Какие свойства являются общими для человека и животных
Алексей Хмелинский · 3 декабря 2018
40,1 K
Интересуюсь искусством, музыкой, литературой, в свободное время и компьютерные…
Самое главное то, что люди — это прямоходящие существа, у нас отличается строение скелета, хоть и не сильно.
У нас более развиты речь и мышление. Если смотреть по пирамиде Маслоу, то только люди доходят до вершины — потребности в самовыражении, в духовной деятельности. Насчет орудий труда — это спорный вопрос. Мы можем создавать более усовершенствованные и сложные орудия труда, но мы не единственные, кто может это делать.
Конечно знаю! Но ответ мой будет неутешительным. Человек имеет то, чего не имеет ни одно существо на свете -Разум. Это самое неудачное и самое страшное из всего того, что выдумала матушка Природа, стремясь к апогею Жизни. И вот — финал. Достойный самых жестоких драм. Самое гениальное создание Природы Человек уничтожает Всё. И с ним не может сравниться никакой… Читать далее
Искуство, творчество, доблесть, навязаная нам духовность… да этим человек отличается от животного но к сожалению только небольшой процент от общей массы. А остольные животные которые образуют стадо называемое себя социумом. Хлеба им подовай и зрелище и нечего боле их не интересует. Очень печально за всем этим наблюдать…
Единственное живое существо на планете наделённое разумом.
Чаще всего люди заводят домашних животных от одиночества или непонимания близких. Им так хочется понимания, любви, тепла и ласки, и чаще всего они получают эти чувства только от домашнего питомца. Как приятно, придя с работы, встретить на пороге «радостную мордашку» твоей любимой собаки или кошки. Это для человека равнодушного кошки, собаки и все остальные животные… Читать далее
Если человека в повседневной жизни сравнивают с животным, то хотят указать на его недостойное поведение. Действительно, человек – существо мыслящее, способное к сознательному труду и целенаправленному воздействию на природу. Об этом говорит даже название биологического вида – Homo sapiens (Человек разумный). Разве животные могут вести себя так, как разумное существо… Читать далее
В человеке есть частичка небесных сил проявляющаяся разумом, у животных этой частички нет. Животные подчинены… Читать дальше
Автор вопроса считает этот ответ лучшим
Живу в своем доме, люблю заниматься садом и животными. Увлекаюсь лингвистикой…
Более высокой нервной и мыслительной деятельностью, высшими нервными функциями, такими, как сострадание, забота о пожилых и больных людях, осознанным творчеством. Птицы вьют красивые гнезда, пауки — плетут паутны, но эти творения утилитарны и направлены на удовлетворения потребностей в пище или размножении, человек же творит ради самого искусства.
Есть ли у животных мораль?
Есть. То, что у нас обычно называют моралью (альтруистичное поведение вместо эгоистичного), возникло из системы взаимозачётов «ты мне — я тебе», неизбежно возникающей в любых сообществах стайных животных со сложной иерархией.
Наиболее наглядным примером является груминг — вылавливание паразитов из шерсти на спине у некоторых видов обезьян. Это действие, которое обезьяна не может произвести себе сама. Только друг дружке. Ты что-то сделал для другого, другой со временем что-то сделает для тебя. Если не вести учёт взаимозачётов, открывается простор для социального паразитизма, когда отдельная особь только принимает блага, а сама для блага других ничего не делает.
Для конкретной особи это хорошо, но для популяции в целом это плохо, потому что паразит получает эволюционное преимущество, его эгоистичные потомки вытесняют потомков альтруистов и со временем все особи в стае начинают себя вести как паразиты, не оказывая благо другим. Чтобы избавиться от такой ситуации, в ходе эволюции у стайных животных обязательно возникает система взаимозачётов. Каждый член стаи помнит, сколько кому из соплеменников он должен. Если кто-то вдруг начинает себя вести эгоистично, либо ему перестают оказывать помощь, либо вообще могут изгнать из стаи. Опасность этого заставляет членов стаи воздерживаться от эгоизма, оказывая помощь другим членам стаи по мере надобности.
