Какие свойства имеет воздух 3 класс

Какие свойства имеет воздух 3 класс thumbnail

Урок окружающего мира «Невидимое сокровище» 3 класс.

Урок-исследование.

Цели: Познакомить учащихся в ходе исследовательской работы и частично-поисковой деятельности с составом, свойствами воздуха, значением для существования жизни на планете.

Задачи урока:

а) образовательные: учить выделять главное, применять полученные знания на практике; учить задавать вопросы, хорошо разбираться в теории, уметь излагать материал.

б) развивающие: развивать умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать; развивать критическое мышление; познавательный интерес к окружающему миру через работу с разными информационными источниками; формировать умение постановки проблемных вопросов.

в) воспитывающие: воспитывать коммуникативные умения (сотрудничать в малой группе, слушать товарищей),  воспитывать бережное отношение к природе; воспитывать культуру общения, умение работать в группах.

Ход урока.

  1. Актуализация знаний.

— Посмотрите, что у меня в руках? ( Глобус)

— Какого цвета больше на глобусе?( Голубого)

— Что обозначено голубым цветом? ( Вода)

— Если посмотреть на нашу планету из космоса, то увидим, что на земле больше воды, чем суши. 4 огромных океана омывают нашу сушу.

— Кроме Атлантического, Тихого, Индийского, Северного Ледовитого океанов, есть на свете, еще один океан – самый большой из всех.

— И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, автобусы и машины день и ночь «купаются» в этом океане.

— Океан этот не соленый, не пресный и к тому же без берегов и воды.

— Словно огромные серебряные рыбы, проплывают по его просторам самолеты.

— Как вы думаете, о каком океане идет речь?

— Не догадались?

— Есть еще одна подсказка, послушайте стихотворение.

Он – прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Он в лесу – густой, душистый,

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает тёплым,

Веет холодом зимой,

Когда иней красит стекла

И лежит на них каймой,

Мы о нём не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим!

— Что же это за невидимый океан, без которого мы не можем обойтись?

(воздушный океан).

  1. Операционно-исполнительский этап.

— Чем важен воздух всем обитателям Земли?

— А какой он, воздух, из чего состоит?

— Определите тему сегодняшнего урока. (Воздух и его свойства.)

  • Мы сейчас из обыкновенных школьников превращаемся в людей, которые будут исследовать, изучать свойства воздуха.

  • Как называются такие люди? (УЧЕНЫЕ)

  • Где работают ученые (В ЛАБОРАТОРИЯХ.)

— Что значит исследовать?

(Исследовать – подвергнуть изучению, выяснить, осмотреть, изучить что-то)

Исследовать – идти по следу.

— Что мы будем исследовать? (Воздух)

— С чего мы начнём исследование? (Надо подумать над целями и задачами исследования).

— Цель нашего исследования? (Узнать что же такое воздух, из чего состоит воздух, и чем он важен для всего живого.)

Назовите задачи нашего исследования (Задачи уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги):

  • Выяснить важность воздуха;

  • узнать о составе воздухе;

  • расследовать, какими свойствами он обладает.

Ребята, а как можно идти по следу? Чем будем пользоваться? (методами исследования)

Какие методы есть у исследователя?

(На доске картинки с методами исследования и карточки с названиями методов.)

Соотнесите название метода с его изображением. Берём карточку с названием метода, прикрепляем к картинке и называем сам метод.

(дети выходят по одному к доске)

  • Подумать самостоятельно

i.jpg

  • Спросить у другого человека (родители, учитель, одноклассники)

img052.jpg

  • Понаблюдать

2.jpg

  • Посмотреть в книгах, энциклопедиях

8.jpg

  • Посмотреть по телевизору (по теме исследования)

6.jpg

  • Получить информацию у компьютера

img051.jpg

  • Провести эксперимент

11.jpg

— Какие из этих методов мы можем сегодня использовать?

Методы исследования, которыми можно воспользоваться на уроке:

  • подумать самостоятельно;

  • посмотреть в учебнике;

  • понаблюдать;

  • провести эксперимент.

Давайте попробуем наметить план работы на урок.

  • Важность воздуха.

