Какие свойства чарткова говорят о таланте художника

Какие свойства чарткова говорят о таланте художника thumbnail

«Портрет» – одна из петербургских повестей известного автора Н. В. Гоголя. В ней описывается история молодого и талантливого художника. Чартков сделал свой выбор в жизни, от которого потом ему пришлось пострадать.

Описание героя

Андрей Петрович Чартков – молодой обедневший дворянин. его возраст – двадцать два года. В подчинении у него один единственный слуга. Характеристка Чарткова – подающий надежды художник. Искусство для него представляет большой интерес и составляет большую часть его жизни. Молодой художник с трудом сводит концы с концами – у него нет денег даже для того, чтобы купить свечу. Он снимает чахлую комнату на Васильевском острове, но даже оплата за жилье для него – тяжелое бремя, он имеет крупный долг.

Выглядит Чартков бедно, одевается плохо и совсем не заботится о собственной внешности. Но при этом художник мечтает разбогатеть, жить, ни в чем себе не отказывая. На последние деньги оон покупает себе портрет одного старика. На картине он выглядел как живой. Именно это поразило Чарткова и заставило отдать последние деньги за неоконченный рисунок. Эта покупка стала роковой для героя.

Взлет карьеры художника

На найденные деньги Чартков дает рекламу в богатой газете и обзаводится богатыми клиентами. Но со временем ему начинает надоедать писать одинаковые портреты. Его кисть ослабевает, вянет, его работы больше нельзя назвать произведением искусства. Казалось бы, имея богатство, Чартков мог бы стать настоящим художником, развивая свой талант. Но вместо этого он забывает о своем призвании. В погоне за заработком, Чартков бросает любимое дело, превращается в скупого ремесленника, в творчестве которого нет души, идеи, таланта.

Отношение к финансам

Характер Чарткова – нетерпеливый и немного заносчивый. Он хотел богатств, и при появившемся случае он сразу начинает жить на широкую ногу. Ради искусства художник не готов жить в нищете. Найдя деньги за рамой купленной картины, Чартков постепенно совсем забывает про искусство, его главной целью становится богатство. Но такая жизнь оказывается тоже не по нраву художнику. Увидев однажды картину приятеля, он понимает, что упустил что-то очень важное в собственной жизни. Теперь он никогда не сможет стать настоящим художником, хотя подавал большие надежды. Чарткова охватывает зависть. Он скупает хорошие картины, чтобы уничтожить их. Зависть убивает в нем не только талант, но и все человеческие качества.

В повести говорится о том, что нельзя предавать свой идеал ради денег. Любая жизнь должна быт насыщена идеей. Для Гоголя было важно показать читателю, что лучше жить бедно, но с духовной целью, чем в богатстве, но имея пустую, бессмысленную жизнь. Чартков – пример того, что нельзя предавать свою цель ради денег. В конце герой сходит с ума и умирает. Но кто знает, что выпало бы на долю художника, если бы богатство не испортило ему жизнь.

Данная статья поможет написать сочинение на тему «Чартков», описать героя и его жизнь, показать изменения, которые произошли с героем после обретения богатства.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

Источник

Художник И. Гуганава

Повесть «Портрет» принадлежит к числу Петербургских повестей Николая Гоголя.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Чарткова в повести «Портрет» Гоголя: описание личности, характера и истории жизни героя в цитатах.

Смотрите: 
Краткое содержание повести
— Все материалы по повести «Портрет»

Образ и характеристика Чарткова в повести «Портрет» Гоголя, описание в цитатах

Главный герой повести «Портрет» — молодой художник Чартков, житель Петербурга:

«…проходивший мимо молодой художник Чартков.»

Возраст Чарткова — 22 года:

«…заговорили в нем двадцать два года и горячая юность.»

Чартков — бедный молодой человек:

«Что ж, если нет денег? Подождите, я заплачу. <…> Да чем платить? – вопрос. У меня нет теперь ни гроша.» 

