Какие свойства чичикова проявились в его внутреннем монологе

Фаим К.  ·  25 мая 2019

1,6 K

«Но герой наш уже был средних лет и осмотрительно-охлажденного характера» — так описывает Чичикова Гоголь во внутреннем монологе. Исходя из этого, мы делаем вывод, что Чичиков — уже достаточно опытный человек, который ведет себя осторожно и предпочитает анализировать ситуацию, прежде чем приступать к конкретным действиям. Он расчетлив, холоден и не отличается темпераментностью. Между разумом и чувствами он опирается на разум и имеет несколько циничный характер. По ходу произведения эти качества лишь подтверждаются.

Каково значение образа Чацкого в комедии «Горе от ума»?

Люблю фантастику, вязание, начинающий садовод

Служить бы рад, прислуживаться тошно — именно так отвечает Чацкий на все советы брать пример с отцов . Чацкий прототип Чаадаева. Ему 20 лет,он остроумен, образован, небогат, верит в лучшее, целеустремленный, честный, благоразумный. Осуждает бесчеловечность, для него важно духовное развитие, добиваться целей своими знаниями. Он не боится говорить всё всем в глаза и справедливо обвинять представителей фамусовской Москвы во лжи и лицемерии.Чацкий, как и Грибоедов, не понимает и не принимает преклонения перед всем иностранным. В образе Чацкого Грибоедов показывает назревающий раскол в дворянской среде. Роль Чацкого довольно драматична, ведь он остается в меньшинстве и вынужден покинуть Москву, но он не отступается от своих взглядов. Увы, время Чацкого еще не наступило. Не случайно таких героев, как Чацкий относят к типу лишних людей. Однако уже понятно, что скоро все изменится.

Когда вы впервые прочитали роман «Отцы и дети»?
Чем он вам запомнился?

Попался он мне в первый раз, помнится, в лето перед 9 классом.

Впечатление о книге сложилось хорошее с первых же страниц. Прочитала взахлеб за пару дней. Чем роман мне запомнился? Можно долго говорить о том, как он заставляет по-другому посмотреть на отношения детей и отцов, как при прочтении знакомишься со специфической, новой для себя идеологией нигилизма. Однако больше всего в этом романе меня поразило то, как Тургенев оборвал путь одного из главных героев — Базарова, который своей уверенностью, прямотой, категоричностью не мог не вызвать симпатии. Смерть Евгения, глупая, нелепая, вызванная роковой случайностью — она ввергла меня в состояние шока, напрочь сломав все шаблоны литературных произведений, когда ключевого персонажа ждет или счастливый финал, или героическая смерть в битве. Это, в сущности, так страшно: молодой человек, полный сил и готовый менять мир под себя, отстаивающий свои убеждения и страдающий от безответного чувства — этот живой, противоречивый человек, у которого впереди была целая жизнь — он погибает в горячке. Конец романа жестоко и непримиримо поставил меня перед фактом, что можно планировать все, что угодно, можно видеть мир как угодно, но в любой момент может произойти какая-то маленькая ошибка, случайность, которая тебя погубит. При повторном чтении «Отцов и детей», конечно, я больше обращала внимание на другие проблемы, поднятые в тексте. Но до сих пор первой ассоциацией с данной книгой выступает смерть Евгения Базарова и пугающая, жестокая безысходность и неопределенность, которой от нее веет. Не могу отделаться от этого осадка.

Прочитать ещё 2 ответа

Какова роль и значение Чацких для общества в статье Гончарова «Мильон терзаний»?

Любитель книг, кошек, увлекаюсь написанием рецензий

Его роль, по мнению Гончарова, страдать, но при этом приносить пользу: сам Чацкий испытал только «горе от ума», но он «брызнул живой водой на заглохшую почву», благодаря ему и таким, как он, зародилось что-то новое и живое, что впоследствии должно привести к положительным переменам в обществе. Так что, несмотря на его временное поражение, его роль все равно победительная, хоть он и не знает пока об этом.

Этот вопрос задал нам преподаватель литературы. Чичиков приезжает в город. В трактире на стене — изображена русалка с большими грудями. Что это символизирует?

Мining (добыча полезных ископаемых).
христианин.

