Какие свойства человека проявились в способности жить родовыми общинами

Какие свойства человека проявились в способности жить родовыми общинами thumbnail

Начало истории. Изучение истории России необходимо начать с того времени, когда на ее территории появились первые люди. Какое отношение это древнейшее население имеет к последующей истории России? Ответ на этот вопрос весьма прост. Все разноплеменные поколения постепенно, шаг за шагом становились строителями истории той части Европы и Азии, которая впоследствии образовала Россию. Они первыми ступали по этой земле, плыли по ее рекам и озерам, впоследствии распахивали землю, пасли стада и строили здесь первые жилища, а уходя в небытие, давали жизнь последующим поколениям. История может исчезнуть лишь вместе с человечеством, но и возникла она лишь вместе с людьми, которые обитали в этих краях и дали здесь первый опыт человеческого существования. Это еще не была история человечества в полном смысле этого слова. Не было еще человеческих обществ, народов, государств, которые составляют смысл истории, но начало всему этому было положено вместе с появлением человека. Поэтому данный период часто называют предысторией.

Что означает само понятие «человек»? Ученые считают, что выделение людей из животного мира связано прежде всего с тем, что древнейшие люди стали осознавать себя в окружающем мире и научились создавать орудия труда, что и было ярким проявлением высшего по сравнению с животными сознания. Это были различные предметы из камня: режущие орудия — рубила, разного рода скребки, подобие каменных ножей, изготовленных путем удара камня о камень. По главному материалу орудий труда весь древнейший период истории человечества назван палеолитом (от греческих слов «палайос» — древний и «литое» — камень).

При помощи каменных орудий первые люди раннего палеолита раскапывали землю в поисках съедобных корней, оборонялись от хищников и сами охотились. Климат большей части Земли в то время был теплым, поверхность суши была покрыта густыми вечнозелеными деревьями. Первых людей окружали огромные животные — первобытные слоны, саблезубые тигры, гигантские олени. Люди бродили небольшими группами — первобытными стадами, устраивали стоянки на открытых местах, чтобы можно было заранее заметить грозящую опасность.

Почти беззащитные предки современного человека нуждались друг в друге, борясь с могучими животными. Поэтому они собирались в первобытные коллективы, учились общаться друг с другом.

Человек и ледник. Решительный сдвиг в истории человечества произошел в период между 100-м и 30-м тысячелетиями до н.э., когда под влиянием геологических, климатических, а возможно, и космических причин началось оледенение значительных территорий, и в первую очередь на севере. Граница ледника доходила до среднего течения Днепра и Дона, пересекала Волгу и Каму и тянулась дальше на восток. К югу от ледника раскинулась тундра со скудной растительностью.

В этих условиях перед человеком встал трудный, поистине исторический выбор: как выжить, уцелеть, сохранить потомство?

Одна часть людей подалась на юг, другая же стала осваивать земные пространства в изменившихся условиях. Человека спас разум, умение создавать. Люди широко пользовались огнем. Он давал возможность жарить на углях мясо. Новый вид пищи существенно менял саму физиологию человека, делал ее более совершенной.

Люди со временем стали использовать в качестве жилищ пещеры и укрываться в них, согреваясь теплом костра. Но большинство пещер уже было обжито хищниками: пещерными львами, медведями. Человек бросил им вызов. Сколько страшных схваток произошло в тех темных пещерах, где сегодня найдены останки древних людей! В тот же период появляются и построенные человеком жилища — из дерева, камня, камыша, костей животных. Зарождается и такой вид жилья, как землянка, которому довелось дожить до наших дней. В те суровые тысячелетия человек научился из шкур животных делать себе одежду, что дало ему дополнительный шанс на защиту от холода и выживание.

Наконец, человек того времени стал хоронить своих умерших соплеменников. Таким образом, люди осознали себя смертными и одновременно утвердили в своем сознании надежду на потустороннюю жизнь. Это скрашивало им тяжесть существования и наполняло верой в то, что жизнь небессмысленна. Тайны мироздания, рождения и смерти с тех пор люди стали связывать с проявлением существования высших сил, божеств.

Зарождение религиозных представлений окончательно выделило человека из животного мира. Именно с этого времени человек начинает превращаться в существо, которое ученые определили латинскими словами «гомо сапиенс», что означает «человек разумный».

Люди эпохи палеолита. Постепенно происходило совершенствование человеческих коллективов. Новые условия заставили людей сплотиться, осуществлять постоянную взаимопомощь в борьбе с природой и животным миром. Это было уже не первобытное стадо, а хорошо организованные общины, где у каждого существовали определенные задачи в домашнем хозяйстве, на охоте, в борьбе с врагами. Общинники вели охоту облавой, загоняли крупных зверей в ямы, к обрывам и добивали их, а потом в пещерах, у костров праздновали свои победы. Самой желанной добычей был мамонт, дававший много мяса, шкуры, костей, из которых делали орудия и другие полезные вещи.

