Какие свойства характерны для водной среды обитания 5 класс

Какие свойства характерны для водной среды обитания 5 класс thumbnail



Вопрос 1. Перечислите известные вам среды обитания.

Выделяют наземно-воздушную, водную и почвенную среды обитания.

Вопрос 2. Каковы условия жизни организмов в наземно-воздушной среде? Как вы думаете, почему для обитателей этой среды характерно наибольшее разнообразие форм тела?

Организмы, обитающие на поверхности Земли, окружены газообразной средой, которая отличается набором особенностей: свет здесь действует интенсивнее, температура претерпевает более сильные колебания, влажность значительно изменяется в зависимости от географического положения, сезона и времени суток; воздействие почти всех этих факторов связано с движением воздушных масс – ветрами.

По химическому составу воздуха в ней много кислорода. Сухой воздух на высоте уровня моря состоит (по объему) из 78% азота, 21% кислорода, 0,03% углекислого газа; не менее 1% приходится на инертные газы. Кислород необходим для дыхания абсолютного большинства ор­ганизмов, углекислый газ используется растениями при фотосинтезе.

Незначительная плотность и слабые перепады давления. Низкая плотность воздуха облегчает передвижение в нем. Активный и пассивный полет освоили около двух тре­тей обитателей суши. Большинство из них — на­секомые и птицы. Хотя многие виды могут ле­тать, а мелкие насекомые, пауки, микроорганизмы, семена и споры рас­тений переносятся воздушными течениями, питание и размножение организмов происходит на поверхности земли или растений. Воздух — плохой проводник тепла. Этим облегчается возможность сохранения тепла, выра­батываемого внутри организмов, и поддержание постоянной температуры у теплокровных живот­ных.

Вопрос 3. Почему не выделяют отдельно воздушную среду обитания?

Среда обитания – наземная, ее же можно назвать и воздушной. Она может быть разделена на две части: поверхность земли и воздушное пространство. Одни организмы живут на поверхности земли, бегают по ней, растут на ней. Другие же летают в воздухе над поверхностью. Но все они имеют общую особенность существования – тело их окружено воздухом.

Вопрос 4. Дайте характеристику условий жизни в водной среде. Проанализируйте внешний облик разных животных, обитающих в водной среде. Что у них общего?

Колебания температуры воды в Мировом океане сравнительно невелики: от -2°С до +36°С. В пресных внутренних водоемах умеренных широт температура поверхностных слоев воды колеблется от -0,9°С до +25°С. Благоприятный температурный режим исключает как слишком высокие температуры, так и слишком низкие. Исключением являются термальные источники, теплые, горячие и кипящие, температура воды в которых может достигать +100°С.

На разных глубинах животные испытывают различное давление. В среднем в водной толще на каждые 10 м глубины давле­ние возрастает на 1 атм. Глубоководные приспособились к высо­кому давлению (до 1000 атм).

К прозрачности и световому режиму наиболее чувствительны фотосинтезирующие растения. В мутных водоемах они обитают только в поверхностном слое, а там, где прозрачность воды более высока, они проникают на значительные глубины. Мутность воды создается огромным количеством взвешенных в ней частиц минеральных веществ (глина, ил) и мелких организмов, что ограничивает проникновение солнечных лучей. Световой режим обусловлен также закономерным убыванием света с глубиной. Кислород попадает в водную среду двумя путями: во-первых, поступает из атмосферы, во-вторых, образуется в результате фотосинтеза зеленых растений. Плотва, ерш, карась неприхотливы в этом отношении, а личинки комаров хирономид и малощетинковые черви трубочники обитают на больших глубинах, где кислород практически отсутствует.

Самая заметная особенность многих водных животных — приспособления для плавания. У рыб, дельфинов и китов — плавники. У моржей и тюленей — ласты. У бобров, выдр, водоплавающих птиц, лягушек — перепонки между пальцами. У жуков-плавунцов — плавательные ножки, похожие на весла.

Вопрос 5. Почему в океане на больших глубинах обитают только животные?

Растения не живут на больших глубинах, так как без солнечного света невозможен синтез углеводов (фотосинтез) .

