Какие свойства человека автор включает в понятие природы человека

Какие свойства человека автор включает в понятие природы человека thumbnail

Природа человека — философское понятие, которое обозначает сущностные характеристики человека, отличающие его и несводимые ко всем иным формам и родам бытия[1], в той или иной мере присущие всем людям[2].

Изучением и интерпретацией природы и сущности человека занимаются на разных уровнях обобщения философия, антропология, психология, социобиология, теология. Однако среди исследователей не существует единого мнения не только о характере природы человека, но и о наличии природы человека как таковой.

Определение человека и его природы[править | править код]

Сущность человека у Аристотеля — это те из его свойств, которые нельзя изменить, чтобы он не перестал быть самим собой[3]. В философии единого и однозначного определения человека и его природы не существует.
В широком смысле человека можно описать как существо, обладающее волей[4], разумом, высшими чувствами, способностями к коммуникации[5] и труду[6].

  • Кант, исходя из понимания природной необходимости и нравственной свободы, разграничивает антропологию на «физиологическую» и «прагматическую». Первая исследует то, «… что делает из человека природа…», вторая — то, «… что он, как свободно действующее существо, делает или может и должен делать из себя сам».[7]
  • Синтез позиций современной биологии (челове́к — представитель вида Человек разумный) и марксизма («… сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений»[8]) приводит к пониманию человека как субъекта исторически-социально-культурной деятельности, представляющим собой единство социальной и биологической природы.[9]

Душа и тело[править | править код]

В концепции материализма человек состоит лишь из тканей, составляющих его плоть, все же абстрактные составляющие, приписываемые человеку вместе со способностью активно отражать реальность есть результат сложной организации процессов этих тканей.[10]

В оккультных и эзотерических учениях человек понимается как существо, соединяющее в себе множество планов («миров») (душа[11], эфирное тело[12], монада[13], аура, тело).

В каббале человек рассматривается в «системе пяти миров», которые понимаются, как степени скрытия полного объёма природы, уровни сознания человека.

В древнеиндийской традиции человек характеризуется кратковременным, но органичным сочетанием элементов, когда душа и тело тесно взаимосвязаны в природном колесе сансары. Лишь человек может стремиться к освобождению от эмпирического существования и обрести гармонию в нирване, используя духовные практики, которые предполагают упражнения для души и тела.

Демокрит, как и многие античные мыслители, считал человека микрокосмом. Платон представлял человека как существо, раздвоенное на материальное (тело) и идеальное (душа) начала. Аристотель рассматривал душу и тело как два аспекта единой реальности. Древнегреческий поэт Солон выразил в стихе «Седмицы человеческой жизни»[14] основные этапы человеческой жизни.

В философии Нового времени тело рассматривается как машина, а душа отождествляется с сознанием.

Авраамические религии призывают к раскрытию духовного начала:

«…человек занимает в ряду Божьих творений такое высокое место, есть как истинный гражданин двух миров — видимого и невидимого — как союз Творца с тварью, храм Божества и потому венец творения, то это единственно и собственно потому, что в его духовную природу Всевышний благоволил внедрить чувство или мысль Своего бесконечного Божества, которая положена в его дух и служит всегдашним источником, влекущим его к своему высочайшему центру»[15]

В христианской традиции считается, что человек есть творение Бога. Так Августин называет человеческую душу загадкой, тайной для самого человека.

Напротив, с точки зрения эволюционного учения, поведение человека, как и животных, является частью его видовой характеристики, обусловлено эволюционным развитием человека как вида и имеет аналоги у близких видов. Длительный период детства необходим человеку для усвоения структурно высокоразвитым мозгом человека больших объёмов внегенетической информации, необходимых для расширенного абстрактного мышления, речи[16] и социализации[17].