  • Состав воздуха.

  • Свойства воздуха.

  • Сделать вывод.

Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом – воздухом. Слой воздуха, окружающий нас и нашу планету, называется атмосферой. Атмосфера – это гигантская воздушная оболочка, которая простирается вверх на сотни километров. Воздушную оболочку Земли часто называют Пятым океаном.

1. Чем же так важен воздух?

— Выдвиньте свои гипотезы!

– Люди, растения и животные живут в этом воздушном океане. Без воздуха на земном шаре вечно царствовали бы пустота и безмолвие. Без него мы не услышали бы щебет и пение птиц, жужжание насекомых, сигналы машин и трамваев, школьный звонок, потому что воздух передает звуки. С помощью воздуха мы говорим и поем. Воздушный океан очень важен для жизни. Потому что воздухом дышат люди, звери, птицы и растения – все живое на Земле.

— Может ли жить человек без воздуха?

— Закройте ладошками рот и нос.

— Вдохните глубоко воздух и посчитайте, кто, сколько может без воздуха.

— Какое было желание? ( Открыть нос).

— Сделайте вывод!

Страшно даже подумать, что будет, если воздух вдруг исчезнет. Без воздуха мы просто погибнем. Если бы Земля утратила воздух, она, подобно Луне, была, лишь безжизненным небесным телом.

  1. Из чего же состоит воздух?

Чтение текста на стр. 71.

— Каков состав воздуха? Азот, кислород, углекислый газ.

Воздух – это не просто газ, это смесь газов: кислорода, углекислого газа и азота. В воздухе больше всего содержится азота -78 %, кислорода поменьше -21%, а углекислого газа – совсем мало 1%.

Посмотрите на диаграмму и попробуйте восстановить ее у себя на карточках, записав, какие газообразные вещества входят в состав воздуха? Подчеркните название газа, который живые существа поглощают при дыхании. (Диаграммы повесить на доске, проверить).

Мы вдыхаем воздух, в котором есть кислород, а выдыхаем воздух без кислорода. В нем становится больше углекислого газа, который не пригоден для дыхания.

— Может ли исчезнуть кислород из воздуха? ( Пока на Земле есть чистые водоемы и растения, воздух будет пополняться кислородом. Недаром, леса называют «легкими» нашей планеты)

  1. Какими же свойствами обладает воздух?

Давайте, исследуем свойства воздуха, проделав опыты. В этот момент, вы становитесь учеными, которым нужно открыть пока неизвестные вам свойства воздуха.

Группа 1:

Мы знаем, что воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде.

– Поднимите тетрадь, видите ли вы через неё другие предметы?

– Нет.

– Через стену мы видим соседний класс?

– Нет.

– А предметы, которые находятся в классе, вы видите?

– Да.

— В классе мы видим доску, парту, стены, за окном – дома, деревья, облака. А можем ли мы видеть воздух?

— Нет.

– О каком свойстве воздуха это говорит?

Вывод: Воздух прозрачен. Об этом свидетельствует то, что мы видим через него все окружающие предметы.

– Посмотрите на комнатные растения. Какого они цвета?

– Зелёные.

– Какого цвета школьная доска?

– Коричневая.

– А какого цвета воздух?

– Он бесцветен.

– Сформулируйте еще одно свойство воздуха.

Вывод: Воздух бесцветен.

Группа 2:

— А сейчас вдохните глубоко, что вы почувствовали?

— Ничего.

— Пахнет чем-нибудь воздух?

— Нет.

Закройте глаза. ( Брызнуть духи)

А сейчас?

( Запах духов).

Вы замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному?

– В столовой, парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи. А чистый воздух пахнет?

– Чистый воздух не пахнет.

Вывод: Воздух не имеет запаха.

— Можно ли попробовать воздух на вкус? Лизните его.

— Какое свойство воздуха мы откроем?

Вывод: Воздух не имеет вкуса.

Группа 3:

— Посмотрите на оконные рамы. Это великое изобретение. Оно пропускает в помещение свет, но не пропускает в помещение тепло и холод. Почему? В окнах двойные рамы. Как вы думаете, что находится между ними? Какое свойство воздуха проявляется?