В трактире на картине была изображена не русалка, а нимфа. Груди у Нимфы были большими — да. Что это может символизировать? Кто знает, может это просто деталь ничего не значащая, а может это символ гротеска, который был присущ Николай Васильевичу. Гротеск заключается в сочетании несочетаемого —  в литературе — одна из разновидностей комического приёма, которая сочетает в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное. Что имеется ввиду? Описание трактира, которое изображает унылую, «закопченую» и «замасленную» обстановку тогда как Нимфа (в переводе с греческого невеста) являет собой божество природы в древнегреческой мифологии в виде девушек, олицетворяющих различные живительные и плодоносные силы Земли, природные объекты и явления.  Каждая нимфа — это покровительница определённого объекта или явления природы, его душа и воплощение.

Нимфа это Покровительница Обьекта,описание которого даётся Гоголем :

Когда все это было внесено, кучер Селифан отправился на конюшню возиться около лошадей, а лакей Петрушка стал устроиваться в маленькой передней, очень темной конурке, куда уже успел притащить свою шинель и вместе с нею какой-то свой собственный запах, который был сообщен и принесенному вслед за тем мешку с разным лакейским туалетом. В этой конурке он приладил к стене узенькую трехногую кровать, накрыв ее небольшим подобием тюфяка, убитым и плоским, как блин, и, может быть, так же замаслившимся, как блин, который удалось ему вытребовать у хозяина гостиницы.

Покамест слуги управлялись и возились, господин отправился в общую залу. Какие бывают эти общие залы – всякий проезжающий знает очень хорошо: те же стены, выкрашенные масляной краской, потемневшие вверху от трубочного дыма и залосненные снизу спинами разных проезжающих, а еще более туземными купеческими, ибо купцы по торговым дням приходили сюда испивать свою известную пару чаю; тот же закопченный потолок; та же копченая люстра со множеством висящих стеклышек, которые прыгали и звенели всякий раз, когда половой бегал по истертым клеенкам, помахивая бойко подносом, на котором сидела такая же бездна чайных чашек, как птиц на морском берегу; те же картины во всю стену, писанные масляными красками, – словом, все то же, что и везде; только и разницы, что на одной картине изображена была нимфа с такими огромными грудями, каких читатель, верно, никогда не видывал. Подобная игра природы, впрочем, случается на разных исторических картинах, неизвестно в какое время, откуда и кем привезенных к нам в Россию, иной раз даже нашими вельможами, любителями искусства, накупившими их в Италии по совету везших их курьеров.

Прочитать ещё 3 ответа

Читайте также:  На каких биологических свойствах организмов основаны оба вида отбора

Источник

В 2018 году первая часть ОГЭ по литературе останется без изменений. Выпускники выбирают один из двух вариантов и пишут развернутые ответы на задания по тексту. Объем – 5–8 предложений.

Ниже перед вами два варианта развернутого ответа для трех заданий части один как пример ответов на первые три задания ОГЭ по литературе. Темы касаются «Мертвых душ» Гоголя и стихотворения Тютчева «Есть в осени первоначальной…».

Открывайте демонстрационный вариант ОГЭ по литературе 2017 и прочтите задания и текст к нему.

Разбираем вариант 1

Задание 1.1.1

Какие свойства натуры Чичикова проявились в его внутреннем монологе?

Ответ на задание 1.1.1

Внутренний монолог – одно из средств, к которому прибегает Гоголь для характеристики своего персонажа. В данном фрагменте перед читателем раскрываются такие черты Чичикова, как расчетливость, внимательность и холодность: «Но герой наш уже был средних лет и осмотрительно-охлажденного характера». Ему чужды эмоциональные порывы и бесшабашность в поведении. Чичиков – типичный циник, подчиняющий свои порывы разуму, что заставляет его сначала думать – потом действовать. Те же черты героя можно найти в главе 4, где натура героя раскрывается через разговор с Ноздревым.

Задание 1.1.2

С какой целью автор в своих размышлениях упоминает о двадцатилетнем юноше?

