Какие свойства личности вам известны

Какие свойства личности вам известны thumbnail

Личность обладает неповторимым набором качеств, приобретенных в течение жизни. Эти свойства называют чертами характера. Они указывают на тип и структуру личности, обуславливают ее поведение и поступки. Черты характера изменяются под влиянием внешних условий, в т. ч. обучения и воспитания.

ЧТО ТАКОЕ ХАРАКТЕР

Характер — критерий оценки человека. В психологии данный термин представляет собой комплекс индивидуальных и относительно устойчивых психических качеств, которые оказывают влияние на все проявления и действия.

Характер еще называют поведенческим синдромом. Это система стойких, типичных для человека мотивов и способов поведения, сформированная под влиянием социальных условий. При этом под влиянием обстоятельств качества могут изменяться, иногда — на кардинально противоположные, если в сложившейся ситуации это будет оптимальным решением.

Характер — понятие, охватывающее социально важные и динамические особенности поведения человека. Первые позволяют ему эффективно адаптироваться в имеющейся социальной среде. Вторые обусловлены его природными качествами.

Еще один важный термин в психологии — склад характера (стабильные качества, сложившийся способ взаимодействия с действительностью).

Знание черт характера человека позволяет прогнозировать его поведение в различных ситуациях. Для оценки психологии индивида рассматривают те качества, которые отличают его от других и имеют целостную структуру.

Классификация черт характера

Существует 4,5 тыс. черт характера. Все они подразделяются на 2 класса — первичные и вторичные, каждый из которых состоит из нескольких групп. В каждую категорию могут входить как отрицательные, так и позитивные черты.

Первичные качества формируются на базе психических процессов и состояний, регулируют активность и поведение человека. Они связаны с его функциями и основываются на свойствах темперамента. К 1-му классу относятся следующие группы черт:

  • Познавательные (интеллектуальные) — характеризуют отношение индивида к познанию и творчеству. Это любознательность, наблюдательность, инициативность.
  • Эмоциональные — выражают уровень принятия или непринятия внешнего или внутреннего воздействия какого-либо объекта, другого человека или самого себя. В эту группу входят тревожность, апатичность, агрессивность, вспыльчивость, а также жизнерадостность, оптимистичность, добродушие, любвеобильность.
  • Волевые — характеризуют отношение индивида к сложностям, способность преодолевать препятствия и завершать начатое дело.Черты, обеспечивающие силу действия и преодоление препятствий — смелость, мужественность, решительность, целеустремленность. Волевые свойства, обуславливающие регулирование поведения: организованность, пунктуальность и дисциплинированность.
  • Коммуникативные — выражают способность к межличностному взаимодействию. Это коммуникабельность, открытость и внимательность, с одной стороны, и замкнутость, застенчивость, равнодушие — с другой.
  • Психомоторные — определяют особенности двигательной активности человека. Положительные качества из этой группы: энергичность, ловкость и сила. Отрицательные: неловкость, неуклюжесть, слабость и медлительность.

Вторичные характеристики имеют нравственно-смысловую нагрузку и отражают отношение индивида:

  • К другим людям. Это общительность, уважительность, тактичность, вежливость, чуткость, равнодушие, неуважение, черствость, грубость и надменность.
  • К себе. В этот список входят скромность, самокритичность, самостоятельность, чувство собственного достоинства, эгоцентричность, хвастливость, гордость, наглость и тщеславие.
  • К деятельности. Это трудолюбие и даже трудоголизм, инициативность, усидчивость, усердность, настойчивость, исполнительность, добросовестность, ответственность и безответственность, суетливость, безалаберность и лень.
  • К природе. Это заботливость, ответственность, рачительность, доброта и осторожность.
  • К предметам как к результату деятельности. Это аккуратность и неаккуратность, бережливость и небрежность, щедрость и скупость.

Градация по Олпорту

Американский психолог Гордон Олпорт разделил типы характера на 3 диспозиции в зависимости от степени развитости отдельных черт характера:

  • Кардинальные качества, доминирующие на протяжении всей жизни человека и часто являющиеся его отличительными чертами. Они достаточно редки и проявляются в зрелом возрасте.
  • Центральные черты, формирующие основные личностные устои. Они достаточно устойчивы и определяют поведение и поступки индивида в различных ситуациях. Это общие характеристики, которые используют для описания человека: честный, воздержанный, умный, спокойный и др.
  • Вторичные свойства, связанные с отношением к чему-либо. Чаще всего они проявляются в ряде ситуаций: боязнь выступать перед аудиторией, нетерпеливость при длительном ожидании и др.