Читайте также:  Какими свойством обладает информации

— На этом свойстве воздуха основано создание человеком теплых вещей. Воздух есть между телом и одеждой человека и в самой одежде. Воздушная прослойка не дает телу потерять тепло. Поэтому одежда сохраняет тепло нашего тела.

Вывод: воздух плохо проводит тепло.

Из учебника вы узнали, что движение воздуха в природе называют ветром. Для того чтобы это проверить возьмите веер и помашите им около лица. Вы ощутили, что дует ветерок. Помашите ладонью около лица, подуйте на ладонь и почувствуйте ветерок.

— у вас на столе стоит стакан. Что находится в стакане?

— Опустите в воду перевернутый стакан. Почему вода не попадает в стакан?

— Правильно ли выражение «Стакан пустой?»

Делаем вывод: Воздух везде.

А теперь давайте немного отдохнем. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперёд.

На опушке зайка ждет.

Зайка прыгал под кустом,

Приглашая нас в свой дом.

Руки вниз, на пояс, вверх,

Убегаем мы от всех.

Побежим скорее в класс.

Там послушаем рассказ.

Упр. « Цветочная поляна».

А теперь расслабьтесь, представьте, что вы оказались на лесной полянке, вокруг прекрасные цветы. Наклонитесь к цветку, который вам понравился больше всех. Понюхайте его.

Какое слово выразит его душистый аромат?

Сделайте глубокий вздох и скажите (АХ!)

А сейчас внимание на экран. Давайте посмотрим следующий опыт.

Опыт 4:

На экране вы видите сосуд, который закрыт пробкой с трубкой, трубка опущена в стакан с водой. В сосуде и в трубке находится воздух. Мы нагреваем сосуд с воздухом и что же происходит? Из трубки выходят пузырьки воздуха. А почему? Воздух при нагревании расширяется и выходит из сосуда.

Вывод: Воздух при нагревании расширяется.

Теперь охладим сосуд. Что наблюдаем. По трубке вверх поднимается вода. Почему?

А происходит это потому, что воздух при охлаждении сжимается.

Вывод: Воздух при охлаждении сжимается.

— Мы уже знаем, что частицы газообразных веществ постоянно движутся и часто сталкиваются. Когда воздух нагревают, они начинают двигаться быстрее, сталкиваются сильнее и отталкиваются из-за этого на большее расстояние друг от друга. Промежутки между ними увеличиваются и воздух расширяется. При охлаждении все происходит наоборот.

Я думаю, ребята, вы согласитесь со мной, что воздух нужно беречь и охранять, ведь заводы, фабрики, транспорт загрязняют его.

Поэтому, наш урок я хотела бы закончить следующим четверостишьем:

Давайте с вами беречь планету

Другой такой на свете нету,

Развеем над ней пожар и дым

В обиду ее не дадим.

  1. Оценочно-рефлексивный этап.

Тест.

Молодцы, ребята. Дружная работа на уроке помогла вам узнать много нового и интересного о воздухе. Все вы работали активно, хорошо отвечали на вопросы, но мне хотелось бы особо отметить работу следующих учащихся…..

  1. Домашнее задание.

Чтение материала в учебнике, ответы на вопросы.

Нарисовать мини плакат об охране воздуха.

Источник

Конспект урока по окружающему миру 3 класс

«Воздух и его свойства»

Цель: формирование представления о составе воздуха и его свойствах;

Задачи:

  • разъяснить экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха;

  • показать важность воздуха для всего живого на Земле;

  • развивать умение исследовать свойства веществ;

  • продолжать воспитывать интерес экологически грамотного поведения в природе, в быту, в классе.

Оборудование: диаграмма «Состав воздуха», таблички с надписями свойств воздуха, надутый воздушный шарик, книга, пустой стакан, стеклянная миска с водой, рисунок тополя, учебник «Окружающий мир» и рабочая тетрадь Поглазовой.

Ход урока

Учитель: Ребята, давайте вспомним, как назвали ученые все, что нас окружает?

Дети: ученые назвали телами все, что нас окружает.

Учитель: А из чего состоят все тела?