А животные (в том числе рыбы) могут, т. к потребляют уже готовую биомассу.

Также на дне обитает множество бактерий, разлагающих организмы до неорганических веществ.

Вопрос 6. Каковы особенности почвы как среды обитания? Используя рисунок на странице 142 учебника, выявите черты приспособления животных к обитанию в почве.

Почва представляет очень сложную, многокомпонентную среду. Это трехфазная и полидисперсная система, в которой промежутки между твердыми частицами и их агрегатами заполнены воздухом и водой с растворенными в ней солями. Полидисперсность почвы, или ее гранулометрия, выражается в содержании механических элементов разного размера, от отдельных ионов почвенного раствора до каменистых включений. Разное соотношение фаз создает гамму условий и поэтому для разных размерных групп организмов почва представляет неодинаковую среду, что является одним из факторов высокого разнообразия ее биоты.

В почвенной зоологии принято выделять размерные группы животных, различающихся способами использования среды обитания:

— нанофауна (размеры от микрон до долей мм) – микроскопические объекты, которые могут наблюдаться только с помощью инструментальных методов: простейшие (корненожки, жгутиконосцы, инфузории), мелкие нематоды и коловратки, тихоходки;

— микрофауна (доли мм – доли см) — более крупные немикроскопические организмы: клещи, нематоды, энхитреиды, пауки, коллемболы (ногохвостки), протуры, симфилы, мелкие жуки;

— мезофауна (доли см – несколько см) — крупные беспозвоночные, хорошо различаемые невооруженным глазом, легко учитываемые в полевых условиях при ручной разборке проб почвы: кольчатые и плоские черви, многоножки, пауки, мокрицы, брюхоногие моллюски, насекомые на разных стадиях развития;

— макрофауна (мегафауна) — почвенные позвоночные и крупные формы беспозвоночных.

Почвенная среда — дом для множества бактерий и простейших. Здесь же располагаются грибницы грибов, корни растений. Заселили почву и самые разные животные — черви, насекомые, приспособленные к рытью звери, например кроты. Обитатели почвы находят в этой среде необходимые для них условия — воздух, воду, минеральные соли. Правда, здесь меньше кислорода и больше углекислого газа, чем на свежем воздухе. А воды порой бывает чересчур много. Зато температура более ровная, чем на поверхности. А вот свет в глубину почвы не проникает. Поэтому населяющие ее животные обычно имеют очень маленькие глаза или вовсе лишены органов зрения. Выручают их обоняние и осязание.

Вопрос 7. Объясните, что изображено на рисунке. В каких средах, по вашему мнению, обитают животные, части тела которых изображены на рисунке. Можете ли вы назвать этих животных?

На рисунке изображены конечности различных животных. Они обитают в разных средах – наземно-воздушной, водной и почвенной.

В наземно-воздушной среде обитает кенгуру, гепард, страус, насекомые, летучая мышь.

Обитателем почвенной среды являются крот, жуки.

В водной среде обитают рыбы, киты, тюлени.

Вопрос 8. Обитателем какой среды является человек?

Читайте также:  Какие свойства характера ярослава мудрого выявились в ходе борьбы за власть

Человек является обитателем наземно-воздушной среды.

Источник

§ 4. Среды обитания организмов

Пасечник. 5 класс. Учебник

  • ГДЗ к учебнику Пасечника 5 класс
  • ГДЗ к рабочей тетради Пасечника 5 класс
  • Все рабочие тетради (главная страница сайта)

Вопросы в начале параграфа

1. Что такое биосфера?

Биосфера — это оболочка планеты, внутри которой обитают живые организмы. Биосфера включает в себя почву, гидросферу, верхние слои литосферы и нижние слои атмосферы.

2. Какие среды обитания организмов вам известны?

Живые организмы на Земле обитают в четырёх средах:

  • в почве;
  • в наземно-воздушной среде;
  • в водной среде;
  • в организмах других живых существ.

Вопросы в конце параграфа

1. Какие среды обитания живых организмов вы знаете?

К основным средам обитания живых организмов относится:

  • наземно-воздушная среда;
  • водная среда;
  • почва;
  • тела живых организмов.

2. Какие свойства характерны для водной среды обитания?

