Какие свойства есть у карандаша

Какие свойства есть у карандаша thumbnail

Каранда́ш (тюрк. karadaş, «кара» — чёрный, «даш» — камень, дословно, — чёрный камень)[1] — инструмент в виде стержня, изготавливаемого из пишущего материала (угля, графита, сухих красок и тому подобного), применяемый для письма, рисования, черчения, маркировки, разметки (в строительстве и на производстве), а также в косметических и других похожих целях. Часто, в целях удобства, пишущий стержень карандаша вставляется в специальную оправу.

Цветные карандаши различных производителей, 1930-е — 1960-е годы

Виды карандашей

Специальные художественные карандаши

Карандаши с прямоугольным грифелем. «Строительные» или «столярные»

Карандаши принято делить на простые и цветные. Простой карандаш имеет графитовый грифель и пишет серым цветом с оттенками от светлого до почти чёрного (зависит от твёрдости графита).

Оправа грифеля может быть деревянной, пластиковой, бумажной, верёвочной. Такие карандаши считаются одноразовыми. Иногда на обратном конце карандаша укреплён ластик в обойме.

Новый одноразовый карандаш с деревянной или пластиковой оправой грифеля перед первым применением часто требуется заточить (очинить). В процессе применения грифель изнашивается или ломается, и для продолжения работы требуется повторная заточка. Специально для этого предназначена точилка для карандашей.

Карандаш с деревянной и пластиковой оправой грифеля может иметь круглое, шестигранное, треугольное (с закруглёнными углами) сечение. Строительные карандаши имеют овальное или прямоугольное со скошенными углами сечение и плоский грифель.

Помимо одноразовых карандашей существуют многоразовые механические карандаши со сменными грифелями, удерживаемыми цанговым или другим зажимом.

По маркировке материалов

Графитовые карандаши

Это наиболее распространенные типы карандашей, которые заключены в дерево. Они сделаны из смеси глины и графита, и их темнота варьируется от светло-серого до черного. Их состав позволяет делать самые гладкие штрихи.

Твердые графитовые карандаши

Это сплошные палочки из графита и глиняного композита (как в «графитовом карандаше»), диаметром около обычного карандаша, у которых нет оболочки, кроме обертки или этикетки. Их часто называют «безлесными» карандашами. Они используются главным образом в художественных целях, так как отсутствие корпуса позволяет легче покрывать большие пространства, создавать различные эффекты и обеспечивает большую экономию при использовании всего карандаша. Они доступны в том же диапазоне темноты, что и деревянные графитовые карандаши. Жидкие графитовые карандаши — это карандаши, которые пишут как ручки.

Угольные карандаши

Они сделаны из древесного угля и дают более насыщенный черный цвет, чем графитовые карандаши, но имеют тенденцию к легкому размазыванию и являются более абразивными, чем графит. Сепия и белые карандаши также доступны для двойных техник. Они обычно сделаны из смеси глины и углерода, но иногда смешиваются с углем или графитом в зависимости от темноты и производителя. Они производят более черный пигмент, чем графитовые карандаши, но более гладкий, чем древесный уголь.

Цветные карандаши

У них есть воскоподобные ядра с пигментом и другими наполнителями. Несколько цветов часто смешиваются вместе.

Жирные карандаши

  • Могут быть как чёрно-белыми, так и цветными, а также металликами.
  • Они пишут практически на любой поверхности (включая стекло, пластик, металл и фотографии).
  • Наиболее часто встречающиеся жировые карандаши упакованы в бумагу (Berol и Sanford Peel-off), но они также могут быть упакованы в дерево (Staedtler Omnichrom).

Акварельные карандаши

Они предназначены для использования с техникой акварели. Карандаши могут быть использованы для четких, жирных линий. Штрихи, сделанные карандашом, также можно пропитать водой и нанести кистью.

Карандаши различаются по твёрдости грифеля, которая, как правило, указана на карандаше и обозначается буквами М (или B — от англ. blackness (букв. чернота) — мягкий и Т (или H — от англ. hardness (твёрдость) — твёрдый. Стандартный (твёрдо-мягкий) карандаш обозначается сочетаниями ТМ или HB. Буква F (от англ. fine point (тонкость) — это средний тон между НВ и Н. Также нужно отметить, что тон у карандашей одной маркировки может меняться в зависимости от фирмы.[2]

В отличие от Европы и России, в США для указания твёрдости используется числовая шкала.