Дети: Из веществ.

Учитель: какие три состояния веществ мы знаем?

Дети: жидкие, твердые, газообразные.

На доске вывешиваются таблички.

ВЕЩЕСТВА

ЖИДКИЕ ТВЕРДЫЕ ГАЗООБРАЗНЫЕ

Учитель: отгадайте загадку в рабочей тетради на стр.25.

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый; и все же

Без него мы жить не можем.

Учитель: конечно это воздух. Кто догадался о теме нашего урока? «Воздух и его свойства» ( тема записывается на доске)

Ребята, а воздух это вещество? В какую группу мы его отнесем?

На доске появляется ещё одна табличка «ВОЗДУХ»

Учитель: чем важен воздух для всего живого на земле?

Слушаем мнение детей

Учитель: а теперь прочитаем об этом в учебнике.

По ходу чтения объясняется, что толстый слой воздуха, который покрывает нашу Землю – это атмосфера (слово записать на доске). Человек без воздуха не может прожить и 5 минут.

Учитель: а кто знает, что такое воздух? Прочитаем об этом в учебнике на стр. 71.

На доске появляется диаграмма «СОСТАВ ВОЗДУХА»

hello_html_44752805.jpg

Учитель: какого газа больше всего в воздухе?

Дети: азота.

Какой газ необходим нам для дыхания? (кислород)

Учитель: каждый день человеку необходимо для дыхания 600 литров кислорода.

Учитель: Какой газ мы выдыхаем? (углекислый газ)

— Какого газа добавится в классе к концу уроков? А чтобы не накапливался углекислый газ, что для этого нужно делать? (проветривать класс). А ещё в воздухе находятся частички пыли, водяные пары, бактерии.

Учитель: Ребята, а почему леса называют легкими планеты? Как хорошо, легко дышится в лесу. А это потому, что деревья выделяют особые летучие вещества фитонциды, которые убивают бактерии. В городе воздух другой. Пахнет бензином, выхлопными газами, загрязнён частицами пыли, копоти – ведь много машин, заводов, фабрик. Дышать таким воздухом вредно – вот люди и сажают много деревьев в городах.

— Какое дерево является «городским»? Вы сейчас узнаете из рассказа ребят.

Дети: городским деревом считают тополь, так как это дерево выделяет в атмосферу столько кислорода, сколько 3 липы, 4 сосны, 7 елей. Тополя неприхотливы и быстро растут. Тополиный лист очень гладкий и с него легко слетают или смываются дождем частицы грязи и пыли. Сами листья висят на длинных черешках и поэтому очень подвижны, трепещут, дрожат даже при легких порывах ветра и хорошо улавливают на свою поверхность пыль из воздуха. hello_html_m353df2a7.jpg

Учитель: Ребята, послушайте стихотворение ( читают дети).

Воздух.

Он прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Мы его не замечаем,

Мы о нем не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Ведь он нам необходим.

Учитель: о чем это стихотворение? (о свойствах воздуха)

— А что означает слово «свойство»?

— Свойства есть у каждого вещества – это признаки, которые отличают один предмет от другого. Какие свойства имеет воздух, мы сейчас узнаем, а поможет нам в этом рабочая тетрадь.

По ходу заполнения рабочей тетради учитель вывешивает карточки со свойствами воздуха на доску: бесцветный, прозрачный, без запаха, нет вкуса, занимает весь предоставленный объем.

Учитель: Ребята, давайте дорисуем шарик и точками покажем, что воздух занял в нем все пространство. Где это свойство воздуха используется?

Дети: при надувании игрушек, мячей, плавательных кругов,

резиновых лодок. hello_html_m4763ae82.jpg

Учитель: чтобы познакомиться с другими свойствами воздуха, нам необходимо превратиться в исследователей и проделать опыты. Можем мы изменить объем воздуха? На воздушный шарик положим книгу и придавим ею шарик, после того как мы убираем книгу, объем шарика остается неизменным.

— Теперь возьмем пустой стакан и поставим его в миску с водой. Почему вода не поднялась выше?