«…должен был выслушать терпеливо бедный живописец.»

Чартков — обедневший дворянин. У него есть один единственный крепостной крестьянин — слуга Никита:

«Парень назывался Никитою и проводил всё время за воротами, когда барина не было дома.»

Художник Чартков одевается бедно и не заботится о своей внешности:

«Старая шинель и нещегольское платье…» 

«…не имел времени заботиться о своем наряде…» 

«…надел свой крепко и сильно заношенный халат.»

Чартков снимает скромную комнату в доме на 15-ой линии Васильевского острова:

«…в своей лачужке на Васильевском острове.» 

«…дотащился он к себе в Пятнадцатую линию на Васильевский остров. С трудом и с отдышкой взобрался он по лестнице, облитой помоями и украшенной следами кошек и собак.» 

«…в свою студию, квадратную комнату, большую, но низенькую, с мерзнувшими окнами, уставленную всяким художеским хламом…» 

«…уселся он на своем оборванном диване…»

Художник Чартков обладает многообещающим талантом. Его учитель пророчит Чарткову большое успех в искусстве, если тот будет работать над собой и развиваться:

«Молодой Чартков был художник с талантом, пророчившим многое…» 

«Смотри, брат, – говорил ему не раз его профессор, – у тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь.»

Молодой живописец Чартков живет бедно, но преданно служит искусству:

«…показывали в нем того человека, который с самоотвержением предан был своему труду…»

К сожалению, Чартков нетерпелив и эта черта становится для него роковой. Бедный художник мечтает поскорее разбогатеть. Он не хочет жить в нищете ради искусства:

«Но ты нетерпелив.» 

«Да! терпи, терпи! – произнес он с досадою. – Есть же, наконец, и терпенью конец. Терпи! а на какие деньги я завтра буду обедать?» 

«Зачем я мучусь и, как ученик, копаюсь над азбукой, тогда как мог бы блеснуть ничем не хуже других и быть таким, как они, с деньгами.»

Однажды Чартков покупает портрет одного старика. В раме портрета он обнаруживает 1000 червоных (то есть 3000 рублей) — эти деньги переворачивают всю его жизнь:

«Таким образом Чартков совершенно неожиданно купил старый портрет…»

На деньги из портрета Чартков начинает новую жизнь. Он покупает хорошую одежду, нанимает роскошную квартиру в центре и т.д.:

«Прежде всего зашел к портному, оделся с ног до головы и, как ребенок, стал обсматривать себя беспрестанно; накупил духов, помад, нанял, не торгуясь, первую попавшуюся великолепнейшую квартиру на Невском проспекте…»

Пользуясь деньгами, Чартков решает прославиться. Для этого он заказывает в газете рекламную статью о своих картинах. В результате у него появляются богатые клиенты, которые заказывают ему свои портреты:

«В душе его возродилось желанье непреоборимое схватить славу сей же час за хвост и показать себя свету. <…> На другой же день, взявши десяток червонцев, отправился он к одному издателю ходячей газеты, прося великодушной помощи…»

Вскоре Чартков становится модным художником и вращается в светском обществе:

«Чартков сделался модным живописцем во всех отношениях. Стал ездить на обеды, сопровождать дам в галереи и даже на гулянья, щегольски одеваться… <…> одним словом, скоро нельзя было в нем вовсе узнать того скромного художника, который работал когда‑то незаметно в своей лачужке на Васильевском острове.»