Действие по оказанию помощи соплеменнику может быть разным, кроме груминга это может быть помощь в совместной охоте (волки), слежение за небом (сурикаты), делёж добычей в плату за охрану стойбища (люди и собаки). Кстати, люди и собаки — не единственный пример межвидового сотрудничества. Известно, что некоторые виды дельфинов плавают и охотятся стаями, в которых встречаются представители разных видов дельфинов. Такая стая действует как единое целое.
Необходимость вести систему взаимозачётов — очень сложная функция, она за собой тащит сразу целую кучу всякого. Способность различать других членов стаи. Способность запоминать. Способность к счёту. Неизбежно возникают сопутствующие понятия, которые мы относим к категории морали. Воровство. Обман. Несправедливость. Обида. Близкие члены стаи (это не обязательно родственники), готовые придти на выручку или оказать помощь. А воровство и обман автоматически тащат за собой необходимость понимать, что в данный момент видят и о чём думают соплеменники (чтобы украсть блага и не огрести от других членов стаи). А необходимость понимать, о чём думают соплеменники автоматически тащит за собой theory of mind — способность ставить себя на чужое место и представлять как бы ты поступил на этом месте.
Всё это требует очень больших вычислительных ресурсов и очень сильно разгоняет размер мозга (потому что мозга нужно много, большой мозг даёт тебе преимущество даже несмотря на растущую энергию, которая расходуется на его поддержание в рабочем состоянии). А появившиеся вычислительные ресурсы можно потом использовать и для других вещей. Например, для обучения охоте. По настоящему сложной охоте, такой, какую в инстинкты не прошьёшь. Именно поэтому у кошачьих (они не стайные животные и у них нет ничего вышеперечисленного) инстинкты охоты зашиты на уровне рефлексов. Им не требуется обучение, только родившись они уже умеют охотиться, им требуется только научиться координации движений своего тела. Но охотятся кошачьи всегда одним и тем же способом, тем что передан им в генах. А вот у волков наоборот. На уровне рефлексов зашит самый минимум, а охотиться щенки учатся от взрослых волков и это не очень быстрый процесс. В результате у каждой стаи волков свой способ охоты и свой тип добычи. Доходит до того, что на одной территории могут бесконфликтно сосуществовать несколько разных стай волков, каждая из которых обучена охотиться на свой тип добычи.
Считается, что именно стайность и необходимость вести взаимозачёты является основной причиной роста мозга у приматов, к которым относятся и люди. Не очень понятно, какой именно процесс вызвал последующий взрывной рост сложности мозга у людей (на эту кандидатуру есть два претендента: человеческая речь и способность к распутыванию следов), но первой ступенькой к росту было именно ведение взаимозачётов с другими членами стаи.
Большая часть вышеперечисленных понятий морали присущи всем стайным животным со сложной иерархией. У человека отнюдь нет монополии на мораль. Хотя, безусловно, у людей она сложнее и включает в себя больше понятий.
Прочитать ещё 1 ответ
Почему у людей в отличии даже от обезьян,и тем более от других животных такая разная внешность?Почему у нас разные лица?
На самом деле, это иллюзия. У животных тоже разная внешность, но человеческий мозг «заточен» под узнавание лиц именно людей, а не других животных, поэтому другие животные на первый взгляд кажутся нам одинаковыми.
Интересно, что эта неспособность видеть различия между животными возникает у людей не сразу. Исследования психологов показали, что грудные дети прекрасно различают «лица» лемуров и теряют эту способность лишь в возрасте шести месяцев, когда начинают специализироваться на лицах людей. (BBC, «Мозг человека»)
А вообще, функция распознавания человеческих лиц настолько важна, что в зрительной коре есть отдельная область, которая занимается исключительно этим. Удивительные способности этой области можно оценить, почитав перевод соответствующего доклада Массачусетского Технологического института. geektimes.ru
Осознают ли животные свою смертность?
