Какие свойства льда 3 класс

Какие свойства льда 3 класс thumbnail
  • Доклады
  • Окружающий мир
  • Лед. Свойства льда

Что такое лед? Если сказать просто — это вода в замерзшем состоянии. Лед без запаха, вкуса, на вид напоминает стекло. Прозрачный, но, если его много, имеет голубой оттенок. Наощупь холодный, твердый, но в то же время хрупкий.

Плавится он при температуре 00 Цельсия. Плотность льда — 0,92г/см3. Существует 11 кристаллических модификаций, а также аморфный лед. Удельный вес при температуре 00 Цельсия — 0, 9175.

Структура льда

Это удивительное вещество ученые стали изучать сотни лет тому назад. И было обнаружено, что лед — это сложное химическое соединение. Н2О — это его химическая формула. Молекула воды, из которой образуется лед, состоит из 2 атомов водорода и 1 атома кислорода. Где водород (Н) составляет 11,2%, а кислород (О2) — 88%. Молекула льда полярная. Один конец которой несет отрицательный заряд, а другой — положительный. Соединяясь, химические элементы образуют прочные водородные связи.

Свойства льда

Свойства льда определяется его химическим строением. Когда вода охлаждается, она сжимается. При этом ее плотность возрастает. Но в отличие от всех других жидкостей, когда ее температура достигает точки замерзания, происходит обратный процесс — вода начинает расширяться, и ее объем увеличивается. Когда вода превращается в лед, водородные связи между молекулами смыкаются и образуют решетку с большими промежутками, поэтому плотность льда меньше плотности воды, и он плавает на поверхности.

Кристаллы льда напоминают структуру алмаза. Каждую молекулу льда окружают 4 ближайшие к ней молекулы, находящиеся на равном расстоянии от нее. Так образуется тетраэдр правильной формы.

Как образуется лед?

В природных условиях лед образуется, когда температура воздуха снижается ниже нулевой отметки. Сначала на поверхности воды появляется тонкая ледяная пленка, которая состоит из маленьких иголочек льда, а затем эта пленка снизу постепенно обрастает кристаллами льда удлиненной формы. Благодаря тому, что плотность льда меньше плотности воды, вода в океанах реках и озерах, никогда полностью не замерзает. Этот естественный изолятор защищает жизнь подо льдом.

Когда вода кристаллизуется, образуя лед, выделяется незначительное количество газа и соли. С помощью процесса заморозки очищают и структурируют воду.

В зависимости от места образования, лед бывает озерным, морским, речным, грунтовым, фирновым (многолетний плотно слежавшийся, зернистый лед), глетчерным (следующая после фирнового, конечная стадия превращения снежного покрова гор).

Замерзает вода в природных водоемах и реках неравномерно, поэтому толщина льда в разных местах отличается. Ближе к берегу – более толстый слой, а где активное течение — лед тоньше. Если температура замерзания неуклонно понижается, на ледовых пространствах могут образовываться огромные трещины.

Когда кристаллы льда образуются непосредственно из парообразного состояния они принимают форму снежинок, или вид инея и изморози.

Использование льда

Лед используют для охлаждения продуктов питания и напитков, для очистки питьевой воды. Также в медицинских целях, в косметологии, в искусстве (создают скульптуры и различные фигуры). Используют при создании искусственного катка и ледяных гор для спортивных мероприятий.

3 класс. Окружающий мир

Картинка к сообщению Лед. Свойства льда

Лед. Свойства льда

Популярные сегодня темы

  • Вода

    Наша планета поистине уникальна и потрясающа, ведь именно на ней для человека имеются все те условия, которые позволяют ему жить и развиваться. Что говорить о человеке, вся жизнь, которая

  • Воронежский заповедник

    «Воронежский» заповедник – занимает территорию двух областей России Воронежскую и Липецкую, полное название (Воронежский государственный природный биосферный заповедник им.В.М.Пескова).

  • Кабан

    Тело кабана уплощено сбоку, жесткое и короткое с короткими ногами. Голова большая, продолговатая, коническая, оканчивающаяся рылом

  • Джордано Бруно

    Джордано Бруно (1548-1600 гг.), настоящее имя которого Филиппо, относится к плеяде выдающихся мыслителей и философов эпохи Средневековья.