Структура характера

Структура характера — это закономерное взаимодействие и взаимозависимость отдельных его черт. Знание структурности позволяет прогнозировать поведение человека и наличие у него других взаимосвязанных качеств.

В результате закономерного взаимодействия образуется цельная структура.

По отношению к структурности свойства характера делят на 3 группы:

  • Определяющие поступки человека в выборе цели деятельности: рациональность, расчетливость и др., а также противоположные им качества.
  • Направленные на достижение поставленной цели: настойчивость, целеустремленность, последовательность. Кроме того, пассивность, непоследовательность и др.
  • Инструментальные, связанные со свойствами темперамента: интроверсия-экстраверсия, спокойствие-тревожность, сдержанность-вспыльчивость, пластичность-ригидность, активность-пассивность и др.
Читайте также:  Какие свойства проявляют амины кислотные основные

В психологии принято выделять в структуре характера форму и содержание. Содержание включает качества, выражающие направленность (устойчивые потребности человека, установки, принципы, интересы, цели) и систему взаимоотношений индивидуума с окружающей действительностью.

На содержание оказывает влияние жизненный уклад, социальное окружение, воспитание, образование, обстоятельства. Форма характера — это способ выражения отношений, устойчивые эмоциональные и волевые особенности поведения и темперамента.

ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА ЧЕЛОВЕКА

Виды темперамента формируются на основе 4 типов высшей нервной деятельности, 3 сильных (холерик — безудержный, сангвиник — живой, флегматик — спокойный) и 1 слабого (меланхолик):

  • Сангвиник. Для типа свойственны такие черты, как экстраверсия, активность, открытость, живость, дружелюбие, жизнерадостность, любознательность, коммуникабельность, эмоциональная стабильность, находчивость, высокая работоспособность при низкой утомляемости. Сангвиники не проявляют чувствительность по мелочам. Они оптимисты, хорошо адаптируются к изменяющимся обстоятельствам, умеренно реагируют на раздражители, отлично усваивают информацию. Возможные недостатки: легкомыслие, переоценка своих возможностей, поверхностность.
  • Холерик. Типу свойственны экстраверсия, эмоциональная нестабильность, вспыльчивость, нетерпеливость, импульсивность, раздражительность, эмоциональность, высокая активность и реактивность, работоспособность, оптимистичность, энергичность, инициативность, харизматичность. Вероятные недостатки: грубость, агрессивность, несдержанность, неуравновешенность.
  • Флегматик. Характерные качества: интроверсия, эмоциональная стабильность, спокойствие, замедленная реактивность, высокая активность и работоспособность при низкой утомляемости, высокая степень контроля эмоций, действий и мыслей, самообладание, сдержанность, терпение, невозмутимость, педантичность, упорство, уравновешенность.Возможны вялость, лень, пассивность, безразличие, заторможенность.
  • Меланхолик. Для типа характерны интроверсия, высокая чувствительность и эмоциональная возбудимость, мягкость, отзывчивость, рассудительность, инертность, пассивность, сентиментальность, робость, обидчивость, ранимость, нерешительность, боязливость, замкнутость, неуверенность, низкая работоспособность, быстрая утомляемость, невнимательность, склонность к творчеству. Возможны депрессивность, подавленность, тревожность, мрачность, скрытность, пессимистичность, низкая стрессоустойчивость.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА

Негативные качества характера обусловлены ошибками воспитания, психологическими травмами, социальным окружением. Примеры качеств, имеющих отрицательное значение:

  • Агрессивность — стремление к конфликтам. Для ребенка эта черта является обязательной, поскольку он только учится защищать свои интересы. Агрессивный взрослый может провоцировать конфликт самостоятельно, используя оскорбления, клевету, крик или физическое воздействие.
  • Безразличие — сознательное или бессознательное отсутствие интереса к обозначенному предмету, человеку, событию, обязанностям. Причиной может быть как врожденная холодность, так и недостаток нравственности, что в свою очередь является проблемой воспитания.
  • Болтливость — болезненная потребность быть участником диалога, независимо от содержания и уместности беседы, степени увлеченности ее предметом остальными участниками. Целью в этом случае является не обмен информацией, а удовлетворение желания поговорить.
  • Глупость — отсутствие умения или желания делать логически верные выводы даже из самых простых житейских задач, неспособность к критическому анализу, признание ценными сомнительные источники информации.
  • Гордыня — убеждение в своем социальном, моральном и интеллектуальном превосходстве над окружающими, отрицание возможности наличия достоинств у других людей. Причиной могут стать промахи в воспитании, деградация индивидуума по причине болезни, незрелость характера и недостаток нравственности на фоне высокого социального статуса.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА

Положительные качества характера приносят пользу, материальные блага, удовольствие, радость и другие позитивные эмоции. Определение, какие черты являются положительными, а какие отрицательными, происходит в соответствие с законами морали и нравственности.