Ветеринар Дженнифер Коутс, специалист с большим опытом, считает, что домашние животные прекрасно осознают, что такое смерть. Вот что она пишет:
«Оплакивают же слоны или киты гибель своих близких товарищей! И никому это не кажется странным. Но то гибель сородича, товарища. А могут ли животные предчувствовать свой собственный уход из жизни?
Я врач-ветеринар, многое повидала на своем веку. Помню историю, приключившуюся в одном доме. Меня пригласили сделать смертельную инъекцию пожилой умирающей собаке. Перед тем, как я вставила катетер, откуда ни возьмись, пришел кот. Подошел к собаке и аккуратно, очень бережно положил на нее свои лапы – я с тобой, друг. Я была несказанно удивлена, когда узнала – при жизни эти животные особо не дружили и не ладили между собой.
Другую историю рассказал коллега, хозяин трех собак. Когда случилась трагедия – погиб один из питомцев, двое оставшихся пришли к бездыханному телу товарища и стали гулко, протяжно выть.
И подобных историй на самом деле много»
При этом кое-что можно сказать наверняка: многие животные чувствуют, скорее, не саму смерть, а потерю. То есть был человек или сородич, а теперь его нет рядом. И нет уже длительный промежуток времени. И они в состоянии эту потерю оплакивать или переживать
Прочитать ещё 3 ответа
Человек по своей природе — хищник или травоядный?
Интеллектолог, зоопсихолог, автор синтетической психологии и МИО(с)-технологии.
Противопоставление хищников и травоядных состоит вовсе не в составе пищи, а в способе ее добывания. Чисто плотоядных животных в природе не так уж много, большинство их либо относится к насекомым, либо живут в воде.
Всеядные действительно обладают наиболее развитой психикой и, в частности, самыми богатыми социальными отношениями. Давно известно, что самыми полноценными партнерами человека являются собаки, а кроме них на эту роль могут претендовать крысы, свиньи и вороны. Все они — всеядны.
Прочитать ещё 3 ответа
Могут ли животное быть личностью и осознавать окружающий мир?
физик-теоретик в прошлом, дауншифтер и журналист в настоящем, живу в Германии
А с какого момента можно считать человека «личностью», «осознающей мир»? С первыми произнесенными словами, или позже? С первыми понятыми чужими словами? Или еще раньше — с рождения? Или еще до рождения? А тогда с какой именно стадии эмбрионального развития?
Вот когда разберетесь с человеком, можно будет поговорить о животных. Человекообразные обезьяны, например, имеют интеллект, сопоставимый с ребенком 2-3-5 лет (смотря какие проявления сравнивать). Способны обучиться жестовому языку глухих (артикулировать речь не могут по анатомическим причинам) и уместным образом использовать ее по собственной инициативе. Это уже «личность», или еще нет? А если «нет», то как обстоит дело с детьми?
Прочитать ещё 1 ответ
1. ×òî ðîäíèò ÷åëîâåêà ñ æèâîòíûìè
Êàêèå åñòü äîêàçàòåëüñòâà ðîäñòâà ÷åëîâåêà ñ æèâîòíûìè?
