собой малый уменьшённый септаккорд, функционально чаще всего трактуемый как терцквартаккорд уменьшённого вводного с квартой вместо терции, разрешенный непосредственно в тонику. Этот аккорд придаёт гармонии Рахманинова особую узнаваемую окраску.

  2. Плотная мощная аккордовая фактура. Применение очень широких аккордов и интервалов в одной руке (у Рахманинова была очень большая растяжка пальцев, он одной рукой мог взять сразу квинту через октаву)

  3. Широкие кантиленные мелодии, зачастую в духе русских народных песен

  4. Обращение к «восточным» гармоническим и мелодическим оборотам (доминантовые лады, увеличенные секунды в мелодии)

Имею естественно научное образование, в юношестве прикипел к литературе, сейчас…

Аналитики творчества Рахманинова выделяют:
— секундовые интонации
— мелодичные обыгрыши устойчивых ступеней
— гармонические обороты
— тональности с1-то11 в опере «Алеко», g-moil в двух «Баркаролах»
— трехзвучные интонации Читать далее

Место рождения Рахманинова С.В.?

Кинолог, строитель и пр. Разбираюсь не во всех областях человеческой…

Рахманинов С.В., который, в дальнейшем, стал известным композитором, был рождён в родительском поместье, которое находилось в селе Семёново под Старой Руссой.

Что такое гармония в музыке (простыми словами), каковы её основы и какой минимум нужно освоить из теории, чтобы применять её на практике?

Старший научный сотрудник ИНЭОС РАН, химик, музыкант и радиолюбитель

Простыми словами, гармония — это то, как аккорды могут соединяться между собой. Из литературы есть книга Абызовой, которая так и называется — Гармония. Насколько я понял, этот предмет не очень любят учащиеся, но мне как самоучке эта книга показалась довольно интересной.

Прикол этой книги в том, что там вся гармония изучается на движении четырех голосов: бас, тенор, альт и сопрано, изучаются разные варианты их соединения. И при этом декларируются довольно строгие правила, запрет параллельного движения квинт, из доминанты нельзя переходить в субдоминанту, все голоса не могут идти одновременно вверх или вниз. По сути эти правила в реальной музыке постоянно нарушаются, даже Бах это делал. Но все равно это полезно изучить. Самый важный момент, что любой аккорд — это не просто набор из необходимых ступеней, а существует несколько вариантов их расположения, и соединения между ними звучат по разному.

Читайте также:  Какие химические элементы названы в честь свойств

Ну и конечно для практики нужна какая-то еще информация кроме Абызовой — анализ гармоний, которые реально используются в разной музыке, также что-нибудь из джазовой гармонии, где самым простым аккордом оказывается уже не трезвучие, а септаккорд, и количество вариантов для развития возрастает. Тут наверно нужно просто больше слушать и играть. По джазу есть хорошая гитарная книжка — Манилов и Молотков, но она заточена именно под гитарные возможности.

Прочитать ещё 1 ответ

Почему готическая архитектура лучше, чем архитектура Ренессанса?

Автор проекта «Готика в России» об архитектуре и искусстве в России и СНГ, член…  ·  vk.com/russgothic

«Лучше» или «хуже» – это относительные показатели, а если говорить об искусстве (и архитектуре, в частности) – скорее вопрос личного восприятия. На мой взгляд, готика выгодно отличается от ренессанса поиском мысли, новых идей и инженерных решений. Вне зависимости от эстетики, готика – это стиль-новатор.

За счет использования системы нервюрных сводов, аркбутанов и контрфорсов вкупе с огромными витражами архитектура обрела новую форму, новую интерпретацию. Так случился и, если хотите, инженерный прорыв в высотном строительстве – такого никогда еще не было ранее.

Архитектура Возрождения (Ренессанса), в свою очередь, опирается на развитие принципов духовной и материальной культуры Древней Греции и Рима. Т.е., грубо говоря, в плане развития новых идей – это «шаг назад» и переосмысление старого.