Слава Чарткова растет, но вместе с тем умирает его талант. Ему надоедает рисовать одни и те же портреты. Его кисть «охладевает» и «тупеет»:

«Слава его росла, работы и заказы увеличивались. Уже стали ему надоедать одни и те же портреты и лица, которых положенье и обороты сделались ему заученными. Уже без большой охоты он писал их…» 

«Кисть его хладела и тупела…» 

«А некоторые, знавшие Чарткова прежде, не могли понять, как мог исчезнуть в нем талант… напрасно старались разгадать, каким образом может угаснуть дарованье в человеке…»

Вкусив славы и богатства, Чартков обращает всю свою страсть к деньгам. Золото делается его иделом и целью:

«И потому все чувства и порывы его обратились к золоту. Золото сделалось его страстью, идеалом, страхом, наслажденьем, целью. Пуки ассигнаций росли в сундуках, и как всякий, кому достается в удел этот страшный дар, он начал становиться скучным, недоступным ко всему, кроме золота, беспричинным скрягой, беспутным собирателем…»

Однажды Чартков видит талантливую работу одного своего товарища, которая потрясает его. Чартков понимает, что он стал бездарностью и больше не может нарисовать ничего талантливого. Он осознает, что пониает, что сам убил в себе талант, который невозможно возродить:

«Боже! и погубить так безжалостно лучшие годы своей юности; истребить, погасить искру огня, может быть теплившегося в груди…» 

«Да, – проговорил он отчаянно, – у меня был талант. Везде, на всем видны его признаки и следы…»

После этого случая Чартков начинает безумно завидовать талантливым художникам. Он скупает все лучшие картины и уничтожает их у себя дома:

«Им овладела ужасная зависть, зависть до бешенства. Желчь проступала у него на лице, когда он видел произведение, носившее печать таланта. <…> Он начал скупать всё лучшее, что только производило художество. Купивши картину дорогою ценою, осторожно приносил в свою комнату и с бешенством тигра на нее кидался, рвал, разрывал ее, изрезывал в куски и топтал ногами, сопровождая смехом наслажденья.»

В конце концов Чартков сходит с ума и умирает:

«Припадки бешенства и безумия начали оказываться чаще, и, наконец, всё это обратилось в самую ужасную болезнь. Жестокая горячка, соединенная с самою быстрою чахоткою, овладела им так свирепо, что в три дня оставалась от него одна тень только. К этому присоединились все признаки безнадежного сумасшествия. <…> Наконец жизнь его прервалась в последнем, уже безгласном, порыве страдания.»

Это был цитатный образ и характеристика Чарткова в повести «Портрет» Гоголя: описание личности, характера и истории жизни художника Чарткова в цитатах.

Читайте также:  Какое свойство не характеризует метод дельфи

Смотрите: Все материалы по повести «Портрет»

Источник

Анджела

Высший разум

(2001606)

4 года назад

В образе Чарткова Гоголь раскрывает типический конфликт между художником, стремящимся служить своим искусством обществу, и требованиями представителей господствующих классов, смотрящих на искусство и художника как на средство украшения своего быта, покупающих за свои деньги талант художника.

Особым даром свыше обладает Чартков, герой повести «Портрет», о котором Гоголь пишет, что он «был художник с талантом, пророчившим многое: «вспышками и мгновениями его кисть отзывалась наблюдательностью, соображением, гибким порывом приблизиться к природе».

Но и с талантом человек может стать ремесленником, если не будет приумножать его.
Чартков нетерпелив и выражает недовольство необходимостью трудиться, его тяготит бедность, и он часто жалуется на « отсутствие и нехватку денег», завидуя «заезжим» иностранным живописцам, скапливающим себе «вмиг денежный капитал»; его уже начинает тянуть свет, и его учитель видит на нем то щегольской платок, то шляпу с лоском. Молодой художник мечтает о славе и обладает «гордым внутренним сознанием».
https://www.criticsfine.ru/critics-122-16.html
https://otvet.mail.ru/question/175261398
https://mypresentation.ru/documents/de6dc32fd4643262784cf79563322011/img3.jpg

N

Высший разум

(346907)