Àíòðîïîëîã: Êàê âñå æèâûå ñóùåñòâà, ÷åëîâåê äëÿ ïîääåðæàíèÿ æèçíè íóæäàåòñÿ â ïèùå, âîäå, ñíå. Ïîäîáíî âñåì æèâîòíûì, îí ñòàðèòñÿ è óìèðàåò. Ýòè ÷åðòû ñõîäñòâà, êàê ãîâîðèòñÿ, «ëåæàò íà ïîâåðõíîñòè». Íî åñòü è äðóãèå, áûòü ìîæåò, íå ñòîëü î÷åâèäíûå. ß óæå ðàññêàçûâàë âàì, ÷òî ñòðîåíèå òåëà ÷åëîâåêà âî ìíîãîì ñõîäíî ñî ñòðîåíèåì òåëà äðóãèõ æèâîòíûõ. Ñðàâíèâàÿ ìåæäó ñîáîé ñêåëåò èëè îòäåëüíûå îðãàíû, âûïîëíÿþùèå îäíè è òå æå ôóíêöèè (íàïðèìåð, ïèùåâàðåíèÿ èëè äûõàíèÿ), ó÷åíûå íàõîäÿò ìíîæåñòâî ñîâïàäåíèé. Êîíå÷íî, áîëüøå âñåãî òàêèõ ñîâïàäåíèé ñ áëèçêîðîäñòâåííûìè æèâîòíûìè (îñîáåííî îáåçüÿíàìè, âñå êòî âèäåëè îáåçüÿíó, ñðàçó ýòî ïîäìå÷àþò). Íî äàæå â òîì ñëó÷àå, êîãäà ìû íà÷èíàåì ñîïîñòàâëÿòü îðãàíèçì ÷åëîâåêà ñ îðãàíèçìîì òàêîãî íåïîõîæåãî íà íåãî ñóùåñòâà, êàê ðûáà, áûñòðî îáíàðóæèâàåòñÿ ìíîãî îáùèõ ÷åðò (ó ðûá, êàê è ó ëþäåé, åñòü ïîçâîíî÷íèê, ñåðäöå, æåëóäîê, íåðâíàÿ ñèñòåìà è ò.ï.).
À êàêèå-íèáóäü äðóãèå ïîäòâåðæäåíèÿ ýòîìó åñòü?
Àíòðîïîëîã: Áåç ñîìíåíèÿ! Î ðîäñòâå ÷åëîâåêà ñ äðóãèìè æèâîòíûìè ñâèäåòåëüñòâóåò íàëè÷èå ó íåãî, òàê íàçûâàåìûõ, ðóäèìåíòàðíûõ îðãàíîâ, òî åñòü òàêèõ îðãàíîâ, êîòîðûå óòðàòèëè ñâîå çíà÷åíèå â ïðîöåññå ýâîëþöèè. Èõ íàñ÷èòûâàþò íåñêîëüêî äåñÿòêîâ. Íàïðèìåð, èçó÷àÿ ñòðîåíèå êîï÷èêà — íèæíåãî îòäåëà ÷åëîâå÷åñêîãî ïîçâîíî÷íèêà, ñîñòîÿùåãî èç íåñêîëüêèõ ñðîñøèõñÿ ïîçâîíêîâ, ìîæíî çàêëþ÷èòü, ÷òî ó äàëåêèõ ïðåäêîâ ÷åëîâåêà êîãäà-òî áûë õâîñò. Íà òåëå ÷åëîâåêà ìíîæåñòâî ìåëêèõ ðåäêèõ âîëîñêîâ ýòî îñòàòêè ãóñòîé øåðñòè íàøèõ ïðåäêîâ. Ñëåïàÿ êèøêà ÷åëîâåêà èìååò íåáîëüøîé îòðîñòîê àïïåíäèêñ, êîòîðûé íå ó÷àñòâóåò â ïðîöåññå ïèùåâàðåíèÿ. Íî ó ìíîãèõ òðàâîÿäíûõ æèâîòíûõ ýòî âàæíåéøèé îòäåë êèøå÷íèêà. Î ÷åì ýòî ãîâîðèò? Ïðàâèëüíî! Íàøè äàëåêèå ïðåäêè áûëè òðàâîÿäíûìè. Íî êîãäà äðåâíèå ëþäè ïåðåøëè íà ìÿñíóþ ïèùó, íàäîáíîñòü â àïïåíäèêñå îòïàëà, è îí â êîíöå êîíöîâ ïðåâðàòèëñÿ â ðóäèìåíòàðíûé îðãàí. Ìîæíî ïðè æåëàíèè íàéòè è äðóãèå ïðèìåðû, ãîâîðÿùèå î òîì, ÷òî ÷åëîâåê âûøåë èç ìèðà æèâîòíûõ è ïî-ïðåæíåìó èìååò ñ íèìè ìíîãî îáùåãî.