Таблица соответствия шкал твёрдости

ОттенокСШАЕвропаРоссия
#1BМ
#2HBТМ
#2½F
#3HТ
#42H
9H8H7H6H5H4H3H2HHFHBB2B3B4B5B6B7B8B9B
Самый твёрдыйСреднийСамый мягкий

Испытание на твёрдость карандашом

Градуированные карандаши могут использоваться для быстрого теста, который обеспечивает относительные оценки для серии панелей с покрытием, но не может использоваться для сравнения твердости карандаша различных покрытий. Этот тест определяет «твердость карандаша» покрытия как класс самого твердого карандаша, который не навсегда маркирует покрытие, когда оно плотно прижато к нему под углом 45 градусов. Для стандартизированных измерений на рынке существуют карандаши для определения твердости по шкале Мооса.

Процесс производства

Несмотря на кажущуюся простоту карандаша, процесс его производства является комплексным, требует разнообразных материалов для изготовления (в зависимости от способа производства, требований к конечному продукту), а именно: белая глина (каолин), графит, связывающее вещество (из варёного крахмала для графитовых, на основе целлюлозы для цветных), после жарки грифели помещают в масло (кокосовое, подсолнечное), расплавленный воск, парафин, стеарин, жир (пищевые, кондитерские), древесина для дощечек (ольха, тополь (низкое качество), липа (среднее качество), сосна, кедр, джелутонг (высокое качество)), клеи для скрепления (ПВА, синтетические (SV проклейка)), краска (пигменты для грифелей, для конечной покраски).

Всё это делает производство крайне зависимым от поставщиков сырья/ресурсной базы.

Для производства дощечек можно использовать высококачественную древесину — кедр — дерево, которое плодоносит в течение 250 лет своей жизни, после чего начинает постепенно умирать в течение ещё 250 лет, что позволяет использовать такие деревья в производстве, освобождая пространство для молодняка.[3]

Читайте также:  Чайный гриб какие полезные свойства

История карандаша

Грифели для механического карандаша

Карандаши «Искусство» 1959 года

Начиная с XIII века художники использовали для рисования тонкую серебряную проволоку, которую припаивали к ручке или хранили в футляре. Такой тип карандаша называли «серебряный карандаш»[4]. Этот инструмент требовал высокого уровня мастерства, так как стереть начертанное им невозможно. Другой его характерной особенностью было то, что со временем серые штрихи, нанесённые серебряным карандашом, становились коричневыми. Существовал и «свинцовый карандаш»[5], который оставлял неброский, но чёткий след, и его часто использовали для подготовительных набросков портретов. Для рисунков, выполненных серебряным и свинцовым карандашами, характерна тонкая штриховая манера. Для примера, подобными карандашами пользовался Дюрер.

Известен также так называемый итальянский карандаш, который появился в XIV веке. Он представлял собой стержень из глинистого чёрного сланца. Затем его стали изготавливать из порошка жжёной кости, скреплённого растительным клеем. Этот инструмент позволял создавать интенсивную и насыщенную линию. Интересно, что художники и сейчас иногда применяют серебряные, свинцовые и итальянские карандаши, когда им нужно добиться определённого эффекта.

Графитные карандаши известны с XVI века. Мощная буря, прошедшая по Англии в местности Камберленд, вывернула с корнями деревья, и тогда местные пастухи обнаружили в обнажившейся земле под вывернутыми корнями некую тёмную массу, которую они посчитали углём, который поджечь, однако, не удалось. Из-за цвета, схожего с цветом свинца, месторождение приняли за залежи этого металла, но и для изготовления пуль новый материал оказался непригоден. Тогда, после разных проб, они поняли, что эта масса оставляет хорошие следы на предметах, и воспользовались этим, чтобы метить своих овец. В дальнейшем они начали производить из него тонкие заострённые на конце палочки и использовали их для рисования. Эти палочки были мягкими, пачкали руки и подходили только для рисования, но не для письма.