4 года назад

В первой части рассказывается о молодом живописце Чарткове. Это очень талантливый, но в тоже время бедный человек. Он восхищается талантом великих художников; его обижает то, что модные художники, рисующие свои картинки, получают огромные деньги, а он должен сидеть в нищете. Но тут с ним приключается странная история. Однажды он зашел в картинную лавку и увидел необычный портрет. Портрет был очень старый, на нем был изображен старик в азиатском костюме. Портрет сильно заворожил Чарткова. Старик притягивал его к себе; глаза его были особенно выразительны – они глядели на него, как настоящее. Молодой художник, сам не ожидая того, купил эту картину. После этого с Чартковым приключилась странная ситуация: ночью ему приснился сон, что старик вылез из картины и показал ему мешок с деньгами. Это говорит о том, что наш молодой художник жаждет богатство и славы, что-то уже в нем есть демоническое в душе. Тут проснувшись, он на иву обнаруживает деньги, которых бы хватило ему на три года. Чартков решает, что лучше потратить их на холсты и краски, то есть на благо своему таланту. Но его притягивает искушение: он срывается и начинает покупать множество не нужных ему вещей, снимает квартиру в городе и покупает себе славу в виде похвальной статьи в газете. Он изменил себе, своему таланту, зазнался; он не обращает никакого внимания на людей, которые когда-то занимали важное место в его жизни, включая учителя, который давал ему совет: «У тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь. Смотри, чтобы из тебя не вышел модный живописец…» . Статья в газете произвела фурор: люди так и бежали к нему, прося нарисовать их портрет, требуя то того, то другое. Чартков изменил своей душе и сердцу. Теперь он рисовал не так естественно, более схоже с портретируемым человеком, а так как просили его клиенты: «один требовал себя изобразить в сильном, энергическом повороте головы; другой с поднятыми кверху вдохновенными глазами; гвардейский поручик требовал непременно, чтобы в глазах виден был Марс…» . После этого мнение художника полностью изменяется, он удивляется, как он мог раньше придавать столько значения схожести и тратить столько времени на работу над одним портретом: «Этот человек, который копается по нескольку месяцев над картиною, по мне, труженик, а не художник. Я не поверю, чтобы в нем был талант. Гений творит смело, быстро…, утверждал, что прежним художникам уже чересчур много приписано достоинства, что все они до Рафаэля писали не фигуры, а селедки… Микель-Анжел хвастун…» . Чартков становится модным и известным богачом. Секрет его успеха прост – угождение самолюбивым заказам и отход от подлинного искусства. Однажды его попросили высказать свое мнение по поводу работ одного молодого художника. Чартков собирался раскритиковать его картины, но вдруг видит, как великолепно творчество молодого таланта. И тут тот он понимает, что обменял свой талант на деньги. Тогда-то им овладевает зависть ко всем художникам – он скупает и портит их картины. Вскоре он сходит с ума и умирает

Читайте также:  Какие свойства проявляют фенолы

Источник

Настя Каспер  ·  19 октября 2018

5,4 K

Мои интересы: разнообразны, но можно выделить следующие: литература, история…

Главный герой повести молодой художник Чартков поначалу был беден, но многие отмечали, что картины его весьма талантливы. Однажды он купил портрет старика, который привлек его внимание тем, что глаза его смотрят как живые. Но когда Чартков принес портрет домой, ему все время казалось, что старик на портрете следит за ним, ему стали сниться сны, связанные с портретом. В одном из снов старик выходит из рамы с мешком, набитым деньгами, и художнику удается схватить один свёрток с надписью «1000 червонцев». Впоследствии обнаружилось, что в раме картины действительно спрятаны эти деньги. С этого времени жизнь Чарткова изменилась, он переехал в новую квартиру, к нему потекли заказы и деньги, но, к сожалению, изменился и сам художник. Картины его больше не имели души, знакомые отмечали, что тот талант, который раньше был у него, теперь исчез. Теперь Чартков стал сварливым скрягой и ценность для него имели деньги, а не искусство, работы свои он тоже писал лишь ради денег, картины его покупали потому, что он писал в модной манере, старался угодить большиству. Впоследствии он сам замечает это, но понимает, что изменить уже ничего нельзя и к концу повести сходит с ума.

Какое произведение изобразительного искусства произвело на вас впечатление и изменило ваши взгляды?

В моём случае это был «чёрный квадрат» Малевича.

Так вышло, что мне удалось попасть в провинциальную художественную школу, изучать искусство там. Преподаватели живо говорили о прошлом и почти ничего о настоящем. Поверив в их тезисы, я была уверена, что искусство мертво. Однако узнав о товарище Малевиче, о новом, «современном искусстве», я поняла, что они скрывали от меня и других учеников целый мир.

Теперь я изучаю современное искусство и это даже часть моей рутинной деятельности. :>

Прочитать ещё 1 ответ

Как изменились роль и значение искусства в современном обществе по сравнению с античными временами?

редактор паблика «Римский взгляд», кандидат исторических наук, преподаю историю  ·  vk.com/dies_civilis

Искусство отделилось, с одной стороны, от науки, с другой – от ремесла. В древности существовало понятие благородных (свободных) искусств, к которым относились грамматика, риторика, геометрия, музыка – и все это было подготовкой к тому, чтобы заниматься философией. Неспроста философские штудии обычно завершали курс обучения в классической древности: выучившись у грамматика и ритора, человек отправлялся в какой-нибудь культурный центр античного мира (к примеру, Афины) и там слушал лекции известных философов. Как видите, такие привычные виды искусства, как живопись и скульптура, в расчет не берутся. Этим видам искусства была выделена сравнительно утилитарная роль: они обслуживали ценностные потребности античной гражданской общины. Скажем, греческие скульптуры изображают в основном богов греческого пантеона (и здесь мы имеем дело с церемониями официальных полисных культов) и каких-то выдающихся лиц, которые прославились деяниями (законодатели, полководцы) или какими-то достижениями (к примеру, победители спортивных состязаний). Римский скульптурный портрет возникает из традиции снимать посмертную маску с представителя рода – эти маски, выставленные в доме, являлись наглядной родословной знатного человека. Позднее мы видим скульптуры на римском форуме, которые были призваны знакомить римлян с их историей в лицах или прославить человека, сделавшего какое-то благо для государства. Вообще, при знакомстве с античной культурой важно понимать значение общественной жизни для человека классической древности и ее преобладание над жизнью частной. Изобразительное искусство должно было подчиняться задачам этой общественной жизни. Частные же заказы были сориентированы на личные вкусы приобретателей: художник/скульптор, занимая положение ремесленника, не имел права на суждение «я так вижу». Он должен был, к примеру, нарисовать картинку, которая должна была украшать столовую богатого человека и, скажем, возбуждать его аппетит. Конечно, имеем мы случаи, когда предметы изобразительного искусства, которые невероятно ценились (немало их приведено у Плиния Старшего), однако здесь обычно решающим фактором была слава мастера, как правило – древнего, создавшего то или иное произведение.

Читайте также:  Какой вид тропа основан на переносе свойств одного явления на другое по их сходству

Что касается поэзии, то она в общем должна была подчиняться устоявшимся образцам. Древние придавали большое значение форме, и потому написать произведение в вольной стихотворной форме, к примеру, было бы невозможно. Вводимое новшество должно было встретить широкий отклик. Опять же, автор сильно зависел от вкусов публики: либо он, к примеру, прославлял гексаметром эпические деяния или военные походы, и тогда мог получить поддержку от влиятельных покровителей; либо создавал поэзию или прозу, которую интересно было бы читать или она была бы на злобу дня (поэт-сатирик Марциал в этом смысле яркий пример). Пьесы – отдельная тема. Сейчас театральный режиссер имеет возможность опять же отсылаться к «авторскому прочтению / видению», в древности же автор, ставя свою пьесу, мог быть освистан и даже выгнан вон из театра. Публика была хозяином, и великие драматурги, к примеру – Еврипид, Менандр, Теренций – далеко не всегда пользовались ее благосклонностью. Первый даже однажды вынужден был выслушать советы о том, как «улучшить» свою пьесу, – и хотя ответил он с достоинством, но сам по себе факт достаточно показательным. 