2. Èíñòèíêòû è ðàçóì
×åì ÷åëîâåê îòëè÷àåòñÿ îò äðóãèõ æèâîòíûõ?
Àíòðîïîëîã: Ãëàâíîå îòëè÷èå ÷åëîâåêà îò âñåõ îñòàëüíûõ æèâûõ ñóùåñòâ çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî îí îáëàäàåò ðàçóìîì. Èìåííî áëàãîäàðÿ ðàçóìó ÷åëîâåê ñïîñîáåí áûñòðî îðèåíòèðîâàòüñÿ â îêðóæàþùåé îáñòàíîâêå è ïðèíèìàòü ðåøåíèÿ, íàèáîëåå öåëåñîîáðàçíûå äëÿ íàñòîÿùåãî ìîìåíòà.
Íó, ýòî åùå íå ôàêò! Ðàçâå äðóãèå æèâîòíûå íà ýòî íå ñïîñîáíû? Âñïîìíèì õîòÿ áû ï÷¸ë, ìóðàâü¸â è äðóãèõ íàñåêîìûõ.
Àíòðîïîëîã: Äà, íà ïåðâûé âçãëÿä èõ ïîâåäåíèå ìîæåò ïîêàçàòüñÿ îñìûñëåííûì. Îäíàêî ó÷¸íûå äîêàçàëè, ÷òî âñå äåéñòâèÿ íàñåêîìûõ äèêòóþòñÿ íå ðàçóìîì, à èíñòèíêòàìè.
Èíñòèíêò ýòî âðîæä¸ííàÿ ôîðìà ïîâåäåíèÿ.
Âîò òîëüêî îäèí ïðèìåð. Äëÿ òîãî ÷òîáû îáåñïå÷èòü ñâîèõ ëè÷èíîê êîðìîì îñû ðîþò íîðêè è çàòàñêèâàþò òóäà ïàðàëèçîâàííûõ ÿäîì íàñåêîìûõ (íàïðèìåð, êóçíå÷èêîâ). Ïîëîæèâ äîáû÷ó ó îòâåðñòèÿ íîðêè, îñà, ïåðåä òåì êàê îêîí÷àòåëüíî âòàùèòü å¸, áûñòðî «îáûñêèâàåò» ñâîå ïîìåùåíèå. Ýòî öåëåñîîáðàçíî, òàê êàê âîëî÷èòü äîáû÷ó ïðèõîäèòñÿ èçäàëåêà, è â «êâàðòèðó» ìîã êòî-íèáóäü çàëåçòü. Óáåäèâøèñü, ÷òî âñ¸ â ïîðÿäêå, îñà âûáèðàåòñÿ íàðóæó, áåð¸ò äîáû÷ó è ïðÿ÷åò å¸ â íîðêå. À ÷òî áóäåò, åñëè âíåñòè â å¸ èíñòèíêòèâíûå äåéñòâèÿ íåçíà÷èòåëüíûå êîððåêòèâû? Êîãäà îñà èñ÷åçíåò â íîðêå, ÷óòü-÷óòü îòîäâèíåì å¸ äîáû÷ó îò âõîäà. Íà íàø âçãëÿä íè÷åãî íå èçìåíèëîñü, íî äëÿ îñû âñÿ öåïî÷êà äåéñòâèé íà÷èíàåòñÿ ñíà÷àëà. Îíà âíîâü ïîäòàñêèâàåò ïàðàëèçîâàííîå íàñåêîìîå ê âõîäó è âíîâü íûðÿåò â íîðêó äëÿ «ïðîâåðêè». Îäèí èññëåäîâàòåëü ñîðîê ðàç îòîäâèãàë äîáû÷ó, è îñà êàæäûé ðàç âíîâü è âíîâü «îáûñêèâàëà» íîðêó, âõîä â êîòîðóþ åé áûë ïðåêðàñíî âèäåí! Ìîæíî ñêàçàòü, ÷òî îíà âåëà ñåáÿ â äàííîì ñëó÷àå êàê àâòîìàò. Âïðî÷åì, òàê îíî è åñòü íà ñàìîì äåëå. Ïîâåäåíèå íàñåêîìûõ «çàïðîãðàììèðîâàíî» ñ ñàìîãî èõ ðîæäåíèÿ. Îíè âåäóò ñåáÿ òàê, êàê âåëè íà ïðîòÿæåíèè ìíîãèõ ìèëëèîíîâ ëåò ýâîëþöèè. Êàæäîå èõ äåéñòâèå ïðîäèêòîâàíî èíñòèíêòîì. «Îáäóìàòü», èçìåíèòü ñâî¸ ïîâåäåíèå â ñîîòâåòñòâèè ñ èçìåíèâøèìèñÿ îáñòîÿòåëüñòâàìè, îíè ïðîñòî íå â ñîñòîÿíèè.