Для водной среды обитания характерно:

  • наличие выталкивающей силы;
  • большая плотность среды, чем у воздуха;
  • способность накапливать и удерживать тепло;
  • солёный состав воды.

3. Почему считают, что наземно-воздушная среда более сложная и разнообразная, чем водная?

Наземно-воздушная среда более сложная и разнообразная чем водная потому, что:

  • плотность воздуха намного ниже плотности воды, что стало причиной особой развитости опорных тканей (внутреннего и наружного скелета) у живых организмов;
  • очень быстро может меняться температура воздуха, что привело к образованию различных приспособлений помогающих выдерживать резкие перепады температуры (например, шерсть);
  • различные условия влажности окружающей среды также привели к развитию специальных приспособлений у живых организмов;
  • особенности химического состава воздуха (загрязнение) могут оказывать негативное воздействие на развитие живых организмов;
  • различные климатические условия, а также свойства и состав воздушных масс в разных областях планеты, создали условия для большого разнообразия живых организмов.

4. Что такое почва?

Почва — это верхний плодородный слой суши который состоит из неорганических веществ (воды, воздуха и минеральных веществ), а также содержит органические вещества (остатки растений и животных, перегной — продукт разложения живых организмов).

5. Какова роль почвы в жизни растений?

Почва является питательной средой необходимой для жизнедеятельности растений. Именно из почвы растения получают воду, минеральные и органические питательные вещества, часть воздуха для дыхания. Чем более насыщена почва питательными веществами, влагой и воздухом, тем более плодородной (благоприятной для выращивания растений) она является.

6. В чём состоят основные особенности организмов, использующих тела других организмов как среду обитания?

Живые организмы, средой обитания которых являются другие живые организмы, часто частично или полностью утрачивают органы или системы органов, необходимые для организмов живущих в воде, в почве или в наземно-воздушной среде. Это происходит потому, что внутренняя среда живого организма-носителя отличается большим постоянством: нет перепадов температуры, стабильная влажность, плотность среды и т.д.

7. Какие вы знаете организмы, живущие внутри других организмов? Ощущали ли вы влияние таких обитателей на себе?

К организмам, обитающим внутри других организмов относятся вирусы, бактерии, подкожный клещ и плоские черви. Многие из этих существ вызывают разнообразные болезни у организма-носителя.

Так, попадание под кожу клеща может привести к возникновению у животного или человека клещевого энцефалита — опаснейшего заболевания, которое может закончится поражением серого вещества головного мозга, поражением спинного мозга или даже смертью больного.

Бактерии, живущие внутри живых существ, могут быть как вредными, так и полезными. Полезные бактерии помогают людям и животным усваивать витамины и микроэлементы, снижают риск возникновения аллергии, обеспечивают противоопухолевый и антиоксидантный эффект, расщепляют непереваренные компоненты пищи, поддерживают водно-солевой обмен и поддерживают тепловой баланс организма. 

Вредные бактерии, напротив, попадая в организм человека или животного могут вызвать самые разнообразные заболевания: туберкулёз, дифтерию, стоматит, менингит, коклюш, скарлатину и т.д. К счастью, вредных болезнетворных бактерий всего 1% от общего количества этих организмов. Они могут попадать в организм человека с водой, из почвы или воздушно-капельным путём (по воздуху). Вот почему так важно всегда мыть руки перед едой и после прогулки, стараться не находиться рядом с кашляющим человеком и пить только очищенную воду. 

Вирусы, попадая в организм человека или животного, также как и вредные бактерии вызывают различные заболевания. Так, человек может заразиться такими вирусными заболеваниями как грипп, ангина, герпес, ветряная оспа, а также другими очень опасными заболеваниями. Передаются вирусы обычно от человека к человеку, например через кровь, в капельках жидкости при кашле, при использовании больным и здоровым человеком одной посуды, полотенец и т.д.

Плоские черви, которые также называют глисты, приносят организму-носителю только вред. Зараженный плоскими червями организм ощущает боль в животе, приступы тошноты и рвоты, потерю аппетита, резкое снижение веса, нарушение сна, быструю утомляемость, раздражимость и другие неприятные симптомы. Для того чтобы не допустить попадания плоских червей в организм, необходимо соблюдать правила гигиены и использовать в пищу только качественные проверенные продукты прошедшие тепловую обработку, особенно эта рекомендация касается мяса. 