Самоценность и уникальность человека[править | править код]

В библейской книге Бытия говорится (Быт. 1:26—27), что человек задуман «по образу и подобию [Бога]» и создан «по образу Божию», чтобы с помощью Бога достичь Его подобия самостоятельно. Целью человека считается вечная жизнь в гармонии с Творцом, ближними и мирозданием.

Средневековая философия — от святоотеческого богословия до схоластики и мистицизма, как основы отношений человека и Бога в мире, утверждает ценность и статус самой личности.

Философия Возрождения признаёт самодостаточную ценность человека. В своих творческих возможностях человек подобен Богу, но актуализирован без непременной соотнесённости с божеством, что определило философию и идеологию гуманизма[18]. В отличие от средневековых философов, гуманисты ставят в центр своих интересов человека, а не Бога[19].

В философии и культуре Нового времени акцентируются такие понятия, как индивидуальность и самосознание человека. Декарт заложил основу новоевропейского рационализма, постулируя мышление как единственное достоверное свидетельство человеческого существования: «Я мыслю, следовательно, я существую» (лат. Cogito Ergo Sum). Разум становится определяющей характеристикой человека, рассматриваемого теперь как производное от природных и социальных обстоятельств.

Согласно принципу Коперника Земля и возникновение на ней разумной жизни в виде Homo Sapiens — скорее не уникальное, а рядовое явление.

Происхождение человека[править | править код]

С научной точки зрения человек произошёл от приматов и представляет собой биологический вид рода Люди (Homo) из семейства гоминид.

Согласно фундаменталистским и близким к ним религиозным представлениям, предки человека были созданы Богом в том же виде, в котором существует человек сейчас. Деятели же модернистского направления в современном богословии разделяют эволюционную точку зрения на происхождение человека, считая её не противоречащей вере в Божественное творение[20].

Мораль и гуманизм[править | править код]

Одним из утверждений морального абсолютизма является то, что единая и универсальная мораль выводима из самой природы человека. Моральный релятивизм утверждает обратное: моральные нормы относительны.

Во времена рабовладельческого строя зачастую считалось, что раб обладает другой природой и сущностью, которую передаёт своим детям, и поэтому ничего аморального в том, чтобы обращаться с ним как с рабом нет.

Понятие гуманизма перекликается с понятием человечности — способности сострадать другим людям, проявлять по отношению к ним доброту.

По Ницше, природа сверхчеловека позволяет ему быть свободным от моральных[21] и религиозных норм.

Судьба и характер человека[править | править код]

В философии Древнего Востока и античности человек представляется как фрагмент природы, жизненный путь которого предопределён законами судьбы, а сущность — неким божеством.[22] В Средние века личность наделяется свободой воли, что возвышает её над природой, давая возможность и обязанность управлять собственной судьбой. Однако суеверия о зависимости судьбы от положения линий на ладонях и от расположения планет и светил бытуют по сей день.

По Дарвину, природа человека и животных эволюционна и недетерминированна, то есть подвержена изменениям в зависимости от окружающей среды, в которой живёт и развивается вид. Социальный детерминизм склоняется к тому, что поведение групп людей обусловлено теми условиями, в которых они находятся, этим обусловлена, например, классовая борьба.

Некоторые гипотезы (концепт tabula rasa, бихевиоризм) утверждают, что человек формируется преимущественно через воспитание, другие (биологический, или генетический детерминизм)- что его характер есть врождённая особенность организма, и воспитание может лишь маскировать его проявления.

Читайте также:  Какими свойствами обладает экосистема задания части 4 олимпиады

Джон Локк считал, что люди поступают хорошо потому, что это естественно для разумных существ, для него общественный договор — естественный безальтернативный процесс. Томас Гоббс же считал, что для людей естественно быть эгоистичными и стремиться к удовлетворению потребностей, а общественный договор они заключили из чувства самосохранения, опасаясь «войны всех против всех».

Христианская церковь считает, что первородный грех испортил природу человека, от чего в нём появилась склонность к отступлению от норм, выраженных в заветах Бога. Ересиарх Пелагий же усматривает в первородном грехе лишь единичный акт отклонения свободной воли человека от добра[23].