Кроме того, у каждого человека имеются свои внутренние ориентиры, позволяющие определить, какие свойства являются позитивными для него самого и способствуют его успеху и благополучию.

Примером положительных качеств можно назвать деликатность, доброту, бескорыстность, умение сопереживать и сочувствовать, а также целеустремленность, работоспособность, активность.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ХАРАКТЕРА И ТЕМПЕРАМЕНТА

Основные отличия характера от темперамента:

  • Темперамент влияет на динамику, манеру и стиль деятельности, характер — на ее содержание.
  • Содержание характера обусловлено двумя сторонами жизни человека: активностью (деятельностью) и пассивностью (бездеятельностью). Коррелируя в различных соотношениях, они стимулируют формирование различных качеств характера, совокупность которых может отличаться у лиц с одинаковым типом темперамента.
  • Условия, которые влияют на формирование характера (воспитание, окружение и др.) не воздействуют на темперамент.
  • Все типы темперамента являются вариантами нормы и не могут быть плохими или хорошими. Качества характера могут быть положительными или негативными (щедрость-скупость, уравновешенность-вспыльчивость).

Склад характера формируется на основе свойств темперамента, которые, в свою очередь, обусловлены типом нервной системы и закладываются при рождении. Качества характера могут формироваться в противовес темпераменту, корректируя его недостатки и проявления.

ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ НАША СТАТЬЯ: СТАВЬТЕ ЛАЙКИ И ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ!)

Источник

Основные характеристики личности

Любая организация включает себя людей: кто-то принимает и распоряжается решениям, кто-то их выполняет. Это помогает достичь поставленных целей. Но в процессе достижения между индивидами возникают различные конфликты. Причина конфликтов в том, что отдельно взятое лицо является личностью, у которой собственные:

  • ценности;
  • опыт;
  • навыки;
  • потребности;
  • интересы.
Читайте также:  Какими свойствами обладает калина ягода

Именно поэтому люди реагируют на что-то одинаковое по-разному. Например, одному из сотрудников необходимо выйти на работу в выходной день, за это начальник обещает денежное вознаграждение в виде премии. На такое предложение сотрудники будут реагировать по-разному. Кто-то согласиться из экономических соображений, кто-то будет недоволен, но подчиниться, а кто-то выскажет негодование прямо в лицо, ссылаясь на ТК РФ. Такое разнообразие реакции требует от менеджеров понимания особенностей проявления качеств личности. Таким образом, понятие личности является главным для психологии как общей науки и психологии управления.

Определение 1

Личность – 1) это индивид с социально-значимыми качествами и чертами, которые выражаются в особенностях сознания и деятельности; 2) индивид, который входит в общественные отношения.

Сущностью индивида считаются социальные свойства, параметры:

  • взгляды;
  • способности;
  • убеждения;
  • ценности;
  • и т.д.

Т.е. личность является социальным качеством человека, а «индивид» — отдельным представителем биологического вида Homo Sapiens, например, новорожденный.

Личностью не рождаются, ею становятся.

Определение 2

Формирование личности – сложный процесс, где индивид формирует внутренний мир при коммуникации с другими людьми и выражает внутреннее «я», психические процессы.

По-мнению психологов, «ядром» личности является сфера мотивов и внутренние регулятивные механизмы.

К мотивам относят:

  • потребности;
  • интересы;
  • направленность.

К внутренним регулятивным мотивам относят:

  • самосознание;
  • самооценку;
  • самоуважение;
  • и т.д.

С точки зрения психологии управления важными характеристиками личности считаются:

  • темперамент;
  • характер;
  • способности;
  • направленность личности.

От психических свойств зависят способности и неспособности человека к виду деятельности, к взаимодействию. Поэтому при подборе персонала нужно учитывать психические свойства, для уверенности в выполнении им работы.