Подумайте

Почему организмы, обитающие в наземно-воздушной среде, более многообразны, чем обитатели водной?

Наземно-воздушная среда отличается большим разнообразием условий для обитания живых организмов, чем водная среда.

Так, благодаря особенностям воды, в водной среде не бывает резкого изменения температуры, количества кислорода, солнечного света, солёности воды, плотности воды или давления. Эти параметры могут меняться при погружении на глубину или при перемещении из одной части мирового океана в другую, но вариантов таких изменений не так много.

Например, условия глубоководной среды почти одинаковы по всему миру, независимо от близости к полюсам или экватору. Поэтому на глубине обитает ограниченное количество видов живых существ.

§ 4. Среды обитания организмовА вот для наземно-воздушной среды характерно огромное количество сочетания самых разных характеристик окружающего мира. Условия среды изменяются в зависимости от климатической зоны, от высотности местности, от уровня влажности, от удаления от океанов и морей, от природной зоны, от деятельности человека и даже от исторических особенностей материков и континентов.

Например, некоторые животные (коалы, кенгуру и прочие) обитают только на одном материке — в Австралии, хотя и на других материках существуют схожие по климатическим условиям местности. Это произошло потому, что материк Австралия отделился от существовавшего ранее единого материка Пангеи значительно раньше других и на его территории развитие эволюции происходило независимо от остального мира.

§ 4. Среды обитания организмов

Задания

Составьте план параграфа.

План параграфа «§ 4. Среды обитания организмов»

  1. Среда обитания:

    • что называют средой обитания;
    • виды сред обитания;
    • влияние среды обитания на живые организмы.
  2. Наземно-воздушная среда обитания:

    • свойства наземно-воздушной среды обитания;
    • разнообразие видов наземно-воздушных сред обитания.
  3. Вода как среда обитания:

    • свойства водной среды обитания;
    • особенности обитателей водной среды.
  4. Почва как среда обитания:

    • свойства и характеристики почвы;
    • обитатели почвы;
    • значение почвы в жизни растений.
  5. Тела живых организмов как среда обитания живых существ:

    • условия жизни внутри других организмов;
    • особенности существ, обитающих в других организмах. 

Словарик

Водная среда — это вид среды обитания, для которого характерна высокая плотность, наличие выталкивающей силы, незначительный перепад температур и различный уровень давления на разных глубинах.

Наземно-воздушная среда — это среда обитания, характеризующаяся большим разнообразием условий (климатических, природных и т.д.), а также отличающаяся низкой плотностью, резким перепадом температур и изменением влажности среды.

Почва как среда обитания — это верхний плодородный слой суши в котором обитают грибы, бактерии, черви, насекомые, некоторые зверьки (кроты, землеройки) и растения.

Организм как среда обитания — это тела живых организмов, в которых могут обитать вирусы, бактерии, подкожный клещ и плоские черви.

  • ГДЗ к учебнику Пасечника 5 класс
  • ГДЗ к рабочей тетради Пасечника 5 класс
  • Все рабочие тетради (главная страница сайта)

Источник

Читайте также:  Какое свойство не сохраняет вода

Школа

ГКООУ РО Санаторная школа-интернат №28 г.Ростова-на-Дону

Учитель

Тюменева Наталья Николаевна, учитель биологии

Предмет

Биология

Класс

5

Тип урока

Урок открытия нового знания

Технология построения урока

Проблемно -диалогическая

Тема

Водная среда обитания

Цель

Цели.

Познакомиться с условиями водной среды, познакомиться с организмами, обитающими в водной среде, определить приспособления организмов к жизни в этой среде.

Задачи

Образовательные: продолжить развитие знаний учащихся о среде обитания организмов; об экологических факторах как свойствах среды обитания организмов; познакомить обучающихся с особенностями водной среды обитания, с различными водными животными и растениями, простейшими, приспособленностью организмов к жизни в воде.