  • Защита населения в чрезвычайных ситуациях

    Человеческая жизнь полна разнообразных опасностей. Одни жители живут у моря или океана, что грозит смерчами или торнадо. Другие в районах, подверженных землетрясению.

  • Военно промышленный комплекс России

    Военно-промышленный комплекс – это взаимосвязанная совокупность различных государственных и негосударственных организаций и предприятий, которые занимаются разработкой

Источник

Цель: открытие учащимися «новых» свойств воды.

Задачи: повторить и расширить представления детей о значении воды для жизни на Земле; определить в ходе опытов свойства воды; продолжить обучение детей исследовательской деятельности (постановка опытов и формулировка выводов).

Читайте также:  Какими свойствами обладает гипс

Предметные: научить детей проводить опыты, исследовать свойства воды.

Познавательные: учить формулировать проблемы и решать их; осуществлять поиск необходимой информации и применять ее для выполнения учебных заданий.
Коммуникативные: формировать умение прислушиваться к мнению одноклассников; задавать вопросы; формулировать собственные мнение и позицию; работать в группах.
Регулятивные: формировать умение принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия; составлять алгоритм и работать по нему; развивать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности
Личностные: формировать положительную учебную мотивацию; развитие доброжела-тельности, эмоциональной отзывчивости, привитие бережного отношения к природе.

Методы проведения: исследовательский эксперимент, проблемный, самостоятельная работа учащихся.

Оборудование: презентация, лабораторные принадлежности, вещества для проведения опытов.

Этап урока

Цель

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент

Создать эмоциональный
настрой на урок, мотивировать обучающихся на работу.

Сегодня я вас приглашаю на необычный урок, мы организуем в классе научную лабораторию. На уроке я вам предлагаю быть маленькими учеными.

Чем занимаются ученые?
Задают вопросы.
Ищут ответы на эти вопросы.
Наблюдают, проводят опыты.
Проверяют свои догадки.
На уроке каждый из вас будет выполнять обязанности или экспериментатора, или ученого, или фотографа.

Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.
Отвечают на вопросы.

Распределяют обязанности.

Актуализация знаний, сообщение темы урока.

На основе актуализации ранее полученных знаний подвести к раскрытию темы урока.

Слайд 2. Разгадайте ребус
О чём пойдет речь сегодня на уроке?
Слайд 3. Вода – удивительный минерал. В ней зародилась жизнь на Земле. У воды есть удивительные свойства. С некоторыми из них вы уже познакомились на уроках окружающего мира.
А какие свойства воды вам уже знакомы?

Объясняет задание.
Задает вопросы.

Раскодирование ключевого слова.
Отвечают на вопросы.

Постановка проблемного вопроса.

Научить самостоятельно искать и выделять необходимую информацию.

Слайд 4. Знакомые нам Серёжа и Надя многое узнали о воде, но у Серёжи остались ещё вопросы. И вот один из них:

— Надя, я знаю, что вода – это растворитель. А как узнать, какие вещества растворяются, а какие нет?

Зачитывает проблемную ситуацию.

Ответы учащихся.

Совместное открытие знаний.

Практическим способом найти ответ на проблемный вопрос.

А мы с вами приступаем к опытам. Какой опыт следует провести?

Опыт №1 «Растворение веществ в воде»

Как узнали, что вещество растворилось в воде?

Что растворилось в воде?

Что увидели, если вещество в воде не растворилось?

Что не растворилось в воде?

Ребята, какие выводы можно сделать из этих опытов?

Каким образом на стенках появились пузырьки газа?

Природная вода всегда содержит многочисленные растворенные в ней примеси – полезные или нет для здоровья человека.

Задаёт вопросы, помогает в проведении опытов.

После того, как ученики убедились, что не все твёрдые вещества растворяются в воде, можно продолжить опыт с жидкостями.
Учитель доливает воду в сосуды с маслом, спиртом, глицерином.

Учитель демонстрирует стаканы с водопроводной водой и с газированной, на стенках которых видны пузырьки газа (воздуха или углекислого газа)

Проводят опыт экспериментаторы, остальные наблюдают.

Твёрдое вещество как бы «исчезнет», а жидкость останется прозрачной.

Растворилась соль, сахар, лимонная кислота.