В XVII веке графит продавали обычно на улицах. Художники, чтобы было удобнее и палочка не была такой мягкой, зажимали эти графитовые «карандаши» между кусочками дерева или веточками, оборачивали их в бумагу или обвязывали их бечёвкой.

Первый документ, в котором упоминается деревянный карандаш, датирован 1683 годом. В Германии производство графитных карандашей началось в Штайне под Нюрнбергом в 1719 году. Немцы, смешивая графит с серой и клеем, получили стержень не такого высокого качества, но по более низкой цене. В 1758 году столяр Каспар Фабер обосновался также в Штайне и начал с 1761 года своё производство карандашей, что послужило началом истории фирмы Faber-Castell.

В 1789 году учёный Карл Вильгельм Шееле доказал, что графит является материалом из углерода. Он же и дал нынешнее название материалу — графит (от др.-греч. γράφω — пишу). Поскольку графит в конце XVIII века использовался для стратегических целей, например, для производства тигля для пушечных ядер, английский парламент ввёл строжайший запрет на вывоз драгоценного графита из Камберленда. Цены на графит в континентальной Европе резко возросли, так как на тот момент лишь графит из Камберленда считался исключительным для писания. В 1790 году венский мастер Йозеф Хардмут смешал пыль графита с глиной и водой и обжёг эту смесь в печи. В зависимости от количества глины в смеси он смог получить материал различной твердости. В том же году Йозеф Хардмут основал предприятие по выпуску карандашей Koh-i-Noor Hardtmuth, названое в честь алмаза «Кохинур» (перс. کوہ نور‎کوہ نور — «Гора света»). Его внук Фридрих фон Хардмут усовершенствовал рецептуру смеси и в 1889 году смог производить стержни с 17 различными степенями твердости.

Независимо от Хартмута, в 1795 году французский учёный и изобретатель Никола Жак Конте получил подобным методом стержень из пыли графита. Хартмут и Конте являются в равной степени прародителями современного карандашного стержня. До середины XIX века эта технология получила широкое распространение по всей Европе, что привело к возникновению таких Нюрнбергских известных карандашных фабрик, как Staedtler, Faber-Castell, Lyra и Schwan-Stabilo. Шестигранную форму корпуса карандаша предложил в 1851 году граф Лотар фон Фабер-Кастель, владелец фабрики Faber-Castell, заметив, что карандаши круглого сечения часто скатываются с наклонных поверхностей для письма. Эта форма производится до сих пор различными производителями.

В современных грифелях используются полимеры, которые позволяют добиваться нужного сочетания прочности и эластичности, дают возможность изготавливать очень тонкие грифели для механических карандашей (до 0,2 мм).

Почти две трети материала, составляющего простой карандаш, уходит в отходы при его заточке. Это натолкнуло американца Алонсо Таунсенда Кросса на создание в 1869 году механического карандаша. Графитный стержень размещался в металлической трубке и мог по необходимости выдвигаться на соответствующую длину. Это изобретение повлияло на развитие целой группы товаров, использующихся сегодня повсеместно. Самой простой конструкцией является цанговый механический карандаш с грифелем 2 мм, где стержень удерживается металлическими прижимами — цангами. Отжимаются цанги при нажатии кнопки на конце карандаша, что позволяет пользователю выдвинуть грифель на регулируемую длину. Современные механические карандаши более совершенны — при каждом нажатии кнопки происходит автоматическая подача небольшого участка грифеля однонаправленным толкателем, он же вместо цанг придерживает грифель. Такие карандаши не нужно затачивать, они снабжены встроенным (как правило, под кнопкой подачи грифеля) ластиком и имеют различную фиксированную толщину линии (0,2 мм, 0,3 мм, 0,5 мм, 0,7 мм, 0,9 мм, 1 мм).

В XXI веке каждый год производится 15—20 млрд карандашей, для чего вырубается 60—80 тысяч деревьев[6].

Читайте также:  На каком свойстве белков основан метод электрофореза

Самый большой карандаш (размером 7,91 м и весом 446,36 кг), изготовленный в 2001 году, расположен в Деруэнтском музее карандаша (Великобритания)[7].