Ответ на задание 1.1.2

Упоминание о двадцатилетнем юноше приводится для обозначения контраста между поведением юного человека и поведением, которое продемонстрировал Чичиков. В двадцать лет юноши еще немного наивны, впечатлительны и готовы на необдуманные поступки, «позабыв и себя, и службу, и мир, и всё, что ни есть в мире». Их поведением руководят сильные душевные порывы, а разум всегда уступает сердцу. Такое поведение полностью противоречит расчетливости «средних лет» Чичикова.

Задание 1.1.3.

Сопоставьте фрагменты поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» и комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». В чем Скотинин похож на Чичикова, задумавшегося о «молоденькой незнакомке»?

Отрывок текста из задания 1.1.3

Скотинин. Что ж я не вижу моей невесты? Где она? Ввечеру быть уже сговору, так не пора ли ей сказать, что выдают её замуж?
Г-жа Простакова. Успеем, братец. Если ей это сказать прежде времени, то она может ещё подумать, что мы ей докладываемся. Хотя по муже, однако, я ей свойственница; а я люблю, чтоб и чужие меня слушали.
Простаков (Скотинину). Правду сказать, мы поступили с Софьюшкой, как с сущею сироткой. После отца осталась она младенцем. Тому с полгода, как её матушке, а моей сватьюшке, сделался удар…
Г-жа Простакова (показывает, будто крестит сердце). С нами сила крестная.
Простаков. От которого она и на тот свет пошла. Дядюшка её, г-н Стародум, поехал в Сибирь; а как несколько уже лет не было о нём ни слуху, ни вести, то мы и считаем его покойником. Мы, видя, что она осталась одна, взяли её в нашу деревеньку и надзираем над её имением, как над своим.
Г-жа Простакова. Что ты сегодня так разоврался, мой батюшка? Ещё братец может подумать, что мы для интересу её к себе взяли.
Простаков. Ну как, матушка, ему это подумать? Ведь Софьюшкино недвижимое имение нам к себе придвинуть не можно.
Скотинин. А движимое хотя и выдвинуто, я не челобитчик. Хлопотать я не люблю, да и боюсь. Сколько меня соседи ни обижали, сколько убытку ни делали, я ни на кого не бил челом, а всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду.
Простаков. То правда, братец: весь околоток говорит, что ты мастерски оброк собираешь.
Г-жа Простакова. Хоть бы ты нас поучил, братец батюшка; а мы никак не умеем. С тех пор, как всё, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!
Скотинин. Изволь, сестрица, поучу вас, поучу, лишь жените меня на Софьюшке.
Г-жа Простакова. Неужели тебе эта девчонка так понравилась?
Скотинин. Нет, мне нравится не девчонка.
Простаков. Так по соседству её деревеньки?
Скотинин. И не деревеньки, а то, что в деревеньках-то её водится и до чего моя смертная охота.
Г-жа Простакова. До чего же, братец?
Скотинин. Люблю свиней, сестрица, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, которая, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою.

Читайте также:  Какие лечебные свойства черной смородины

(Д.И. Фонвизин. «Недоросль»)

Ответ на задание 1.1.3

У Чичикова и Скотинина можно найти ряд общих черт, таких как расчетливость, эгоизм, отсутствие романтического порыва. Чичиков – типичный «приобретатель», в котором Гоголь увидел новое зло России: тихое, усердное, но предприимчивое. Его заботит только собственная выгода, а молодую девушку сделать «лакомым кусочком» в его глазах могут только «тысячонок двести приданого». У помещика Скотинина главная характеристика уже содержится в его фамилии. Его также волнует собственная выгода, но выражение она находит даже не в деньгах. Ведь главная страсть этого героя – свиньи. Он желает жениться на Софьюшке, но только потому, что в ее деревне водятся его любимцы. И холодная рассудительность Чичикова и себялюбивое невежество Скотинина сходны в отсутствии интереса ко всему, что напрямую не ведет к удовлетворению их корысти.

Разбираем вариант 2

Задание 1.2.1

Каким настроением проникнуто стихотворение «Есть в осени первоначальной…»?

Ответ на задание 1.2.1

Стихотворение Тютчева создает настроение умиротворения и торжественности. Для этого поэт использует выразительные эпитеты: «в осени первоначальной», «дивная пора», «чистая и теплая лазурь» и др. Ощущение недосказанности и томности стихотворению придают часто встречающиеся многоточия, которые символизируют, что пора бурных эмоций закончилась вместе с летом. Осень – это время неспешных раздумий и отдыха.

Задание 1.2.2.

Какую роль играют эпитеты в стихотворении «Есть в осени первоначальной…»?

Ответ на задание 1.2.2.

Эпитеты особенно важны при описании природы. Ведь они позволяют не просто описать предметы, а передать отношение автора к тому, о чем он пишет. Даже самые обычные слова, использованные как эпитеты, могут создать яркие образы. «Бодрый серп», «паутины тонкий волос», «короткая пора», «на праздной борозде», «день хрустальный» – все эти сочетания создают настроение стихотворения, передавая ощущения Тютчева, вызванные ранней осенью.

Задание 1.2.3

Чем различаются картины осени, созданные в стихотворениях Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» и Н.А. Некрасова «Перед дождем»?

Отрывок стихотворения для задания 1.2.3

ПЕРЕД ДОЖДЁМ

Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет тёмный лес.

На ручей, рябой и пёстрый,
За листком летит листок,
И струёй сухой и острой
Набегает холодок.

Полумрак на всё ложится;
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон.

Над проезжей таратайкой
Спущен верх, перёд закрыт;
И «пошёл!» – привстав с нагайкой,
Ямщику жандарм кричит…

(Н.А. Некрасов. 1846)

Ответ на задание 1.2.3.

В стихотворении Тютчева описана ранняя осень, которую сам автор называет «дивной порой». Произведение пронизано умиротворением и восхищением красотой природы. Это момент, когда и земля, и люди отдыхают: «Где бодрый серп гулял и падал колос// Теперь уж пусто всё – простор везде…». Осень представлена прекрасной, торжественной порой, когда до холодов еще далеко и можно предаться раздумьям и нежной грусти. У Некрасова представлена совсем другая осень: она недружелюбна и немилостива к путнику. «Чистая и теплая лазурь» уступает место «заунывному ветру», а «лучезарные вечера» – «ложащемуся на все полумраку». Описанная Некрасовым осень навевает настроение тревоги и печали. Два стихотворения – олицетворяют две противоположные картины осени, знакомые каждому. 

Перейти к части 2

Источник

В бланк ответов № 2 запишите номера заданий 1.1.1 и 1.1.2 и сформулируйте прямой связный ответ (3–5 предложений) на каждый вопрос.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения (можно обращаться и к другим эпизодам этого же произведения). Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

ВАРИАНТ 1

1.1.1. Какие свойства натуры Чичикова проявились в его внутреннем монологе?

В приведенном монологе Чичикова раскрываются особенности натуры персонажа. Герой предстает перед читателем человеком внимательным, умеющим прекрасно видеть и оценивать людей. По первому впечатлению Чичиков детально создает психологический портрет «молодой незнакомки»: «Она теперь как дитя, всё в ней просто… из нее все можно сделать». Но нельзя не отметить и то, что  герой концентрирует свое внимание на тех деталях, которые могут принести только материальную выгоду: «…из нее мог бы выйти очень, очень лакомый кусочек» Вероятно, ключевой завет отца (копить деньги) сыграл свою решающую роль даже в момент наблюдения предприимчивого героя за случайно встретившейся ему девушкой.

Читайте также:  Какими свойствами обладают нервные клетки

1.1.2. С какой целью автор в своих размышлениях упоминает о двадцатилетнем юноше?

Н. В. Гоголь не случайно в своих размышлениях упоминает о двадцатилетнем юноше. Образ «начавшего жизненное поприще» ярко контрастирует с Чичиковым. Молодой человек воспринимает действительность эмоционально, его все впечатляет, волнует. Совсем другим предстает перед читателем главный герой поэмы «Мертвые души». Человек «средних лет» становится «осмотрительно-охлажденным», его мысли теперь «основательны», он в любой ситуации пытается найти выгоду и добиться личного успеха. Н. В. Гоголь в своем произведении доказывает, что такие люди не перед чем не остановятся, даже если придется пойти на обман и совершить аферу.