Кусочки твёрдого вещества видны глазу, со временем они оседают на дно сосуда).

Мел, глина.

«Учёные» заполняют карту

Ученики делают вывод, что жидкости, как и твёрдые вещества, могут растворяться в воде, но есть и нерастворимые.

Примеры записывают в таблицу.

Вывод: есть вещества растворимые и нерастворимые в воде. Вода – хороший растворитель.

Высказывают свои предположения.

Вывод: в воде могут растворяться и твёрдые, и жидкие, и газообразные вещества.

Физминутка

Научить выполнять физминутку.

Льется чистая водица,
Мы умеем сами мыться.
Порошок зубной берем,
Крепко щеткой зубы трем,
Моем шею, моем уши,
После вытремся получше.

Озвучивает текст физминутки.

Выполняют движения в соответствии с текстом.

Постановка проблемного вопроса.

Научить самостоятельно искать и выделять необходимую информацию.

Слайд 5. Вот ещё один вопрос задал Серёжа и Наде: Надя, а что же делать, если нужно помыть руки, но вода очень грязная, а специального фильтра для воды нет?

Читайте также:  Какие свойства воздуха есть

Зачитывает вопрос.

Высказывают свои предположения.

Совместное открытие знаний.

Научить применять приобретённые знания в жизни.
Воспитывать бережное отношение к воде.

Опыт № 2. «Очистка воды фильтрованием»

Что произошло с нерастворимыми веществами?

Почему после прохождения через бумагу речная вода очистилась?

Можно ли воду очищать?

Слайд 6. А почему вода оказывается грязной? Приведите примеры.
Что надо делать, чтобы вода оставалась чистой?

Контролирует процесс проведения опыта.
Задаёт вопросы.

Работа в группах. Экспериментаторы проводят опыт. Учёные делают выводы и запись.

Вывод: воду можно очистить с помощью салфетки, бумаги или ткани.
Отвечают на вопросы. Для этого необходимо строить очистные сооружения, экономить воду, контролировать уровень загрязнения воды, сажать деревья по берегам водоёмов.

Применение знаний в новой проблемной ситуации

Проверить уровень приобретённых знаний.

Недавно на глаза мне попалась притча, в которой содержался вопрос, на который вы, я думаю, поможете мне ответить.
Два осла шли по дороге с кладью. Один был навьючен солью, а другой – ватой.
Первый осел едва передвигал ноги: так тяжела была его ноша. Второй осел, шел весело и легко. Вскоре животным пришлось переходить речку. Осел, навьюченный солью, зашел в воду и стал купаться: он то ложился в воду, то снова становился на ноги. Когда осел вышел из воды, ноша его стала гораздо легче. Другой осел, глядя на первого, тоже стал купаться. Но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась его поклажа. Почему же ноша первого осла после купания стала легче, а второго – тяжелее?

Рассказывает сказку.

Отвечают на вопросы.

Постановка проблемного вопроса.

Научить самостоятельно искать и выделять необходимую информацию.

Ребята, а какое сейчас время года? А у Серёжи снова возник вопрос, связанный с зимой.
Слайд 7. — Надя, а почему мама говорит, что нельзя оставлять на морозе закрытые сосуды с водой?

Задаёт проблемный вопрос.

Середина осени.

Поиск ответа на проблемный вопрос.

Совместное открытие знаний.

Научить применять приобретённые знания в жизни.

Проведем ещё один опыт, чтобы это выяснить.

Опыт №3 «Вода при замерзании расширяется» Если вода замерзает в трещинах скал, то она, расширяясь, ломает и сдвигает их с места.

Дополняет выводы, ответы.

Проводят опыт, наблюдают, делают вывод.

Отвечают на вопросы.

Вывод: вода при замерзании расширяется.

Опыт №4 «Вода испаряется»

Сейчас я попрошу экспериментатора подойти к доске и вытереть тряпочкой доску.
Подождём немножко. Что вы заметили?
Когда и где наблюдаем это свойство воды?
– При заготовке дров на зиму люди сначала их просушивают.
– На полях сушат сено, в зернохранилищах сушат зерно — во всех случаях капельки воды испаряются в воздух.

Дополнение учителем ответов детей.

Ученик проводит мокрой тряпочкой по доске, остальные наблюдают, что происходит.
Вывод: вода испаряется.