Развивающие: развитие у учащихся системного мышления, умения анализировать и обобщать, развитие речи, памяти.

Воспитательные: содействие формированию мировоззренческого понятия: познаваемости мира и природы; воспитание бережного отношения к природе, ответственного отношения к труду и учебе, самостоятельности в действиях, усидчивости и внимания.

Основные понятия

Водная среда, экологический факторы, приспособление к водной среде обитания.

Ресурсы урока

  1. 1. Сухорукова Л. Н., Кучменко В.С., Колесникова И.Я. Биология. Живой организм.

5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение,

  1. 2012.-128-29с

  2. Техническое оборудование: компьютер для учителя, мультимедийныйпроектор, интерактивная доска.

  3. Учебные материалы: учебный лист урока, презентация, использование интерактивной ссылки.

Планируемые результаты

  1. Личностные: осознание единства и целостности окружающего мира; формирование коммуникативной компетентности в общении с одноклассниками в процессе учебно-исследовательской деятельности; знание правил отношения к живой природе и основ здоровьесбережения, формирование экологического мышления и культуры.

  2. Метапредметные:

1. Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

2. Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в схему); составлять схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

3. Коммуникативные УУД: уметь работать индивидуально и в группе; организовывать учебное сотрудничество (определять общие цели и уметь договариваться друг с другом).

  1. Предметные: характеризовать и выделять существенные особенности условий сред обитания; распознавать по рисункам учебника черты приспособленности живых организмов к различным средам жизни, описывать их; приводить примеры обитателей различных сред жизни.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

Формируемые универсальные учебные действия

I Мотивирование к учебной деятельности

Приветствуют учителя, слушают его.

Знакомство с материалами урока: « Рабочий лист».

-Добрый день, ребята! Я рада видеть вас. Эпиграфом к нашему урока будут слова: «Нет ничего более драгоценного ископаемого, чем вода, без которой жить нельзя…»

( Академик А.П. Карпинский)

Личностные:формирование познавательной мотивации, желания выполнять учебные действия.

Актуализация знаний

Слушают учителя, вступают в диалог, отвечают на вопросы:

Называют экологичекие факторы живой природы, неживой природы, влияние деятельности человеа. Вспоминают что такое среда обитания организмов.

Среды обитания: Наземно-воздушная, водная, почвеная, организменная.

Отвечают на вопросы учителя.

Обучающиеся выполняют задание, по ссылке.

-Правильно, водная среда.

Ребята, на прошлом уроке мы с вами познакомились с понятием «экологические факторы». Давайте вспомним какие экологичекие факторы влияют на живые организмы? Что называют «средой обитания».Сколько сред жизни вам известно?

Коммуникативные: доносить свою позицию до других с помощью монологической и диалогической речи, понимать возможность различных точек зрения, уметь обосновывать собственное мнение.

Личностные: самоопределение

Проблематизация (постановка проблемы),

выявление места и причины затруднения

Отвечают на вопросы учителя.

Обучающиеся выполняют задание, по ссылке.

Правильно, водная среда.

Знаю:

-Заполнена водой

-Обитатели рыбы, и.т.д.

Обуающиеся записывают в рабочий лист.

(Формулируют цели урока)

Хочу знать: -Какие условия среды

-Какие организмы живут и чем питаются

-Как приспособились к этой среде.

Учитель записывает на доске.

Давайте выполним следующее задание. Перед вами изображения организмов, вам нужно распределить их по средам жизни.

Ссылка.https://learningapps.org/display?v=pea0fh26201

Изображения каких организмов остались? В какую среду жизни мы могли бы их отнести?

Вы уже догадались о какой среде обитания сегодня пойдет речь?

( записываю тему урока на доске) «Водная среда обитания».(Слайды).Далее использую прием: «Знаю-Хочу знать-Узнал».

Давайте выясним , что мы знаем об этой среде.

Учитель записывает на доске тему и сформулированные детьми цели урока.

Личностные: применяют правила сотрудничества, сравнивают разные высказывания; проявляют интерес к новому учебному материалу.

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию; формулируют ответы на вопросы учителя; самостоятельно формулируют цели.

Регулятивные: взаимодействуют с учителем и другими учащимися.