Неклассическая философия XIX—XX веков о природе человека[править | править код]

В неклассической философии второй половины XIX—XX веков можно выделить такие основные подходы в понимании природы и сущности человека, как:[24]

  • Натурализаторский —
    • Биологические модели человека, описывающие его в ряду других сложных организмов (позитивизм, необихевиоризм, биоэтика и др.).
    • Восходящие к «философии жизни» описание человека как «несостоявшегося животного», из-за своей биологической неполноценности обречённого на поиск «противоестественных» способов существования (Ницше, фрейдизм, философская антропология).
  • Экзистенциальный —
    • Актуализация уникального индивидуального человеческого существования, «экзистенции», в его принципиальной несводимости к каким-то общим законам (экзистенциализм, феноменология, персонализм).
  • Социологизаторский подход рассматривает человека в контексте социальных связей:
    • Марксизм рассматривает человека как активного субъекта, в процессе практической деятельности преобразующего природу и себя самого.
    • Структуралистские концепции человека рассматривают его как элемент или функцию фундаментальных социальных структур (политических, идеологических, семантических и др.).

Сравнение природы человека и животных[править | править код]

С точки зрения многих религий и идеалистических философий, человек и животные относятся к различным категориям существ,[25] несмотря на внешнее и генетическое сходство человека с приматами, при этом утверждается, что животным не свойственны (либо имеются в зачаточном состоянии) следующие качества:

  • разум,
  • воля к самосовершенствованию,[26]
  • духовность,[27]
  • высокий уровень абстракции,[28]
  • совесть,
  • эстетические чувства,
  • религиозность (вера в сверхъестественное, высший или абсолютный разум)

Жестокого, кровожадного человека люди могут назвать бесчеловечным, отрицая его схожесть с людьми и подчёркивая его схожесть с животными. Другие считают, что животные не могут быть злыми[29], а жестокость у них проявляется только от жестокого обращения или только при определенных условиях.

В то же время есть основания полагать, что животным свойственны мышление, взаимовыручка, чувство справедливости[30], красоты[31], и даже аналог суеверий[32].

Кроме того, некоторые этологи проводят аналогии между моралью человека и системой инстинктивных запретов, характерных для животных, которые Конрад Лоренц назвал «естественной моралью». Вследствие того, что на поведение человека врождённые инстинкты оказывают относительно слабое воздействие, некоторые этологи утверждают, что человек — животное с относительно слабой моралью (подразумевая под этим «естественную мораль»), что может приводить к терминологической путанице.
[33]

С подобных позиций некоторые этологи связывают религиозность человека с некоторыми особенностями поведения животных, такими, как ритуальность, иерархичность отношений и тому подобное, сводя религиозность у людей к атавизму[34], инстинкту, бывшему полезным в привычных для жизни животных предков условиях, но оказавшемуся вредным в человеческом обществе.

То, что для некоторых людей неприемлема сама идея близости людей именно с высшими антропоидами, этологи объясняют действием механизма этологической изоляции близких видов.[35] Отличия человека от животных лежат как в количественном развитии некоторых признаков, так и в связанными с ними качественными скачками.[36]

Понятие человека в культуре[править | править код]

После того, как Платон определил человека как «двуногое, лишённое перьев», Диоген, ощипав петуха, заявил что это человек по Платону.[37]

Человек может верить и не верить… это его дело! Человек — свободен… он за всё платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум — человек за всё платит сам, и потому он — свободен!.. Человек — вот правда! Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном! (Очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека.) Понимаешь? Это — огромно! В этом — все начала и концы… Всё — в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!Максим Горький — «На дне»