Копировальные карандаши

В прошлом выпускался особый вид графитных карандашей — копировальные (обычно называемые «химическими»). Для получения нестираемых следов в стержень копировального карандаша добавлялись водорастворимые красители (эозин, родамин или аурамин). Заполненный химическим карандашом документ смачивался водой и прижимался особым прессом (упоминается, скажем, в «Золотом телёнке») к чистому листку бумаги. На нём оставался (зеркальный) отпечаток, который подшивали в дело.

Копировальные карандаши широко использовались и в качестве дешёвой и практичной замены чернильных ручек.

Изобретение и распространение шариковых ручек и копировальной бумаги обусловило снижение и прекращение производства такого вида карандашей.

См. также

  • Цветной карандаш
  • Литографский карандаш
  • Ручка
  • Точилка для карандашей

Примечания

Литература

  • Карандаш, письменная принадлежность // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Карандаши // Товарный словарь / И. А. Пугачёв (главный редактор). — М.: Государственное издательство торговой литературы, 1957. — Т. III. — Стб. 354—363

Ссылки

  • «The Pencil Pages» (англ.) — Сайт о карандашах.
  • «Обыкновенный карандаш» (рус.) — Сайт коллекционера карандашей.
  • Brand Name Pencils. Сайт Bob’а Truby (англ.) — Каталог карандашей 156 произоводителей
  • Как делают карандаши на ф-ке им. Красина: от глины до бумаги (рус.)
  • Made in Tomsk: Как делают карандаши из сибирского кедра (рус.)
  • Цвет карандаша // Наука и жизнь. — 2014. — № 8.

Источник

В данной статье рассмотрим простые чернографитные карандаши: твёрдость карандашей, маркировка, виды, обозначения. Всё, что нужно знать о карандашах.

Для школы и офиса достаточно всего нескольких карандашей, HB или B (твёрдо-мягкий или мягкий). А вот для рисования нужны карандаши разной степени твёрдости.

Твёрдость карандашей, обозначения

У различных компаний разные стандарты для их смесей графита, таким образом, 2B от одной компании не будет ощущаться точно то же, как 2B от другой компании.

Ядра графитового карандаша, прежде всего, составлены из двух компонентов: графит и глина (также могут быть другие добавки, как воск или полимер). Все зависит от смеси и отношения этих двух продуктов: чем больше глины, тем светлее и тверже будет карандаш; чем больше графита, тем более темной и мягкой будет линия.

Карандаши различаются по твёрдости грифеля, которая указывается на карандаше и обозначается буквами, а степень твёрдости/мягкости — цифрами. Обозначение твёрдости/мягкости карандашей отличается в различных странах.

Есть две системы оценки мягкости/твердости карандашей — американская и европейская шкала. Американская система — числовая и идет от 1 до 4; европейская система использует буквы «H» и «B».

Европейскую шкалу создали Koh-i-Noor Hardtmuth в Чешской Республике. Основатель компании Джозеф Хардтмут изобрел способ объединить графит с глиной и сформировать его в палочки, заключенные в карандаш. Меняя смесь глины и графита, они меняли и мягкость палочки. Компания Хардтмута определяла названия смесей графита в карандаше: HB (по имени Hardtmuth и Budějovice (или Budweis)) и F (по имени Франца Хардтмута, которому компания приписывает развитие процесса для создания градации тона). Позже идея была адаптирована в европейскую шкалу, которую мы знаем сегодня: H обозначает «твердый» (hard), а B обозначает «жирный» (bold). А вот F (есть и такие карандаши) находится где-то между H и HB.

Американская система была первоначально изобретена Николасом Конте (он развивал процесс создания различные твердости на основе смесей графита и глины), и принят семьей Торо, где шкала стала стандартом для карандашей, используемых для письма. Поскольку американский масштаб оценивает карандаши главным образом в среднем диапазоне твердостей, он не используется для художественных карандашей (масштаб HB может описать намного более широкий диапазон).

Для сравнения этих шкал посмотрим на картинку:

На карандаше российского производства встречаются буквы Т (твёрдый), ТМ (твёрдо-мягкий) и М (мягкий). 