Читайте также:  Какие свойства элементов изменяются периодически

Несмотря на холод, люди упорно осваивали новые земли и на этом пути сами развивались и совершенствовались. Движение на территорию современной России шло как со стороны Центральной Европы, так и из Южной Азии, а это значит, что уже в ту отдаленную эпоху проглядывала связь обитавших здесь людей как с Европой, так и с Азией, хотя до появления этнических, т. е. национальных, признаков у людей было еще далеко.

В период между 40-м и 13-м тысячелетиями до н. э. в истории человечества опять произошли крупные перемены. В древних общинах были запрещены браки между сородичами, а это сразу улучшило человеческую природу. Именно в это время и появился человек современного типа, окончательно сформировался гомо сапиенс. Походка его стала полностью вертикальной, плечи распрямились, лицо потеряло животные черты. Мозг стал более развитым. Следствием этого явился ряд полезных новшеств.

Каменные орудия труда и оружие становились все совершеннее. Люди научились делать настоящие тонкие ножи, наконечники копий, изобрели иглу, при помощи которой стали шить меховую одежду. Обитатели предледниковых зон строили полуземлянки с крышей из жердей, покрытых дерном. Часто основанием крыши служили крупные кости мамонтов или их черепа. Посреди такого дома складывали очаг или несколько очагов из камней для обогревания и приготовления пищи. Охота на крупных животных, сбор ягод, грибов, съедобных корней, рыбная ловля при помощи остроги и гарпуна стали основными направлениями хозяйства. Постепенно люди переходили на полуоседлый образ жизни.

В центре такого хозяйства находилась женщина — мать, хранительница очага, хозяйка, которая регулярно поставляла пищу своему роду, тогда как охота — главное занятие мужчин — зависела от удачи, от случая, как и рыбная ловля. Потому тогдашними человеческими коллективами, или родовыми общинами, которые назывались так потому, что члены этих общин были родственниками, руководили женщины. Это было время матриархата.

Следы людей палеолита обнаружены во многих местах нынешней России — на Дону, Оке, Десне, Каме, Урале, Енисее, Ангаре, в Забайкалье. Самое северное место подобных находок — на берегу Лены.

К этому времени относится появление первых образцов человеческого искусства. Фантазия человека вызвала к жизни скульптуру, рисунок, украшения. Люди стали выделывать из камня или кости статуэтки богинь — прародительниц рода в виде полных женщин, а также различных зверей — мамонтов, оленей, носорогов — их постоянную, опасную и вожделенную добычу на охоте. Появились и рисунки на стенах пещер-святилищ. Из камня и кости делали украшения — браслеты, бусы, подвески. Их носили не только женщины, но и мужчины.

Послеледниковый период. На рубеже 13—12-го тысячелетий до н. э. ледник начал отступать. Меняется облик огромных территорий от Атлантики до Тихого океана. Там, где царило ледяное безмолвие, появляются густые леса. Исчезают гигантские животные эпохи оледенения — мамонты, шерстистые носороги и др. Животные мельчают, приобретают, как и растения, современный вид. В новых условиях, которые названы мезолитом или средним каменным веком («месос» означает по-гречески средний), человек смело двинулся на север вслед за отступающим ледником.

Что подвигло его к этим передвижениям? Только ли тяга к неведомым землям, к незнаемому, чем всегда отличался «человек разумный»? Было и это. Но главное состояло в том, что люди осваивали новые охотничьи и рыболовные угодья, искали себе места, где жить было сытнее, а значит, лучше и проще. Они покидали свои оседлые стоянки, обжитые пещеры и переходили к подвижному образу жизни, их летними жилищами стали легкие шалаши, которые они легко оставляли.

Важнейшим достижением людей в ту пору стало изобретение лука и стрел с кремниевыми и костяными наконечниками; тетивой в таких луках служили высушенные жилы животных. Лук и стрелы произвели буквально переворот в жизни людей. Теперь они могли поражать животных и птиц на расстоянии. Отпала необходимость в загонной охоте как основном способе добычи пищи, хотя она и сохранила свое значение. Отныне можно было охотиться небольшими группами и даже в одиночку.

Пешком и на лодках, имея в руках лук, стрелы, гарпуны, овладев искусством ставить силки и охотничьи ловушки, люди начали осваивать земли, где еще не ступала их нога: Северную Европу, Северную Сибирь. Наиболее отважные из них переплывали через Берингов пролив и заселяли Америку.