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Хомич Е. В. Человек // История философии: Энциклопедия. — Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002. — С. 1247
  2. ↑ Buller, David J. (2005). Adapting Minds: Evolutionary Psychology And The Persistent Quest For Human Nature. MIT Press: 428.
  3. ↑ Бертран Рассел — История западной философии — Глава XXII
  4. ↑ Человек // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  5. ↑ Человек // Толковый словарь русского языка : в 4 т. / гл. ред. Б. М. Волин, Д. Н. Ушаков (т. 2—4) ; сост. Г. О. Винокур, Б. А. Ларин, С. И. Ожегов, Б. В. Томашевский, Д. Н. Ушаков ; под ред. Д. Н. Ушакова. — М. : Государственный институт «Советская энциклопедия» (т. 1) : ОГИЗ (т. 1) : Государственное издательство иностранных и национальных словарей (т. 2—4), 1935—1940.
  6. ↑ Account Suspended
  7. ↑ И. Кант — Собрание сочинений, т. 6, М., 1966, с. 351
  8. ↑ Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 3
  9. ↑ Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура. Словарь-справочник / Автор-сост. профессор В. Ф. Пилипенко. Изд. 2-е, доп. и перераб. — М.: ПЕР СЭ-Пресс, 2005.
  10. ↑ Институт философии АН CCCP — Диалектический материализм ** Госполитиздат ** 1954, Глава 8 — Материальность мира и объективность закономерностей развития материи
    «Марксистский философский материализм отметает лженаучные построения идеализма, показывая, что многообразные явления в мире есть различные виды и проявления движущейся материи.»
  11. ↑ Человек // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора. — М., 1891—1892.
  12. ↑ {title} (недоступная ссылка). Дата обращения 23 апреля 2009. Архивировано 30 апреля 2009 года.
  13. ↑ Эзотеризм: Энциклопедия.- Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002.(Мир энциклопедий)
  14. ↑ Русский перевод В. В. Латышева
  15. ↑ Схимонах Иларион. На горах Кавказа
  16. ↑ Карл Саган — Драконы Эдема. Рассуждения об эволюции человеческого разума. (недоступная ссылка). Дата обращения 19 января 2009. Архивировано 2 февраля 2009 года.
  17. ↑ Запорожец А. В. — Избранные психологические труды / Под редакцией Давыдова В. В., Зинченко В. П. — М., «Педагогика», 1986. С. 223—257 Архивная копия от 3 июля 2007 на Wayback Machine
  18. ↑ В Италии возникает гуманизм, основанный на каббале и на талмуде
  19. ↑ В. В. Карева. История Средних веков
  20. ↑ Протоиерей Александр Мень. Человек во Вселенной. Творение, эволюция, человек (недоступная ссылка). Дата обращения 25 декабря 2016. Архивировано 5 марта 2016 года.
  21. ↑ А. А. Радугин — Культурология (учебное пособие) c.218
  22. ↑ Человек // Символы, знаки, эмблемы
  23. ↑ Что такое Пелагий? — В. Соловьев. Толковый словарь по философии
  24. ↑ Человек // Энциклопедия социологии
  25. ↑ Библия. Ветхий завет. Пятикнижие Моисея ст.26
  26. ↑ Цицерон М. Т. Об обязанностях // Цицерон М. Т. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 1993. С. 61.
  27. ↑ Шри Ауробиндо. Человеческий цикл  (недоступная ссылка с 26-05-2013 [2609 дней] — историякопия)
  28. ↑ В. Д. Косарев — Феномен табу и «первородный грех».
  29. ↑ Ю. В. Новиков — Кот и мышь, волк и заяц (Добро и зло в природе)
  30. ↑ У шимпанзе есть чувство справедливости, подобное человеческому — на сайте membrana.ru
  31. ↑ Н. Ю. Феоктистова — О зубастых строителях и птицах из Эдема Архивировано 17 февраля 2011 года.
  32. ↑ Гараджа В. Религиоведение Глава IV. Психология религии
  33. ↑ Этологи указывают на соотношение между вооружением вида и т. н. «естественной моральностью». Впервые эту связь выявил Конрад Лоренц. См. также, например:
    • Конрад Лоренц. Мораль и оружие в мире животных. Также Агрессия. Поведенческие аналоги морали
    • Виктор Рафаэльевич Дольник. Homo militaris. Убегая от обезьяны
    • Дмитрий Антонович Сахаров. Агрессия сверчков
  34. ↑ Представление о Боге связывается с понятием сверхдоминанта.
    • Ричард Докинз. Есть ли что-нибудь более невероятное, чем Бог?. Какая польза от религии.
    • В. Р. Дольник. Кто сотворил творца
  35. ↑ В. Р. Дольник. Непослушное дитя биосферы
  36. ↑ В. Ф. Турчин. Феномен науки. Глава 4. Человек
  37. ↑ Андрей Галактионов — Диоген Синопский (недоступная ссылка). Дата обращения 22 января 2009. Архивировано 20 мая 2007 года.
Читайте также:  Какие есть свойства треугольника