Ответы детей: сушка белья и т.д.

Обобщение изученного.

Проверить уровень приобретённых знаний.

Слайд 8. Результаты, полученные вами, показывают, что вода обладает следующими свойствами:
Вода – растворитель.
Вода при замерзании расширяется.
Воду можно очищать.
Вода – испаряется.
Ребята, а чтобы вы рассказали о воде из своих наблюдениях, если бы вы выступали на научном совете.
Опираясь на план, расскажите о свойствах воды по указанным ассоциациям.

  1. Свойство воды.
  2. Как определить его.
  3. Как человек использует его.

Нужно ли заботиться о водных ресурсах и как?

Учитель предлагает подвести итоги исследований и приготовить выступление.

Делают вывод. Представители сообщают о результатах своей работы.

Ученики рассказывают об изученных свойствах воды по плану, который записан на доске.

Рефлексия.

Проверка способности самооценки, как личностный результат

Оцените свою работу на уроке.

Оценивают свою деятельность с помощью оценочной карты

Домашнее задание.

Все вы любите смотреть сказки и мультфильмы и наверняка видели сюжет про живую и мёртвую воду. А что значит живая вода? Мёртвая? Предлагаю составить рассказ на тему «Вода добрая, вода злая» или придумать любое задание по теме.

Сообщает задание.

Записывают задание. Выполняют по желанию.

Источник

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

ПРЕЗЕНТАЦИЯ СВОЙСТВА ВОДЫ В ТВЕРДОМ СОСТОЯНИИ (СВОЙСТВА ЛЬДА) Подготовила пре

Описание слайда:

ПРЕЗЕНТАЦИЯ СВОЙСТВА ВОДЫ В ТВЕРДОМ СОСТОЯНИИ (СВОЙСТВА ЛЬДА) Подготовила презентацию Ученица 3 «Б» класса МАОУ «СОШ № 2 г. Немана» Веселова Мария  

Читайте также:  Что такое философский камень какие свойства ему приписывали

2 слайд

Лед в природе В Ан­тарк­ти­де на­хо­дят­ся ос­нов­ные за­па­сы этого ве­ще­ст

Описание слайда:

Лед в природе В Ан­тарк­ти­де на­хо­дят­ся ос­нов­ные за­па­сы этого ве­ще­ства на Земле. Айс­бер­ги – пла­ва­ю­щие в море глыбы льда.

3 слайд

Сне­жин­ки со­сто­ят из мел­ких кри­стал­ли­ков льда. Узоры на стек­ле в зим­

Описание слайда:

Сне­жин­ки со­сто­ят из мел­ких кри­стал­ли­ков льда. Узоры на стек­ле в зим­нее время – это кри­стал­лы льда, об­ра­зо­ван­ные за­мёрз­шим во­дя­ным паром.

4 слайд

Получение льда В со­вре­мен­ном мире по­лу­че­ние льда – про­цесс до­ступ­ный

Описание слайда:

Получение льда В со­вре­мен­ном мире по­лу­че­ние льда – про­цесс до­ступ­ный даже ре­бен­ку. До­ста­точ­но взять ка­кую-ни­будь ем­кость, на­пол­нить водой, по­ста­вить на время в мо­ро­зиль­ную ка­ме­ру, и по­лу­чит­ся лед. Иней в хо­ло­диль­ни­ке – это за­мёрз­ший во­дя­ной пар. Иней и лед – это вода в твер­дом со­сто­я­нии.

5 слайд

Лед тает Лед имеет свой­ство таять в теп­лом по­ме­ще­нии, пре­вра­ща­ясь в в

Описание слайда:

Лед тает Лед имеет свой­ство таять в теп­лом по­ме­ще­нии, пре­вра­ща­ясь в воду.

6 слайд

Лед скользкий Лед хо­лод­ный и скольз­кий на ощупь. Люди знали о том, что лед

Описание слайда:

Лед скользкий Лед хо­лод­ный и скольз­кий на ощупь. Люди знали о том, что лед скользкий, и защищали крепости на возвышениях рвами с водой. В холодное время года защитники поливали стены водой, и по скользкой ледяной стене захватчики не могли пробраться внутрь.