Природа темперамента человека

Определение 3

Темперамент – 1) устойчивые индивидуальные особенности психики, которые сохраняются долгие годы или всю жизнь; 2) индивидуальные особенности, которые характеризуют скорость, ритм психических процессов, уровень устойчивости чувств.

Для того, чтобы определить к какому типу личностей кандидат относится, необходимо поговорить с ним. Предполагается, что темперамент напрямую зависит от врожденных физиологических особенностей человека от типа нервной системы. Поэтому темперамент считается устойчивым явлением. Но в течение жизни нервная система видоизменяется, зависит это от:

  • условий жизни;
  • воспитания;
  • пережитых болезней.

Поэтому и темперамент может видоизменяться.

Первая классификация видов темперамента была создана древнегреческим ученым Гиппократом. Этой структурой пользуются до сих пор и считают ее основной для понимания психологических особенностей. Классификация:

  1. сангвиник;
  2. холерик;
  3. флегматик;
  4. меланхолик.

Рассмотрим каждый из них.

Характеристика типов темперамента

  1. Характерные черты человека данного вида:
  • активность;
  • быстрое реагирование на изменения;
  • легкое переживание неудач.

Работник-сангвиник обладает:

  • энергией;
  • быстрой речью;
  • долго не устает.

Минусы такого работника:

  • не может быть сосредоточенным долгое время;
  • относительная невнимательность.
  1. Человек обладает следующими качествами:
  • порывистость;
  • страсть;
  • неуравновешенность;
  • склонность к эмоциональному переживанию;
  • склонность к резкой смене настроения.

Работник-холерик обладает:

  • высокой продуктивностью;
  • качеством самостоятельного преодоления трудностей;
  • качеством большого количества и громкого говорения.

Минусы:

  • чрезмерная поспешность;
  • склонность к нервным срывам.
  1. Человек обладает следующими качествами:
  • медлительность;
  • невозмутимость;
  • стабильность настроения;
  • скрытость душевного состояния.

Работник-флегматик обладает:

  • уравновешенностью;
  • вдумчивостью;
  • пунктуальностью;
  • кропотливостью;
  • качеством тщательной работы.

Недостатки:

  • медлительность;
  • инертность;
  • затруднения в «переключении» на другую деятельность.
  1. Человек обладает следующими качествами:
  • ранимость;
  • глубокое и искреннее переживание из-за мелочей;
  • скрытость душевного переживания;
  • тихий тембр голоса;
  • смущение.

Работник-меланхолик выполняет работу со стереотипными действиями.

Минусы:

  • не обладает качествами лидера;
  • критиковать необходимо наедине.

Рисунок 1 нарисован датским художником Х. Бидструпом, на котором отражены все виды темперамента. На картинке изображена одна ситуация: на скамейки сидит человек и к нему подсаживается прохожий определенного типа темперамента.

Характеристика типов темперамента

Рисунок 1. Относительное изображение типов темперамента

Четкое разграничение темперамента нет. Люди, обладающие одним и тем же типом, в зависимости от ситуации по-разному его проявляют. Также может демонстрироваться феноменом «маскировки темперамента», т.е. субъект намеренно «блокирует» врожденные качества, заменяя приобретенными привычками и навыками поведения. Например, руководитель-холерик, узнав об успехе, может стать сдержанным. Знание основных характеристик темперамента помогут существенно облегчить общение с людьми, а это способствует:

  • эффективному управлению работы;
  • предотвращению неудач;
  • предотвращению конфликтов.

Особенности характера человека

Характер считается важным компонентом личности.

Читайте также:  Какие физические свойства присущи всем металлам

Определение 4

Характер – комбинирование индивидуальных устойчивых психических особенностей субъекта, которое отвечает за обычный способ поведения и отношения к действительности. 

Характер и темперамент тесно взаимосвязаны. Темперамент оставляет отпечаток на характере. Их отличие: темперамент – это врожденная черта, а характер считается приобретенным явлением в ходе воспитания. Типы характера зависят от определенности.

Определение 5

Определенный характер – явление с одной или несколькими доминирующими чертами. Например, у Плюшкина из поэмы «Мертвые души» ярко проявлялась жадность, ей подчинялись другие черты характера.

Определение 6

Неопределенный характер – свойство, которое не имеет доминирующих черт, т.е. на первый план выходят разные качества, зависящие от ситуации.

Характеры можно описать только когда они цельные.