Литература[править | править код]

  • Стивен Пинкер. Чистый лист. Природа человека. Кто и почему отказывается признавать ее сегодня = Steven Pinker. The Blank Slate: The Modern Denial of Human Nature. — М.: Альпина Нон-фикшн, 2018. — 608 p. — ISBN 978-5-91671-783-9.

См. также[править | править код]

  • Антропоморфизм
  • Гуманизм
  • Долгожитель
  • Каннибализм
  • Список альтернативных названий видов человека разумного
  • Философская антропология
  • Человек
  • Человечество

Ссылки[править | править код]

  • Предыстория человека

Источник

Часть 1.

При выполнении заданий 1–20 укажите только одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа.

1

1

Общество, как и природа,

1) является системой

2) образует биологическую среду обитания человека

3) целенаправленно совершенствуется

4) создает духовные ценности

2

2

Незначительное случайное или специально созданное происшествие, которое способствует возникновению конфликта, называется

1) причиной

2) поводом

3) предметом

4) противоречием

3

3

Старшеклассники подготовили и провели вечер встречи выпускников военной поры в школе. На него были приглашены ветераны Великой Отечественной войны. Данный факт является примером деятельности

1) духовно-теоретической

2) социально-преобразовательной

3) учебно-исследовательской

4) ценностно-ориентировочной

4

4

Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Человек по своей сути есть существо биосоциальное.

Б. Человек является частью природы и неразрывно связан с обществом.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

5

5

Алина учится в 8-м классе гимназии и занимается в спортивной секции волейболом. На какой ступени образования находится Алина?

1) основное общее

2) полное (среднее) общее

3) начальное профессиональное

4) среднее профессиональное

6

6

Верны ли следующие суждения об образовании?

А. Во многих странах сложилась многоуровневая система образования.

Б. Школьное образование предполагает изучение

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

7

7

От количества населения, его образования и квалификации прямо зависит следующий фактор производства —

1) капитал

2) труд

3) налоги

4) земля

8

8

Обязательные платежи физических и юридических лиц государству — это

1) пошлины

2) субсидии

3) страховые взносы

4) налоги

9

9

Перед новогодними праздниками резко возрастает количество торговцев конфетами, игрушками, сувенирами, ёлочными украшениями. Это является результатом

1) государственного регулирования

2) ценового сговора производителей

3) покупательского спроса

4) конкурентной борьбы

10

10

Верны ли следующие суждения о налогах?

А. Косвенные налоги взимаются в казну только в случае превышения расходов над доходами.

Б. Прямые налоги представляют собой обязательные платежи в казну с доходов и имущества граждан и предприятий.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

11

11

Преодолению национальных противоречий способствует

1) перераспределение полномочий от национальных образований в пользу центра

2) обеспечение прав и свобод личности независимо от национальности

3) государственная поддержка малого бизнеса

4) переход к рыночным методам ведения хозяйства

12

12

«Плати за зло чистосердечием, а за добро плати добром» (Конфуций). О каких социальных нормах идёт речь?