Постановка целей (целеполагание) и планирование учебной деятельности

Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение формулируют цель урока:

Познакомиться с условиями водной среды, познакомиться с организмами, обитающими в водной среде, определить приспособления организмов к жизни в этой среде).

Учитель записывает на доске тему и сформулированные детьми цели урока. Далее поэтапно достигаем поставленных целей.

Регулятивные:определять и формулировать цель учебной деятельности; составлять план достижения цели, осознавать конечный результат

Коммуникативные: уметь обосновывать собственное мнение

Познавательные:самостоятельно предполагать информацию, которая нужна для обучения. Перерабатывать информацию для получения нового результата

Первичное усвоение нового знания

Смотрят видео ролик с комментариями учителя и наслаждаютя звуками природы.

1 группа самостоятельно изучает

«Приспособления животных к дыханию водной среде обитания».

2 группа самостоятельно изучает «Приспособления животных к движению водной среде обитания».

Читайте также:  Каким свойством обладает липа

3 группа самостоятельно изучает

«Приспособления растений к водной среде».

4 группа самостоятельно изучает «Экологические факторы водной среды».

В процесе изучения обучающиеся заполняют таблицу, в которой каждая группа заполняет свой раздел

Предлагаю посмотреть видео ролик по данной теме с комментариями.

Далее идет работа в группах. (Каждой группе предлагается прочитать готовый текст,( Приложение №2 )

характеризующий водную среду обитания и характеристику обитателей водной среды.

После самостоятельного прочтения текста, каждая группа учеников заполняет таблицу в рабочей карте.

Познавательные: ориентируютсяв тексте, осуществляют поиск необходимой информации, дополняют и расширяют имеющиеся знания об экологических факторах и приспособленности организмов к жизни в воде, структурируют знания в виде таблицы.

Коммуникативные: умение работать в группе, слушать и вступать в диалог, сотрудничать с одноклассниками при обсуждении текста.

Личностные: мотивируют свои действия.

Регулятивные: планируют работу при решении учебной задачи, выстраивают алгоритм действий.

Динамическая пауза. https://www.youtube.com/watch?v=QuqQcy6DsGE

Участвуют в комплексе упражнений воздействующие на основные группы мышц и суставов.

Выполняет упражнения с детьми.

Создание условий позволяющих избежать переутомления и обеспечивающих выокую работоспособность детей на протяжении урока.

Аналитический этап.

Закрепление и применение знаний в знакомой ситуации.

Применение знаний в новой ситуации

После заполнения таблицы ученики каждой группы выходят к доске дают характеристику своего раздела ( в помощь детям слайды презентации) и заполняют под контролем учителя таблицу на доске, обучающиеся других групп заполняют у себя в рабочий лист пустые колонки.

Дети выполняют задание в рабочей карте. Дублируется на слайдах. После выполнения задания, на слайдах появляются правильные ответы. Обучающиеся выполняют самопроверку и выставляют себе оценки.( по пятибальной системе).

Учитель обсуждает сказанное с классом. Обращает внимание детей на презентацию. в дальнейшем применяют полученные знания на практике.

Предлагается выполнть задание «Выбери правильное утверждение». (Приложение № 3)

Слайды.

Личностные: развивают способность к самооценке.

Познавательные: высказывание в устной форме по заданным вопросам.

Осуществляют поиск информации, делают выводы.

Регулятивные: планируют работу при решении учебной задачи, обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, самоконтроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения;

Рефлексия

Ребята говорят о том, что нового они узнали на уроке о водной среде обитания.

-Органы дыхания водных животных: жабры, легкие, вся поверхность тела.

-В водных растениях есть пузырьки воздуха.

-У водных животных обтекаемая форма тела.и.т.д.

— Особенности водной среды.

Предлагаю вспомнить начало нашего урока(обращаюсь к доске) где мы записали что вы знали о водной среде обитания и что бы вам хотелось узнать на уроке.

Знаю:

-Заполнена водой

-Обитатели рыбы, и.т.д.