Определение 7

Цельные характеры – особенности, которые не содержат явных противоречий между целями и поведением, для них характерно единство мыслей и чувств. Например, Татьяна из романа «Евгений Онегин».

Противоположностью цельного характера является противоречивый, для которого типичен конфликт между:

  • целями и поведением;
  • мотивами;
  • мыслями;
  • чувствами;
  • желаниями;
  • стремлениями.

Противоречивым характером обладал Хлестаков из комедии «Ревизор»: его мечты были о блестящей карьере, но сам был бездельником и т.д.

Для работодателя человек с противоречивым характером может стать источником конфликтов, так как таким человеком трудно управлять.

Черты характера делятся на:

  • волевые;
  • моральные;
  • эмоциональные.

К волевым чертам характеру относят:

  • целеустремленность;
  • настойчивость;
  • решительность;
  • твердость;
  • упрямство;
  • храбрость;
  • трусость.

К моральным чертам характеру относят:

  • чуткость;
  • гуманность;
  • правдивость;
  • внимательность;
  • лживость;
  • коллективизм;
  • индивидуализм.

К эмоциональным чертам характера относят:

  • вспыльчивость;
  • нежность;
  • плаксивость;
  • обидчивость;
  • страстность.

Для успешной работы организации преимущество отдается моральным чертам. Их наличие у сотрудника говорят о его искренности, доброте, внимательности. А руководитель должен обладать волевыми чертами: решительностью, выдержкой и т.д.

Дополнительные качества человека

Экстраверты и интроверты являются характеристиками индивидуально-психологических различий лиц.

Определение 8

Экстраверты – люди, ориентированные на общество.

Экстравертами чаще всего бывают сангвиники и холерики. Им свойственно:

  • импульсивность;
  • инициативность;
  • гибкость поведения;
  • общительность.

Определение 9

Интроверты – люди, сосредоточенные на внутреннем мире.

Обычно, интровертами считаются меланхолики, флегматики. Им свойственно:

  • необщительность;
  • замкнутость;
  • социальная пассивность;
  • самоанализ.

Также для полной характеристики человека как личности необходимо знать о его способностях.

Определение 10

Способности – индивидуальные, психологические особенности, являющиеся субъективными условиями для успешной деятельности.

Они формируются в процессе взаимодействия с обществом. Стоит понимать, что способности – это:

  • знания;
  • умения;
  • быстрота овладения навыками;
  • прочность.

Способности состоят из нескольких компонентов, которые могут заменять недостающие. Например, человек, который не может быстро усвоить материал, заменяет это упорством. Ученые разработали много методик для развития определенных способностей. Так, например, существует методика по развитию музыкального слуха.

Вопрос о формировании способностей к определенному типу деятельности является наиболее актуальным в психологии управления. Многие ученые придерживаются того, что способности можно развить при помощи личной установки.

Определение 11

Установка – это психологическая предрасположенность индивида к конкретному поведению, которое ориентирует его деятельность.

Чтобы усовершенствовать способности, нужно сформировать у индивида установку. Но иногда самые сильные методики могут быть бессильными.

Следующим дополнительным компонентом является направленность личности.

Определение 12

Направленность личности – это психическое свойство личности, которое выражает цели и мотивы поведения.

Мотивы заставляют делать человека те поступки, которые необходимы для достижения целей. В них проявляются потребности личности, которые делятся на:

  • материальные;
  • духовные.

К материальным потребностям относят:

  • одежду;
  • продукты питания;
  • и т.д.

К духовным потребностям относят:

  • книги;
  • образование;
  • и т.д.

Потребности регулируют деятельность. В мозгу они превращаются в форму желаний, влечений, интересов. Предметное содержание потребностей зависит, например, от:

  • организма;
  • общества;
  • социальной группы;
  • и т.д.

Пример, приведенным физиологом Павловым И.П., если щенка кормить молочной продукцией, то у него не будет наблюдаться пищевая реакция. Она проявиться в момент, когда животное начнет есть мясо.

Потребности для человека – это мотивы, и они изменяются, могут как расширяться, так и сужаться. Когда мотивы осознаются лицом, то они превращаются в цели. Их совокупность раскрывает направленность личности. Например, психологическая характеристика личности студента: один студент хочет получить хорошие оценки за экзамены, чтобы не потерять стипендию, а другой ставит для себя в приоритете приобретение навыков профессии. Успехи в учебе могут быть одинаковыми, но цели разными.

Вывод

Мотивы характеризуют личность.

Источник