Для выполнения задания 1.1.3 сначала запишите в бланке ответов номер задания, а затем дайте прямой связный ответ (примерный объём 5–8 предложений). Следуйте указанному в задании направлению анализа. Опирайтесь на авторскую позицию, излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, используя приведённые тексты (допускается обращение к другим эпизодам произведений).

Ответ записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи

1.1.3.Сопоставьте фрагменты поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» и комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». В чём Скотинин похож на Чичикова, задумавшегося о «молоденькой незнакомке»?

В приведенных отрывках проявляется сходство двух образов: Скотинина и Чичикова. Оба героя расчетливы, эгоистичны, стараются из любой ситуации найти выгоду, главное для них – это материальные блага. Они не остановятся ни перед чем ради достижения собственной выгоды. Скотинин готов любой убыток «содрать со своих же крестьян», а на Софье хочет жениться, чтобы получить «то, что в деревеньках водится». Прекрасный образ «молоденькой незнакомки» для Чичикова задурманивает «тысячонок двести приданого», она для героя может быть только «лакомым кусочком». Оба героя не способны на искренние романтичные чувства. Чичиков – типичный «приобретатель», в котором Гоголь увидел новое зло России: тихое, усердное, но предприимчивое. У помещика Скотинина главная характеристика, которую дает герою Фонвизин, содержится в фамилии. Его также волнует собственная выгода, но выражение она находит даже не в деньгах, а в свиньях. 

 ВАРИАНТ 2

1.2.1. Каким настроением проникнуто стихотворение «Есть в осени первоначальной…»?

Стихотворение Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной» проникнуто настроением душевного покоя и умиротворения. Небольшое по объему лирическое произведение поэт посвящает «короткой, но дивной поре». Период завершения работы на полях («Где бодрый серп гулял и падал колос, теперь уж пусто всё») до наступления первых холодов («Но далеко ещё до первых зимних бурь») Тютчев поэтично называет «хрустальными» днями. Изобразительно-выразительное средства создают картину осенний гармонии в природе и в душе поэта (многочисленные эпитеты «дивная пора», «чистая и теплая лазурь», сравнение «весь день стоит как бы хрустальный»,  метафора «лишь паутины тонкий волос блестит на праздной борозде»). Использованные многоточия позволяют автору окунуться в состояние душевного покоя, отдыха и незримо увлекают читателя в мир неспешных раздумий.

1.2.2. Какую роль играют эпитеты в стихотворении «Есть в осени первоначальной…»?

В стихотворении Ф. И. Тютчева особую роль при создании образа играют эпитеты. «Осень первоначальная», «короткая, но дивная пора», «день хрустальный», «лучезарны вечера», «бодрый серп», «чистая, теплая лазурь», «чистое поле» — образные определения передают не только особую атмосферу осенней гармонии в природе, но и помогают понять душевный покой автора стихотворения. Время бурных эмоций и тяжелых рабочих будней закончилось, теперь поэт с удовольствием смотрит на «отдыхающее поле», вдыхает «пустеющий» воздух и наслаждается вместе с читателем периодом нежной грусти.

1.2.3. Чем различаются картины осени, созданные в стихотворениях Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» и Н.А. Некрасова «Перед дождём»?

Ф. И. Тютчев и Н. А. Некрасов – поэты-современники. Тема природы в их творчестве занимает важное место, но не всегда восприятие одного и того же времени года одинаковое. В осеннем «коротком» периоде Ф. И. Тютчева чувствуется умиротворение, покой, и красота. Во время «дивной» поры природа и человек отдыхают от работы, эмоций, звуков: «Пустеет воздух, птиц не слышно боле». Совсем другой предстает перед читателем осень в стихотворении Н. А. Некрасова. «Заунывный ветер», «надломленная ель», «набегающий холодок», «налетевший полумрак» навевают настроение тревоги и печали.  Читатель может не только увидеть зловещие картины, но и услышать плачь природы, у Некрасова осень наполняется тревожными звуками: «заунывный ветер», «ель стонет», «шепчет темный лес», стая галок и ворон «кричит», криком надменного жандарма и завершается стихотворение Некрасова. Два лирических произведения описывают абсолютно по-разному картины осени и создают при этом абсолютно противоположные настроения авторского восприятия этого времени года.

Источник