Äîïóñòèì, ñ íàñåêîìûìè âñ¸ ïîíÿòíî. À êàê áûòü ñ ñîáàêàìè èëè îáåçüÿíàìè?
Àíòðîïîëîã: Äåéñòâèòåëüíî, ïîâåäåíèå âûñîêîîðãàíèçîâàííûõ æèâîòíûõ (íàïðèìåð, ñîáàê èëè îáåçüÿí) ãîðàçäî ñëîæíåå, ÷åì ïîâåäåíèå íàñåêîìûõ. Îíè ñïîñîáíû äåëàòü âûáîð, ïðåäâèäåòü ïîñëåäñòâèÿ òîãî èëè èíîãî ñâîåãî ïîñòóïêà. Îäíàêî è â ýòîì ñëó÷àå ïîâåäåíèå æèâîòíûõ ÿâëÿåòñÿ èíñòèíêòèâíûì, à íå ðàçóìíûì. Ïðîñòî âûñîêîîðãàíèçîâàííûå æèâîòíûå ñïîñîáíû ê îáó÷åíèþ. Îáåçüÿíû è ñîáàêè, â îòëè÷èå îò íàñåêîìûõ, ìîãóò ìåíÿòü ñâî¸ ïîâåäåíèå â çàâèñèìîñòè îò ñèòóàöèè. Íî îíè ñîâåðøåííî íå ñïîñîáíû ê òâîð÷åñòâó, ê ñîçäàíèþ ÷åãî-ëèáî íîâîãî. Ýòà ñïîñîáíîñòü ïðèñóùà îäíîìó òîëüêî ÷åëîâåêó. ×åëîâåê òðóäèòñÿ, è â ðåçóëüòàòå åãî òðóäîâîé äåÿòåëüíîñòè ïðîèñõîäèò ïðåîáðàçîâàíèå îêðóæàþùåãî ìèðà. ×åëîâåê ìîæåò ðàçìûøëÿòü, àíàëèçèðîâàòü, îáîáùàòü, äåëàòü âûâîäû, íàêàïëèâàòü è ïåðåäàâàòü èíôîðìàöèþ. Îí åäèíñòâåííûé èç æèâûõ ñóùåñòâ, êòî ñïîñîáåí ê ïîçíàíèþ ìèðà è ñàìîãî ñåáÿ. Ýòà åãî îñîáåííîñòü è íàçûâàåòñÿ ðàçóìîì.
Ðàçóì ýòî ñïîñîáíîñòü ÷åëîâåêà ïîíèìàòü è îñìûñëèâàòü ìèð è ñàìîãî ñåáÿ, ñïîñîáíîñòü ê òâîð÷åñòâó è ïîçíàíèþ.
Èìåííî ðàçóì ïîçâîëèë ÷åëîâåêó èçîáðåñòè ìíîæåñòâî ïîëåçíûõ âåùåé è çàíÿòü ãîñïîäñòâóþùåå ïîëîæåíèå íà íàøåé ïëàíåòå. Äà, îí íå òàê áûñòðî áåãàåò, êàê ëåîïàðä, íå òàêîé çîðêèé, êàê îð¸ë, îí íå óìååò ëåòàòü, êàê ïòèöû, ó íåãî íåò îñòðûõ êîãòåé, ìîùíûõ êëûêîâ, òîëñòîé øêóðû. Íî áëàãîäàðÿ áèíîêëþ, ÷åëîâåê âèäèò ëó÷øå îðëà, áëàãîäàðÿ àâòîìîáèëþ ïåðåìåùàåòñÿ áûñòðåå ëåîïàðäà, à áëàãîäàðÿ ñàìîë¸òó ëåòàåò âûøå è áûñòðåå ëþáîé ïòèöû.
Ëþäè ñðîäíè æèâîòíûì. Çíà÷èò, ó íèõ òîæå åñòü èíñòèíêòû?
Àíòðîïîëîã: Õîòÿ ÷åëîâåê îáëàäàåò ðàçóìîì, èíñòèíêòû åìó òàêæå ïðèñóùè. Íàïðèìåð, íîâîðîæäåííûé ìëàäåíåö, êîãäà ãîëîäåí, æàäíî ñîñ¸ò ìîëîêî. Íèêòî íå ó÷èë åãî ýòîìó. Ðåáåíîê «óìååò åñòü» ñ ñàìîãî ðîæäåíèÿ. Îäíàêî ñïîñîáíîñòü ãîâîðèòü, ÷èòàòü, èãðàòü, òðóäèòüñÿ è ìíîãîå äðóãîå ÷åëîâåê îáðåòàåò òîëüêî ïóòåì îáó÷åíèÿ. Ïîýòîìó è ãîâîðÿò, ÷òî èíñòèíêòû èãðàþò â åãî æèçíè íåñðàâíèìî ìåíüøóþ ðîëü, ÷åì â æèçíè äðóãèõ æèâîòíûõ.
3. Ìîçã îñíîâíîé èíñòðóìåíò ìûñëèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè
Åñëè ðàçóì — ñàìîå âàæíîå, ÷òî îòëè÷àåò ÷åëîâåêà îò äðóãèõ æèâîòíûõ, òîãäà ó íèõ äîëæíî áûòü ðàçíîå ñòðîåíèå ìîçãà!
Àíòðîïîëîã: Äåéñòâèòåëüíî, ãëàâíûì èíñòðóìåíòîì ðàçóìíîé äåÿòåëüíîñòè ÷åëîâåêà ÿâëÿåòñÿ åãî ãîëîâíîé ìîçã. Íî ýòîò æèçíåííî âàæíûé îðãàí åñòü è ó ìíîãèõ äðóãèõ æèâûõ ñóùåñòâ, íàïðèìåð, ó ðûá, ó ïòèö è ó çâåðåé. Îäíàêî ðàçóìîì îíè íå îáëàäàþò! Çàìàí÷èâî áûëî áû ñ÷èòàòü, ÷òî åãî ìîçã óñòðîåí ñîâñåì íå òàê, êàê ìîçã äðóãèõ æèâîòíûõ. Îäíàêî íàó÷íûå èññëåäîâàíèÿ ýòîãî íå ïîäòâåðäèëè.  ñòðîåíèè ãîëîâíîãî ìîçãà ÷åëîâåêà, êàê è â ñòðîåíèè äðóãèõ åãî îðãàíîâ, ìîæíî îáíàðóæèòü ìíîæåñòâî îáùèõ ÷åðò ñî ñòðîåíèåì ìîçãà çâåðåé è ïòèö, ÷òî åùå ðàç ïîäòâåðæäàåò òîò ôàêò, ÷òî ÷åëîâåê âûøåë â ñâî¸ì ðàçâèòèè èç æèâîòíîãî ìèðà, ÷òî îí ÷àñòü ïðèðîäû. Íà÷àòü ñ òîãî, ÷òî â ðàáîòå ëþáîãî ìîçãà, áóäü òî ìîçã ïòèöû, îáåçüÿíû èëè ÷åëîâåêà, âåäóùóþ ðîëü èãðàþò îñîáûå íåðâíûå êëåòêè íåéðîíû. (Ê ïðèìåðó, ó ÷åëîâåêà íåéðîíû ñîñòàâëÿþò îäíó äåñÿòóþ ÷àñòü âñåõ êëåòîê íåðâíîé òêàíè). Ñëîæíîñòü íåðâíîé ñèñòåìû íàõîäèòñÿ â ïðÿìîé çàâèñèìîñòè îò ÷èñëà ñîñòàâëÿþùèõ å¸ íåéðîíîâ. Íàïðèìåð, ó ÷åðâåé èõ âñåãî îêîëî 100, à ó ÷åëîâåêà áîëåå 10 ìèëëèàðäîâ!
Ïîëó÷àåòñÿ, ÷åì áîëüøå îáú¸ì ãîëîâíîãî ìîçãà ó êàêîãî-ëèáî ñóùåñòâà, òåì îíî «óìíåå»?
Àíòðîïîëîã: Ýòî íå ñîâñåì òàê. Èçâåñòíî, ÷òî ó ñëîíîâ è äåëüôèíîâ ìîçã áîëüøå, ÷åì ó ëþäåé. Îäíàêî ðàçóìîì èç íèõ îáëàäàåò òîëüêî ÷åëîâåê. Ó÷¸íûå ñ÷èòàþò, ÷òî íàðÿäó ñ îáú¸ìîì ìîçãà ÷ðåçâû÷àéíî âàæíóþ ðîëü èãðàåò êîëè÷åñòâî ñâÿçåé, âîçíèêàþùèõ ìåæäó îòäåëüíûìè íåéðîíàìè. ×åëîâå÷åñêèé ìîçã ìîæíî óïîäîáèòü âîëøåáíîìó ëåñó: èç íåéðîíîâ âûòÿãèâàþòñÿ äëèííûå îòðîñòêè, êîòîðûå ïåðåïëåòàþòñÿ ìåæäó ñîáîé, êàê âåòâè äåðåâüåâ. Ïðè ïîìîùè ýòèõ îòðîñòêîâ îòäåëüíûå íåéðîíû ïîñòîÿííî îáìåíèâàþòñÿ äðóã ñ äðóãîì íåðâíûìè èìïóëüñàìè. Êîëè÷åñòâî ïîäîáíûõ ñâÿçåé îäíîãî òîëüêî íåéðîíà ìîæåò äîñòèãàòü 20 òûñÿ÷! Íè ó îäíîãî äðóãîãî ñóùåñòâà íåéðîíû ãîëîâíîãî ìîçãà íå îáðàçóþò òàêèõ ñëîæíûõ è ìíîãî÷èñëåííûõ ñâÿçåé. È èìåííî ýòèì ÷åëîâå÷åñêèé ìîçã îòëè÷àåòñÿ îò ìîçãà æèâîòíûõ. Îäíàêî ñëåäóåò îòìåòèòü, ÷òî ó íîâîðîæäåííîãî ìëàäåíöà ðàçâåòâë¸ííûõ ñâÿçåé ìåæäó íåéðîíàìè íåò. Îíè îáðàçóþòñÿ òîëüêî â ðåçóëüòàòå åãî îáùåíèÿ ñ äðóãèìè ëþäüìè è îáó÷åíèÿ. ×åì áîëüøå ÷åëîâåê óçíà¸ò, ÷åì áîëüøå îí ðàçìûøëÿåò èëè çàíèìàåòñÿ òâîð÷åñòâîì, òåì áîëüøå íåéðîííûõ ñâÿçåé óñòàíàâëèâàåòñÿ â åãî ìîçãó. À ýòî ïîêàçûâàåò, ÷òî ðàçóì íå äà¸òñÿ ÷åëîâåêó ñ ðîæäåíèÿ. Îí ôîðìèðóåòñÿ, «ñîçäà¸òñÿ» òîëüêî â îáùåñòâåííîé ñðåäå!