Читайте также:  Какие целебные свойства у полыни

В стакане молекулы воздуха сопротивляются и не дают воде подняться выше. Какой вывод можем сделать?

Дети вместе с учителем в рабочей тетради делают вывод о том, что воздух сопротивляется изменению объема, и записывают его в тетрадь. Такое свойство воздуха называют упругостью.

Наблюдаем в рабочей тетради за шариком, который надели на сосуд, стоящий в горячей воде. Шарик будет надуваться, так как, при нагревании молекулы воздуха движутся быстрее, при этом часто сталкиваются и отскакивают на большие расстояния. Поэтому промежутки между молекулами увеличиваются – воздух расширяется.

При охлаждении воздух в шарике будет сжиматься.

Записываем результаты в рабочую тетрадь. Свои наблюдения вы зарисуете дома.

Учитель: Ребята, нам ещё предстоит ответить на вопросы в рабочей тетради:

— Что находится между стеклами в двойных рамах? Для чего?

— Какое снежное «одеяло» теплее: пушистое или утоптанное?

— Почему на холоде воробьи сидят нахохлившись?

— Чем греет меховая шуба?

Делаем вывод и записываем его: воздух плохой проводник тепла и холода.

Учитель: Ребята, наши наблюдения за воздухом заканчиваются. Что же такое воздух? Какие свойства воздуха вы узнали на уроке?

Итог урока на доске:

ВЕЩЕСТВА

ЖИДКИЕ ГАЗООБРАЗНЫЕ ТВЕРДЫЕ

ВОЗДУХ

ПРОЗРАЧНЫЙ

БЕСЦВЕТНЫЙ

БЕЗ ЗАПАХА

ЗАНИМАЕТ ВЕСЬ ПРЕДОСТАВЛЕННЫЙ ОБЪЕМ

УПРУГИЙ

ПРИ НАГРЕВАНИИ РАСШИРЯЕТСЯ

ПРИ ОХЛАЖДЕНИИ СЖИМАЕТСЯ

ПЛОХО ПРОВОДИТ ТЕПЛО

Источник

Урок окружающего мира . 3 класс.

Тема. « Свойства воздуха. Охрана воздуха».

Цель урока.

Личностные: ориентация на выполнение основных правил бережного отношения к природе на основе понимания особенностей взаимодействия человека и природы.

Предметные: приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе; доказывать необходимость охраны воздуха.

Метапредметные: научиться пользоваться схемами, таблицами, диаграммами для получения нужной информации; научиться исследовать свойства воздуха на основе демонстрационных и самостоятельных опытов и характеризовать их; научиться выполнять групповые задания, совместно проводить опыты, обсуждать их результаты и делать выводы.

Тип урока. Изучение нового материала.

Форма урока. Урок – исследование.

ТСО: проектор, экран, компьютер.

Оборудование.

                      План урока.

1). Доказываем реальность воздуха. Опыты 5 мин.

2). Свойства воздуха. Опыты. 10 мин.

4. Физминутка 2 мин.

5. Продолжение знакомства с новым материалом.

1).Экологическая тревога. Источники загрязнения воздуха. 7 мин.

2). Охрана воздуха. 7 мин.

6. Защита проекта 7мин.

7. Подведение итогов. Рефлексия 3 мин.

8. Домашнее задание. 1мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент.

Окружающий нас мир

Интересно познавать

Его тайны и загадки

Мы готовы разгадать.

— мы начинаем урок окружающего мира. Посмотрите на ребят своей группы, подарите друг другу улыбки, подарите улыбки всему классу.

Учащиеся сидят в группах.

  1. Постановка проблемы, актуализация знаний.

Сообщение темы урока.

— Ребята, определить тему урока поможет загадка, послушайте её.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

 Но не видим он для нас. Что это?

Приложение1. Слайд 1.

— Сформируйте тему урока.

— На какие вопросы, связанные с темой воздух мы уже можем ответить?

— А что бы вы ещё хотели узнать о воздухе?

— Сегодня на уроке вы будете исследователями. Мы постараемся найти ответы на интересующие вас вопросы.

— А как мы сможем ответить на вопросы, которые мы поставили перед собой?