1) нормы права

2) нормы морали

3) нормы этикета

4) религиозные нормы

13

13

Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?

А. Изменение места, занимаемого человеком или группой людей в социальной структуре общества, называется социальной мобильностью.

Б. Основными социальными лифтами являются образование, армия, церковь, брак.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

14

14

Внутреннее строение государственного аппарата, порядок взаимоотношений различных органов власти называется

1) функциями государства

2) компетенцией государственного аппарата

3) структурой государственного аппарата

4) полномочиями государственного аппарата

15

15

В избирательном округе выставлены два списка кандидатов от двух партий. Мандаты между партиями распределялись в соответствии с количеством полученных голосов. По какой избирательной системе проходили выборы в данном округе?

1) мажоритарной

2) пропорциональной

3) смешанной

4) одномандатной

16

16

Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?

А. Гражданское общество защищает права граждан.

Б. Гражданское общество отстаивает интересы различных социальных групп.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

17

17

Этот принцип гласит: «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в силу приговором суда. Обвиняемый освобождается от доказывания своей невиновности». Укажите его.

1) презумпция невиновности

2) независимость суда

3) гласность судебного разбирательства

4) подсудность

18

18

Согласно Декларации прав и свобод человека и гражданина к социальным и культурным правам не относится право на

1) труд

2) отдых

3) образование

4) доход от собственности

19

19

Гражданин Н. может быть объявлен судом умершим, если по месту его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение

1) 5 лет

2) 3 лет

3) одного года

4) 2 лет

20

20

Верны ли следующие суждения о правовом статусе ограниченного в дееспособности гражданина?

А. Ограниченный в дееспособности гражданин имеет право совершать только мелкие бытовые сделки.

Б. Ограниченный в дееспособности гражданин не имеет право самостоятельно продать дом.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответом к заданиям 21–25 является последовательность цифр. Запишите эту последовательность цифр в поле ответа.

Читайте также:  Какие химические свойства характерны для металлов приведите примеры

21

21

Экономика государства Z. эволюционировала из командной в рыночную.

Сравните два вида экономики, упомянутые в условии задания: командную и рыночную. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт различия.

1) осуществляет сбор налогов

2) устанавливает цены на основные виды сырья

3) осуществляет перераспределение средств через государственный бюджет

4) создает правовую базу для развития конкуренции

Черты сходстваЧерты различия

22

22

Установите соответствие между товарами и соответствующими им типами рынка: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

ТОВАРТИП РЫНКА
А) облигации1) фондовый
Б) газеты2) информационный
В) телеканал
Г) реклама
Д) акции

Прочитайте текст. Проанализируйте статистические данные и выполните задания 23, 24.

Социологической службой проведён опрос старшеклассников и студентов с целью выявления патриотических настроений российской молодёжи. Результаты опроса (в% от числа респондентов) представлены в виде гистограммы.

Какие свойства человека автор включает в понятие природы человека

23

23

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе гистограммы,и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) У более половины опрошенных развиты патриотические чувства.

2) Каждый третий респондент готов служить в армии и защищать Родину.

3) Лишь четвёртая часть опрошенных не интересуется политической жизнью страны и не участвует в выборах.

4) Каждый пятый испытывает чувство гордости за свой народ.

5) Почти половина респондентов хотела бы выехать за границу на постоянное место жительства.

24

24

Результаты опроса, отражённые в гистограмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно можно сделать из полученной в ходе опроса информации?

1) Большинство молодёжи связывает свое будущее с Россией.

2) Респонденты проявили заинтересованность и неравнодушие к судьбе страны.

3) Страна находится в состоянии духовно-нравственного кризиса.

4) Чувство патриотизма не свойственно современной молодёжи.

5) Службу в армии и защиту Родины воспринимают как долг и почётную обязанность гражданина РФ более 30 % респондентов.