7 слайд

Гололед При тем­пе­ра­ту­ре ниже 0° вода на по­верх­но­сти почвы за­мер­за­ет

Описание слайда:

Гололед При тем­пе­ра­ту­ре ниже 0° вода на по­верх­но­сти почвы за­мер­за­ет, пре­вра­ща­ясь в го­ло­лед – опас­ное яв­ле­ние при­ро­ды (в спеш­ке можно по­скольз­нуть­ся, упасть и по­лу­чить трав­му). Чтобы из­бе­жать травм, нужно не то­ро­пить­ся, при ходь­бе на­сту­пать на всю по­дош­ву. Осо­бен­но осто­рож­но нужно пе­ре­хо­дить до­ро­гу.

8 слайд

Лед -хрупкий Лед – хруп­кий. Если стук­нуть по ку­би­ку льда мо­ло­точ­ком, о

Описание слайда:

Лед -хрупкий Лед – хруп­кий. Если стук­нуть по ку­би­ку льда мо­ло­точ­ком, он рас­ко­лет­ся на мно­же­ство льди­нок.

9 слайд

Лед сохраняет форму Лед сохраняет свою форму. Если переложить льдинку из блюд

Описание слайда:

Лед сохраняет форму Лед сохраняет свою форму. Если переложить льдинку из блюдечка в стакан, её форма не измениться, потому что лед – твердое вещество и не меняет свою форму.

10 слайд

Перемещение по льду За­мёрз­шую по­верх­ность во­до­ё­ма можно ис­поль­зо­ват

Описание слайда:

Перемещение по льду За­мёрз­шую по­верх­ность во­до­ё­ма можно ис­поль­зо­вать для пе­ре­ме­ще­ний на транс­пор­те или пеш­ком, по­то­му что лед, в от­ли­чие от воды, спо­со­бен вы­дер­жи­вать на своей по­верх­но­сти до­ста­точ­но боль­шой вес. Для за­ня­тий спор­том и раз­вле­че­ний за­ли­ва­ют катки – боль­шие ров­ные про­стран­ства льда. Во время ка­та­ния на конь­ках лед, со­при­ка­са­ю­щий­ся с лез­ви­я­ми, тает, пре­вра­ща­ясь в воду. Если бы не было этого тон­ко­го слоя воды, ка­тать­ся по льду было бы так же труд­но, как по полу.

11 слайд

Лед не тонет в воде Лед не тонет в воде. Если бро­сить ку­со­чек льда в ем­ко

Описание слайда:

Лед не тонет в воде Лед не тонет в воде. Если бро­сить ку­со­чек льда в ем­кость с водой, он не уто­нет, а будет пла­вать на по­верх­но­сти. Обыч­но твер­дые ве­ще­ства тя­же­лее, чем те же ве­ще­ства в жид­ком со­сто­я­нии. На­при­мер, ку­со­чек же­ле­за тонет в рас­плав­лен­ном же­ле­зе. При за­мер­за­нии вода за­ни­ма­ет боль­ший объем, чем пре­жде, она рас­ши­ря­ет­ся, по­это­му лед легче воды.

12 слайд

Лед плохо проводит тепло Лед плохо проводит тепло. В водоеме он защищает воду

Описание слайда:

Лед плохо проводит тепло Лед плохо проводит тепло. В водоеме он защищает воду под ним от дальнейшего охлаждения. Вода тоже плохо передает тепло. Это доказывает такой опыт: на дно пробирки с водой опускают кубик льда с тяжелым грузом (поскольку лед не тонет в воде, в него заранее вмораживают грузик), край пробирки нагревают, верхний слой воды кипит, а лед не плавится. Из опыта можно сделать вывод, что не только лед, но и вода плохо проводит тепло.

13 слайд

Лед бесцветен и прозрачен Лед, как и стек­ло, бес­цве­тен и про­зра­чен.

Описание слайда:

Лед бесцветен и прозрачен Лед, как и стек­ло, бес­цве­тен и про­зра­чен.

14 слайд

Спасибо за внимание!

Описание слайда:

Спасибо за внимание!

Выберите книгу со скидкой:

Какие свойства льда 3 класс

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Какие свойства льда 3 класс

Курс профессиональной переподготовки

Преподаватель естествознания

Какие свойства льда 3 класс

Курс повышения квалификации

Какие свойства льда 3 класс

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель экологии

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-1287889

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник