Какие свойства человека являются биологическими

Современная наука и обществознание активно занимаются изучением биологической и социальной составляющих человека. Биологическая характеристика человека, как и социальная, состоит из ряда особенностей, в равной степени повлиявших на его эволюционное развитие.
Из этого исходит, что биологическое и социальное в человеке составляют равноценное соотношение, т. е. человек является биосоциальной особью и имеет двойную природу, являясь симбиозом природы и общественного строя.
Далее будут кратко рассмотрены оба вида особенностей человека и их примеры.
Человек как биологическое и социальное существо
Для изучения вопроса доминирования биологического или социального в человеке существует два направления: панбиологизм, настаивающий на биологической уникальности каждого организма (набор генов, характер, темперамент, формирование внешности и физических особенностей) и пансоциологизм, выступающий за биологическое равенство и выдвигающий социальное развитие на первый план (проявляется через влияние на человека воспитания, религии, образования, формирование талантов, личных качеств и восприятия мира).
Согласно философским учениям человек является одухотворенной телесностью и в той же степени телом, наделенным душой и разумом. Согласно этому человек представляет собой земное воплощение духа, вынужденное учиться, трудиться и удовлетворять физические потребности для выживания в природе и обществе.
При этом человек не теряет своей индивидуальности и особенностей характера, делающих его отдельной от социума личностью. Таким образом человек — это уникальная сущность, вмещающая в себя в равной степени земное и духовное.
Основные факторы антропогенеза человека
Антропогенезом называется процесс развития человека, на который напрямую воздействуют биологический и социальный факторы развития.
Биологические свойства эволюции действуют на всех представителей живой природы, в том числе и на человека. К ним относятся: изменчивость наследственности, борьба за выживание, мутации и дрейф генов, природный отбор.
К числу социальных факторов принадлежат: культура, труд, мышление, формирование моральных качеств, развитие социального сознания и речи.
Важнейшим двигателем эволюции является трудовая деятельность — способность создавать инструменты для труда принадлежит сугубо человеку, тогда как животные используют вспомогательные средства для охоты и строительства жилья.
Если биологические особенности развития передаются наследственным путем, то приобретение социальных происходит только во время образования и воспитания.
Биологические особенности человека
Как биологическая особь человек имеет признаки, которые роднят его с другими видами: стремление к продолжению рода, различие по возрасту и полу, потребность в питании, дыхании и сне, наследственность, наличие рефлексов и инстинктов, стереоскопическое зрение, схожее внутреннее строение организма, умение приспосабливаться к разным условиям окружающей среды.
Кроме общих биологических особенностей существуют важные отличительные черты:
наличие морально-психологических качеств (характер, воображение, эмоции, мышление, память);
усложненное строение рук и их подвижность, способность к мелкой моторике;
особая структура мозга и строение черепа;
умение прямо стоять и ходить;
отсутствие плотного шерстяного покрова;
развитый речевой аппарат.
Так как природа опирается на сугубо физические факторы, философия считает духовность и наличие души основным отличием человека от остального животного мира.
Социальные особенности человека
Человек как социальная особь имеет неразрывную связь с обществом. Он может считаться частью социума лишь при вступлении в общественные взаимоотношения, такие как общение, занятие трудом или творчеством, участие в окружающей социальной жизни.
В числе основных социальных факторов развития и жизни человека:
членораздельная речь — человек является единственным биологическим видом, который ею владеет;
логическое и аналитическое мышление;
потребность в социальном взаимодействии;
культурное и духовное развитие;
умение строить и создавать инструменты для труда;
способность к адаптации и обучению.
Благодаря способности к труду, человек смог развить навык мышления и общения, впоследствии создав первобытное общество. Современные основные социальные качества человека заключаются в умении осмысливать и интерпретировать окружающий мир, выражая свое видение через сознание, речь, искусство, умственную и физическую работу.
Воспитание и воздействие окружающего мира формирует поведение и личность человека, на которые влияет также общество, государство, религия, личное мнение и мировоззрение, приобретенное в ходе эволюционного развития.
Человеческое общество отличается умением накапливать, сохранять и передавать полученный извне опыт и информацию и передавать ее из поколения в поколение.
Помимо приспосабливания к окружающей среде, человек также умеет и изменять ее под свои потребности: вырубать леса, возделывать землю, строить дома и фабрики, изготавливать пищу и одежду. Вся деятельность человека основывается не только на инстинктах, как у животных, а на умении моделировать, планировать и анализировать плоды своих действий.
Единство биологического и социального в становлении человека
Прочная взаимосвязь и соотношение социального и биологического в человеке делает его не просто живым организмом с рядом биологических потребностей, но и личностью, обладающей своим характером и мировоззрением.
Существует специальная биосоциальная концепция о развитии человека, которая имеет два метода изучения:
- Натуралистический — превозносит значение природного начала в жизни человека.
- Социологический — считает социальную составляющую главной в человеке, отрицая влияние природной.
Биологическое в человеке предшествует социальному, создавая для него природные и исторические предпосылки. Таким образом социальное становится вторичным и выходит за рамки природного начала, являясь его противоположностью.
Благодарю этому взаимодействию человек является существом универсальным и целостным, объединяющим в себе духовную, психологическую и физическую основы.
Анонимный вопрос · 20 декабря 2018
2,9 K
Всем трям, то есть здравствуйте. 🙂 Я по жизни оптимист, натуралист, огородник-г…
Признаки, характерные исключительно для человека:
- Умение размышлять и выражать свои мысли словами.
- Способность к абстрактному мышлению.
- Полностью вертикальное положение тела при передвижении.
- Самый развитый головной мозг относительно веса тела.
- Челюсть не выступающая вперед, и мозговой отдел черепа больше лицевого.
- S-образный позвоночник и изгибами.
- Подвижные кости ладони.
Что является причиной появления многих личностей в одном человеке?
Художник, иллюстратор, болею за «Арсенал», постоянно в дороге, люблю мотоциклы…
Ученые считают, что причинами расстройства являются тяжелые эмоциональные травмы, полученные в раннем детстве (недостаток заботы и участия при травматическом опыте, недостаток защиты от последующего подобного опыта), физическое, сексуальное, эмоциональное насилие в экстремальных формах. Ранняя потеря (например, смерть родителей), серьезная болезнь тоже могут быть причиной развития состояния. По словам врачей, сама травма у ребенка не обязательно приводит к появлению нескольких личностей. Как правило, такие пациенты легко входят в транс – эта особенность психики делает их более уязвимыми.
Бывает, что к появлению нескольких личностей приводят другие психические заболевания. Вообще, диссоциативное расстройство личности (а именно так правильно называется это состояние) представляет собой крайнее проявление диссоциации, то есть механизма психологической защиты, когда человек воспринимает происходящее с ним так, как будто это случилось с чем-то посторонним. Если чрезмерно активировать механизм, который, в общем-то, полезен в стрессовых ситуациях, но в меру, и появляется расстройство.
И, надо сказать, что такое расстройство совершено не связано с шизофренией. Это разные состояния человеческой психики.
Диссоциативное расстройство личности встречается крайне редко, по поводу него ведутся споры, в том числе по поводу причин.
Прочитать ещё 1 ответ
Какая из существующих или существовавших когда-либо религий наиболее правдоподобна с точки зрения науки?
Хожу отбрасываю тень с лицом нахала.
Никакая. Смиритесь. Как европейцу хотелось бы написать, что христианство, но это будет неправдой (об этом в самом конце).
Наука как таковая сформировалась на закате 19 века. Наука предельно узкая и прагматичная, потому что это ни больше ни меньше чем инструмент познания материальной природы (математические) и человека (гуманитарные). Все что касается трансцендентального (т е жизнь после смерти, вопросы вечности и вопросы этики, морали, что такое добро и что такое зло) находится в прерогативе философии и религии (т к это так же часть философского труда человека). У философии совсем другая методика и терминология.
Весьма удручает тот момент, что серый обыватель и даже популяризаторы (но не сами ученые) науки пытаются совать науку туда, где ей не место вовсе. Наука — не религия и не идеология. Мировоззрение выходит далеко за рамки научного познания. По этому любая религия не находится в поле зрения науки. Хотите разобраться какая религия ближе к истине? У вас есть философия, у вас есть разум. Трудитесь ищите, ну а тот кто ищет, тот обязательно найдет. Наука вам тут не поможет. Не пытайтесь закрутить гайку ложкой, вы выбрали не тот инструмент.
Христианство дало толчок развитию науки, т к познание мира часть человеческого труда на пути к спасению. Синтез античной философии и христианской мысли создал томизм, который толкнул европейских мыслителей эпохи Возрождения создать то, что в будущем будет являться академической наукой. Есть еще одна религия, которая так же могла бы дать такой толчок, но этого не случилось — это конфуцианство. Там есть все предпосылки, но не хватило времени и исторических условий для этого. Ислам и иудаизм, вопреки всеобщему заблуждению, так же способствовали развитию науки, но их роль менее заметна.
Прочитать ещё 2 ответа
Как мы с вами знаем, проблема человека — одна из основных в философии. Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении. Теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении процесса его возникновения и развития, получила название антропогенез.
Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека:
Гипотезы о происхождении человека
- Религиозная теория (божественная; теологическая). Подразумевает божественное происхождение человека. Душа — источник человеческого в человеке.
- Теория палеовизита. Суть теории состоит в том, что человек является существом внеземным, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа.
- Теория Эволюции Чарльза Дарвина (материалистическая). Человек является биологическим видом, происхождение его природное, естественное. Генетически связан с высшими млекопитающими. Эта теория относится к материалистическим теориям (естественнонаучным).
- Естественнонаучная теория Ф. Энгельса (материалистическая). Фридрих Энгельс заявляет, что главная причина появления человека (точнее, его эволюция) это труд. Под влиянием труда у человека сформировалось сознание, а также язык и творческие способности. 1
- Катастрофизм. Система представлений об изменениях живого мира во времени под влиянием природных катаклизмов, событий, приводящих к массовому вымиранию организмов.
- Телеологизм. Философское учение о целесообразности как характеристике отдельных объектов или процессов и бытия в целом, об объяснении развития в мире с помощью конечных, целевых причин. 2
Таким образом, о причинах, определивших становление собственно человека, можно высказывать только предположения.
Человек — высшая ступень развития живых организмов на Земле
Человек — биологическое существо. Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования. 3
Биологические особенности человека:
- прямостояние и прямохождение (некоторые животные, например, обезьяны, так же способны передвигаться на двух конечностях, но им гораздо удобнее использовать все четыре лапы в процессе движения);
- отсутствие плотного волосяного покрова (с природной точки зрения человек самое уязвимое живое существо: что наша тонкая кожа по сравнению со шкурой животного?!);
- развитая кисть руки (строение наших пальцев наделяет нас способностью к мелкой моторике. Обезьяну, с лёгкостью чистящую банан, научить вышивать не удастся);
- крупный объём головного мозга (ну да, конечно, у слона он крупнее, но в пропорции к телу, его мозг занимает всего 0,1% от общей массы слона, в то время как у человека мозг занимает около 2% в соотношении к телу);
- наличие органов речи (собака, например, всё понимает, а сказать не может. Всё потому что нёбо, язык, зубы и гортань у неё имеют совершенно неудобное для членораздельной речи строение). 4
Человек — существо социальное. Неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др. 5
Социальные особенности человека:
- наличие речи (ни одно животное не имеет столь развитого языка, и не одного, как человек. Даже «речь» попугая — лишь подражание человеческой речи, но не она сама);
- наличие сознания (особого рода отражения реальности через собственные ощущения, чувства, мысли и слова);
- наличие мышления (способности рационально или разумно воспринимать действительность, делать выводы на основе предложенных данных);
- создание культуры (искусственной среды обитания);
- изготовление и использование орудий труда;
- потребность в творческой деятельности (не просто свить гнездо для птенцов, или вырыть берлогу для зимнего сна, а выразить себя в плодах своей деятельности и, возможно, оставить что-то после себя своим потомкам). 6
Существует два подхода в решении вопроса о соотношении природного и социального в человеке:
- натуралистический — преувеличивает значение в нем природного начала, влияющего на его жизнь и поведение;
- социологический — признание в нем только социального начала и игнорирование при этом биологической стороны его природы.
Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству. 7
Таким образом, человек — существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное); существо универсальное (способное к любому виду деятельности); существо целостное (интегрирует (соединяет) в себе физическое, психическое и духовное начало). 8
Определяющие биологические свойства человека.
Жизненный уровень общества в условиях современной цивилизации в значительной мере определяется социально-экономической и культурной надстройками, а значит, биологическая сущность человека становится решающей только в крайних случаях, когда уже исчерпаны другие возможности. Бесспорно, современная серьезная ситуация, связанная с охраной жизненной среде глобальном масштабе, — именно тот крайний случай, заставивший нас задуматься над определенными биологическими свойствами человека.
Подобно всем приматам, человек принадлежит к относительно мало специализированным соматически млекопитающим. В строении его тела зафиксированы признаки животного, связанного с жизнью на деревьях, органы чувств и конечности позволяли отлично ориентироваться и двигаться в трехмерном пространстве лесной экосистемы. В лесной среде развилась и неспециализированная пятипалая рука, приспособленная к лазанью по стволам и срыванию растительной пищи, преимущественно плодов. Зубы эволюционно самых древних гоминид свидетельствуют о том, что древние предки человека были преимущественно травоядными, чем обусловлена и значительная длина его кишечного тракта.
Современный человек и далее остается неспециализированным всеядным млекопитающим, которое постоянно и полностью зависит от использования орудий труда. Его широкая экологическая приспособляемость к условиям жизни от Арктики до тропиков только кажущаяся, ибо он в состоянии оптимизировать свою внешнюю среду при помощи соответствующей одежды, жилья, использования микроклимата и локальной миграции. Человек — создание исключительно земное. Он приурочен к узко определенному гравитационному полю Земли, весьма лимитированным режимам солнечного, ионизирующего и космического излучения, к небольшой амплитуде барометрического давления в атмосфере весьма специфического газового состава. Значение этих геофизических параметров остается незамеченным потому, что они на всей поверхности Земли примерно одинаковые. Только в тех случаях, когда человек проникает в граничное пространство биосферы (горные высоты, морские глубины, глубокие пещеры, стратосфера) или даже за ее пределы (космические полеты) , эти неощущаемые в обыкновенных условиях умалчиваемые параметры становятся очевидными. Все экспериментальные исследования на орбитальных станциях, подводных лодках или в подземных пещерах свидетельствуют, что хорошо подготовленный человек может обитать за пределами обыкновенных влияний биосферы только в течение весьма непродолжительного времени.
Человек — создание, связанное с сушей (сухопутное) , его движения и органы чувств в прошлом были приспособлены к дневной активности в травянистых саваннах. В биосфере есть два вида субстратов, в которых возможно развитие жизни: суша и вода (в воздухе ни один организм не может длительный период жить и пройти весь жизненный цикл) . Человек — гетеротрофное всеядное, зависящее в своем питании от первичной продукции зеленых растений и вторичной продукции многих животных. Эта зависимость при негуманном образе жизни делает человека ответственным за сохранение нормально функционирующих экосистем и одновременно предопределяет границы роста и успешного развития человеческой популяции. Подобная зависимость не позволяет в условиях современного экологического кризиса рассуждать только о парциальной (частичной) жизненной среде человека. Жизненная среда в биосфере неделима: в условиях экологического кризиса речь идет вообще о жизненной среде всего живого.
ПОЛНОСТЬЮ