— Про воздух так говорят: « Он невидимый, но все же без него мы жить не можем».

— А сколько человек может прожить без воздуха? Без пищи? Без Воды?

— Что же такое воздух?

— На слайде вы видите диаграмму, на которой выделены цветом составные части воздуха. Слайд 2.

 — Восстановите диаграмму.

Отгадывают загадку. Называют отгадку- воздух.

 ( Мы продолжаем изучать тему воздух).

— Нужен ли нам вообще воздух? ( он нам жизненно необходим)

— Что такое воздух? ( смесь газов).

— Как обнаружить воздух?

— Какие свойства есть у воздуха?

— Отношение человека к воздуху, нужно ли ео охранять.

— Проведем опыты или исследования.

— Используем свой жизненный опыт.

— Воспользуемся материалом учебника и помощью учителя.

( Без пищи человек может прожить несколько месяцев. Без воды несколько дней. Без воздуха лишь несколько минут.)

( Смесь газов: кислорода, углевода, углекислового газа и других газов).

Восстанавливают диаграмму.

  1. Объяснение нового материала. Совместное открытие знаний.

1).  Доказываем реальность воздуха. Опыты.

— Ребята, а вы верите мне, что воздух находится вокруг нас повсюду?

— Воздух  занимает место в пространстве?  Есть ли он вообще? Может его придумали?

— В реальности  существования воздуха легко убедимся, проделав опыты.

— Докажем это? Ведь, кто ищет, тот всегда найдет  ответ даже на самый трудный вопрос!

— Мы сегодня будем работать в группах. Давайте напомним себе правила работы в группе. Правила успешной работы:

Да.

Ответы детей.

  1. Работать дружно.
  2. Быть внимательным друг к другу.
  3. Быть вежливым.
  4. Помогать товарищу.
  5. Доброжелательно относиться друг другу.

Опыт 1. Опустите стакан, перевернутый вверх дном, в широкий сосуд с водой. Наклони его слегла, не вынимая из воды. Что увидели?

Проводят опыт.

Делают вывод –из стакана начали выходить пузырьки воздуха.

Опыт 2. Опустите в стакан с водой комочек сухой земли, мела, сахара. Что вы увидели?

— А теперь сделаем вывод. Что подтвердил опыт? Запишем вывод в рабочую тетрадь ( Р. Т. стр 20, задание 42.)

Проводят опыт.

Делают вывод- из опущенных в стакан тел начали выходить пузырьки газа – это воздух.

Опыт показал, что в комочке сухой земли, куске мела, сахара есть воздух.

Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом.

2).Свойство воздуха. Опыты.

— Какими же свойствами обладает воздух?

Слайд 3

— Как нам это узнать?

— Результаты будем записывать в таблицу.

Заполняем таблицу. Приложение 2.

Будем проводить опыты.

Опыт 1. Положите перед собой карандаш или ручку. Поднимите тетрадь и посмотреть через тетрадь на предмет перед вами. Вы видите через тетрадь предмет? Через стену мы видим соседний класс?

—  А теперь посмотрите вокруг. Вы видите предметы, которые находятся в классе?

— О каком свойстве воздуха это говорит?  Попробуйте в своей группе заполнить первый столбик таблицы. Слайд 4

Проводят опыт

Нет, нет.

Да. Заполняют таблицу.

 ( воздух прозрачен)

Опыт 2. Посмотрите на растения. Какого они цвета?

— Какого цвета школьная парта? Школьная доска?

— Какого цвета воздух?

— О каком свойстве воздуха это говорит? Заполните второй столбик таблицы. Слайд 5.

Проводят опыт. ( зеленый)

Ответы детей.

Нет цвета.

Заполняют таблицу. Воздух бесцветен.

Опыт 3. Вы замечали, что в разных помещениях пахнет по – разному? В столовой, в парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха и мы ощущаем разные запахи. А чистый воздух пахнет? Давайте я приоткрою окно и впущу немного чистого воздуха в наш класс.

— Заполните третий столбик таблицы. Слайд6.

— давайте проверим, как вы заполнили столбцы таблицы.

Проводят опыты.

Заполняют таблицу. Воздух не имеет запаха.

Проверка таблицы.

— У воздуха есть ещё одно интересное свойство- он плохо проводит тепло. Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха, и  снежный сугроб напоминает теплое одеяло, укрывающие стебли и корни растений.

— Осенью белочка, заяц, волк, лиса и другие звери линяют. Зимний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха, и животным в заснеженном лесу не страшен мороз.

Читайте также:  К чему может привести отсутствие какого либо свойства у алгоритма приведите примеры

— У серого волка хвост большой, пушистый. Когда зверь укладывается спать прямо на снегу, он укрывает свой нос и лапы своим хвостом.

— И лисе в самые сильные морозы не холодно в снежной постели, ведь она укрывается, как теплым пледом, своим хвостом, между длинными волосками которого много воздуха, не пропускающего холод. А ещё зимой на лапах у рыжей красавицы вырастает густая – прегустая шерсть, кажется, будто лиса надела теплые варежки. Ходить по снегу и льду ей не страшно.

— Мыши – полевки прячутся в норках под высокими снежными сугробами, там тепло и уютно.

— А некоторые птицы – тетерев, глухарь – в трескучие морозы зарываются в глубокий снег. Так теплее. Об этом есть даже стихотворение:

Веет стужею январь,

Рябчик, тетерев, глухарь.

Глубоко зарылись в снег.

Он их греет, словно мех.

— Какое свойство воздуха объясняет эти факты?

Слайд 7,8

— Заполните четвертый столбик таблицы.

— Как человек использует в быту знания о том, что воздух плохо проводит тепло?

Заполняют таблицу.

( Воздух плохо проводит тепло)

— В шерстяной и меховой одежде между волосками много воздуха. Именно поэтому, такая одежда хорошо сохраняет тепло вашего тела в холодную погоду.

— Почему  в таблице « Свойства воздуха» остался пустой столбик?

— Обратимся к учебнику стр 52

Есть еще свойства воздуха.

Опыт 4. Нальем в стакан воду и подкрасим ее.

Мы его не замечаем,

 Мы о нем не говорим,

Просто мы его вдыхаем-

Ведь он нам необходим.

4.Физкультминутка

— Вы, наверное, устали?

— Воздух поможет вам отдохнуть.

1. упражнение « Цветочная поляна».

— А теперь расслабьтесь, представьте, что вы оказались на лесной поляне, вокруг прекрасные цветы. Сорвите цветок, который вам понравился больше всего. Понюхайте его.

— Какое слово выразит его душистый аромат?

— Сделайте глубокий вздох и скажите…( АХ).

2. Набрали в рот воздух, выдыхаем как будто задуваем свечу на именинном торте.

3. Надули щёки как мяч. Выпускаем воздух как будто мяч « прокололи».

5.Продолжение знакомства с новым материалом.

1). Экологическая тревога. Источники загрязнения воздуха.

— Как  вы понимаете выражение: « Воздух должен быть чистым»? Слайд 9.

—  В воздухе должно быть больше кислорода и меньше углекислого газа. При дыхании мы поглощаем кислород, а выделяем углекислый газ. 600 литров кислорода         необходимо человеку для дыхания только на один день! А вот растения, наоборот,  на свету поглощает углекислый газ и выделяет кислород в атмосферу. Не зря растения называют лёгкими нашей планеты.

 — Какой чудесный воздух в лесу! В нем много кислорода и полезных веществ. Ведь деревья выделяют особые летучие вещества – фитонциды, которые убивают бактерии. Смолистые запахи ели и сосны, аромат дуба, березы и лиственницы очень полезны для человека.

— А вот в городах воздух совсем другой. А какой?

— К нам пришла телеграмма от жителей одного большого города: « Не хватает свежего воздуха! Нечем дышать! Полчища автомобилей заполонили улицы, обрушили на горожан свои выхлопные газы. Мы задыхаемся от ужасного дыма! Помогите!»

— Вы мне можете объяснить, с чем или с кем это связано?

— Ребята, от чего воздух может загрязняться?

— Мы сейчас посмотрим маленький фильм. Надо будет запомнить из фильма, что загрязняет воздух. Приложение 3.