Хочу знать: -Какие условия среды

-Какие организмы живут и чем питаются

-Как приспособились к этой среде

Теперь давайте допишем

Что я узнал:

(Слайды)

В завершении урока хотелось бы пожелать всем:

Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда.
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода.

Личностные: определяют границы собственного знания и незнания.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изученного материала.

Д/З

Записывают д/з

Домашнее задание стр.20-21, Вопросы 1-3 на стр. 21ответить письменно.

Приложение 1.

Рабочая карта урока

Тема урока:___________________________________

Цели урока: 1.______________________________________________________________________________________________________________

2._______________________________________________________________________________________________________________

3.________________________________________________________________________________________________________________

Задание №1. Заполнить таблицу. «Адаптации организмов к жизни в воде».

Особенноости обитателей водной среды.

Примеры организмов

Адаптации организмов к водной среде

1Приспособления животных к дыханию водной среде обитания.

2.Приспособления животных к движению водной среде обитания.

3.Приспособления растений к водной среде.

4.Экологические факторы водной среды.

Задание №2

Выполнить задание. Выставить оценки.

Приложение №2

1.Органы дыхания.

Рыбы и раки дышат жабрами. Это специальные органы, которые извлекают из воды растворенный в ней кислород. Лягушка, находясь под водой, дышит кожей. А вот освоившие водную среду звери дышат легкими, поднимаясь к поверхности воды для вдоха. Подобным образом ведут себя и водные жуки. Только у них, как и у других насекомых, не легкие, а особые дыхательные трубочки – трахеи.

2.Приспособления животных к жизни в воде:

1. Обтекаемая форма тела.

2. Приспособления для плавания: плавники (рыбы, киты, дельфины); ласты (моржи, тюлени); перепонки между пальцами конечностей (лягушки, выдры, бобры, водоплавающие птицы); плавательные ножки, похожие на весла (жук-плавунец).

3. Наличие слизи на теле, отсутствие шерсти. (Для снижения силы трения при движении в воде.)

4. Толстый слой подкожного жира. (Для сохранения тепла у животных, обитающих в холодных водоемах.)

5. Специальные органы дыхания – жабры(у рыб и моллюсков) и поверхностью тела

3.Приспособления растений к водной среде.

Водные растения имеют значительные отличия от наземных растительных организмов. Способность водных растений поглощать влагу и минеральные соли непосредственно из окружающей среди отражается на их строении. Характерным для водных растений является слабое развитие проводящей ткани и корневой системы. Корневая системой служит главным образом для прикрепления к подводному субстрату и не выполняет функции минерального питания и водоснабжения, как у наземных растений. Питание водных растений осуществляется всей поверхностью их тела.

4.Экологические факторы.

Водная среда

Условия жизни животных, обитающих в водной среде , сильно отличаются от условий наземно-воздушной среды.Водная среда характеризуется следующими чертами: а) большая плотность; б)неравномерное распределение света; в) низкое содержание кислорода; г) нет резких перепадов температуры д) избыток воды г) наличие растворенных солей и газов. В водной среде обитают рыбы , ракообразные, кишечнополостные. Одни животные «парят» в толще воды , их называют планктон. (зоопланктон, фитопланктон). Другие — активно плавают и способны преодолевать значительные расстояния (рыбы, черепахи и др.) – это нектон. Некоторые обитают на дне или в грунте водоемов – это бентос (кораллы, губки, плоские и круглые черви, ракообразные, иглокожие, скаты, камбала). Организмы, живущие в водной среде, называются гидробионтами. Приспособления к водной среде обитания: обтекаемая форма тела, наличие слизи на теле, плавники, ласты, подкожный слой жира

Приложение №3.

Выбери правильные утверждения.

Какие утверждения верны? Поставьте знак «+» или «-».

1. Различают 2 среды обитания: наземно-воздушную и водную.

2. Чтобы легче было передвигаться в толще воды, большинство рыб имеют обтекаемую форму тела.

3.В водную среду проникает мало света, а на большую глубину свет совсем не проникает.

2. Приспособления для плавания: плавники; ласты ; перепонки между пальцами конечностей плавательные ножки, похожие на весла.

5. Дельфины, как и водные жуки, поднимаются на поверхность воды, захватывают воздух и снова ныряют.

Источник