Античная культура долгое время считалась классической и чуть ли не единственно верной, а ее пропорции – идеальными. Именно поэтому готику зачастую недооценивали и считали варварской, вычурной, архаичной и пр.

Только в XVIII веке исследователи постепенно переосмыслили этот стереотип, а позднее готика пережила второе рождение и уже сама стала именоваться возрождением – готическим возрождением (gothic revival).

Прочитать ещё 3 ответа

Чем конкретно отличается жанр от стиля? На примере кинематографа и музыки. В чём специфика? Стиль определяет жанр или наоборот?

Фотограф, дизайнер, мечтатель

Жанр (от фр. genre – род), — исторически сложившееся подразделение, тип произведения в единстве его формы и содержания. Различаются по способу исполнения (вокальные, вокально-инструментальные, сольные), назначению (прикладные и др.), содержанию (лирический, эпический, драматический), месту и условиям исполнения (театральный, концертный, камерный, киномузыка и др.).

Стилем называется сумма всех элементов и приемов, использованных в музыке, её «итоговый» вид. В понятие стиля включается гармонический, мелодический, полифонический и ритмический материал, способы его использования, а также форма, инструментовка и прочие факторы, определяющие характер музыкального произведения, впечатление, которое оно производит на слушателя. Стили обычно классифицируются по композиторам и по эпохам. Например, мы можем говорить о «стиле Баха», имея в виду гармонический, мелодический, полифонический, ритмический и прочий материал, который характерен для большинства произведений Баха; в сравнении с этой нормой яснее выступают особенности, например, «стиля Бетховена». Кроме того, Бах был одним из крупнейших композиторов 18 в. и во многих отношениях воспроизводил нормы, свойственные другим авторам той эпохи, поэтому мы можем говорить о «стиле 18 в.», подразумевая «стиль большинства композиторов этого времени, в том числе и Баха».

Взято вот тут fdstar.ru :)))

Как в оркестре понимают дирижёра?

Музыкант и книгочей, романтик до корней волос.

Дело в том, что все музыканты проходят такой предмет «дирижирование». Там и объясняют, как показывать вступления, динамику и прочее… Поэтому, когда садишься в оркестр, то вопросы не возникают, что именно показывают. К тому же, перед носом ноты стоят:) Вопрос иногда в другом: у каждого дирижёра свой стиль и манера дирижирования, отчего всем известные движения приобретают странный вид, и вот к ним нужно привыкать:)

Прочитать ещё 1 ответ

Источник

Творчество Рахманинова принято условно делить на три или четыре периода: ранний (1889—1897), зрелый (его иногда делят на два периода: 1900—1909 и 1910—1917) и поздний (1918—1941).

Стиль Рахманинова, выросший из позднего романтизма, впоследствии претерпел значительную эволюцию. Подобно своим современникам А. Скрябину и И. Стравинскому Рахманинов по крайней мере дважды (ок. 1900 и ок. 1926) кардинально обновлял стиль своей музыки. Зрелый и особенно поздний стиль Рахманинова выходит далеко за пределы постромантической традиции («преодоление» которой началось ещё в ранний период) и в то же время не принадлежит ни одному из стилистических течений музыкального авангарда XX в. Творчество Рахманинова, таким образом, стоит особняком в эволюции мировой музыки XX века: впитав многие достижения импрессионизма и авангарда, стиль Рахманинова остался неповторимо индивидуальным и своеобразным, не имеющим аналогов в мировом искусстве (исключая подражателей и эпигонов). В современном музыковедении часто используется параллель с Л. ван Бетховеном: так же, как и Рахманинов, Бетховен вышел в своём творчестве далеко за пределы воспитавшего его стиля (в данном случае — венского классицизма), не примкнув при этом к романтикам и оставшись чуждым романтическому миросозерцанию.