25

25

Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, женщин в России больше, чем мужчин на 10 миллионов. (Б) На 1000 мужчин приходится 1147 женщин. (В) Можно предположить, что данное соотношение окажет негативное воздействие на брак и семью, результатом которого станут их многочисленные деформации.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнения

Часть 2.

Запишите сначала номер задания (26, 27 и т.д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте четко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 26—31.

Многие философы задавались вопросом: можно ли, изучая «природу» человека — устройство органов его восприятия, характер психических процессов и т. п.,— понять структуру и границы человеческого познания. Или, может быть, не существует такой «природы», и в человеке всё — от восприятия до высших форм мышления — формируется исторически, в социально-культурном процессе. Не в них ли тогда следует искать предельные условия и доминанты познания? Как совместить факт неизбежной конечности человеческого существования, его культурно-исторической конкретности с идеалом объективности познания, с требованием, чтобы получаемое знание было истинным, то есть отражало не структуры и особенности сознания и деятельности человека, а объективное положение дел в самом мире? Как научно-теоретическое познание связано с теми видами мышления, на которые он опирается в практической жизни и в которых человеку дан мир его наличного бытия?

С другой стороны, уже в последние десятилетия — в эпоху научно- технической революции — в теме «Познание и человек» выявились и неведомые ранее проблемы, связанные с социально-гуманистическими аспектами научного прогресса, с непосредственным влиянием последнего на судьбу человечества. Открытие атомной физики, исследования в области генетики, глобальное вмешательство человека в биосферу, сделавшее вероятным её необратимое изменение, — эти и многие другие результаты современной науки и техники уже не могут оцениваться однозначно положительно лишь в силу их научного происхождения.

(В. Филатов)

26

Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

Показать ответ

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1. Определение структуры и границы человеческого познания.

2. Источник предельных условий и доминант познания.

3. Проблема влияния научно-технической революции на судьбу человечества.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

27

Привлекая знания обществоведческого курса, раскройте смысл понятия «познание». Напишите два предложения, раскрывающих смысл понятия.

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например:

познание есть процесс приобретения знаний;

2) два предложения с информацией о познании, например:

— «Потребность в познании — одна из базовых потребностей человека»;

— «Источниками и способами познания являются человеческие чувства, разум и интуиция».

Могут быть составлены другие предложения.

28

Какие две группы проблем познания природы человека указаны в тексте?

Показать ответ

Должны быть указаны следующие проблемы:

1) сложность совмещения факта неизбежной конечности человеческого существования, его культурно-исторической конкретности с идеалом объективности познания;

2) связь научно-теоретического познания с «практическими» видами мышления.

Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл.

29

Используя знание обществоведческого курса, приведите три проявления взаимной связи научно-теоретического мышления и практической деятельности человека.

Показать ответ

В ответе могут быть приведены следующие проявления взаимной связи научно-теоретического мышления и практической деятельности человека:

1) каждый человек в процессе практической деятельности использует результаты научных достижений, воплотившихся в массе современных вещей;

2) научные представления определяют сознание, поведение и мировоззрение многих людей;

3) материально-производственная деятельность способствует познанию природы, развитию наук.

Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл.

30

Какие свойства человека автор включает в понятие «природа человека»? Укажите не менее трёх свойств.

Показать ответ

Могут быть названы следующие свойства человека:

1) устройство органов восприятия;

2) характер психических процессов;

3) мышление.

Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл.

31

Раскройте противоречивость последствий одного из названных в тексте результатов развития науки в XX веке. Назовите результат и укажите два его последствия.

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Результат развития науки в XX веке, например,

открытия атомной физики.

2) Последствия:

— получение и использование нового источника энергии (атомная энергия, АЭС);

— создание мощного атомного оружия и углубление глобальной проблемы войны и мира.

Могут быть указаны другие результаты и последствия.

Делитесь своими результатами или спрашивайте, как решить конкретное задание. Будьте вежливы, ребята:

Источник