Подводя итог, нужно сказать, что сейчас искусство обладает свободой. Оно никому ничего не должно. Часто мы видим ситуацию, когда человек, что-то не воспринимая, рискует быть осмеянным, получить упреки и т.д. В древности все было иначе – человек был мерилом ценности искусства, искусство должно было отвечать его потребностям, которые, в свою очередь, диктовались особенностями сознания, характерного для людей классической древности.

Почему современное искусство так ценится, хотя не составляет труда самому сделать такое же произведение?

«Я так мог бы» — аргумент распространённый, но довольно обманчивый.

Матиссовский «Джаз» выглядит простым, если не примитивным, но Матисс его сделал после того, как в возрасте семидесяти с лишним лет провёл всю Вторую Мировую в оккупированной Франции с раком кишечника. Осложнения после операции оставили его навсегда прикованным к постели и неспособным стоять у холста, так что последние годы жизни он работал почти исключительно с вырезками покрашенной ассистентами цветной бумаги.

Конечно, повторить внешнюю форму Матисса уже после Матисса — легко. Это всё равно что им переодеться. Но прожить жизнь Матисса вместо Матисса — не очень. И я не думаю, что кто-то может утверждать, можно или нельзя сделать «Джаз» без этого опыта — без многих лет работы, многих поисков, вынужденной изоляции, войны, травмы. Никто из нас на самом деле не знает, откуда берутся подобные вещи, а кто думает, что знает — пусть лучше перекрестится.

Гораздо точнее говорить об этом, как о чём-то, что могло бы случиться, но не случилось — что имярек действительно мог бы, при совпадении большого количества обстоятельств, оказаться в оккупированной Франции с раком кишечника — и после этого сделать «Джаз». Может быть. Всяко бывает. Но ничего из этого уже не произошло. 

«Я так мог бы» — справедливо не как возможность такого же исполнения, а как признание возможности обстоятельств, в которых такое исполнение оказывается единственно возможным. Тогда «я так мог бы» превращается в «со мной могло бы». Что в какой-то момент жизни абсолютно всё, что имеет смысл, сосредотачивается вот в этом — постель, из которой вы никогда не встанете, клей и цветная бумага. И всё, что вы когда-либо делали, можно продолжать уже только так. И от вас требуется найти способ — как это продолжать.

К тому же, что Матисс ведь не был заложником собственной формы. Его работы ценятся не за их предысторию — в них же нет ни болезни, ни оккупации, а просто — сад, фигура, все его прежние темы. Они ценятся потому что они работают. Свой способ продолжения был подсказан ему не болезнью, а опытом всей предыдущей жизни, которого не вынуть из этого выбора так же, как не вынуть его из самой картины. 

Так что не стоит говорить, что вы могли бы что-нибудь сделать «так же». Вы ведь не знаете, что это значит — «так же». Подумайте лучше, что с вами могло бы случиться «то же». И ещё не известно, что бы вы в этом случае сделали.

Прочитать ещё 1 ответ

Если бы Россия была человеком, а не страной, то как вы его себе представляете (пол, внешность, возраст, характер)?

Я вижу типичного мужика лет 60, офицер запаса, который живёт в частном доме. Дом старый, большой и запущенный, за исключением гостиной, там стоит росскошный диван и большая плазма. Большинство его соседей по частному сектору пытаются держатся от него подальше, ведь он когда напивается, становится буйный и начинает размахивать кулаками, к тому же, среди соседей ходят слухи, что у его погреб завален оружием, которое он всю службу списывал и тихонько тащил себе домой. Но некоторые соседи, среди которых бывшие сослуживцы этого мужика, всячески поддерживают его, и иногда устраивают громкие посиделки у него дома.

Прочитать ещё 8 ответов

Источник