Читайте также:  Какой стороной труда создается потребительная стоимость товара как его свойства

Первый — ранний период — начинался под знаком позднего романтизма, усвоенного главным образом через стиль Чайковского (Первый Концерт, ранние пьесы). Однако уже в Трио ре-минор (1893), написанном в год смерти Чайковского и посвящённом его памяти, Рахманинов даёт пример смелого творческого синтеза традиций романтизма (Чайковский), «кучкистов», древнерусской церковной традиции и современной бытовой и цыганской музыки. Это произведение — один из первых в мировой музыке примеров полистилистики — словно символически возвещает преемственность традиции от Чайковского — Рахманинову и вступление русской музыки в новый этап развития. В Первой Симфонии принципы стилистического синтеза были развиты ещё более смело, что и послужило одной из причин её провала на премьере.

Период зрелости отмечен формированием индивидуального, зрелого стиля, основанного на интонационном багаже знаменного распева, русской песенности и стиля позднего европейского романтизма. Эти черты ярко выражены в знаменитых Втором Концерте и Второй Симфонии, в фортепианных прелюдиях ор. 23. Однако начиная с симфонической поэмы «Остров мёртвых» стиль Рахманинова усложняется, что вызвано, с одной стороны, обращением к тематике символизма и модерна, а с другой — претворением достижений современной музыки: импрессионизма, неоклассицизма, новых оркестровых, фактурных, гармонических приёмов. Центральное произведение этого периода — грандиозная поэма «Колокола» для хора, солистов и оркестра, на слова Эдгара По в переводе К. Бальмонта (1913). Ярко новаторское, насыщенное небывало новыми хоровыми и оркестровыми приёмами, это произведение оказало огромное влияние на хоровую и симфоническую музыку XX века. Тематика этого произведения характерна для искусства символизма, для данного этапа русского искусства и творчества Рахманинова: в нём символически воплощены различные периоды человеческой жизни, подводящей к неизбежной смерти; апокалипсическая символика Колоколов, несущая идею Конца Света, предположительно оказала влияние на «музыкальные» страницы романа Т. Манна «Доктор Фаустус».

Поздний — зарубежный период творчества — отмечен исключительным своеобразием. Стиль Рахманинова складывается из цельного сплава самых различных, порой противоположных стилистических элементов: традиций русской музыки — и джаза, древнерусского знаменного распева — и «ресторанной» эстрады 1930-х гг., виртуозного стиля XIX века — и жёсткой токкатности авангарда. В самой разнородности стилистических предпосылок заключён философский смысл — абсурдность, жестокость бытия в современном мире, утрата духовных ценностей. Произведения этого периода отличаются загадочной символикой, смысловой полифонией, глубоким философским подтекстом.

Последнее произведение Рахманинова — Симфонические танцы (1941), ярко воплощающее все эти особенности, многие сравнивают с романом

М. Булгакова «Мастер и Маргарита», законченным в это же время.

Значение композиторского творчества Рахманинова огромно: Рахманинов синтезировал различные тенденции русского искусства, различные тематические и стилистические направления, и объединил их под одним знаменателем — Русским национальным стилем[источник не указан 149 дней].

Рахманинов обогатил русскую музыку достижениями искусства XX века и был одним из тех, кто вывел национальную традицию на новый этап. Рахманинов обогатил интонационный фонд русской и мировой музыки интонационным багажом древнерусского знаменного распева.

Рахманинов впервые (наряду со Скрябиным) вывел русскую фортепианную музыку на мировой уровень, стал одним из первых русских композиторов, чьи фортепианные произведения входят в репертуар всех пианистов мира.

Значение исполнительского творчества Рахманинова не менее велико: Рахманинов-пианист стал эталоном для многих поколений пианистов разных стран и школ, он утвердил мировой приоритет русской фортепианной школы, отличительными чертами которой являются: 1) глубокая содержательность исполнения; 2) внимание к интонационному богатству музыки; 3) «пение на фортепиано» — имитация средствами фортепиано вокального звучания и вокальной интонации.

Рахманинов-пианист оставил эталонные записи многих произведений мировой музыки, на которых учатся многие поколения музыкантов.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Источник: ru.wikipedia.org›

Источник