Новый образ жизни привел к дроблению больших родовых общин на небольшие группы постоянно передвигавшихся охотников и рыболовов. Они осваивали и обживали территории, которые уже считали своими угодьями. Начиналось формирование племен, в которые объединялись люди, близкие по образу жизни, хозяйственным навыкам, территории, языку. Каждое племя имело свои особые обычаи, традиции, хозяйственные навыки.

Неолитическая революция. Постепенно изменения в природе и климате, совершенствование самого человека привели к поистине революционным, т. е. коренным и быстротечным, изменениям в жизни людей в некоторых районах Северной Африки, Европы и Азии, включая и часть территории современной России. Эти изменения начались в мезолите и завершились в период нового каменного века — неолита («нео» по-гречески — новый). Поэтому они получили название неолитической революции.

Читайте также:  Какими свойствами обладает клетка

Прежде всего, достигла высшего совершенства техника создания каменных орудий. Люди научились сверлить, полировать камень, делать из него миниатюрные режущие лезвия. Изготовлением топоров, скребков, ножей, наконечников копий и стрел занимались целые мастерские. Камнетесы обменивали продукты своего труда на пищу, одежду. Это было преддверие будущей торговли. Новые орудия труда помогали рубить деревья, вязать из них плоты, долбить из стволов лодки, строить бревенчатые хижины.

Одним из наиболее впечатляющих изобретений человека периода неолита стала глиняная посуда. Сначала стали лепить сосуды вручную и обжигать их, потом появился гончарный круг, и эта работа механизировалась. Зародилось прядение и ткачество как из шерстяных, так и из растительных волокон, что позволило человеку использовать более удобную одежду, шить различного рода мягкие и теплые настилы и покровы. Наконец, в период неолита люди изобрели колесо, что произвело подлинную революцию в средствах передвижения, в строительной технике, в быту. Появились и первые изделия из металла — меди. Позже люди изобрели бронзу — сплав меди и олова. Заканчивался каменный век, начинался век бронзовый.

Благодаря всем этим изобретениям в период неолита в ряде местностей окончательно сформировались новые отрасли — скотоводство и земледелие, т. е. сельское хозяйство. Это были отрасли производящего хозяйства. Оно означало, что человек не только брал то, что ему давала природа в готовом виде — ягоды, орехи, коренья, злаки, или добывал у нее с боем, охотясь на диких животных, но и создавал, производил, выращивал сам.

Переход к производящему хозяйству и составляет суть неолитической революции.

Думается, что основоположником производящего хозяйства явилась женщина. Именно она, собирая злаки, обратила внимание на то, что, оброненные в землю, они дают всходы. Именно она первая приручила детенышей убитых животных, а потом стала использовать этот опыт для создания постоянного стада, которое давало мясо, молоко, кожу. Женщина полностью оправдала отведенную ей историей роль в период матриархата, создав основу для будущего взлета человеческой цивилизации.

Но тем самым она подготовила почву, чтобы уступить ведущую роль в обществе мужчине — земледельцу, вспахивавшему обширные поля и вырубавшему и выжигавшему лес для новых посевов; скотоводу, пасшему тысячи голов скота и находившемуся долгое время в седле. В новых хозяйственных условиях требовалась мужская сила, ловкость и доблесть. Наступало время патриархата, когда ведущее место в семье, роде, племени заняли мужчины. Женщина с этого времени подчинилась мужчине.

Родовой строй достиг в это время своего расцвета. Родовые общины и их объединение в племена по-прежнему являлись основой общественной организации людей. В это время дальнейшее развитие в обществе получает коллективный труд и коллективная, или общественная, собственность, в том числе и на окружающие земли. Общий труд и общее присвоение в соответствии с еще скромными возможностями общества и такими же скромными нуждами рода (питание, простая одежда, жилье, но все это уже прочно, гарантированно за счет усилий всего коллектива) дали возможность некоторым ученым назвать это общество «первобытным коммунизмом». И способ жизни вполне соответствовал этому коллективистскому строю.

В зависимости от условий природы люди в то время селились небольшими компактными поселками, что позволяло им лучше использовать охотничьи угодья, рыболовные водоемы, позднее — пахотные земли и пастбища. Если у племени не хватало таких угодий, то начиналась борьба за них с соседями. Так борьба людей за жизнь не только с природой, но и между собой прочно вошла в историю вместе с неолитом.

Тогдашние поселения представляли собой несколько десятков землянок, полуземлянок или наземных жилищ, срубленных из дерева (на севере). В других местах (например, на юге) это были большие общие дома с очагами для каждой обитающей в таком доме семьи.

На территории России стоянки людей неолита обнаружены на больших пространствах от берегов Белого и Балтийского морей до Приазовья и Северного Кавказа, а также в Сибири. Характерно, что все эти стоянки жмутся к воде. Рыбная ловля и охота в прибрежных лесах давали значительную часть пищи. На заливных лугах, на прибрежных полянах получали первый опыт местные земледельцы и скотоводы. Реки и озера стали в лесных чащах первыми удобными дорогами, по которым можно было плыть на лодках десятки километров и никогда не сбиться с пути.

Становление производящего хозяйства в корне изменило историю человечества. Неолитическая революция создала предпосылки зарождения цивилизации: заканчивался период предыстории, начиналась история в полном смысле этого слова.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Что означает понятие «человек»? Чем поведение человека на ранней стадии его истории отличалось от поведения животных? При ответе используйте ваши знания, полученные при изучении как истории, так и биологии.

2. Кто такой гомо сапиенс? Что позволило дать ему такое название?

Читайте также:  Какие свойства у растворимости

3. Какие факторы определяли развитие человека и общества в период предыстории?

4. Перечислите основные периоды истории, названные в параграфе. Что легло в основу периодизации? Определите характерные черты развития человека и общества в каждый из этих периодов.

5. Назовите известные вам места в России, где были обнаружены следы обитания людей времен палеолита, мезолита, неолита. Соотнесите их с современной картой нашей страны.

6. Охарактеризуйте неолитическую революцию. Почему, на ваш взгляд, здесь используется слово «революция»? Какие изменения в жизни человека произошли в этот период?

7. Что такое матриархат и патриархат? Чем была обусловлена замена матриархата патриархатом?

8. Охарактеризуйте родовую общину. Какие свойства гомо сапиенса проявились в способности человека жить родовыми общинами? Опишите поселение людей времен неолита. Что в жизни человека того времени позволяет говорить о нем как о гомо сапиенсе?



Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 ноября 2019;
проверки требуют 14 правок.

У этого термина существуют и другие значения, см. Община.

Родова́я общи́на — форма социальной организации (община), где люди связаны коллективным трудом и потреблением на основе кровного родства. Основная форма при первобытно-общинном строе.

История[править | править код]

Родовая община это исторически первая форма общественной организации людей, где люди связаны кровным родством, в некоторых случаях дальним родством, а в некоторых случаях допускалась и искусственное родство. Кроме того, это был союз , основанный на коллективном труде, коллективном потреблении, коллективной собственности на землю и орудия труда и охотничию территорию и предположительно был основан по принципу социального равноправия .
Охота, расчистка леса, земледелие при примитивных орудиях труда требовали больших коллективных усилий. Плуг с железным лемехом, железный топор, лопата, мотыга, лук и стрелы, стальные мечи способствовали вымиранию общины родовой и появлению соседской общины. Члены родовой общины не могли брать себе жен внутри общины. Поэтому всякая родовая община всегда поддерживала дружеские отношения с другими родовыми общинами, с которыми она обменивалась супругами. Тем самым отношения родства возникали и между общинами, ещё более расширяя рамки сотрудничества и взаимной поддержки. Каждая родовая община представляла собой большой коллектив, связанный родством, общностью происхождения и хозяйственной жизни. В родовой общине все люди трудились сообща и имели общее имущество.

Несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляли племя. Все племя говорило на одном языке, имело свои обычаи. Во главе племени стоял совет старейшин.

Ро­до­вая ор­га­ни­за­ция[править | править код]

Ро­до­вая ор­га­ни­за­ция — один из важ­ней­ших ме­ха­низ­мов под­дер­жа­ния пер­во­быт­но­го кол­лек­ти­виз­ма. В отеч. ан­тро­по­ло­гии су­ще­ст­ву­ет неск. схем опи­са­ния её так­со­но­мич. уров­ней (ли­ний ро­до­вых струк­тур): Р. — ма­лый Р. — пат­ри/мат­ри/ам­би­ли­ния; Р., или клан, — ли­нидж; груп­па Р., или над­род, — Р. — под­раз­де­ле­ния Р. — яд­ро до­мо­хо­зяй­ст­ва, или боль­шой се­мьи (Д. А. Оль­де­рог­ге); клан — сиб, или суб­клан, — Р., или мат­ри/пат­ри­ли­ния, ли­нидж (Н. А. Бу­ти­нов). Лока­ли­зо­ван­ная сту­пень ро­до­вой ор­га­ни­за­ции — собств. Р. — об­ла­да­ет наи­боль­шей це­ло­ст­но­стью. В за­ру­беж­ной со­ци­аль­ной ан­тро­по­ло­гии Р. обо­зна­ча­ет­ся как генс (лат. gens) или клан.

Су­ще­ст­ву­ют 2 осн. на­прав­ле­ния в трак­тов­ке ге­не­зи­са и сущ­но­сти Р. — ро­до­вое и об­щин­ное. Со­глас­но пер­во­му, ха­рак­тер­но­му для ор­то­док­саль­но­го Эволюционизма, Р. был пер­вич­ной и по­все­ме­ст­но рас­про­стра­нён­ной фор­мой со­ци­аль­ной ор­га­ни­за­ции, при­шед­шей на сме­ну «пер­во­быт­но­му ста­ду» (см. в ст. Первобытность). В си­лу эк­зо­га­мии Р. не мог­ли су­ще­ст­во­вать изо­ли­ро­ван­но и воз­ни­ка­ли пле­ме­на, объ­е­ди­няв­шие взаи­мо­брач­ные (эпи­гам­ные) Р. (см. Ду­аль­ная ор­га­ни­зация); воз­ник­ший вме­сте с Р. брак пер­во­на­чаль­но имел фор­му груп­по­во­го (ду­аль­но-ро­до­во­го) и дис­ло­каль­но­го бра­ка. Мат­ри­ли­ней­ный Р. (ма­те­рин­ский, ран­ний; см. Матриархат) рас­смат­ри­вал­ся в ка­че­ст­ве осн. эко­но­мич. и со­ци­аль­но­го ин­сти­ту­та, ко­гда про­из­водств. от­но­ше­ния сов­па­да­ли с кров­но­род­ст­вен­ны­ми и ха­рак­те­ри­зо­ва­лись кол­лек­тив­ным по­треб­ле­ни­ем, об­ще­ро­до­вой соб­ст­вен­но­стью на осн. сред­ст­ва про­из­вод­ст­ва и со­ци­аль­ным ра­вен­ст­вом со­ро­ди­чей. С раз­ви­ти­ем про­из­во­дит. сил, в том числе в свя­зи с пе­ре­хо­дом к па­шен­но­му зем­ле­де­лию, ско­то­вод­ст­ву и ме­тал­лур­гии, со­вер­шил­ся пе­ре­ход к пат­ри­ли­ней­но­му Р. (от­цов­ско­му, пат­ри­ар­халь­но­му, позд­не­му; см. Пат­ри­архат), ко­гда осн. эко­но­мич. ин­сти­ту­том ста­но­вит­ся боль­шая пат­ри­ар­халь­ная се­мья, а Р. со­хра­ня­ет в осн. брач­но-ре­гу­ли­рую­щие и ри­ту­аль­ные функ­ции; по­яв­ля­ет­ся ие­рар­хия не­рав­но­прав­ных ро­дов.

С точ­ки зре­ния до­ми­ни­рую­ще­го ны­не об­щин­но­го на­прав­ле­ния, Р. воз­ни­ка­ет не все­гда и пре­им. толь­ко с раз­ви­ти­ем зем­ле­де­лия и осед­ло­сти, ко­гда по­яв­ля­ют­ся вер­ти­каль­ное род­ст­во и ге­неа­ло­гии. В от­ли­чие от об­щи­ны, Р. ни­ко­гда не был про­из­водств. ячей­кой, имел толь­ко брач­но-ре­гу­ли­рую­щие и ри­ту­аль­ные функ­ции. Ма­те­рин­ский и от­цов­ский Р. — рав­но­прав­ные ва­ри­ан­ты, не имею­щие ста­ди­аль­но­го ха­рак­те­ра.

Пе­ре­жит­ки Р. со­хра­ня­ют­ся в пост­пер­во­быт­ных об­ще­ст­вах, осо­бен­но у ко­че­вых и гор­ских на­ро­дов и в эли­тар­ных сло­ях (напр., сред­не­ве­ко­вые ев­роп. дво­рян­ские фа­милии и монар­хич­еские ди­настии). Из­вест­ны так­же слу­чаи ре­ге­не­ра­ции ро­до­вой ор­га­ни­за­ции (т. н. нео­ро­до­вая ор­га­ни­зация) в пе­рио­ды ос­лаб­ле­ния го­су­дар­ст­ва (сре­ди рус. пе­ре­се­лен­цев в Си­бирь, на Край­ний Се­вер и Ук­раи­ну, у буров Юж. Аф­ри­ки и др.)[1].

Примечания[править | править код]

См. также[править | править код]

  • Род (этнология)
  • Община (социальная организация)

Источник