— Что вы увидели в фильме? Запишите в группе. Приложение 4.

— Какая играла музыка во время просмотра фильма?

— Источниками загрязнения воздуха могут быть:

— Ребята, что вы еще знаете, отчего может загрязняться воздух? Дополните своими примерами. Слайд 10.

( Загрязненный)

( Воздух пахнет бензином, выхлопными газами, ведь в городах много машин, есть фабрики, заводы, которые тоже загрязняют воздух. Дышать таким воздухом для человека очень вредно. Чтобы очистить воздух, мы сажаем деревья, кустарники: липы, тополя, сирень.)

ОТЧЕГО ЗАГРЯЗНЯЕТСЯ ВОЗДУХ.

Очень тревожная.

— В городах строится много заводов. Из труб в воздух поднимается дым, в котором много пыли ядовитых веществ, вредных для здоровья всех живых существ.

— Выхлопные газы автомашин так же загрязняет воздух.

— Пожары.

— извержения вулканов

-загрязнение земли не переработанным мусором

( свалки).

2). Охрана воздуха.

 -Загрязнение воздуха угрожает здоровью людей, всей жизни на земле.

— Загрязненный  воздух не может быть использован для дыхания ни одним из живых существ.

— Что же делают люли, чтобы воздух был чистым?

— Сегодня немало делается для охраны чистоты воздуха. Давайте выясним основные пути охраны воздуха, решив экологические задачи.

Приложение 5.

Задача 1. Одно предприятие выбрасывает в атмосферу 200 т сажи в год. После установки газоулавливающей системы количество сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывает завод после установки очистительных сооружений? ( 10 раз).

— Какой способ охраны воздуха предложен в условии задачи?

 Задача 2. Клён выделяет в год 2 кг кислорода, а вяз в 7 раз больше, чем клён. Сколько кислород в год выделяет вяз? ( 14 лет).

— Какой способ охраны воздуха указан в задаче?

— Конечно, зеленые насаждения являются главным очистителем воздуха. Вот почему так легко дышится в лесу.

— Один только тополь выделяет кислорода столько, сколько 3 липы, 7 елей, 4 осины.

— Сделайте вывод.

( На заводах работают установки, которые улавливают пыль и ядовитые  газы. Ученые разрабатывают новые машины, которые не будут загрязнять воздух..)

Работа в парах.

Установка очистительных сооружений.

Озеленение окружающей среды.

— Воздух надо охранять, заботиться о его чистоте.

  1. Закрепление изученного материала.

Тест « Воздух. Охрана воздуха». Приложение 6.

Выбери правильный ответ. Из полученных букв составьте слово.

  1. О каком газе идет речь? Необходим  для дыхания, поддерживает горение.

Кислород (Д)                                                   Азот ( М)

  1. Какими свойствами обладает воздух?

Хорошо проводит тепло (Б)                           Плохо проводит тепло (Р

  1. Что может навредить воздуху?

Сажа, пыль, дым, выхлопные газы (У)         Водяные пары, кислород (Я)

  1. Может ли человек долго обходиться без воздуха?

Да (П)                                                                 Нет(Г)

Проверка. (Воздух – друг)

— Оцените себя, правильно ли вы ответили на вопросы. Получилось у вас  слово?

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

— Назовите тему урока одним словом.

— Какое слово наиболее точно определяет значение воздуха на Земле?

— Оцените свою работу на уроке. Поставьте себе оценку за урок.

 — Кто оценит работу на уроке на « отлично» и «хорошо»?

— Кто недостаточно уверенно чувствовал себя на уроке, кому нужна помощь в усвоении знаний данной темы?

— Кто сможет продемонстрировать родителям опыты, которые проводили на уроке?

— Правильно ли поступает водитель, если во время стоянки оставляет включенным мотор своего автомобиля?

Воздух.

Жизнь.

  1. Защита проекта « Чистый воздух в классе»
  2. Домашнее задание.
  3. Рабочая тетрадь. Стр 23 № 51, 52, 53 по выбору два  задания.  
  4. Задание по желанию. Рисунок на тему « Охрана воздуха».

Лялькина Анна

Источник