Если карандаш зарубежный, то буквы — H (hardness — твёрдость), B (blackness — степень черноты, т.е. мягкости), HB (твёрдо-мягкий). 

HB, или ТМ, — это стандартный карандаш для письма и рисования, самый распространённый и востребованный.

Перед буквами указывается цифра, которая является показателем степени твёрдости карандаша.

Шкала твёрдости карандашей

Посмотрим, как рисуют карандаши разной степени твёрдости:

Какие когда карандаши использовать?

В самых повседневных целях, как написание и рисование эскизов, подходят средние сорта, от 2H до 2B. Они наиболее уравновешены (с точки зрения отношения глины к графиту): у них довольно темная линия, они не царапают бумагу, карандаш дает четкую линию.

Более твердые карандаши, от 2H и ниже, подходят для очень легкого рисования эскизов, составления схем, которые вы позже будете обводить более мягким карандашом, ручкой или маркером. Линии от таких карандашей очень точные.

Более смелые карандаши, от 2B к 6B, подходят для свободного, выразительного рисования эскизов или штриховки. С их помощью можно тонировать, создавать тоновые пятна.

Для технических рисунков лучше всего приобрести ряд карандашей. Очень твердые карандаши будут хороши для более светлых областей, которым нужна штриховка, в то время как тени можно штриховать более мягкими карандашами.

Читайте также: Основы выбора правильных карандашей.

Маркировка твёрдости карандашей

Маркировка карандашей, принятая в разных странах.

Faber-Castell в серии карандашей Grip 2001 использует свою маркировку: 1 = 2B, 2 = B, 2½ = HB, 3 = H, 4 = 2H.

Карандаши нужно тестировать, но общее правило таково: немецкие и чешские карандаши имеют тенденцию быть довольно твердыми, американские и швейцарские — средние, японские — немного мягкие.

Типы карандашей по форме корпуса

Карандаши различаются корпусами (их формой):

  • Triangular — треугольная форма
  • Hexagonal — шестиугольная форма, одна из самых распространённых
  • Round — круглый корпус, встречается также его разновидность — овальная форма
  • Bendable (flexible plastic) — гибкий карандаш (удобнее ли они, чем обычные — большой вопрос, но они как минимум оригинальны), их выпускают разные производители, в том числе Miraculous
Читайте также:  Какие пиявки полезные свойства

Все эти виды могут выпускаться разной твёрдости.

Среди сувенирных карандашей можно встретить даже квадратные, и другие нестандартные варианты (барабанные палочки, и т.п.), но писать ими неудобно.

Виды карандашей по грифелю

Графитовые карандаши

Именно они знакомы нам под названием «простой карандаш» — чернографитный. Продаются они и поштучно, и пачками, и наборами (с разной степенью твёрдости).

Они являются наиболее распространёнными типами карандашей, как правило, в деревянных корпусах. Они изготавливаются из смеси глины и графита и их твёрдость (чернота) варьируется от светло-серого до чёрного.

Твёрдые графитовые карандаши

Эти твердые палочки из графита и глины, того же диаметра, что обычный карандаш, не имеют защитного кожуха (корпуса), кроме обёртки или этикетки. Их также называют «бездревесные» карандаши. Они используются в первую очередь для художественных целей, т.к. как отсутствие деревянного корпуса позволяет расширить охват покрытия, создавая различные эффекты. Они также бывают разные по мягкости.

Угольные карандаши

Изготавливаются из угля, но, как правило, легко смазываются, они более абразивные, чем графит. Закреплять рисунки можно обычным лаком для волос, после чего убирать рисунок в прозрачный файл, он после этого не будет смазываться.

Используются в рисовании, наряду с сангиной и белыми карандашами.

Продаются в упаковках, в разном количестве.

Уголь натуральный используется при подготовке картин, выполнении эскизов, набросков и зарисовок в графике. Обладает бархатистым тоном и богатством оттенков. Легко ложится на холст, картон и бумагу.

