Какие свойства чарткова говорят о таланте художника а какие нет

Какие свойства чарткова говорят о таланте художника а какие нет thumbnail

Анджела

Высший разум

(1997739)

4 года назад

В образе Чарткова Гоголь раскрывает типический конфликт между художником, стремящимся служить своим искусством обществу, и требованиями представителей господствующих классов, смотрящих на искусство и художника как на средство украшения своего быта, покупающих за свои деньги талант художника.

Особым даром свыше обладает Чартков, герой повести «Портрет», о котором Гоголь пишет, что он «был художник с талантом, пророчившим многое: «вспышками и мгновениями его кисть отзывалась наблюдательностью, соображением, гибким порывом приблизиться к природе».

Но и с талантом человек может стать ремесленником, если не будет приумножать его.
Чартков нетерпелив и выражает недовольство необходимостью трудиться, его тяготит бедность, и он часто жалуется на « отсутствие и нехватку денег», завидуя «заезжим» иностранным живописцам, скапливающим себе «вмиг денежный капитал»; его уже начинает тянуть свет, и его учитель видит на нем то щегольской платок, то шляпу с лоском. Молодой художник мечтает о славе и обладает «гордым внутренним сознанием».
https://www.criticsfine.ru/critics-122-16.html
https://otvet.mail.ru/question/175261398
https://mypresentation.ru/documents/de6dc32fd4643262784cf79563322011/img3.jpg

N

Высший разум

(346894)

4 года назад

В первой части рассказывается о молодом живописце Чарткове. Это очень талантливый, но в тоже время бедный человек. Он восхищается талантом великих художников; его обижает то, что модные художники, рисующие свои картинки, получают огромные деньги, а он должен сидеть в нищете. Но тут с ним приключается странная история. Однажды он зашел в картинную лавку и увидел необычный портрет. Портрет был очень старый, на нем был изображен старик в азиатском костюме. Портрет сильно заворожил Чарткова. Старик притягивал его к себе; глаза его были особенно выразительны – они глядели на него, как настоящее. Молодой художник, сам не ожидая того, купил эту картину. После этого с Чартковым приключилась странная ситуация: ночью ему приснился сон, что старик вылез из картины и показал ему мешок с деньгами. Это говорит о том, что наш молодой художник жаждет богатство и славы, что-то уже в нем есть демоническое в душе. Тут проснувшись, он на иву обнаруживает деньги, которых бы хватило ему на три года. Чартков решает, что лучше потратить их на холсты и краски, то есть на благо своему таланту. Но его притягивает искушение: он срывается и начинает покупать множество не нужных ему вещей, снимает квартиру в городе и покупает себе славу в виде похвальной статьи в газете. Он изменил себе, своему таланту, зазнался; он не обращает никакого внимания на людей, которые когда-то занимали важное место в его жизни, включая учителя, который давал ему совет: «У тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь. Смотри, чтобы из тебя не вышел модный живописец…» . Статья в газете произвела фурор: люди так и бежали к нему, прося нарисовать их портрет, требуя то того, то другое. Чартков изменил своей душе и сердцу. Теперь он рисовал не так естественно, более схоже с портретируемым человеком, а так как просили его клиенты: «один требовал себя изобразить в сильном, энергическом повороте головы; другой с поднятыми кверху вдохновенными глазами; гвардейский поручик требовал непременно, чтобы в глазах виден был Марс…» . После этого мнение художника полностью изменяется, он удивляется, как он мог раньше придавать столько значения схожести и тратить столько времени на работу над одним портретом: «Этот человек, который копается по нескольку месяцев над картиною, по мне, труженик, а не художник. Я не поверю, чтобы в нем был талант. Гений творит смело, быстро…, утверждал, что прежним художникам уже чересчур много приписано достоинства, что все они до Рафаэля писали не фигуры, а селедки… Микель-Анжел хвастун…» . Чартков становится модным и известным богачом. Секрет его успеха прост – угождение самолюбивым заказам и отход от подлинного искусства. Однажды его попросили высказать свое мнение по поводу работ одного молодого художника. Чартков собирался раскритиковать его картины, но вдруг видит, как великолепно творчество молодого таланта. И тут тот он понимает, что обменял свой талант на деньги. Тогда-то им овладевает зависть ко всем художникам – он скупает и портит их картины. Вскоре он сходит с ума и умирает

Источник

«Портрет» – одна из петербургских повестей известного автора Н. В. Гоголя. В ней описывается история молодого и талантливого художника. Чартков сделал свой выбор в жизни, от которого потом ему пришлось пострадать.