Угольные карандаши «Сонет» (в корпусе) предназначены для создания рисунков, набросков, эскизов. Удобны для проработки контуров и мелких деталей. Стержень изготовлен из натурального прессованного древесного угля, который легко ложится на бумагу, картон, крафт.

Цветной уголь.

Art Chunky — это нежирный (сухой) цветной уголь, цилиндрической формы. Идеален для масштабных работ.

Углеродные карандаши

Углеродные (карбоновые) карандаши.

Как правило, они изготовлены из смеси глины и ламповой сажи, но иногда смешаны с углём или графитом, в зависимости от требуемой черноты и производителя. 

Они производят более глубокий чёрный цвет, чем чёрные графитовые карандаши, и более гладкий, чем угольные.

Цветные карандаши

Они имеют сердечники (грифели) с пигментом и другими наполнителями.

Возможные любые цвета, наборы с разным количеством оттенком. 

Качество сильно варьирует; существуют как очень дорогие мягкие художественные карандаши, так и недорогие, для детского рисования.

Качественные цветные карандаши обеспечивают лёгкую смешиваемость красок, мягкие, однородные по цвету линии. Линии на бумаге получаются ровные и мягкие. Натуральные красящие пигменты не вызывают аллергии.

Легко ложатся на различные типы бумаги и другие поверхности. Подходят для достижения всего широкого списка визуальных эффектов, получаемых с помощью карандашей. 

Штрихи могут накладываться один на другой или пересекаться для достижения мягкого эффекта светотени.

Grease карандаши для любых поверхностей

Они пишут практически на любой поверхности, включая стекло, пластик, металл и фотографии.  Наиболее часто встречающиеся Grease карандаши заключены в бумажную обёртку (Berol и Sanford Peel-off), но они также могут быть заключены в древесные корпуса (Staedtler Omnichrom).

Они отличаются по внешнему виду от обычных. Цвета — разные.

Акварельные карандаши

Они предназначены для использования по методу акварельного рисования. Акварельные карандаши (они продаются в разном количестве, от разных производителей) могут быть использованы сами по себе (в качестве обычных цветных карандашей), без воды, для ярких и жирных линий, получения насыщенных цветов. Штрихи, сделанные акварельным карандашом, могут быть размыты водой, влажною кистью — мы получаем эффект акварельных красок.

Карандашами можно работать по увлажнённой бумаге или использовать мокрую кисть для неповторимых эффектов и размывки отдельных участков. Концентрация пигментов высокая, светостойкие.

Для работы в смешанной технике акварельные карандаши от Caran d’Ache советуем объединять с цветными – Pablo, пастельными – Neocolor.

Восковые и масляные карандаши

Яркие цвета, отличные кроющие свойства, мягкое письмо. Как правило, недорогие.

Карандаши восковые изготавливаются на основе полимерных восков. Имеют удобную шестигранную форму. Предназначены для рисования и письма по бумаге, картону. Восковые мелки для детского творчества, благодаря бумажной обёртке, не пачкают руки и не выскальзывают из пальцев. Также выпускаются мелки с выдвижными корпусами.

Ассортимент наборов восковых карандашей — очень большой.

Карандаши масляные изготовлены на основе природных восков с добавлением масла, вследствие чего рисуют мягко, хорошо укрывая поверхность. Имеют яркие, насыщенные цвета. Предназначены для рисования и письма по бумаге, картону, дереву, ткани и камню.

Как рисуют восковые карандаши:

Восковые карандаши имеют специально разработанный состав — они совершенно не пачкают руки, легко затачиваются и некоторые из них стираются ластиком, пишут мягко на любой поверхности.

Существуют также и акварельные водорастворимые восковые мелки.

Удивительные карандаши

  • Карандаш твёрдостью НВ и стандартной длиной 17,5 см может:
    • начертить линию длиной около 56 км
    • написать около 45 000 слов;
    • быть заточен 17 раз.
  • Более 14 миллиардов карандашей производится в мире каждый год — из этого количества можно выложить цепочку, которая обогнёт Землю 62 раза!

Обзор простых карандашей

Фото обзор нескольких разных вариантов чернографитных карандашей разной твёрдости. Koh-i-Noor, Hatber, и другие производители. Поштучно и наборы.

Источник