Описание героя

Андрей Петрович Чартков – молодой обедневший дворянин. его возраст – двадцать два года. В подчинении у него один единственный слуга. Характеристка Чарткова – подающий надежды художник. Искусство для него представляет большой интерес и составляет большую часть его жизни. Молодой художник с трудом сводит концы с концами – у него нет денег даже для того, чтобы купить свечу. Он снимает чахлую комнату на Васильевском острове, но даже оплата за жилье для него – тяжелое бремя, он имеет крупный долг.

Выглядит Чартков бедно, одевается плохо и совсем не заботится о собственной внешности. Но при этом художник мечтает разбогатеть, жить, ни в чем себе не отказывая. На последние деньги оон покупает себе портрет одного старика. На картине он выглядел как живой. Именно это поразило Чарткова и заставило отдать последние деньги за неоконченный рисунок. Эта покупка стала роковой для героя.

Взлет карьеры художника

На найденные деньги Чартков дает рекламу в богатой газете и обзаводится богатыми клиентами. Но со временем ему начинает надоедать писать одинаковые портреты. Его кисть ослабевает, вянет, его работы больше нельзя назвать произведением искусства. Казалось бы, имея богатство, Чартков мог бы стать настоящим художником, развивая свой талант. Но вместо этого он забывает о своем призвании. В погоне за заработком, Чартков бросает любимое дело, превращается в скупого ремесленника, в творчестве которого нет души, идеи, таланта.

Отношение к финансам

Характер Чарткова – нетерпеливый и немного заносчивый. Он хотел богатств, и при появившемся случае он сразу начинает жить на широкую ногу. Ради искусства художник не готов жить в нищете. Найдя деньги за рамой купленной картины, Чартков постепенно совсем забывает про искусство, его главной целью становится богатство. Но такая жизнь оказывается тоже не по нраву художнику. Увидев однажды картину приятеля, он понимает, что упустил что-то очень важное в собственной жизни. Теперь он никогда не сможет стать настоящим художником, хотя подавал большие надежды. Чарткова охватывает зависть. Он скупает хорошие картины, чтобы уничтожить их. Зависть убивает в нем не только талант, но и все человеческие качества.

Читайте также:  Какие свойства счетных множеств

В повести говорится о том, что нельзя предавать свой идеал ради денег. Любая жизнь должна быт насыщена идеей. Для Гоголя было важно показать читателю, что лучше жить бедно, но с духовной целью, чем в богатстве, но имея пустую, бессмысленную жизнь. Чартков – пример того, что нельзя предавать свою цель ради денег. В конце герой сходит с ума и умирает. Но кто знает, что выпало бы на долю художника, если бы богатство не испортило ему жизнь.

Данная статья поможет написать сочинение на тему «Чартков», описать героя и его жизнь, показать изменения, которые произошли с героем после обретения богатства.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

Источник

Художник И. Гуганава

Повесть «Портрет» принадлежит к числу Петербургских повестей Николая Гоголя.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Чарткова в повести «Портрет» Гоголя: описание личности, характера и истории жизни героя в цитатах.

Смотрите: 
Краткое содержание повести
— Все материалы по повести «Портрет»

Образ и характеристика Чарткова в повести «Портрет» Гоголя, описание в цитатах

Главный герой повести «Портрет» — молодой художник Чартков, житель Петербурга:

«…проходивший мимо молодой художник Чартков.»

Возраст Чарткова — 22 года:

«…заговорили в нем двадцать два года и горячая юность.»

Чартков — бедный молодой человек:

«Что ж, если нет денег? Подождите, я заплачу. <…> Да чем платить? – вопрос. У меня нет теперь ни гроша.» 

«…должен был выслушать терпеливо бедный живописец.»

Чартков — обедневший дворянин. У него есть один единственный крепостной крестьянин — слуга Никита:

«Парень назывался Никитою и проводил всё время за воротами, когда барина не было дома.»

Художник Чартков одевается бедно и не заботится о своей внешности:

«Старая шинель и нещегольское платье…» 

«…не имел времени заботиться о своем наряде…» 

«…надел свой крепко и сильно заношенный халат.»

Чартков снимает скормную комнату в доме на 15-ой линии Васильевского острова:

«…в своей лачужке на Васильевском острове.» 

«…дотащился он к себе в Пятнадцатую линию на Васильевский остров. С трудом и с отдышкой взобрался он по лестнице, облитой помоями и украшенной следами кошек и собак.» 

«…в свою студию, квадратную комнату, большую, но низенькую, с мерзнувшими окнами, уставленную всяким художеским хламом…» 

«…уселся он на своем оборванном диване…»

Художник Чартков обладает многообещающим талантом. Его учитель пророчит Чарткову большое успех в искусстве, если тот будет работать над собой и развиваться:

«Молодой Чартков был художник с талантом, пророчившим многое…» 

«Смотри, брат, – говорил ему не раз его профессор, – у тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь.»

Молодой живописец Чартков живет бедно, но преданно служит искусству:

«…показывали в нем того человека, который с самоотвержением предан был своему труду…»

К сожалению, Чартков нетерпелив и эта черта становится для него роковой. Бедный художник мечтает поскорее разбогатеть. Он не хочет жить в нищете ради искусства:

«Но ты нетерпелив.» 

«Да! терпи, терпи! – произнес он с досадою. – Есть же, наконец, и терпенью конец. Терпи! а на какие деньги я завтра буду обедать?» 

«Зачем я мучусь и, как ученик, копаюсь над азбукой, тогда как мог бы блеснуть ничем не хуже других и быть таким, как они, с деньгами.»

Однажды Чартков покупает портрет одного старика. В раме портрета он обнаруживает 1000 червоных (то есть 3000 рублей) — эти деньги переворачивают всю его жизнь:

«Таким образом Чартков совершенно неожиданно купил старый портрет…»

На деньги из портрета Чартков начинает новую жизнь. Он покупает хорошую одежду, нанимает роскошную квартиру в центре и т.д.:

«Прежде всего зашел к портному, оделся с ног до головы и, как ребенок, стал обсматривать себя беспрестанно; накупил духов, помад, нанял, не торгуясь, первую попавшуюся великолепнейшую квартиру на Невском проспекте…»

Пользуясь деньгами, Чартков решает прославиться. Для этого он заказывает в газете рекламную статью о своих картинах. В результате у него появляются богатые клиенты, которые заказывают ему свои портреты:

«В душе его возродилось желанье непреоборимое схватить славу сей же час за хвост и показать себя свету. <…> На другой же день, взявши десяток червонцев, отправился он к одному издателю ходячей газеты, прося великодушной помощи…»

Вскоре Чартков становится модным художником и вращается в светском обществе:

«Чартков сделался модным живописцем во всех отношениях. Стал ездить на обеды, сопровождать дам в галереи и даже на гулянья, щегольски одеваться… <…> одним словом, скоро нельзя было в нем вовсе узнать того скромного художника, который работал когда‑то незаметно в своей лачужке на Васильевском острове.»

Слава Чарткова растет, но вместе с тем умирает его талант. Ему надоедает рисовать одни и те же портреты. Его кисть «охладевает» и «тупеет»:

«Слава его росла, работы и заказы увеличивались. Уже стали ему надоедать одни и те же портреты и лица, которых положенье и обороты сделались ему заученными. Уже без большой охоты он писал их…» 

«Кисть его хладела и тупела…» 

«А некоторые, знавшие Чарткова прежде, не могли понять, как мог исчезнуть в нем талант… напрасно старались разгадать, каким образом может угаснуть дарованье в человеке…»

Вкусив славы и богатства, Чартков обращает всю свою страсть к деньгам. Золото делается его иделом и целью:

«И потому все чувства и порывы его обратились к золоту. Золото сделалось его страстью, идеалом, страхом, наслажденьем, целью. Пуки ассигнаций росли в сундуках, и как всякий, кому достается в удел этот страшный дар, он начал становиться скучным, недоступным ко всему, кроме золота, беспричинным скрягой, беспутным собирателем…»

Однажды Чартков видит талантливую работу одного своего товарища, которая потрясает его. Чартков понимает, что он стал бездарностью и больше не может нарисовать ничего талантливого. Он осознает, что пониает, что сам убил в себе талант, который невозможно возродить:

«Боже! и погубить так безжалостно лучшие годы своей юности; истребить, погасить искру огня, может быть теплившегося в груди…» 

«Да, – проговорил он отчаянно, – у меня был талант. Везде, на всем видны его признаки и следы…»

После этого случая Чартков начинает безумно завидовать талантливым художникам. Он скупает все лучшие картины и уничтожает их у себя дома:

«Им овладела ужасная зависть, зависть до бешенства. Желчь проступала у него на лице, когда он видел произведение, носившее печать таланта. <…> Он начал скупать всё лучшее, что только производило художество. Купивши картину дорогою ценою, осторожно приносил в свою комнату и с бешенством тигра на нее кидался, рвал, разрывал ее, изрезывал в куски и топтал ногами, сопровождая смехом наслажденья.»

В конце концов Чартков сходит с ума и умирает:

«Припадки бешенства и безумия начали оказываться чаще, и, наконец, всё это обратилось в самую ужасную болезнь. Жестокая горячка, соединенная с самою быстрою чахоткою, овладела им так свирепо, что в три дня оставалась от него одна тень только. К этому присоединились все признаки безнадежного сумасшествия. <…> Наконец жизнь его прервалась в последнем, уже безгласном, порыве страдания.»

Это был цитатный образ и характеристика Чарткова в повести «Портрет» Гоголя: описание личности, характера и истории жизни художника Чарткова в цитатах.

Читайте также:  Какие общие свойства объекта

Смотрите: Все материалы по повести «Портрет»

Источник

Гоголевская повесть «Портрет» и характеристика Чарткова

Обзорный анализ произведения

К повести автор относился особенно щепетильно, возвращаясь к работе над ней даже после публикации. Со временем росло писательское мастерство, менялись вкусовые предпочтения и метод работы. Но выводы, сделанные Гоголем в произведении, оставались незыблемыми. Это заставляло его вновь и вновь обращаться к своему вроде бы законченному творению, внося в текст всё новые исправления и добиваясь максимального стилистического совершенства.

История создания

Надломление личности, не выдержавшей искушения

Писатель обратился к идее искушения и нравственного падения художника (не в смысле живописца, а творческой личности вообще) ещё в 1831 году, когда появились первые наброски истории о нищем портретисте, в руки которого попадает внезапное богатство. Работа над повестью велась в течение 1833−1834 годов. Будучи молодым романтиком, Гоголь чрезмерно увлёкся мистической составляющей, излишним многословием и необязательными описаниями (отступление о Коломне). В рамках литературного метода это было оправданно, но уводило читателя от ясного понимания основной идеи, которая терялась в развлекательных элементах.

В таком виде эта «Петербургская повесть» вышла в свет в 1835 году в сборнике «Арабески». Восторженно приветствовавший появление молодого автора в русской литературе Белинский дал этой работе негативную оценку. Он определил «Портрет» как неудачную попытку писателя в фантастическом роде, но также заметил, что даже в падении Гоголь всё равно остаётся талантом необыкновенным. Последняя оговорка заставила писателя переработать произведение на основе принципов фантастического реализма:

  • Фамилия главного героя с Черткова изменена на Чартков, во избежание слишком лобового отсыла к подчинению нечистой силе.
  • Сокращены мистические коллизии и отступления от основной сюжетной линии.
  • Подверглись коррекции речь рассказчика и ритмика повествования.

Новая версия была напечатана в третьем номере «Современника» за 1842 год.

Построение и сюжет

Композиция повести представляет из себя сочетание двух частей, связанных общим образом мистического ростовщика, в котором угадывается олицетворение дьявольских, искушающих человека сил. В первой части рассказчиком является сам писатель, а во второй речь ведётся от лица сына художника, много лет назад согласившегося написать портрет старика:

Литературный образ человека искусства

  1. История молодого и подающего большие надежды живописца, который чудесным образом становится обладателем изрядного состояния. Он тратит свалившийся с неба капитал на создание имиджа и в скором времени становится известным в Петербурге портретистом. Стараясь угодить столичной публике, художник поступается творческими принципами, идёт на поводу у заказчиков и утрачивает свой неразвитый талант, превратившись в бездарного ремесленника. Когда же он замечает эту перемену, то случается духовный надлом. Чартков сходит с ума, заболевает и умирает.
  2. На аукционе-распродаже имущества некоего мецената объявляется художник Б., предъявляющий права на портрет старого ростовщика. Его цель — уничтожить картину, приносящую владельцам только горе, безумие и смерть. Он рассказывает присутствующим историю создания портрета, автором которого был его отец. Из этого повествования явствует, что изображён здесь сам дьявол, присутствием своим влияющий на судьбы и характеры всех, кто каким-то образом соприкасается с картиной. Лишь обращение к богу и уход в монастырь освобождают отца Б. от дьявольского наваждения и возвращают способность творить.

Заканчивается повесть исчезновением таинственного портрета. Увлечённые историей художника Б. присутствующие не заметили, как кто-то его украл со стены. Олицетворённое зло продолжило своё существование в мире.

Смысл и художественные особенности

Проблема творчества и отношения к богатству

Мистический мотив оживающих портретных изображений в романтизме был разработан достаточно хорошо. Возник даже жанр рассказа о преступных художниках, восходящий к новеллам Э. Т. Гофмана «Мадемуазель де Скюдери» и «Церковь иезуитов», а полноценное завершение получивший в знаменитом «Портрете Дориана Грея» Оскара Уайльда. Однако у Гоголя этот мотив служит средством, с помощью которого подчёркивается реализм описания нравственной беззащитности бедного человека перед всевластием золотого тельца.

Согласно мировоззрению автора делается и вывод, что только религия и истинная вера могут спасти душу человека от дьявольского наваждения.

В произведении освещены интереснейшие вопросы насчет отношения к творчеству. Мысль писателя о том, что невозможно одновременно служить практической выгоде и чистому искусству, на примере Чарткова получает литературное воплощение, становится объектом психологической драмы. В то же время Гоголь выступает и против слепого следования реализму, что видно из того, как он описывает судьбу автора портрета. Гоголь утверждает необходимость границ для этого направления. Не всё существующее в жизни может являться предметом художественного изображения.

Образ центрального персонажа

Главный герой первой части Андрей Петрович Чартков, из обедневших дворян, 22 лет от роду, проживал на съёмной квартире в 15 Василеостровской линии. Писатель долго выбирал фамилию (Чертков, Черток, Чарток), остановившись наконец на Чарткове, как не слишком значимой в написании, но вполне соотносимой с «чёртом» при произношении. Ему казалось необходимым подчеркнуть этим фантасмагорию, на которую был обречён его персонаж.

Читайте также:  Какие свойства разбавленных растворов не зависят от природы

Изложение содержания первой части

Юный художник на распродаже в Щукином (ныне Апраксин) дворе приобретает портрет загадочного ростовщика с необыкновенно реалистично прописанными глазами. Вернувшись домой, он долго разглядывает картину и засыпает. Во сне ему видится, что полотно ожило, старик вышел из рамы, и, усевшись за стол, стал пересчитывать золотые монеты, упакованные в синюю бумагу. Один из таких столбиков случайно упал со стола, и Чартков схватил его.

На следующий день явившиеся к нему хозяин квартиры и квартальный требуют уплаты за месяц, угрожая в противном случае выселить художника. Полицейский неловко поправляет портрет ростовщика и оттуда выпадает синий свёрток с золотом. Первая мысль молодого человека — накупить красок, холстов, бюстиков и погрузиться в работу. Но внутренний голос подсказывает ему, что есть и иной вариант применения капитала.

Краткий пересказ произведения «Портрет»

Чартков снимает новую квартиру, соответствующую своему классу, просит знакомого журналиста сделать рекламу и начинает работать на заказ. Поначалу он пробует творить, ищет оригинальные цветовые и композиционные решения, но настойчивость клиентов и незатейливость их вкусов сводят на нет его устремления. Угадав желания заказчиков, художник стал штамповать бездарные поделки и превратился в преуспевающего и модного портретиста.

Но как-то раз на выставке он увидел картину своего бывшего товарища, исполненную с мастерством и талантом. Прибежав домой, Чартков попробовал создать хоть что-то подобное и увидел, что не может ничего. Его дар пропал. С этих пор герой озлобился на весь мир и, мучимый завистью, стал скупать и уничтожать любое полотно, отмеченное искрой гениальности. Все накопленные миллионы ушли на эту страсть, которая свела его с ума и довела до могилы.

Характеристика образа в цитатах

Юноша учился живописи и обещал вырасти в большого и самобытного творца. «Смотри, брат, — говорил ему не раз его профессор, — у тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь».

Но все мысли Чарткова занимала крайняя степень бедности, в которой протекало его существование. Денег не было вовсе, свечи кончились, за квартиру заплатить — нечем. Тема бедности звучит в начале повести и в описании внешности героя, и в деталях быта:

  • «Старая шинель и нещегольское платье…», «…надел свой крепко и сильно заношенный халат».
  • «С трудом и с отдышкой взобрался он по лестнице, облитой помоями и украшенной следами кошек и собак», «…в свою студию,… уставленную всяким художеским хламом…» «…уселся он на своем оборванном диване…».

Образ Черткова

Однако при этом всего себя он отдаёт творчеству, готов работать круглые сутки. Последний двугривенный он тратит на покупку живописного полотна, поразившего его мастерством исполнения. Когда речь заходит о том, какие свойства Чарткова говорят о его таланте художника, помимо оценок сотоварищей по цеху, уместно обратить внимание на глубокое понимание им искусства, стремление соответствовать лучшим образцам, переживания по поводу утраты своего дара.

Ступени нравственного падения Чарткова прослеживаются Гоголем с реалистичной достоверностью. Используя открывшуюся возможность, без достаточной подготовленности он решает деньгами заменить труд по совершенствованию мастерства. Затем он потакает низкопробным вкусам своих клиентов, быстро уловив конъюнктуру рынка. Точно по наущению сатаны, чем меньше искусства остаётся в его портретах, тем богаче и значительнее делается он сам.

«…заказы увеличивались. Уже стали ему надоедать одни и те же портреты и лица, которых положенье и обороты сделались ему заученными…»

Смысл в произведении «Портрет»

И вместе с ростом значительности приходит убеждение, что деньги решают всё. Теперь действия художника направлены лишь на приобретение богатства. Гибель таланта и образовавшаяся на этом месте пустота в душе объясняют, почему золото сделалось страстью Чарткова. Оно стало:

«…идеалом, страхом, наслажденьем, целью… и как всякий, кому достается в удел этот страшный дар, он начал становиться скучным, недоступным ко всему, беспричинным скрягой…»

Но деградация личности была неполной, если бы не проявилась в поступках героя. Внутреннее опустошение пробуждает такие черты характера, как зависть и месть всему одарённому и светлому:

«Он начал скупать всё лучшее, что только производило художество. Купивши картину…, осторожно приносил в свою комнату и с бешенством тигра на нее кидался, рвал, разрывал ее, изрезывал в куски и топтал ногами, сопровождая смехом наслажденья».

Этот эпизод раскрывает не только безумие нравственно опустошённого человека, но и является символом власти денег над чистым искусством. Однако писатель искренне убеждён, что, по божьему плану, за всякое злодеяние обязательно наступает расплата:

«…и, наконец, всё это обратилось в самую ужасную болезнь. Жестокая горячка, соединенная с самою быстрою чахоткою, овладела им так свирепо, что в три дня оставалась от него одна тень только. К этому присоединились все признаки безнадежного сумасшествия».

Вместо вывода

Автор произведения «Портрет»

«Портрет» Гоголя пытается решить концептуальные проблемы творческого процесса и взаимоотношений художник — чернь (даже если она высокопоставленная). Написанная в переходный для автора период, она совмещает в себе черты как романтического метода, так и критического реализма.

Черты последнего особенно ярко проявляются в описании высшего общества Петербурга, которое в повести выступает и жертвой деятельности дьявольских сил (история с князем Р.), и их косвенным пособником. Писатель рисует чрезвычайно занятых представителей света с саркастической насмешкой, двумя-тремя штрихами раскрывая перед читателем пустоту их жизни, поверхностность знаний и увлечение внешними эффектами. Но при этом обладание средствами позволяет им высказывать суждения, от которых зависит жизнь и благосостояние других людей.

Первые клиенты Чарткова, мать и дочь с восковыми от беспрестанных ночных балов лицами, сначала рассыпаются в комплиментах, а затем, демонстрируя полное непонимание прекрасного, принуждают юношу поступиться принципами искусства и продать им свой ученический набросок Психеи, которому он придал некоторое сходство с позировавшей ему девушкой.

Краткое содержание произведения «Портрет»

Последовавшая за этим череда заказчиков, где каждый военный желал, чтобы у него непременно был Марс в глазах, а всякий чиновник — опираться на книгу с каким-нибудь пошлым, но обязательно нравоучительным высказыванием, создают обобщённый образ духовной пустоты и поклонения ложным идеалам. Гоголь уже в начале творческого пути умел тонко прочувствовать развращающее влияние праздности высшего света, имеющего столько влияния на несформировавшуюся молодежь, и предупредить об опасности следования идеалам этого мира.

Источник